Научная статья на тему 'Матрица русского варианта музыкального импрессионизма'

Матрица русского варианта музыкального импрессионизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПРЕССИОНИЗМ / IMPRESSIONISM / ЭСТЕТИКА ИМПРЕССИОНИЗМА / AESTHETICS OF IMPRESSIONISM / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ИМПРЕССИОНИЗМА / MUSICAL LANGUAGE OF IMPRESSIONISM / РУССКИЙ ВАРИАНТ ИМПРЕССИОНИЗМА / RUSSIAN VERSION OF IMPRESSIONISM / МОДЕЛЬ / MODEL / МАТРИЦА / MATRIX / ИМПРЕССИОНИСТСКИЕ МЕТОДЫ / IMPRESSIONISTIC METHODS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садуова Алия Талгатовна

В статье впервые предлагается модель русского варианта импрессионизма. Выделяются два ключевых уровня импрессионизма: философско-эстетический и музыкально-типологический. Показателями модели русского варианта импрессионизма служат: восприятие Мира (соотношение субъективного и объективного), воплощение Мира, трактовка сюжета или образа, музыкальный язык. На их основе моделируется матрица, позволяющая объяснить эстетику импрессионизма и импрессионистские методы (абсолютизация мгновения и колористика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATRIX OF RUSSIAN VERSION OF MUSICAL IMPRESSIONISM

In the article a model of the Russian version of impressionism is proposed for the first time. The author singles out two key levels of impressionism: philosophical-aesthetic and musical-typological ones. The indicators of the model of the Russian version of impressionism are the following: the perception of the World (correlation between subjective and objective), the embodiment of the World, the interpretation of the plot or the image, and musical language. On their basis a matrix, which allows explaining the aesthetics of impressionism and impressionistic methods (the absolutization of the moment and coloristics), is modelled.

Текст научной работы на тему «Матрица русского варианта музыкального импрессионизма»

Садуова Алия Талгатовна

МАТРИЦА РУССКОГО ВАРИАНТА МУЗЫКАЛЬНОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

В статье впервые предлагается модель русского варианта импрессионизма. Выделяются два ключевых уровня импрессионизма: философско-эстетический и музыкально-типологический. Показателями модели русского варианта импрессионизма служат: восприятие Мира (соотношение субъективного и объективного), воплощение Мира, трактовка сюжета или образа, музыкальный язык. На их основе моделируется матрица, позволяющая объяснить эстетику импрессионизма и импрессионистские методы (абсолютизация мгновения и колористика) . Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/3-1/36.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 1. C. 149-152. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

ENDONYMICS OF THE MINISTERS OF THE TRADITIONAL MARI RELIGION OF THE XVIII-XXI CENTURIES

Saberov Rushan Anvyarovich

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University saberow@yandex. ru

The article examines the problems of designating the priests and peripheral staff of the traditional Mari religious cult in the XVIII-XXI centuries. Relying on comparative and comparative-historical methods the author concludes that the most archetypal definition of the Mari cult minister is the endonyme "карт", and his assistant - "учо". Nowadays the ministers of the Mari traditional religion are officially called "онаенг".

Key words and phrases: the Mari people; traditional religion; cult minister; endonyme; the XVIII-XXI centuries.

УДК 78.03 Искусствоведение

В статье впервые предлагается модель русского варианта импрессионизма. Выделяются два ключевых уровня импрессионизма: философско-эстетический и музыкально-типологический. Показателями модели русского варианта импрессионизма служат: восприятие Мира (соотношение субъективного и объективного), воплощение Мира, трактовка сюжета или образа, музыкальный язык. На их основе моделируется матрица, позволяющая объяснить эстетику импрессионизма и импрессионистские методы (абсолютизация мгновения и колористика).

Ключевые слова и фразы: импрессионизм; эстетика импрессионизма; музыкальный язык импрессионизма; русский вариант импрессионизма; модель; матрица; импрессионистские методы.

Садуова Алия Талгатовна, к. искусствоведения

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова aliya_saduova@mail. ги

МАТРИЦА РУССКОГО ВАРИАНТА МУЗЫКАЛЬНОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

Импрессионизм, несмотря на свое поэтическое и незамысловатое название, переводящееся с французского как «впечатление», достаточно сложен. Проявив себя в разных видах искусства и обладая множественными межвидовыми связями и влияниями, он, тем не менее, остается едва уловимым для описания: каждый вид искусства по-своему трактовал живописные принципы импрессионизма; а зачастую восприятие этих принципов было опосредованным, косвенным. Неслучайно сегодня импрессионизм определяют как «целостный феномен искусства, существующий в единстве противоречивых устремлений и многообразии художественных открытий» [1, с. 83]. Поэтому представить абсолютно полную «картину» данного направления трудно, как трудно дать ему точное определение. При всем множестве работ, связанных с импрессионизмом, найти ответ на данный вопрос непросто. Возможно, в некоторой степени, разрешить данную проблему сможет модель.

Прежде всего, определимся с самим понятием «модель». Наиболее близкими к задаче данной работы представляются взаимодополняющие значения, предложенные Р. Шенноном и Ю. М. Лотманом. Модель, по мнению Р. Шеннона, - «это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности» [3, с. 222]; по Ю. М. Лотману, - это «аналог познаваемого объекта, заменяющий его в процессе познания» [2, с. 387]. Для удобства на их основе дадим рабочее определение модели: это такое представление объекта, которое отличается от объекта по своей форме, но заменяет его в процессе познания.

Модели могут быть разных видов, но в целом их группируют вокруг трех базовых типов: физической, математической и аналоговой. «Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного объекта или системы», - считают исследователи [3, с. 225]. «В математической модели, называемой также символической, - продолжают авторы, - используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события» [Там же, с. 226]. В свою очередь, «аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой» [Там же]. В гуманитарных науках чаще используется аналоговая модель. Способов создания таких моделей неограниченное множество. К таким моделям можно отнести график, организационную схему - графическое, схематическое описание каких-либо явлений или процессов. Представляется, что именно с помощью аналогового моделирования можно построить матрицу русского варианта музыкального импрессионизма.

Понятие «матрица» используется в разных науках (в математике, физике, экономике, менеджменте и пр.). В большинстве случаев под матрицей понимается прямоугольная или квадратная таблица (схема). Причем,

как правило, за основу взята математическая матрица, понимаемая как прямоугольная таблица каких-либо элементов (чисел или математических выражений), состоящая из строк и столбцов (если число строк равно числу столбцов, то матрицу называют квадратной). В экономике на основе математической матрицы разработаны: матрица Бостонской консультативной группы, матрица Дженерал Электрик - МакКинзи, матрица Ансоффа и др. В них числа (математические выражения) заменены какими-либо понятиями (описаниями объекта изучения). В результате образуется аналоговая модель (матрица), с помощью которой возможно исследование рынка, перспектив компании, позиции компании в конкуренции и т.п. Попробуем применить данный способ к исследованию импрессионизма и русского музыкального варианта в частности (более подробно о русском варианте импрессионизма - в монографии «Импрессионизм в русской музыке рубежа Х1Х-ХХ веков: истоки, тенденции, стилевые особенности» автора данной статьи [4]).

Теоретически аналоговую стилевую модель (матрицу) музыкального импрессионизма можно представить в виде системы, состоящей из двух равнозначных уровней. Один уровень философско-эстетический, другой - музыкально-типологический. Они показывают наиболее общие особенности, характеризующие эстетику импрессионизма и его музыкальный язык. Все элементы обоих уровней равнозначны и не являются иерархической «лестницей»: это равновеликие, равноценные и взаимосвязанные грани одного целого. Более того, элементы одного уровня постоянно взаимодействуют с элементами другого, таким образом, и сами уровни модели не являются чем-то отдельным друг от друга. Поэтому в данной работе философско-эстетический и музыкально-типологический уровни будут рассматриваться во взаимосвязи.

Выделим ключевые показатели матрицы (здесь и далее см. Таблицу 1):

1) восприятие Мира, предполагающее описание соотношения субъективного и объективного в импрессионистском мировоззрении (или соотношения «Я» и «Мир») (квадраты 1 по горизонтали и вертикали Таблицы 1);

2) воплощение Мира, включающее особенности претворения восприятия Мира в произведении (квадраты 2);

3) постижение и трактовка сюжета или образа(ов) композитором (квадраты 3);

4) особенности внутренней организации произведения, то есть ее формы и средств выразительности (квадраты 4).

Два уровня в матрице образуют треугольники с вершинами: 1.1 - 3.1. - 1.3 (философско-эстетический уровень) и 4.4 - 4.2 - 2.4 (музыкально-типологический).

Рассмотрим по отдельности философско-эстетический и музыкально-типологический уровни матрицы. Обратимся к философско-эстетическому уровню матрицы (треугольник с вершинами 1.1 - 3.1 - 1.3).

• На уровне восприятия Мира в импрессионизме преобладает субъективность в собственном ощущении Мира композитором (квадрат 1.1).

• Восприятие Мира на уровне его Воплощения проявляется в том, что с одной стороны первостепенную роль играет первое впечатление, которое запечатлевается с помощью метода «наивного реализма» (квадрат 2.1), и с другой стороны, - отсутствует конфликт между Я и Миром (квадрат 1.2). Важнейшим пунктом собственно Восприятия Мира являются продление каждого мгновения и способность увидеть в каждом мгновении красоту (квадрат 2.2).

• Восприятие Мира на уровне его Постижения и трактовки собственно сюжета или образа(ов) произведения проявляется в том, что, каким бы ни был Мир (реальным или нереальным), происходит растворение Человека в Мире (квадрат 3.1), притом что сохраняется радостное мироощущение (квадрат 1.3).

Выделим основные свойства треугольника музыкально-типологического уровня (треугольник с вершинами 4.4 - 4.2 - 2.4):

• На уровне Постижения/трактовки сюжета или образа в импрессионистском произведении проявляются такие качества как лиризм, мягкость, созерцательность, а также тонкий психологизм и экзотизм (красота) (квадрат 3.3). На пересечении уровней Постижения/трактовки сюжета или образа и Формы / музыкального языка возникают такие свойства как преобладание эскизности, этюдности, незавершенности (3.4), а также им-провизационности или вариантности с одной стороны, и с другой - преобладание красочности/сонорности, особенно на уровнях лада, гармонии, тембра, динамика, фактуры (квадрат 4.3).

• Соответственно, на пересечении таких ключевых показателей таблицы как Воплощение Мира и Форма/музыкальный язык с одной стороны возникают такие свойства как отсутствие абсолютно контрастных противопоставлений (особенно на уровнях формы, тематизма, оркестровки и фактуры) (4.2), а с другой -склонность композиторов-импрессионистов к миниатюризму, сюитности/трехчастности/рондальности/кон-центричности/симметричности (2.4).

• На уровне Формы / музыкального языка полное восприятие произведения происходит только после целостного прослушивания (как в живописи импрессионистов, полное представление картины складывается только на определенном расстоянии) (4.4).

Ключевые моменты взаимопроникновения философско-эстетического и музыкально-типологического уровней можно показать диагональю 1.1 - 4.4. Ее особенность в том, что квадраты 1.1 и 2.2 относятся к философско-эстетическому уровню, а 3.3 и 4.4 - к музыкально-типологическому.

Дополняет диагональ 1.1 - 4.4 диагональ 4.1 - 1.4. Она также является объединяющей для обоих уровней, но ее особенность в том, что все указанные в ней свойства импрессионизма являются общими как для философско-эстетического, так и для музыкально-типологического уровня.

Таблица 1.

Матрица русского варианта импрессионизма

Восприятие Мира / соотношение субъективного и объективного (Я и Мир) 1 Воплощение Мира 2 Постижение/ трактовка сюжета/ образа(ов) 3 Форма/ музыкальный язык 4

Восприятие Мира / соотношение субъективного и объективного (Я и Мир) 1 Мое ощущение мира (субъективность) 1.1 Отсутствие конфликта между Я и Миром 1.2 Радостное мироощущение 1.3 Динамика в статике 1.4

Воплощение Мира 2 Впечатление «Наивный реализм» 2.1 Продление каждого мгновения Красота в каждом мгновении 2.2 Картинность/ Ассоциативность 2.3 Миниатюризм Сюитность / трехчастность / рондальность/ концентричность / симметричность 2.4

Постижение/ трактовка сюжета/образа(ов) 3 Мир - реальный (пейзаж, морина, архитектурный пейзаж) / нереальный (сказка, фантазия) Растворение Человека в Мире 3.1 «Главные действующие лица» - преображения воздуха, воды, цвета, света и т.п. 3.2 Лиризм Мягкость Созерцательность Тонкий психологизм / Экзотизм 3.3 Этюдность Эскизность Незавершенность Импровизационность/ Вариантность 3.4

Форма/ музыкальный язык 4 Любование каждым движением/звуком (в широком смысле) 4.1 Отсутствие абсолютно контрастных противопоставлений (особенно на уровнях формы, тематизма, оркестровки и фактуры) 4.2 Красочность/ сонорность (особенно на уровнях гармонии, лада, тембра, динамики, фактуры) 4.3 Полное восприятие только после целостного прослушивания (как в живописи, только на расстоянии) 4.4

Проследим, какие музыкально-типологические свойства порождает философско-эстетический уровень:

1. На уровне Восприятия Мира это проявляется на показателе Форма / музыкальный язык. С одной стороны, субъективность мироощущения (1.1), впечатление и «наивный реализм» (2.1), растворение Человека в Мире (3.1) приводят к любованию каждым движением/звуком в широком смысле (4.1). С другой стороны, субъективность мироощущения (1.1), отсутствие конфликта (1.2), радостное мироощущение (1.3) приводят к статичности (1.4). Но мы уже сказали, что каждое мгновение дорого композитору, он любуется каждым из них (квадрат 4.1). Следовательно, в этой статике будет наблюдаться динамика (квадрат 1.4).

2. На уровне Воплощения Мира:

• Повторим, что на пересечениях Восприятия Мира с Воплощением Мира проявляются такие качества как первостепенность первого впечатления и метода «наивный реализм» (квадрат 2.1) и отсутствие конфликта между Я и Мир (квадрат 1.2).

• Кроме этого важнейшим пунктом собственно Восприятия Мира является продление каждого мгновения и способность увидеть в каждом мгновении красоту (квадрат 2.2).

• Это приводит к общим свойствам, как для философско-эстетического, так и для музыкально-типологического уровня, таким как картинность/ассоциативность, и преобразованию такой образной сферы как преображение цвета, света и т.п. (2.3 и 3.2). Поясним: отсутствие конфликта (1.2), продление каждого мгновения и красота в каждом мгновении (2.2) способствуют тому, что в образном содержании преобладают такие «главные действующие лица» как преображения цвета, света, воздуха... (3.2); а впечатление, «наивный реализм» (2.1), продление каждого мгновения и их красота (2.2) - способствуют красочности/ассоциативности (2.3).

• На уровне Формы / музыкального языка отсутствие конфликта (1.2), продление каждого мгновения и красота в каждом мгновении (2.2), «главные действующие лица» как преображения цвета, света, воздуха... (3.2) способствуют отсутствию абсолютно контрастных противопоставлений, особенно на уровнях формы, тема-тизма, оркестровки, фактуры (4.2). С другой стороны, впечатление, «наивный реализм» (2.2), продление каждого мгновения и их красота (2.2), красочность/ассоциативность (2.3) способствуют преобладанию в произведениях импрессионистов миниатюризма, сюитности/трехчастности/рондальности/концентричности/ симметричности (2.4), но с оговоркой, что в них нет абсолютных контрастов (4.2).

3. На уровне Постижения и (или) трактовки сюжета и (или) образа(ов):

• Растворение Человека в Мире (как реальном, так и нереальном) (3.1), главенство в образном содержании преображения воздуха, воды, цвета. (3.2) с одной стороны и радостное мироощущение (1.3), картинность/ассоциативность (2.3) с другой непосредственно на музыкально-типологическом уровне произведения сказываются на том, что трактовка сюжета происходит с преобладанием лиризма, мягкости, созерцательности, тонкого психологизма / экзотизма (красочности) (3.3).

• Растворение Человека в Мире (как реальном, так и нереальном) (3.1), главенство в образном содержании преображения воздуха, воды, цвета. (3.2), преобладание лиризма, мягкости, созерцательности, тонкого психологизма / экзотизма (красочности) (3.3) приводят к этюдности, эскизности, незавершенности, а также к импровизационности/вариантности на уровне Формы / музыкального языка. С другой стороны, радостное мироощущение (1.3), картинность/ассоциативность (2.3), преобладание лиризма, мягкости, созерцательности, тонкого психологизма / экзотизма (красочности) (3.3) приводят к преобладанию красочности/ сонорности (особенно на уровнях гармонии, лада, тембра, динамики, фактуры) (4.3).

С учетом вышеизложенного, поясним такие понятия как эстетика импрессионизма и импрессионистские методы. Эстетика импрессионизма предполагает наличие такого художественного мышления, которое основывается на особом оптимистическом, бесконфликтном отношении человека к окружающему миру. Базовым условием подобного отношения служит единство человека с природой, не зависящее от социальных катаклизмов действительности, в которой живёт человек (автор). Природа же изначально понимается как «всегда прекрасная». В основе созерцания и впечатления как способов познания мира лежит метод «наивного реализма» (Э. Мах), или, другими словами, «детского восприятия» (Г. Бар), благодаря которому достигается эффект первого субъективного, непредвзятого впечатления.

Импрессионистских методов, если понимать под ними способы воплощения импрессионистского художественного видения, можно выделить два: метод абсолютизации мгновения и метод колористики. Первый подразумевает особое восприятие композитором времени, которое всегда статично и реализуется на уровнях тем-идей и образов, жанра и формы. Второй - ориентирован на средства музыкальной выразительности, обладающие признаками сонорики.

Список литературы

1. Кузнецова Е. А. Эстетика импрессионизма // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2000. № 2. С. 83-90.

2. Лотман Ю. М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Лотман Ю. М. Об искусстве.

СПб.: Искусство - СПБ, 2005. С. 387-400.

3. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Моделирование // Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

М.: Дело, 2002. С. 222-236.

4. Садуова А. Т. Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX-XX веков: истоки, тенденции, стилевые особенности:

монография. Уфа: БАГСУ, 2014. 202 с.

MATRIX OF RUSSIAN VERSION OF MUSICAL IMPRESSIONISM

Saduova Aliya Talgatovna, Ph. D. in Art Criticism Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismailov aliya_saduova@mail. ru

In the article a model of the Russian version of impressionism is proposed for the first time. The author singles out two key levels of impressionism: philosophical-aesthetic and musical-typological ones. The indicators of the model of the Russian version of impressionism are the following: the perception of the World (correlation between subjective and objective), the embodiment of the World, the interpretation of the plot or the image, and musical language. On their basis a matrix, which allows explaining the aesthetics of impressionism and impressionistic methods (the absolutization of the moment and coloristics), is modelled.

Key words and phrases: impressionism; aesthetics of impressionism; musical language of impressionism; Russian version of impressionism; model; matrix; impressionistic methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.