Научная статья на тему 'МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ'

МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЛИЧНОСТНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Н. К.

Динамично меняющиеся потребности постиндустриального общества и отдельной личности, ищущей возможности самореализации и устойчивого развития, привели к обновлению не только образовательных целей в системе высшего образования, но и пересмотру содержания профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в вузе. В данном исследовании нами выявлены и обоснованы как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на понимание содержания профессиональной компетенции (ПК) преподавателя иностранного языка в вузе, которая рассмотрена нами как целостное интегративное качество, представленное четырьмя взаимосвязанными компонентами: 1. предметный; 2. методологический; 3. организационноуправленческий; 4. рефлексивно-оценочный. Как показало исследование, проведенное на базе Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета, наивысшая динамика требований наблюдается к результатам научно-исследовательской деятельности преподавателей. При этом требования к эффективности учебно-методической, воспитательной и профориентационной деятельности преподавателя так же постоянно возрастают. Нами разработана матрица профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка (ПК ПИЯ) в вузе, где каждый компонент ПК представлен комплексом взаимосвязанных умений и навыков. Одним из условий постоянного развития ПК преподавателя иностранного языка является его непрерывная, активная и целенаправленная образовательная, воспитательная, профориентационная и исследовательская деятельность, так как именно в разнообразных и взаимосвязанных видах деятельности развивается способность и готовность преподавателя иностранного языка к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей, или развитию профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCY MATRIX OF THE FOREIGN LANGUAGE FACULTY MEMBER

Dynamically changing needs of the post-industrial society have led to the renewal of both educational goals in the higher educational system and to the revision of the structural content of professional competency required from the foreign language faculty member. In this study we identified and substantiated both external and internal factors impacting the understanding of the structural content ofprofessional competency (PC) in the university foreign language instructor. We defined professional competency of the foreign language faculty member as a holistic integrative quality, represented by four interrelated components: 1. subject-oriented component; 2. methodological component; 3. organizational and administrative component; 4. reflexive and evaluative component. The study was conducted on the basis of the Institute of Foreign Languages of Petrozavodsk State University. It showed that the highest dynamics in the requirements toward components of the university instructor’s professional competency is observed in the one related to the scientific research. It is also noted that renewed requirements for educational, upbringing and carrier guiding activities have also increased. We have developed a matrix ofprofessional competency of the foreign language faculty member. Every component of the studied professional competency is represented by a set of interrelated skills. One of the conditions for PC continuous development is his/her constant involvement in the active and purposeful academic, career guiding and scientific activities.

Текст научной работы на тему «МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ»

УДК 378.2 ДМИТРИЕВА Н.К.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей, Институт иностранных языков, Петрозаводский государственный университет E-mail: nataliadmitrie@yandex.ru

UDC 378.2 DMITRIEVA N.K.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages For Natural and Technical Majors and Specialties, Institute of Foreign Languages, Petrozavodsk State University E-mail: nataliadmitrie@yandex.ru

МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ PROFESSIONAL COMPETENCY MATRIX OF THE FOREIGN LANGUAGE FACULTY MEMBER

Динамично меняющиеся потребности постиндустриального общества и отдельной личности, ищущей возможности самореализации и устойчивого развития, привели к обновлению не только образовательных целей в системе высшего образования, но и пересмотру содержания профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в вузе. В данном исследовании нами выявлены и обоснованы как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на понимание содержания профессиональной компетенции (ПК) преподавателя иностранного языка в вузе, которая рассмотрена нами как целостное интегративное качество, представленное четырьмя взаимосвязанными компонентами: 1. предметный; 2. методологический; 3. организационно-управленческий; 4. рефлексивно-оценочный. Как показало исследование, проведенное на базе Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета, наивысшая динамика требований наблюдается к результатам научно-исследовательской деятельности преподавателей. При этом требования к эффективности учебно-методической, воспитательной и профориентационной деятельности преподавателя так же постоянно возрастают. Нами разработана матрица профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка (ПК ПИЯ) в вузе, где каждый компонент ПК представлен комплексом взаимосвязанных умений и навыков. Одним из условий постоянного развития ПК преподавателя иностранного языка является его непрерывная, активная и целенаправленная образовательная, воспитательная, профориентационная и исследовательская деятельность, так как именно в разнообразных и взаимосвязанных видах деятельности развивается способность и готовность преподавателя иностранного языка к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей, или развитию профессиональной компетентности.

Ключевые слова: преподаватель иностранного языка, личностное новообразование, компоненты профессиональной компетенции, матрица профессиональной компетенции ПИЯ.

Dynamically changing needs of the post-industrial society have led to the renewal of both educational goals in the higher educational system and to the revision of the structural content of professional competency required from the foreign language faculty member. In this study we identified and substantiated both external and internal factors impacting the understanding of the structural content ofprofessional competency (PC) in the university foreign language instructor. We defined professional competency of the foreign language faculty member as a holistic integrative quality, represented by four interrelated components: 1. subject-oriented component; 2. methodological component; 3. organizational and administrative component; 4. reflexive and evaluative component. The study was conducted on the basis of the Institute of Foreign Languages of Petrozavodsk State University. It showed that the highest dynamics in the requirements toward components of the university instructor's professional competency is observed in the one related to the scientific research. It is also noted that renewed requirements for educational, upbringing and carrier guiding activities have also increased. We have developed a matrix ofprofessional competency of the foreign language faculty member. Every component of the studied professional competency is represented by a set of interrelated skills. One of the conditions for PC continuous development is his/her constant involvement in the active and purposeful academic, career guiding and scientific activities.

Keywords: foreign language faculty member, integrative personal quality, components of professional competency, matrix of professional competency.

РеформасистемывысшегообразованиявРоссийской Федерации, обусловленная вступлением России в единое мировое образовательное пространство, динамично меняющимися потребностями постиндустриального общества и самой личности, привела к обновлению образовательных целей и, соответсвенно, к пересмотру требований к уровню и содержанию подготовки профессорско-преподавательского состава вузов и переосмысления оценки результатов обучения в вузах.

Все изменения в системе высшего образования нацелены на повышение качества высшего образования; возрастание эффективности образовательного процесса и результативности в подготовке конкурентоспособных специалистов способных продуктивно адаптироваться к флуктуациям современного экономического пространства.

В свою очередь успешность реализации реформы системы высшего образования зависит от множества

© Дмитриева Н.К. © Dmitrieva N.K.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

взаимосвязанных факторов, одним из которых является уровень и содержание профессиональной компетенции преподавателя. [2, 5]

Последовавшая за переосмыслением

образовательных целей, модернизация содержания образованияивнедрениеинновационныхпедагогических, информационных и телекоммуникационных технологий поставили вопрос о «новом» профессиональном уровне преподавателя вуза, или комплексе компетенций профессорско-преподавательского состава, которые необходимы преподавателям для подготовки современного выпускника вуза.

В результате произошедшей модернизации, эволюционировало и понимание содержания преподавательскойдеятельности. Ранее, профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза была, в основном, ориентирована на учебно-методическую работу и, в малой степени, включала научно-исследовательскую деятельность. Теперь же, личная потребность преподавателя в профессиональном росте, выраженная, в частности, в стремлении быть в курсе последних достижений науки, методики преподавания и методологии исследования; необходимость прохождения жесткой конкурсной процедуры при устройстве на работу или заключении трудового договора; потребность соответствовать требованиям работодателя по уровню личной публикационной активности; обязанность подготовить обучающихся к самостоятельным научным исследованиям требуют от преподавателя вуза активного участия в научно-исследовательской деятельности.

Преподаватели и обучающиеся вузов являются равноправными участниками образовательного процесса, но именно на преподавателе вуза лежит ответственность за, соответствующую требованиям ФГОС третьего поколения, подготовку обучающихся; за создание педагогических условий необходимых студентам для повышения учебной мотивации, за раскрытие индивидуальных способностей, развитие критического мышления; за продвижение навыков самостоятельной работы и активизации научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что все трансформации, происходящие в системе высшего образования сегодня, предъявляют новые требования не только к уровню и содержанию подготовки выпускников вузов, но и к уровню и содержанию профессиональной компетентности преподавателя вуза.

Для нашего исследования немаловажным фактом является понимание того, что в качестве базового, хотя и не единственного, подхода к формированию системы требований к содержанию профессиональной компетенции преподавателей вуза является компетентностный подход, основанный на принципах целесообразности, целостности, самостоятельности, активной академической деятельности; профессиональной ориентированности: учета государственных и личностных потребностей в качестве подготовки специалистов. [3]

Под компетенцией мы вместе с В.С. Лазаревым понимаем интегративное личностное новообразование (качество), включающее в себя как знания необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты деятельности. [4]

Под компетентностью мы понимаем самостоятельно реализуемую способность к активной, целенаправленной деятельности, ориентированной на решение целого комплекса академических задач.

С позиций компетентностного подхода, требования к профессиональной компетентности преподавателя вуза широко и подробно представлены в отечественной психолого-педагогической литературе. (Н.П. Дульзон, О.В. Малькина, И.И. Столбова, Н.Н.Ставринова, М.С. Сидоркина, Ф.В. Шарипов и др.)

Так например, в статье О.С. Ефимовой и А.В. Нестерой «Профессиональные компетенции преподавателя вуза» сказано, что «преподаватель должен не просто понимать сущность проводимых реформ, принимать и реализовывать идеи современного образования, но и формировать, развивать и совершенствовать свои профессионально-педагогические компетенции».

Преподаватель высшей школы должен обладать: высокой педагогической культурой, представленную развитым педагогическим мышлением; владением содержания преподаваемого предмета; традиционными и инновационными педагогическими технологиями, опытом творческой деятельности; способностью к разработке авторских образовательных проектов и умением к организации собственной активной и самостоятельной целенаправленной деятельности.[1]

Образовательные программы всех неязыковых вузов, согласно ФГОС третьего поколения, включают формирование и развитие у обучающихся УК-4: (готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках) т.е формирование иноязычной коммуникативной компетенции, на уровне необходимом и достаточном для взаимодействия в социокультурном пространстве и решения профессиональных и исследовательских задач. Из чего следуют, что все бакалавры и магистры, изучающие иностранный язык в вузе, взаимодействуют с преподавателями иностранного языка, чья профессиональная компетентность, как уже отмечалось, должна была подвергнуться существенной трансформации.

Мы в своей статье рассмотрим компоненты профессиональной компетенции современного преподавателя иностранного языка в Российском вузе на примере Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета (далее ПетрГУ) и посмотрим на динамику требований к содержанию его профессиональной компетенции.

Проектирование компонентов профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка (далее ПИЯ) в вузе, рассматриваемой нами как целостное

интегративное качество, необходимо осуществлять с учетом академических и административных целей, под которые они разрабатываются. (В нашем случае это -ПетрГУ: региональный опорный вуз, миссия которого состоит в подготовке компетентных высокопрофессиональных специалистов; в генерации новых знаний и технологий; в разработке интеллектуальных продуктов и систем с целью устойчивого социально-экономического развития Республики Карелия). При этом, учитываемый комплекс целей может быть обусловлен как внешними, так и внутренними факторами.

Мы выделили следующий комплекс целей:

1. Соответствие квалификационного уровня ПИЯ миссии учебного заведения в целом и целям и задачам кафедры, института, в частности;

2. Повышение эффективности взаимодействия преподавателей кафедры с ее руководством и административно-управленческим аппаратом института и вуза;

3. Конструирование инструмента для прозрачного и эффективного отбора претендентов на замещение вакантной должности преподавателя иностранного языка по кафедре и, соответственно, повышение имиджа кафедры, института и вуза;

4. Осознание и принятие каждым преподавателем иностранного языка модернизированных требований к уровню и содержанию профессиональной подготовленности ПИЯ в вузе;

5. Формирование инструмента объективной оценки уровня развития профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в вузе;

6. Проектирование каждым преподавателем личной дорожной карты профессионального развития.

Принимая во внимание принципы компетентностного подхода; миссию высшего учебного заведения; цели и задачи иноязычного образования в вузе; новые условия реализации образовательного процесса (полная или частичная самоизоляция из-за разразившейся пандемии Covid -19) и, как следствие, появление диверсифицированных форм (гибридное [hybrid learning], комбинированное [blended learning]) организации обучения; активное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, мы пришли к следующему заключению: комплексная модель профессиональной компетенции ПИЯ в вузе должна быть ориентирована на совокупность всех видов академической деятельности, реализуемых преподавателем в процессе обучения иностранному языку.

Компонентный комплекс профессиональной компетенции ПИЯ в вузе представляет собой целостное, взаимосвязанное и взаимозависимое единство, которое позволяет преподавателю осуществлять его профессиональную деятельность в качестве активного, творческого, постоянно эволюционирующего, в соответствии с требованиями ФГОС 3++ и ожиданиями обучающихся вуза, участника академического взаимодействия.

В нашем исследовании целостный комплекс

профессиональной компетенции ПИЯ представлен четырьмя компонентами: 1. Предметный; 2. Методологический; 3. Организационно-управленческий; 4. Рефлексивно-оценочный.

Давайте мы рассмотрим каждый из компонентов более подробно и спроектируем матрицу профессиональной компетенции ПИЯ в вузе.

Совершенно очевидно, что каждый преподаватель должен владеть преподаваемым предметом (иностранным языком) на высоком уровне (С2 - Mastery level) для того, чтобы все обучающиеся могли получить необходимую помощь и содействие в овладении или дальнейшем развитии иноязычной коммуникативной компетенции (далее ИКК). [6]

При этом, кроме непосредственно языковой составляющей, ПИЯ должен уверенно ориентироваться в истории и культуре стран изучаемого языка. В дополнениеквыше сказанному,ПИЯ в вузе должен уметь самостоятельно или при помощи коллег-предметников разбираться в основах наук, изучаемых обучающимися по различным направлениям подготовки. Это связано с тем, что третий и четвертый семестры изучения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе нацелены на овладение профессионально-ориентированной коммуникативной компетенцией (в соответствии с требованиям ФГОС 3++). Таким образом, первый компонент профессиональной компетенции ПИЯ в вузе можно назвать предметно-языковым.

Как уже отмечалось ранее, для повышения конкурентоспособности и, соответственно, имиджа вуза, личного профессионального уровня подготовки и качества обучения все преподаватели обязаны активно заниматься научно-исследовательской работой, которая находит свое отражение в публикационной активности сотрудников; изучении накопленного педагогического опыта и реализации инновационных форм и методов обучения; методологически обоснованном применении информационных и телекоммуникационных технологий; порождении новых идей, форм и методов организации обучения. В связи с этим, второй компонент профессиональной компетенции ПИЯ в вузе мы определили как методологический.

В соответствии с критериями, определяющими рейтинг отдельной кафедры в институте и вузе, кроме непосредственно учебно-методической и научно-исследовательской деятельности преподаватели обязаны вести воспитательную и профориентационную работу; уметь организовывать не только самих себя и обучающихся, но и организовывать сотрудничество с различными образовательными и производственными учреждениями города, региона и страны; вести электронную переписку с их представителями и административными структурами; отчитываться о проделанной работе. Третий компонент профессиональной компетенции ПИЯ мы определили как организационно-административный.

Конечно любая деятельность, особенно та, которая вовлекает обширный круг участников, требует

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

тщательного осмысления и оценки. Планирование и пошаговое проектирование индивидуального маршрута повышения профессиональной компетенции преподавателя также нуждается в постоянном анализе и самооценке, поэтому четвертый компонент профессиональной компетенции ПИЯ называется рефлексивно-оценочным.

Необходимо отметить, что все компоненты профессиональной компетенции ПИЯ связаны друг с другом. Развитие или стагнация одного из них оказывает существенное воздействие на качество и уровень сформированности целостного интегративного

качества профессиональной компетенции.

Важным так же является и тот факт, что профессиональная компетенция преподавателя ИЯ является динамичным новообразованием и подвергается постоянной трансформации в процессе активной академической и внеучебной деятельности преподавателя.

Принимая во внимание определение компетенции, которое мы взяли за основу, матрицу четырехкомпонентного состава профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в вузе можно представить через знания и умения. (Таблица 1).

Таблица 1.

Матрица покомпонентного содержания профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в вузе

Профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка в вузе

Компонент 1 Компонент 2 Компонент 3 Компонент 4

Предметный Методологический Организационно-управленческий Рефлексивно-оценочный

Знать и уметь Знать и уметь Знать и уметь Знать и уметь

Знать в полном объеме содержание преподаваемой дисциплины; Уметь обновлять и модифицировать под различные педагогические условия содержание преподаваемой дисциплины; Знать о последних мировых достижениях в области преподаваемой дисциплины и педагогики высшей школы; Уметь применять индивидуально полученные знания на занятиях по ИЯ для повышения мотивации обучающихся; Уметь взаимодействовать на иностранном языке с обучающимися с разным уровнем развития иноязычной коммуникативной компетенции ( ИКК); Уметь предвидеть возможные языковые вызовы для обучающихся и модифицировать ход занятия и задания таким образом, чтобы не снижалась мотивация к изучению иностранного языка Знать источники внеучебного контента на иностранном языке, который интересен обучающимся (видео клипы, песни, мультфильмы, фильмы, стихи, поговорки и т.д.) и уметь использовать его для повышения языковой мотивации. Уметь предлагать языковой контент вне учебного характера для изучения явлений рассматриваемых обучающимся в соответствии с направлением подготовки. Знать теорию и методику обучения ИЯ в вузе; Уметь применять различные методы и технологии обучения; Уметь наблюдать явления и процессы; Уметь анализировать содержание явлений и их причинно-следственные связи; Знать и уметь применять научно-исследовательские методы педагогической науки; Знать и уметь проектировать и проводить научные педагогические и лингвистические исследования; Уметь работать с научной информацией: анализировать, систематизировать и классифицировать ее; Знать, как представляются результаты научных исследований в публикациях и научных конференциях; Уметь представлять результаты собственных научных исследований в публикациях и выступлениях на конференциях разного уровня; Уметь проектировать индивидуальную научную деятельность. Уметь вовлекать обучающихся и коллег в проектную деятельность; Уметь составлять поэтапный план реализуемого проекта; Уметь пошагово управлять процессом реализации проекта; Уметь планировать и проектировать дорожную карту собственного профессионального развития; Уметь мобилизовать интеллектуальные и психофизические способности для пополнения знаний о преподаваемом предмете и других областях наук; Уметь планировать и популяризировать деятельность совместную с различными учреждениями муниципального, регионального, федерального и международного уровней; Уметь сотрудничать с разнообразными академическими и производственными учреждениями для организации совместных воспитательных, профессионально-ориентированных и академических проектов и программ; Уметь составлять рекламные анонсы о планируемых мероприятиях и проектах; Уметь отчитываться и составлять документацию, отражающую цели, содержание и ход реализованного проекта или мероприятия Уметь критически осмысливать любой тип коммуникации и взаимодействия в процессе академической и внеучебной деятельности; Уметь критически оценивать результаты собственной педагогической и предметной деятельности; Уметь критически оценивать результаты собственной и студенческой академической и научно-исследовательской деятельности; Знать о способах и методах оценки академических и внеучебных видов деятельности; Уметь применять балло-рейтинговую систему оценки результатов собственной и студенческой деятельности.

Способность и готовность реализовать все выявленные компоненты профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в процессе академической и внеучебной деятельности определены нами как профессиональная компетентность ПИЯ.

В своем исследовании мы стремились к тому, чтобы отразить возрастающую динамику требований к содержанию профессиональной компетентности ПИЯ в вузе, так как рейтинг отдельного преподавателя, кафедры в институте и вузе зависит от способности и готовности каждого сотрудника выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с постоянно обновляемыми потребностями общества и экономики. В качестве примера, мы взяли Институт иностранного языка Петрозаводского государственного университета.

Необходимый уровень развития предметно-языкового компонента профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка (далее ПК ПИЯ) в вузе, традиционно подтверждается дипломом, выданным ему высшим учебным заведением после его окончания, поэтому в своем исследовании мы не стремились к выявлению уровня владения иностранным языком каждым преподавателем ИИЯ. Но считаем необходимым указать на то, что ежедневное и многочасовое погружение в языковое пространство, историю и культуру изучаемого языка, в научную сферу разнообразных направлений подготовки содействует постоянному развитию предметно-языкового компонента ПК ПИЯ. Таким образом, динамика развития предметно-языкового компонента ПК ПИЯ обусловлена потребностями как самого преподавателя, так и обучающихся.

Начиная с 2018 года, в соответствии с новыми нормативами, количество обучающихся студентов (1 преподаватель на 12 обучающихся) определяет количество ставок по кафедрам и институтам ПетрГУ Такое нормирование привело к сокращению штатов (в Институте иностранных языков ПетрГУ с 69 ППС до 53 ППС) и увеличению почасовой нагрузки на каждого преподавателя (900 контактных часов в год). При этом, отвечая на запросы общества и потребность региональной экономики, в ПетрГУ были открыты новые направления подготовки и отделения магистратуры.

Для организации эффективной образовательной деятельности потребовалось создание новых ОПОП и проектирование новых рабочих программ дисциплин, включая дисциплины «Деловой иностранный язык» и «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности»; новых учебных и учебно-методических пособий. В эту работу были вовлечены все преподаватели кафедр, независимо от должности, наличия ученой степени и ученого звания. Требования к количеству учебно-методических материалов соответствовало количеству новых специальностей и направлений подготовки, что не исключало потребности

в обновлении уже существующих учебно-методических материалов.

Таким образом, при увеличении учебной нагрузки преподаватели ИИЯ ПетрГУ вовлечены в активный процесс обновления учебно-методической литературы согласно динамичным потребностям института и вуза в целом. Ежегодное проектирование и создание новой учебно-методической литературы стало обязательным пунктом индивидуального плана преподавателя.

К тому же, в связи с созданием на базе ПетрГУ единого цифрового образовательного пространства, в обязанность каждого преподавателя также включена ежегодная разработка электронных дистанционных курсов дисциплин.

С целью популяризации вуза в регионе и привлечения будущих абитуриентов, преподаватели ИИЯ ПетрГУ так же вовлечены в организацию и проведение профориентационной работы, т.е. сотрудничество со школами республики Карелия и города Петрозаводска; профильными производственными предприятиями. Ранее такое взаимодействие являлось прерогативой исключительно педагогических направлений подготовки.

Взаимодействие преподавателей ИИЯ ПетрГУ с обучающимися вуза не ограничивается академической деятельностью. Особое внимание сегодня уделяется организации воспитательной работы и проведению воспитательных мероприятий. При этом, такие мероприятия, на актуальные и волнующие обучающихся темы, проводятся в отдельное от учебной деятельности время. Планирование, организация и проведение профориентационной и воспитательной работы также включаются в индивидуальный план каждого преподавателя.

Самые радикальные изменения произошли в части требований к научно-исследовательской деятельности преподавателей, независимо от занимаемой должности (преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор). Результаты научно- исследовательской деятельности ПИЯ должны быть представлены в ежегодных научных публикациях. Такая эволюция обусловлена модернизацией требований к уровню подготовки выпускников и соперничеством вузов, нашедшем свое отражение в едином рейтинге вузов РФ, на рынке образовательных услуг.

Для анализа динамики требований к уровню развития методологического компонента ПК ПИЯ в ИИЯ ПетрГУ мы взяли суммарные данные ежегодных (2017-2021 годы) плановых показателей публикационной активности четырех кафедр Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета: 1. кафедра английского языка, 2. кафедра немецкого и французского языков, 3. кафедра иностранного языка естественно-технических направлений и специальностей и 4. кафедра иностранного языка гуманитарных направлений.

Так в 2017 году на 69 штатныхединицППС Института иностранных языков ПетрГУ было запланировано 118

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

научных публикаций индексируемых в РИНЦ (1.7 н.с. X 1 ППС). В этом же году, плановое число публикаций индексируемых в Scopus и Web of Science составило 3 статьи (0, 043 н.с. X 1 ППС)

В 2018 году произошло сокращение штатов Института иностранных языков ПетрГУ с 69 до 53 штатных единицы. При последовавшем увеличении годовой нагрузки на каждого преподавателя (900 часов в год) количество плановых публикаций составило 133 научных статьи индексируемых в РИНЦ (2.5 н.с. X 1 ППС) и 3 публикации индексируемых в Scopus и Web of Science (0,02 н. с. X 1 ППС).

В 2019 году на 53 штатных сотрудника Института иностранных языков ПергГУ было запланировано 199 научных публикаций индексируемых в РИНЦ (3.7 н.с. X 1 ППС) и 4 публикации индексируемых в Scopus и Web of Science (0,07 н.с. X 1 ППС).

В 2020 году на 53 штатных сотрудника Института иностранных языков ПетрГУ было запланировано 203 научных публикации индексируемых в РИНЦ (3.8 н.с. X 1 ППС) и 6 публикаций индексируемых в Scopus и Web of Science (0,11 н.с. X 1 ППС) .

На 2021 год на 50,75 ставок штатных сотрудников Института иностранных языков ПетрГУ запланировано 205 научных публикаций индексируемых в РИНЦ (4.03 н.с. X 1 ППС) и 9 публикаций индексируемых в Scopus и Web of Science (0,18 н.с. X 1 ППС). См. Таблица № 2.

При этом, в 2021 году, на кафедре № 1. количество ППС, имеющих научную степень составляет 50%, из них 1 доктор наук; на кафедре № 2 - 72%; на кафедре № 3 - 19 %; на кафедре № 4 - 57 % , из них 1 доктор наук.

Таблица 2.

Плановые показатели публикационной активности

ППС ИИЯ ПетрГУ

Год Число ППС ИИЯ ПетрГУ Количество статей РИНЦ Количество статей Scopus & Web of Science

2017 69 118 3

2018 53 133 3

2019 53 199 4

2020 53 203 6

2021 50, 75 205 9

Из приведенных данных становится очевидным,

что требования к вовлеченности преподавателей в научно-исследовательскую деятельность постоянно возрастают.

Каждый из выше перечисленных видов деятельности ПИЯ в вузе (предметно-языковой, административно-управленческий и методологический) требуют от преподавателя ИЯ в вузе развитого критического мышления и способности оценивать результаты как студенческой, так и собственной образовательной и исследовательской деятельности. Способность критически осмысливать, анализировать и оценивать результаты проделанной работы позволяет также выявить те компоненты профессиональной компетенции, которые нуждаются в усовершенствовании для становления и устойчивого развития профессиональной компетенции ПИЯ.

Одним из прозрачных и эффективных инструментов оценки уровня и динамики развития профессиональной компетентности ПИЯ в ИИЯ является внедрение на базе ПетрГУ эффективного контракта и балло-рейтинговой системы, оценивающей все виды академической и внеучебной деятельности (в баллах) и позволяющей получить объективную оценку проделанной работы, и, соответственно, пронаблюдать динамику развития профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка.

В результате нашего исследования, мы пришли к заключению о том, что требования к уровню и содержанию профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в вузе подверглись существенной трансформации, что обусловлено целым комплексом факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Профессиональная компетенция ПИЯ это целостное личностное новообразование, представленное четырьмя взаимосвязанными компонентами. Динамика развития ПК ПИЯ определяется развитием всех ее четырех взаимозависимых компонентов. Стагнация одного из компонентов приводит к снижению уровня ПК ПИЯ как целостного итегративного качества. Наибольшие изменения в содержании требований к профессиональной компетенции преподавателя произошли в части научно-исследовательской деятельности. Одним из условий развития ПК ПИЯ является активная научно-исследовательская, академическая и внеучебная деятельность.

Библиографический список

1. Ефимова О.С., Нестерова А.В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза// Педагогика и психология образования. 2013. №4. С. 37-39.

2. Ким И.Н. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя вуза// Власть книги: библиотека, издательство, вуз. 2018. Вып. 18. URL: https://www.dvfu.ru/library/almanac-power-books-/articles-almanac-18-2018/%D0%9A%D0%B8%D0%BC.pdf (дата обращения: 14.03.21)

3. Киселева Е. В. Сущность компетентностного подхода в высшем образовании// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 2. С. 43-53.

4. ЛазаревВ.С. Научное обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании: // Вестник Сургутского Государственного Университета. 2017. №1. С.7-14.

5. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72-77.

6. English lab net. CEFR Levels - The Common European Framework of Reference for Languages. URL: https://www.english-lab. net/online-english-lessons/cefr-levels (дата обращения 05.03.21)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Efimova O.S., Nesterova A.V. Professional competency of the faculty member // Pedagogy and psychology of education. 2013. No. 4. Pp. 37-39.

2. Kim I.N. Formation of the basic components of the professional competency in the faculty member // Power of the book: library, publishing house, university. 2018. Issue. 18. URL: https://www.dvfu.ru/library/almanac-power-books-/articles-almanac-18-2018/%D0%9A%D0%B8%D0%BC.pdf (date of access: 14.03 .21)

3. Kiseleva E.V. The essence of the competence-based approach in higher education // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2017. No. 2. Pp. 43-53.

4. Lazarev V.S. Scientific support of a competence-based approach in vocational education: // Bulletin of the Surgut State University. 2017. No. 1. Pp.7-14.

5. Sharipov FV. Professional competence of a university teacher // Higher education today. 2010. No. 1. Pp. 72-77.

6. English lab net. CEFR Levels - The Common European Framework of References for Languages URL: https://www.english-lab. net/online-english-lessons/cefr-levels (date of access 05.03.21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.