ББК 65.050 УДК 330.88
МАТРИЧНЫЙ ФОРМАТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
©2012 Н. Н. Османкин
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
В статье излагается концепция построения логической модели управления развитием предприятий. В предлагаемой матричной версии этой модели выделены три модуля. Первый демонстрирует динамические свойства и структуру рыночно-сетевого формата производственных и хозяйственно-экономических взаимодействий. Другие два модуля воспроизводят структуру высшего состава руководства. Устойчивость управленческих взаимодействий и характер динамики отношений в системе государственного регулирования в этих модулях отражается координатными характеристиками и схемой размещения субъектов управления в составе моделируемого комплекса.
Функции управления, государственное регулирование, режимы управления, конституционные нормы, разделение властных полномочий, демократизация руководства, механизм переключения, рыноч-но-сетевые характеристики механизма, модули руководства, ядро управленческих взаимодействий, матричный формат, организация развития.
Сложившаяся к концу прошлого века организационная схема исследований и сформировавшиеся новые в методологическом отношении подходы к анализу места государственных структур в регулировании развития экономических систем позволили обнаружить определённое единство взглядов по вопросам значения такого регулирования.
Была разработана система идей, способных объяснить и обеспечить в научно-практическом отношении разработку функционального состава государственного регулирования развития предприятий. Наиболее характерным примером этого является функция бюджетно-налогового, а также, в определённых пределах, - кредитно-денежного регулирования. В последующем эта кейнсианская модель регулирования была развёрнута с использованием функций планирования и программно-целевого регламентирования. Задача такого регулирования на основе предварительно выработанных государственных планов - увязать все направления и методы государственной экономической политики. Совершенствовалась функция организационно-структурной
координации в системе государства под провозглашённые идеи демократизации и социальных свобод.
Вместе с тем, проблема госрегулирования общественного развития до настоящего времени является одной из центральных в теории и на практике. Возникает немало факторов, обусловливающих формирование качественно иных, по сравнению с прежними, ценностей: интеллектуальных, нравственных, гражданских, общекультурных, происходит переход к новым формам производственных отношений, а в целом и развития всего общественного сознания. В обществе возрастает потребность в формировании принципиально новых условий хозяйственно-экономического взаимодействия. Всё явственнее обнаруживают себя проблемы развития методологических оснований и всей теории государства.
Есть и другие стороны этой проблемы, которые должны анализироваться и оцениваться в оперативно-тактическом режиме параллельно, возможно, с опережением фундаментальных разработок.
В научно-практическом отношении, на наш взгляд, особенно актуализируются
вопросы методики оценки и построения организационных схем анализа фактической эффективности действующих структур государственного регулирования, разработки приемлемых уже в данный момент развития производительных сил, рекомендаций по повышению этой эффективности.
Эту задачу можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс упорядочения деятельности по руководству внутри этой системы. Содержание процессов создания государственной системы, делегирование прав и обязанностей, функциональный состав для разделения властных полномочий по горизонтали и вертикали в целом определяются на конституционном уровне. Можно в связи с этим отметить положительный опыт демократизации власти в современной России. Но ясно и то, что при формировании властных взаимодействий особую значимость приобретает ещё и вопрос о том, как обеспечить деление работ по управлению и регулированию взаимодействий в едином комплексе ветвей власти, а потом постоянно приводить механизмы исполнения работ в такое состояние, при котором они могут выполняться в быстро меняющихся современных условиях. Решающее значение здесь, несомненно, имеет сложность, складывающаяся динамика и неопределённость развития экономической системы как объекта организационно-управленческой деятельности государства. В работе с таким объектом необходимо добиваться чёткой интерпретации его структуры, выделения ключевого элемента этой структуры, через который возможно добиваться значимого влияния на развитие всей системы. В анализе проблемы и в обоснованиях путей её решения в качестве такого элемента принимается предприятие. Именно характеристика влияния на него и оценка используемого с этой целью функционального состава регулирования с учетом соответствующих социальных отношений для отрасли, территории, национальной эконо-
мики в целом приобретает ключевое значение.
При этом природой рыночных отношений определён соответствующий характер взаимодействий по реализации народно-хозяйственных, территориальных, отраслевых целей технического развития, осуществления мотивов работников производства - через деятельность собственников предприятий и предпринимателей. Происходит своеобразное разделение сфер по уровням управления.
Составляющие внешнее звено (см. рис. 1) субъекты управленческих взаимодействий - государственные и территориальные органы хозяйственного руководства, социально-политические структуры акцентируют внимание на результатах производства, социальных процессах, происходящих в основном звене, и стремятся, таким образом, к формированию сбалансированной структуры производства и потребления. Субъекты управления в этом звене должны обеспечивать содействие непрерывному социально-экономическому развитию экономических районов и территорий, оздоровлению в них экологической обстановки, совершенствованию коммерческих связей. Внешний уровень - это вход в систему. Он транслирует на основное звено наиболее существенные моменты развития народного хозяйства.
Внутреннее звено - предприятия и предприниматели должны самостоятельно контролировать и управлять качеством процессов развития, ориентируясь на конъюнктуру рынка и максимальную прибыль. Для этого они могут, в соответствии с объективными процессами развития, вступать в ассоциации, делегировать свои полномочия концернам.
Таким образом, для создания непротиворечивой системы организации и управления развитием предприятий следует развести задачи управления по этим уровням. В таких условиях не будет дублирования структур управления, поскольку каждый из уровней получает зону действий, из которых формируется единая и
непротиворечивая система организации и управления, где хозяйственное руководство государственных, территориальных
органов не противоречит, а дополняет товарно-денежные отношения на уровне отдельных товаропроизводителей.
Рис. 1. Рыночный формат взаимодействий хозяйствующих субъектов (равновесное взаимодействие)
При этом в соответствии с рыночными условиями поддерживается, как это иллюстрируется на рис. 1, равновесное взаимодействие между хозяйствующими субъектами. В результате возникает возможность для сбалансированного управляющего влияния на процессы развития основного звена (предприятия) в соответствии с их интересами. Каждый хозяйствующий субъект в рыночно-сетевом формате, концентрируя своё внимание на особенностях развития предприятия, не должен пренебрегать полномочиями других субъектов и использовать не свойственные для современного этапа развития методы и функциональные средства. В противном случае возникнет состояние угнетения и эксплуатации как в диаметральном направлении (в отношении предприятий), так и по окружности внешней среды хозяйствования (в отношении рав-
ноправно действующих вместе с ним субъектов хозяйствования). Для этого в современном хозяйственном механизме развития предприятий имеется немало средств переключения и функционального влияния на предприятия (табл. 1), используя которые в содружестве с другими, каждый участвующий в системе руководства предприятием получает свою достаточную для себя возможность управления.
Эти изменения, возможно, меняя качественный состав механизма управления развитием, не должны приводить к перераспределению полномочий и пространственно-объемных характеристик в составе сегментов сетевой структуры. Их равновесие носит объективный характер, что в реальных условиях не наблюдается (см. рис. 2). Так, эффективность государственного регулирования в реальных условиях ослаблена. Прежде всего, ослабевает вли-
яние государственного регулирования в организации развития. В общей системе взаимодействия уменьшается влияние территориальных структур управления.
Необходимого и соответствующего перераспределения в системе регулирования не происходило.
Таблица 1. Механизм переключения в системе управления развитием предприятий
Субъекты производственных отношений Мотивы развития Трансляторы мотивов развития на уровень предприятий Способы и формы воздействия на предприятия
Работники предприятий Низкая производительность техники; непривлекательные и плохие условия работы; высокая интенсивность труда Профсоюзы и профсоюзное движение Коллективный договор; забастовка
Собственники предприятий Возрастание дефицита продукции; изменение требований к качеству и ассортименту продукции; угасание прежних потребностей; низкий технический уровень и эффективность производства; напряжение в отношениях с работниками предприятия Конкуренция Институциональный механизм
Территориальные структуры Отрицательное воздействие на экологию; недостаток/избыток материально-технических, сырьевых, энергетических, трудовых ресурсов Местные властные структуры и органы регулирования Координация, хозяйственно-политический протекционизм; экономический механизм
Государство Разбалансированность в структуре производства; падение жизненного уровня населения Органы государственного регулирования Система законов; налоговая, амортизационная политика; бюджетное финансирование; демократические институты власти и правовое регулирование
Это тем более становится ясным на фоне преобладающих в развитии негативных тенденций и формирующихся схем распределения национального дохода общества и потребления национального продукта [2, с. 241-248]. При этом возрастание площади сегмента собственников не свидетельствует о качественном моменте совершенствования их влияния на общие процессы развития предприятий. В то же время происходит резкое сужение долевого влияния на развитие основного звена других не менее значимых субъектов регулирования (работников, местных и территориальных органов руководства). В
подтверждение можно привести многочисленные данные и результаты исследований отечественных ученых и специалистов (табл. 2).
В качестве исходного принимается положение о том, что методы принятия решений, процессы управления, организационно-распорядительская деятельность в системе функций государственного регулирования должны отражать главную тенденцию современного периода - переход от прямого управления экономикой, всеми ее звеньями и первичными хозяйствующими субъектами к стимулирующему воздействию экономическими, фи-
нансовыми и другими известными методами. Институционализация становится основой конструктивного подхода к построению новой схемы организации развития производства. На этой основе и развивается демократический стиль управле-
ния им, который уже не совместим с использованием типовых подходов и жёстких структур. Одновременно с этим возрастает роль выработки политики руководства как организующего элемента хозяйственной деятельности.
Рис. 2. Рыночный формат взаимодействий хозяйствующих субъектов (по фактическому состоянию)
Таблица 2. Характеристика вектора развития и особенностей формирования профиля социально-экономического благосостояния страны_
Направления Характеристика динамики
Совокупный ВВП Заметен медленный рост
Отраслевая структура по доле наукоёмких отраслей и сфер деятельности Стабильно отрицательные изменения
Развитие и уровень размещения производительных сил Стабильно отрицательные изменения
Прожиточный минимум и безопасность жизнедеятельности На предельно низком уровне
Наука по доле затрат на поддержку и стимулирование в национальном доходе Потеря приоритетности, не восстанавливается
Образование Развитие носит случайный характер
Рис. 3. Монофонический тип выравнивания системы регулирования
С точки зрения формирования структурных характеристик взаимодействия внутри системы государственного регулирования можно говорить о двух базисных стратегических направлениях -монофоническом и полифоническом. В первом (рис. 3) доминирующем в современной теории случае, и в особенности на практике, эта структура отличается однородностью, т.е. построена на основании одной группы взаимосогласованных идей и представлений. В результате, несмотря на утверждённые в Конституции декларации о полномочиях и регламенте ветвей власти, в реальных условиях с определённого момента начинает формироваться, а в последующем закрепляться, иерархическая система организации взаимодействия автократического типа. Система государственного регулирования в этом случае
оказывается под воздействием постепенно нарушающегося равновесия во взаимодействиях на самом верхнем уровне руководства. Возникают явления дублирования распорядительных функций, появляются признаки нарушения субординаций во взаимодействиях, происходит затенение одной ветви власти другой, система выравнивания основывается в основном на принципах усиления давления на основание. Происходит, как известно из механики, сглаживание шероховатостей, но лишь в той мере, пока «шапка Мономаха» имеет соответствующую тяжесть и массу (в виде, к примеру, разрастающегося во все стороны аппарата), быстро развиваются негативные тенденции в формировании производственных отношений в основном звене экономической системы.
Рис. 4. Схема взаимодействия в системе государственного регулирования (полифонический подход)
В предлагаемом в статье полифоническом сценарии формирования структурных характеристик системы государственного регулирования (рис. 4) содержится несколько пакетов идей. Так, структурное обустройство этой системы не может быть не иерархическим. Более того, признаётся неизбежным противостояние иерархических и рыночно-сетевых характеристик, но доказывается столь же объективно существующая возможность действенной демократизации руководства и налаживания в его составе соответствующей системы взаимодействий.
Вся концепция построения современного механизма развития для своего успешного воплощения требует уже, по крайне мере, две группы взаимодополняющих идей: трансформационные, по сути относящиеся к формированию взаимодействий на уровне основного звена экономической системы и выноса на уровень ядра системы процессов госрегулирования, находящихся в компетенции исполнительных органов государственной вла-
сти (см. рис. 1); институциональные, упорядочивающие и налаживающие систему взаимодействия всех ветвей государственной власти в соответствии с особенностями рыночной экономики. Таким образом, формируется и логическая схема работы механизма государственного регулирования в совокупном сочетании трёх взаимодействующих модулей.
Один из них демонстрирует динамические свойства и структуру рыночно-сетевого формата производственных и хозяйственно-экономических взаимодействий, в центре которых находится предприятие и сюда же выносится в качестве активно действующего элемента исполнительная ветвь государственной власти. Именно здесь формируется основное ядро управленческих взаимодействий. Два других модуля (рис. 5, 6), воспроизводят формат высшего состава руководства. На рис. 5 представлен модуль руководства, включающий распорядительную [1], законодательную [1] и представительную [1] ветви власти.
§ а
к
<
«ч а о с
4
Рис. 5. Модуль руководства
На рис. 6 воспроизводится состав и характер взаимодействия уполномоченных Конституцией органов судебного надзора [1] и полномочного сопровождения руководства [1]. Устойчивость и ха-
рактер динамики отношений в системе государственного регулирования отражается координатными характеристиками и форматом их размещения в сфере государственного управления.
Гражданский и арбитражный суды
Уполномоченный по правам человека, счетная палата
Гпс'/дарспс
Рис. 6. Модуль надзора и полномочного сопровождения
Предлагаемая модель руководства предполагает равноправное достаточно жёсткое взаимодействие. В исходном моменте анализа управленческих взаимодействий предполагается, что в стране обеспечивается равновесное функционирование общества и исполняются в связи с этим с необходимой полнотой конституционные требования к развитию производительных сил и общественных отношений. В этих условиях центр ответственности, стратегического руководства развитием, средства формирования политических инициатив, механизмы их реализации сосредоточиваются в полномочиях Президента, при этом равенство доминант (см. углы модели на рис. 4) обязывают власти к постоянно активной форме руководства и регулирования. Стоит только
ослабнуть какой- либо из её ветвей или оказаться в кризисе, как другая ветвь, к примеру законодательная, представительная, могут взять инициативу в свои руки и урегулировать ситуацию столь же быстро, насколько это необходимо для сохранения динамики развития в ядре системы.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации [текст]. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
2. Османкин, Н.Н. Факторы России в организации развития предприятий: монография [текст] / Н.Н. Османкин. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008.
MATRIX FORMAT OFMANAGEMENTINTERACTIONSIN THE ORGANIZATION OF ENTERPRISE DEVELOPMENT
©2012 N. N. Osmankin
Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolyov (National Research University)
The paper presents a concept of buildinga logic model of enterprise development management. Three modules are recognized in this matrix version of the model. The first one shows the dynamic properties and structure of the market-network format of industrial and economic cooperation. The other two modul esreproduce the structure of senior management. The stability of management interactions and the dynamics of relations in the system of state regulation in these modules are reflected by the coordinate characteristics and the arrangement of management subjects in the modeledcomplex.
Management functions, government regulation, management regimes, constitutional provisions, division of powers, democratization of management, switching mechanism, market - network haracteristics of the mechanism, modules of leadership, core of managerialinteractions, matrix format, development organization .
Информация об авторе
Османкин Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет). E-mail: [email protected]. Область научных интересов: теория менеджмента.
Osmankin Nicholai Nicholaevitch, professor, head of the department of management, Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolyov (National Research University). E-mail: [email protected]. Area of research: management theory.