Научная статья на тему 'Матричный подход к формированию умений и навыков учащихся. На примере исторического образования'

Матричный подход к формированию умений и навыков учащихся. На примере исторического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ПРЕВОСХОДЯЩИЕ НАВЫКИ / КАТАЛОГ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / МАТРИЧНАЯ ТАБЛИЦА / ГОДОВАЯ МАТРИЦА / МАТРИЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PRACTICE-ORIENTED SKILLS / SUPERIOR SKILLS / CATALOG OF SKILLS / A MATRIX TABLE / ANNUAL MATRIX / MATRIX TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слобожанинов Юрий Валентинович

Переход школьного обучения с логики академической науки на логику развивающейся практики. Каталог и лестница навыков и умений. Годовое планирование уроков на основе матричной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слобожанинов Юрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Матричный подход к формированию умений и навыков учащихся. На примере исторического образования»

МА ТРИЧНЫЙ подход

к формированию умений и навыков учащихся

На примере исторического образования

Юрий Валентинович Слобожанинов,

специалист Института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Киров

Всё существенное в бытии просто и красиво для понимания. Человек, имеющий достаточно осмысленный профессиональный и жизненный опыт, осознаёт эту простоту и конструирует удобные для себя модели деятельности. Громоздкость уступает место скромной и понятной простоте. Педагогика здесь не исключение. Автор знакомит с простой и понятной организацией планирования, позволяющей разумно совмещать стратегию с тактикой, обучать этим умениям своих учеников. Предложения автора помогут руководителям школ посмотреть на процесс планирования с высот стратегии на «траншеи» тактики, понимать новые требования к результатам освоения общеобразовательных программ по стандартам второго поколения, в частности к предметным и метапредметным результатам.

• практико-ориентированные навыки и умения • превосходящие навыки

• каталог умений и навыков • матричная таблица • годовая матрица

• матричная технология

Убедительный опыт продуктивной деятельности по формированию умений и навыков логического оценочного высказывания в 5—6-х классах1 помог посмотреть на эффективность уроков в ином аспекте: с точки зрения нового понимания результатов обучения. Опытное знание создало науку, это базис науки и чрезвычайно богатый источник дальнейшего обучения (М. Ноулз), особенно в связи с переходом школьного обучения с логики академической науки на логику развивающейся практики. А знаний об этих простых вещах мало: в этом,

1 Слобожанинов Ю.В. Обучение персонала — ключевая компетенция директора школы / / Народное образование. 2010. № 7.

например, состоит и трудность понимания педагогического опыта (что это: изобретение, рационализация, «Божий дар»?), который мы так и не научились пропагандировать — распространять — внедрять/трансслировать — диссемини-ровать. У нас нет чёткого понимания того, что важно передать из успешной опытной деятельности педагога (с идей до навыков — приёмов) и нужно ли это делать в общепринятых формах. А на Западе, заметьте, быстро поняли выгоду опытного знания и повсеместно заговорили о «трансфере профессиональных навыков» для преуспевающих организаций. За навыками охотятся, их жёстко «внедряют», и даже придумали современное понятие: «превосходящие

навыки как ноу-хау»2, или — «только та организация добъётся победы, которая обладает превосходящими навыками». Хотелось бы, чтобы интерпретация этого понятия получила своё место в родном педагогическом контексте, но это потребует от исследователя недюжинных способностей.

Навыки и умения

Но тем не менее спорный вопрос о том, чему учить и что оценивать, возник давно, — 40—30 лет назад. Уже тогда советская педагогика с пристальным вниманием изучала практико-ориентированные навыки и умения, особенно привлекательно говорилось об опыте творческой деятельности школьника (И.Я. Лернер), который сродни современному пониманию «решения проблем в реальных жизненных ситуациях» (А.М. Кондаков). Этот результат образования назван сейчас на Западе важнейшим, фактически стержневым. В середине и моей жизни сложилось твёрдое убеждение и как учителя истории, и как директора школы: как бы мастерски я ни давал содержание предмета, какие бы я ни применял приёмы, в головах выпускников точных знаний по предмету останется только на дюжину страниц текста в виде ярких фактов, дат, сведений о сомнительных исторических персонажах. Возникла дилемма: не продуктивнее ли сделать акцент на формировании надпредметных и предметных навыков и умений, а основанием взять содержательное поле истории, так как этот результат исторического образования всегда будет «при себе» и востребован в жизни. Навыки и умения — это те «хвосты» опытного знания, держа которые в руке, я смогу дать ребёнку больше возможностей для неформального и самостоятельного получения знаний, осмысленного применения предметных знаний в реальных жизненных ситуациях.

2 Кэмбэлл Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм: как создаётся кумулятивный положительный эффект/

СПб.: Питер, 2004. С. 268.

Приведу один характерный казус. В начале 1990-х годов было решено «сузить» сведения о Марксе и марксизме с 29 уроков до нескольких абзацев текста (речь идёт о Новой истории в девятом классе). Напомню, что в рамках этой темы формировалось умение конспектировать (по тексту приснопамятного «Манифеста Коммунистической партии»), на что отводилось более половины из 29 уроков. Добросовестный учитель истории тщательно и неторопливо отрабатывал необходимые компоненты этого умения, которые затем совершенствовались до навыка после опыта конспектирования 11 произведений В.И. Ленина в 10—11-х классах. При этом учителя гуманитарных предметов требовали написания конспектов на своих уроках. Что происходит сейчас? О навыке конспектирования совсем забыли, и его выбросили вместе с Марксом и Лениным, предоставив место на уроках нагромождению неструктурированных фактов и развитию навыков преждевременного критиканства. А высшая школа стонет, так как студенты не умеют конспектировать, лекции преподавателей превратились в диктанты, когда вместо полноценного содержания удаётся «надиктовать» в лучшем случае 30% от намеченного плана. При этом у студентов отмечается почти полное незнание общекультурной лексики. Врагу не пожелаешь такого. И о каком качестве знаний высшей школы можно говорить? Посему неудивительны низкие рейтинги наших лучших вузов, которые в немалой степени «обязаны» потере этого школьного навыка. Впору создавать, как в двадцатые годы, приснопамятные рабфаки. Вот какую роль играет в жизненной перспективе вовремя сформированный навык и профессиональная компетентность министерского или научного чиновника.

Каталог навыков и умений

Итак, о наших навыках и умениях. Нам необходимо правильно сориентироваться: какие навыки и умения надо постоянно

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

держать в «дидактической» руке и в каких классах эта работа должна стать ключевой. Во-первых, сделать простую предметную и над(мета)предметную выборку навыков и умений достаточно сложно. Составители циркуляров и рекомендаций на эту тему противоречивы как в прежние времена. Собственный 20-летний опыт подсказал более точную и посильную для учителя и ученика канву и каталог выборки для будущей деятельности. Надо выбирать архиважное, брать качеством, а не количеством, «лучше меньше, да лучше». Какие классы взять? Конечно, среднее звено: 5 — 9-е классы, в которых закладываются учебные компетентности как операциональные способности и личностные качества на всю жизнь.

Итак, к примеру: о каталоге выборки на предметном поле истории. Главные предметные (объектные) навыки и умения «ученика-историка» в 5 — 9-х классах формируются при работе: а) с системой исторических понятий, б) с историческим документом, в) с датами, г) с исторической картой. Всего четыре навыка и умения.

Главные над(мета)предметные навыки и умения как способы деятельности «ученика-историка» 5 — 9-х классов, применяемые в рамках всего образовательного процесса: а) культура чтения текстов, б) понимание логики письменного текста (правильное понимание и употребление понятий, текстовый план, умение свёртывать текст с помощью графов), в) логическое оценочное высказывание по тексту. Всего три навыка и умения.

Формирование опыта творческой деятельности «ученика-историка» в 5 — 9-х классах: работа над ситуационными заданиями/задачами с обязательными элементами межпредметных связей для групповой кооперации и самостоятельной работы. Всего один навык.

Итого: восемь умений и навыков.

Исходя из логики этого примера, учителю любого школьного учебного предмета достаточно просто сориентироваться по поводу составления собственного каталога умений и навыков по указанным трём градациям.

Основные идеи

Выделим основные идеи по формированию над(мета)предметных и предметных навыков и умений на примере содержательного поля истории в 5—9-х классах:

• В основание предметного (объектного) содержания образования берётся концепция культурологического подхода

М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского. Согласно этой концепции, «источник формирования содержания общего среднего образования — культура, т.е. наиболее значимые формы социокультурного опыта» (В.В. Козлов, А.М. Кондаков)3.

• Ведущий принцип учебного взаимодействия учителя — ученика для получения новых результатов: опора на логику развивающейся практики.

• Для работы над новыми результатами работы необходима стратегия формирования навыков и умений на весь период обучения в 5—9-х классах, которую можно представить матричной таблицей с простым названием «Лестница навыков и умений» (от 5 ^ к 9 классам).

• Для работы над новыми учебными результатами необходимо создать пять приложений к «Лестнице навыков

и умений» в виде годовых планов-матриц формирования и совершенствования отдельных компонентов (субкомпонентов) навыков и умений на каждый учебный год с пятого по девятый класс.

• Предметная тема (речь идёт о предметной теме как блоке/модуле ряда уроков её содержательно раскрывающих) годового учебного курса, в котором может быть 10—18 параграфов. Предметная тема — структурная единица для формирования и совершенствования

3 Фундаментальное ядро общего образования: Проект/Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. С. 6.

отдельных компонентов (субкомпонентов) навыков и умений.

• Для получения новых результатов учащиеся работают в логике «Лестницы...», решая

в течение года не менее 30 ситуационных заданий/задач с обязательными элементами межпредметных связей (групповая кооперация и самостоятельная работа).

• Предлагается разноуровневый подход к формированию отдельных компонентов (субкомпонентов) навыков и умений на каждый учебный год с пятого по девятый класс.

Матричная таблица

Перейдём к составлению матричной таблицы «Лестница навыков». В ней первые три колонки занимают метапредметные навыки и умения: культура чтения, формирование понимания логики текста, логическое оценочное высказывание с опорой на предметные понятия. В третьем случае в одной колонке «состыкованы» два умения и навыки: формирование логического оценочного высказывания (ЛОВ) и правильное употребление в нём предметных и общекультурных понятий. Четвёртая-шестая колонки занимают предметные навыки и умения: работа с историческим документом, с исторической картой (в том числе контурной), над историческими датами. Седьмая колонка отводится самому актуальному, стержневому умению: опыту творческой деятельности (И.Я. Лернер): выполнению разноуровневых самостоятельных заданий, ситуационных задач, заданий/задач в формате PISA, школьных проектов — для решения проблем в реальных жизненных ситуациях.

В матрице есть горизонтальная колонка, фиксирующая итоговые результаты латинской буквой «R»: универсальные (метапредметные) умения (RR1-3,7), предметные умения и навыки (RR3-7). В первой горизонтальной колонке проставлены, наряду с перечнем каталога навыков, значки Ц1 — Ц7, где буква «Ц» означает цель учебных действий учителя — ученика на уроке, в большой учебной теме

и помогает правильно сориентироваться в определении учебной цели урока с точки зрения выработки умений и навыков при написании конспекта урока. Отсюда прослеживается логика стратегии формирования предметных и метапредметных умений, навыков, например, от Ц1 к и тд.

В матрице «Годовой план формирования навыков и умений» на примере пятого класса показано годовое планирование умений и навыков. В основу заполнения этой матрицы положен простой план формирования навыков/умений: 1. Знакомство с уровнем сфор-мированности навыка/ умения. 2. Выработка коллективного эталона навыка/умения. 3. Формирование навыка/ умения (элементы учебных тренингов на уроке). 4. Индивидуальный результат сформированности навыка/умения на конец учебного года.

Далее в годовой матрице указаны номера уроков и/или учебных тем, на которых акцентируется эта деятельность. Так же, как и в «Лестнице...», введена нижняя горизонтальная колонка, фиксирующая необходимый результат сформированности навыков/умений для данного класса.

Итак, мы имеем убедительно простой документ на двух страничках, в данном случае для пятого класса, который совмещает стратегическое и тактическое видение учебной деятельности ученика — учителя, помогает в точном поурочном планировании, при написании конспектов, закрывает все вопросы для проверяющих и администрации школы, анализирующих деятельность любого педагога, стремящегося работать в логике нового качества образования, где предметные и ме-тапредметные умения приобретают самодовлеющую ценность для решения проблем в реальных жизненных ситуациях. Такую матрицу может сделать любой учитель-предметник: достаточно правильно сориентироваться, что «в моём предмете» служит этой цели, разобраться в требованиях нормативных документов, посмотреть ретроспективно на свой опыт, чтобы понять, как и какие навыки/умения наиболее успешно нарабатывались в прежних классах.

Лестница навыков и умений

Класс Культура чтения Ц1 Логика текста Ц2 Логическое высказывание с опорой на ист. понятия ЦЗ Исторический документ Ц4 Карта Ц5 Даты Ц6 Опыт творч. деятельности Ц7

5 класс 120 слов в минуту по нормам культуры чтения Понятие о планах текстов, пиктографическая свёртка текста Эталон ответа по тексту, употребление понятий Понятие о документе как источнике знания Отличие истор. карт, рисование карт для запоминания исторической топонимики Понятие о ленте времени Умение конструировать вопросы, выполнять задания для самост. работы (Годер Г.И.)

б класс 120 слов в минуту по нормам культуры чтения Работа над совершенствованием по трём видам планов Отработка эталона ЛОВ, устный отзыв об ответе Понятие о документе как источнике структурных знаний Чтение карты по истории средних веков. Формирование умения работы с к/картой Синхронная таблица дат Задания и задачи для групповой и самостоятельной работы по методике 1/1Я. Лернера

7 класс 130 слов в минуту по нормам культуры чтения Работа над совершенствованием по трём видам планов Отработка эталона ЛОВ, устное ре-зензирование ответа Сопоставление однотипных документов одной эпохи Чтение карты по истории России. Фор-мир. навыка работы с к/картой Синхронная таблица дат Задания и задачи для самостоятельной работы по методике 1/1Я. Лернера

8 класс 140 слов в минуту по нормам культуры чтения Тезисы, умение составить план из тезисов для доклада перед школьной аудиторией Логика изучаемой темы, отработка устного рецензирования ответа Самостоятельный анализ документа: устный, письменный Социально-экономическая карта, динамика исторической карты России Тематическая выборка дат (экономика, власть, культура) Ситуационные задания /задачи

9 класс 150 слов в минуту по нормам культуры чтения Формирование умения составить конспект по итальянской модели Умение передавать текст в графической форме, письменное реценз. Сопоставление противоречивых документов Анализ политической И СОЦ.-ЭКОН. карт. Рейтинг к/карт Тематическая выборка дат, отработка умения Интегрированные задания и задачи

Требуемые результаты: 111-117 К1 150 слов в минуту по нормам культуры чтения К2 1. Умение и навыки по трём видам планов, тезисы, конспекты. 2. Умение применять текст, информацию для решения предм. и ин-тегр. заданий/задач КЗ Краткое и развёрнутое обоснование по поставленному вопросу или решаемой проблеме К4 Умение применять документную историч. информацию для решения предм. и ин-тегр. заданий/задач К5 Использование карты как источника информации для решения предм. и ин-тегр. заданий/задач Сформированность навыка работы с к/картой Кб Умение применять ист. даты как источник информации для решения предм. и интегрированных заданий/задач К7 Сформированность умений и навыков выполнения предметных и надпред-метных заданий и задач для решения жизненных проблем

Годовой план формирования навыков и умений. 5 класс

Класс/ пункты Культура чтения Логика текста ЛОВ Исторический документ Карта Даты Опыт творч. деятельности

1. Знакомство с уровнем сформированное™ навыка, умения Знакомство с уровнем сформированное™ навыка, умения: уроки 2,4, 7,8, 9, 10 Знакомство с уровнем сформированное™ навыка, умения: тема 1 Знакомство с уровнем сформированное™ навыка, умения: тема 2 Знакомство суров-нем сформированное™ навыка, умения: тема 2 Знакомство суров-нем сформированное™ навыка, умения: тема 1 Знакомство суров-нем сформированное™ навыка, умения: тема 2

2. Выработка коллективного эталона НУ: уроки Выработка коллективного эталона НУ: уроки 11,12 Выработка коллек-тавного эталона НУ: уроки, тема 2 Выработка коллективного эталона НУ: тема 2 Выработка коллективного эталона НУ: тема 2 Выработка коллективного эталона НУ: тема 2 Выработка коллективного эталона НУ: темы 3—4

3. Формирование эталона НУ: уроки Формирование эталона НУ: уроки 13—20 Формирование эталона НУ: уроки, темы 3,4, 6— 11 Формирование эталона НУ: темы 3-5,7-10 Формирование эталона НУ: темы 3-5,7-10 Формирование эталона НУ: темы 3-12 Формирование эталона НУ: темы 3-11

4. Индивидуальный результат сформированное™ НУ: уроки Индивидуальный результат сформированное™ НУ: уроки 22, 23, 26, 27 Индивидуальный результат сформированное™ НУ, темы 5,12 Индивидуальный результат сформированное™ НУ, темы 6,12 Индивидуальный результат сформированное™ НУ, темы 6, 11 Индивидуальный результат сформированное™ НУ, на каждой теме Индивидуальный результат сформированное™ НУ, на каждой теме

Требуемый результат за 5 класс 120 слов в минуту по нормам культуры чтения 1. Умение и навыки составления трёх видов планов, тезисов. 2. Умение применять текстовую информацию для решения интегрированных заданий/задач Краткое и развёрнутое обоснование по поставленному вопросу или решаемой проблеме: уровень 1 Умение применять документную информацию для решения интегрированных заданий/задач: уровень 1 Использование карты как источника информации для решения интегрированных заданий/задач. Сформирован-ность навыка: уровень 1 Умение применять ист. даты как источник информации для решения интегрированных заданий/задач: уровень 1 Сформированность умений и навыков выполнения предметных и надпред-мегных заданий и задач: уровень 1

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

Эти простые матричные таблицы думающему директору школы дают возможность увидеть современный вектор развития своей школы. Например, для совмещения разнонаправленной деятельности педагогов начальной школы в некий коллективный продукт-матрицу «Формирование универсальных (метапредметных) умений в 1—4-х классах» или для среднего звена — «Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся 5—9-х классов». Алгоритм работы команды учителей 5—9-х классов, поставивших себе задачу создать, например, методический продукт под названием «Формирование универсальных (метапредметных) результатов в 5—9-х классах» не надо усложнять. Каждый учитель сумеет отобрать на своём предмете 3—4 универсальных (метапредметных) умения — этого достаточно. Если у нас в пятом классе объектная область насчитывает 5—6 предметов, и мы наберём в наш метапредметный каталог 15—20 универсальных умений, то их всегда можно обсудить и систематизировать по степени важности (рейтинг УН) для включения в нормативный каталог школы. Этот каталог упростит применение универсальных учебных действий для педагога за счёт их постепенного компонентного усложнения от пятого к девятому классу. Он поможет администрации школы найти новые формы оценивания образовательных результатов учащихся и по-новому аттестовать деятельность учителя, учитывая способность его учеников решать проблемы в реальных жизненных ситуациях.

Идея на все времена

В мою задачу не входит подробное описание всей деятельности руководителя/педагога по формированию умений и навыков, но на работе учителя внутри учебной темы я остановлюсь, так как она становится последней тактической «траншеей» складывающейся на ваших глазах «Матричной технологии планирования процесса формирования предметных и мета-предметных навыков и умений», в сокращении «Матричная технология планирования и формирования навыков».

Здесь мы оттолкнёмся от идеи подачи учебного материала крупными блоками, аналогичной современной модульной технологии. Идея на все времена! Главное в этой идее — грамотная пе-

дагогическая её инструментовка. Конечно, универсальное значение имеет вводный урок по блоку/теме. Вводный урок должен быть посвящён всем ключевым компонентам содержания темы. Мой перечень включал: «путешествие по теме», сетку понятий темы и логический опорный сигнал по теме (АОС), определение заданий зачёта и заданий по допуску к зачёту и другое. Здесь для нас важен тот аспект, который мы обсуждаем. Блок/тема позволяет вертикально стягивать содержание материала с пятого по девятый классы, а в каждом классе связывать содержание параграфов от 1 до 72. Ход тематического изучения и контроля внутри темы наиболее удобен для формирования предметных умений и навыков. Тематическое изучение содержания предмета крупными блоками позволяет три раза «пройтись по предметному полю»: на вводном уроке, на уроках с элементами тренинга навыков и умений, на уроке допуска к зачёту (по стандартной терминологии: повторительно-обобща-ющем уроке). Из психологии известна эффективность тройного изучения-закрепления по одному содержанию, тем более она важна, когда речь идёт об умениях и навыках. Тематическое изучение позволяет найти целесообразное время для работы над интегративными задачами по решению проблем в реальных жизненных ситуациях. Итак, в нашем представлении тематическое планирование, изучение и контроль — это вертикальное взаимодействие главным образом предметного (объектного) содержания и в стратегии (на пять лет), и в тактике (на один год).

Роль горизонтального, меж/над/мета-предметного взаимодействия отводится формированию логического оценочного высказывания (АОВ, см. предыдущую статью). На этом горизонте нарабатываются навыки и умения культурного чтения, навыки грамотного употребления предметных и общекультурных понятий, навыки понимания логики текста (письменного и устного) и выработке умения АОВ.

Получается простая картина пересечения двух учебных процессов формирования навыков/умений: вертикального, предметного с акцентом на предметные умения и горизонтального с акцентом на универсальные мета-предметные умения. В предыдущей статье я говорил о «методическом кресте» в обучении педагогического персонала, и здесь мы видим некую аналогию, так как возникает новый — «дидактический крест» — в образовании школьников. Можно подумать об эффективности их наложения для поиска новых идей при формировании умений и навыков и взрослых и детей.

Матричная технология

В заключение несколько суждений о складывающейся матричной технологии планирования и формирования умений и навыков:

• Матричная технология оставляет педагогу простор для манёвра; она субъектна, так как апеллирует к профессиональному опыту и логике развивающейся практики конкретного педагога.

• Название «матричная» требует лингвистического и формально-структурного прояснения. Термин «матрица» (от лат.

matrix — матка, источник, начало4) широко употребляется в технике, математике, в полиграфическом контексте: «Матрица — патрица», где матрица — заливка, а патрица — вещество заливки; с недавнего времени в образовании: «методическая матрица», «организационная матрица» и т.п. Отличие матрицы от прямоугольной таблицы в том, что она привязана к технологической деятельности: вертикальная часть матрицы содержит перечень алгоритма деятельности (последовательности процедур) по поводу определённого содержания, которое указывается по горизонтали, например, как некоторых элементов системы по одному основанию. Алгоритм и элементы системы взаимозависимы. В этой технологии используются три организационных матрицы: стратегическая — «Лестница навыков и умений»

4 Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1980. С. 605.

на пять лет, две тактические — годовая и тематическая (как учебный модуль).

• Матричная технология даёт возможность держать в центре внимания предметные

и метапредметные результаты образования, необходимые для формирования стержневой компетентности — решения проблем в реальных жизненных ситуациях.

• В матричной технологии выделена современная ключевая компетентность: коммуникативная, письменная и устная (культура чтения, логика текста, логическое оценочное высказывание)5.

• В ней скрыто присутствует гендерный подход, связанный с простым опытным восприятием педагогической действительности — матричным.

• Матричная технология предполагает самостоятельную доработку матриц до уровня профессионализма учителя-автодидакта6.

Здесь я представил не совокупность готовых продуктов, а идею и матрицу как открытый вектор для собственного осмысленного действия. Всего проще — усвоить идею, и располагая её богатым содержанием, опираясь на логику развивающейся практики, создавать свои «матричные заливки». При этом практический совет: держите в поле зрения методологический принцип «бритвы Оккама», сформулированный английским философом и логиком У. Оккамом, требующий устранения всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости». Принцип простоты поможет найти необходимый выход в педагогических затруднениях, часто искусственно создаваемых множеством независимых теоретических допущений. НО

5 Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Науч.-методическое пособие для педагогов инновационных

школ. СПб.: КАРО, 2007. С. 19.

6 Русских Г.А. Система научно-методической работы

в образовательном учреждении. М.: АПК и ППРО, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.