Научная статья на тему 'Mathews M. D. Riches, Poverty, and the Faithful. Perspectives on Wealth in the Second Temple Period and the Apocalypse of John. Cambridge University Press, 2013'

Mathews M. D. Riches, Poverty, and the Faithful. Perspectives on Wealth in the Second Temple Period and the Apocalypse of John. Cambridge University Press, 2013 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Mathews M. D. Riches, Poverty, and the Faithful. Perspectives on Wealth in the Second Temple Period and the Apocalypse of John. Cambridge University Press, 2013»

Mathews M. D. Riches, Poverty, and the Faithful. Perspectives on Wealth in the Second Temple Period...

ранских памятниках, Димант в итоге делает вывод об уникальности каждого из трех основных источников послеветхозаветных толкований этого образа — Пе-шера Мелхиседека, 2-й книги Еноха и апостольского Послания к Евреям (с. 503).

Заключение в книге отсутствует. Характеризуя ее в целом, стоит отметить внимательное отношение автора к своему научному контексту, ее включенность в живую полемику. Целостность книги нарушают повторы, порой буквальные, в преамбулах статей — видимо, следствие несколько механического соединения разных публикаций. С содержательной точки зрения сомнительно причисление апокрифов, подобных Книге Юбилеев или Еноха, к «несектантской» литературе на том основании, что созданы они были вне Кумрана. Классификация арамейских текстов на с. 188—190 производит впечатление основанной на слабо разделенных логических уровнях из-за несоответствия названий этих текстов содержательным характеристикам, выявляемым автором. Впрочем, не все названия кумранских рукописей, данные им при первых публикациях, оказываются оправданными в ходе дальнейших исследований.

И. С. Вевюрко (ПСТГУ)

Mathews M. D. Riches, Poverty, and the Faithful. Perspectives on Wealth in the Second Temple Period and the Apocalypse of John. Cambridge: Cambridge University Press, 2013 (Society for New Testament Studies; 154). 276 p.

Внимательный читатель Апокалипсиса не может не обратить внимание на то, что о богатстве и стяжании материальных благ в тех частях книги, которые относятся к реалиям нынешнего века, говорится всегда с осуждением. Классическими примерами такого отношения к богатству являются обличительные слова, обращенные к Лаодикийской церкви (Откр 3. 17), а также гл. 17—18, посвященные описанию судьбы Вавилона — великой блудницы. Напротив, бедность и социальная маргинализация характеризуют в Апокалипсисе тех, кто безусловно верен Богу (Откр 2. 9; 13. 17). Такая степень категоричности не вполне характерна для ветхозаветной пророческой литературы, язык, образность и идеи которой пронизывают Апокалипсис, поэтому закономерно возникает вопрос о том, не мог ли Тайнозритель в данном случае творчески развивать мотивы из более поздней иудейской традиции. Ответ на этот вопрос в своей монографии пытается дать американский пресвитерианский исследователь Марк Мэтьюз.

Обозрев в первой, вводной главе своей книги научную литературу, посвященную проблеме богатства в Апокалипсисе, автор констатирует, что Апокалипсис рассматривался здесь в основном в контексте или античной культуры — имеется в виду как собственно литература, так и социально-политические реалии, — или библейско-ветхозаветного наследия. Вопрос же о продолжении в Откровении Иоанна в этом отношении иудейских традиций периода Второго храма оставался неисследованным, ввиду чего Мэтьюз переходит во второй

Рецензии

главе к обозрению выделенной им группы относящихся к этой эпохе иудейских писаний, содержащих релевантный с точки зрения исследуемой темы материал. Представленные здесь тексты сгруппированы автором следующим образом. Сначала рассматриваются тексты, обнаруженные в Кумране, при этом сперва идут памятники, квалифицируемые как «несектантские» (non-sectarian), то есть созданные вне предполагаемой кумранской общины (Арамейский документ Левия, Книга Стражей, Апокалипсис недель и Послание Еноха из первой книги Еноха, Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, Наставление обучающемуся (4QInstruction) и Трактат о двух духах (1QS 3. 13-4. 26)). За ними следуют уже «сектантские» тексты Мертвого моря (Дамасский документ, Устав общины, Свиток войны, Пешер на пророка Аввакума и Благодарственные гимны). В обеих этих группах отдельно рассматриваются тексты, написанные на арамейском и древнееврейском языках. После рассмотрения кумранских текстов автор обращается к «прочей иудейской литературе» (Other Jewish Literature), к которой причислены книга Премудрости Соломона, Притчи и Эсхатологическое увещание из Первой книги Еноха (гл. 37-71; 108) и Сивиллины книги. Отправной точкой при рассмотрении этих многочисленных текстов, отражающих всё многообразие иудейской мысли и религиозной практики соответствующего периода, является констатация того, что при очевидной пестроте взглядов для всех иудейских течений значение своего рода фундамента или матрицы имело т. н. девтерономистическое богословие, имеющее особое значение с точки зрения настоящего исследования составляющей которого было представление об ожидающем праведных еще в этом веке воздаянии в виде материальных благ за их верность Богу и Завету (ср.: Втор 8. 16; 28. 3-11). Рассмотренные иудейские памятники находятся в тех или иных диалектических взаимоотношениях с этим представлением. Спектр позиций по отношению к богатству и накоплению материальных благ оказывается весьма широким — от как минимум вполне толерантного отношения в книге Иисуса сына Сирахова до полного неприятия в поздних пластах енохической традиции (см. особенно Послание Еноха), где бедность оказывается своего рода необходимой — и добровольно избираемой — составляющей праведности в нынешнем веке, а воздаяние за верность всецело перемещается в век будущий.

В третьей главе Мэтьюз обращается к Откровению Иоанна, пытаясь выявить, в какой мере в Апокалипсисе развиваются мотивы иудейской литературы периода второго Храма. Автор не предлагает сквозного рассмотрения текста новозаветной книги, а выделяет в ней несколько разделов, в которых тема богатства представлена наиболее очевидно (гл. 2-3; 4-6; 12-13; 18), и сосредотачивает свое внимание на их анализе. Результаты этого анализа (представлены в последнем подразделе третьей главы «Богословие богатства в Апокалипсисе» и общем заключении книги) могут быть сведены к следующей схеме. Мир идей Апокалипсиса несомненно обнаруживает черты близости и преемства по отношению к определенным пластам иудейского наследия межзаветной эпохи. Тайнозритель полностью отвергает возможность девтерономистического материального воздаяния за праведность в этом веке и, в согласии с наиболее радикальными течениями иудейской мысли рассматриваемого периода, представля-

Mathews M. D. Riches, Poverty, and the Faithful. Perspectives on Wealth in the Second Temple Period.

ет богатство как показатель греховности. В последние времена, начало которым положил Своим пришествием, смертью и воскресением Христос, у людей мира сего под влиянием почувствовавших свое неизбежное поражение и активизировавшихся в своей слепой ярости сатанинских сил возрастает тяга к стяжанию богатства с целью обеспечить себе ложное ощущение безопасности. Верные ни в коем случае не должны поддаваться этой тенденции — напротив, они должны быть готовы к добровольному принятию на себя бедности и социальной маргинализации, которые как раз и будут показателями их праведности. Воздаяние за это непременно последует, но ни в коем случае не в сем веке, а в будущем, представленном в образе Небесного Иерусалима.

Эти выводы являются плодом корректного и вдумчивого анализа рассмотренных текстов и в целом должны быть признаны верно отражающими смысловые реалии Откровения Иоанна. Особо хотелось бы отметить тонкое выявление М. Мэтьюзом использования в иудейской литературе и в Апокалипсисе прямой речи самоуверенных и гордых грешников-богачей как литературного средства их характеристики (см., например: 1 Енох 97. 8; Откр 3. 17; 18. 7)1. Единственное, в чем рецензент не готов согласиться с американским исследователем, это довольно-таки жесткое отрицание им «реализованных» аспектов эсхатологии Апокалипсиса. Настаивая на том, что воздаяние всецело относится к будущему веку, исследователь напрасно, на наш взгляд, отрицает возможность понимания некоторых мест Откровения Иоанна в смысле благодатного общения с Богом и Агнцем «здесь и сейчас» (см., например, толкование Мэтьюзом слов из послания смирнской церкви «впрочем, ты богат» (Откр 2. 9), где он «богатство» понимает исключительно как будущую возможность, никоим образом в настоящее время не осуществляющуюся2). Из аргументов в пользу наличия в Апокалипсисе свидетельств о возможности для верных вкушения благ общения с Богом уже в нынешнем веке отметим лишь тот факт, что последователи Иисуса Христа уже соделаны Им царством и священниками Богу и Отцу Его (Откр 1. 6). Это несогласие, однако, не влияет на общую высокую оценку труда Мэтьюза. Думается, что в нашей стране, в которой сегодня обогащение является подлинной страстью миллионов, привлечение внимания к рассматриваемым в труде американского исследователя аспектам богословия Апокалипсиса должно представлять и не только научный интерес.

А. С. Небольсин (ПСТГУ)

1 Этой теме Мэтьюз посвятил отдельную статью: Mathews M. D. The Function of Imputed Speech in the Apocalypse of John // Catholic Biblical Quarterly. 2012. Vol. 74. P. 319-338.

2 «Ничто в непосредственном контексте или в Апокалипсисе в целом не указывает на то, что Иоанн здесь имеет в виду духовное богатство или духовные дары» (Ibid. P. 64-65).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.