DOI: 10.18503/1992-0431-2019-4-66-29-45
МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ФАНАГОРИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ДОЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ
Институт археологии РАН, Москва, Россия
Аннотация. Статья состоит из двух частей. Первая содержит публикацию десяти граффити из раскопок Фанагории, которые датируются концом VI-IV в. до н.э. Они содержат новые имена жителей города. Эту группу надписей на керамике дополняют уже изданные ранее источники с именами фанагорийцев, в том числе - черепичные клейма и 2-я надпись на свинцовой пластине из Фанагории, которую предлагается датировать на основании палеографии последней четвертью IV - первой четвертью III в. до н.э., а не III-II вв. до н.э., как считали ее издатели. В итоге, к известным 19 именам добавляется еще 32 новых антропонима. Вторая часть посвящена анализу имен, который дополняет наши представления об ономастиконе фанагорийцев доэллинистического периода. Этнокультурная характеристика имен следующая. Основную группу представляют панэллинские имена. Они распадаются по характеру их образования на простые, композитные и тео-форные. Интересно отметить два локальных варианта написания простых имен (Ауба^. Neu^vio<;). Категория варварских имен, неоднородная в своем составе, распадается на группу фракийских, западноанатолийских и иранских имен. Известно также одно древнеегипетское имя ('Адаск;). Четыре из них встречены впервые в античном ономастиконе (Аратрц, Арлатрк;, КХаи^, Eova;).
Ключевые слова: Боспор, Фанагория, античное общество, надписи на керамике, ан-тропонимия, доэллинистический период
В исследовании 2013 г. фанагорийского общества третьей четверти VI-III в. до н.э. было зафиксировано всего 19 антропонимов1. Очевидно, что это число ничтожно мало и не отражает сложного этнокультурного состава населения Фанагории. В ходе археологических исследований, прежде всего, Верхнего города, акрополя древнегреческого полиса, было обнаружено значительное количество граффити указанного времени. Основное их число составляют 1-2 буквенные надписи2, например, граффито Щ встреченное на нескольких фрагментах столовой посуды и амфорной тары3. Такого рода маркировки не дают уверенного
Данные об авторе: Завойкина Наталья Владимировна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела классической археологии Института археологии РАН.
1 Завойкина 2013, 289.
2 Больше четверти века назад были выделены критерии, которые дают основания рассматривать такого рода сокращения как начала имен владельцев сосудов (Яйленко 1980, 79 сл.; 2006, 357-359).
3 Завойкина 2017, 267-268.
Problemy istorii, filologii, kul'tury 4 (2019), 29-45 © The Author(s) 2019
Проблемы истории, филологии, культуры 4 (2019), 29-45 ©Автор(ы) 2019
Н.В.Завойкина
восстановления антропонима. Однако имеется группа надписей, которая содержит полные имена или 4-х буквенные сокращения, которые позволяют с высокой степенью вероятности восстанавливать имена их носителей. После 2013 г. была введена в научный оборот целая группа новых фанагорийских надписей на кера-мике4, неучтенными оказались также имена на черепицах фанагорийского про-изводства5 и 2-й надписи на свинцовой пластине из Фанагории6. В совокупности новые материалы позволяют пополнить корпус имен фанагорийцев доэллинисти-ческого времени.
Предлагаемая статья разделена на две части. Первая включает публикацию десяти новых граффити из раскопок Фанагории разных лет. Ее дополняют списки новых и неучтенных ранее имен фанагорийцев. Вторая часть состоит из очерка, содержащего систематизацию и анализ полученных данных, которые связаны с историей фанагорийского общества.
1. НОВЫЕ НАДПИСИ НА КЕРАМИКЕ ИЗ ФАНАГОРИИ
1. Поддон чернолакового килика, Аттика, последняя четверть VI - первая четверть V в. до н.э.7 Найден в 2015 г. при исследовании Верхнего города. На внешней стороне поддона вырезано граффито (рис. 1). Высота букв - ок. 1 см.
Граффито: EovaSog am^ "Л кйАд.2,, v^. - Это килик Сонада. Да, это так!
Граффито представляет прекрасный образец владельческой надписи. Имя владельца килика в gen. sing. EovaSog, что предполагает nom. sing. Eovag. Имя не греческое, прямых аналогий ему не удалось найти. Близкое мужское имя Eavu^ известно в надписи римского времени из Галикарнаса8. По мнению В. Згусты, имя Eavu^ попало в древнегреческий ономастикон из Карии9. Отличия в огласовках обоих имен можно объяснить, с одной стороны, локальными особенностями в их произношении. Переход а > о перед плавными согласными (нередкое явление для древнегреческого языка10), видимо, привел к чтению Ео- в фанагорийском случае вместо Еа-. Появление а в конце основы EovaS- вместо и в EavuS- выглядит необычно. Но здесь уместно вспомнить редкое чередование о и и в имени пафлагонца Apooavig /Apuoavig в надписи на надгробии первой половины IV в. до н.э. из Пан-тикапея11. В целом имена с основами oavS- или, как вариант, oavuS- связываются с регионами Карии, Киликии и Ликии12. Можно с острожностью предположить, что имя Eova^ происходит из западной части Анатолии. Определенно, что это имя впервые встречено не только в Фанагории, но и в боспорской ономастике.
4 Завойкина 2016, 2017, 2018а, 2018б; Балахванцев, Завойкина 2019 - в печати; Zavoykina 2019, 419-429.
5 Шелов 1956, 135.
6 Сапрыкин, Масленников 2008, 59 - 60. Первое - это письмо о продаже молодого раба Фаулла последней четверти VI в. до н.э. (Vinogradov 1998, 161 ff.).
7 Sparkes, Talcott, Richter 1970, 91, р1. 19, № 411.
8 Sy113 46.
9 Zgusta 1964, 455, № 1372.
10 Buck 1968, 20, § 5.
11 CIRB 180.
12 Zgusta 1964, 454-455.
Рис. 1. 1 - граффито N° 1; 2 - граффито № 2; 3 - граффито № 3; 4 - граффито № 4; 5 - граффито № 5; 6 - граффито № 6
Рис. 2. 7 - граффито № 7; 8 - граффито № 8; 9 - граффито № 9; 10 - граффито № 10; 11 -прорисовка 2-го письма на свинцовой пластине из Фанагории (по: Сапрыкин, Масленников 2008)
2. Фрагмент чернорлакового стемлесса, Аттика, второй - третьей четверти
V в. до н.э.13 Он был найден в 2006 г. при исследовании Верхнего города. На внешней стороне поддона сохранилось граффито из четырех букв (рис. 2). Две последние буквы вырезаны в лигатуре. Высота букв: 0,6-1,1 см.
Граффито: KOTY
Чтение: Кот6<од>, Котия (Коти<тюд>, Котития или Koxu<x®vou>, Котитона).
Аббревиация вырезана на обычном для владельческих маркировок месте, поэтому имя владельца чаши должно восстанавливаться в gen. sing. Предполагаем, что KOTY может расшифровываться как Коти<^> или его дериваты: Коти<тц>, Kotu<t®v>. Все эти имена имеют фракийское происхождение и известны в Западном и Северном Причерноморье, по крайней мере, с V в. до н.э.14 Надпись подразумевает, что (чаша) принадлежит носителю одного из указанных имен.
3. Поддон чернолаковой тарелки со штампованно-врезным орнаментом, Аттика, конец V - первая половина IV в. до н.э.15 Он был найден в 2014 г. при исследовании Верхнего города. На внешней стороне поддона процарапано граффито из четырех букв (рис. 3). Высота букв - 1,3 см.
Граффито: ЕПАР
Чтение: Елар<т6кои> или Елар<ток^од>.
Сокращение расположено на обычном для владельческих подписей месте и представляет начало имени владельца тарелки, которое должно восстанавливаться в gen. sing. В Фанагории V - первой половины IV в. до н.э. имен на Елар- не встречалось. Известно имя Елартоко^, которое носил тиран Пантикапея в первой трети IV в. до н.э., в честь которого античные авторы именуют правящий род Боспорского государства династией Спартокидов (Polyaen. Strat. VIII. 55; Diod, XII. 31, 1-XX. 100. 7)16. Имя Спарток входило в наследственный ономастикон членов этого правящего рода, который сохранял власть в государстве вплоть до конца II в. до н.э. В то же время, у нас нет оснований думать, что в конце V - первой половине IV в. до н.э., когда было сделано рассматриваемое граффито, имя Елартоко^ было изъято из массового употребления и сохранялось в ономастиконе только семьи пантикапейских тиранов17. Другое имя с той же основой Елартога,-©V известно в агонистистическом каталоге III в. до н.э. из Горгиппиии18. Имена Елартоко^ и Елартокíюv имеют фракийские корни и были принесены в регион Боспора Киммерийского, скорее всего, выходцами из Западного Причерноморья или северо-западной части Малой Азии19.
4. Нижняя часть чернолакового килика, Аттика, тип «Vicup», вторая четверть
V в. до н.э.20 Найдена в 2018 г. при исследовании Верхнего города. На внешней стороне поддона процарапана надпись. Высота букв - 0,7 см. Буквы аккуратные, равновеликие.
13 Sparkes, Talcott, Richter 1970, 100, тип "Rheneia cup".
14 Zgusta 1955, 282 ff., § 565; Тохтасьев 1992, 181-182; LGPN IV, s. v.
15 Sparkes, Talcott, Richter 1970, 147, pl. 36, fig. 10, № 147, 157.
16 Завойкин 2006, 220-225; LGPN IV, Елартоко^.
17 Суриков 2007, 253-257. Высказанное мнение поддерживает надгробие пафлагонца CIRB 170 из Пантикапея второй половины IV в. до н.э. В нем упоминается имя Левкон, которое также входило в ономастикон боспорских правителей, но в надгробной эпитафии это имя отца погребенного.
18 CIRB 1137, А 253.
19 Zgusta 1955, 287, § 576.
20 Sparkes, Talcott, Richter 1970, 93, fig. 5, № 437.
Граффито: MHTPIOE.
Чтение: M^xpiog - (чаша) Метрия.
Граффито представляет собой владельческую надпись. ЛИ М^трц входит в группу панэллинских имен. На Боспоре оно встречается в Нимфее в IV в. до н.э.21 В настоящее время фанагорийский случай один из ранних примеров употребления этого имени в Северном Причерноморье.
5. Нижняя часть чернолакового скифоса, первая половина V в. до н.э. Найдена при исследованиях Верхнего города в 2014 г. На внешней стороне поддона процарапано граффито (рис. 5). Высота букв: 0,6-0,8 см. Форма альфы с укороченной и остроугольной левой частью буквы позволяет сузить датировку ближе к началу V в. до н. э.
Граффито: НФА1Е
Чтение: 'Нфаш<тюи>, Гефестия / 'Нфаш<т^од>, Гефестиона.
Аббревиация расположена на обычном для владельческих маркировок месте. Полные имена владельцев обычно стоят в gen. sing. (ср. граффито № 4). Буквы НФА1Е могут выступать началом одного из двух имен, известных в Северном Причерноморье: Нфаштюд, Гефестий, или '^aioxirov, Гефестион. Оба имени входят в группу панэллинских имен. Нфаштю^ известно по надписям IV-III вв. до н.э. в Гермонассе22, Истрии, Никонии23. '^aioxirov - в Нимфее, Калатисе, Пелле, Фесаллониках24. Основания для предположения, что буквы НФА1Е являются сокращением имени бога Гефеста, нет. До сих пор прямых свидетельств почитания Гефеста, супруга Афродиты, не встречено в Фанагории.
6. Стенка от нижней части чаши чернолакового килика, Аттика. Найдена в 2012 г. при исследовании Верхнего города. Высота - 3,6 см, длина - 5,4 см. Сохранилось граффито на внешней стороне стенки (рис. 6). Высота букв - 0,7 см. На месте второй буквы, альфы, лак сколот, но очертания буквы сохранились в толще розоватой глины. Формы букв: альфа с косой центральной перекладиной, ню с укороченной центральной частью и наклоненная вправо, пи - с очень короткой правой гастой, «узкая» трехчастная сигма с разведенными вверх вертикальными усиками, омега в форме петельки с плавно изогнутыми наружу боковыми гаста-ми. Все эти палеографические признаки характерны для надписей конца VI - первой половины V в. до н. э.
Граффито: ПАЕ1Ш - ? -
Чтение: naoirov, или naoirov[og] / naoirov[i]
Граффито процарапано на фрагменте нижней части чаши килика, а верхушки букв направлены к ее центру. Такое положение букв указывает, что этот фрагмент является остраконом, который использовали для надписи. Панэллинское имя naoirov было широко распространено в городах Северного и Западного Причерноморья25. Оно встречается в надписях Пантикапея и Горгиппии26. Однако в Фанагории отмечается впервые. Обращает внимание расстояние между буквами
21 CIRB 922.
22 CIRB 1069.
23 LGPN IV, Нфсаотюд.
24 LGPN IV, Нфа1отгюу.
25 LGPN IV, naoirov.
26 CIRB 82, 499, 1137 A 18.
1-1,5 см и скол после концевой ню. В совокупности эти наблюдения дают основания думать, что имя могло стоять в одном из косвенных падежей (в gen. sing. -naoiœv[oç] или dat. sing - naoiœv[i]) и выступать, таким образом, частью какой-то надписи. С другой стороны, скол после ню не позволяет однозначно заключить, было ли продолжение в фанагорийской надписи после имени Пасиона. Известно, что в политических остраконах имя политика, за которого голосовали, писалось в nom. sing.27 Однако, учитывая состояние фрагмента, рассматривать надпись «Па-oiœv» в качестве свидетельства политического остракизма в Фанагории классического времени все же проблематично, поскольку для такого серьезного заключения столь краткий фрагмент не дает веских оснований.
7. Венчик чернолакового килика (стемлесса?), Аттика, последняя четверть V - первая половина IV в. до н.э. Найден при археологических исследованиях Верхнего города в 2013 г. Высота - 3,1 см, длина - 5,2 см. По краю венчика процарапано граффито (рис. 7). Высота букв - 0,8 см, омикрон - 0,5 см. Надпись выполнена достаточно ровными в пропорциях буквами, только омикрон несколько меньше других букв. Формы букв характерны для середины IV в. до н.э.: альфа со скошенной центральной гастой, каппа с укороченными усиками; омикрон чуть меньшего, чем остальные буквы, размера28; сигма с несильно разведенными вверх боковыми гастами; ипсилон на короткой «ножке»29.
Граффито: - ? - OIOAAIIKYI - ? -
Чтение: [- ? -]ooö AàoI кго[9ф? - ? -].
Предполагаем, что Aaol (= resp. Aàosi) является dat. sing. личного имени Aà-oiç, отмеченного в Киликии.30 Передача дифтонга si > I получила распространение в надписях, в том числе и боспорских городов, с I в. до н.э.31 Это языковое явление встречается в надписях с конца VI в. до н.э.32 На Боспоре оно известно в граффити из храма Афродиты в Нимфее середины III в. до н.э.33 Имя Aàoiç упоминается в боспорских надписях первых веков в формах Aàosiç34 и Aàoioç35. Последний вариант также представлен в надписях Дакии36, Мигдонии, Фракии37, Южной Италии38. Предшествующие AàoI буквы можно интерпретировать как ионийскую форму флексии существительного или прилагательного в gen. masc. sg.: -ooö = ooou. Окончание имен существительных с основой на -о в gen. mаsc. sg. на -aç / -oç до конца IV в. до н.э. могло передаваться в боспорских надписях через о, а не дифтонг ou39. После AAEI сохранились буквы KYE-. В осторожной форме
27 Lang 1990, 19-20.
28 Тохтасьев 2008, 48; Бехтер, Бутягин, Дана 2018, 935-936.
29 Только с 3-й четверти IV в. до н.э. в частных надписях на керамике в Северном Причерноморье появляются курсивные сигма, омега (Яйленко 1995, 232, рис.14; Awianowicz 2011, 237-239; Завойкина 2016, 103-104).
30 Tochtas'ev 2007, 102; LGPN Vb, Aaoïç.
31 CIRB 119, 124, 125, 127, 131, 1057, 1087 и пр.; Доватур 1965, 803, § 8.1.
32 Buck 1968, 31, § 29; Th^tte 1980, 196; Тохтасьев 1999, 185, № 50.
33 Тохтасьев 2006, 296.
34 Завойкина, Новичихин, Константинов 2018, 682, 686.
35 CIRB 1057.
36 LGPN IIIa, s. v.
37 LGPN IV, s. v.
38 LGPN IIIa, s. v.
39 CIRB 916, 993. Подробнее см. граффито № 8.
можно предположить, что они выступают началом сущ. ó icùg0oç, которое входило в сферу обсценной лексики древних греков. Надписи с обсценной лексикой нередко встречаются среди античных граффити40. Слово raG0oç встречено в значении pudenda muliebria у Эвпола и Аристофана (Eup. 233; Ar. Ach. 782). У Гезихия слово xugôç эквивалентно кÚG0oç, которое обозначает nuyrç (Hesch. c.v.). Также слово ó raG0oç (= raGT^) выступает эквивалентом raGÔç, мочевой пузырь (Hdt. 2. 44). С определенной долей сомнения можно предложить чтение: [- ? -]ogo AáGl к^[0ф? - ? -]. Неисключено, учитывая расположение граффито под венцом, что оно относится к категории застольных надписей 41.
8. Фрагмент нижней части чернолакового скифоса, Аттика, вторая половина V - начало IV в. до н.э. Найден в 1985 г. при исследовании Южного города. Макс. высота - 3,6 см, диаметр поддона - 7,9 см. На внешней стороне поддона процарапано тонкими буквами граффито (рис. 8). Высота букв - 0,9-1 см.
Граффито: КАЛЛ10
Чтение: KaAAío, ^ллия.
Надпись «KaAAío» вырезана в gen. sing. poss. и расположена на обычном для владельческой маркировки месте. Этот антропоним в nom. sing имеет форму Ka^-Maç. Флексия имен существительных в gen. mаsc. sg., оканчивающихся в номинативе на -aç / -oç, до конца IV в. до н.э. могло передаваться в боспорских надписях через -о, а не -ou, например: 'Apyatö, 'Eraravú^ó, 'I^GÍo42. Это явление связано с распространением ионийского субдиалекта древнегреческого языка в боспорском регионе43. Имя KaMâaç отмечено в ономастиконе Пантикапея второй половины IV в. до н.э.44, а в форме KaAlânç на сосуде третьей четверти V в. до н.э. из Гер -монассы45. Форма KaA,Mnç редкая, отмеченная пока только один раз, в отличие от панэллинского KaMâaç, встреченного не только на Боспоре, но в других регионах античного мира46.
9. Половина поддона чернолаковой тарелки со штампованным орнаментом в центре в виде четырех листьев аканфа, окруженных косыми насечками, Аттика, 370-350-е гг. до н.э.47 Он найден в 1955 г. при работах на раскопе «Береговой» в Фанагории48. На внешней стороне поддона сохранилась фрагментарно надпись, процарапанная по его периметру (рис. 9). Первое слово - ОРХА. Высота букв -0,7 см. Свободное поле перед омикрон показывает, что других букв перед ним не было и слово сохранилось полностью. Оно вырезано несколько меньшими по раз-
40 Тохтасьев 2006, 294-295; Сапрыкин, Винокуров, Белоусов 2014, 146-148, Завойкина 2018, 68; Яйленко 2018, 312-320.
41 Фрагментарность надписи позволяет предложить и другой вариант реконструкции: -?-о ZoSac fea-?-, в котором ЛИ ZoSac представляет локальный вариант имени ZaSac (MAMA 8, 163). Буквы fea-, предположительно, выступают началом нового, ближе неизвестного, имени. Но в случае такой реконструкции структура и тип надписи не определяются.
42 CIRB 916, 993, 1102.
43 Тохтасьев 2011, 675.
44 CIRB 201.
45 LGPN IV, KaUín?.
46 LGPN IV, KaUíac.
47 Sparkes, Talcott, Richter 1970, 146-147, fig. 10, № 1037.
48 Раскоп «Береговой» располагался в восточной части береговой зоны Фанагории и исследовался экспедицией под руководством М.М. Кобылиной в 1955, 1962 (Паромов 1993, 134, № 56).
меру буквами и убористей, чем вторая надпись. От второго слова сохранилось две первые буквы NE. Буквы крупные, их высота - 1,5 см.
Граффито: ОРХА vac. | NE - ? -
Чтение: 'Ор%а<цои> | NE - ? -
Лексема Ор%а имеет обычное для владельческих надписей сокращение из четырех букв и вырезано также на традиционном для них месте - на внешней стороне поддона. Она восходит к имени "Op%a^oç. Антропоним Орхам отмечен как имя мифического ахеменидского царя персов (Ovid. Met. IV. 212). Это имя входит в круг иранской антропонимии Боспора и известно в Горгиппии второй половины V в. до н.э.49 В Фанагории оно встречалось и прежде в клеймах «OPXAMOY» на черепице боспорского производства50. Предполагаем чтение имени в граффито как Орха<цои>, Орхама, поскольку владельческие надписи ставились в gen. sing. poss. В виду краткости сохранившегося текста буквы NE- сложно интерпретировать.
10. Фрагмент поддона чернолакового стемлесса, Аттика, вторая четверть -середина V в. до н.э. Найден в 2014 г. при исследованиях Верхнего города в слое первой половины V в. до н.э. На внешней стороне поддона процарапано граффито. Перед каппой виден нижний край косой черты, возможно, принадлежащий альфе. После омикрон сохранилась левая часть ню - вертикальная черта, от верхнего края которой вправо и вниз идет косая черта.
Граффито: - ? - ^AYION - ? -
Чтение: - ? - KAauç ov- ? -
Восстановить тип надписи достаточно затруднительно, но, основываясь на нормативах древнегреческого языка, полагаем, что в надписи упомянуто в nom. sing. мужское имя KAauç. Такое имя не встречалось в антропонимии Северного Причерноморья. Можно было бы предложить чтение хорошо известного имени K<a>Aoùç, в котором пропущена неударная альфа51. Против такой интерпретации выступает аккуратность, равновеликость букв, ровность строки в граффито. Очевидно, что его автор не спешил и процарапывал буквы внимательно. Другой возможный вариант - неправильное написание генетивного окончания - KAauç вместо - K^souç какого-то имени, оканчивающегося в номинативе на - K^nç (Ео-фокА^д и пр.). Однако в надписях II—I вв. до н.э. и римского времени из городов Киликии Трахеи встречены мужское имя KAouç52 и женское имя KAounç53, которые близки к рассматриваемому. Эти имена проникли в эллинский ономастикон из среды местного населения Киликии. Отличия между KAauç и KAouç прослеживаются в корневой огласовке: КАа- и КАо-. Чередование a > о в словах отмечено неоднократно в письменных источниках54. В надписях Северного Причерноморья встречается, в частности, переход неударного а в о во фракийском имени Еларта-
49 Орхамом звали одно из сыновей Горгиппа, эпонима Горгиппии (Яйленко 1990, 289-290); CIG 856 6b; CIRB 1137 А 133, В 240.
50 Гайдукевич 1935, 308, № 65.
51 CIRB 76, 81, 123, 440 и пр.
52 Zgusta 1964, 236, § 628-1; LGPN Vb, s.v. Известен и другой вариант написания - КХю^ (SEG 6, 538; Zgusta 1964, 236, § 628-2).
53 LGPN Vb, s. v.
54 Buck 1968, 20, § 5, 6.
ко? / Епартоко?55. Сказанное подводит к предположению, что фанагорийское имя КАяи? представляет, по всей видимости, местный вариант киликийского антропонима КАюи?.
Итак, новые граффити пополняют антропонимию Фанагории еще десятью именами.
Клейма на черепицах, найденные в Фанагории, сохранили имена местных владельцев черепичного производства и заказчиков56 примерно второй половины IV - начала III в. до н.э. Они дополняют список антропонимов Фанагории. Это три имени: Дютгцо?, Паv9'Про?, №ок^8ои?57
В 2008 г. С.Ю. Сапрыкин и А.А. Масленников опубликовали список имен на свинцовой пластине, найденной случайно в прибрежной полосе городища Фана-гория58. В ней они вычитывают семь имен: Дюуоою?, АрюиоаА^?, Ацаоц, ЕоАшг, Еюоц, А5ои£,п?, Процn9uюv. На основании форм букв, которые исследователи сравнивают с палеографией лапидарных надписей Боспора, они датируют надпись III-II вв. до н.э. Они осознают, что такой подход к датировке памятника неправильный с методической точки зрения, но полагают, что «других зацепок для датировки пластины нет»59. С такой формулировкой нельзя согласится. Остановимся еще раз на формах букв 2-й фанагорийской надписи на свинцовой пластине (рис. 11). Обращает внимание разного размера омикрон в надписи: то он одинаковой высоты с остальными буквами (стк. 1-2), то меньшего размера в центре строки (стк. 4, 6-7). Такой прием в написании омикрона получает распространение в граффити и свинцовых письмах примерно с последней трети IV в. до н.э.60 Также встречаются формы букв, характерные как для второй половины V в. до н.э., так и для второй половины IV - первой половины III в. до н.э. Альфа: в стк. 3 она «остроугольная» или со скошенной влево центральной перекладиной (2 стк.), как в раннеклассических надписях, в остальных строках видим «традиционную» альфу с прямой или ломанной гастой в центре. Ню имеет два варианта начертания: равновеликая с прямыми ровными вертикалями (стк. 1), получившая распространение с середины IV в. до н.э., и с укороченной правой частью и небольшим наклонном вправо, характерная форма надписей V - третьей четверти IV в. до н.э. Форма омеги в виде петельки с отведенными в разные стороны нижними боковыми гастами находит аналогии также в новом письме из Мирмекия последней четверти IV в. до н.э.61 Курсивная сигма использована в 2-й фанагорийской надписи на свинцовой пластине как в центре слов, так и в их номинативных окончаниях (стк. 1-6). Это наблюдение стало веским аргументом для отнесения надписи к эллинистическому времени62. Однако известны надписи, в которых использовалась только курсивная сигма, по крайней мере, со второй половины IV в. до н.э., из поселений Северного Причерноморья63. Формы эты, мю, ро с подтреугольным
55 LGPN VI, Епартако?; Епартоко?. См. также CIRB 480, 1162. Эта же тенденция сохраняется в имени Епартакаду / Епартокаду (CIRB 1137 А 253, Б 258; CIRB 113520).
56 О характере клеймения боспорской черепицы и проблемах ее изучения: Кузнецов 2008, 392-400.
57 Гайдукевич 1935, 302, № 17, 308, № 66; Шелов 1956, 135.
58 Сапрыкин, Масленников 2008, 50-61.
59 Сапрыкин, Масленников 2008, 51.
60 См., например, Тохтасьев 2008, 48; Бехтер, Бутягин, Дана 2018, 935-936.
61 Бехтер, Бутягин, Дана 2018, 935-936.
62 Сапрыкин, Масленников 2008, 50-51.
63 Яйленко 1995, 232, рис.14; Awianowicz 2011, 237-239; Завойкина 2016, 103-104.
сегментом на высокой ножке, ипсилон с плавно изогнутыми наружу верхними усиками находят аналогии, например, в упомянутом выше новом мирмекийском письме на свинцовой пластине. Отметим, что 2-я фанагорийская надпись на свинцовой пластине имеет свои особенности: в 7 стк. пи с равновеликими боковыми гастами, апексация только у мю в 3 стк. и лямбды в 4 стк. Эти незначительные неточности следует рассматривать не как признаки времени, а, скорее, как особенности авторского подчерка. В совокупности сказанное, позволяет датировать 2-ю надпись на свинцовой пластине из Фанагории последней четвертью IV - первой третью III в. до н.э.
Преобладает мнение, что в период от начала колонизации Боспора и приблизительно до третьей четверти IV в. до н.э. на Боспоре господствовал ионийский диалект64. Все надписи и большинство граффити этого времени из боспорских городов, Березанского поселения, Ольвии написаны на милетском наречии65. Эти выводы не подлежат сомнению. Однако случай с Фанагорией нуждается в небольшом уточнении. Согласно Геродоту (I. 142), в Теосе говорили на наречии несколько отличном от милетского. Это наблюдение древнего историка, возможно, поддерживают отмеченные фонетические явления, неизвестные в боспорских, березанских и ольвийских надписях конца VI - первой трети IV в. до н.э.:
- ассимиляция I > и в граффито конца VI - первой четверти V в. до н.э. (№иоп = ге8р. Шоп) и в письме последней четверти V - начала IV в. до н.э. (Ауи-ад = ге8р. Аyíаg)66;
- ассимиляция ю > о в граффито конца V - первой трети IV в. до н.э. (Ато-тпд = ге8р. Атютпд)67.
2. НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО ОНОМАСТИКЕ ФАНАГОРИИ ДОЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ
Новые фанагорийские имена можно разделить на несколько этнокультурных групп. Первая - это собственно древнегреческие имена: Дютгцод, 'Hфaíaтюg (или 'Hфаíатшv), КаШад, М^трц, №ок^8оид, Паа^, Паv9'Проg. Эту группу дополняют следующие мужские имена: Дю-гооюд68, ЕоАюг, Еюоц, Процn9'6юv69, Паи-ааvíаg и КаШуеупд70, "ЕиРюд71, N8^'^ (= ге8р. ^иц'гюд)72, Етрато[кА^д?]73, По^ецарход, 'Нупаауорпд, А9^65юрод, Ауиад (= ге8р. Аyíад74)75.
64 Тохтасьев 2011, 675.
65 Тохтасьев 2011, 675.
66 До этого один из ранних случаев подобной ассимиляции встречен в граффито середины III в. до н.э. из храма Афродиты в Нимфее: ДиуиЫбюрод <*Дгуиаг<6>5юрод (Тохтасьев 2006, 296).
67 Форма Атотпд встречена также на надгробии второй половины IV в. до н.э. из Пантикапея (СШВ 170).
68 Имя Дионисий встречалось прежде в Фанагории (Завойкина 2013, 286, № 142).
69 Сапрыкин, Масленников 2008, 52, 54, 55-56.
70 Завойкина 2017, 269 ; Павличенко 2017, 386 № 344Б.
71 Завойкина 2018а, 67-68.
72 О форме ЛИ Квиц'уюд см.: Яйленко 1995, 217 сл.
73 Завойкина 2018б, 225-231.
74 Это имя отмечено в ономастиконе Фанагории второй половины IV в. до н.э. (С!КВ 973; Завойкина 2013, 249, № 9).
75 Надпись датируется по палеографическим признакам второй половиной V- началом IV вв. до н.э. (7ауоукта 2019, 421-423).
Вторая группа представлена фракийскими именами: Епартоко? (или Епарто-к^), Коти? (или Котии?, Котитдаг), АрюиааА^? и Дюуид76. Можно предположить два региона происхождения носителей этих имен - западное Причерноморье или северо-запад Малой Азии. В третью группу входят имена, видимо, выходцев из западной части Анатолии или их потомков, осевших в Фанагории: А5ои£,п?77: Атотп? (= ге8р. Атютп?)78, Ааот,?, КАяи?, Еоvа?. К этой же группе примыкает женское имя N60^ (= ге8р. №ап).79 За исключением имени Атота, остальные имена из разных регионов Анатолии встречены впервые в антропонимии Северного Причерноморья. Употребление имени Атотп? в Фанагории представляет один из самых ранних случаев в боспорской ономастике. В четвертую, иранскою, группу имен входят "Орхацо?, а также Арлатрц и Аратрг? из круга скифской антропонимии раннего Боспора80. Имена Аратрий и Арпатрий встречены впервые.
Особняком стоит имя Ацаог?, имеющее египетские корни, но вошедшее в эллинскую антропонимию уже в VI в. до н.э.81 Учитывая этот факт, предполагается, что имя «Амасис» принадлежало греку в Фанагории, хотя в его роду могли быть и выходцы из Египта82.
Суммируя имеющиеся сведения, можно заключить, что к настоящему времени к уже учтенным 19 антропонимам следует добавить еще 34 личных имени жителей Фанагории, населявших город в последней четверти VI-IV в. до н.э. Фракийские, малоазиатские и иранские имена, а также имя «Амасис» входят в категорию варварских имен (всего 14 из 34) и маркируют достаточно высокую мик-сацию среди новой группы населения города, почти 30%, в доэллинистическую эпоху. Нужно принять во внимание, что варварская антропонимия Фанагории не была однородной в хронологическом плане. В этой группе выделяются имена, вошедшие в эллинский ономастикон еще в V в. до н.э. (Орхам, а также Котий, Спар-ток и их дериваты) и в IV в. до н.э. ставшие обычными в боспорском социуме. Присутствие анатолийской группы имен в Фанагории с конца VI в. до н.э. находит объяснение в оживленных торгово-экономических и культурно-религиозных связях города с полисами, располагавшимися в прибрежных районах Малой Азии и близлежащих островах практически с момента его основания.
Если говорить о систематизации полученных результатов, то выделяются три категории имен. Первая категория объединяет 18 греческих имен, входящих в сегмент панэллинских личных имен и имевших хождение во всех уголках античного мира в разные периоды истории83. Вторая категория - это локальные имена. Эта группа объединяет древнегреческие имена, которые отличаются по фонетическим и грамматическим параметрам от принятых норм эллинского койне. В эту группу
76 Сапрыкин, Масленников 2008, 52-53; Завойкина 2018б, 225-229.
77 Версия о малоазиатских корнях этого имени выглядит более убедительной, чем иранская (Сапрыкин, Масленников 2008, 55).
78 Завойкина 2018б, 225-228. В. Згуста относил это имя к пафлагонским антропонимам (Zgustа 1964, 111, § 123-3). О пафлагонцах на Боспоре в IV в. до н.э. см. комментарий к пантикапейскому надгробию Дросания пафлагонца (СШВ 180).
79 Завойкина 2018а, 69-70.
80 Балахванцев, Завойкина 2019, в печати.
81 Сапрыкин, Масленников 2008, 53-54.
82 Сапрыкин, Масленников 2008, 53-54.
83 Сапрыкин, Масленников 2008, 53-54.
входит два имени: Ауиад (= ге8р. Аyíад), N8^'^ (= ге8р. ^иц'гюд). Третья категория объединяет 14 негреческих имен84.
Все греческие имена можно разделить на три группы: простые, композитные, теофорные85. К группе простых имен относятся Ауиад, КаМлад, М^тргд, Пааíюv. ЕоАюг, Еюагд. К группе композитные относятся "ЕиРюд, Нупааубрпд, КаМлуе-УЛд,, №окА,8оид, ^иц'гюд, Паv9'род, Паuааvíад, По^ецарход, Процn9'uюv, Етра-то[кА^д?]. Теофорные имена представлены Дютгцод, Дюуиоюд, Hфaíaтlод (или Hфаíатlюv), А9^65юрод.
Новые теофорные имена пополняют наши знания о сакральной стороне частной жизни населения Фанагории. Почитание Зевса отражено в имени Дютгцод, Ге -феста супруга Афродиты, богини-покровительницы Фанагории, - в имени Нфаь атюд (или Hфаíатlюv), Афины - в имени А9^65юрод. Почитание этих божеств раньше не встречалось среди фанагорийских материалов. Почитание Диониса, отраженное в ЛИ Дюуиоюд, отмечалось прежде в Фанагории86.
Итак, анализ новых антропонимов коррелируется с выводом о преобладании в Фанагории древнегреческих имен над именами, рожденными в других этнокультурных пространствах (табл. 1).87 Это наблюдение находит объяснение в рамках концепции о сильном греческом импульсе как при сложении и развитии города, так и всего Боспорского государства. Высокий процент (30%) негреческих имен из 51 учтенных антропонимов указывает, что Фанагория в доэллинистическое время представляла собой развитый урбанистический центр, в который стекались выходцы из различных этнокультурных ареалов. Несмотря на явную открытость фанагорийского социума, в среде которого адаптировались, а также эллинизировались представители разных народностей, вопрос о правовом статусе носителей как греческих, так и негреческих имен остается открытым из-за краткости имеющихся сведений.
Таблица 1. Новые имена Фанагории доэллинистического времени
Греческие имена Варварские имена
Панэллинские: Ä0nv65rapog, Aiovuotog, Aiou^og, 'Bußiog, 'Hynoayopng, 'Нфоастюд (или 'Нфоастюм), КаШад, KaXkyevng, M^rpig, NeoKleoug, naairav, navB^pog, naucaviag, ПоХецар-xog, npo^nöurav, EoXrav, &:paTO[K^g?], Etöotg Фракийские: Епартокод (или EnaproKirav), Котид (или Ко-mrig, Kornröv), ÄpioucaX^g, Aiovug
Локальные варианты панэллинских: Äyuag, Neu^viog Иранские: Арaтрlg, арлотр^, "Opxa^og
Западноанатолийские: ÄSou^ng, Äт6тng, Aacig, KXaug, fem. Nuan, Eovag.
Египетские: 'Ä^acig
84 Сапрыкин, Масленников 2008, 53-54.
85 Завойкина 2013, 289-290.
86 Завойкина 2013, 296-297, табл. 5.
87 Завойкина 2013, 296.
ЛИТЕРАТУРА
Балахванцев, А.С., Завойкина, Н.В. 2019: Новые иранские имена из ранней Фанагории, КСИА 2019. (В печати).
Бехтер, А.П., Бутягин, А.М., Дана, М. 2018: Свинцовое письмо из Мирмекия. ВДИ 78/4, 931-948.
Гайдукевич, В.Ф. 1935: Строительные керамические материалы Боспора (боспорские черепицы). Из истории Боспора (ИГАИМК 104). М.-Л., 211-313.
Доватур, А.И. 1965: Краткий очерк грамматики боспорских надписей. В кн.: В.В. Струве (отв. ред.), Корпус боспорских надписей. М.-Л., 797-831.
Завойкин, А. А. 2006: Об институте династических имен Спартокидов. ДБ 10, 214-262.
Завойкина, Н.В. 2013: Фанагорийское общество. В кн.: В. Д. Кузнецов (ред.), Материалы по археологии и истории Фанагории. 1 (Фанагория 1). М., 240-313.
Завойкина, Н.В. 2016: Симпосий в археологическом контексте. КСИА 241, 103-108.
Завойкина, Н.В. 2017: Коммерческие маркировки на амфорах третьей четверти VI-IV в. до н. э. из Фанагории. КСИА 249/1, 264-274.
Завойкина, Н.В. 2018а: Два граффити частного характера позднеархаического времени из Фанагории. ДБ 22, 67 - 71.
Завойкина, Н.В. 2018б: Граффито трапезита из Фанагории. ПИФК 3, 224-233.
Завойкина, Н.В., Новичихин, А.М., Константинов, В.А. 2018: Новая посвятительная надпись царя Аспурга из Горгиппии. ВДИ 3, 680-692.
Кузнецов, В.Д. 2008: Боспорские черепичные клейма (некоторые проблемы интерпретации). ПИФК 22, 392-403.
Павличенко Н.А. 2017: Астрагал с граффито. В кн.: В.Д. Кузнецов, В.П. Толстиков (ред.). Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства. М., 386, № 344Б.
Паромов, Я.М. 1993: Археолого-топографический план Фанагории. БС 2, 111-148.
Сапрыкин, С.Ю., Винокуров, Н.И., Белоусов, А.В. 2014: Городище Артазиан в восточном Крыму. ВДИ 3, 134-162.
Сапрыкин, С.Ю., Масленников, А.А. 2008: Свинцовая пластина с греческой надписью из Фанагории. ВДИ 4, 50-61.
Суриков, И.Е. 2007: Власть и имя в государстве Спартокидов (О нескольких дискуссионных проблемах древнегреческой политической ономастики. В сб.: А.В. Подосинов (отв. ред.), Восточная Европа в древности и средневековье. М., 253-257.
Тохтасьев, С.Р. 1992: Фракийские имена на Боспоре. В сб.: А.К. Гаврилов (отв. ред.), Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья. СПб., 178-199.
Тохтасьев, С.Р. 1999: Рец.: Dubois. Inscriptions grecques dialectales d'Olbia du Pont. Geneve, 1996. Hyperboreus 5/1, 164-192.
Тохтасьев, С.Р. 2006: Новые материалы по истории койне. В сб.: Н.Н. Казанский (отв. ред.), Индоевропейское языкознание и классическая филология - X (чтения памяти И.М. Тронского). Материалы международной конференции. СПб., 294-305.
Тохтасьев, С.Р. 2007: Из ономастики Северного Причерноморья XX: Заметки по морфологии. В сб.: И.В. Тункина (ред.), EYXAPIZTHPION. Антиковедческо-историографиче-ский сборник памяти Я.В. Доманского. СПб., 82-118.
Тохтасьев, С.Р. 2011: Греческий язык на Боспоре: общее и особенное. В сб.: Боспорский феномен. Население, языки, контакты. Материалы международной конференции. СПб., 673-682.
Шелов, Д.Б. 1956: Керамические клейма из раскопок Фанагории. В сб.: А.П. Смирнов (ред.), Фанагория (МИА 57). М., 128-153.
Яйленко, В.П. 1980: Несколько ольвийских и березанских граффити (по материалам Одесского археологического музея). КСИА 159, 53-60.
Яйленко, В.П. 1990. Ольвия и Боспор в эллинистическую эпоху, в: Е.С. Голубцова (отв. ред.), Эллинизм: экономика, политика, культура. Москва, 249 - 309.
Яйленко, В.П. 1995: Женщины, Афродита и жрица Спартокидов в новых боспорских надписях. В сб.: Л.П. Маринович, С.Ю. Сапрыкин (отв. ред.), Женщина в античном мире. М., 204-272.
Awianowicz, B. 2011: New Hellenistic ostracon from Nikonion. ZPE 178, 237-239.
Buck, C.D. 1968: The Greek Dialects. Grammar, Selected Inscriptions, Glossary. Chicago-London.
Lang, M. 1990: Ostraca (Athenian AgoraXXV). Princeton.
Sparkes, B.A., Talcott, L., Richter, G.M.A. 1970: Black and Plain Pottery of the 6th, 5th and 4th Centuries. Parts 1, 2 (Athenian Agora XII 1, 2). Princeton-New Jersey.
Vinogradov, Yu.G. 1998: The Greek Colonisation on the Black Sea Region in the Light of Private Lead Letters. In: G.R. Tsetskhladze (ed.), The Greek Colonisation of the Black Sea Area. Historical Interpretation of Archaeology. Stuttgart, 152-158.
Zavoykina, N.V. 2019: A Letter of Polemarkhos from Phanagoria. In: V Cojokaru and others (eds.), Advances in Ancient Black Sea Studies. Proceeding of the Conference, July 2017. Ia§i, 419-429.
Zgusta, L. 1955: Die Personennamen griechischer Städte der nördlichen Schwarzmeerküste. Prague.
Zgusta, L. 1964: Kleinasiatischen Personennamen. Prague.
REFERENCES
Awianowicz, B. 2011: New Hellenistic ostracon from Nikonion. ZPE 178, 237-239.
Balahvancev, A.S., Zavoykina, N.V. 2019: Novye iranskie imena iz ranney Fanagorii [New Iranian names from the early Phanagoria]. Kratkie soobshcheniyaInstitutaArkheologii [Brief Communications of the Institute of Archaeology] 257 (Forthcoming).
Bekhter, A.P., Butyagin, A.M., Dana, М. 2018: Svintsovoe pis'mo iz Mermekiya [A lead letter from Myrmikon]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 78/4, 931-948.
Buck, C.D. 1968: The Greek Dialects. Grammar, Selected Inscriptions, Glossary. Chicago-London.
Gaydukevich, V.F. 1935. Stroitel'nye keramicheskie materialy Bospora (bosporskie cherepitsy) [Building ceramic materials of Bosporus (Bosporan tiles)]. Iz istorii Bospora [From the history of Bosporus]. Izvestiya gosudarstvennoy Akademii istorii material'noy kul'tury [Reports of the State Academy of history of material culture] 104, Moscow-Leningrad, 211-313.
Dovatur, A.I. 1965: Kratkiy ocherk grammatiki bosporskikh nadpisey [Brief sketch of grammar of the Bosporan inscriptions]. In: V.V. Struve (ed.), Corpus inscription regni Bosporani. Moscow-Leningrad, 797-831.
Kuznetsov,V.D. 2008: Bosporskie cherepichnye kleyma [Bosporan tile stamps]. Problemy istorii, filologii, culrury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 22, 392-403.
Lang, M. 1990: Ostraca (Athenian AgoraXXV). Princeton.
Paromov, Ya.M. 1993: Arkheologo-topograficheskiy plan Fanagorii [The archaeological and topographical plan of Phanagoria]. Bosporskie issledovaniya [Bosporan Studies] 2, 111-148.
Pavlichenko, N.A. 2017:Astragal s graffito [An astragalus with a greek inscription]. In: VD. Kuznetsov, VP. Tolstikov (eds.). Pantikapey i Fanagoriya. Dve stolitsy Bosporskogo tsarstva [Panticapaeum and Phanagoria. Two Capitals of the Bosporan Kingdom]. Moscow, 386, № 344Б.
Saprykin, S.Yu., Vinikurov, N.I., Belousov, A.V. 2014: Gorodishche Artazian v vostochnom Krymu [The settlement Artazian in the eastern Crimea]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 134-162.
Saprykin, S.Yu, Maslennikov, A.A. 2008: Svintsovaya plastina s grecheskoy nadpis'yu iz Fanagorii [A lead plate with a Greek inscription from Phanagoria]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 4, 50-61.
Sparkes, B.A., Talcott, L., Richter, G.M.A. 1970: Black and Plain Pottery of the 6th, 5th and 4th Centuries. Pts 1-2 (Athenian Agora XII. 1, 2). Princeton-New Jersey.
Surikov, I.E. 2007: Vlast' i imya v gosudarstve Spartokidov (O neskol'kikh diskussionnykh problemakh drevnegrecheskoy politicheskoy onomastiki) [A power and a name in the Spar-tokides state (on some debatable problems of the Ancient Greek political onomastic)]. In: A.V Podosinov (ed.), Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekov'e [The East Europe in the Ancient time and the Middle Age]. Moscow, 253-257.
Tokhtasev, S.R. 1992: Frakiyskie imena na Bospore [Thracian names in the Bosporus]. In: A.K. Gavrilov (ed.), Etyudy po antichnoy istorii i kul 'ture Severnogo Prichernomor 'ya [Studies on the ancient history and culture of the Black Sea]. Saint Petersburg, 178-199.
Tokhtasev, S.R. 1999: The review: Dubois. Inscriptions grecques dialectales d'Olbia du Pont. Genève, 1996. Hyperboreus 5/1, 164-192.
Tokhtasev, S.R. 2006: Novye materialy po istorii koine [New materials for the history of Ancient Greek Koine] In: N.N. Kazanskiy (ed.), Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya -X(Chteniyapamyati I. M. Tronskogo). Materialy mezhdunarodnoy konferentsii [The Indo-European linguistics and the Classical philology - X (Readings to the memory of I. M. Tronskiy). Materials of the international conference]. Saint Petersburg, 294-305.
Tokhtasev, S.R. 2007: Iz onomastiki Severnogo Prichernomor'ya XX: Zametki po morphologii [From the onomastic of the Black Sea XX: notes on the morphology]. In: I.V. Tunkina (ed.), EYXAPIZTHPION. Antikovedchesko-istoriographicheskiy sbornik pamyati Ya.V Doman-skogo [EYXAPIZTHPION. The collection of the ancient history and historiography papers in the memory of Ya. V. Domanskiy]. Saint Petersburg, 82-118.
Tokhtasev, S.R. 2011: Grecheskiy yazyk na Bospore: obshchee i osobennoe [The ancient Greek language on the Bosporus: the generalia and special futures]. Bosporskiy fenomen. Nasele-nie, yazyki, kontakty. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii [Bosporan Phenomen. Population, languages, contacts. Materials of the international conference]. Saint Petersburg, 673-682.
Shelov, D.B. 1956: Keramicheskie kleyma iz raskopok Fanagorii [Ceramic stamps from the archaeological reports of Phanagoria]. In: A.P. Smirnov (ed.), Fanagoria (Materialy po istorii i arkheologii SSSR 57) [Phanagoria (Materials for the history and archaeology of the SSSR 57)]. Moscow, 128-153.
Yaylenko,V.P. 1980: Neskol'ko ol'viyskikh i berezanskikh graffiti (po materialam Odesskogo arkheologicheskogo mezeya) [Some graffiti from Olbia and Berezan' (on the materials of the Odessa archeological museum]. Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii [Brief Communications of the Institute of Archaeology] 159, 53-60.
Yaylenko, V.P. 1990: Ol'viya i Bospor v ellinisticheskuyu epokhy [Olbia and the Bosporus in the Hellenistic time]. In: H.S. Golubtsova (ed.), Ellimizm: ekonomika, politika, kul'tura [The Hellenism: economic, politic, cultural advances]. Moscow, 249-309.
Yaylenko V.P. 1995. Zhenshchiny, Afrodita i zhritsa Spartokidov v novykh bosporskikh nadpi-syakh [Women, Aphrodite and a priestess of the Spartokides in the new Bosporan inscriptions]. In: L.P. Marinovich, S.Yu. Saprykin (eds.), Zhenshchina v antichnom mire [A woman in the Ancient world]. Moscow, 204-272.
Vinogradov, Yu.G. 1998: The Greek Colonisation on the Black Sea Region in the Light of Private Lead Letters. In: G.R. Tsetskhladze (ed.), The Greek Colonisation of the Black Sea Area. Historical Interpretation of Archaeology. Stuttgart, 152-158.
Zavoykin, A.A. 2006: Ob institute dinasticheskikh imen Spaprtokidov [The institute of dynastic names of the Spartokids]. Drevnosti Bospora [Antiquates of Bosporus] 10, 214-262.
Zavoykina, N.V. 2013: Fanagoriyskoe obshchstvo [Phanagorian society]. In: V.D. Kuznetsov (ed.), Materialy po arkheologii i istorii Fanagorii [Materials for the archeology and history of Phanagoria]. Fanagoria 1 (Phanagoria 1). Moscow, 240-313.
Zavoykina, N.V. 2016: Simposiy v arkheologicheskom kontekste [Syposion in the archaeological record]. Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii [Brief Communications of the Institute of Archaeology] 241, 103-108. Zavoykina, N.V. 2017: Kommercheskie markirovki na amforakh tret'ey chenverti VI-IV do n. e. from Fanagoria [Commercial marks on amphorae of the third quarter of 6th-4th centuries BC from Phanagoria]. Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii [Brief communications of the Institute of archaeology] 249/1, 264-274. Zavoykina, N.V. 2018a: Dva graffiti chastnogo kharaktera pozdnearkhaicheskogo vremeni iz Phanagorii [Two private graffiti of the Late Archaic time from Phanagoria]. Drevnosti Bos-pora [Antiquates of Bosporus] 22, 67-71. Zavoykina, N.V. 20186: Graffito trapezita [A graffito of moneychanger]. Problemy istorii, filolo-
gii, culrury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 3, 224-233. Zavoykina, N.V., Novichikhin, A.M., Konstantinov, V.A. 2018: Novaya posvyatitel'naya nadpis' tsarya Aspurga iz Gorgippii [A new dedication of the king Aspurgos from Gorgippia]. Vest-nik drevney istorii [Journal of Ancient History] 3, 680-692. Zavoykina, N.V. 2019: A Letter of Polemarkhos from Phanagoria. In: V. Cojokaru (ed.), Advances in Ancient Black Sea Studies. Proceeding of the Conference, July 2017. Ia§i, 419-429. Zgusta, L. 1955: Die Personennamen griechischer Städte der nördlichen Schwarzmeerküste. Prague.
Zgusta, L. 1964: Kleinasiatischen Personennamen. Prague.
NEW DATA ON THE HISTORY OF PHANAGORIAN SOCIETY IN PRE-HELLENISTIC TIME
NataliaV. Zavoykina
Institute of Archaeology RAS, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The article consists of two parts. The first one contains of the publication of ten new graffiti from the excavations of Phanagoria. They are dated back to the end of 6th - 4th centuries BC. The graffiti include new names of the inhabitants of the city. This group of inscriptions on ceramics is supplemented by previously published sources with the names of Phanagorians, including-tile stamps and 2 inscription on a lead plate from Phanagoria, which is proposed to date on the basis of paleography the last quarter of the 4th - first quarter of the 3rd centuries BC, and not the 3rd - 2nd centuries BC, as its publishers believed. As a result, the 34 new names are added to the well-known 19 names in the Phanagorian onomasticon. The second part is devoted to the analysis of this group of names in order to supplement our ideas about the Phanagorian onomasticon in the pre-Hellenistic time. The ethnocultural characteristics of the names are as follows. The main group is Panhellenic names. They divide into three subgroups: the simple, the composite, and the theophoric ones. It is interesting to note two local variants of the spelling of simple names (Ayuag, Neu^viog). The category of barbarous names, not homogeneous in its composition, falls into three ethnic groups - the Thracian names (Xrcap<TOKog> (or Ercap<TOKiwv>), KoTU<g>( or KoTU<Tig>, Koxu<xrav>), Apioucal^g, Aiovßg) the West-Anatolian names (ASon^ng, atot^^, Aacig, Klaug, fem. Nnaq, £ovag), the Iranian names (ApaTpig, Apnrnpig, "Opxa^og), the Egyptian name (A^acig). Four of them are met for the first time in the ancient onomasticon (ApaTpig, Aprcarpig ,Klaug, Eovag).
Keywords: Bosporus, Phanagoria, the ancient Greek society, inscriptions in ceramics, the Late Archaic and the Classical periods, anthroponomy