Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ, СПОСОБНЫЕ УМЕНЬШИТЬ КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ'

МАТЕРИАЛЫ, СПОСОБНЫЕ УМЕНЬШИТЬ КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Ключевые слова
антифрикцион / металлические материал / баббит / бронзы / латун / подшипник / алюминиевые и цинковые сплавы. / antifriction / metal material / babbitt / bronze / brass / bearing / aluminum and zinc alloys.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шохрух Ғайратжон Уғли Рубидинов, Жасурбек Ғайратжон Уғли Ғайратов, Умиджон Азаматжон Уғли Ахмедов

В данной статье приведены сведения о видах антифрикционные материалов, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рабочим поверхностям детали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Шохрух Ғайратжон Уғли Рубидинов, Жасурбек Ғайратжон Уғли Ғайратов, Умиджон Азаматжон Уғли Ахмедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIALS CAPABLE OF REDUCING THE COEFFICIENT OF FRICTION OF OTHER MATERIALS.

This article provides information about the types of anti-friction materials that must meet the requirements for the working surfaces of the part.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ, СПОСОБНЫЕ УМЕНЬШИТЬ КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ»

МАТЕРИАЛЫ, СПОСОБНЫЕ УМЕНЬШИТЬ КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ

ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

Шохрух Гайратжон Жасурбек Гайратжон Умиджон Азаматжон уFли Рубидинов уFли Гайратов уFли Ахмедов

Ферганский политехнический институт

АННОТАЦИЯ

В данной статье приведены сведения о видах антифрикционные материалов, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рабочим поверхностям детали.

Ключевые слова: антифрикцион, металлические материал, баббит, бронзы, латун, подшипник, алюминиевые и цинковые сплавы.

MATERIALS CAPABLE OF REDUCING THE COEFFICIENT OF FRICTION

OF OTHER MATERIALS.

ABSTRACT

This article provides information about the types of anti-friction materials that must meet the requirements for the working surfaces of the part.

Keywords: antifriction, metal material, babbitt, bronze, brass, bearing, aluminum and zinc alloys.

Антифрикционные материалы предназначены для использования в различных подшипниках скольжения, применяемых чаще, чем подшипники качения. К числу таких подшипников относятся: гидродинамические и гидростатические, газодинамические и газостатические, самосмазывающиеся с твердойсмазкой, самосмазывающиеся пористые (пропитанные жидким или пластичным смазочным материалом) и др.

К антифрикционным материалам предъявляются определенные требования. Они должны обладать:

1) по возможности низкими значениями коэффициента трения (для снижения потерь на трение);

2) высокой износостойкостью;

3) способностью быстро прирабатываться и легко приспосабливаться к ужесточению условий работы трибосистемы (вторичная приработка);

4) повышенной сопротивляемостью к заеданию и задиру;

5) хорошими свойствами совместимости трибосистемы;

6) достаточной прочностью и сопротивляемостью усталостным, кавитационным, коррозионным и абразивным повреждениям.

Различают антифрикционные материалы металлические, неметаллические (полимерные, древесные, графитовые и др.) и комбинированные (металлополимерные, графитометаллические и др.).

Металлические материалы. Наиболее распространенными являются сплавы на основе свинца и олова (баббиты), медные сплавы (бронзы и латуни), алюминиевые и цинковые сплавы. В меньшей мере используются чугуны и стали.

Наиболее давними подшипниковыми материалами являются мягкие сплавы на оловянной и свинцовой основах. Баббиты обладают низкой твердостью (НВ 130-320 МПа), имеют невысокую температуру плавления (240- 320°С), повышенную размягчаемость (НВ 90-240 МПа при 100°С), отлично прирабатываются и обладают высокими антифрикционными свойствами. В то же время они обладают низким сопротивлением усталости, что влияет на работоспособность подшипников. Выбор подшипниковых сплавов должен осуществляться с учетом толщины слоя баббита. Гетерогенное микростроение сплавов типа Б83 с крупными твердыми кубическими кристаллами химического соединения SnSb (Р-фазы) не способствует удовлетворительной сопротивляемости усталостным повреждениям под действием циклических нагрузок в тонкослойных подшипниках (толщина слоя менее 1 мм). Для тонкослойных вкладышей баббит должен удовлетворять следующим требованиям:

1) не иметь резко выраженной неоднородной структуры; для них возможно использование однофазных сплавов при достаточном сопротивлении металла смятию;

2) поскольку работа тонкослойных прецизионных вкладышей должна протекать в основном в условиях жидкостного трения, меньшее значение имеют антифрикционные свойства материала, более важно повышенное сопротивление усталости;

3) баббитовый антифрикционный слой желательно применять с пониженной твердостью до НВ 150-200 МПа; при этом улучшается прирабатываемость; сопротивляемость смятию в тонком слое повышается под влиянием подложки; для обеспечения надлежащей долговечности подшипников существенное значение имеет прочность соединения баббита с корпусом, определяемая способностью слоя полуды сопротивляться разрушению.

Подшипники с толщиной баббитового слоя 3 мм используют при сравнительно легких условиях работы. Баббитовый слой таких подшипников (Б83, Б16, БН, БКА) обладает хорошей способностью прирабатываться и является своеобразным компенсатором всякого рода неточностей, образованных при обработке и монтаже трущихся деталей и возникающих в процессе эксплуатации.

К такому типу относятся подшипники скольжения вагонов, вкладыши тихоходных мощных судовых двигателей, компрессоров и др.

Сплавы на медной основе, употребляемые в качестве антифрикционных, известны как бронзы (оловянные и без оловянные) и латуни. Подшипники изготовляют из бронзы в монометаллическом и биметаллическом исполнении. Монометаллические подшипники (вкладыши, втулки и др.) изготовляют из бронз, обладающих достаточной прочностью и твердостью. Бронзы, употребляемые в таких подшипниках, подразделяют на сплавы с высоким содержанием олова (до 10%) и низким (до 3%). ГОСТ 613-79 определяет состав малооловянистых бронз; с высоким содержанием олова бронзы используют в ответственных случаях.

Для изготовления свертных втулок, торцовых дисков и других антифрикционных деталей применяют деформируемые оловянные бронзы. Для биметаллических подшипников в качестве антифрикционного слояупотребляются бронзы, содержащие повышенное количество свинца без олова (БрС30) или в 1% Sn. Для монометаллических подшипников иногда используется свинцовистая бронза БрОС5-25 (5% Sn и 25% Pb).

Помимо оловянных бронз сравнительно широко используют сплавы, несодержащие олово (безоловянные). Некоторые из сплавов по свойствам не уступают, а иногда и превосходят оловянные бронзы.

В тяжелонагруженных трущихся деталях (дорожные машины, тяжелое станочное оборудование, скользящие соединения теплопередаточного оборудования и др.) применяют высокопрочные алюминиевые бронзы.

В качестве антифрикционных используются так называемые кремнистые и марганцовистые латуни и находят применение алюминиево-железные латуни.

Разработаны и действуют государственные стандарты или технические условия на баббиты на оловянной, свинцово-сурьмянистой и свинцовой основах (ТУ), антифрикционные алюминиевые сплавы (ряд ТУ), цинковые сплавы, оловянные (ряд ТУ) и безоловянные бронзы, деформируемые оловянистые бронзы для изготовления свертных биметаллических втулок, латуни, биметаллические ленты с алюминиевыми сплавами (ряд ТУ), металлофторопластовые ленты (ТУ), литьевые полиамиды (ряд ТУ), капролон (ТУ), наполненные полиамиды (ТУ) и ряд других антифрикционных материалов.

REFERENCES

1. Ramazonovich, N. F., Anvarovich, M. A., Marifovich, T. A., Muminaliyevich, U. J., & Toshpulatovich, P. S. (2021). Resource-saving manufacturing technologies and thermal hardening of machine parts and tool. International Journal of Mechatronics and AppliedMechanics (IJOMAM), (9), 137-145.

2. Домуладжанов, И. Х., Холмирзаев, Ю. М., Тешабаев, А. М., & Бояринова, В. Г.

(2020). Экология и охрана окружающей среды. Застройка города Кувасая. Universum: технические науки, (4-1 (73)), 5-8.

3. Рубидинов, Ш. F. У. (2021). Бикрлиги паст валларга совук ишлов бериш усули. Scientific progress, 1(6), 413-417.

4. Тешабоев, А. Э., Рубидинов, Ш. F. У., Назаров, А. F. У., & Fайратов, Ж. F. У.

(2021). Машинасозликда юза тозалигини назоратини автоматлаш. Scientific progress, 1(5).

5. Nomanjonov, S., Rustamov, M., Rubidinov, S., & Akramov, M. (2019). STAMP DESIGN. Экономика и социум, (12), 101-104.

6. Fayzimatov, S., & Rubidinov, S. (2021). Determination of the bending stiffness of thin-walled shafts by the experimental methodological method due to the formation of internal stresses. International Engineering Journal For Research & Development, 6(2), 5-5.

7. Qosimova, Z. M. (2021). Influence of The Design of The Rolling Roller on The Quality of The Surface Layer During Plastic Deformation on the Workpiece.

8. Рубидинов, Ш. F. У., & Акбаров, К. И. У. (2021). Машинасозликда сочилувчан материалларни ташишда транспортер тизимларининг ахдмияти. Scientific progress, 2(2), 182-187.

9. Рубидинов, Ш. F. У., & Fайратов, Ж. F. У. (2021). Штампларни таъмирлашда замонавий технология хромлаш усулидан фойдаланиш. Scientific progress, 2(5), 469-473.

10. Рубидинов, Ш. Г. У., & Fайратов, Ж. Г. У. (2021). Куп операцияли фрезалаб ишлов бериш марказининг тана деталларига ишлов беришдаги унумдорлигини тахлили. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(9), 759-765.

11. Юлчиева, С. Б., Мухамедбаева, З. А., Негматова, К. С., Мадаминов, Б. М., & Рубидинов, Ш. Г. У. (2021). Изучение физико-химических свойств порфиритовых жидкостекольных композиций в агрессивной среде. Universum: технические науки, (8-1 (89)), 90-94.

12. Akramov, M., Rubidinov, S., & Dumanov, R. (2021). METALL YUZASINI KOROZIYABARDOSH QOPLAMALAR BILAN QOPLASHDA KIMYOVIY-TERMIK ISHLOV BERISH AHAMIYATI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(10), 494-501.

13. Тураев, Т. Т., Топволдиев, А. A., Рубидинов, Ш. F., & Жайратов, Ж. F. (2021). ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(11), 124-132.

14. Юлчиева, С. Б., Негматов, С. С., Негматова, К. С., Мамуров, Э. Т., Мадаминов, Б. М., & Рубидинов, Ш. Г. У. (2021). ПОВЫШЕНИЕ КОРРОЗИОННОСТОЙКОСТИ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ С ДОБАВЛЕНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ ДОБАВОК. Universum: технические науки, (10-1 (91)), 48-52.

15. Мадаминов, Б. М., Юлчиева, С. Б., Негматова, К. С., Кучкаров, У. К., Рубидинов, Ш. Г. У., Негматов, С. С., ... & Мамуров, Э. Т. (2021). АНТИКОРРОЗИОННЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СИЛИКАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОБОРУДОВАНИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Universum: технические науки, (10-3 (91)), 61-66.

16. Рубидинов, Ш. F. У., Еайратов, Ж. F. У., & Райимжонов, К. Р. У. (2021). ИЗНОСОСТОЙКИЕ МЕТАЛЛОПОДОБНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. Scientific progress, 2(8), 441-448.

17. Косимова, З., Акрамов, М., Рубидинов, Ш., Омонов, А., Олимов, А., & Юнусов, М. (2021). ТОЧНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫБОРА ЗАГОТОВКИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(11), 418-426.

18. Рубидинов, Ш. F. У., Косимова, З. М., Fайратов, Ж. F. У., & Акрамов, М. М. У. (2022). МАТЕРИАЛЫ ТРИБОТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЭРОЗИОННЫЙ ИЗНОС. Scientific progress, 3(1), 480-486.

19. Рубидинов, Ш. F. У., & Раимжонов, К. Р. У. (2022). ИЗМЕНЕНИЕ МИКРОРЕЛЬЕФА ПОВЕРХНОСТИ И ШЕРОХОВАТОСТИ ДОПУСКОВ ДЕТАЛЕЙ ПОСЛЕ ХИМИЧКЕ-ТЕРМИЧЕСКИЙ ОБРАБОТКИ БОРИРОВАНИЯ. Scientific progress, 3(1), 34-40.

20. угли Fайратов, Ж. Г. (2021). Влияние Роликовой Конструкции На Качество Поверхностного Слоя Цилиндрической Конструкции При Деформации. Барцарорлик ва Етакчи Тадцицотлар онлайн илмий журнали, 1(6), 502-511.

21. угли Fайратов, Ж. Г. (2021). Влияние Роликовой Конструкции На Качество Поверхностного Слоя Цилиндрической Конструкции При Деформации. Барцарорлик ва Етакчи Тадцицотлар онлайн илмий журнали, 1(6), 502-511.

22. Мадаминов, Б. М., Юлчиева, С. Б., Негматова, К. С., Кучкаров, У. К., Рубидинов, Ш. Г., & Негматов, С. С. АНТИКОРРОЗИОНАЯ ПОРФИРИТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ С УПРОЧНЕННОЙ СТРУКТУРОЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОБОРУДОВАНИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ompozitsion, 43.

23. Юсупов, С. М., Fайратов, Ж. F. У., Назаров, А. F. У., & Юсуфжонов, О. F. У. (2021). Компазицион материалларни борлаш. Scientific progress, 1(4).

24. Юсуфжонов, О. F., & Fайратов, Ж. F. (2021). Штамплаш жараёнида ишчи юзаларни ейилишга бардошлилигини оширишда мойлашни ахдмияти. Scientific progress, 1(6), 962-966.

25. Abdullayev, B. B. O. G. L. (2021). ZAMONAVIY ISSIQLIK ELEKTR MARKAZLARIDA QO 'LLANILADIGAN ISSIQLIK IZOLYATSION MATERIALLAR VA ULARGA QO 'YILADIGAN ASOSIY TALABLAR. Scientific progress, 2(8), 36-40.

26. Таиров, Ш. М., & Абдуллаев, Б. Б. У. (2020). Чрезвычайные и критические изменения климата в странах центральной Азии. Universum: технические науки,

(2-1 (71)).

27. Mukhammadyusuf, M., Sherzod, P., & Behzod, A. (2020). Study of compensation of reactive power of short-circuited rotor of asynchronous motor. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(5), 625-628.

28. Рустамов, М. А. (2021). Методы термической обработки для повышения прочности зубчатых колес. Scientific progress, 2(6), 721-728.

29. Косимова, З. М., & Акрамов, М. М. У. (2021). Технологические особенности изготовления поршней. Scientific progress, 2(6), 1233-1240.

30. угли Fайратов Ж. Г. и др. Влияние Роликовой Конструкции На Качество Поверхностного Слоя Цилиндрической Конструкции При Деформации //Баркарорлик ва Етакчи Тадкикотлар онлайн илмий журнали. - 2021. - Т. 1. - №. 6. - С. 502-511.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.