Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ'

МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ХРАМ / ВЕРУЮЩИЕ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИЯ / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

Актуальность и цели. Приводится разноплановая фактическая информация по состоянию православной церкви в Новосибирской области в первой половине 1950-х гг. Часть из нее не известна широкому кругу интересующихся историей православия и специалистов. Основу исследования составили документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Это информационные отчеты и справки. Материалы и методы. В основу исследования положены принципы историзма и объективности. Использованы общенаучные методы сбора, анализа и синтеза информации, дедукции и индукции. Среди специальных научных методов можно назвать метод сравнительно-исторического анализа, историко-системный метод. Результаты. Отмечается, что история православия в Новосибирской области в послевоенный советский период находила отражение в научных публикациях. В то же время, даже несмотря на наличие объемных диссертационных исследований, сказать, что она изучена и охарактеризована на настоящее время в полной мере и равномерно хронологически, нельзя. Выводы. Автор говорит о спорности отдельных имеющихся данных в исследованиях и архивных источниках, отмечает, что они требуют уточнения. Акцентируется внимание на необходимости проведения дальнейшей работы с источниками по проблемному полю статьи. Говорится о важности проведения серьезного компаративного анализа в рамках предметного поля исследования по регионам Сибири и РСФСР в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIALS ON THE HISTORY OF ORTHODOXY IN THE NOVOSIBIRSK REGION IN THE FIRST HALF OF THE 1950S

Background. The research provides diverse factual information on the state of the Orthodox Church in the Novosibirsk region in the first half of the 1950s. Some of it is not known to a wide circle of those interested in the history of Orthodoxy and specialists. The study was based on documents from the State Archives of the Russian Federation (SA RF). These are informative reports and references. Materials and methods. The research is based on the principles of historicism and objectivity. General scientific methods of collection, analysis and synthesis of information, deduction and induction were used. Among the special scientific methods are the methods of comparative historical analysis, the historian-systemic method. Results. It is noted that the history of Orthodoxy in the Novosibirsk region in the post-war Soviet period was reflected in scientific publications. At the same time, even despite the presence of voluminous dissertation research, it is impossible to say that it has been studied and characterized at the present time, in full and evenly chronologically. Conclusions. The authors talk about the controversy of certain available data in research and archival sources, note that they require clarification. Attention is focused on the need for further work with sources on the problem field of the article. It is about the importance of conducting a serious comparative analysis, within the framework of the subject field of the article, for the regions of Siberia and the RSFSR as a whole.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ»

УДК 271.2:93/94

doi: 10.21685/2072-3024-2022-2-6

Материалы к истории православия в Новосибирской области в первой половине 1950-х гг.

Е. В. Дроботушенко

Забайкальский государственный университет, Чита, Россия DRZZ@yandex.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Приводится разноплановая фактическая информация по состоянию православной церкви в Новосибирской области в первой половине 1950-х гг. Часть из нее не известна широкому кругу интересующихся историей православия и специалистов. Основу исследования составили документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Это информационные отчеты и справки. Материалы и методы. В основу исследования положены принципы историзма и объективности. Использованы общенаучные методы сбора, анализа и синтеза информации, дедукции и индукции. Среди специальных научных методов можно назвать метод сравнительно-исторического анализа, историко -системный метод. Результаты. Отмечается, что история православия в Новосибирской области в послевоенный советский период находила отражение в научных публикациях. В то же время, даже несмотря на наличие объемных диссертационных исследований, сказать, что она изучена и охарактеризована на настоящее время в полной мере и равномерно хронологически, нельзя. Выводы. Автор говорит о спорности отдельных имеющихся данных в исследованиях и архивных источниках, отмечает, что они требуют уточнения. Акцентируется внимание на необходимости проведения дальнейшей работы с источниками по проблемному полю статьи. Говорится о важности проведения серьезного компаративного анализа в рамках предметного поля исследования по регионам Сибири и РСФСР в целом.

Ключевые слова: православие, храм, верующие, священнослужители, служители культа, Русская православная церковь, епархия, Новосибирская область Для цитирования: Дроботушенко Е. В. Материалы к истории православия в Новосибирской области в первой половине 1950-х гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 78-85. doi:10.21685/ 2072-3024-2022-2-6

Materials on the history of Orthodoxy in the Novosibirsk region in the first half of the 1950s

E.V. Drobotushenko

Transbaikal State University, Chita, Russia DRZZ@yandex.ru

Abstract. Background. The research provides diverse factual information on the state of the Orthodox Church in the Novosibirsk region in the first half of the 1950s. Some of it is not known to a wide circle of those interested in the history of Orthodoxy and specialists. The study was based on documents from the State Archives of the Russian Federation (SA RF). These are informative reports and references. Materials and methods. The research is based on the principles of historicism and objectivity. General scientific methods

© Дроботушенко Е. В., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

of collection, analysis and synthesis of information, deduction and induction were used. Among the special scientific methods are the methods of comparative historical analysis, the historian-systemic method. Results. It is noted that the history of Orthodoxy in the Novosibirsk region in the post-war Soviet period was reflected in scientific publications. At the same time, even despite the presence of voluminous dissertation research, it is impossible to say that it has been studied and characterized at the present time, in full and evenly chronologically. Conclusions. The authors talk about the controversy of certain available data in research and archival sources, note that they require clarification. Attention is focused on the need for further work with sources on the problem field of the article. It is about the importance of conducting a serious comparative analysis, within the framework of the subject field of the article, for the regions of Siberia and the RSFSR as a whole.

Keywords: Orthodoxy, church, believers, clergy, ministers of worship, Russian Orthodox Church, diocese, Novosibirsk region

For citation: Drobotushenko E.V. Materials on the history of Orthodoxy in the Novosibirsk region in the first half of the 1950s. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2022;(2):78-85. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3024-2022-2-6

История православной церкви на территории Сибири в послевоенное советское время изучена не в равной мере. Отдельным периодам и регионам уделено большее внимание, некоторым - меньше. При этом не все аспекты существования и деятельности зарегистрированных религиозных объединений Русской православной церкви, зарегистрированных священнослужителей проанализированы в полной мере.

Серьезному анализу различные составляющие истории православия на территории Новосибирской области были подвергнуты в ряде публикаций авторитетного исследователя истории религий в Сибири А. В. Горбатова. Часть работ в соавторстве [1-5].

Значительный вклад в воссоздание как можно более полной истории православия на территории рассматриваемого региона в разное время внесли иеромонах Симон (Истюков) и иерей Виталий Гуляев, которые являются авторами ряда статей, а итогом их большой исследовательской работы стали защиты диссертаций кандидатов богословия [6-10].

Существуют и некоторые иные публикации с данными по православной истории Новосибирской области [11-13].

Также отметим, что материалы по истории сибирского православия издаются за рубежом [14]. Однако встретить специальные, узконаправленные работы по православию в Новосибирской области в рассматриваемые годы на сегодня не удалось.

Несмотря на наличие достаточно серьезного научного задела по проблематике исследования, следует отметить, что на сегодня не все документы введены в научный оборот. Не все факты из православной истории на территории Новосибирской области в послевоенное советское время имеют однозначную трактовку. Продолжают сохраняться спорные вопросы, требующие уточнения.

Сказанное предопределило появление настоящего исследования.

Несомненно, важнейшими материалами к истории православной церкви являются количественные данные по действующим храмам и молитвенным домам, священнослужителям и верующим, финансовому состоянию

институтов Русской православной церкви (РПЦ), работе уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви. Они, к сожалению, как и по иным регионам, отрывочны, присутствуют не за все годы, но определенную информацию в документах встретить можно.

На начало шестого десятилетия XX в. на территории Новосибирской области действовало шесть церквей и один молитвенный дом. Одна церковь действовала еще с довоенного времени. Это Успенский кладбищенский храм в г. Новосибирске. Остальные пять церквей открыты с 1944 по 1947 г. Это вторая «церковь», Вознесенский собор в г. Новосибирске (1944), церковь в одном из сел Сузунского района и молитвенный дом в г. Болотное (1945), две церкви в селах Новосибирского и Колыванского районов (1946), церковь в одном из сел Ирменского района [15, л. 62].

На начало 1950-х гг. при шести церквях и одном молитвенном доме на территории Новосибирской области было 12 священников и 9 псаломщиков. При этом при Колыванской церкви должность псаломщика была вакантна с 1950 г. [15, л. 62].

В одном из документов встречаем упоминание о том, что в 1952 г. Исполкомом Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся были представлены карточки на «служителей культа православной церкви Новосибирской области». В Совет они отправлены Н. Мосоловым. Письмо от 23 декабря 1952 г. [15, л. 62].

Составлены карточки были на зарегистрированных архиереев и священников, а также псаломщиков, имевших духовный сан. Это при том, что псаломщики не регистрировались и соответствующая справка им не выдавалась. На псаломщиков, не имевших духовного звания, карточки не составлялись. Сами карточки не встречены, но известно, что их было 20 шт. [15, л. 62].

С учетом вышеприведенных данных о том, что на начало 1950-х гг. в Новосибирской области был 21 «служитель культа», однозначно сказать о том, сколько псаломщиков имело духовный сан, на сегодня не представляется возможным, так как в переписке они во множественном числе, по общей статистике разница всего в одного человека.

На наш взгляд, интереснейшей является информация о смене священнослужителей и псаломщиков православных церквей и молитвенного дома на территории Новосибирской области. Менее чем за десять лет, начиная с 1944 г. по Успенской церкви г. Новосибирска, в общей сложности назначения получили 48 священнослужителей и 29 псаломщиков. В одной из справок автор (данные в источнике отсутствуют) привел данные по региону. По региону за прошедшие годы сменилось в среднем по каждой церкви по 4 священника и 3 псаломщика [15, л. 68].

Приведенные данные с учетом всего семи культовых построек, по нашему мнению, говорят о значительной «текучке кадров», что, очевидно, не могло позитивно сказаться на существовании православной церкви в регионе.

Особенно сложная ситуация была в церкви с. Шипуново Сузунского района. С момента ее открытия в 1945 г. в ней сменилось 8 священнослужителей, причем новые назначались через 2-3 месяца после ухода предыдущего [15, л. 68].

Единственная церковь в регионе, где священник не менялся ни разу, -это Ирменская церковь Ирменского района. Священник Секов (в источнике без инициалов) служил в ней с момента открытия в 1947 г. [15, л. 68].

В документах отмечалось, что практика постоянной смены священнослужителей у епархиального руководства была постоянной. Переводы практиковались из одной церкви в другую, включая иные регионы. В основе лежали личные просьбы священнослужителей, необходимость замещения вакантной должности или наказание. Последнее практиковалось переводом в малодоходные церкви. Именно в них и была наиболее частая смена священнослужителей и псаломщиков.

Документы говорят о том, что в связи с размерами епархии и существовавшим церковно-административным управлением присутствовали сложности в организации руководства православными институтами. Так, епископ Омский и Тюменский (с 1952 г.) Никандр (Вольянников) постоянно проживал в Новосибирске, а в своей епархии бывал редко, выезжая туда только по большим православным праздникам [15, л. 81].

Здесь следует сказать, что незначительная активность Никандра могла быть предопределена состоянием его здоровья. Известно, что уже через несколько лет он скончался от тяжелой продолжительной болезни. Однако имеющиеся публикации дают разные данные по времени его болезни и смерти, а также по факту того, где он скончался [16, 17]

Путаница в датах возникает вследствие небольшого количества данных по последним годам жизни Никандра. Для нас же важен сам факт пребывания его в Новосибирске в 1952-1955 гг. (последняя дата на сегодня под вопросом). В документах отмечается, что Никандр получил прямое распоряжение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) находиться на проживании в г. Омске [15, л. 81].

С точки зрения истории новосибирского православия данная история интересна тем, что епископ Никандр являлся при всем прочем секретарем Новосибирской и Барнаульской епархии. В случае отъезда Никандра в Омск епархиальный новосибирский архиерей оставался без секретаря. Попытки найти нового предпринимались правящим архиереем митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцевым), но поначалу успехом не увенчались.

В 1952 г. в Новосибирске состоялось совещание уполномоченных Совета по делам религиозных культов, которые на начало шестого десятилетия XX в. являлись уполномоченными, и Совета по делам Русской православной церкви. В одном из документов исполняющий обязанности уполномоченного Советов, правда по Иркутской области, И. Житов писал о целесообразности таких совещаний для Сибири. Какие вопросы обсуждались, на сегодня не совсем ясно, однако представителей Совета по делам РПЦ на нем не было, и вполне вероятно, что состояние православия вообще не нашло отражения в работе совещания [15, л. 30].

Встречаем в документах данные об участии уполномоченных Совета по делам РПЦ в Новосибирской области во Всесоюзных совещаниях и семинарах в Москве [18].

К середине шестого десятилетия XX в. относится интересный документ с данными по штатам и заработной плате аппаратов уполномоченных Совета по делам религиозных культов. Это объемное (2170 листов) дело со статистикой по административно-управленческому персоналу Совета на 1 января 1955 г. В нем, в частности, говорится о том, что в аппарате по Новосибирской

области одна должность председателя с оплатой 1500 руб. «условно» [19, л. 39, 131]. Отсутствие данных по региону в таблице со статистикой аппарата уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, а также упоминавшееся выше одновременное выполнение функций уполномоченного двух Советов одним человеком в начале 1950-х гг. ставит новый вопрос: действительно ли это так? Не лишним будет напомнить, что при установлении штатов уполномоченных Совета по делам РПЦ в 1943 г. для Новосибирской области определялось в аппарат уполномоченного две ставки, председателя и секретаря [20, л. 60].

Очевидно, что приведенная информация требует уточнения.

Можно констатировать, что, несмотря на наличие больших исследований по истории православия на территории Новосибирской области в послевоенное советское время, существуют документы, которые и на сегодня не стали широко известны. Они дают дополнительную информацию, представляя новые факты.

На сегодня в архивных хранилищах отчетная документация по истории православия в Новосибирской области представлена не за все послевоенные годы советского времени. С одной стороны, это не дает возможности составления общей, полной картины по всему периоду, с другой - порождает появление спорных моментов. Это, к примеру, число псаломщиков с духовным званием и без него, даты жизни правящих архиереев и т.д.

Отметим, что в документах нет данных по незарегистрированным православным религиозным сообществам региона, что немаловажно.

Определенного уточнения требуют вопросы работы аппарата уполномоченного Совета по делам РПЦ в Новосибирской области.

Сказанное предполагает важность дальнейшей работы с архивными источниками.

На наш взгляд, интересным представляется проведение компаративного анализа по сравнению самых разных количественных и качественных показателей в развитии православия по регионам Западной и Восточной Сибири. Это даст возможность к более глубокому пониманию происходивших процессов.

Количество действующих православных храмов, а также священнослужителей в послевоенное советское время на территории Новосибирской области было значительно больше, чем, к примеру, в Бурят-Монгольской (позже - Бурятской) Автономной Советской Социалистической Республике или Читинской области.

Причина этого, с одной стороны, в размерах региона, с другой - в субъективной составляющей развития православия.

В то же время, как отмечалось, проблемы существовали в управлении православной церковью в Новосибирской и Барнаульской епархии, которые были предопределены ее размерами. В чем они заключались в рассматриваемое время, помимо отмеченного, - также требует уточнения в источниках.

Список литературы

1. Горбатов А. В., Климова Е. С. Финансово-хозяйственная деятельность Кемеровского благочиния Новосибирской и Барнаульской епархии в 1945-1965 годы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 22-26.

2. Горбатов А. В. Государственно-церковные отношения в Сибири (1949-1952 гг.) // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 310, № 3. С. 166-170.

3. Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. Томск : Томский государственный педагогический ун-т, 2008. 406 с.

4. Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. : дис. ... д-ра ист. наук. Кемерово : Кемеровский государственный ун-т, 2009. 437 с.

5. Горбатов А. В., Чуднов И. А. Государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности Русской православной церкви в Сибири в 1950-1960-е годы // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2004. № 4 (41). С. 135-141.

6. Гуляев В. Новосибирская епархия во время хрущевских гонений (1956-1964 гг.) // Церковь и время. 2018. № 4 (85). С. 138-154.

7. Гуляев В., иерей. История Новосибирской епархии (1924-1988 годы) : дис. ... канд. богосл. Сергиев Посад : Московская духовная академия, 2020. 280 с.

8. Истюков В., иеромонах. Новосибирская епархия в 1920-е - 1960-е гг.: проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. М. : Спасское дело, 2020. 300 с.

9. Истюков В. Э., иеромонах. Новосибирская епархия в 1920-е - 1960-е гг.: проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с атеистическим государством : дис. ... канд. богосл. М. : Общецерковная аспирантура и докторантура им. Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2019. 260 с.

10. Истюков В. Э., иеромонах. Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в 20-е годы XX века // Богословский сборник Новосибирской православной духовной семинарии. 2015. № 1 (10). С. 36-61.

11. История Новосибирской митрополии // Образование и православие. URL: http:// www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/6344-13.html (дата обращения: 22.11.2021).

12. Калашник В. В. Уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви и их деятельность в Западной Сибири в 1940-х - начале 1950-х гг. (на материалах Алтайского края и Новосибирской области) // Вестник Омского университета. Сер.: Исторические науки. 2018. № 2 (18). С. 172-176.

13. Новосибирская митрополия. Историческая справка // Образование и православие. URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/6342-13.html (дата обращения: 22.11.2021).

14. Friesen A. Omsk Bishops and spiritual ized travelamidst settler colonization of Siberia, 1890-1917 // Canadian Slavonic Papers. 2020. Vol. 62, iss. 3-4. P. 341-354.

15. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1100.

16. Никандр (Вольянников) // Internet Archive Wayback Machine. URL: https://web.archive. org/web/20130617011158/http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_853 (дата обращения: 29.07.2021).

17. Никандр (Вольянников Николай Федотович), еп. Омский и Тюменский // Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы : в 6 ч. / Мануил (Лемешев-ский), митрополит. Ч. 5. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravo slavnye -ierarhi-perioda-s-1893 -po-1965-gody-chast-5/13 (дата обращения: 22.11.2021).

18. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 602.

19. ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 30. Д. 5806.

20. ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 44. Д. 779.

References

1. Gorbatov A.V., Klimova E.S. Financial and economic activities of the Kemerovo deanery of the Novosibirsk and Barnaul diocese in 1945-1965. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. 2016;(3): 22-26. (In Russ.)

2. Gorbatov A.V. State-Church Relations in Siberia (1949-1952). Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta = Proceedings of Tomsk Polytechnical University. 2007; 310(3):166-170. (In Russ.)

3. Gorbatov A.V. Gosudarstvo i religioznye organizatsii Sibiri v 1940-e - 1960-e gg. = State and religious organizations of Siberia in the 1940-1960ss. Tomsk: Tomskiy gosu-darstvennyy pedagogicheskiy un-t, 2008:406. (In Russ.)

4. Gorbatov A.V. State and religious organizations of Siberia in the 1940-1960ss. DSc dissertation. Kemerovo: Kemerovskiy gosudarstvennyy un-t, 2009:437. (In Russ.)

5. Gorbatov A.V., Chudnov I.A. State control over the financial and economic activities of the Russian Orthodox Church in Siberia in the 1950-1960ss. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Kuzbass State Technical University. 2004;4:135-141. (In Russ.)

6. Gulyaev V. Novosibirsk diocese during the Khrushchev persecution (1956-1964). Tserkov' i vremya = Church and time. 2018;(4):138-154. (In Russ.)

7. Gulyaev V., ierey. History of the Novosibirsk diocese (1924-1988). PhD dissertation. Sergiev Posad: Moskovskaya dukhovnaya akademiya, 2020:280. (In Russ.)

8. Istyukov V., ieromonakh. Novosibirskaya eparkhiya v 1920-e - 1960-e gg.: problemy vnutrennego ustroystva i vzaimootnosheniy s gosudarstvom = Novosibirsk diocese in the 1920s-1960s: issues of internal organization and relations with the state. Moscow: Spasskoe delo, 2020:300. (In Russ.)

9. Istyukov V.E., ieromonakh. Novosibirsk diocese in the 1920-1960ss: issues of internal structure and relations with an atheistic state. PhD dissertation. Moscow: Obshche-tserkovnaya aspirantura i doktorantura im. Svyatykh Ravnoapostol'nykh Kirilla i Mefo-diya, 2019:260. (In Russ.)

10. Istyukov V.E., ieromonakh. Novosibirsk Diocese of the Russian Orthodox Church in the 1920s. Bogoslovskiy sbornik Novosibirskoy pravoslavnoy dukhovnoy seminarii = Theological collection of the Novosibirsk Orthodox Theological Seminary. 2015;(1): 36-61. (In Russ.)

11. History of the Novosibirsk Metropolis. Obrazovanie i pravoslavie = Education and orthodoxy. (In Russ.). Available at: http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/6344-13. html (accessed 22.11.2021).

12. Kalashnik V.V. Representatives of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church and their activities in Western Siberia in 1940s - early 1950s (by the materials of the Altai Territory and the Novosibirsk Region). Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Istoricheskie nauki = Bulletin of Omsk University. Series: Historical sciences. 2018;(2): 172-176. (In Russ.)

13. Novosibirsk metropolis. History reference. Obrazovanie i pravoslavie = Education and orthodoxy. (In Russ.). Available at: http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/6342-13. html (accessed 22.11.2021).

14. Friesen A. Omsk Bishops and spiritual ized travelamidst settler colonization of Siberia, 1890-1917. Canadian Slavonic Papers. 2020;62(3-4):341-354.

15. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF). F. R-6991. Op. 1. D. 1100 = State Archive of the Russian Federation. Fund R-6991. Item 1. File 1100. (In Russ.)

16. Nikandr (Vol'yannikov). Internet Archive Wayback Machine. Available at: https:// web.archive.org/web/20130617011158/http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_853 (accessed 29.07.2021).

17. Nikandr (Volyannikov Nikolay Fedotovich), ep. Omsk and Tyumen. Russkie pravoslav-nye ierarkhi perioda s 1893 po 1965 gody: v 6 ch. Manuil (Lemeshevskiy), mitropolit. Ch. 5 = Russian Orthodox hierarchs of the period from 1893 to 1965: in 6 parts. Manuel (Lemeshevsky), Metropolitan. Part 5. (In Russ.). Available at: https://azbyka.ru/ otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-5/13 (accessed 22.11.2021).

18. GARF. F. R-6991. Op. 1. D. 602 = State Archive of the Russian Federation. Fund R-6991. Item 1. File 602. (In Russ.)

19. GARF. F. A-374. Op. 30. D. 5806 = State Archive of the Russian Federation. FundA-374. Item 30. File 5806. (In Russ.)

20. GARF. F. R-5446. Op. 44. D. 779 = State Archive of the Russian Federation. Fund R-5446. Item 44. File 779. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Евгений Викторович Дроботушенко

кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического факультета, Забайкальский государственный университет (Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

Evgeny V. Drobotushenko Candidate of historical sciences, associate professor, dean of the faculty of history and philology, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya street, Chita, Russia)

E-mail: DRZZ@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 23.11.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 19.01.2022 Принята к публикации / Accepted 04.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.