Научная статья на тему 'Матричная организация почв рисовых агроландшафтов Кубани'

Матричная организация почв рисовых агроландшафтов Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСОВЫЕ ПОЧВЫ / МИНЕРАЛЬНАЯ МАТРИЦА / ГУМУС / ЖЕЛЕЗО / ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВЫ / УРОЖАЙНОСТЬ РИСА / RICE SOILS / MINERAL MATRIX / HUMUS / IRON / GRANULOMETRIC COMPOSITION OF SOIL / RICE YIELD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубкова Татьяна Александровна, Гуторова Оксана Александровна, Шеуджен Асхад Хазретович

Кислотные свойства минеральной матрицы лугово-черноземных и лугово-болотных почв Краснодарского края характеризуются общей адсорбционной ёмкостью по аммиаку в диапазоне 32-61 мкмоль/г. Самая низкая кислотность матрицы отмечена в условиях бессменного выращивания риса в течение 80 лет (32-33 мкмоль NH3/г). Минеральная матрица рисовых почв зависит от мелиоративного состояния и гранулометрического их состава. На низких чеках лугово-болотных почв, более тяжелых по гранулометрическому составу, общая кислотность минеральной матрицы составляет 51-53 мкмоль NH3/г, на высоких чеках более легких лугово-черноземных почв 34-45 мкмоль NH3/г. В почве повышений, с менее кислой матрицей, увеличивается содержание Fe3+ и снижается количество Fe2+. Обратная закономерность обнаружена в почве понижений с более выраженными кислотными свойствами матрицы. Установлена пропорциональная связь между содержанием гумуса с кислотными свойствами минеральной матрицы. Наибольший урожай риса формируется на лугово-черноземных почвах с менее кислой минеральной матрицей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубкова Татьяна Александровна, Гуторова Оксана Александровна, Шеуджен Асхад Хазретович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acidic properties of the mineral matrix of meadow chernozem and meadow-boggy soils of Krasnodar region are characterized by a total adsorption capacity of ammonia in the range of 32-61 μmol / g. The lowest acidity of the matrix was observed under conditions of permanent rice cultivation for 80 years (32-33 μmol NH3/g). The mineral matrix of rice soils depends on the meliorative state and the granulometric composition of these soils. At low fields of meadow-boggy soils, heavier in granulometric composition, the total acidity of the mineral matrix is 51-53 μmol NH3/g on high checks of lighter meadow chernozem soils 34-45 μmol NH3/g. In the upper soil, with a less acidic matrix, the Fe3+ content increases and the amount of Fe2+ decreases. The reverse pattern is found in the lower soil with more pronounced acidic properties of the matrix. A proportional relationship between the humus content and the acidic properties of the mineral matrix is found. The highest yield of rice is formed on meadow chernozem soils with a less acidic mineral matrix

Текст научной работы на тему «Матричная организация почв рисовых агроландшафтов Кубани»

УДК 658.512.23

13.00.00 Педагогические науки

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Алексеева Ирина Викторовна

д.п.н., профессор, зав.кафедрой дизайна

[email protected]

Паллотта Валентина Ивановна к.п.н., доцент кафедры дизайна [email protected]

Гжельский государственный университет п.Электроизолятор, Раменский р-н, Московская обл., Россия

В статье выявляется проблема несоответствия современного профессионального образования структуре потребностей рынка труда. Рассматривается возможность формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна посредством развития личностных качеств при дизайн-деятельности. Авторами предлагается решение проблемы, которое заключается в направленности вузовского образования на формирование компетентностной модели дизайнера. Понятие дизайна представляет собой художественно-проектную деятельность на основе развитого проектного мышления, которое базируется на творческом мышлении и практическом мастерстве, подкрепленное самоорганизацией личности. Компетентность включает знания, умения, способности, личностные качества и при определенных условиях данные категории могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности. Под методами формирования профессиональных компетенций авторы подразумевают определенные приемы и способы взаимодействия преподавателя и бакалавров дизайна при проектной деятельности, которые соответствуют компетентностному подходу в образовании, направленные на формирование и развитие социальных, коммуникативных, профессиональных и других качеств личности. Это позволяет студентам наиболее полно реализоваться в современных социально-экономических условиях. В современном образовательном процессе при подготовке бакалавров дизайна авторы выделяют методы активизации учебной деятельности, организации самостоятельной работы и исследовательской активности студентов, как наиболее способствующие формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих дизайнеров

UDC 658.512.23 Pedagogical sciences

THE DEVELOPMENT OF DESIGN THINKING OF BACHELORS AS A WAY OF PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION

Alekseeva Irina Viktorovna

Dr.Sci.Ped., professor, Head of the Department of

Design [email protected]

Pallotta Valentina Ivanovna

Can.Ped.Sci., associate Professor Department of

Design

[email protected] Gzhel state University,

p. Elektroizolyator, Ramenskiy R-n, Moscow region, Russia

The article reveals the problem of inconsistency of modern professional education structure of the labor market needs. The considered possibility of formation of professional competence of bachelors of design through the development of personal qualities in the design activity. The authors propose a solution to the problem, which is to focus University education on the formation of the model competence designer. The concept design represents the art and design work based on advanced design thinking, which is based on creative thinking and practical skills, backed up by self-organization of personality. Competence includes knowledge, skills, abilities, personal qualities and under certain conditions, these categories may be considered from the standpoint of professional competence. The authors mean by the methods of formation of professional competence of certain techniques and ways of interacting of the teacher and the bachelors of design in project activities that conform to the competence approach in education aimed at the formation and development of social, communicative, professional and other qualities of the person. This allows students more fully realized in modern socio-economic conditions. In the modern educational process by preparation of bachelors of design the authors identify methods of activization of educational activity, organization of independent work and research activity of students, as most conducive to the formation of common cultural and professional competences of future designers

Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ, МЕТОД, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ДИЗАЙН, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТ

Keywords: EDUCATION, METHOD, TO PROFESSIONAL OF COMPETENCE, DESIGN, DESIGNING, PROJECT

йо1: 10.21515/1990-4665-133-049

В современных условиях развития вузовского образования в России выявлена проблема инерционности и слабой реакции системы образования на внешние факторы социума, несоответствия профессионального образования структуре потребностей рынка труда, отсутствия эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, которые недостаточно принимают участия в вопросах образовательной политики. Решение выше обозначенных проблем заключается в направленности вузовского образования на формирование компетентностной модели специалиста. Качество подготовки выпускника вуза в сфере дизайна оценивается степенью сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

Состав компетенций бакалавров дизайна и виды их профессиональной деятельности определяет Федеральный государственный образовательный стандарт по данному направлению. Исходя из положения о том, что проект является важнейшей составляющей инженерной культуры, то дисциплины «проектирование», «дизайн-проект» имеют первостепенное значение при подготовке будущих дизайнеров. Дизайн-проектирование - универсальный тип деятельности, направленный на создание объектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Цикл проекта от возникновения идеи до полного завершения состоит из следующих стадий: концепция (разработка идеи), моделирование, конструирование, технологическая подготовка и реализация проекта.

Одной составляющей из элементов проектной культуры является проектное мышление. Проектное мышление сродни творческому. Однако в

дополнение к свойствам творческого мышления, природа дизайнерского воображения сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне одновременно нескольких контекстов. Совмещение в сознании дизайнера различных образов возможно при мысленном использовании так называемого «экрана», куда проецируются сразу несколько имеющихся воображений.

Поскольку деятельность дизайнера направлена на создание, прежде всего, утилитарных вещей, организованных по законам гармонии с эстетической точки зрения, то введение в инженерную культуру, основанную на эргономике необходимо для формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна.

Дизайн представляет собой художественно-проектную деятельность, основу которой составляет развитое проектное мышление, базирующееся на творческом мышлении и практическом мастерстве, подкрепленное самоорганизацией личности.

Дизайн как вид художественного проектирования объединяет научно-технический и художественно-образный подходы к построению модели будущего объекта и способа ее описания. Свобода творчества дизайнера внешне имеет целый ряд ограничений. С одной стороны, дизайнер, как деятель искусства, должен наращивать культурный потенциал общества, развивать взыскательность и вкус в обществе, с другой — его обязанность учитывать социально-экономические, функциональные, технологические, эргономические и другие законы и требования.

Специфика дизайн-деятельности, представляющая собой творческий процесс проектирования гармоничных средовых объектов, удовлетворяющих утилитарным и духовным потребностям человека, сочетающий в себе художественно-образный, научно-исследовательский и технический подходы определяет вектор профессионального обучения

бакалавров дизайна. Основой формирования способностей к проектному творчеству является выполнение бакалаврами дизайна ряда проектов на протяжении от первого до последнего курса обучения. Продуктивному формообразованию средовых объектов бакалаврами дизайна способствуют не только наличие художественно-образного мышления, но и знание законов композиции, тектоники, эргономики, технических и технологических характеристик материалов. Вышеперечисленные знания увеличивают горизонты творческой деятельности бакалавров дизайна.

Обязательные дисциплины «Конструирование» и

«Материаловедение» раскрывают понимание свойств современных строительных и отделочных материалов, что позволяет умножить возможности проектной деятельности студентов-дизайнеров. В большей степени их интеграция с предметом «Проектирование» и вовлечение студентов в квазипрофессиональную деятельность способствует преобразованию знаний, умений и навыков в профессиональные компетенции бакалавров дизайна. Данный вид деятельности в современных образовательных условиях является одной из форм контекстного обучения, направленного на разрешение противоречия между учебной и профессиональной деятельностью для достижения высокого профессионального уровня выпускника вуза. [1]

Компетентность включает знания, умения, способности, личностные качества и при определенных условиях данные категории могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности. Именно на практических занятиях по дизайн-проектированию при активной самостоятельной деятельности студентов, координируемой преподавателем, формируются профессиональные компетенции, вырабатывается творческое отношение к проектной задаче, самостоятельность в принятии решений.

Чтобы создать креативный и грамотный проект, студенту необходимы аналитические навыки при выявлении и решении проектной задачи, а так же умение синтезировать из приобретенных знаний собственное проектное решение, основанного на художественно-образном и функциональном соответствии объекта проектирования. Интеграция научного познания и художественного мастерства является непременным условием обучения бакалавров дизайна в вузе и целиком и полностью зависит от методики обучения, в том числе, методов обучения проектной деятельности. [2]

Под методами формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна мы подразумеваем определенные приемы и способы взаимодействия преподавателя и студентов направления дизайна, соответствующие компетентностному подходу в образовании, направленные на формирование и развитие социальных, коммуникативных, профессиональных и других качеств личности студента, которые позволят ему наиболее полно реализоваться в современных социально-экономических условиях.

В современном образовательном процессе при подготовке бакалавров дизайна следует выделить методы активизации учебной деятельности, организации самостоятельной работы студентов, и исследовательской активности, как наиболее способствующие формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих дизайнеров.

Основным критерием отбора вышеперечисленных методов обучения студентов-дизайнеров является направленность парадигмы образования на формирование активной творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию и являющейся конкурентоспособной на рынке труда. Метод проектов является одним из ведущих и базирующихся на познавательной активности студентов. Методом проектов считается метод

достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы дизайн-исследования, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Основным, центральным звеном проективного обучения является концепт, идея, замысел решения проблемы, имеющей для студента профессионально или жизненно важное значение.

Проектная деятельность является одним из методов включения бакалавров дизайна в процессы профессиональной деятельности проектирования, конструирования, моделирования и исследования в сфере дизайна, который интегрирует в себе художественное и техническое начало, требует от профессионала, занимающегося данным видом деятельности наличие особого дизайнерского типа мышления, проектного по своей сути. Проектное мышление базируется на способностях личности к конкретно-образному, объемно-пространственному, интегративному мышлению, мыслительному конструированию, пространственному воображению. Применение метода проектов в совокупности с проблемным и исследовательским методами в подготовке бакалавров дизайна способствует развитию проектного мышления и формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Художественное проектное мышление является ключевой характеристикой, способствующей успешной реализации выпускника направления Дизайн в профессиональной деятельности. Наличие данного качества специалиста-дизайнера невозможно без знакомства с инженерной культурой.

Литература:

1. Вербитский А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

2. Кольцова Е. А. Формирование профессиональных компетенций при обучении бакалавров дизайна методом композита.//Теория и практика общественного развития: международный научный журнал. 2015. URL: http://teoria-practica.ru/anons-novogo-nomera (дата обращения: 11.09.2017)

КеГегепсев:

1. УеЛ^Щ А.А. Aktivnoe obuchenie V ууБвЬе] вЬко1е: коп1екв1пу] podhod. М.: Vysshaja shkola, 1991. 207 б.

2. Kol'cova Е.А. Formirovanie professional'nyh kompetencij рп obuchenii bakalavrov dizajna metodom kompozita.//Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015. ЦКЬ: http://teoria-practica.ru/anons-novogo-nomera (data obrashhenija: 11.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.