Научная статья на тему 'Материалы к 10-летнему юбилею журнала'

Материалы к 10-летнему юбилею журнала Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
205
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы к 10-летнему юбилею журнала»

Десятилетний юбилей журнала

«Мир науки, культуры, образования»

ОТ РЕДАКЦИИ

Анатолий Викторович Петров

главный редактор журнала, доктор педагогических наук, профессор, академик ПАНИ, международным журналист

Александр Иванович Гурьев

заместитель главного редактора журнала, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент ПАНИ, международный журналист

Благая, истинная цель

к деянью будит нас...

Абу-ль-Атахия

Специализированный журнал «Мир науки, культуры, образования» является научным периодическим изданием. Он начал выпускаться с 1998 года под названием «Наука и образование». Уже первый выпуск на конкурсе подобных изданий среди регионов Сибири, Урала и Дальнего Востока, который проходил в Челябинске, занял первое место по нескольким номинациям: по содержанию, оформлению и грамотности. По предложению организаторов конкурса, шефство над журналом взяло издательство ЧГПУ «Факел». Третий номер журнала был посвящен 200-летнему юбилею А.С. Пушкина и 70-летнему юбилею В.М. Шукшина. Он уже существенно отличался от предыдущих изданий и назывался «Наука, культура, образование». Этому преобразованию способствовала Петровская академия наук и искусств, которая тоже интегрировала в себе науку и искусство и стала нашим партнером по выпуску журнала. Мы были убеждены, что только такая гармония трех самостоятельных, но диалектически взаимосвязанных друг с другом блоков «Наука», «Культура», «Образование» в состоянии создать те интегративные (в первую очередь духовные) качества людей, которые крайне необходимы в настоящее время российскому менталитету, потому что эти сферы позволяют сфокусировать внимание на Человеке. Наши стремления были направлены на расширение круга общения в России и за рубежом. Поэтому мы разместили журнал в Интернете. И современные информационные технологии сработали. На журнал обратило внимание Международное издательство Парижа, которое вышло с предложением о взаимодействии с нашей редакцией. Так журнал с 2000 года получил статус Международного (зарегистрирован в Центральном международном издательстве Centre International de 1ISSN 20, rue Bachaumont 75002 Paris France под грифом: ISSN 1605-8658). В 2003 году Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средствам массовых коммуникаций предложило нам зарегистрировать журнал в России, но под названием «Мир науки, культуры, образования» (Свидетельство о регистрации средства массовой информации,

А

А ¥

ІШ

РїйІ Lux el Lux Гі1

ПИ №77-14649 выдано 17 февраля 2003 г. Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций). В связи с этим, название журнала, зарегистрированное в Международном издательстве, было приведено в соответствие с российским названием и журнал стал выходить под грифом ISSN 1991-5497 Centre International de IISSN 20 rue Bachaumont 75002 Paris Franse. В мае 2007 года журнал был включен в Перечень реферируемых периодических изданий ВАК Российской Федерации, а 15 января 2008 года журнал вошел в научную электронную библиотеку ELIBRARY.RU Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» в контексте проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)».

Таким образом, в настоящее время научный журнал «Мир науки, культуры, образования» является ВАКовским изданием для докторских работ, имеющим российский индекс цитирования. Территория распространения журнала — Российская Федерация, страны СНГ, зарубежные страны. На страницах журнала освещаются результаты научных исследований специалистов России и зарубежных стран в следующих разделах: «Экология», «Культурология», «Филология. Искусствоведение», «Педагогика. Психология».

Членами редакционного совета являются такие известные ученые как академики РАО: Антонина Васильевна Усова (г. Челябинск), Шалва Александрович Амонашвили (г. Москва), Владимир Ильич Загвязинский (г. Тюмень); Борис Володимирович Новиков — заслуженный работник народного образования Украины, доктор философских наук; Бусов Богуслав — профессор Технологического университета (г. Брно, Чешская Республика); Джеральд Майкель-сон — доктор наук, профессор Канзасского университета (США), Ионеску Сербан — доктор медицины, доктор психологии, директор исследовательского центра «Травматизм. Сопротивляемость. Психотерапия», профессор университета Париж-8 (г. Париж, Франция) и др. Если взглянуть на обложку «вчерашнего» нашего журнала, то можно увидеть мальчика, который символизирует «Росток, тянущийся к солнцу». Он с самого рождения журнала являлся его живым символом, а сегодня этот Мальчик не только встал на ноги, но и прошел путь от Республики Алтай до Москвы и Парижа. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что «журналы рождаются в провинции, а расцветают в Париже». Это в полной мере относится и к нашему «символу», который родился в провинции, а прописался в Париже, т.е. имеет российское и международное гражданство. Он возмужал и изменился по форме и содержанию. Если его содержание определялось словами Антуана де Сент-Экзюпери «Росток, тянущийся к свету, всегда находит дорогу между камней», то сегодня этот мужественный человек, который уже нашел свою дорогу среди терний к звездам, произносит божественной силы слова: «Да будет свет, да стал свет!» (Бытие, Гл. I, с. 3).

Известную латинскую пословицу «Habeat sua fata libeli» — «Книжки тоже имеют свою судьбу» мы относим непосредственно к нашему юбилейному журналу. Ему в этом году исполнилось 10 лет и он сделал уже десять уверенных шагов по свету, в том числе восемь — в новом столетии и тысячелетии. Его мы рассматриваем как профессионального свидетеля своей эпохи. Он открывает окно в мир науки, культуры и образования, через которые можно в любое время составить определенный портрет нашего общества.

Мы сердечно поздравляем всех авторов, читателей журнала с его профессиональным ростом и юбилеем, радуемся, что география встречи с вами с каждым выпуском растет как за счет печатной, так и электронной версии журнала и просим рассматривать этот юбилей как очередной этап к совершенствованию нашей совместной деятельности. Именно наше с вами деяние, а не просто слово стало началом бытия журнала. И это подтверждают великие строчки Гёте:

Написано: «В начале было Слово» —

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало,

Я напишу, что Мысль — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была не далека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли — начало всех начал?

Пишу, — и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит,

Но свет блеснул, — и выход вижу я:

В Деянии начало бытия!

Как всегда мы открыты для новых материалов, которые и составляют содержание журнала и его ценность, а также для предложений по совершенствованию издания, но так «чтобы не нарушить, не расстроить, чтобы не разрушить, а построить», как метко заметил Владимир Высоцкий для подобных дел.

Юрий Васильевич Табакаев

председатель научного редакционного совета журнала, доктор философских наук, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, ректор Горно-Алтайского государственного университета

Валерий Геннадьевич Бабин

заместитель председателя научного редакционного совета, кандидат исторических наук, доцент, проректор по научноисследовательской работе Горно-Алтайского государственного университета

Журнал «Мир науки, культуры, образования» очень органично вписался в научную жизнь нашего университета. И сегодня, по прошествии 10 лет с момента его создания, кажется, что журнал существовал на протяжении всей истории вуза. Гуманитарное направление традиционно занимает одно из ведущих мест в структуре научных исследований ГАГУ. Создание журнала дало дополнительные возможности для публикации научных результатов, а энергия людей, делающих журнал, позволила представить их самым широким кругам российской и мировой научной общественности. А это очень важно, особенно для молодых исследователей.

Включение журнала в ВАКовский список сделало его еще более востребованным среди ученых — филологов, искусствоведов, педагогов и психологов. С другой стороны, данное обстоятельство предъявляет к редакции дополнительные требования по поддержанию высокого научного уровня издания. В связи с 10-летним юбилеем журнала желаем всем, кто имеет к нему отношение — а это и редколлегия, редакционный совет, учредители и, конечно же, многочисленные авторы — здоровья, творческих успехов и неиссякаемой жажды научного поиска.

Юрий Иванович Винокуров

член научного редакционного совета, доктор географических наук, профессор, заслуженный эколог Российской Федерации, директор ИВЭП СО РАН

Александр Васильевич Пузанов

член научной редакционной коллегии, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ИВЭП СО РАН

Дмитрий Михайлович Безматерных

ведущий эксперт раздела «Экология», кандидат биологических наук, доцент, Ученый секретарь ИвЭп СО РАН

Журнал является уникальным по своей структуре, в нем затронуты все основные компоненты окружающей человека среды: экологический, социальный и культурный. Два раздела журнала рекомендованы ВАК России для публикации материалов докторских диссертаций, рассматривается вопрос о представления такого статуса и разделу «Экология», который открывает журнал и является, по-сути, основным в постановке проблем взаимоотношения природы и общества. В нём на высоком научном уровне рассматриваются проблемы экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования. Публикуются статьи ученых из ведущих по экологической тематике научных центров: Института водных и экологических проблем СО РАН, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН, Новосибирского госуниверситета, Горно-Алтайского госуниверситета, Алтайского госуниверситета, Кемеровской государственной медицинской академии, Таразского госуниверситета (Казахстан) и др. К рецензированию поступивших в редакцию статей привлекаются ведущие ученые — доктора и кандидаты наук.

Благодаря свободному доступу в сети Internet к электронной версии на сайте журнала (http: / /iwep.asu.ru/ iournal.htm и http://iwep.ru/iournal.htm) и в электронной библиотеке «elibrary.ru», и организованной подписке через «Роспечать», он хорошо известен в России и за ее пределами, на него рассчитывается Российский индекс научного цитирования.

Желаем всем нашим коллегам и друзьям из Редакции «Мира науки, культуры, образования» успехов в работе, счастья и здоровья. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Уэнди Грисволд

доктор наук, профессор университета штата Канзас (США), член редакционной коллегии журнала «Мир науки, культуры, образования»

Now, more than ever, peoples of all nations are facing significant challenges. Our world becomes increasingly stressed ecologically and economically with each passing day. The work of this journal is very relevant and provides real possibilities for collaboration in all spheres. For far too long we have considered nature and humans to be separate and unrelated. For me, it is refreshing and necessary to have a publication that discusses the environment and human culture in one volume. The solutions to the problems we all face must take into account the relationships between nature and culture if they are to be effective. Given that there is no problem that doesn’t include education as an important element of the solution, The world of science, culture, and education a sensible forum for advancing our understandings of the world we share.

Сегодня, как никогда, люди всех наций стоят перед лицом серьезных проблем. С каждым днем наш мир ощущает увеличивающееся экологическое и экономическое напряжение. Наш журнал в этом плане отражает насущные проблемы общества и дает возможности для интеграции ученых из различных областей знания. Слишком долго мы считали, что естественные и гуманитарные науки не имеют ничего общего и их надо изучать отдельно. Лично для меня, сама возможность выхода издания, в котором обсуждаются проблемы и окружающей среды, и культуры, есть новый и необходимый подход в науке. Наши решения общих проблем будут более эффективными, если мы будем принимать во внимание связь между природой и культурой. Понимая, что не существует такой проблемы, которая бы не включала образование, журнал «Мир науки, культуры, образования» является благоприятной средой для продвижения современных взглядов на мир, в котором мы вместе живем.

(Университет штата Канзас (США), ноябрь 2008 года)

НАШИ МЕЦЕНАТЫ

Шoдoeвa Лидия Maйныcoвнa —

«крестная мать» журнала

Aнтapaдoнoв Юрий Вacильeвич — «крестный отец» журнала

Mapaбян Ceйpaн Xaчaтypoвич — меценат, покровитель наук и искусств

Лидия Майнысовна, будучи директором Аудиторской конторы «Веритас», первая изъявила желание финансово поддержать рождение журнала и интуитивно, как настоящая мать, поверила в его будущее.

Юрий Васильвич, будучи генеральным директором ЭкологоЭкономического Региона «Алтай», поддержал процесс становления первых номеров журнала.

Сейран Хачатурович, будучи предпринимателем, стал решать вместе с редакционной коллегией задачу развития журнала и в настоящее время фактически стал партнером и ведущим менеджером в издании современного Международного ВАКовского научного журнала.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ В АДРЕС ЖУРНАЛА

Уважаемые члены редакции Международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», поздравляю вас с десятилетним юбилеем, который для такого издания уже является определенной вехой!

Вам за короткое время удалось не только родить, но и вывести в «люди» журнал, являющийся в настоящее время одним из самых престижных и востребованных не только в России, но и за рубежом.

Желаю дальнейших успехов в издательской деятельности, долголетия журналу на пути его совершенствования и мудрого управления редакционной деятельностью, предполагающего эволюцию в преемственном развитии журнала.

Антонина Васильевна Усова,

академик РАО, доктор педагогических наук, профессор (г. Челябинск, Россия)

Данный журнал «Мир науки, культуры, образования» — это плод титанического труда творческого коллектива редакционной коллегии, которая сумела за сравнительно короткий срок провести журнал по ступенькам мудрости: республиканский уровень, межрегиональный, международный, международный и российский, ВАКовский докторский уровень, российский индекс цитирования.

Желаю коллективу редакционной коллегии и его руководству огромных творческих успехов, которые дают надежду на возрождение России в цивилизованном мире.

Сербан Ионеску,

доктор психологии, доктор медицины, профессор, директор исследовательского центра «Травматизм. Сопротивляемость. Психотерапия», профессор университета Париж-8 (г. Париж, Франция)

«Мир науки, культуры, образования» является центром интеграции научных, образовательных и культурных процессов не только Сибирского региона, Большого Алтая, но и России, стран Зарубежья.

Журнал имеет богатую историю создания и путь становления: постепенно расширяя научно-образовательное пространство, он вбирает в орбиту своей деятельности различные научные школы, направления, оказывая заметное влияние на сферы научного знания.

Наша глубокая признательность Редакции журнала, за самоотверженное, вдохновенное служение Науке. Пусть наше научно-образовательное, творческое содружество и дальше обогащает всех нас.

Анатолий Степанович Кондыков,

кандидат философских наук, профессор, ректор Алтайской государственной академии культуры1 и искусств (г. Барнаул, Россия)

Редакционный коллектив Международного журнала «Мир науки, культуры, образования» десять лет назад проникся стремлением построить «просвещенную жизнь» вокруг своего журнала. И это ему удалось.

Поздравляю всех, кто принял участие в рождении, становлении и развитии журнала, с творческим успехом и желаю, чтобы данный юбилей был очередным этапом к его совершенствованию.

Владимир Ильич Загвязинский,

академик РАО, доктор педагогических наук, профессор (г. Тюмень, Россия)

Вряд ли сегодняшняя школа может похвастаться тем, что каждый ее воспитанник в процессе учебы и труда «строит прекрасный храм». Как же добиться, чтобы раскрыть обучаемым истину, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность? Думается, что такую роль на себя взял Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования», у которого сегодня десятилетний юбилей. Желаю коллективу журнала дальнейших творческих успехов на пути формирования картины мира человека XXI века.

Борис Володимирович Новиков,

доктор философских наук, заслуженный работник народного образования Украины1, профессор (г. Киев, Украина)

Поздравляю творческий коллектив научного журнала с юбилеем и желаю, чтобы силы, составляющие интеллект журнала, пополнялись, интегрировались на его страницах и все больше находились последователи, способные идеи воплощать в практику.

Надежда Васильевна Зудина,

ведущий специалист-эксперт отдела организационно-методической работы управления организации и гос. контроля в сфере аттестации научных и научно-педагогических работников Рособрнадзора

Журналу «Мир науки, культуры, образования» исполнилось 10 лет. Это значит, что он уже имеет свою судьбу. И эта судьба связана с гармонией трех диалектически связанных блоков «Наука», «Культура», «Образование», интегрированных таким феноменом, как «Мир». Эти сферы позволили расширить круг общения людей и создать источник творческих сил, обладающих индивидуальностью, неповторимостью, востребованностью, через которые и реализовался журнал.

Желаю, чтобы этот журнал еще очень долго радовал нас своими успехами, искусством общения и искусством жить в этом далеко не простом мире.

Шалва Александрович Амонашвили,

академик РАО, доктор психологических наук, профессор (г. Москва, Россия)

Уважаемые члены научного редакционного совета!

Уважаемые члены научной редакционной коллегии, авторы журнала и читатели!

Десятилетний юбилей журнала «Мир науки, культуры, образования» свидетельствует о том, что характер публикаций соответствует времени, читательским потребностям и требованиям, предъявляемым к серьезным научным изданиям.

За время существования журнал сформировал яркий, узнаваемый образ: от оформления до основных тематических блоков и совокупности решаемых проблем в области экологии, филологии, искусствоведения, педагогики и психологии. Условность размещения публикаций по разделам очевидна: ведь все исследования посвящены одной глобальной проблеме — сохранения и воспроизводства лучших проявлений культуры человечества.

Приятно отметить, как расширилась география участников. С разделом «Культурология» сотрудничают ученые всего региона Сибири и Урала, и число желающих опубликовать свои работы в журнале «Мир науки, культуры, образования» все растет. Раздел на замыкается в рамках тематики культурологической регионалистики, а поднимает проблемы динамики культуры и ее синхронных срезов в достаточно серьезных масштабах, что позволяет прослеживать процессы культуры по вертикали и горизонтали.

От души желаю создателям журнала, его учредителям и соучредителям, участникам-авторам и читателям здоровья и благополучия, а самому журналу — процветания и популярности.

Лидия Павловна Гекман,

ведущий эксперт раздела «Культурология», доктор культурологии, профессор (г. Барнаул, Россия)

Уважаемые коллеги!

Коллектив Челябинского института развития профессионального образования от души поздравляет вас с 10-летним юбилеем журнала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вы перешагнули первый юбилейный рубеж, который с полным правом позволяет подвести итоги своей деятельности, осознать свою роль в мире науки, культуры и образования. А роль эта без сомнения очень значима.

Начав свою деятельность в 1998 году, Ваш журнал быстро завоевал популярность. Поэтому совершенно закономерно то, что уже в 2000 году он приобрел статус международного, в 2007 году — был включен в Перечень реферируемых периодических изданий ВАК, а в текущем году — первым в России вошел в научную электронную библиотеку elibrary.ru Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Данные успехи не были бы возможны без поддержки учредителей, без продуманной стратегии и самоотверженной работы редакционного совета и редакционной коллегии, а особенно главного редактора журнала доктора педагогических наук, профессора Анатолия Викторовича Петрова и его заместителя доктора педагогических наук, профессора Александра Ивановича Гурьева.

Федор Николаевич Клюев,

кандидат педагогических наук, профессор, ректор Челябинского института развития профессионального образования, Заслуженный учитель Российской Федерации (г. Челябинск, Россия)

ПОЗДРАВЛЕНИЯ В АДРЕС ЖУРНАЛА

Лилия Джигангеровна Юсупова — поэтесса, член союза писателей России, победитель конкурса «Золотая лира», лауреат Петровской Академии Наук и Искусств в области литературыы (г. Горно-Алтайск, Россия)

Вольтер как-то заметил, что Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось. Сегодня мы отмечаем юбилей Международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования» и знаем точно, что первый его номер вышел 12 февраля 1998 года в 8.00 часов по московскому времени.

Считаю, что это время, которое «незримо правит белым светом», является одинаково важным как для издателей журнала, так и для его авторов и читателей.

Желаю всем, кто причастен к выпуску этого журнала, творческих успехов и пусть время будет для него щедрым в отношении настоящего и будущего.

Магистрал

Я думаю о времени всегда.

Оно незримо правит белым светом: Возводит и стирает города,

По небу движет звезды и планеты,

Вершит дела людские на Земле,

То благодать неся, то потрясенье, Мешая всех и всё в своем котле — Народы, страны, судьбы, убежденья.

Но нрав его бесстрастен и жесток — Уже за мной следит его курок,

И невозможно вымолить отсрочки:

Идет к конечной точке мой маршрут, Теряет плоть шагреневый лоскут,

И я спешу, с пера роняя строчки.

1.

Я думаю о времени всегда.

И не могу сжигать судьбу беспечно, Когда летят года, как поезда,

Везя меня до станции конечной.

Бежит состав, наполненный людьми, И я всё чаще с грустью наблюдаю, Что сходят раньше графика они, Свои места другим освобождая.

Бурлит вагон и чай горячий пьет,

А машинист опять сбавляет ход.

Но кто сойдет? — Не знаем мы об этом:

Нам время тайн своих не выдает, Оно беззвучно предъявляет счет, Оно незримо правит белым светом.

2.

Оно незримо правит белым светом — Лишь признаки улавливает взгляд: Ночная тьма меняется рассветом,

А за дождем приходит снегопад,

Мы замолчим — другие разговоры Тревожить будут души и сердца. Но, слушай, как ничтожны наши ссоры На фоне неизбежного конца!

ВРЕМЯ (Венок сонетов)

Не сыпь на сердце острые иголки, Дай руку мне — забудем все размолвки, Наполним только радостью года. Что времени — людские отношенья, Когда оно одним своим движеньем Возводит и стирает города.

3.

Возводит и стирает города,

Сметает государства с полушарий, Запрятав их в архивы навсегда,

Как мертвые растения — в гербарий.

И можно ль, глядя в карту, не тужить? И на моем веку потерь немало:

Мне довелось уже в трех странах жить, Хотя я никуда не выезжала.

Распалась часть на множество частиц, Ужались вдвое контуры границ. Зачем? За что? — Никто не даст ответа.

И всё ж живу надеждою — пока Могучая и властная рука По небу движет звезды и планеты.

4.

По небу движет звезды и планеты, Галактики свивает в кренделя,

Из газа лепит твердые предметы, Сажает жизнь в планетные поля.

Творя и разрушая с увлеченьем, Небесный зодчий изменяет мир:

То разжигает звездное свеченье,

То задувает — ветром черных дыр.

В одном лице — и злой и добрый гений — Решает судьбы целых поколений То пестуя, то вешая в петле.

Что остается нам? — Смотреть, гадая, Как яростная сила роковая Вершит дела людские на Земле.

5.

Вершит дела людские на Земле, Нисколько нас, живущих, не жалея: За сутки уничтожены в огне Веками простоявшие Помпеи,

Один толчок — и рушится Спитак, Один удар — и стерта Хиросима, Но Хиросима — маленький пустяк, Когда в проекте ядерные зимы. Висит судьба на тонком волоске,

А мы плывем беспечно по реке И помышляем лишь о развлеченье.

А между тем, пытливо каждый час На небесах испытывают нас,

То благодать неся, то потрясенье.

6.

То благодать неся, то потрясенье Слагает время Книгу бытия.

И, может статься, в этом сочиненье Уже живет поэзия моя.

Иначе для чего мне вдохновенье? Зачем так манит душу красота?

К чему смешное это тяготенье —

К высокой тайне белого листа?

Жила б как все — как сотни женщин наших:

Блюдя свой дом, варя супы и каши, Всецело посвятив себя семье,

И не впадала б в рефлексии эти —

О том, как время властвует на свете, Мешая всех и всё в своем котле.

7.

Мешая всех и всё в своем котле, Меняет время облики и лица: Исчезнут скоро расы на Земле, Сотрутся между странами границы.

Хотя уже сейчас препятствий нет К глобальному общенью и обмену: Лишь распахни окошко в интернет — И заходи в Нью-Йорк, Бомбей и Вену.

Отосланную почту в Арканзас,

Мои друзья получат через час,

А через два — пришлют мне сообщенье.

Так просто всё! — Зажата мышь в руке, А вместе с ней зажаты в кулаке Народы, страны, судьбы, убежденья.

8.

Народы, страны, судьбы, убежденья, Товары и услуги разных стран,

Нетленные музейные творенья —

Всё поднесет на блюдечке экран.

Доступны все немыслимые знанья, Открыты полки всех библиотек —

Владей, копи и расширяй сознанье И развивайся дальше, человек!

В твоих руках твое преображенье:

Поставь на службу каждое мгновенье,

Не зарывай способности в песок,

И помни — время милосердно с теми,

Кто с честью нес свое земное бремя,

Но нрав его бесстрастен и жесток.

9.

Но нрав его бесстрастен и жесток —

Его боятся люди и предметы:

Везде мы слышим поступь грозных ног, Везде мы видим горькие приметы.

Я обходить стараюсь зеркала —

Они кричат с усмешкою мне в голос,

Что новая морщинка пролегла,

И что на челке — новый белый волос.

Увядшие цветы никто не любит,

А красоту года под корень рубят —

И это тоже времени итог.

Летит печаль невольно на страницы.

Но как уйти от грозного убийцы —

Уже за мной следит его курок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.

Уже за мной следит его курок.

Уже всё ближе к пропасти дорога.

И я учу прилежнее урок,

Чтоб сдать экзамен зрелости у Бога.

Желтеет за окошком старый клен,

Дождит душа в созвучье с непогодой — Сегодня по стечению времен Совпали время возраста и года.

Но скоро, скоро холод зимних вьюг.

И колет сердце изредка испуг,

Что и в моей судьбе поставят точку.

Душа твердит: «Нет, весь я не умру.»,

А плоть дрожит, как листик на ветру,

И невозможно вымолить отсрочку.

11.

И невозможно вымолить отсрочку — Помилований время не дает.

Стаканом пьешь судьбу иль по глоточку — Расплата неминуемо придет.

Как ни хитри — не обойти законы,

А мы, желая смерть перебороть,

То в пику ей выращиваем клоны,

То в глыбу льда заковываем плоть.

А я себя клонировать не стану:

Во-первых, это мне не по карману,

А во-вторых, и копии умрут,

А в-третьих, жизнь и так полна страданий Зачем мне продолженье испытаний? —

Идет к конечной точке мой маршрут.

12.

Идет к конечной точке мой маршрут,

Но я довольна — сделано немало.

(Хотя мне всё давалось через труд —

Меня удача редко целовала).

А, впрочем, бремя горя и забот Играет только на руку поэту —

Душа мудрее стала от невзгод,

Из темноты спеша быстрее к свету.

И если всё опять начать сначала —

Я ничего б в судьбе не поменяла:

За боль мою — мне ангелы поют.

И, дорожа отпущенной минутой,

Я жить спешу и чувствовать, покуда Сжимает плоть шагреневый лоскут.

13.

Сжимает плоть шагреневый лоскут,

Поэтому и в праздник и в субботу Под мерное шуршание минут Идет в душе незримая работа.

Люблю я, кстати, выходные дни.

Не потому что в праздник интересней,

А потому что именно они Приносят мне картины или песни.

Как мал наш срок! Как интересно жить!

Как велико желание творить!

Но что одно желанье? — лишь цветочки.

Спеши плоды выращивать поэт:

Мечты без воплощенья — пустоцвет.

И я спешу, с пера роняя строчки.

14.

И я спешу, с пера роняя строчки,

Чтоб вопреки объятьям суеты,

Построить через буковки и точки В грядущее незримые мосты.

Ведь есть же те, кто смело в это веря, Упорством, вдохновеньем и трудом Сумел найти невидимые двери В тот край, который вечностью зовем.

Толстой, Бальзак, Хайям, Шекспир, Сенека. Их много — маяков для человека.

Над их судьбой не властвуют года.

А, значит, жить вне времени возможно! (Пройдя путем нехоженым и сложным).

Я думаю о времени всегда.

Пеймин Ни,

профессор университета Гранд Вэлли, директор Института Азии и Востока (США)

Уважаемые дамы и господа, я благодарю Вас за предоставленную возможность выступать на страницах столь авторитетного журнала. Это дает мне возможность донести идеи Пятой сессии Родосского форума «Диалог цивилизаций» до широкой общественности.

На форуме, состоявшемся в марте 2007 года в Париже, я был, наверное, единственным, кто говорил о китайской цивилизации, а сегодня на острове Родос собрались вместе все крупные ученые, специализирующиеся на изучении Китая.

Китайская цивилизация в течение тысячелетий оставалась закрытой для других великих цивилизаций, и продолжалось это до двух последних веков, когда ей был брошен вызов стремительно развивавшимися западными державами. Очень долго китайцы считали свою страну чуть ли не центром вселенной, самым цивилизованным государством в мире и называли иностранцев варварами. Затем пришло время, когда даже самые выдающиеся умы Китая заговорили о том, что традиционная китайская культура устарела и должна обратиться к достижениям более развитой западной культуры.

Сегодня Китай развивается с беспрецедентной скоростью. В Тяньцзине, например, строительство одного этажа небоскреба занимает всего три дня. Люди, удивлявшиеся двадцать лет назад цветному телевидению, сегодня используют самые продвинутые коммуникационные технологии. Пару дней назад я встречался с человеком, который примерно десять лет назад привез в Китай первую автоматическую дверь. Сейчас он экспортирует автоматические двери во многие страны мира.

Китайская экономика стала настолько сильной, что даже малейшие ее изменения оказывают критическое влияние на экономику США.

Развитие Китая как новой экономической сверхдержавы позволяет китайцам по-новому взглянуть на себя, а мировая общественность начинает ценить традиционную китайскую культуру и ее значение в контексте мирового диалога.

Огромная численность населения и размеры территории страны определяют тесную связь между изменениями в Китае и будущим «глобальной деревни». С одной стороны, эти факторы ведут к повышению зон

напряженности, а с другой — представляют хорошую возможность для мирового сообщества увидеть богатые культурные ресурсы Китая, которых хватит не только для него самого но и для мира в целом.

Целью нашего диалога является попытка найти универсальные принципы и определения, основанные не на универсалистском взгляде, но на холистическом, включающем в себя различия, жизненно необходимые для гармонии. Конфуций сказал: «Гармония невозможна там, где есть единообразие; гармония требует различий и зависит от них». Холизм не позволяет индивидууму утверждать: «Так как я уже знаю истину, я не нуждаюсь в тебе, не считаюсь с тобой и не слушаю тебя». Холизм требует, чтобы мы взаимодействовали друг с другом, потому что мы взаимозависимы. Это следует понимать в конкретном значении, а не в абстрактном. Учение Конфуция и его последователей следует воспринимать как символы и знаки, направляющие нашу жизнь, а не как изложение истины в последней инстанции.

В соответствии с этой точкой зрения мультикультурность нельзя рассматривать только как появление еще одного торгового ларька на рынке: один ларек торгует китайской пищей, другой — итальянской, третий — американской и так далее. Эти ларьки не взаимодействуют друг с другом. Мультикультурность следует понимать как экосистему, в которой, с одной стороны, различные виды соревнуются друг с другом, а с другой — друг от друга зависят.

Перед нами стоит задача не просто написать новые теории и поставить еще несколько книг на наши книжные полки. Мы должны найти решение проблем современного мира. Диалог сам по себе — процесс взаимодействия и взаимного преобразования, и у меня нет сомнений в том, что результаты нашего диалога, которые мы распространим по всему миру, окажут положительное влияние на дальнейшее позитивное развитие современной цивилизации.

Джагдиш Капур — президент фонда «Капур Сурия», сопредседатель Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» (Индия)

Когда теория относительности Эйнштейна открыла новые параметры и связи, возникла необходимость вынести познание за пределы теории и сформировать другую опорную структуру, сверхразумную по духовной шкале. Но где эта структура? Думается, что для ее построения нужен плацдарм, которым может стать Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». Именно этот журнал гармонично связывает друг с другом науку, культуру, образование и потенциально уже выстраивает эту «духовную шкалу». Благодарим редакцию журнала, любезно предоставившую нам возможность опубликовать статью и донести свои суждения по рассматриваемой проблеме.

С момента вступления в XXI век стремительно растет неоднородность экономического пространства, сдвигается политическое равновесие, растет религиозная конфронтация и терроризм. Нас преследует постоянное чувство опасности и растущее уныние. Старые силовые методы применяются для решения проблем нового века. Те, кто получают выгоду в системе, обрекающей на бед-

ность многих и наделяющей материальными благами немногих, не осознают того хаоса, который создается одновременным распадом культурных, религиозных и политических структур и экономической глобализацией. В этом заключается основное противоречие XXI века.

Его последствия очевидны. Поэтому одной из важнейших задач диалога цивилизаций является устра-

нение (или отодвигание) физических и метафизических препятствий, которые делают бесполезными все наши усилия, направленные на то, чтобы изменить будущее человечества.

Наука и духовность

В первой половине XX века классической науке Ньютона и теории относительности Эйнштейна был брошен вызов Вернером Гейзенбергом, который ввел понятие, ставшее впоследствии известным как «принцип неопределенности». Который гласил, что величины и понятия не имеют абсолютного значения, а зависят от экспериментов и тех, кто их проводит. Это подорвало убеждение в том, что наука может познать реальность.

Существовала прямая связь между наукой и возникающими социальными структурами а также институтами и ограничениями, которые формировали и направляли XIX и XX века. Сначала произошли экономические изменения, потом стали меняться политические институты и весь процесс индустриализации.

Когда теория относительности Эйнштейна открыла новые параметры и связи, возникла необходимость вынести познание за пределы теории и сформировать другую опорную структуру, сверхразумную по духовной шкале. Именно тогда начали возникать проблемы, так как существует расхождение между научными дисциплинами и духовными исканиями, требующими для достижения прогресса выхода за пределы параметров неопределенности. Это лишает неопределенные науки моральных и этических ограничений. Дальнейшее развитие показало, что наука двадцать первого века тоже не имеет таких ограничений и, соответственно, мы слепо и безрассудно продвигаемся к материальным горизонтам, не решая проблему неопределенности. Мы являемся свидетелями разрушения высоких пирамид изобилия и остаемся в небезопасном и беспокойном мире.

Исследования продолжаются, и предпринимаются попытки создания новых понятий, которые оказались бы совместимыми с настоящим положением дел в физике и космологии. Нам необходимо искать понимания, возвышая человеческий разум для того, чтобы преодолеть препятствия, создаваемые неопределенностью наук, а также беспорядок, насилие и несправедливость, связанные с процессами материального развития.

Экология

Бешеная конкуренция превратила нашу планету в смертельную экологическую ловушку. Природные катастрофы, несущие обширные разрушения, происходят каждый день. Это предупреждение природы о том, что необходимо пересмотреть наши стратегии развития и спасти грядущие поколения от чрезмерной преданности чувственному развитию и бесчувственности к человеческим страданиям.

Древние племенные цивилизации связывали свой жизненный уклад с естественными процессами. Они поклонялись силам природы и искали защиты у злых богов от ураганов, цунами и землетрясений. И мы, стражи современной цивилизации, называем наших предков нецивилизованными, систематически вторгаемся в природные процессы и навлекаем гнев природы на сотни миллионов людей, лишенных возможности обрести защиту и помощь.

Человеческий ум

Трагическое пренебрежение этикой и моралью отравляет человеческий ум ядом насилия. Человек становится заложником средств массовой информации, а также удовольствий и насилия, которые СМИ настойчиво пропагандируют. И это отдаляет нас от Вечных ценностей и космических сил, управляющих нашей жизнью.

Структура ценностей

Для защиты действующей парадигмы развития мы развиваем, продвигаем и пропагандируем ценности,

которые находятся в диссонансе с естественными законами, определяющими бытие человеческого тела и ума. Они наделяют людей чувствительностью и душевными инстинктами, которые позволяют им жить в гармонии с естественными процессами. Эти ценности связаны с радостью и страданием, которые расширяют творческий потенциал.

Все это изменяется средствами массовой информации под воздействием конкурирующих сил так называемого свободного рынка, находящегося под властью конфликтных и эгоистических интересов. Сеются семена этнических, религиозных раздоров, что делает бесчувственными умы сотен миллионов молодых людей, а ведь некоторые из них в будущем станут лидерами. Эти потенциальные лидеры XXI века становятся бесчувственными к бедности, геноциду и убийству террористами невинных женщин и детей. Чтобы сделать такое воздействие на умы более эффективным, СМИ во всю демонстрируют вульгарную роскошь. Молодые люди должны сделать свой выбор.

При растущей бесчувственности человечества мы приближаемся к рубежу необратимости, и тревожные образы безумия проявляются во многих странах, угрожая общему будущему. Трагедия состоит в том, что роскошь и ее неограниченные проявления, богатство и известность, представляются пределом мечтания. Но это только усиливает моральный и духовный кризис.

Поэтому освобождение человеческого ума от жестких оков деформированных ценностей должно стать важным элементом любого диалога цивилизаций.

Деньги как последняя точка опоры

Независимо от того, являетесь ли вы финансовым олигархом, профессором, художником, писателем, качество работы, вклад в общественное развитие измеряются вашей способностью к накоплению финансовых средств, то есть даже мудрость и искусство имеют денежное выражение. Творческий потенциал человека, будь то его усилия в науке или искусстве, стал непосредственно связан с рынком. Это залог будущей трагедии!

Отрицание моральных принципов и увлечение молодежи роскошью, безразличие к вечным ценностям ведут к торжеству насилия. Все это совершается во имя прогресса, но является одной из основных причин растущего хаоса. Внешнее великолепие, власть денег всегда приводят к обезображиванию человека. Как и в прошлом, стремление к обособленности без многополярного единства в разнообразии ведет цивилизации к разрушению.

Люди потеряли чувство сакрального, весь смысл теперь заключается в бессмысленном стремлении к материальному благополучию. Необходим возврат к вечным естественным ценностям.

Давайте оглянемся, чтобы разглядеть Единство и взаимосвязь всех явлений, всех вещей на планете. Когда дикарь в Бразилии прикасается к камню в ограбленном тропическом лесу, он просит защиты своих святынь.

Новое видение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В диалоге различных религиозных и культурных традиций мы должны выработать новое видение для человечества. Многополярность этого видения покончит с дискриминацией различных традиций, их вклад в вечные ценности, лежащие в основе всей человеческой цивилизации, будет признан.

Каждый народ в рамках своих физических и человеческих ресурсов, в силу своих религиозных и культурных традиций, должен выработать свое видение нужд и потребностей. С достижением согласия между различными нациями может начаться новый процесс всемирной глобализации, основанной на разнообразии, гармонии и мире.

(Остров Родос, Греция, октябрь 2008)

Субетто Александр Иванович — доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор (г. Санкт-Петербург, Россия)

В канун юбилея журнала хочу сказать: во-первых журнал имеет очень хорошее название — «Мир науки, культуры, образования». Очень четко определены его научные разделы. Я глубоко убежден, что в Сибири происходит пассионарный толчок, если следовать теории развития этногенеза Л.Н. Гумилева, и в том числе рождаются пассионарии и на Алтайской земле. Ваш журнал дышит поиском, научным творчеством, дышит поиском новых путей синтеза развития наук и открытия новых неизведанных путей в развитии единой науки XXI века. Хотелось бы пожелать всем участникам этого журнала неукротимой страсти в реализации этого проекта и в достижении социального авторитета нашей науки.

Для читателей этого замечательного журнала хотелось бы предложить фрагмент одной из последних моих работ, написанной по тезисам доклада, представленного слушателям на Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 120-ой годовщине со дня рождения А.С. Макаренко, организованной Санкт-Петербургской юридической академией 29 апреля 2008 года.

МАКАРЕНКО КАК ГЕНИЙ РУССКОЙ ТРУДОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — ученый-педагог, гений, обогнавший свое время, титан Эпохи Русского Возрождения, начавшейся в XVIII веке с реформ Петра I и М.В. Ломоносова, протянувшейся творческой нитью через XIX и XX века вплоть до нашего времени.

1 марта этого 2008 года исполнилось 120 лет со дня его рождения. Свой путь учителя он начал еще в царской России. Но талант его расцвел и был востребован именно в советскую эпоху, в первые десятилетия социалистического строительства после победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда «владыкой» в обществе стал труд.

Соратник В.И. Ленина, один из руководителей «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Г.М. Кржижановский написал текст революционной песни, которая кончалась словами:

«Долой тиранов! Прочь оковы1.г Не нужно гнета, рабских пут!

Мы путь земле укажем новый.

Владыкой мира будет труд!» [1, с. 4].

Эти слова воплотились в реальности советского социализма, в «советской цивилизации» по С.Г. Кара-Мурзе.

Труд, как труд социально значимый, как труд духовный, труд как дело чести, славы, доблести и геройства, «труд-забота» по А.С. Макаренко, становится и трудом-воспитателем человека, трудом, формирующем человека, возвращающим ему чувство достоинства, чувство творца-созидателя, творца своей истории.

Антон Семенович, создавший свою систему коллективистского трудового воспитания и перевоспитания подростков-беспризорников писал, что для того чтобы труд воспитывал, для этого он должен быть социально значимым, дающим положительный результат, быть духовно-нравственно обогащенным [2].

В настоящее время в образовательном пространстве России стараются забыть педагогическую трудовую школу А.С. Макаренко, потому что эта школа была школой трудового воспитания на базе коммунистического идеала, потому что эта школа ставила в центр духовно-нравственного становления молодежи, наряду со становлением мировоззрения, профессиональное обучение, полезный труд, «труд-заботу», как говорил и писал великий советский педагог.

Л. Пичурин пишет: «Когда владыкой СССР был труд, он был и средством исправления оступившихся... Но если владыкой России стал криминал, если мир залит слезами, если труд презираем, то преступность неизбежна. И если мы хотим ее остановить, хотим избавиться от смертной казни и миллионов осужденных,

то к руководству страной надо призвать не олигархов, а людей труда и тех, кому они верят» [1].

Возможно ли трудовое перевоспитание оступившихся подростков в «колониях»?

Вот как отвечает на этот вопрос в своих размышлениях Л. Пичурин.

«Сейчас не только многие специалисты, но и простые люди убеждены, что, нет, невозможно, что мысли Горького устарели, а большевистские пе дагоги были идеалистами (впрочем, нелишне напомнить, что Макаренко, в отличие, скажем от В. Инбер, В. Катаева, Л. Никулина, С. Михалкова и мно гих более поздних властителей душ, никогда не был членом Компартии, хотя и состоял в НКВД по должности). Более того, в России сегодня считают, что если гражданин угодил в тюрьму, то ему конец — он стал преступником навсегда, независимо от полученного срока. И чем дольше он сидит, тем хуже становится, есть даже и подтверждающая эту мысль практика: вышел из тюрьмы — снова преступил закон, опять в тюрьму, и так до скончания своих дней...

Все мое воспитание, весь мой педагогический опыт, вся моя природа против, но жизнь-то — «за»! И, может быть, все эти «массовые исправления», «переход на путь истинный, путь трудовой и благородный» есть еще один миф о наше» прошлом? В действительности ничего не было, помните, как у того же Горького в пьесе «На дне» «Не было кареты! Не было дела! Ничего не было». Сегодня многие твердят: «Не было «перековки»!» Не было исправления! Ничего не было».

Неожиданную поддержку своим мыслям я получил недавно, разговорившись с молодым образованным офицером из Управления исполнения наказаний... В оценке обстановки в «местах, не столь отдаленных», собеседник был согласен со мной. А насчет мифа. Он, беспартийный, но по должности обязанный тяготеть к правительственной партии, сказал то, что говорить должен был я, коммунист, и уже это одно заставляет о многом задуматься.

— Чему вы удивляетесь? Тогда была идеология, тогда было стремление к труду вообще как делу чести, славы, доблести и геройства. Вспом ните «Путевку в жизнь». Тогда этот фильм был правдой, сегодня подобное невозможно! Кроме уголовщины, кроме

убийств и насилия, у наших СМИ нет тем, кроме убийц, воров и насильников, нет героев! Они не стремятся к труду ни на воле, ни в тюрьме, и значительная часть молодежи им подражает... Нет работы, нет труда — нет и не может быть исправления трудом... » [1].

Ведь А.С. Макаренко удалось — обеспечить трудовое перевоспитание беспризорников в трудовой исправительной колонии им. М. Горького в Полтаве (19201926 гг.) и затем в «Коммуне им. Дзержинского» стало возможным только благодаря социализму, когда труд стал «владыкой мира», когда он стал делом чести, славы доблести и геройства, когда труд приобрел характер общественного труда, направленного на улучшение жизни всех людей в обществе, на формирование мощи советской державы — советской России, потом СССР. А в пространстве капиталистической контрреволюции в России, когда главным фигурами стали «олигархи» и «бандиты», когда «человек труда», как человек созидающий мощь страны, исчез с экранов телевидения, исчез как предмет заботы государства, поскольку оно находится на службе у финансово-компрадорской капиталократии, исчезла и возможность трудового воспитания, трудового перевоспитания как дело государства. И чтобы это оправдать осталось одно — забыть Антона Семеновича Макаренко как выдающегося педагога, педагогическое наследие которого взято на вооружении в образовательной политике Японии, в Германии и ряде других стран мира.

Но забыть его невозможно. Он есть. И наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома [3], отражающая собой действие императива выживаемости человечества в XXI веке, потому что на рубеже XX и XXI веков уже состоялась первая фаза Глобальной Экологи-

ческой Катастрофы, а это означает, что наступили Пределы рыночно-капиталистической форме жизни человечества и его хозяйственного природопотребления. Спасти человечество от неминуемой экологической гибели сможет только Ноосферный, Экологический, Духовный Социализм, в котором реализуется управляемая социо-природная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества [4]. Вот почему вместе с движением и России, и человечества к ноосферному социализму или Ноосферизму формируется социальный заказ на востребованность Гения А.С. Макаренко. Макаренко — выдающийся педагог, может быть педагог №1, по своему выдающемуся вкладу в педагогическую науку, не только ХХ-го, но и ХХ1-го веков.

Этот социальный заказ формируется, потому что формирование ноо- сферного человека невозможно вне ноосферного «труда-заботы» А.С. Макаренко, вне духовно-нравственного императива ноосферного развития.

В трудах Карла Маркса, в теоретическом наследии марксизма-ленинизма показано и теоретически доказано, что только «целенаправленная трудовая деятельность человека.. является онтологической предпосылкой всего чело веческого в человеке, в том числе и интереса» [5]. Ф.Энгельс подчеркивал, что марксизм не отрицает признание существования идеальных побудительных сил, идеальных причин исторических событий, но он идет дальше, к познанию движущих причин идеальных побуждений. В XXI веке такой движущей причиной идеальных побуждений становится выход человечества из рыночно-капиталистической западни Глобальной Экологической Катастрофы, требующий смены ценностей бытия человека, перехода человечества к управляемой социоприродной эволюции.

Библиографический список

1. Пичурин, Л Когда владыка криминал... // Советская Россия, 2008 — Апрель. — №37.

2. Макаренко, А.С. О коммунистическом воспитании. — М., 1952.

3. Субетто, А.И. Ноосферный социализм как форм бытия ноосферного человека (основа ноосферного социализма). — СПб: «Ас-терион», КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.

4. Субетто, А.И. Эпоха Великого Эволюционного Перелома. — СПб. — Кострома-КГУ им.Н.А. Некрасова, 2007.

5. Ханипов, А.Т. Интересы как форма общественных отношений. — Новосибирск: Наука, 1987.

Юрий Александрович Воронов,

академик Петровской Академии Наук и Искусств (г. Санкт-Петербург, Россия)

Считаю за честь использовать предоставленную мне возможность разместить на страницах юбилейного Международного научного журнала свою небольшую статью, памятуя, что иногда малое стоит многого. В этот юбилейный год желаю редакционной коллегии творческих успехов, а для этого огромного вам здоровья и умения им пользоваться в жизни!

Хотелось бы обратить внимание людей на вопрос о своем назначении и конечностью жизни, в основном тех, кто переступил экватор расцвета своих физических и психических сил, которым за 50. Мое общение с людьми, большинству из которых далеко за 60, убедило меня в необходимости заострить внимание на вопросах и советах, которые оказались вне поля зрения огромной по объему литературы о здоровье и долголетии.

Это, прежде всего:

- парадоксальное невнимание людей к своему здоровью в возрасте до 40-50 лет;

- преждевременная гибель талантов и гениев, чьи

труды необходимы и полезны народу, обществу, государству.

- громадная роль психики и нервной системы в

продолжи тельности жизни человека; наличие психической заразы, приводящей к смерти.

Следует подчеркнуть, что медицина, за исключением немногих разделов (акушерство, гигиена, косметология) является наукой о болезнях. Но общество не имеет единой научной дисциплины о здоровье, хотя отдельные биоло гические науки (генетика, биохимия, физиология) и смежные с ними (геронтология, макробиотика и гигиена с профилактикой) служат прекрасным фундаментом для объединенной науки о здоровье.

Здоровый образ жизни является практической рекомендацией к счастливой (в отношении физических недугов) жизни: разумному питанию, физическому труду, физкультуре, закаливанию, общению с природой, отказу от вредных привычек, то есть к естественной жизни тысяч поколений Человека.

Вредные привычки это не только табакокурение, алкоголь, но и многие другие, о которых говорят реже. Вредные привычки — это поведение, поступки, наносящие вред здоровью: чтение в кровати, азартные игры (особенно игры «на интерес»), отход ко сну позднее 23 часов, регулярное употребление пива («постоянно пиво пить — почки гноить»), подражание моде Запада (мини-юбки, ведущие в нашем климате к простудам), ночной образ жизни, петарды в праздники, нарушающие сон людей, и т.п.

Одним из самых крупных парадоксов и противоречий в жизни подавляющего числа людей является преобладание чувств над умом в поведении. Люди руководствуются биологическими запросами, забывая, что они не просто вершина животного мира, а социальные создания, способные, в отличие от зверей, разумно организовать свою жизнь в соответствии с культурой (наука, искусство во главе с литературой, медицина, техника, история, философия и т.д.).

Понятно, для сохранения здоровья необходимы: воздух, вода, пища и сопряженное поведение (семейная жизнь, добрые отношения с близкими, соседями, сослуживцами). Однако, наиболее благоприятное соотношение биогеофизи-ческих условий, которые поддаются (в определенных границах) управлению умом, не используются подавляющим большинством людей. Грубо говоря, люди живут как животные, звери, без использования культуры питания, общения, чередования труда и отдыха, достижений гигиены, биохимии, генетики, нейрофизиологии и др.

Браки нередко заключаются не по любви, а по другим соображениям. А самое важное — продолжение самих себя (генетическое бессмертие), зачатие ребенка — проводится очень неразумно, случайно. Этого не было, как правило, у наших прародителей, прадедов... щуров и прапращуров. Великий пост в 7 недель совпадал с половым циклом ленточных глистов (49 суток) и являлся глистогонным! Откуда это знали наши предки, когда гельминтологии (науки о глистах) еще не существовало? А мясоед после уборочных и пахотных (озимых) работ позволял восстановить растраченные летом и осенью силы. Именно в мясоед и зимние месяцы сто и более лет назад игрались свадьбы и зачинались дети — наше бессмертие, когда крестьяне, а их было свыше 90% населения, отдыхали, отсыпались с 18 часов вечера до 7-8 часов утра в течение 13-14 часов.

И так было на протяжении многих столетий в нашей стране. Возможно, именно нарушение этого привычного распорядка, усвоенного нашими предками и привело к росту нервных болезней, чего не было у предков наших. Не забывайте их мудрой заповеди: «Ни за какие деньги вы не купите здоровье и долголетие!». Возьмите пример с Третьякова, Мамонтова, Рябушинско-го, Демидова и других. Имена их бессмертны.

Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух, щедрый, богатый исполин-великан...

Г.И. Чорос-Гуркин

Алтай — красивейшая горная страна, протянувшаяся длинной грядой в центре Азии по территориям России, Казахстана и Монголии.

Республика Алтай — древний очаг и колыбель многих народов, средоточие величественной красоты и мощи, некоего космизма природы-матери, изобилие и благодатный климат — все это не могло не сказаться на поэтической силе песен, легенд, мифов. Подтверждение тому выдержка из замечательной книги алтайского этнографа и писателя Бронтоя Янговича Бедюрова: «Золотой седловиной стоит Алтай на тверди земной, стыкуя собой две половины Великой Степи — мир монголов и тюрков. На Алтае сошлись, наконец три учения, три драгоценности духа — слова Будды, Христа и Магомета...

...И летит Алтай по извечному ходу времен и несет всех нас на своих, на могучих крыльях к будущим, блистающим светом векам. И потому благодатным батюшкой называют Алтай его дети и другие родичи в песнопениях своих и речених своих... Все — в Слове нашем. Все — оттуда к нам и от нас — дальше и выше, от предтечей — к потомкам. В слове — знак, в слове — завет, в слове — код. Не загадочный, не таинственный, но — сокровенный — но простой и ясный. В нем — Дух!».

И на этой благословенной земле возник и развивается научный журнал «Мир науки, культуры, образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.