МАТНАЗАР ХУДОЙНАЗАРОВ Худайназаров О.М.
Худайназаров Отаназар Матназарович - преподаватель, кафедра «Национальное пение», Государственный Институт Культуры и Искусства Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекский народ имеет богатое музыкальное культурное наследие, в становлении и развитии которого большое место принадлежит нескольким наставникам. Одним из творцов, внесших большой вклад в продолжение и доведение до наших дней классической музыки Хорезма, является Матназар Худойназаров. Его голос был уникальным, и даже к концу его жизни резонанс в его голосе не угасал. В этой статье представлена информация об одном из любимых искусствоведов узбекского народа, о Матназаре Худойназарове, обладающем уникальным талантом и большой умом. Кроме того, в статье также упоминаются его работы и ученики.
Ключевые слова: узбекская классическая музыка, макомы, хафиз, композитор, голос, Матназар Худойназаров.
MATNAZAR XUDOYNAZAROV Khudainazarov O.M.
Khudainazarov Otanazar Matnazarovich - lecturer, DEPARTMENT OF "NATIONAL SINGING ", STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ART OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: uzbek people have a rich musical cultural heritage, in the formation and development of which a large place belongs to several mentors. One of the creators who made a great contribution to the continuation and bringing to the present day of the classical music ofKhorezm is Matnazar Khudoynazarov. His voice was unique, and even by the end of his life, the resonance in his voice did not fade. This article provides information about one of the favorite art critics of the Uzbek people, Matnazar Khudoynazarov, who has a unique talent and a great mind. In addition, the article also mentions his works and students.
Keywords: uzbek classical music, makoms, khafiz, composer, voice, Matnazar Khudoynazarov
УДК:78.071.2
Хорезм - один из центров развития узбекской музыкальной культуры. Это своеобразная, неповторимая музыка долины, и не зря среди узбекского народа распространена поговорка: "Ребенок Хорезма в колыбели тоже будет танцевать, если услышит музыку". Каждый ребенок Хорезма любит музыку. Этот народ подходит к музыкальному искусству иначе, чем кто-либо другой, по-другому слышит и чувствует. Не зря из этой земли выросли великие искусствоведы. Хожихан Болтаев, Нурмухаммад Болтаев, Эгамберган Болтаев, Комилжон Отаниёзов, Курбонбой Бобожонов, Матёкуб Рахимов, Саттор Абдуллаев, Назира Юсупова, Олланазар Хасанов, Кутлимурод Хожиев, Матнияз Юсупов, Кенжа Матназаров, Султанпошша Рахимова, Кувондик Искандаров, Сотим Авазов, Отамурод Хожиев, Уринбой Отажонов, Джуманазар Бекжонов, Рузмат Джуманиязов, Олмахон Хаитова, Бабомурад Хамдамов и этот список можно продолжать еще долго. Среди этих великих искусствоведов есть и Матназар Худойназаров - ученый и творческий человек, который неустанно трудился на пути развития музыкальной науки и музыкального искусства.
Искусный исполнитель хорезмских макомов, выдающийся искусствовед, виртуозный композитор Матназар Худойназаров родился в 1940 году в Боготольском районе Хорезмской области. Не будет преувеличением сказать, что первым наставником для него было радио. Потому что Матназар Худойназаров услышав по радио исполнение таких Хафизов, как Хаджихан Болтаев, Комильжон Отаниязов, Тамараханим, Саттор Ярашев, Насим Хошимов, старался запомнить их и в следующий раз, когда по радио звучало их пение учился исполнению подпевая им [1].
С 1960 года Матназар Худойназаров начал учиться в Самаркандском музыкальном училище по специальности инструмента "рубоб". Рубоб овладевает искусством исполнения произведений не только узбекских, но и мировых композиторов, расширил круг своих музыкальных знаний. Любознательный юноша не удовлетворился этим и в 1964 году поступил в Ургенчское музыкальное учебное заведение имени Харратова по классу вокала. Матназар Худойназаров начал интересоваться узбекским и зарубежным оперным искусством. Как известно, постановка вокального голоса должна быть в итальянском стиле "бельканто". С другой стороны, стиль бельканто является обязательным условием для оперных исполнителей. Потому что такой стиль - одно из первых признанных направлений в мире. Так, Матназар Худойназаров в совершенстве освоил способы исполнения арий, дуэтов и масштабных романсов из опер.
Рис. 1. Матназар Худойназаров и его сын Отаназар Худойназаров.
Окончив два музыкальных заведения, Матназар Худойназаров в 1968 году поступил на вокальное отделение Ташкентской государственной консерватории. В консерватории учился в классе профессора Насима Хошимова. Учиться у такого профессора, как Насим Хошимов, было большим счастьем для такого трудолюбивого, любознательного будущего певца, как Матназар Худайназаров. Хотя голос Насима Хашимова был баритоном, он также играл полные партии баритона и тенора, учитывая голосовые возможности Матназара Худайназарова.
Матназар Худойназаров, окончив консерваторию на отлично, с 1973 года начал преподавать в Ургенчском музыкальном учебном заведении. Одновременно с преподаванием Хаджихан Болтаевым начал изучать макомы. Для Матназара Худойназарова, который исполнял мировую классику в учебных заведениях, исполнение макомов составляло некие сложности. Но усердие, трудолюбие в нем помогли преодолеть эти трудности.
Матназар Худойназаров переехал в столицу в 1978 году и начал работать солистом в Ташкентской государственной филармонии. Такие хафизы, как он, встречаются редко. Потому что он овладел разными стилями. Мастерски владеет узбекским академическим вокальным стилем, европейскими академическими вокальными произведениями, Хорезмскими макомами, Фергана-Ташкентскими и Бухара-Самаркандскими направлениями.
Матназар Худойназаров хоть и достиг уровня зрелого учителя, но все еще жаждал знаний. Благодаря этому у Кувандыка Искандарова, который является учителем Ходжихана Болтаева, учится знаниям макома и повышает квалификацию. Даже начинает свою рабочую деятельность в филармонии благодаря совету Кувандыка Искандарова. С Кувандыком Искандаровым продолжает свою деятельность по традициям наставника и ученика. Ученик должен уметь наслаждаться искусством исполнения своего наставника и в полной мере поглощать это искусство. При этом неразрывно связываются не только понимание, но и сердце, боль, печаль и радость. Тогда ученик признает учителя. Если эти вещи не интересуют его, это означает, что он склонен к другому школу, другому наставнику [3].
С 1986 года работал в Ташкентском государственном институте культуры имени Абдулла Кадыри. Здесь тоже воспитывает много учеников. Даже если он достиг уровня учителя, он не останавливается. Поет новые песни, расширяя круг своих поклонников.
В 1990 году Матназару Худойназарову присвоено научное звание доцента. К нему приходили не только студенты института культуры, но и талантливая молодежь, обучающаяся в консерватории и художественном институте. С 2002 года был приглашен на работу в Государственную Консерваторию Узбекистана.
Матназар Худойназаров очень уважал и почитал своих предшественников и последователей. В частности, творчество Хаджихана Болтаева не оставило его равнодушным. Исполняя Хорезмские макомы, он применял знания полученные у Хаджихана Болтаева, а также передавал эти знания своим ученикам. В 2015 году Матназар Худойназаров написал книгу для молодежи под названием "Учитель искусства Хорезмского макома" о творческой деятельности своего наставника Ходжихана Болтаева.
У Матназара Худойназарова много учеников, заслуженные артисты Узбекистана Рахматжон Курбанов, Ахмаджон Дадаев, Зариф Азизов, певцы Октам Ахмедов, Шавкат Матякубов, Улмас Аллоберганов, Гульсара Давлетова, народный артист Узбекистана Фархад Давлетов, заслуженная артистка Узбекистана Матлюба Дадабаева, Гулсара Гайпова, Санобар Сатторова. Работы в исполнении мастера до сих пор хранятся в аудио и видеозаписях, а написанные им научные работы - в библиотеках высших учебных заведений. Сегодня вся
молодёжь и ученики, обучающиеся узбекскому классическому искусству, свободно пользуются этим бесценным богатством.
Список литературы /References
1. М. Худойназаров Хоразм маком санъати устози, Тошкент 2015.
2. Матякубов Ш.Б. Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционного исполнительства, Проблемы педагогики, № 2 (41), 2019.
3. О.М. Худойназаров Узбекская школа инструментального исполнительства на гиджаке, Проблемы современной науки и образования, № 1 (179), 2023 год.