Научная статья на тему 'Матрица конфликта интересов, как инструмент стратегического анализа региональных социально-экономических систем'

Матрица конфликта интересов, как инструмент стратегического анализа региональных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1817
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / МАТРИЦА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / «CONFLICT OF INTERESTS» MATRIX / REGIONAL STRATEGY / TARGET AUDIENCE / STRATEGIC PLANNING / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каверзин И. Л., Червяков С. С.

В статье представлен авторский инструмент анализа и моделирования систем процесса стратегического планирования региональных социально-экономических систем матрица конфликта интересов. Описывается матрица, отражающая конфликты целевых аудиторий стратегий субъектов РФ. Приводится пример анализа с использованием данного инструмента стратегии Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«CONFLICT OF INTERESTS» MATRIX, AS A TOOL OF STRATEGIC ANALYSIS OF REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

There is an authors tool of analysis and modeling of the process of regional social and economic systems strategic planning presented in the article which is a «Conflict of interests» Matrix. There is the Matrix which shows conflicts of select audiences of regions of Russian Federation. The strategy of Nizhniy Novgorod region analysis is shown as an example of this tool usage.

Текст научной работы на тему «Матрица конфликта интересов, как инструмент стратегического анализа региональных социально-экономических систем»

УДК 332.1

Каверзин И. Л., Червяков С. С. МАТРИЦА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ, КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье представлен авторский инструмент анализа и моделирования систем процесса стратегического планирования региональных социально-экономических систем - матрица конфликта интересов. Описывается матрица, отражающая конфликты целевых аудиторий стратегий субъектов РФ. Приводится пример анализа с использованием данного инструмента стратегии Нижегородской области.

Ключевые слова: региональная стратегия, матрица конфликта интересов, целевая аудитория, стратегическое планирование, социально-экономическая система.

Формирование эффективной региональной социально-экономической политики в нестабильных экономических условиях, свойственных в настоящее время Российской Федерации, определяет необходимость поиска резервов совершенствования управления территориями [2, с. 15-16].

Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется во имя достижения единой цели, а так же другими целевыми аудиториями. Сформированная при участии всех сил влияния стратегия развития стабилизирует политическую обстановку в регионе, является основой экономического созидания, определяя направления трансформации региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и развития.

Теория анализа и управления конфликтами интересов наиболее тщательно разработана в психологии и коммуникативных науках, в экономике - исследование конфликтов в основном сводилось к анализу борьбы за ограниченные ресурсы и в данном аспекте рассматривалось под разными углами представителями классической,

кейнсианской и других школ. В менеджменте, управление конфликтами обрело отдельную методологию, тем не менее, полностью заимствованную из психологии и семантически адаптированную под управленческую специфику.

В рамках данной работы был использован инструмент под названием матрица конфликта интересов, совершенствованный и адаптированный под исследование социально-экономических процессов.

В общем виде матрица конфликта интересов может выглядеть следующим образом (табл. 1) (при исследовании интересов N субъектов социально-экономических отношений).

При этом: Субъекты №1 - N - субъекты социально-экономического взаимодействия, задействованные в конфликте. Ячейки (+) - находятся на главной диагонали матрицы и заполняются факторами благоприятствования для соответствующего субъекта, находящегося в заглавии строки и столбца. Клетки (+/+) - располагаются выше главной диагонали и заполняются факторами (событиями), удовлетворяющими благоприятствованию двух соответствующих субъектов. Клетки (+/-) - в соответствии с методологией размещаются ниже главной диагонали и включают в себя конфликтные предложения и инициативы, которые соответствуют интересам одного из субъектов, но в ступают в конфликт с другим.

Та блица 1

Общий вид инструмента: матрица конфликта интересов

Субъект 1 Субъект 2 Субъект п Субъект п+1 Субъект N

Субъект 1 + + / + + / + + / + + / +

Субъект 2 +/ - + + / + + / + + / +

Субъект п + / - + / - + + / + + / +

Субъект п+1 + / - + / - + / - + + / +

Субъект N + / - + / - + / - + / - +

© Каверзин И. Л., Червяков С. С., 2011

Экономика образования ♦ № 4, 2011

19

В рамках работы рассмотрена матрица, как инструмент исследования и анализа социально-экономических конфликтов в рамках стратегических инициатив регионов. Причем главными акторами конфликтов станут, в соответствии с подходами авторов Целевые Аудитории региональных стратегий. Основной предпосылкой для построения матриц является гипотеза о том, что любая стратегическая региональная инициатива имеет конфликтный потенциал и может ущемлять интересы одной (или более) ЦА, преследуя при этом интересы другой ЦА. При этом, с точки зрения авторов, данный инструмент применим не только в процессе аналитической стадии, но и как инструмент моделирования стратегий и стратегических инициатив, генерирующий конструктивные социально-экономические конфликты, заложенные в целевую стратегию развития региона и предугадывающий деструктивные и неизбежные конфликты.

При построении матрицы главные акторы конфликта, в случае данного исследования - целевые аудитории стратегий размещаются в заготовки столбцов и строк матрицы. Матрица заполняется стратегическими векторами и инициативами из построенных авторами стратегических профилей, на основании глубокого анализа стратегических документов и данных экспертного опроса. В клетки главной диагонали с одинаковыми названиями столбцов и строк, помещаются наименования стратегических инициатив и проектов, однозначно ориентированных на интересы одной и только одной Целевой Аудитории. Часть матрицы выше основной диагонали заполняется стратегическими направлениями, ориентированными на две и более ЦА. В клетки ниже основной диагонали, помещаются названия стратегических инициатив, имеющих положительный потенциал влияния на одну ЦА, но отрицательный - на другую, наименования ЦА стоят в заголовках строк и столбцов клетки пересечения. При этом, одно и тоже направление может быть размещено в несколько клеток, но не противоречить общей логике матрицы.

В исследовании с использованием модели Матрица конфликта интересов проанализированы стратегические инициативы четырех регионов. При этом, три из них, определенные авторами, как приоритетные в качестве объекта исследования, были разобраны детально, с мотивацией заполнения матриц, основанной на глубоком мониторинге стратегических инициатив региональных властей и программных документов: Иркутская область, Нижегородская область, Владимирская область.

Заполнение матриц осуществлялось авторами на основе контент-анализа стратегических документов, дедуктивных и индуктивных методик.

В соответствии с Программой социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года определены три блока целей:

1) эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика;

2) благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области;

3) эффективная исполнительная власть.

При этом определен ряд задач, в соответствие с которым авторами было проведено распределение в рамках соответствующих квадратнов Матрицы конфликта интересов:

1. Общий уровень финансирования научных исследований и проектных разработок в стране пока несопоставим с экономически развитыми странами. Доля отчислений на науку в настоящее время существенно ниже признанного мировым сообществом критического порога, при котором возможно поддержание и развитие интеллектуального потенциала страны. Поэтому одной из важнейших задач регионального управления является задача изыскания необходимых возможностей для сохранения и развития научно-технического потенциала региона;

2. Отсутствие соответствующих обязательств перед населением и органами власти территорий трансрегиональных компаний приводит к тому, что они стремятся к получению максимальной прибыли любыми средствами. Экономика Нижегородской области в достаточной мере испытала последствия деятельности таких компаний в нефтехимическом комплексе, судостроении и автомобилестроении. Новые собственники, приобретая предприятия, зачастую ведут себя как временные хозяева, не заботясь о развитии производства, а уж тем более о создании научно-технического «задела».

Авторами были сделаны выводы о взаимозависимости соответствующих факторов:

- строительство новых энергетических объектов по недостаточно экологичным технологиям может сказаться окружающей среде, что в итоге окажет негативное влияние на жизнь населения территории;

- увеличение субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям неизбежно приводит к «перекраиванию» и без того дефицитного бюджета, как правило в сторону сокращения необходимых местному населению направлений;

- значительное увеличение предпринимателей и бизнесов с минимальной квалификацией повысит недобросовестную конкуренцию, что в целом плохо скажется на развитии регионального бизнеса;

- несовершенство механизмов управления территориями привело к ситуации, когда владельцы земельных участков не всегда официально оформлены, что приведет к неизбежным конфликтам с населением, исторически владевшим интересными инвесторам участкам;

- использование средств населения в инвестиционных проектах без гарантий от государства и правительства региона не позволяет в достаточной мере защитить его от наступления рисков;

- стабильное развитие молодых предприятий хорошо отразится на населении региона, трудящегося в таких структурах;

- повышение количества квалифицированных кадров даст новые возможности региональному бизнесу для развития без привлечения дорогостоящих сторонних специалистов;

- развитие производств с привлечением рисковых капиталов без подготовки мощностей может привести к детерминации бизнесов.

Создание новой наукоемкой экономики невозможно без восстановления и эффективного использования имеющегося производственного потенциала, соответствующего уровню индустриальной экономики, что определяется следующими обстоятельствами: во-первых, формирование нового производственно-технологического потенциала не может быть осуществлено за короткий период времени; во-вторых, разрушение имеющегося производственного потенциала до создания потенциала на новой технологической основе может вызвать катастрофические социальные последствия и сорвать задачу построения новой экономики; в-третьих, внедрение новых технологий реально может быть осуществлено только при наличии потребностей существующего производства. Эти процессы рассматриваются авторами в исследовании в рамках влияния внешних инвестиций на другие целевые аудитории:

- возникновение спроса на новые услуги позволит инвесторам развивать востребованные направления в сфере кредитного и займового бизнесов;

- развитие международного сотрудничества в научных сообществах привлекает иностранные инвестиции;

- создание новых площадей жилья с новым уровнем комфортности невозможно без участия

иностранных практик и, соответственно, без иностранных инвестиций;

- повышение грамотности в области развития международных отношений поможет выйти на новый уровень кросс-континентального сотрудничества, что в итоге повысит приток внешних инвестиций;

- увеличение горизонта планирования на региональных предприятиях повысит их привлекательность в глазах иностранных инвесторов;

- развитие международного сотрудничества поможет региональному бизнесу выйти на новый уровень развития.

Стратегия развития города охватывает многие важнейшие отрасли городского хозяйства и сферы социального обслуживания населения: строительство, общественный транспорт, местную промышленность, теплоэнергетическое и водопроводно-канализационное хозяйство, систему коммуникаций, коммунально-бытовое обслуживание, торговлю и общественное питание, здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, жилищное строительство. Изменения же для привлечения туристов и мигрантов в части определения целей и задач, по мнению авторов также окажут влияние на взаимозависимые целевые аудитории:

- активное участие населения в творческих областях даст возможность повышения космополитичности общества через профильные международные сообщества;

- улучшение инфраструктуры региона является фактором привлекательности для туристов;

- создание логистических центров международного уровня, как следствие влечет за собой улучшение транспортной инфраструктуры, что положительно скажется на привлекательности региона в глазах туристов;

- доступность высшего образования сейчас является одним из факторов положительной миграции из соседних территорий;

- демографическое «здоровье» региона является фактором привлекательности для мигрантов;

- повышение устойчивости финансового состояния градообразующих предприятий именно частного сектора позволит привлечь дополнительный поток мигрантов, заинтересованных в экономической защищенности.

В итоге матрица конфликта интересов по региону Нижегородская область, построенная на основании стратегического профиля, выглядит следующим образом (табл. 2).

Экономика образования ♦ № 4, 2011

21

Таблица 2

Регион: Нижегородская область Население региона Региональный бизнес Внешние инвесторы Туристы Мигранты

Население региона 1. Содействие в финансировании посредством субсидирования ставок по кредитам для предприятий приоритетных секторов экономики. 2. Создание на территории Нижегородской области благоприятных условий для развития приоритетных секторов экономики. 3. Консультационная поддержка и обучение предпринимателей. 4. Развитие механизмов финансирования предприятий на ранней стадии развития. 5. Реализация современных программ обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров 1. Расширение практики предоставления образовательных кредитов. 2. Маркетинг образовательных услуг региона на рынках в России и за рубежом. 3. Обеспечение населения комфортным и доступным жильем 1. Повышение качества окружающей среды формирование имиджа экологически чистой территории. 2. Создание условий для творческой самореализации жителей области. 3. Формирование единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к культурным ценностям и блага. 4. Развитие инфраструктуры и обеспечение высоких стандартов в социальной сфере 1. Повышение качества окружающей среды и формирование имиджа экологически чистой территории. 2. Обеспечение повышения доступности высшего образования для жителей села и малых городов. 3. Стимулирование рождаемости и сокращение смертности на территории области. 4. Обеспечение безопасности населения. 5. Развитие секторов услуг для населения. 6. Создание условий для удержания на территории области наиболее талантливых и предприимчивых выпускников нижегородских ВУЗов, включая предоставление доступного жилья и создание условий для карьерного роста

Региональный бизнес 1. Проведение технического перевооружения существующих и строительство новых ЭС. 2. Разработка и формирование предложений по антикризисному управлению крупными "проблемными" предприятиям. 3. Активное вовлечение населения в предпринимательскую деятельность 1. Создание информационной системы, позволяющей предприятиям области получать адекватное представление об имеющихся возможностях финансирования. 2. Устранение административных барьеров для бизнеса. 3. Проведение мероприятий, направленных на повышение производительности и эффективности управления предприятиями области. 4. Содействие повышению квалификации менеджеров предприятий. 1. Организация образовательных программ для представителей бизнеса по продвижению своих продуктов на международных рынках. 2. Стимулирование стратегического планирования на предприятиях области. 3. Стимулирование интенсивного обмена лучшей практикой и вовлечение нижегородских предприятий в процессы международной кооперации. 4. Подготовка предприятий для эффективного взаимодействия с инвесторами и финансовыми институтами 1. Создание оперативной базы данных и мониторинг финансово-экономического состояния крупных градообразующих предприятий частного сектора

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

Экономика образования ♦ № 4, 2011

К)

со

Внешние инвесторы 1 А Проведение оценки эффективности использования эксплуатируемых земельных участков и зданий, а также инвентаризация участков, потенциально пригодных для привлечения инвесторов. 2. А Создание единой базы данных об участках земли, которые предлагаются потенциальным инвесторам. 3.А Вовлечение в инвестиционный оборот финансовых ресурсов жителей области 1 А Содействие в привлечении рискового капитала для высокотехнологичных предприятий и предприятий с высоким потенциалом роста. 1А Совершенствование процессов взаимодействия с инвесторами. 2 А Формирование имиджа Нижегородской области как территории, привлекательной для инвестиций. 3 А Подготовка предприятий области для привлечения инвестиций. 4.АПривлечение стратегических инвесторов. 5. Апривлечение прямых финансовых инвесторов. 6 . А Развитие инвестиционной инфраструктуры. 7.АПовышение эффективности процессов взаимодействия Правительства с инвесторами. 8 . А Реализация мероприятий по снижению рисков инвесторов (административно-правовых, финансовых и политических) 1.А Привлечение инвесторов к созданию современных логистических центров, возведение современного терминального комплекса международного уровня

Туристы

Мигранты 1. Проведение эффективной демографической политики, включая стимулирование рождаемости, сокращение смертности и обеспечение притока квалифицированных кадров на территорию области

Матрица конфликта интересов

Библиографический список

1. Игнатов В. Г. Регионоведение (методология, политика, экономика, право) / В. Г Игнатов, В. И. Бутов. - Ростов н/Д : Март, 2009. - 210 с.

2. Родионова И. А. Региональная экономика. - М., 2003. - 170 с.

3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / пер. с англ.; под. ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - М. : Банки и биржи ; ЮНИТИ, 2002. - 304 с.

4. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. - СПб. : Питер, 2010. - 133 с.

5. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. -СПб. : Питер, 2009. - 118 с.

6. Дмитриев Ю. А. Принципы современного менеджмента в условиях модернизации социально-экономических систем: монография / Ю. А. Дмитриев, О. П. Звягинцева, И. Л. Каверзин, К. В. Хартанович. -Владимир : ВИБ, 2010. - 272 с.

Kaverzin I. L., Cherviakov S. S.

«CONFLICT OF INTERESTS» MATRIX, AS A TOOL OF STRATEGIC ANALYSIS OF REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

There is an authors’ tool of analysis and modeling of the process of regional social and economic systems strategic planning presented in the article which is a «Conflict of interests» Matrix. There is the Matrix which shows conflicts of select audiences of regions of Russian Federation. The strategy of Nizhniy Novgorod region analysis is shown as an example of this tool usage.

Keywords: regional strategy? «Conflict of interests» Matrix, target audience, strategic planning, social and economic system.

УДК 368

Жуковская И. Ф. ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ - КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются сущность социальной политики, её влияние на уровень жизни населения России и необходимость дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: доходы, социальная политика, уровень жизни населения.

В условиях рынка в системе общественных отношений, в цепочке «производство - обмен -распределение- потребление», первых двух фазах устойчиво проявляется тенденция к поддержанию известного равновесия: в сфере производства через тенденцию к выравниванию нормы прибыли, а в сфере обмена - через установление цен на основе действия механизма спроса и предложения. В сферах распределения и потребления тенденция к установлению равновесия отсутствует, что является постоянно действующим фактором нестабильности в обществе. [6, с. 16]

Между тем, как правило, «уровень жизни» понимается именно как уровень потребления. При этом понятие «уровень жизни населения» не тождественно понятию «экономическое положение населения», основанном на величине доходов населения. Ряд компонентов «экономичес-

кого положения» являются условием уровня жизни (обеспеченность работой) или его следствием (продолжительность жизни) и косвенно свидетельствуют о жизненном уровне. Но, строго говоря, к понятию «удовлетворение потребностей» не относятся. [3, с. 4-5]

«Если исходить из того, что в понятии «уровень жизни» отражается процесс удовлетворения потребностей людей, - отмечал В. Ф. Майер, -то структура содержания этого понятия может быть представлена как система комплексов потребностей и средств их удовлетворения (потребительских комплексов) ... Наряду с непосредственными компонентами уровня жизни при его характеристике обычно рассматриваются и внешние по отношению к процессу непосредственного удовлетворения потребностей людей, такие подсистемы как условия труда и занятости;

24

© Жуковская И. Ф., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.