Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ХЛОРОПРЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ'

МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ХЛОРОПРЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
19
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATA TO SUBSTANTIATE THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF CHLOROPRENE IN THE ATMOSPHERIC AIR

Determination was made of the sulfhydryl groups content in the brain and liver homogenates, as well as of the adenosine triphosphatase activity of the liver in rats. Onegroup of the animals had been receiving chloroprene in concentrations of 0,48±0,02, 0,22+0,009 and 0,088±0.004 mg/m3 throughout 60 days and nights, and thereupon was immediately sacrificed. The other group of rats was sacrificed 15 days after the completion of the chloroprene administration. The treshold concentration of chlorprene in thetwo groups was found to be 0,22 mg/m3. The effect produced by the substance in question on the sulfhydryl groups in the brain homogenates was that of a drop in their content by approximately 10 per cent as compared with control, while the effect on the adenosine triphosphatase activity in the liver manifested itself in the enhanced enzymic activity which increased approximately 30 per cent. The chloroprene concentrations under examination produced no statistically significant shifts in the sulfhydryl groups content in the liver homogenates. The investigations performed substantiate the USSR standard for maximum permissible concentration of chloroprene in the atmospheric air, the standard providing for the daily average value of 0,08 mg/m3.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ХЛОРОПРЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ»

мнению этих гигиенистов, современный рабочий стал как бы техническим придатком машины.

Рассматривая рак, болезни сердца и сосудов как неизбежные спутники технического прогресса, буржуазные гигиенисты видят лишь один выход из создавшегося положения — приспособление человека к «цивилизации». Не изменение социальной структуры капиталистического общества, а приспособление к существующим условиям — такова «идейная позиция» представителей социальной гигиены на Западе.

Советскому гигиенисту, наблюдающему за развитием науки в Западной Европе и США, бросаются в глаза пессимизм научных деятелей и их неверие в реальные возможности улучшить здоровье современного человека. Сдвиги в структуре заболеваемости населения промыш-ленно развитых стран рассматриваются как фатальная неизбежность, как своего рода плата за технический прогресс. В трудах буржуазных

гигиенистов здоровье рассматривается как стихиино складывающееся качество личности, развивающейся без вмешательства общества. А отсюда естественный вывод: не забота о здоровье населения, а психологическое урегулирование взаимоотношений между рабочими и предпринимателями. В этом урегулировании буржуазные медики, в частности гигиенисты, играют далеко не последнюю роль. А мы, к сожалению, не даем нашим противникам должного отпора. Объясняется это отсутствием интереса к социальным проблемам медицины, прежде всего к социальной гигиене. Необходимо восстановить социальную гигиену как предмет научной дисциплины и предмет преподавания. Развернутая аргументация по этому давно назревшему вопросу дана на страницах журнала «Коммунист», в решениях XIII и XIV Всесоюзных съездов гигиенистов, президиума АМН СССР и многих научных конференций. О том же не раз говорил при жизни и Н. А. Семашко.

Николай Александрович принимал деятельное участие в работе Всесоюзного научного общества гигиенистов. С 1940 по 1949 г. он возглавлял это общество, будучи председателем правления его. В 1947 г., когда проходил XII Всесоюзный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, его единодушно избрали председателем съезда.

До последних дней своей жизни Н. А. Семашко как настоящий советский гигиенист много сделал для развития советской гигиенической науки. Своей деятельностью в области гигиены он заслужил великую признательность. •

Поступила 9/УП 1964 г.

УДК 614.72 : 678.763 : 612.014.46-084

• •

МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ХЛОРОПРЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Канд. мед. наук А. В. Мнацаканян

• 1 " •

г Институт эпидемиологии и гигиены им. Н. Б. Акопяна Министерства здравоохранения Армянской ССР (Ереван)

• •

В течение ряда лет мы проводили экспериментальные исследования для обоснования предельно допустимых концентраций хлоропрена в атмосферном воздухе. Хлоропрен является непредельным хлорированным углеводородом; он попадает в атмосферу при получении и обработке синтетического каучука.

Проведена 60-дневная круглосуточная затравка 80 молодых крыс-самцов в четырех камерах, из которых одна была контрольной (в нее подавался только чистый воздух). В трех камерах животных подвергали затравке хлоропреном в концентрациях соответственно 0,48±0,02г 0,22±0,009 и 0,088±0,004 мг/м3. Наряду с изучением влияния созданных концентраций на холинэстера-зу цельной крови, порфириновый обмен, С-витаминный обмен, белки крози и функцию надпочечников мы исследовали количество сульф-гидрильных групп гомогенатов мозга и печени и аденозинтрифосфа-тазную активность печени белых крыс после затравки. Результаты исследований по последним трем тестам изложены в статье.

Из экспериментальных литературных данных (В. Г. Мхитарян) известно, что хлоропрен в концентрации, более чем в 15 тысяч раз превышающей интересующие нас количества, резко влияет на сульф-гидрильные группы и аденозинтрифосфатазную активность гомогенатов некоторых органов, проявляя себя как тиоловый яд. Наибольшее снижение количества сульфгидрильных групп — примерно на 50% по сравнению с контрольной группой — выявлено в гомогенатах мозга, а снижение аденозинтри-фосфатазной активности мозга, печени, почек и сердечной мышцы — примерно на 40—60%.

В наших исследованиях сульфгидрильные группы в гомогенатах мозга и печени и аде-нозинтрифосфатазная активность печени крыс всех 4 групп были определены после окончания затравки, причем у части животных непосредственно после нее, а у другой части спустя 2 недели.

Для определения сульфгидрильных групп в гомогенатах мозга и печени был применен общепринятый метод амперметрического титрования. Мы пользовались 0,001 н. раствором сулемы, добавляя по 0,05 мл его и регистрируя показания микроамперметра (М 198/1 с ценой деления 10~8А) в конце каждой минуты. Перемешивание гомоге-ната производили электромагнитической мешалкой. Данные контрольного титрования 0,001 н. раствора цистеина, полученные при этих же условиях (титруемый объем доводился до 30 мл дистиллированной водой), говорят о достаточной точности результатов (рис. 1).

Крыс декапитировали с быстрым извлечением мозга и печени. Из размельченного ножницами при охлаждении на льду всего исследуемого органа брали среднюю пробу весом в 30 мг на торсионных весах, гомо-генат готовили в 1 мл физиологического раствора в стеклянном гомогенизаторе типа Поттер при охлаждении на льду. Гомогенат переносили в сосуд для титрования и доводили объем до 30 мл дистиллированной водой.

1А ш

Рис. 1. Результаты амперметрического титрования цистеина сулемой.

/ — 0.5 г; 2—1,0 мл 0,001 Н раствора цисте-

ина.

1Л 16 мл

Рис. 2. Пример амперметрического титрования сульфгидрильных групп мозга

у крыс.

1 — крыса N9 3 1-й группы; 2 — крыса № 2

контрольной группы.

На рис. 2 приведены результаты титрования гомогената мозга (30 мг свежей ткани) 2 крыс: одной из 1-й группы, другой из контрольной. Данные исследования количества сульфгидрильных групп в гомогенатах мозга всех крыс показаны в табл. 1. Они указывают на статистически достоверное снижение его по сравнению с контрольной

группой на 9,5—11,5% в

1, 2 и 3-й группе непосредственно после затравки. Так, если количество сульфгидрильных групп мозга на 100 мг свежей ткани (в микромолях) в контрольной

\

группе составляло 1,65 0,061, то в группах, подвергшихся действию хло-ропрена, оно снизилось соответственно до 1,50 0,045, 1,46±0,046 и 1,48 0,028.

Сопоставляя эти данные с ранее полученными нами функциональными сдвигами в деятельности центральной нервной системы крыс при 6-месячной затравке их хлоропреном в концентрациях 3,06 и 0,56 мг/мг (А. В. Мнацаканян, 1960), можно предположить, что эти сдвиги в какой-то степени обусловлены снижением количества сульфгидрильных групп под влиянием хлоропрена.

К концу восстановительного периода количество сульфгидрильных групп в гомогенатах мозга всех 3 групп крыс возвратилось к норме (в контрольной группе в среднем 1,66, группах, подвергшихся действию хлоропрена, 1,59— 1,74). Небольшая разница между отдельными группами

яз

а-

к

ч

яз

Н

X Z

ев *

н

'S

<v *

<V £3 О

<v>

«3

z

о

са

о 3

ев

м О

2

X ев free z

CD

О

о

с £

X

3

X

J3

s

S

Л

с? >>

о

о и т

S

ч о

1

rs

X

CO

a

a

b

CO

CO

0)

и

о

с

«

<V

X

1

ю

^ 1

к

н

a

с

с;

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

X

03

со

2

о

2 L

a

С

с

>1

a

и

s

См

сз

a

н

а

со

Ч

О

о

с

о

X

X

S

са

н

о

a>

си

a

о

с: 1 ■

О)

X

3

н

S

о

со

со

3

и

3

О-

к та X

л ч о о. f-X

о

«

I

со

О CD СО N СО Ю ^t N CD N

СГ5 СО N- N. N-CD NN Ю ОО

К

I

сч

см со со сг, о

Ю t^- CD 00

к

I

к

cs X

л

о

Си н х

о *

к в

со

О СО с> о^ о Tf Ю Ю Ю Г^

cor^t^r^cocor^co

«^COiOt^r^t^OOt^

CsjC4a>r^.COh-COCr>r^Cr> lOTt'CMTfLO^flOCOLOLO

к

0

CM

(Nin^COlCW^COCDCD

co^coo^o^ooc^oco

К

I

TP

+1

CD

CD

Ю

CO

+1

N CM

CO (—

Ю

+1 8 ю CM 4

CD — Q « . О

m

+1

CT> CD ID — CM

CD

+1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю

CD

OO (M

+1

QO Ю OO

CM о

CD

+1

CD О СЧ

^ Ю О

A ^

-«(NO

to

+1

О со Ю Ю

<M о

fci

+1 I *

СО

а

СП

5 X Л X

о

ГО

се

X

ев О.

О

4

05

св

X X

<и *

СО

о. 2

и 2 о.

X

X X

<и т

с

и

О X

со х н

X

св

к

св

X

со ев

н

X X

л

о

X

о <

к

со

Ш О.

н

«3

со

V Ч

ь> о с;

«с

<и г

ч

ю

к

н

и

с и

3 н

5

о

СО СО

3 и

3 с.

X

^

ш

я

о. н

га

СО

о>

о О

с

о к

X

о с

н о

Ч

а> о. и о с а» х

3 н

X

о

га со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

о

3 а.

а

с

с >»

а

и

контрольная 00 00 00 о оо со 00 оо оо оо 8,42±0,40

• со о

3-я О оо тг —• со ю ^ оо о сг> +1 ООО о СО о ю й ^ ^ г^ —< о

• ю

05 1 (М • СТ> СО СО Ю СО о г^ 7,30±0 1,30 0,20

• • о СО

К • с^юсла^со • ^РЬ ^Рь ^Рь въ ю со ю оо 6,16±0 3,01 0,01

контрольная со — Г^ <М О СО СО СО СО 7,00±0,65

СО

ЕС ОО О ^ N М 8,36+0 1,74 0,1

• со со Г^ СГ> ОО ОО

• ю о

ее • см • Ю СО —' ^ ОО Л ьо-с^со +1 сч ^ сч о о о" со" о"

оо

• ^ о ст> со со ^ ОО О N ОО О 9,04±0 2,51 0,05

к •

1. 1 1 • • ■ £

статистически недостоверна: в 1-й группе количество сульфгид-рильных групп в гомогенате мозга ниже, чем в контрольной, на 4,2%, во 2-й соответствует контрольной, а в 3-й превышает ее на 4,8%. Это говорит о том, что выявленное после затравки влияние хлоропрена на организм не сильное и скоропреходящее и изучаемые концентрации близки к порогу. Эти же данные свидетельствуют о большем действии в процессе затравки высшей и средней концентраций, нежели наименьшей, хотя выявленное непосредственно после затравки понижение количества сульфгидрильных групп во всех группах было выражено одинаково.

Количество сульфгидрильных групп в гомогенатах печени 1, 2 и 3-й группы крыс как после 60-днев-ной круглосуточной затравки, так и в конце восстановительного периода незначительно превышало его у контрольных крыс. Но разница оказалась статистически недостоверной. Количество сульфгидрильных групп печени на 100 мг свежей ткани (в микромолях) составляло: после затравки в 1-й группе

2,13±0,10, во 2-й 1,98±0,06, в 3-й 2,20±0,08, в контрольной 1,91 ±0,08; в конце восстановительного периода (в той же последовательности)

2,12 ± 0,06, ' 2,26 ±0,10, 2,21 ± 0,05 и 2,09 ±0,10.

Анализ полученного материала по сульфгидрильным группам и другим тестам позволяет нам прийти к заключению, что концентрация хлоропрена 0,22 мг/м3 при 60-дневной круглосуточной затравке крыс может быть принята как пороговая. Наши данные говорят о том, что сульфгидрильные группы мозга больше, чем печени, проявляют чувствительность к испытываемым концентрациям хлоропрена. Количество сульфгидрильных групп в го могенатах мозга крыс, подвергшихся влиянию хлоропрена, снижается (статистически достоверно), тогда как выявленное в гомогенатах печени повышение не является

• I

достоверным. Однако мозговая ткань, будучи более чувствительной, быстро восстанавливается.

/

При определении аденозинтрифосфатазной активности печени белых крыс был применен метод Дюбуа и Поттер в модификации В. Г. Мхитаряна с определением количества неорганического фосфора по методу Фиске и Субборау при помощи фотоэлектроколориметра ФЭК-М (В. Г. Мхитарян, 1960). Активность аденозинтрифосфатазы печени крыс, выраженная количеством неорганического фосфора (в микрограммах), отщепившегося от АТФ за 15 мин., на 1 мг свежей тка ни, приведена в табл. 2. У крыс, забитых непосредственно после затравки, получена следующая аденозинтрифосфатазная активность: в 1-й группе 9,04±0,48, во 2-й 10,72±1,05, в 3-й 8,36±0,37, в контрольной 7,00 ±0,65 мк£. *

Приведенные данные указывают на повышение аденозинтрифосфатазной активности печени крыс под влиянием хлоропрена. Это согласуется с данными о повышении количества сульфгидрильных групп в том же органе. Выявлено повышение примерно на 30% по сравнению с контролем у крыс 1-й и 2-й группы (статистически достоверное) и на 20% у крыс 3-й группы (статистически недостоверное). Результаты, полученные у крыс, забитых спустя 15 дней после затравки, подтверждают безвредность концентрации хлоропрена 0,088 мг/м3 и указывают на большее влияние этого вещества в концентрации 0,48 мг/м3 по сравнению с концентрацией 0,22 мг/м3. Дело в том, что у крыс 1-й группы повышение сменилось снижением активности фермента примерно на 25% (Р 0,01), тогда как у крыс 2-й группы она была близка к данным контрольной группы. Аденозинтрифосфатазная активность печени крыс, забитых спустя 15 дней после затравки, составляла: в . 1-й группе 6,1б±0,60, во 2-й 7,30±0,75, в 3-й 7,38±1,03 и в контрольной I 8,42±0,40 мкг. Таким образом, концентрация хлоропрена 0,22 мг/м3 по влиянию на активность аденозинтрифосфатазы при круглосуточной

60-дневной затравке крыс может рассматриваться как пороговая.

Из примененных в хроническом круглосуточном эксперименте sj^ тестов сульфгидрильные группы мозга и аденозинтрифосфатазная активность печени наряду с функцией надпочечников оказались наиболее JS^ чувствительными. По влиянию на активность холинэстеразы цельной крови пороговой является концентрация хлоропрена 0,48 мг/м3. По влиянию же на порфириновый обмен и белки крови концентрации хлоропрена 0,48, 0,22 и 0,088 мг/м3 являются подпороговыми (А. В. Мнаца-канян,1963).

Проведенные исследования подтверждают обоснованность принятой в СССР предельно допустимой среднесуточной концентрации хлоропрена в атмосферном воздухе, равной 0,08 мг/м3.

1. По влиянию на сульфгидрильные группы мозга и аденозинтри-фосфатазную активность печени белых крыс, подвергшихся 60-дневной круглосуточной затравке хлоропреном в концентрациях 0,48, 022 и 0,88 мг/м3, пороговой является средняя из них (0,22 мг/м3).

2. Полученные данные обосновывают предельно допустимую среднесуточную концентрацию хлоропрена в атмосферном воздуха, равную 0,08 мг/м3.

Мнацаканян А. В. Тезисы докл. научной сессии Ин-та эпидемиологии и гигиены, посвящ. 40-летию установления советской власти в Армении. Ереван, 1960, стр. 28.—О н ж е. В кн.: Материалы научной сессии Ин-та эпидемиологии и гигиены им. Н. Б. Акопяна. Ереван, 1963, стр. 3. — Мхитарян В. Г. Труды Ереванск. мед. ин-та, 1960, в. 11, стр. 41.—Он же. Изв. АН Арм. ССР (биол. науки), 1962, т. 15, N° 5, стр. 39.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

Поступила 20/V 1963 г.

2 Гигиена и санитария. № f)

17

DATA TO SUBSTANTIATE THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF

CHLOROPRENE IN THE ATMOSPHERIC AIR

A. V. Mnatsakanyan

Determination was made of the sulfhydryl groups content in the brain and liver homogenates, as well as of the adnosine triphosphatase activity of the liver in rats. One group of the animals had been recieving chloroprene in concentrations of 0,48±0,02, 0,22+0,009 and 0,088±0.004 mg/m3 throughout 60 days and nights, and thereupon was immediately sacrificed. The other group of rats was sacrificed 15 days after the completion of the chloroprene administration. The treshold concentration of chlorprene in the two groups was found to be 0,22 mg/m3. The effect produced by the substance in question on the sulfhydryl groups in the brain homogenates was that of a drop in their content by approximately 10 per cent as compared with control, while the effect on the adenosine triphosphatase activity in the liver manifested itself in the enhanced enzymic activity which increased approximately 30 per cent. The chloroprene concentrations under examination produced no statistically significant shifts in the sulfhydryl groups content in the liver homogenates.

The investigations performed substantiate the USSR standard for maximum permissible concentration of chloroprene in the atmospheric air, the standard providing for the daily average value of 0,08 mg/m3.

» УДК 628.113.

К ВОПРОСУ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ САНИТАРНЫХ ПОПУСКОВ

ВОДЫ В УСЛОВИЯХ КАСКАДА ВОДОХРАНИЛИЩ

Т. Е. Нагибина (Москва)

Гидротехническое строительство, связанное с зарегулированием стока рек, имеет большое значение для обеспечения водохозяйственного баланса ввиду огромного роста потребления воды промышленностью, сельским хозяйством и населением. В этих условиях особенно важно, чтобы вопросы изменения качества и регулирования количества воды для различных нужд решались комплексно, в первую очередь с учетом интересов населения. Большое количество создаваемых ныне водохранилищ не предназначено исключительно для питьевых целей. Тем не менее, как показывает опыт строительства водохранилищ, уже в первый период эксплуатации они являются источниками питьевого водоснабжения и широко используются для культурно-оздоровительных целей.

Санитарному состоянию водохранилищ как источников хозяйственно-питьевого водоснабжения с санитарно-гигиенической оценкой качества их воды и выяснением его в процессе регулирования стока рек посвящены многие гигиенические исследования. Результаты ряда исследований, доложенных И. А. Кибальчич на Всесоюзной научной конференции по вопросам гигиены воды и санитарной охраны водоемов, проходившей 26—30/Х1 1963 г. в Москве, позволяют пересмотреть действующие с 1959 г. «Санитарные правила по подготовке ложа водохранилищ и санитарной охране их», дополнить их.

Однако авторы проведенных работ почти не дают гигиенической оценки регулирования количества воды; обоснование санитарных попусков воды из водохранилищ до сих пор мало изучено.

В работе А. Г. Марковской «Санитарные условия водопользования в нижнем бьефе Куйбышевского гидроузла» 1 сделана попытка увязать качественные изменения волжской воды с перераспределением сезонных и возникновением недельных и суточных колебаний уровня во-

1 Гигиена и санитария, 1963, № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.