Материалы о ваисовском движении в архиве В. А. Гордлевского
Выдающийся русский, советский востоковед-тюрколог, специалист по турецкому языку, литературе, фольклору и истории Турции, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876, Свеаборг — 1956, Москва)1 оставил не только богатейшее научное наследие, но и обширный архив. В нем сосредоточены собственные неопубликованные труды, колоссальная научная переписка, а также большое количество восточных рукописей и других материалов. Эти материалы Гордлевский собирал в ходе служебных поездок по России, Турции и другим странам. Часть его научного наследия была систематизирована одним из авторов этой статьи2. Среди тем, которые интересовали ученого, было и ваисов-ское движение. Гордлевский судя по его опубликованным трудам и материалам архива не создал специальной работы о ваисовцах, однако, вероятно, планировал как-то использовать в дальнейшем эти документы.
Наличие в фонде Гордлевского Российской Академии наук «ваисовских» документов не упоминалось в работах по истории ваисовского движения, тогда как многие аналогичные материалы активно использовались и используются историками в исследованиях3. Думается, что введение их в научный оборот представляется весьма своевременным. Несмотря на то, что на страницах журнала был опубликован большой цикл
статей и документов по истории данного движения4, далеко не все аспекты истории освещены в полной мере. Представляемые на суд читателя материалы позволяют проследить как персональную судьбу представителей разных поколений Ваисовых, их научные и межличностные контакты, так и характер циркуляции идей и источников в научной экспертной среде.
Мы достоверно не знаем, каким образом ваисовские бумаги попали к Гордлевскому. Возможно часть из них была прислана будущему академику татарским историком Газизом Губай-дуллиным. В письме Гордлевскому от 10 августа 1921 г. Губайдуллин* писал об изучении наследия «Шейха Гайнана Ваиси», его прокламаций и документов для их последующего издания5. Ученому представлялось очень важным исследование движения ваисовцев — «татарских левых социалистов», как он их называл. Возможно идея изучения этого
* Г. Губайдуллин в то время состоял на службе в так называемой Восточной академии. После аспирантуры он был откомандирован из пехотных курсов РККА в распоряжение Наркомпроса ТАССР, и ему была поручена организация в Казани Восточной академии. «Я, — писал он впоследствии, — был оставлен в 1919 г. при университете по кафедре истории России под руководством двух профессоров Н. Ф. Катанова (ориенталиста) и историка России Н. Н. Фирсова. Отчет был сдан в 1921 г. и принят факультетом, но сдать магистерские экзамены не удалось ввиду того, что они были отменены Советской властью. ГУСом РСФСР в 1921 г. я был назначен в Восточную академию и в Восточно-педагогический институт самостоятельным преподавателем. С тех пор работаю в качестве преподавателя вузов» (Газиз Гобэйдуллин. Фэнни-биографик ^ыентык. - Казан, 2002. - Б. 298).
.89
движения была подсказана Г. Губай-дуллину его научным руководителем Н. Ф. Катановым, который выступал в роли ведущего эксперта во время процесса 1910 г. и имел на руках обширные, порой уникальные документы, связанные с семьей Ваисовых6.
Другой возможный путь попадания ваисовских бумаг к Гордлевскому — его общение с внуком Багаутдина Мид-хатом, который в конце 1940 — начале 1950-х гг. проживал в Литве7. С ним
B. А. Гордлевский был знаком через
C. М. Шапшала8. В архиве академика сохранилось два письма Мидхата Ва-исова. В первом письме от 12 декабря 1950 г. есть указание на переданную Гордлевскому рукопись (? — Авт.) Ба-гаутдина Ваисова. Вполне вероятно, что под этой рукописью имелось в виду литографированное сочинение, о котором речь пойдет ниже.
«Уважаемый Владимир Александрович!
Неоднократно звонил к Вам, но не заставал дома, или же Вы находились в отъезде.
Позволю себе занять Ваше внимание интересующими меня тремя вопросами, на которые желал бы получить ответ до 23 января с[его] г[ода]:
Могли бы Вы написать мне Вашу рецензию на мою работу "Волжская Болгария", которая находится у Вас до 23 января. Рецензия и работа очень нужны.
Что интересного есть в переданной мной рукописи Богауддина Ваисова и смогу ли я получить обещанные Вами материалы из истории ваисовцев, о которых Вы мне говорили.
Профессор С. М. Шапшал прислал мне 20 руб. для покупки Вашей книги "Государство Сельджукидов", но, к сожалению, я не мог найти ее. Не найдется ли у Вас лишних 2-х экземпляров: один для профессора и другой для меня.
Извините за беспокойство. Желаю Вам доброго здоровья и бодрости.
С уважением М. Ваисов»9.
Второе письмо Мидхата Ваисова от 29 сентября 1952 г. более пространно. Из его текста становится ясно, что часть ваисовских материалов была прислана Гордлевскому Мидхатом, а часть еще до
этого имелась в распоряжении ученого.
«Уважаемый Владимир Александрович!
После посещения Вас в бывшем имении Трубецких* я дважды пытался дозвониться к Вам, но безуспешно. Вскоре я вынужден был выехать, так как в Москве мне не оставалось больше делать ничего.
Я помню, Вы интересовались тем, как окончится моя попытка поступить в аспирантуру Института востоковедения. Скажу Вам — печально. Вакантных мест уже не было на отделение турецкого языка, истории или экономики. Было одно место по арабским странам, однако и здесь стояло но**. Нужно было проработать после окончания университета три года, и мне порекомендовали отработать еще один год, а потом уже попытаться поступить на общих основаниях.
Предупредили, что было бы хорошо иметь договоренность с научным руководителем и сказали, что от мнения научного руководителя зависит многое.
Конечно, зарекомендовать себя в области востоковедения я еще не успел, и трудно надеяться на чью-либо помощь.
Единственное, чем я обладаю, — это способностью к языкам и тягой к истории. Мне бы очень хотелось заняться историей и экономикой Турции, Ирана или одной из стран арабского востока. Что я преуспел на сегодня?
Умею читать и писать по-турецки. Понимаю без словаря значительную часть прочитанного текста. Умею также читать арабский текст и переводить с помощью словаря. Все это я достиг сам, без особой помощи со стороны, если не считать навыков, данных мне моей матерью***.
Конечно, всего этого недостаточно, чтобы успешно сдать вступительные экзамены в аспирантуру. Окончившие Институт востоковедения несомненно знают лучше и больше.
Но я надеюсь на три года пребыва-
* В бывшем имении Трубецких на юго-западе Москвы в советские годы размещался санаторий Академии наук СССР «Узкое».
** Здесь и далее выделения чертой соответствуют выделению в документе.
*** Мать М. Ваисова Биби-Сайран Гайнутдинова-Ваисо-ва умерла в Казани в 1959 г.
ния в аспирантуре, чтобы достичь совершенства. Порукой тому мое желание и способность к языкам.
Не сочтите за нескромность последнее, но я передаю лишь мнение моих учителей, которые когда-то говорили мне об этом.
Я очень сожалею, что с самого начала не учился на факультете филологическом. Но прошлое уже не вернешь. Приходится мириться с тем, что есть.
Я завидую Вашим ученикам, которыми Вы руководите. Возможность учиться у Вас, под Вашим руководством я считал бы верхом счастья. Но это не всякому дано.
Дорогой Владимир Александрович!
В бытность студентом я просил Вас дать отзыв на мою работу "Волжская Болгария". Если Вы располагаете временем, то не откажите это сделать сейчас. Ваши суровые замечания я принял бы как указание в своей дальнейшей научной работе, которою я думаю заниматься невзирая ни на какие препятствия со стороны.
При встрече Вы мне говорили, чтоб я напомнил Вам письмом о присылке мне тех брошюрок и рукописи, которые я когда-то Вам привозил для ознакомления. Я имею в виду рукопись литографированную и печатные тексты 1907 года издания, 1 и 2-ю части.
Кроме того Вы информировали меня, что у Вас имеется ряд печатных изданий трудов отца.
Безгранично был бы Вам признателен, если вместе с названными брошюрами Вы прислали мне для ознакомления и упомянутые Вами вещи.
Хочу еще поделиться с Вами о своем визите к Люциану Ипполитовичу Климовичу*, написавшему целую VI главу о моем отце в своей книге "Ислам в царской России". Глава далеко не всегда объективна, и порою написанное не лишено влияния мелкобуржуазных наговоров Кильдишевых** и ему подобных
* Климович Люциан Ипполитович (1907-1989) — советский исламовед. К ваисовской теме он обращался в своей монографии «Ислам в царской России. Очерки» (М., 1936), опираясь как на исследования Н. Ф. Катано-ва и М. Сагидуллина, так и используя новые архивные документы.
** Абдулла Кильдишев в 1905-1907 гг. был одним из ближайших сторонников и последователей Гайнана
на личность страстного обличителя самодержавия и революционера Сардара Ваисова.
Люциан Ипполитович произвел на меня весьма положительное впечатление, и мы около 40 минут беседовали с ним об исламе, Ваисове, последнем "творении" К. Наджми, который в своей книге "Весенние ветры" невежественно охарактеризовал С. Ваисова как "политического авантюриста".
О С. Ваисове совершенно другого мнения были В. И. Ленин, Л. Н. Толстой. В ноябре 1917 г. Сардар Ваисов был в Москве на приеме у Владимира Ильича. В. И. Ленин санкционировал финансирование С. Ваисова и его деятельности на благо революции. С разрешения В. И. Ленина Казанский комитет РСДРП(б) в лице Шейнкмана, Грасиса, Тихомирова*** снабжал С. Ваисова оружием для вооружения организуемых им красногвардейских частей.
Как известно, Л. Н. Толстой считал отца своим близким другом. С. Ваисов находился в переписке с Львом Николаевичем в 1908-1910 гг. Отец две недели гостил у Толстого в Ясной Поляне****.
Неужели такие великие люди связались бы с "политическим авантюристом"?
А впрочем, что путного можно ожидать от сына муэдзина, долго путавшегося в своих литературных исканиях в ногах советской литературы, и каким сверхчеловеческим усилием сумевшего написать книгу о нашей действительности.
Секретарь Казанской губернской организации партии большевиков [Виктор Тихомиров]***** в годовщину смерти Сардара Ваисова в 1919 г. отозвался о нем
Ваисова. Выйдя из общины в 1907 г. он выступил в
прессе с серией разоблачительных статей. Его брошюра «Гайнан Вэисевныц тозагы» (Казан, 1908) легла в основу сочинений Н. Ф. Катанова, выступавшего цензором Казанского цензурного комитета, а также дала импульс очередному витку расследований и преследований ваисовцев со стороны местных властей. На процессе 1910 г. А. Кильдишев выступал в качестве одного из основных свидетелей обвинения.
*** Шейнкман Яков Семёнович (1890-1918), Грасис Карл Янович (1894-1937), Тихомиров Виктор Александрович (1889-1919) — в период революции 1917 г. руководители Казанского совета рабочих депутатов и Казанского комитета большевистской партии.
**** Речь идет о двухдневном визите Гайнана Ваисова в Ясную Поляну весной 1908 г.
***** Дописано над строкой.
МАТЕРИАЛЫ О ВАИСОВСКОМ ДВИЖЕНИИ
В АРХИВЕ В. А. ГОРДЛЕВСКОГО
.91
[в своей статье "Памяти С. Ваисова"]* в самых теплых словах и характеризовал его как страстного обличителя самодержавия, протестанта и революционера. Виктор Тихомиров был петербургским рабочим, лично знавшим В. И. Ленина. Он-то уж понимал своим классовым чутьем, кто был Сардар Ваисов.
Сардар Ваисов обличал мусульманское духовенство. А Наджми был сыном муллы. Отсюда и сохранившаяся отрыжка: животная ненависть отпрысков духовенства к С. Ваисову.
Извините, Владимир Александрович, что я утомил Вас столь длинным письмом.
Я написал об этом лишь потому, что знаю Ваш интерес к истории ваисовцев.
Желаю Вам здоровья и долгой жизни. Хотелось бы увидется с Вами еще не один раз.
С искренним уважением Мидхад Ваиси»10.
Следует немного подробнее сказать об авторе этих писем Мидхате Сарда-ровиче Ваисове (1918-1986), внуке Ба-гаутдина и сыне Гайнана Ваисовых. К моменту знакомства М. Ваисова с Гордлевским за плечами первого были годы скитаний и преследований со стороны властей, участие в Великой Отечественной войне, учеба в университете. Стремление М. Ваисова заняться научной деятельностью увенчалось лишь частичным успехом: в конце концов, он поступил в аспирантуру и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Правда, тема исследования была не востоковедение, но «актуально-современная», связанная с рабочим движением. В 1980 г. диссертация была издана в виде монографии под названием «Наемный труд в современной Англии»11. Впоследствии до выхода на пенсию М. Ваисов трудился в Институте международного рабочего движения. В период перестройки он был одним из активнейших сторонников идеи возвращения татарам «исконного» этнонима «булгары» (болгары)12.
Многие тезисы процитированного письма будут не только повторены, но и подробно аргументированы им в
* Дописано над строкой.
монографии «Габдулла Тукай и Сардар Гайнан Ваисов. К критике сатирической поэмы Габдуллы Тукая "Сенной базар, или Новый Кисекбаш" в татарской литературе», имевшей очевидный апологетический характер13. В то время она не имела шансов быть изданной, а потому несколько экземпляров рукописи в машинописном виде были распространены среди родственников и узкого круга ученых. Машинописная рукопись преследовала цель «очистить» имя Ваисовых, реабилитировать и защитить их доброе имя. Автор брошюры демонстрирует, с одной стороны, начитанность и осведомленность в обширной литературе по теме (правда, применительно к позднему периоду истории движения), а с другой стороны — допускает массу фактологических ошибок и неточностей. Но самое главное заключается в стремлении доказать революционность и идейность ваисовцев, объяснить критику и нападки на Гайнана происками реакционеров, панисламистов (А. Сайдашева и др.) и монархистов, введших поэта в «заблуждение». Одновременно М. Ваисов стремится обелить Гайнана от обвинений в религиозности (например, отрицая законность именовать Гайнана ишаном) из-за опасения негативного отношения атеистического советского общества к ишанам и суфиям. Те качества исторического персонажа, которые считались правильными в 1970-х гг. и имели какую-либо ценность для реабилитации, приписывались сардару Божьего полка. И наоборот, все компрометирующее в рамках советской идеологии тщательно затушевывалось и сглаживалось. Таким образом, если и предпринимались робкие попытки использовать более светлые тона при описании истории движения, все они укладывались в рамки
господствующей в стране идеологии.
***
Ваисовские бумаги в фонде Гордлевского сосредоточены в двух единицах хранения. Это деление довольно условно, так как оно было проведено при формировании фонда ученого в Архиве РАН и не отражает возможное первоначальное деление документов.
Архив РАН, ф. 688, оп. 1, ед. хр. 17114. В этом деле содержатся следующие печатные материалы по истории ваисовского движения:
Брошюра «Ваисов-цы» (24х33 см, 24 с.) — сборник документов с ваисовскими текстами за апрель-май 1917 г. (предисловие, обращения, воззвания, доклады, вакиль-наме) на татарском языке.
Два обращения на русском: сердара «Ходзя Мухамед Ги-нанутдина Ваисова» (9.01.1878-28.02.1918) к М. В. Родзянко из Усть-Ишима (с. 23)* и товарищу министерства юстиции А. Ф. Керенскому (с. 13).
Брошюра «Спасающаяся община» (Казан, 1919; 11х18 см; 16 с.) на татарском языке.
Вырезка из газеты «Яца вакыт» (Новое время) (Оренбург, январь 1918 г.) на татарском языке о ваисов-ском движении.
Архив РАН, ф. 688, оп. 1, ед. хр. 18315. В этом деле хранятся две части поэтической книги Ба-гаутдина и Гайнана Ва-исовых «Джевахир-и хекмат-и дервишан» (Драгоценности дерви-шеской мудрости) на татарском языке16.
Первая часть (Казань: электро-ти-пография «Шараф», 1907; 15,5х23 см; 30 с.). На авантитуле два синих оттиска круглой владельческой печати Гайнану-
Первая часть поэтической книги Багаутдина и Гайнана Ваисовых «Джевахир-и хекмат-и дервишан» (Казань, 1907. - 30 с.). На авантитуле два синих оттиска круглой владельческой печати Гайнанудина Ваисова с легендой в восемь строк («сардаръ ваисовскаго божьяго полка староверск. общ. мусульманъ Ходзя Мухамедъ Генанутдшъ Багавутдшъ оглы Ваисовъ»), а также два оттиска прямоугольного штампа на латинской графике («Vaisov. St. Degtamaya 27, 15. Kazan U.S.S.R. (Russia)»). Архив РАН, ф. 688, оп. 1, ед. хр. 183.
* Об обращениях ваисовцев в адрес Государственной думы, в том числе и о данной телеграмме Г. Ваисова на имя председателя Думы М. В. Родзянко, см.: Усмано-ва Д. М. Мусульманские представители в Российском парламенте. 1906-1916. - Казань, 2005. - С. 509; она же. Мусульманское «сектантство» в Российской империи: «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман». - Казань, 2009. - С. 129-131.
дина Ваисова с легендой в восемь строк («сардаръ ваисовскаго божьяго полка староверск. общ. мусульманъ Ходзя Мухамедъ Генанутдшъ Багавутдшь оглы Ваисовъ»), а также два оттиска прямоугольного штампа на латинской графике («Vaisov. St. Degtarnaya 27, 15. Kazan U.S.S.R. (Russia)»). На титуле многочисленные пометки синими чернилами (возможное имя владельца «Самат Фат-куллин»). На авантитуле карандашная
МАТЕРИАЛЫ О ВАИСОВСКОМ ДВИЖЕНИИ
В АРХИВЕ В. А. ГОРДЛЕВСКОГО
.93
¿игл
О'
)
- А и— -Г7--^ ****
^^ ) ! ^Ь^э |
V ¿1* £
• »а»- м И-У
■ и
Ы*.
КАЗАН Ь.
Типография То[1г»ваго Дои» Братьевь Каря*о»нп. 1^07 Года.
Вторая часть поэтической книги Багаутдина и Гайнана Ваисовых «Джевахир-и хекмат-и дерви-шан» (Казань, 1907. - 26 с.). На авантитуле синий оттиск круглой владельческой печати Гайнана Ваисова. Архив РАН, ф. 688, оп. 1, ед. хр. 183.
Экземпляр литографированного сочинения Багаутдина Ваисова на тюрки «Тарик-и хваджаган» (Казань, 1874; конволют; 60+87 с.). Архив РАН, ф. 688, оп. 1, ед. хр. 183.
пометка о воздвижении полумесяца над ханской мечетью, датированная пятницей 23 февраля. На последней странице видны неловкие попытки написать адрес и имя адресата (писал, вероятно, татарин, плохо владевший русской грамотой) тем же почерком, что и на титуле: «Город Казань. Город Масква. Ст. Тюрлама. РСФСР. Ст. Тюрлама. Нур-латски раень. Диревне Малвина. Пири-дат Фаткули Самат»*.
Вторая часть поэмы (Казань: типография торгового дома «Братья Каримовы», 1907; 15х21,5 см; 26 с.). Автор назван на титуле «Дервиш Баха ад-Дин ан-Накшбанди ал-Булгари Вейс-заде»**.
* Деревня Молвино Нурлатского района (ныне Зеленодольский район Республики Татарстан) считается родиной Б. Ваисова. Подробнее о месте рождения основателя общины см.: Усманова Д. М. Мусульманское «сектантство» в Российской империи: «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман». - Казань, 2009. -С. 50.
** Об авторстве этой брошюры, изданной в двух частях,
подробнее см.: Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане (1789-1889). Исламский дискурс под русским господством. - Казань, 2008. - С. 555, 564; Усманова Д. М. Мусульманское «сектантство» в Российской империи: «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман». - Казань, 2009. - С. 120-122. Авторы полагают, что хотя брошюры были изданы Гайнаном
На авантитуле синий оттиск круглой владельческой печати Гайнана Ваисова.
В этом деле хранится также экземпляр литографированного сочинения Багаутдина Ваисова на тюрки «Тарик-и хваджаган» (Казань: типо- и литография Тили, 1874; конволют; 15х22 см; 60+87 с.). Картонный переплет, крышки оклеены красной бумагой, кожаный корешок. На верхней крышке тисненое название. Из библиотеки Б. Ваисова, с печатью автора. Многочисленные пометки на татарском и арабском языках карандашом и чернилами (возможно, авторские). Судя по карандашной пометке, сделанной на татарском языке в арабографичной форме на л. 10 и датирующейся «Вильна, декабрь 1940 года», именно эта книга попала к В. А. Гордлевскому через Мидхата Ваисова. В свою очередь он получил данную книгу от своего дяди Гаяна Ваисова, жившего в 1916-1940 гг. в Литве***.
Ваисовым в 1907 г., но текстуальный анализ свидетельствует, что авторство большей части текстов должно быть отдано Багаутдину Ваисову.
*** Подробнее о Гаяне Ваисове см.: Усманова Д. М. Ваисовцы в Литве // Orientas Lietuvos Didziosios
МАТЕРИАЛЫ О ВАИСОВСКОМ ДВИЖЕНИИ
В АРХИВЕ В. А. ГОРДЛЕВСКОГО
.95
Ценность материалов фонда Гордлевского не в том, что они дадут что-то принципиально новое для изучения истории ваисовского движения, сколько в том, что они в комплексе позволяют
Kunigaikstijos visuomenes tradicijoje: totoriai ir karaimai. - Vilnius, 2008. - Р. 253-262.
заглянуть за кулисы научной лаборатории видного ученого, понять, как накапливались материалы, как происходила циркуляция идей, проанализировать характер научных и иных контактов.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Базиянц А. П. Владимир Александрович Гордлевский. - М., 1979. - 80 с.
2. Зайцев И. В. Арабские, персидские и тюркские рукописи и документы в Архиве Российской академии наук. Каталог выставки. - М., 2008. - 43 с. В недавно вышедшем 14 томе 15-томника татарского классика, публициста и писателя Гаяза Исхаки по рукописи из фонда В. А. Гордлевского Архива РАН опубликован один из вариантов «Автобиографии» Г. Исхаки (см.: Исхаки Г. Сочинения: В 15 т. Т. 14. Письма и автобиографические записи (1902-1954). - Казань, 2013. - С. 406-407, 467).
3. Катанов Н. Ф. Новые данные о мусульманской секте ваисовцев. - Казань, 1909. - 16 с.; Саги-дуллин М. К истории ваисовского движения. - Казань, 1930. - 33 с.; Климович Л. Ислам в царской России. Очерки. - М., 1936. - 408 с.; Quelquejay, Ch. La «Vaisisme» a Kazan. Contribution a metode des confrefies musulmanes chez les tatars de la Volga // Die Welt des Islams. - 1959, VI. - Р. 91112; Гайнетдинов М. Багаутдин Ваисов // Татар эдэбияты тарихы. - Казан, 1986. - 2 т. - Б. 473483; Kemper, M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789-1889: Der islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. - Berlin, 1998. - 516 s. (на русском языке: Кемпер M. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане (1789-1889). Исламский дискурс под русским господством / Пер. с нем. И. Гилязова. - Казань, 2008. - 654 с.); Frank, A. Islamic historiography and «Bulghar» identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. - Leiden-Boston, 1998. - 234 р. (на русском языке: Франк А. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России / Пер. с англ. И. Хайбутдиновой. - Казань, 2008. - 268 с.); Хабутдинов А. Ю. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе // Вестник Евразии. - 2000. - № 2 (9). - С. 86-107; Вэлиев Р. К. взелгэн дога. - Казан, 2007. - 270 б.; Усманова Д. М. Мусульманское «сектантство» в Российской империи: «Ваисовский Божий полк староверов-мусульман». - Казань, 2009. - 568 с.
4. Гайнетдинов М. «Прошение возвратить Б. Ваисову, а дело кончить» // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 1996. - № 3/4. - С. 150-151; Кемпер М., Усманова Д. Ваисовское движение в зеркале собственных прошений и поэм // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2001. - № 3/4. - С. 86-122; Вэлиев Р. взелгэн хэрэкэт // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2002. - № 1/2. - С. 78-89; Усманова Д. Завещание Багаутдина Ваисова // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2002. - № 3/4. - С. 127-138; Шэ^рев К. «Кайсы жирдэ Муса булса, шунда фиргавен бар», яки вэисевчелэрне эзэрлеклэY тарихыннан // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2007. - № 2. - С. 108-117.
5. Архив РАН, ф. 688, оп. 4, д. 101, л. 1.
6. Усманова Д. М. Н. Ф. Катанов — эксперт по ваисовскому движению // Наследие Н. Ф. Катанова: история и культура тюркских народов Евразии. Доклады и сообщения Международного научного семинара, 30 июня — 1 июля 2005 г. - Казань, 2006. - С. 105-108; она же. Мусульманское «сектантство» в Российской... - С. 108-109.
7. О том, как представители семьи Ваисовых оказались в Литве, подробнее см.: Усманова Д. М. Ваисовцы в Литве // Orientas Lietuvos Didziosios Kunigaikstijos visuomenes tradicijoje: totoriai ir karaimai. - Vilnius, 2008. - С. 253-262.
8. Зайцев И. В. «Что мне делать и как быть?» (письма Серайя Марковича Шапшала академику В. А. Гордлевскому: 1945-1950) // Вестник Евразии. Acta Eurasica. - 2007. - № 4 (38) - С. 155.
9. Архив РАН, ф. 688, оп. 4, д. 69, л. 1.
10. Там же, л. 2-4 об.
11. Ваисов М. С. Наемный труд в современной Англии. - М., 1980. - 358 с.
12. Подробнее см.: Слово о Мидхаде-абы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. bulgars.ru/idur/mdhdaby.htm.
13. Ваисов М. Габдулла Тукай и Сардар Гайнан Ваисов. К критике сатирической поэмы Габдуллы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» в татарской литературе. - М., 1979. - 70 с. (Машинописная рукопись).
14. Зайцев И. В. Арабские, персидские и тюркские. - С. 18 (№ 8).
15. Там же. - С. 22-23 (№ 19-20).
16. Подробный анализ поэмы Б. Ваисова см.: Кемпер M. Суфии и ученые. - С. 555-565.
Илья Зайцев, доктор исторических наук, Диляра Усманова, доктор исторических наук
96
ВРЕМЯ В СУДЬБАХ И ДОКУМЕНТАХ
«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2014