УДК 625.745.6:006.354
DOI: 10.31659/0585-430Х-2018-761-7-28-30
B.Н. СВЕЖИНСКИЙ1, генеральный директор ООО ЦИТИ «Дорконтроль» ([email protected]),
C.А. МАЛЫШКИН1, инженер; Л.П. БЕССОНОВА2, канд. техн. наук
1 ООО Центр инженерно-технических исследований «Дорконтроль» (109472, г. Москва, а/я 56);
2 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), (125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64)
Материалы и микростеклошарики для дорожной разметки -проблемы и тенденции
Функциональная долговечность дорожной разметки зависит от множества факторов, включая качество используемых для ее нанесения материалов - красок, эмалей, термопластиков и холодных пластиков, а также микростеклошариков. В статье рассмотрены результаты входного контроля материалов для горизонтальной дорожной разметки, выполненного специалистами ООО ЦИТИ «Дорконтроль» в 2017 г. в соответствии с действующими нормативными документами, а также проведен анализ тенденций в рассматриваемой области, направленных на повышение качества дорожной разметки, увеличение срока ее службы и экологической безопасности.
Ключевые слова: дорожная разметка, материалы для дорожной разметки, термопластики, микростеклошарики, функциональная долговечность.
Для цитирования: Свежинский В.Н., Малышкин С.А., Бессонова Л.П. Материалы и микростеклошарики для дорожной разметки - проблемы и тенденции // Строительные материалы. 2018. № 7. С. 28-30. DOI: 10.31659/0585-430Х-2018-761-7-28-30
V.N. SVEZHINSKY1, General Director ([email protected]), S.A. MALYSHKIN1, Engineer; L.P. BESSONOVA2, Candidate of Sciences (Engineering)
1 OOO Center of Engineering-Technical Research "Dorkontrol" (Mail Box 56, Moscow, 109472, Russian Federation))
2 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (64, Leningradsky Avenue, Moscow, 109472, Russian Federation)
Materials and Micro-Glass Beads for Road Surface Marking - Problems and Trends
Functional durability of road markings depends on many factors, including the quality of materials used for its application - paints, enamels, thermoplastics and cold plastics, as well as micro-glass beads. The article considers the results of the incoming inspection of materials for horizontal road marking conducted by specialists of OOO CETR "Dorkontrol" in 2017 in accordance with applicable regulations as well there is an analysis of trends in the field considered aimed at improving the quality of road marking, increasing its service life and ecological safety.
Keywords: road marking, materials for road marking, thermoplastics, micro-glass beads, functional durability.
For citation: Svezhinsky V.N., Malyshkin S.A., Bessonova L.P. Materials and micro-glass beads for road surface marking - problems and trends. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2018. No. 7, pp. 28-30. DOI: 10.31659/0585-430X-2018-761-7-28-30 (In Russian).
В соответствии с действующими нормативными документами — ГОСТ 32830—2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» и ГОСТ Р 52575—2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» — к материалам для горизонтальной дорожной разметки относятся краски (эмали), термопластики и холодные пластики [1]. Термопластик для дорожных разметок — материал в порошкообразной форме, после расплавления, нанесения на дорожное полотно и отверждения образующий покрытие, соответствующее требованиям, предъявляемым к дорожной разметке. Холодный пластик — двух- , реже трехкомпонентный материал на основе реакционноспособных полимеров, содержащий пигменты и наполнители, отверждающийся в результате химической реакции, образующий после отверждения покрытие, соответствующее требованиям, предъявляемым к дорожной разметке. Для изготовления термопластиков и холодных пластиков, а также для нанесения на поверхность горизонтальной дорожной разметки используют микростеклошарики. Микростеклошарики — изделия в виде прозрачных частиц стекла, сферической формы, применяются в качестве световоз-вращающих элементов для горизонтальной дорожной разметки, создавая условия для ее видимости в темное время суток в отраженном свете фар транспортных средств. Диаметр микростеклошариков, как правило, находится в диапазоне 100—1500 мкм. Требования к этим изделиям содержатся в следующих нормативных
документах: ГОСТ 32848—2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Технические требования» и ГОСТ Р 53172—2008 «Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования».
В течение 2017 г. в лаборатории ООО ЦИТИ «Дор-контроль» было испытано более 1000 проб материалов и микростеклошариков для дорожной разметки (рис. 1).
Наиболее часто испытывали термопластики (около 400), на втором месте — микростеклошарики (более 300), на третьем — краски и эмали (более 200), а менее всего — холодные пластики (более 100). На диаграмме (рис. 2) приведено распределение испытанных проб различных типов материалов и микростеклошариков для горизонтальной дорожной разметки.
На испытания в лабораторию ООО ЦИТИ «Дор-контроль» в 2017 г. были представлены пробы материалов и микростеклошариков различных производителей (см. таблицу).
Рассмотрим основные проблемы, которые были выявлены в ходе проведения лабораторного контроля материалов и микростеклошариков для горизонтальной дорожной разметки.
К основным несоответствиям характеристик красок (эмалей) для дорожной разметки требованиям нормативных документов относятся:
— для красок (эмалей) белого цвета — высокое значение условной вязкости, несоответствие стойкости к статическому воздействию 10% водного раствора гидроксида натрия;
28
научно-технический и производственный журнал
июль 2018
jVJ ®
Materials for road construction
Количество производителей материалов и микростеклошариков для дорожной разметки - проблемы и тенденции
коэффициент яр-
Тип материала или изделия для горизонтальной дорожной разметки Количество производителей, шт.
Краски (эмали) 21
Термопластики 17
Холодные пластики 11
Микростеклошарики 7
1100
1000
О
а
900
СО н 800
.С с
S 700
о
сс
о 600
т
S
О 500
1062
936 963
845
783
555
2012
2013
2014
2016
2017
2015 Годы
Рис. 1. Динамика изменения количества испытанных проб материалов и микростеклошариков для горизонтальной дорожной разметки в лаборатории ООО ЦИТИ «Дорконтроль» в период 2012-2017 гг.
краски (эмали)
термопластики
холодные пластики
микростеклошарики
Рис. 2. Динамика распределения испытанных в 2017 г. в лаборатории ООО ЦИТИ «Дорконтроль» проб по типам материалов и микростеклошариков (шт.)
— для красок (эмалей) желтого цвета — несоответствие стойкости к статическому воздействию 10% водного раствора гидроксида натрия;
— для красок (эмалей) оранжевого цвета — низкие значения коэффициента яркости и несоответствие координат цветности предъявляемым требованиям, несоответствие стойкости к статическому воздействию 10% водного раствора гидроксида натрия. У испытанных проб термопластиков выявлены недостаточные показатели коэффициента яркости.
Пробы холодных пластиков имели несоответствие требованиям нормативных документов:
— для холодных пластиков желтого цвета — несоответствие стойкости к статическому воздействию 10% водного раствора гидроксида натрия;
— для холодных пластиков оранжевого цвета — низкие значения коэффициента яркости и несоответствие координат цветности предъявляемым требованиям. По микростеклошарикам сложилась следующая ситуация: единственным несоответствием требованиям ГОСТ 32848—2014 является гранулометрический состав.
Помимо несоответствий требованиям нормативных документов следует отметить наличие многочисленных случаев, когда полученные в результате испытаний значения нормируемых параметров находятся вблизи границ допустимых пределов:
— для красок (эмалей) условная вязкость, стойкость к статическому воздействию 10% водного раствора ги-дроксида натрия;
— для термопластиков кости;
— для холодных пластиков — время отверждения до степени 3, стойкость к статическому воздействию 10% водного раствора гидроксида натрия, массовая доля нелетучих веществ;
— для микростеклошариков к подобным параметрам относится содержание дефектных частиц.
Производителям материалов и микростек-лошариков следует обратить внимание на выявленные проблемы качества их продукции с целью исключения повторения в 2018 г. Так как эти проблемы практически полностью дублируют недостатки 2016 и 2015 гг. [2].
К изделиям для горизонтальной дорожной разметки помимо микростеклошариков относят также полимерные ленты и штучные формы. Они не рассматриваются в данной статье, так как по ряду причин (относительно высокая стоимость, сложность нанесения) в настоящее время не нашли широкого применения и, следовательно, были испытаны в лаборатории ООО ЦИТИ «Дорконтроль» в единичных экземплярах. Делать выводы по полученным данным не представляется корректным.
Переходя к тенденциям в области производства и применения различных типов материалов для дорожной разметки и микростеклошариков, как первую тенденцию можно назвать указанные выше проблемы с качеством.
Второй тенденцией является увеличение доли применения так называемых долговечных материалов. Причины очевидны: рост интенсивности движения транспортных средств, необходимость круглогодичного наличия горизонтальной дорожной разметки. К долговечным материалам относят термопластики и холодные пластики. Общее количество испытанных проб этих материалов превышает более чем в два раза число образцов испытанных красок и эмалей (рис. 2), что косвенно подтверждает приведенный выше тезис. Как это ни показалось бы странным, увеличение доли долговечных материалов привело и к возникновению новых проблем, а именно все чаще и в большем объеме стали возникать вопросы необходимости проведения демаркировки горизонтальной дорожной разметки [3]. Демаркировка — удаление дорожной разметки различными методами (в соответствии с ГОСТ Р 51256—2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», введенные в действие с 1 июня 2018 г. взамен ГОСТ Р 51256—2011).
Третьей тенденцией является поиск способов повышения функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки за счет применения новых материалов и соответствующих технологий. Прежде всего это касается различных подгрунтовок и праймеров, материалов, наносимых на покрытие автомобильной дороги перед нанесением разметочных материалов и изделий с помощью специального оборудования. Безусловно, подобная технология, представляющая собой, по сути, нанесение разметки за два раза (прохода разметочной машины), ведет к увеличению стоимости и продолжительности работ. Соответственно, требуются дополнительные финансовые расходы и не только — возрастает время нахождения техники и персонала на дороге, что отрицательно влияет на безопасность дорожного движения. С другой стороны, в случае, если будет достигнут реальный рост функциональной долговечности горизонтальной дорож-
lj научно-технический и производственный журнал
Ы- ® июль 2018 29
ной разметки, то данный подход может быть признан целесообразным. В определенной степени эффективность применения подгрунтовок и праймеров покажут результаты очередных добровольных сравнительных полевых испытаний (СПИ), которые были организованы ООО ЦИТИ «Дорконтроль» в 2017 г. на трех участках автомобильных дорог в Новосибирской области при поддержке Федерального дорожного департамента Министерства транспорта РФ, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Также с 2009 г. такие испытания организованы ООО ЦИТИ «Дорконтроль» в различных субъектах РФ—Воронежской, Новосибирской, Ленинградской и Московской областях.
Контрольные линии (более 50) были нанесены на участки с асфальтобетонным и цементобетонными покрытиями с различной интенсивностью движения [4]. Начало СПИ — июнь 2017 г. планируемое окончание — конец 2018 г. В случае хорошей сохранности контрольных линий не исключается продолжение испытаний. В ходе этих СПИ на подгрунтовки и праймеры были нанесены краски (эмали), термопластики, штучные формы и полимерные ленты.
Список литературы
1. Быстров Н.В., Добров Э.М., Петрянин Б.И. и др. под ред. Н.В. Быстрова. Справочная энциклопедия дорожника. Т. 3. Дорожно-строительные материалы. М.: Информавтодор, 2004. 1182 с.
2. Свежинский В.Н., Малышкин С.А. Материалы и изделия для дорожной разметки // Мир дорог. 2016. № 88. С. 22-23.
3. Свежинский В.Н., Калядин Э.Н. Дорожная разметка 2017. Проблемы, тенденции, события // Про движение. 2017. № 3 (10). С. 28-33.
4. Свежинский В.Н., Арчибасов И.С. Добровольные полевые испытания // Дорожная держава. 2017. № 78. С. 60-65.
5. Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения / Пер. с норв. под ред. проф. В.В. Сильянова. М.: МАДИ (ГТУ), 2001. 754 с.
6. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р. https://rg.ru/2018/01/24/strategiya-site-dok.html (дата обращения 01.02.2018).
Четвертой тенденцией является разработка материалов (красок и эмалей), применение которых допускается в условиях, когда использование традиционных материалов и технологий практически невозможно. Зачастую нанесение горизонтальной дорожной разметки требуется при температуре ниже +5оС, для чего разрабатываются быстросохнущие краски (эмали). Есть и другой вариант — подготовка поверхности, включая ее подогрев.
Пятой тенденцией можно назвать повышение экологической безопасности материалов для дорожной разметки. Так в ряде стран Северной Европы наблюдается устойчивый переход к краскам на водной основе. Это может быть объяснено не только высокой эколо-гичностью, но и эффективностью современных водно-дисперсионных красок по сравнению с их аналогами на органических растворителях.
Повышение качества материалов и изделий для горизонтальной дорожной разметки позволит создать необходимые условия для реализации задачи повышения безопасности дорожного движения [5], в том числе разработки Стратегии безопасности дорожного движения [6].
References
1. Bystrav N.V., Dobrav E.M., Petryanin B.I. and other Spravochnaya entsiklopediya dorozhnika. Tom 3. Dorozhno-stroitel'nye materialy [A reference encyclopedia of a road worker. Volume 3. Road-building materials]. Moscow: Informavtodor. 2004. 1182 p.
2. Svezhinskiy V.N., Malyshkin S.A. Materials and products for road marking. Mir dorog. 2016. No. 88, pp. 22—23. (In Russian).
3. Svezhinskiy V.N., Kalyadin E.N Road marking 2017. Problems, trends, events. Pro dvizhenie. 2017. No. 3 (10), pp. 28—33. (In Russian).
4. Svezhinskiy V.N., Archibasov I.S. Voluntary field trials. Dorozhnaya derzhava. 2017. No. 78, pp. 60—65. (In Russian).
5. Rune El'vik, Anne Borger Myusen, Truls Vaa. Spravochnik po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / Per. s norv. pod redaktsiey prof. Sil'yanova V.V. [Handbook on road safety / Trans. with norw. edited by prof. Silyanova V.V.]. Moscow: MADI. 2001. 754 p.
6. Strategy of road safety in the Russian Federation for 2018—2024. Approved by the Order of the Government of the Russian Federation of January 8, 2018 No. 1-r. https://rg.ru/2018/01/24/strategiya-site-dok.html (date of access 01.02.2018).
■ Технология гипсовых отделочных материалов и изделий
Федулов А.А., М: ООО РИФ «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ», 2018. 240 с.
В книге описано производство гипсовых отде лочных материалов и изделий от добычи сырья до упаковки готовой продукции. Особое внимание автор уделяет подробному описанию технологических линий и от дельных единиц оборудования, установленных на передовых предприятиях гипсовой промышленности. В книге представлено большое количество иллюстраций всех тех нологических переделов, которые помогут глубже представить и понять технологиче ские процессы производства того или иного изделия. Описание технологии каждого вида гипсовых изделий основывается на существующих производственных регламен тах предприятий России, Германии и Дании, включая шахты, карьеры, которые автор посещал лично.
Книга предназначена студентам, изучающим производство строительных матери алов и конструкций в качестве дополнительного материала по технологии современ ных гипсовых изделий, а также для инженеров-технологов заводов, производящих гипсовую продукцию в качестве справочного материала.
Заказать литературу можно через редакцию, направив заявку по e-mail: [email protected],
или оформить заказ на сайте www.rifsm.ru
научно-технический и производственный журнал 'Ü^CJM^^ibMiiH ~30 июль 2018 ШАГ-^Ш&Г