LH
s
HC
о
LH
=r
s X о
X
о
НС CO
62
Дальнейшие исследования будут связаны с раз&итием различных инструментов управления удовлетворенностью персонала трудом и использованием в разрабатываемых моделях различных факторов, среди которых можно выделить производственные, непроизводственные и демографические.
Исследования, проведенные в данной статье, являются основой для определения ориентиров в области совершенствования политики управления мотивацией сотрудников сферы образования.
Литература:
1. Соболева Н.Э. Факторы, влияющие на вклад удовлетворенности работай в удовлетео(эенйсть жизнью в России П Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные переме ны. - 2020. - № 1. - С. 368-390.
2. Скйукова Л.С, Щетинина Д.П. Контуры субъективного благополучия научно-педагогических работников // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - № 17{11). - С 2026-2038,
3. Филоненко Ю.В., Яковлева С.А. Субъективное благополучие научно-педагогических работников современных университетов в рамках концепции баланса жизни и Груда // Мониторинг-общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2019,- №3. - С.68-85.
4.Темницкий А. Л., Бессокирная ГЛ. Удовлетворен' ность работой и удовлетворенность жизнью в современной России: модели взаимосвязей // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2018, - - С 138-151.
5. Михалкина LB., Д.В., Скачкова Л.С., ДюжиковС.А. Удовлетворенность трудом в академической сфере // Ter ra Ecotiomicus. - 2020, - № 18{3). - С 160-181.DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-3-160-181,
6. Ткаченко Д.В., Резникова ОС. Моделирование развития сферы предоставления государственных услуг // KANT. - 2020. - т 1 (34). - С, 98-102.
7. Осипов А.Л., Бабешко В,Н. Экономегрическое моделирование в системе оценивания сферы предоставления государственных услуг// KAMT. 2021. 2(39). - С. 82-85. DOÍ: 10.24923/2222-243Х.2021-3915
8. Осипов А.Л., Трушина В,П., Осипов Ф,Л. Макроэкономические показатели и их влияние на нзлог на добавленную стоимость: факторные модели и инструментальные средства // Наука Красноярья. - 2020. - Т. 9. - № 3-2. - С. 108-113.
9. Осипов А.Л. Факторные модели для прогнозирования временных рядов пожарной статистики // Наука Красноярья. - 2020. - Том 9. - № 2-3. - С. 126-131.
10. Осипов А.Л,, Трушина В.И. Математические и инструментальные методы принятия решений в экономических исследованиях // Наука Красноярья. - 2019. - Том 8. - № 4-2. - С. 58-61.
MATRIX METHODS OF PRODUCT RANGE ANALYSIS AND THEIR COMPARATIVE CHARACTERISTICS
Petrova Anastasiya Valerevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Logistics,
Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg
Implementing the key functions, any company is faced with issues related to the formation and analysis of the range of goods, products, services. Regardless of the field of activity, enterprises need to analyze each product line separately in order to make timely adjustments to the product range policy, which directly affects the economic efficiency of the enterprise as a whole. The purpose of the study is to reveal the content of matrix methods of assortment analysis. The article deals with the concepts of "assortment" "product assortment" their meaning and impact on the company's activities; matrix methods: BKG matrix; Dibb-Simkin matrix; Markon matrix. The scientific novelty lies in the author's interpretation of the comparative characteristics of these methods, summarized in a tabular form, allowing enterprises to choose the optimal method when analyzing assortment positions in real business conditions.
Keywords: product range; product range; factors affecting the product range; product structure of the Russian Federation trade turnover; BCG matrix; Dibb-Simkin matrix; Markon matrix.
DOI 10.24923/2222-243X.2021-40.12
УДК 332 MA ТРИЧНЫЕМЕТОДЫ АНАЛИЗА ТОВАРНОГО
ВАК РФ os.oo.os /IССОРТИМЕНТА И ИХ СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Реализуя свои ключевые функции, любое предприятие сталкивается с вопросами, которые связаны с формированием и анализом ассортимента товаров, продукции, услуг. Независимо or сферы деятельности, предприятиям необходимо осуществлять анализ каждой ассортиментной позиции в отдельности, чтобы своевременно сносить корректировки в ассортиментную политику, которая напрямую влияет на экономическую эффективность предприятия в целом. Цель исследования - раскрыть содержание матричных методов а на лиза ассортимента. В статье рассматриваются понятия "ассортимент" "товарный ассортимент", их значение и влияние на деятельность предприятия; матричные методы: матрица ВКГ; матрица Дибба-Симкина; Матрица "Маркой".
& Петрова АЛ, 2021
ПЕТРОВА Анастасия Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Мировой ЭКОНОМИКИ и логистики, Уральский государственный университет путей сообщений, Екатеринбург
Научная новизна заключается в авторской трактовке сравнительных характеристик данных методов, обобщенных в табличной форме, позволяющих предприятиям осуществить выбор оптимального метода, при анализе ассортиментных позиций в условиях реального бизнеса.
Ключевые слова: ассортимент; товарный ассортимент; факторы, влияющие на товарный ассортимент; товарная структура оборота торговли РФ; матрица БКГ; матрица Дибба-Симкина; Матрица "Маркой".
Введение
Современным предприятиям необходимо функционировать е условиях многозадачности, одновременно решать вопросы, связанные со закупками, сбытом, ценообразованием, конкурентоспособностью, логистикой, а также с формированием эффективной товарной политикой. Именно товарный ассортимент определяет форму сбыта продукции, уровень цен, позиционирование предприятия на рынке и т.д. Перемещение и реализация конкретного ассортимента должна соответствовать нормативным доку ментам, определяющим требования к хранению и транспортировки данной продукции, В этой связи актуальность данного исследования заключается в рассмотрении матричных методов анализа товарного ассортимента, позволяющих выявить прибыльные и убыточные товары в структуре ассортимента предприятия.
Цель исследования структурировала следующие задачи-. 1) рассмотреть основные понятия, связанные с ассортиментом, 2) представить матричные методы анализа ассортимента^} провести сравнительный анализ матричных методов анализа ассортимента. Для осмысления особенностей каждого из методов, в статье применяются следующие методы исследований-, анализа и синтеза, классификации, сопоставления, обобщения, сравнения, а также статические методы.
Теоретической базой исследования послужили данные федеральных служб государственной статистики, государственные стандарты, публикации отечественных и зарубежный авторов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования представленных матричных методов для анализа ассортиментных позиций на предприятиях, и выборе оптимального метода, основываясь на анализе их сравнительных характеристик.
Основная часть
Термин "ассортимент" представляет собой набор, перечень различных видов, сортов товаров, продукции, услуг. Согласно ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" ассортимент товаров - это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам}, предназначенный для продажи населению [1]. Поэтому различное количество ассортиментных групп и подгрупп позволяет классифицировать ассортимент по видам. Ассортимент может быть простым, сложным, укрупненным, развернутым и смешанным. На торговых предприятиях, учитывая их особенности, ассортимент может быть любого вида, может включать как продовольственные, так и не продовольственные товары.
На диаграмме (рис 1} представлена товарная структура оптовой и розничной торговли в РФ.
В товарной структуре розничной торговли представлены две группы: пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственные товары [5]. Последние два года наблюдается
достаточно стабильное соотношение между продовольственными (47,9%) и непродовольственными товарами (52,3%).
Товарная структура оптовой торговли РФ представлена на рисунке 2.
52 3
47
52.1
I
2014
2015
2016
2017
2013
Пищевые продукты включая напитки и табачные изделия ^■Непродовольственные товары
Линейная (Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия) Линейная (Непродовольственные товары}
Рисунок 1 Товарная структура оборота розничной торговли в РФ за 2014-2019 гг.'
Сельскохозяйственное сырье живые животные
Пищевые продукты, напитки и табачные изделия
Непродовольственные потребительские товары
Автотранспортные средства и мотоциклы, ихдетапи узлы и..
Специализированная оптовая торговля прочая
Информационное и коммуникационное оборудование Прочие машины оборудование и
инструменты Прочие товары не включенные в вышеприведенные группировки
■ММ
1Э.Б
13,5
0.2 04 0.2
0 I 4 2.2
4.0
осуществлять мониторинг продаж и рентабельности реализуемых товаров. В теории и практике существуют различные методы, позволяющие анализировать ассортимент. В данной статье нами будут рассмотрены матричные методы анализа ассортимента.
Наиболее известным и распространенным является метод "Матрица Бостонской Консалтинговой группы (Матрица БКГ), разработанная в 1960-х гг. под руководством Брюса Хендерсона [3]. В основе данного инструмента лежит концепция жизненного цикла товара (рис. 3), согласно которому любой товар находится на рынке определенное время, характеризуемое последовательной сменой этапов: внедрение, рост, зрелость, спад.
В основе данной матрицы заложены два показателя: "относительная доля рынка", "темп роста рынка".
Относительная доля рынка (Рр ) рассчитывается по формуле:
2013
0%
20% ?2015
40% г 2016
60%
80%
100%
Рисунок 2 Товарная структура оборота оптовой торговл и в РФ за 2015-201 б гг,2 Примечание: в статистическом сборнике данные об "Информационном и коммуникационном оборудовании" за 2015-2016 гг. не указаны, т.к. они включены в "Прочие товары, не включенные 8 вышеприведенные группировки".
В товарную структуру оптовой торговли включено большее количество товарных групп. Наибольшая доля (50,7%) приходится на "специализированная оптовая торговля прочая", которая в своем составе имеет твердое топливо, моторное топливо, бензин, сырая нефть, мазут и пр.
Таким образом, можно сделать вывод, что на различных торговых предприятиях ассортимент тоже будет различным.
Чтобы принять правильное решение в области ассортиментной политики, необходимо
= 100
где Ор -доля компании на рынке; 1Урк~доля рынка крупнейшего конкурента.
Для расчета темпа роста рынка (7/>) используется формула:
7р-
Ер* ~ £>ф
х юо
где Ерф - емкость рынка фактическая; Щр - емкость рынка потенциальная.
u
Внедрение Рост
Знаии вопроса Звезды
Т<НМ|> V У О ▼ iMf t
Спад Зрелость
Собаки Дойные коровы
Тоыр
V J j г
1 Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики; http://www.gk5.r4 доставлено автором по данным Федеральной службы
государственной статистики; Торговля в России. 2017: Стат. сб./ Рос стат. - М., 2017., Торговля е России. 2019: Стат. сб./ Росстат. - М- 2019.
низкая
Относительная доля рынка
Рисунок 3 - Матрица БКГ [3]:
5 Оформлено автором.
Расчет этих показателей позволяет разделить ассортимент на четыре группы:
1. "Знаки вопроса" обладают низкой относительной долей рынка и высоким темпом роста рынка, это новые товары, которые еще только выходят на рынок и пока неизвестно, как они себя поведут в будущем (оживает их рост или провал}. Такая ситуация характерна для этапа "внедрения" жизненного цикла товара.
2. "Звезды"характеризуются высокой относительной долей рынка и высоким ростом рынка, что соответствует этапу "роста" жизненного цикла товара, на котором происходит рост продаж и увеличение прибыли предприятия.
3. "Дойные коровы" обладают высокой относительной долей рынка и низким темпом роста рынка. На данном этапе достигаются максимальные значения объема продаж и прибыли, поэтому необходимо как можно дольше продлить этот этап, характеризующий "зрелость" жизненного цикла товара.
4. "Собаки" характеризуются низкими значениями относительной доли рынка и темпа роста рынка. Объема продаж и прибыльность данных товаров существенно снижаются, что соответствует этапу "спада" жизненного цикла товара.
Таким образом, матрица БКГ является стратегическим инструментом для принятия решения в области товарной политики. На основе аналитических данных предприятию нужно своевременно проводить оптимизацию ассортимента, чтобы удерживать на должном уровне эффективность предприятия в целом.
Следующим матричным методом анализа ассортимента является метод Дибба-Симкина, который предполагает деление ассортимента на группы в зависимости от их объема продаж и финансового вклада в покрытие затрат [2]. (рис. 4).
Объем продаж (V) рассчитывается по формуле:
где Р - цена това ра;
О - количество единиц проданного товара.
Финансовый вклад в покрытие затрат представляет собой фактически маржинальную прибыль и рассчитывает по формуле:
М=У- УС,
где V- выручка предприятия;
УС - переменные издержки.
Вклад в покрытие затрат
Рисунок 4 - Метод Дибба-Симкина [2] 4
Как показано на рисунке 4, согласно данной методике, в матрице образуется четыре ячейки, каждая из который имеет свои особенности.
В группу "А" включены самые ценные товары, так как для них характерен высокий объем продаж и высокая маржинальная прибыль. Поэтому предприятию необходимо стремиться к росту количества этих товаров,
В группу "В1" входят товары с высоким значением объема продаж и низким значением вклада в покрытие затрат. В этой ситуации предприятию необходимо увеличить доходность данных товаров, так как это повлияет на прибыль предприятия в целом.
В группу "В2" входят товары с невысоким значением объема продаж и высокой маржинальной прибылью. Следует рассмотреть варианты увеличения объема продаж этих товаров, так как для предприятия они приносят значительную прибыль,
В группу "С" включены наименее ценные товары, по причине низких значений как объема продаж, так и маржинальной прибыли. Возможно, предприятию следует заменитьданные товары или отказаться от них, если нет перспективы их развития на рынке.
Данный метод позволяет оценить текущую ситуацию доходности предприятия и каждого товара в отдельности. Методика позволяет классифицировать товары и оптимизировать ассортимент.
Следующий матричный метод, который будет рассмотрен, называется "Маркой". Данный метод разработан итальянской консалтинговой фирмой "Маркой" для поддержки принятия маркетинговых решений внутренними данными о состоянии предприятия.
4 Оформлено автором-
В методе "Маркон" используются три параметра |41:
1. Общая валовая маржа (маржинальная прибыль) (МСА):
МСЛ-РО СО.
где Р - цена единицы продукции;
С - средние переменные затраты на единицу продукции; Q - количество проданных единиц продукта.
2. Валовая маржинальная прибыль на единицу продукции {MCI/):
гантов" или "синих карликов" при неэффективных мерах - в "черные дыры".
"Спутники" - это товары, не приносящие высоких доходов, имеющие ограниченный спрос. Необходимо рассмотреть возможность корректирования объемов продаж и цены.
"Черные дыры" - это товары, зачастую являются убыточными, их необходимо исключить из ассортимента предприятия, или попытаться развить их на рынке, если есть потенциал.
Таблица 1 - Матрица "Маркон" [4]
MCU =
МСА
3. Процент валовой маржинальной прибыли {MCI):
мси^Ш.
PXQ
Согласно методике, всем показателям по каждому товару присваиваются двоичные коды (0 или 1) для сравнения со средним значением и формирования матрицы (табл. 1). Показатели Q, Р, С формируют колонки матрица, показатели МСА. MCU, MCI формируют сроки (AU!).
В ходе заполнения матрицы образуются 64 ячейки, но только в 24 из них будут занесены товарные позиции анализируемого ассортимента. Таким образом, ассортимент предприятия будет разделен на 6 групп:
"Белые гиганты" - это товары, имеющие стабильный спрос и высокие объемы продаж, они приносят предприятию основную долю прибыли,
"Красные гиганты" - эти товары являются самоокупаемыми, несколько меньше прибыльными, чем "белые гиганты",
"Синие карлики" - это товары, которые отличаются значительной рентабельностью, и имеют невысокий спрос со стороны потребителей.
"Белые карлики" - это продукция обладает потенциалом рентабельности, но не приносит значительной прибыли. При правильно принятых решениях эти товары могут перейти в категорию "красных ги-
QPC 111 110 101 100 011 010 001 000
AUI
111 Белые гиганты Синие карлики
110
101
100 Красные гиганты
011 Белые карлики
010
001
000 Черные дыры Спутники
Таким образом, каждый из представленных методов имеет свои особенности сбора данных, их анализа и классификации товаров.
Обобщения
При выборе методики анализа товарного ассортимента предприятию необходимо ори-
Та б л и ца 2 - Сра вн ите л ьная ха ра ктеристи ка
матричных методов анализа ассортимента5
Критерий Матрица БКГ Матрица Дибба-Симкина Матрица «Маркон»
Количество ячеек в матрице 4 4 24 (6 групп)
Аналитические показатели 1. Относительная доля рынка 2. Темп роста рынка 1. Объем продаж 2. Вклад в покрытие затрат 1. Общая валовая прибыль 2. Валовая маржа на единицу продукции 3. Процент валовой маржи
Простота и понятность Все представленные методы имеют четкий и понятный алгоритм расчета показателей, заполнения матрицы, конкретные выводы Особенность: применение двоичной системы кодов
Взаимосвязь с концепцией жизненного цикла товара В основе данной матрицы заложена концепция жизненного цикла товара Концепция жизненного цикла не учитывается Концепция жизненного цикла не учитывается, прослеживается взаимосвязь с ней
Использование количественных показателей Все методики основаны на анализе количественных показателей, не учтены качественные показатели (качество товара, конкурентоспособность товара и др.)
Динамичность показателей Рассмотренные методики используют значения показателей в конкретный момент времени без учета их динамики
Конкретные решения по развитию товаров Отсутствуют конкретные решения по развитию ассортиментных позиций. Указано общее направления развития каждого товара в структуре ассортимента предприятия.
Факторы внешней среды В методиках не учитываются внешние факторы: тенденции рынка, конкуренция на рынке, платежеспособность спроса. Показатели формируются на основе внутренних данных конкретного предприятия.
' Составлено автором.
ентироваться на ключевые показатели, заложенные в той или иной матрице, оценить возможность сбора необходимых данных для проведения объективного исследования, которое позволит выработать мероприятия по повышению эффективности управления ассортиментной политикой. Для этого предложена авторская трактовка сравнительных характеристик матричных методов (табл. 2, см. выше}.
Заключение
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что ассортимент играет важнейшую роль в оценке эффективности предприятия. От правильно сформированного ассортимента зависят прежде всего экономические показатели, характеризующие выручку, доход, рентабельность. В ходе деятельности предприятия в условиях рынка необходимым является проведение систематического анализа ассортиментных позиций, позволяющий своевременно вносить коррективы в ассортиментную политику предприятия. Предпринимать усилия по развитию отдельных товарных позиций, своевременно осуществлять замену неэффективной продукции или избавляться от убыточных товаров. Данные методы позволяют
провести классификацию товаров, составляющих ассортиментную структуру и организовать проведение мероприятий по повышению эффективности товарной политики.
Примечания:
1 ГОСТ Р Ь1303-2013 ТОРГОВЛЯ. Термины и опре деления.
2. Рыжиков а Т.Н. Аналитический маркетинг. Что должен знать маркетинговый аналитик: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019.
3. Лам бе и Ж.-Ж., Чум пита с Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. - 2-е изд. / пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова, - СПб.: Питер, 2012. (Серия "Классика МВА").
4. Одинцова Sü.B. Формирование ассортиментной политики. Энциклопедий маркетинга. [Электрон нмй ресурс] URL: https://www.marketing.spb.ru/ltb-mm/pncing/assortment_policy1.him,U!3Ta обращения 20.04.2021)
5. Петрова A.B. Особенности развития продовольственных торговых сетей в Свердловской области // Экономика и предпринимательство, - 2019. - № 11 (112).
6. Торговля в России. 2017: Стат. сб./ Рос стат. - М., 2017.
7. Торговля в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. - М., 2019.
8. Федеральная служба государственной статистики. Розничная торговля. [Электронный ресурс] URL: http://www gks, tu (дата обра ЩегНии 18.04.202 V)
OJ О OJ
-0 0-LQ
ТХ. ¡-*—
X ш О
о
т
CA 2
S
67
UFECTCLE CONTRA CTS: TYPOLOGY AND SPECIFICITY OF DIFFERENT CONTRA CTS
SamofeevfUa Andreevkh, Postgraduate student, Department of Applied Economics, South Ural State University, JSC "Digital Technologies", Chelyabinsk
The purpose of the study is to analyze and systematize the types of contracts which contain the concept of a Hfecyde business modei based on international and Russian experience. The article examines the genesis oflifecycle contracts from the moment of their first approbation in the early 1990s to the present day. Particular attention is paid to the comparison of various types of contracts and the experience of their application in the Russian economy. The scientific novelty consists of the development of a typology of Hfecyde contracts, that can be used in further scientific work and in the practical activities of Russian enterprises. As a result of the research, it Was revealed that in the world practice there are four most widespread types of Hfecycie contracts, but in the Russian economy, Hfecyde contracts are implemented so far only as experiments.
Keywords: Lifecyde contract; product Hfecyde; types of contracts; modern business models; analysis of international experience.
DOI 10.24923/2222-243X.2021-40.13
КОНТРАКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА: ТИПОЛОГИЯ удк 338.1 И СПЕЦИФИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРАКТАЦИИ ВАК РФ 08.00.05
Цель исследований - проанализировать и систематизировать виды контрак- ф СамофеевНА, 2021 тов, отражающих концепцию жизненного цикла, на основании международного и российского опыта, в статье рассматривается генезис контрактов жиз ненного цикла с момента их первой апробации в начале i990-х годов до наших дней. Особое внимание уделяе гея сравнению различных видов контрактов и опыту их применения в российской экономике. Научнай новизна заключается в разработке типологии контрактов жизненного цикла, которую можно использова ть как в дальнейшей научной работе, так и в практической дея тельное ти российских предприя тий. В резуль та те исследования выявлено, что в мировой практике наиболее распространены четыре вида контрактов