Литературная ассоциация с Браяном Анвином. Публикация моей колымской статьи и контакты с Хрисом Шренком (Chris Schrenk) и Пье-
и
ром Иесу (Pierre Yesou). Следующие ценные данные с Таймыра. Новости от Стюарта Холохана и Джека Стивеса, их продолжающиеся исследования Канадского Севера и интригующее происшествие на Острове Хершель. Падение Горбачёва и Коммунистической партии, последующий развал Советского Союза. Продолжающиеся беспорядки внутри России. Процветание, вероятно короткое, экотуризма в Якутию и на Чукотку, «Академик Фёдоров» и Христиан Хьерт. Сложности для Александра Андреева и Института биологических проблем Севера.
Будем надеяться, что все загадки миграций розовых чаек будут очень скоро разгаданы благодаря, в частности, ощутимому вкладу
и
энтузиаста из Йоркшира Михаэля Денсли.
С Днем рождения Вас, Майк, и позвольте пожелать Вам как можно больше розовых дней в жизни!
Автор выражает благодарность доктору Эндрю Диксону за предоставленную возможность знакомства с книгой, а Михаэлю Денсли - за фотографии.
Литература
Densley M. 1999. In Search of Ross's Gull. Peregrine Press: 1-268.
Pemberton J.E. 1997. Who is Who in Ornithology. Buckingham Press: 105-106.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 820: 2964-2966
Материалы по распространению птиц в пойме реки Конды
Ю. И. Гордеев
Второе издание. Первая публикация в 1960*
Летом 1959 года мы побывали в командировке на реке Конде, организованной Ханты-Мансийским музеем с целью сбора материала для отдела природы в этом малоизученном крае.
Мы проехали от верховьев до низовьев реки, делая остановки продолжительностью от 2 до 10 дней в населённых пунктах Чантырья, Леуши, Нахрачи, Болчары, Горная, Алтай, Урвант и Тюли. За всё путешествие нами было отмечено 192 вида птиц. Из них мы приводим
* Гордеев Ю. И. 1960. Материалы по распространению птиц в пойме реки Конды //Ежегодн. Тюмен. обл. краевед. музея 2: 153-154.
ниже лишь виды, распространение которых в этом районе представляет некоторый зоогеографический интерес.
Река Конда — левый приток Иртыша — протяжённость более тысячи километров, целиком протекает по таёжной зоне Западной Сибири. Растительность по её коренным берегам представлена в основном сосновыми борами, которые чередуются с большими площадями болот и озёр. Как по левому, так и по правому берегу реки встречаются участки темнохвойных лесов и «урманы» в виде массивов различной величины. Смешанные леса занимают значительную площадь лишь в районе Леушей. Пойма, по которой протекает Конда, колеблется в ширине от 10-12 км в среднем течении и до 4-5 км — в нижнем. Древесная растительность её представлена в основном ивняком, а там, где появились гривы, произрастают сосняки или смешанные леса. Для поймы Конды характерно наличие «туманов». Туманы — это своеобразные мелкие озёра, которые возникают в период половодий по главному руслу реки. В качестве примера можно привести Кондинский туман, который в июне разливался в длину более чем на 30 км и в ширину — до 5 км.
Рассмотрение распределения птиц мы начнём с отряда куриных. Из этого отряда нами отмечен перепел Coturnix coturnix, который прослежен от Тюлей до Нахрачей. Из голубиных нужно отметить клинтуха Columba oenas. Стаи этого вида мы наблюдали на полях в окрестностях Леушей. Здесь же в конце июня был добыт линяющий самец.
Коростель Crex crex и погоныш Porzana porzana довольно широко распространены по пойме реки, причём первый наблюдается вверх по реке до Леушей, а погоныш - до Чантырьи. Чибис Vanellus vanellus отмечен от Тюлей до Чантырьи. Интересно отметить большого веретенника Limosa limosa, взрослый экземпляр которого был добыт в конце июля вблизи села Алтай. В среднем течении реки между сёлами Нахрачи и Болчары мы наблюдали чёрную крачку Chlidonias niger и чёрного аиста Ciconia nigra. В районах сёл Алтай и Горная был обнаружен обыкновенный козодой Caprimulgus europaeus. Чёрный стриж Apus apus, по нашим наблюдениям, принадлежит к многочисленным птицам по всему течению Конды.
Из многочисленного отряда воробьиных встречались такие виды.
Иволга Oriolus oriolus прослежена от Тюлей до Чантырьи. Зяблик Fringilla coelebs, чечевица Carpodacus erythrinus были найдены и добыты в окрестностях Леушей. В сосновом бору у Нахрачей в начале июля мы слышали пение зарянки Erithacus rubecula. Из синантропов по всему течению реки обычными встречаются скворец Sturnus vulgaris, домовый воробей Passer domesticus и деревенская ласточка Hi-rundo rustica, причём последний вид встречался почти в каждом селе по одной-две пары. Из птиц, обитающих в кустарниках нижнего яруса
леса, можно отметить садовую славку Sylvia borin и садовую камышевку Acrocephalus dumetorum. Первый вид прослежен от Тюлей до Чантырьи, второй — до Леушей. Кроме того, можно указать на лугового чекана Saxicola rubetra и жулана Lanius cristatus, отмеченных у Леушей и Нахрачей.
В заключении хочется отметить интересное явление замены обыкновенной овсянки Emberiza citrinella белошапочной E. leucocephala по всему течению реки.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 820: 2966-2976
Новые данные о звуковом общении птиц
А. С. Мальчевский
Второе издание. Первая публикация в 1981*
В настоящем сообщении речь идёт в основном о тех данных по звуковому общению птиц, которые были получены орнитологами группы «Фонотека» лаборатории наземных позвоночных Биологического научно-исследовательского института Ленинградского университета. Помимо автора статьи, в состав этой исследовательской группы в настоящее время входят Ю.Б.Пукинский, И.В.Ильинский и С.А. Фетисов. Полученные данные имеют отношение к двум направлениям исследовательской работы орнитологической группы: во-первых, к развиваемому лабораторией учению о типах звукового общения животных (Мальчевский 1974, 1976), которое, используя этологический подход в изучении коммуникаций птиц, основывается на наблюдениях за поведением животных во время их голосового общения в различных ситуациях, и, во-вторых, к изучению явлений «звуковой индукции» (Мальчевский, Пукинский 1980) и голосовой имитации, которые чрезвычайно важно иметь в виду при изучении локальной, географической и индивидуальной изменчивости голосовых реакций, а также становления звукового общения птиц в целом.
Исходным материалом для данного сообщения послужил анализ оригинальных записей голосовых реакций птиц, собранных орнитологами Ленинградского университета в период с 1959 по 1980 год. В процессе сбора материала внимание обращалось на всё внутривидовое разнообразие звуков, издаваемых птицами в разные сезоны и в раз-
* Мальчевский А. С. 1981. Новые данные о звуковом общении птиц ИВестн. Ленингр. ун-та 21: 58-64.