Материнский капитал: сущность, механизм, проблемы и перспективы развития Maternity capital: the nature, mechanism, problems and prospects of development
Марков Сергей Николаевич
Кандидат экономических наук Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
г. Омск, ул. Партизанская, д. 6 e-mail: [email protected]
Markov Sergey Nikolaevich
Omsk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation
Omsk, st. Partizanskaya, house 6 e-mail: [email protected]
Алексеева Анастасия Валерьевна
Студент 4 курса Факультет Экономики и управления Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
г. Омск, ул. Партизанская, д. 6 e-mail: [email protected]
Alekseeva Anastasia Valerevna
Student 4 term Faculty of Economics and Management Omsk branch of Financial University under the Government of the Russian Federation
Omsk, st. Partizanskaya, house 6 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается вопрос о материнском капитале, как инструменте финансовой поддержки российских семей. Авторами рассматриваются законодательно установленные особенности исследуемой системы, некоторые точки зрения на определение материнского капитала, проводится анализ соответствующих статистических данных, приводятся примеры форм мошенничества с материнским капиталом и рассматриваются другие основные проблемы эффективного развития материнского капитала. Итогом работы стало выявление путей модернизации системы материнского капитала для повышения эффективности данного инструмента государственной поддержки.
Annotation.
The article considers the issue of maternity capital as an instrument of financial support for Russian families. The authors consider the legislatively established features of the system under study, some points of view on the definition of maternal capital, analyze the relevant statistics, provide examples of forms of fraud with maternal capital and consider other main problems of the effective development of maternal capital. The result of the work was to identify ways to modernize the maternity capital system to improve the effectiveness of this government support tool.
Ключевые слова: материнский капитал, государственная поддержка, демографическая политика, социальная защита, мошенничество.
Key words: maternity capital, government support, demographic policy, social protection, fraud.
В настоящее время наиболее значимым инструментом государственной финансовой поддержки семей, воспитывающих детей, остается материнский (семейный) капитал. Введение данной меры в систему финансовых отношений РФ в 2007 году было обусловлено, прежде всего, демографическими проблемами государства, возникшими в начале XXI века в связи с тяжелыми политическими и экономическими событиями. Однако стоит отметить, что появление материнского капитала обусловлено также наличием соответствующих положений в Конституции РФ о государственной защите материнства и детства.
Совсем недавно активно обсуждался вопрос о продлении срока предоставления материнского капитала. Ранее данная программа действовала до 31 декабря 2018 года. Но после подписания соответствующего Федерального закона Президентом РФ рассматриваемый срок был продлен до 31 декабря 2021 года (закон вступил в силу с 1 января 2018 года). Соответственно, возникает обусловленный эффективностью материнского капитала вопрос о практической целесообразности данного изменения в законодательстве и жизни общества в целом.
Вопрос об эффективности рассматриваемой программы остается особо острым на протяжении всего периода ее существования. Действительно ли таким образом удалось решить существующие проблемы? Или же программа имеет краткосрочный эффект и неспособна изменить мнение общества о количестве детей и создании семьи в целом посредством финансовых рычагов воздействия?
Целью работы является выявление методов совершенствования системы материнского капитала для повышения эффективности его предоставления. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• изучить некоторые точки зрения на определение материнского капитала;
• рассмотреть законодательно установленные особенности исследуемой системы;
• проанализировать примеры форм мошенничества с материнским капиталом;
• провести анализ соответствующих статистических данных;
• выделить другие важные проблемы эффективного развития материнского капитала.
Интересен сам факт того, что программа материнского капитала является уникальной и не практикуется ни в одной другой стране мира. Так, например, в странах ЕС существуют несколько иная система поддержки семей детей, а именно ежемесячные пособия на первого, второго и последующих детей до достижения ими определенного возраста. Данные пособия находятся в зависимости от МРОТ. В США вообще не предусмотрены какие-либо пособия на детей. Единственным финансовым послаблением является льгота при оплате налогов, которая заключается в скидке в тысячу долларов в год на одного ребенка. В Японии за первого ребенка государство не оказывает никакой поддержки. Финансовая помощь начинается после рождения второго и проявляется она опять-таки в ежемесячных пособиях. Однако существенным отличие является законодательно установленный размер таких пособий, т.к. МРОТ в Японии не установлен [1-5].
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования.
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существует большое количество работ по исследованию финансовой поддержки семей, в том числе, с применением механизма материнского капитала.
Различные авторы по-разному рассматривают сущность материнского капитала как своеобразного «рычага воздействия» на тот или иной объект. Рассмотрим некоторые из точек зрения.
Коротина Н. Ю. и Рыженкова И. А. рассматривают материнский капитал как составляющую демографической политики государства, как инструмент государственной политики в решении демографических проблем государства. Это значение является первостепенным, поскольку демографическая ситуация в РФ во все времена являлась одной из важнейших социально-экономических проблем. Ухудшение демографического состояния страны в целом может привести к угрозе национальной безопасности. Так, например, снижение рождаемости приводит и к экономическим проблемам, поскольку сокращается численность трудовых ресурсов, растет пенсионная нагрузка на трудящихся, растут расходы, связанные с социальной защитой и системой здравоохранения. При этом деятельность органов социальной защиты и здравоохранения нацелена на поддержание достойного уровня жизнедеятельности более зрелого поколения [6, с. 24].
Капустина Т. И. рассматривает материнский капитал в более узком смысле - как форму дополнительной социальной поддержки семьи. Отмечается, что институт семьи выполняет одну из важнейших общественных функций - репродуктивную, т.е. принимает участие в воспроизводстве населения. Не менее важным здесь является социализация, которую обеспечивает семья новому члену общества (приобщение к науке, культуре, обучение морально-этическим ценностям и т.д.). Все вышеперечисленное оказывает прямое влияние на демографическую ситуацию в стране. Стоит заметить, что на сегодняшний день существует тенденция кризисных изменений состояния института семьи. Это проявляется в делении семей по уровню дохода на определенные слои, в увеличении числа разводов, в изменении взглядов на супружеские отношения и отношения между старшим и младшим поколениями. Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семей является необходимым направлением в данной области, особенно в случае с молодыми семьями. Это связано с важностью привития традиционных ценностей института семьи молодым людям, что невозможно без определенного «стартового капитала». Создание такого инструмента, как материнский капитал, обусловило стремление государства создать новую форму социальной помощи, которая в долгосрочной перспективе должна привести к достижению глобальной цели - стимулированию рождаемости [7, с. 163].
Назарова О. И. считает, что материнский капитал является мерой социально-экономической защиты детей. В данной связи нельзя не отметить тот факт, что большое количество семей не решаются на рождение второго и последующих детей из-за отсутствия возможности предоставления детям всех необходимых благ и невозможности обеспечения им достойного уровня жизни. Роль материнского капитала здесь проявляется в тех направлениях, где его можно использовать. Все они прямо или косвенно связанны с благополучием детей [8, с. 125].
Интересной является точка зрения Иноземцева Е. С. о том, что программа «Материнский капитал» является информационным аспектом демографической безопасности. Она раскрывается, прежде всего, через расчет соответствующих показателей на основе статистических данных, представленных в открытом доступе. Стоит отметить, что большинство таких данных в совокупном анализе показывают положительную динамику влияния материнского капитала на демографическую безопасность государства (причем в большей степени программа оказывает влияние на повышение рождаемости среди сельского населения) [9].
Несмотря на большое количество работ по исследуемой проблематике, существуют актуальные проблемы реализации механизма материнского капитала в России, ранее не описанные в работах изучаемых авторов, остро стоящих в настоящее время, что подтверждает необходимость научного углубления знаний по данной теме исследования.
В качестве основной гипотезы исследования можно сделать предположение, что система поддержки российских семей с помощью материнского капитала несовершенна, имеет достаточное количество проблем и требует модернизации.
Существует круг проблем, связанных с развитием программы материнского капитала. Имеются правовые проблемы развития рассматриваемой системы, такие как: ненадлежащая законодательная регламентация некоторых вопросов, связанных с распоряжением средствами материнского капитала, несовершенная система определения субъекта, имеющего право на получение материнского капитала, отсутствие законодательного закрепления вопроса о правовом режиме средств материнского капитала (например, при разделе совместно нажитого имущества). Не менее значимой проблемой является неэффективность предоставления возможности распоряжения денежными средствами материнского капитала «здесь и сейчас», что является довольно значимым фактором при планировании увеличения семьи. Особенно это
сказывается на планах молодых родителей, которые задумываются о возможности предоставления второму и последующим детям всех необходимых благ для гармоничного развития.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть этот круг гипотез следует проанализировать законодательство, регламентирующее основные аспекты системы материнского капитала. Это исследование позволит наглядно проследить существующие особенности рассматриваемой системы и оценить уровень правовой закрепленности тех аспектов, которые перечислены в выдвинутых гипотезах.
Рассмотрим методы исследования. Одним из главных дискуссионных вопросов в рамках рассматриваемой темы является мошенничество с материнским капиталом. Чаще всего все прецеденты сводятся к незаконному обналичиванию сумм материнского капитала. Существуют всевозможные способы осуществления данного процесса. Методом исследования обозначенных проблем является анализ наиболее частых случаев мошенничества с материнским капиталом, которые описаны в правовых научных трудах. Этот метод позволит оценить масштаб обозначенной проблемы.
Можно предположить, что прослеживается ситуация недостаточной замотивированности денежными выплатами женщин в вопросе планирования семьи (поскольку мнение женщины по данному вопросу превалирует над мнением мужчины, на первое в данном случае оказывает влияние огромное количество как объективных, так и субъективных факторов) [10, с. 19]. Также можно отметить, что зачастую материнский капитал становится лишь причиной «сдвига в календаре рождений», т.е. мотивирует сокращать интервал между рождением второго и последующего детей, но никак не «заставляет» рожать второго и последующих детей при отсутствии такового желания. Неэффективность системы индексации выплат по материнскому капиталу также является дискуссионным вопросом, что проявляется в отсутствии взаимосвязи процессов индексации и социально-экономического состояния страны в целом. Методом исследования для обозначенных гипотез является анализ статистических данных, которые смогут наглядно продемонстрировать наличие или отсутствие взаимосвязи между системой предоставления материнского капитала и состоянием демографии страны.
Для того чтобы проследить влияние материнского капитала на жизнь общества, следует ознакомиться с важнейшими аспектами программы, закрепленными в законодательстве.
Основным правовым актом, регламентирующим рассматриваемую программу, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В нем приводится определение материнского капитала как средства федерального бюджета, который передается в бюджет Пенсионного фонда РФ для осуществления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Документом, подтверждающим право на получение подобного рода благ, является государственный сертификат на материнский капитал [11].
Правом на получение материнского капитала обладает определенный круг лиц:
1) женщины, родившие или усыновившие второго ребенка;
2) женщины, родившие или усыновившие третьего ребенка или последующих, при условии, что они по тем или иным причинам не воспользовались благами рассматриваемой программы ранее;
3) мужчины, которые являются единственным усыновителем второго, третьего или последующих детей, при условии, что они по тем или иным причинам не воспользовались благами программы ранее [11].
Важной особенностью для всех пунктов является временная привязка. Ребенок должен быть рожден после 1 января 2007 года. Тогда же должно вступать в законную силу решение суда об усыновлении ребенка [11].
Средства, из которых выплачивается материнский капитал, предоставляются федеральным бюджетом Пенсионному фонду РФ по заявлению последнего. Все «сопутствующие» аспекты данной передачи денежных
средств устанавливаются непосредственно Правительством РФ. Далее полученные средства подлежат отображению в бюджете Пенсионного фонда РФ. Расходы, возникающие в процессе предоставления права на рассматриваемую меру государственной поддержки, финансируются за счет средств федерального бюджета. Все операции по зачислению, использованию и расходованию средств материнского капитала учитываются Пенсионным фондом РФ на соответствующих счетах бюджетного учета [11].
Рассмотрим механизм предоставления материнского капитала. Родители (усыновители) при соблюдении всех существующих условий и сборе всех необходимых документов обращаются в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (непосредственно либо через многофункциональные центры) за получением государственного сертификата на материнский капитал. В течение месяца этим органом принимается решение о выдаче данного документа. Однако данный срок может растягиваться в случае несвоевременного предоставления требуемых Пенсионным фондом РФ документов. Выделяют следующие причины для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал:
• отсутствие права на рассматриваемый вид государственной поддержки;
• прекращение права на рассматриваемый вид государственной поддержки;
• использование благ материнского капитала ранее;
• недостоверность сведений, представленных на рассмотрение (причем в данном случае подавшие недостоверные сведения граждане несут ответственность в соответствии с законодательством РФ) [11].
Интересным является тот факт, что по достижении ребенком совершеннолетия (дееспособности в полном объеме) родители (усыновители), при наличии у них государственного сертификата на материнский капитал, обязаны передать документ ребенку [11].
Говоря о размере материнского капитала, стоит отметить, что изначально он был равен 250000 рублей. Законодательством РФ установлена ежегодная индексация данной суммы, в связи с чем за 12 лет она выросла более чем на 80%. Однако, с 2016 года Правительством РФ было принято решение о приостановлении индексации до 2020 года, после чего рост суммы выплат продолжит расти. Не стоит при этом забывать, что законодательство РФ устанавливает четкие временные рамки действия рассматриваемой программы: с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 года.
Сумма материнского капитала, выплачиваемого с 2016 по 2019 годы, составила 453026 рублей. Она может уменьшаться на сумму средств, использованных только в законодательно установленных целях. К ним относятся:
- улучшение жилищных условий;
- образование ребенка;
- формирование накопительной пенсии для женщины (условия перечислены выше);
- приобретение товаров и услуг для социализации и адаптации детей-инвалидов (ввели в 2016 году);
- получение законодательно установленной ежемесячной выплаты [11].
Одним из ярких нововведений 2018 года стало появление нового направления использования средств материнского капитала, а именно получение ежемесячной выплаты семьями с низким доходом. Суть данной меры заключается в следующем: нуждающиеся семьи, где родился (был усыновлен) второй и последующие дети в период с 1 января 2018 года, могут получать ежемесячные выплаты в размере прожиточного минимума для детей. Последний зависит от того региона, где проживает семья (берутся суммы, которые были установлены за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой). В данном случае важно понимать, какие семьи относятся к нуждающимся. ПФ РФ отмечает, что правом на получение данной поддержки могут обладать
семьи, где доход на одного члена семьи (после рождения (усыновления) второго или последующего детей) за последний год составляет менее 1,5 прожиточного минимума, который также установлен в конкретном регионе. За предоставлением данной финансовой поддержки семьи могут обратиться с заявлением в ПФ РФ или МФЦ в течение 1,5 лет после появления в семье второго или последующего детей. Одновременно с этой процедурой можно оформить и государственный сертификат на материнский капитал. Важно отметить, что существует 2 варианта предоставления ежемесячной выплаты:
1) если нуждающаяся семья обратилась в соответствующие органы в течение 6 месяцев после рождения (усыновления) второго или последующих детей, выплата предоставляется со дня появления ребенка (детей);
2) в противном случае - выплаты предоставляются непосредственно со дня обращения семьи в соответствующий орган [12].
Рассмотренная выплата предоставляется до достижения ребенком 1,5 лет и устанавливается только на 1 год. Соответственно, по прошествии данного периода семье необходимо повторить процедуру обращения за ежемесячной выплатой в уполномоченные органы [12].
Немаловажной является новая мера, позволяющая использовать материнский капитал через 2 месяца после рождения (усыновления) второго или последующих детей, которая была установлена в 2018 году. Это значит, что данные средства могут быть направлены на дошкольное образование ребенка, а именно на оплату государственных и частных яслей, детских садов, услуг по уходу за ребенком (например, оплата услуг няней и т.д.). Однако, чтобы средства на данные направления могли быть использованы в полном объеме, получатели средств, т.е. учреждения, организации или физические лица должны обладать соответствующей лицензией [12].
Третьим направлением реформирования системы предоставления материнского капитала является льготная ипотека. Оно подразумевает:
• льготные условия кредитования соответствующих семей для улучшения жилищных условий (ставка 6% годовых);
• возможность погашения льготной ипотеки средствами материнского капитала без необходимости ожидания наступления трехлетия ребенка;
• возможность погашения ранее выданных кредитов и займов на приобретение жилья средствами льготной ипотеки [12].
Многие специалисты отмечают отсутствие прямой связи рассмотренной меры с материнским капиталом. Однако, данный шаг является очень важным направлением поддержки семей с детьми со стороны государства [12].
Одной из проблем реализации механизма материнского капитала является мошенничество со средствами Пенсионного фонда РФ. Одним из способов обналичивания денежных средств в рамках рассматриваемой программы является предоставление государственного сертификата на материнский капитал в кредитные финансовые учреждения для последующего получения займа (кредита) с целью покупки жилья или увеличения имеющейся жилплощади. Если данное правонарушение будет установлено, мошенники лишаются материнского капитала, а также обязаны в общем порядке выплатить проценты по данному займу (кредиту) [13].
В махинациях с материнским капиталом в некоторых случаях участвуют оценочные компании. При покупке получателями материнского капитала недорогого земельного участка для строительства или же полноценного дома (чаще всего в деревнях) такие организации за отдельную плату предоставляют фиктивный отчет об оценке приобретенного имущества, завышая во много раз его реальную стоимость. Данный механизм может использоваться неоднократно [13].
С покупкой имущества связан еще один вид мошенничества в рамках рассматриваемого вопроса. Так, в Пенсионный фонд РФ может быть предоставлен фиктивный договор купли-продажи, хотя фактически такая сделка не совершается вовсе. Данное нарушение практикуется зачастую в кругу родственников или близких друзей [13]. Сюда же можно отнести заключение договора дарения имущества, которое в дальнейшем выкупается обратно за счет средств материнского капитала. Деньги, уплаченные родственнику, который некогда был обладателем подаренного имущества, могут как делиться в том или ином соотношении, так и в полной мере быть обналичены получателем средств материнского капитала и направлены на собственные законодательно не установленные нужды [14, с. 248].
О предоставлении в Пенсионный фонд РФ недействительных документов свидетельствует еще один вид мошенничества, который подразумевает передачу мошенниками свидетельства о государственной регистрации права собственности, при том что никаких подобных сделок совершено не было. Здесь уже в роли соучастников могут выступать недобросовестные должностные лица Росреестра [13].
Еще одним способом обналичивания денежных средств, предоставляемых в рамках изучаемой программы, является покупка жилья, которого реально уже не существует, но из реестра недвижимости его исключить еще не успели. Здесь тоже не может быть не замешан госслужащий того или иного уровня, поскольку такая информация имеет довольно специфичный характер и не находится в общем доступе [13].
Несколько иными являются примеры мошенничества, связанные с обманом сотрудников Пенсионного фонда РФ. Это может быть утаивание обстоятельства лишения родительских прав либо подделка всевозможных документов, которые предоставляют право получения дополнительной государственной поддержки [14, с. 248].
Стоит отметить, что во всех махинациях, где принимает участие та или иная организация, должностное лицо или орган власти, преступление считается совершенным уже группой лиц по предварительному сговору, что влечет за собой иную меру ответственности [14, с. 249].
Как отмечалось выше, в рамках данной работы целесообразным будет проведение анализа статистических данных по некоторым аспектам предоставления материнского капитала и его эффективности в целом. По данным годового отчета Пенсионного фонда РФ за 2017 год, за все время действия рассматриваемой программы учреждением выдано 8,3 млн государственных сертификатов на материнский капитал, что составляет свыше 2 трлн рублей государственной поддержки более чем пяти миллионам семей РФ. К концу года были полностью использованы средства по 4,9 млн. сертификатов из общего числа выданных за весь период действия программы [15].
Проследим динамику выдачи сертификатов за пятилетний период, с 2013 по 2017 год. Так, в 2013 году данный показатель составил 786 тысяч (что на 62 тысячи сертификатов больше, нежели в 2012 году). На следующий год число выданных сертификатов снова выросло и составило 823,4 тысячи (увеличение примерно на 37 тысяч сертификатов). В 2015 году рассматриваемый показатель достиг отметки в 1,041 млн сертификатов (что примерно на 218 тысяч сертификатов больше, чем в предыдущем периоде). В юбилейном для программы
2016 году количество выданных сертификатов на материнский капитал уменьшилось и составило 924,8 тысяч сертификатов (количество выданных сертификатов сравнению с 2015 годом уменьшилось на 116,2 тысячи). И в
2017 году рассматриваемый показатель снизился еще больше и составил 727,2 тысячи сертификатов (на 197,6 тысяч сертификатов меньше, чем в предыдущем периоде) [15].
Стоит отметить, что вплоть до 2016 года количество выданных сертификатов на материнский капитал стабильно росло, а с 2016 года стало стремительно снижаться. Возможно, это было связано с истечением
первоначально установленного срока действия программы (предоставление материнского капитала было рассчитано на 10 лет). Однако наибольшее влияние здесь оказали следующие причины:
- общее снижение рождаемости;
- «заморозка» индексаций выплат по материнскому капиталу (в связи с чем некоторым гражданам предоставляется право оформления материнского капитала до его повышения в 2020 году);
- отсутствие возможности получения единовременной выплаты.
В рамках данной работы рассмотрим динамику изменения численного соотношения средств материнского капитала, потраченных на законодательно установленные направления. Рассмотрим пятилетний период, т.е. с 2013 по 2018 год. В связи с тем, что такие направления, как приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов и единовременные выплаты в 2013 году отсутствовали, проведем сравнение только по трем оставшимся целям расходования средств материнского капитала. Это представляется возможным, поскольку перечисленные направления расходования составляют наименьшие суммы расходов. Для наглядности данные представлены в таблице [15].
Таблица 1. Численное соотношение средств материнского капитала по установленным направлениям в 2013 и
2018 годах (млрд. руб.)
Год Улучшение жилищных условий Обучение детей Накопительная пенсия мамы ВСЕГО (без учета приобретения товаров и услуг для детей-инвалидов и единовременных выплат 2018 году)
2013 235,07 2,35 0,11 237,53
2017 304,1 7,62 0,12 311,786
2018 289 10,2 0,2 299,4
Можно отметить, что в целом «иерархия» распределения материнского капитала в течение пяти лет особо не изменилась: прежде всего, семьи предпочитают направлять полученные средства на улучшение жилищных условий: на это тратится в среднем 98% выдаваемых за год средств в рамках рассматриваемой программы. На втором месте стоит обучение детей (в среднем около 2% от выданных за год средств). Стоит отметить, что к 2018 году доля средств, направленных на образовательные цели, в целом увеличилась более чем на 70% по сравнению с 2013 годом. Практически не изменились «позиции» накопительной пенсии матери, на которую тратится меньше всего из выданных за год средств из Пенсионного фонда РФ в рамках материнского капитала (в среднем 0,06% расходуется на данную цель).
Сравнивая данные последних двух лет, можно заметить, что в 2017 году в рамках программы материнского капитала было выплачено больше средств, чем в 2018 году. Исходя из показателей, замечаем, что рассматриваемая тенденция обусловлена направлением больших сумм на улучшение жилищных условий в 2017 году, а именно на 5%. Остальные же показатели 2017 года отстают он аналогичных в 2018 году (снижение на 25% по направлению «Обучение детей», 40% - на формирование накопительной пенсии мамы).
По данным Федеральной службы государственной статистики, можно отметить, что с 2007 до 2016 года наблюдается постоянный рост численности родившихся детей (число родившихся в 2007 году - 1610122 человека, в 2015 году - 1940579 человек), после чего начинается спад данного показателя (в 2016 году - 1888729 человек, в 2017 году - 1690307 человек, в 2018 году - 1604344 человек) [16]. Представленные данные подтверждают сделанные ранее выводы о снижении количества выданных сертификатов. Однако стоит объяснить причину снижения рождаемости. Прежде всего, это связано с так называемой «демографической ямой». В период 80-90 годов прошлого столетия из-за нестабильной экономической, политической и социальной обстановки рождаемость в государстве сократилась почти вдвое, и именно сейчас родившиеся в тот период
женщины находятся в детородном возрасте. Следовательно, снижение рождаемости сегодня - это неизбежная отрицательная динамика, продиктованная объективными условиями.
Отсюда не совсем понятным становится факт приостановки индексации материнского капитала в период до 2020 года. Ведь в существующих условиях нужно всеми силами стимулировать рождение второго и третьего ребенка в семье, пока не будет преодолена возникшая «демографическая яма».
Крайний отчет ПФРФ за 2018 год освещает следующие показатели:
1) число семей, которые получили выплаты по программе материнского капитала, достигло 6,4 млн;
2) всего по рассматриваем направлению было выплачено 2,34 трлн рублей;
3) в 2018 году учреждением выдано 697,9 тысяч сертификатов на материнский капитал (уменьшение количества сертификатов составляет 29,3 тысяч сертификатов или 4,03%);
4) общее количество сертификатов, выданных в течение всего периода действия программы, по итогам 2018 года составило 9 млн;
5) подано 926,1 тысяч заявлений о распоряжении материнским капиталом на сумму 302,3 млрд рублей (аналогичные показатели на 2017 год составляли 869,3 тысяч заявлений и 311,8 млрд рублей);
6) превалирующее количество заявлений было подано на улучшение жилищных условий семьи (что соответствует сложившейся ранее тенденции) - 714,3 тысяч или 77,1 % всех заявлений за 2018 год.
7) количество заявлений об оплате обучения и сопутствующих услуг в учебных заведениях выросло в 2018 году почти на 49 тысяч заявлений (что составляет 41%) и составило 169 тысяч;
8) 17,7 тысяч заявлений было подано на оплату материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за детьми до трех лет, что составляет 11% от всех заявлений, поступивших за 2018 год по образовательному направлению [15].
Ряд проблем, связанных с материнским капиталом в РФ, складывается из конкретных фактов общественной жизни и, к сожалению, не может быть обоснован теоретическими или аналитическими данными. К таковым можно отнести:
- отставание темпов строительства учреждений дошкольного образования за растущими темпами увеличения рождаемости в связи с выплатами материнского капитала, что впоследствии может в целом негативно сказаться на рождаемости второго и последующего детей, несмотря на то, что рассматриваемая программа направлена на обратный эффект;
- возникновение сложностей с покупкой недвижимости на средства материнского капитала (плохая кредитная история и т.д.) или же отсутствие желания или необходимости покупки недвижимости (улучшения условий существующей) приводят к тому, что средства «замораживаются», и их невозможно потратить на первостепенные для семьи цели, что в целом порождает мошенничество, связанное с обналичиванием средств материнского капитала;
- использование денежных средств в основном для погашения ипотечных кредитов, а не для строительства нового жилья, что влечет за собой некоторую неопределенность и рискованность, связанную с изменением экономических условий по истечении срока погашения кредитов.
Однако, на основе проведенного в рамках данной работы теоретического и практического анализа необходимо выделить пути развития программы материнского капитала в Российской Федерации, в частности:
• совершенствование системы информирования и предоставления данных в открытом доступе Пенсионным фондом РФ по вопросам предоставления материнского капитала, их детализация;
• скорейшее возобновление индексации выплат по материнскому капиталу для недопущения негативных последствий в долгосрочной перспективе, связанных с «демографической ямой»;
• установление четкого порядка единовременных выплат материнского капитала;
• усиление контроля за органами, учреждениями, ведомствами и должностными лицами, которые осуществляют деятельность, либо напрямую связанную с предоставлением права на получение материнского капитала, либо смежную с таковой;
• систематизация требований к документации, предоставляемой в Пенсионный фонд РФ для получения сертификата на материнский капитал;
• ужесточение наказания за мошенничество, связанное с материнским капиталом;
• совершенствование законодательства в рассматриваемой области;
• расширение круга направлений расходования средств материнского капитала (например, на лечение детей до 3 лет в случае экстренной необходимости, на оплату задолженности по коммунальным услугам, на оплату дорогостоящего лечения детей, матери или отца и др.);
• введение дополнительной меры реализации материнского капитала, связанной с возможностью снижения процентной ставки по ипотечному кредитованию с помощью государственного сертификата на материнский капитал;
• изменение сроков, регламентирующих возможность использования средств материнского капитала (установить возможность немедленного использования средств по всем установленным направлениям расходования, как это практикуется в случае с приобретением или увеличением жилья, имеющегося в собственности).
В заключение хочется отметить, что материнский капитал как инструмент государственной поддержки российских семей является довольно сложной системой. В целом по данным проведенного анализа можно сделать вывод, что для решения демографических проблем в государстве рассматриваемая мера была и остается одной из самых эффективных. Тем не менее, в работе были определены проблемы и риски ее полноценного функционирования, которые в долгосрочной перспективе могут привести к тому, что материнский капитал изживет себя. Первые «зачатки» такого процесса уже наблюдаются (снижение рождаемости, причины которого не учитываются при принятии решения об индексации выплат материнского капитала). Данная система нуждается в постоянном мониторинге так называемой «обратной связи» своего воздействия, а также в непрерывной модернизации, что обусловлено нестабильными социально-экономическими условиями развития РФ. Список представленных путей модернизации программы материнского капитала не исчерпывающий, он может быть расширен и дополнен в ходе дальнейших исследований.
Список используемой литературы:
1. Billingsley S., Ferrarini T. Family policy and fertility intentions in 21 European countries // Journal of Marriage and Family. - 2014. - Vol. 76. - № 2. - Р. 428-445.
2. Fukuda N. Education, Gender Equity, and the Entry into Motherhood in Japan, Journal of Musashi Sociological Society. - Vol.7. - 2015. - P. 6-10.
3. Gehringer A., Klasen S., Witkowska D. Labour Force Participation and Family Policies in Europe: An Empirical Study // Metody Ilosciowe w Badaniach Ekonomicznych. - 2014. - Vol. XV-1. - Р. 37-49.
4. Lambert P. A. The Political Economy of Postwar Family Policy in Japan: Economic Imperatives and Electoral Incentives // Journal of Japanese Studies. - Vol. 33. 2017. - No. 1 (Winter). - P. 22-25.
5. Wilson W. J. The Rights and Wrongs of American Welfare Reform // Journal of Economic Issues. Lincoln (Neb.). - Vol. 34. - 2016. - No 2. - P. 517-526.
6. Коротина, Н. Ю., Рыженкова И. А. Материнский капитал как инструмент государственной политики в решении демографических проблем в Российской Федерации / Н. Ю. Коротина, И. А. Рыженкова // Челябинский гуманитарий. - Челябинск, 2014. - С. 24-27.
7. Капустина, Т. И. Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семьи / Т. И. Капустина // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - Москва, 2016. - С. 161-163.
8. Назарова, О. И. Материнский (семейный) капитал как мера социально-экономической защиты детей / О. И. Назарова // Глобальный научный потенциал. - Тамбов, 2014. - С. 123-126.
9. Иноземцев, Е. С. Программа «Материнский капитал» как информационный аспект демографической безопасности региона / Е. С. Иноземцев // Информационная безопасность регионов. - Саратов, 2014. - С. 39-45.
10. Иванова, Е. В., Алексеева, А. В. Роль и значение налоговой политики в решении демографических проблем общества / Е. В. Иванова, А. В. Алексеева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - Омск, 2018. - С. 19-24.
11. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) // - иКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ Консультант Плюс.
12. Пенсионный фонд Российской федерации / Получателям МСК // - И^: http://www.pfrf.ru/grazdanam/family_capital/.
13. Леонова, Л. Г., Дробышева О. В. Мошенничество в материнском капитале / Л. Г. Леонова, О. В. Дробышева // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - Липецк, 2016. - С. 17-19.
14. Шишмарева, Е. В. Характеристика типичных способов совершения мошенничества с материнским капиталом / Е. В. Шимарева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - Тула, 2015. - С. 245-252.
15. Пенсионный фонд Российской федерации / Годовые отчеты ПФР // - И^: http://www.pfrf.ru/press_center/advert_materials/~2074.
16. Федеральная служба государственной статистики / Демография: Рождаемость, смертность, естественный прирост // - И^: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#.