ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1442: 1884-1889
Материалы по биологии желтозобика Tryngites subruficollis
И.В.Дорогой
Второе издание. Первая публикация в 1983*
Желтозобик Tryngites subruficollis (Vieillot, 1819) - один из наименее изученных куликов фауны СССР. Лишь в самое последнее время доказано его регулярное гнездование на острове Врангеля (Флинт 1967; Дорогой, Кирющенко 1980). Сведения о гнездовой биологии данного вида (Sutton 1967; Hussel, Holroyd 1974; Prevett, Barr 1976; Myers 1979) крайне фрагментарны и большей частью представляют собой описание токовых демонстраций или одиночные находки гнёзд.
Наши материалы были собраны в июне-августе 1979 года на острове Врангеля в среднем течении реки Неизвестной. Некоторые ценные сведения, касающиеся биологии желтозобика, любезно предоставил С.П.Кирющенко, которому автор приносит искреннюю благодарность.
Местообитания и численность. Известно, что желтозобики предпочитают гнездиться на участках сухой возвышенной тундры с разреженной травянистой растительностью (Bailey 1948; Флинт 1967; Sutton 1967; Дорогой, Кирющенко 1980). На острове Врангеля они гнездятся в предгорьях, на участках мохово-ивнячково-разнотравной тундры с преобладанием Salix lanata, Alopecurus alpinus, Deschampsia borealis, Arct-agrostis latifolia, а также на участках дриадово-мохово-осоковой тундры с преобладанием Dryas punctata, Dryas integrifolia и Carex lugens. Размещение T. subruficollis крайне неравномерно. Судя по нашим наблюдениям, в среднем течении реки Неизвестной самки желтозобиков устраивают свои гнёзда на расстоянии не более 3 км от центра ближайшего тока, но не на территории самих токов (см. рисунок). В таких местах одно гнездо приходится на 1 км2. В местах, удалённых от токов на большее расстояние, эти кулики не гнездятся вообще. Всего в среднем течении Неизвестной (см. рисунок) было найдено 4 гнезда (ещё одно гнездо в верховьях реки), 3 выводка и, кроме того, отмечено 8 беспокоившихся самок в местах, где, по нашему предположению, были их гнёзда. Регулярные, а порой и ежедневные экскурсии в данном районе острова исключают повторную регистрацию одних и тех же птиц. Несмотря на многочисленные маршруты в равнинную Тундру Академии и в горные районы центральной части острова, проводившиеся нами в гнездовой период, желтозобики там не наблюдались.
* Дорогой И.В. 1983. Материалы по биологии желтозобика (Tryngites subruficollis Vieill.) IIБюл. МОИП. Отд. биол. 88, 5: 50-55.
Мы полагаем, что общая численность Т. subruficollis на острове не превышала нескольких десятков гнездящихся птиц. Однако их численность в 1979 году была значительно выше, чем в 1974-1978 годах. Следует отметить, что летний сезон 1979 года был весьма необычным в отношении численности куликов, гнездящихся на острове. Так, дутыш Calidris melanotos уступал в численности лишь камнешарке Arenaria interpres, а плотность гнездования такого редкого для острова вида, как бурокрылая ржанка Pluvialis dominica, достигала 0.1 пар/км2.
Размещение желтозобиков Тгущ1ш $иЬти]1соШ$ по гнездовой территории (остров Врангеля, среднее течение реки Неизвестной, 1979 год). 1 — ток; 2 — гнездо; 3 — самка с выводком; 4 — беспокоящаяся самка; 5 — высота горных поднятий, м.
Токование. Первые желтозобики были отмечены 4 июня. Токование началось 5 июня. На изучаемой территории (рисунок) кроме двух токов, зарегистрированных нами в 1976-1978 годах (Дорогой, Кирю-щенко 1980), в 1979 году были отмечены ещё два тока, причём один из них был расположен на участке поймы Неизвестной всего в 50 м от домика экспедиции. Размеры токов варьировали от 0.1 до 4 га.
Для всех токов было характерно наличие участков с зарослями ивы (Salix glauca и S. lanata). Именно в таких зарослях обычно происходит спаривание у желтозобиков (Myers 1979; наши данные).
Основные элементы брачного поведения Т. subruficollis уже описаны (Rowan 1927; Oring 1964; Prevett, Barr 1976; Myers 1979). Условно их можно разделить на две группы: а) покачивание поднятыми крыльями («wing-ilashing», «wing-waving») с демонстрацией характерного
«мраморного» рисунка на внутренних опахалах первостепенных маховых; б) невысокие (до 1 м) подпрыгивания над землёй с одновременными взмахами крыльев («flutter jumping»). Замечено, что вторая группа демонстраций чаще наблюдается на тех участках токов, где имеются заросли ивы шерстистой Salix lanata высотой около 1 м.
Самцы желтозобиков охраняют участки в несколько десятков квадратных метров, на которых привлекают самок. Одновременно на токах наблюдали до 7 самцов. Случается, что одиночные самцы залетают на чужие участки, однако, как правило, они тотчас же подвергаются нападению со стороны самцов — хозяев территории — и изгоняются. Серьёзных столкновений между самцами Т. subruficollis из-за территории мы не наблюдали. Активность токующих самцов резко возрастает, когда на токах появляются самки. Обычно это происходит в вечерние и утренние часы. После окончания откладки самками яиц самцы покидают места гнездования. Последних самцов мы наблюдали 29 июня.
Сроки гнездования. Самка Т. subruficollis, добытая 12 июня, имела в яйцеводе «рубец» от одного снесённого яйца, а диаметр наибольшего фолликула составлял 7 мм. Судя по тому, что во всех пяти гнёздах, найденных в этом районе острова соответственно 21, 24, 27, 27 и 28 июня, содержались совершенно не насиженные яйца, начало кладки у самок приходилось на начало второй декады июня. Случай позднего гнездования Т. subruficollis, приведённый нами ранее (Дорогой, Кирющенко 1980), вероятно, аномальный.
Первые выводки желтозобиков наблюдались в середине июля. Самка с птенцами в возрасте 2-3 дней была встречена 14 июля в истоках реки Песцовой, а с 3 однодневными пуховичками — 16 июля в среднем течении Неизвестной. Ещё один выводок встречен в этом же районе острова 25 июля.
Гнёзда и яйца. Из 5 найденных нами гнёзд два были устроены на участках мохово-ивнячково-разнотравной тундры; а три располагались на участках дриадово-мохово-осоковой тундры. Расстояние от гнезда до ближайшего водоёма варьировало от 50 до 300 м. Все гнёзда располагались на высоте менее 50 м над уровнем моря. Гнездовые углубления, сделанные в кочках или в грунте, имели размеры 8-10 см (в среднем 9.2 см) в диаметре и 4-5 см (в среднем 4.5 см) глубиной. Основным материалом для выстилки лотка служили кусочки лишайника Tham-nolia vermicularis, а также сухие листики ив Salix lanata, S. reptans и др. и дриад Dryas sp. Объём подстилки варьирует у разных пар. Найденные нами яйца (21) имели размеры 36.4-39.6x25.3-27.4 мм (в среднем 38.1x26.6 мм). Вес ненасиженных яиц (20) равнялся 11.8-13.8 г (в среднем 13.0 г). Во всех 5 гнёздах было по 4 яйца. Около одного гнезда в 10 см от лотка лежало разбитое пятое яйцо. Неоплодотворённых яиц не наблюдалось.
Насиживание. В насиживании кладок принимают участие только самки (Sutton 1967; Prevett, Barr 1976; Myers 1979). Сведения о существовании пар у Т. subruficollis (Bailey 1948) ошибочны. Самка обычно слетает с гнезда на расстоянии 100-200 м от приближающегося человека и скрывается. Спустя 20-30 мин птица появляется в 100-150 м от гнезда и начинает летать кругами над гнездовой территорией, временами присаживаясь на землю. Обычно самка летит на высоте 3-5 м от земли, делая короткие отрывистые взмахи крыльями; ноги при этом свободно свисают перпендикулярно земле. Постепенно птица приближается к гнезду и в конце концов садится в него. В случае нахождения наблюдателя в непосредственной близости от гнезда самка беспокойно летает кругами, как было описано выше, издавая при этом короткие приглушенные звуки, что-то вроде «шщуп» или «шщук». G.M.Sutton (1967) описывает их как «chup» или «chook». Имитация самками раненой птицы, свойственная большинству песочников, у гнёзд с кладками нами не отмечена. Два гнезда из пяти были обнаружены совершенно случайно — самки слетели с них «из-под ног». При этом мы подходили к гнёздам из-за небольших возвышенностей, закрывающих обзор сидящей в гнезде птице. Именно в местах, где ранее наблюдались беспокоящиеся самки, были впоследствии найдены гнёзда и выводки.
После вылупления птенцов поведение самки резко меняется. Птица взлетает на расстоянии 10-50 м (в зависимости от погодных условий) от наблюдателя и начинает беспокойно кружить над человеком, издавая описанные выше звуки и временами присаживаясь на землю. Птенцы тем временем затаиваются в углублениях или под кустиками ивы и лежат неподвижно. Когда человек находится в непосредственной близости от выводка, самка начинает «отводить». При этом птица взъерошивает перья на спине и, припав к земле, тихо попискивает. Между двумя демонстрациями самка поднимается в воздух и, сделав 1-3 круга над человеком, садится на землю. «Отводящие» самки наблюдались только в радиусе 10-15 м от выводка. По «сравнению с близкородственными видами — дутышем и турухтаном Philomachus pugnax — «отводящие» демонстрации у самок желтозобика выражены в значительной степени.
В отличие от самок других куликов, гнездящихся на острове Врангеля, например тулеса Squatarola squatarola, камнешарки, исландского песочника Calidris canutus и чернозобика Calidris alpina, насиживающая самка желтозобика никогда не предпринимает попыток прогнать вторгшегося на гнездовую территорию хищника — длиннохвостого поморника Stercorarius longicaudus или песца Aloрех lagopus.
Питание (таблица). В отличие от большинства видов песочников, желтозобики кормятся в основном на участках сухой возвышенной тундры (Sutton 1967). Мы только однажды наблюдали самку желтозо-
бика, кормившуюся на берегу небольшого озерка. Чаще всего кормящихся птиц мы встречали на сухих коренных берегах рек и ручьёв или на пойменных галечниках. Это в какой-то мере подтверждается и анализом содержимого пищеварительных трактов добытых 6 экземпляров. Обращает на себя внимание встречаемость жуков (100%). У добытых в то же время 6 исландских песочников, 2 дутышей и 1 чернозобика желудки содержали только личинок Tipulidae и Limoniidae. Очевидно, что короткий клюв и слабо развитая ячеистая структура надклювья у Т. subruficollis не позволяют этим куликам зондировать грунт, как это делает большинство песочников, и поэтому они вынуждены собирать корм с поверхности почвы (имаго Coleoptera и Díptera). К аналогичному выводу пришёл Ю.В.Костин (1980), наблюдавший желтозобиков на пролёте в Крыму.
Питание желтозобика на острове Врангеля в 1979 году
Вид корма Пол, возраст и дата добычи
$ ad. в ad. $ ad. в juv. $ juv. в juv
12 июня 13 июня 21 июня 16 июля
Díptera
Típula sp. (im.) - - - 1 1 -
Ti pula sp (puparii) - - 7 - - -
Típula sp. (lar.) 1 1 1 - - -
Muscidae (im.) - - 1 - - -
Chironomidae (im.) - - - 3 4 3
Coleoptera
Chrusomela wrangelii (im.) . 4 10 9 2 2 2
Chrysomela wrangelii (lar.) - - 2 - - -
Pterostichus sp. (im.) - - 1 - - -
Кости леммингов 4- - - - - -
Мелкая галька + + + - - -
Беспозвоночные определены Д.И.Берманом, Е.А.Макарченко н Б.А.Коротяевым.
Меры по охране. По мнению некоторых авторов (Wetmore 1927), желтозобик является редким видом, близким к вымиранию. Ввиду исключительной редкости Т. subruficollis должен быть включён в Красную книгу СССР в качестве особо охраняемого вида.
Литератур а
Дорогой И.В., Кирющенко С.П. 1980. О гнездовании желтозобика (Tringites subruficollis) на острове Врангеля // Зоол. журн. 59, 6. Костин Ю.В. 1980. О положении желтозобика в подсемействе Calidrinae // Новое в изучении биологии и распространении куликов. М. Флинт В.Е. 1967. О гнездовании желтозобика в СССР // Орнитология 8. Bailey А.М. 1948. Birds of Arctic Alaska // Colorado Mus. Natur. Hist. Popular Ser. 8. Hussel D.J.T., Holroyd G.L. 1974. Birds of the Truelove Lowland and adjacent areas of
Northeastern Devon Island, N. W. T. // Can. Field Natur. 88. Myers J.P. 1979. Leks, sex and buff-breasted sandpipers // Amer. Birds 33, 6.
Oring L.W. 1964. Displays of the Buff-breasted Sandpiper at Norman, Oklahoma // Auk 81, 1. Prevett J.P., Barr J.F. 1976. Lek behaviour of the Buff-breasted Sandpiper // Wilson Bull. 88, 3.
Rowan W. 1927. Notes on Alberta Waders included in the British List // Brit. Birds 20. Sutton G.M. 1967. Behaviour of the Buff-breasted Sandpiper at the nest // Arctic 20, 1. Wetmore A. 1927. Present status of the check-list of fossil birds of North America // Auk 44.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1442: 1889-1890
Отдельные наблюдения за птицами Южного Сахалина
Л.М.Беньковский
Второе издание. Первая публикация в 1963*
Горный дупель Gallinago solitaria japonica (Bonaparte, 1856) отмечался нами в Южно-Сахалинском, Анивском и Корсаковском районах с декабря по март. Во всех случаях птицы держались одиночками на сбросных канавах рыбоводных заводов (исключая реку Сусуе). Эти канавы питаются водой из питомников, проточны, мелководны (1020 см глубиной) и льдом не покрываются. Зимой берега канав имеют снежные «надувы», под которыми дупелям удобно прятаться. Поскольку эти места очень кормны (по ним сбрасываются неразвившаяся икра, остатки корма и погибшие мальки), дупеля держатся на них очень крепко: при спугивании перелетают с одного места на другое, чаще от питомника к устью канавы и обратно.
Камчатский кречет Falco rusticolus grebnitzkii (Severtzov, 1885). В октябре 1948 года В.М.Попов один раз наблюдал камчатского кречета, но не добыл его (Гизенко 1955). Днём 30 октября 1961 в посёлке Ново-Александровка на кормившихся во дворе кур напала большая белая птица, оказавшаяся самцом камчатского кречета (общий вес 2315 г, размах крыльев 100 см); чучело его находится в Сахалинском краеведческом музее. Такой же кречет наблюдался нами 3 ноября 1961 на берегу реки Ульяновки. Он рвал добытую им чернеть; при приближении наблюдателя улетел и унёс утку. 23 марта 1962 была добыта самка кречета обыкновенной окраски (вес тела 2150 г, размах крыльев 123 см, яичник 20x25 мм). Таким образом, камчатские кречеты (как альбинотической, так и нормальной окраски) нередки на Южном Сахалине. Возможно, что к зиме они концентрируются на юге острова у мест с более доступной и богатой кормовой базой.
* Беньковский Л.М. 1963. Отдельные наблюдения за птицами Южного Сахалина II Орнитология 6: 465-466. Рус. орнитол. журн. 2017. Том 26. Экспресс-выпуск № 1442 1889