Научная статья на тему 'Материально-техническое оснащение развития информатизации учебного процесса инженерно-педагогического вуза'

Материально-техническое оснащение развития информатизации учебного процесса инженерно-педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / EDUCATIONAL PROCESS COMPUTERIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY / ORGANIZATIONAL CONDITIONS / PEDAGOGIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомова Валерия Юрьевна

В статье рассматриваются подходы к развитию информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза. Предлагается систематизация организационно-педагогических условий развития информатизации учебного процесса на примере Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Material and technical development of informatization of educational process at engineering and teaching university

This article examines approaches to the development of informatization of educational process in the modern educational environment of Professional Education of the university. Proposed to systematize organizational and pedagogic conditions of informatization of educational process on the example of the Volga State Engineering and Pedagogic University.

Текст научной работы на тему «Материально-техническое оснащение развития информатизации учебного процесса инженерно-педагогического вуза»

УДК 378

Сомова Валерия Юрьевна

Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород

v.somova@pochta. vgipu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются подходы к развитию информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза. Предлагается систематизация организационно-педагогических условий развития информатизации учебного процесса на примере Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

Ключевые слова: информатизация учебного процесса, информационные технологии, организационно-педагогические условия.

В условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования учебный процесс немыслим в отрыве от новейших образовательных технологий.

Информационные технологии необходимы современному вузу как воздух и, прежде всего, для учебного процесса. Информационные технологии сегодня - это и дистанционное обучение, и развитие системы непрерывного образования, и использование интерактивных технологий обучения, и применение бизнес-программ для профессиональной подготовки студентов и т.д. Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать учебный процесс, проводить обмен опытом, знаниями, а обуча-щимся интегрироваться в окружающую современную 1Т-среду. Однако, несмотря на все достоинства, новые технологии работы со знаниями и информацией пока еще не достаточно широко распространены в российском образовании. Уровень информатизации учебного процесса сильно отличается от вуза к вузу Это связано с целым рядом проблем, одна из них - отсутствие системности информатизации учебного процесса.

Формирование и проявление фактора информатизации обусловлено тем, что среди современных социально-педагогических проблем современной образовательной среды ведущее место занимает противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения отдельным индивидом. Одним из наиболее перспективных направлений его разрешения стало расширенное использование в учебном процессе разнообразных технических средств обучения, что в последующем стало рассматриваться как его информатизация.

Информатизация учебного процесса в настоящее время трактуется как процесс реализации комплекса материальных и социально-педагогических инноваций, связанных с использованием в учебном процессе информационной продукции на аудио-, видео- и цифровых носителях с помощью соответствующей техники и необходимых педагогических технологий. Считается, что это часть процесса информатизации современного российского общества, который можно рассматривать как один из определяющих факторов поворота к высокоорганизованной стадии его цивилизации. Наиболее широкие масштабы это явление в нашей стране приняло во второй половине 90-х годов прошедшего века в связи с увеличением количества электронно-вычислительных машин (ЭВМ), видео-, аудио- и телевизионной техники в образовательных учреждениях и расширением сферы их применения. Это позволило в начале XXI века вести речь о так называемых «новых информационных технологиях обучения» [4].

Система подготовки студентов в инженернопедагогических вузах постоянно совершенствуется. Во многом нововведения связаны с внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в систему высшего инженернопедагогического образования. Это не является случайностью, поскольку требуемого качества подготовки специалистов невозможно достичь без соответствующего уровня информатизации учебного процесса. Сегодня вузы осознают актуальность и перспективность современных медиатехнологий. При использовании информационных технологий очень важно сделать так, чтобы они давали новое качество учебному процессу, а не просто переносили его в иную среду. Бурное развитие современных информационных тех-

© Сомова В.Ю., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

77

нологий в последние десятилетия привело к тому, что больший объем информации обучающиеся получают за пределами системы образования (Интернет, средства СМИ и т.д.). Поэтому формальное нахождение студента в системе образования не гарантирует получение качественного образования, его эффективности. В современном обществе очень важно внедрение в процесс образования современных педагогических методов и средств обучения с учетом стремительного развития научно-технического прогресса, в условиях меняющейся внешней среды и модернизации системы образования.

В то же время, информатизация учебного процесса ориентируется на ряд организационнопедагогических условий.

К условиям обычно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С.И. Ожегов). Педагогическими условиями принято считать внешние обстоятельства, которые обеспечивают функционирование и развитие процесса, что требует определенного упорядочения - организации. Организация понимается как процесс достижения определенности во внешних и внутренних отношениях систем, необходимой для обеспечения устойчивости систем в изменяющейся среде обитания [1].

Сам термин «организационно-педагогические условия» нередко встречается в педагогических исследованиях. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные подходы к определению термина «организационно-педагогические условия». В частности, Е.И. Козырева дает следующее определение: организационно-педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Т.К. Клименко, Н.А. Перело-мова и другие ученые, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия (создание инновационной среды, педагоги-зация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями) и внутренние условия (увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами са-мосозидательной деятельности). Н.Н. Кузина обращается к инновационному методическому обеспечению как одному из организационно-

педагогических условий в профессиональном образовании. Общей составляющей для всех определений является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач [2; 3].

Основные организационно-педагогические условия развития информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза, по нашему мнению, представляют собой совокупность:

- технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающих оперативный доступ к педагогической информации и осуществляющих образовательные научные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования и развития педагогической науки в современных условиях;

- структуры и содержания учебно-методического обеспечения нового поколения;

- инновационного образовательного пространства;

- непрерывности развития информационной компетентности профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения;

- возможности социального и коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса.

Представляется возможность изучить влияние выделенных организационно-педагогических условий на развитие информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза на примере Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

В данной статье рассматривается первое условие, которое, по нашему мнению, является одним из важнейших организационно-педагогических условий развития информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза. Его выполнение обеспечивает эффективность всей совокупности выделенных организационно-педагогических условий развития информатизации учебного процесса в современной образовательной среде вуза. Без достаточного количества современного технического оборудования и программного обеспечения, оперативных средств коммуникаций и связи, обеспечивающих подготовку, организацию и проведение учебного процесса, не-

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

возможно обеспечить достойное качество образования. В этой связи, в 2007 году администрацией вуза был составлен план и определён перечень основных мероприятий по оснащению университета техническими и программными средствами до 2012 года. Так же были выделены основные направления информатизации образовательного процесса ВГИПУ:

- информатизация образовательного, научного и административного процессов вуза;

- формирование современной технической и программной базы университета и ее обслуживание;

- использование информационных технологий в управлении вузом;

- поддержка и сопровождение основных процессов вуза;

- обеспечение доступа к информационным ресурсам;

- организация работ по развитию телекоммуникационной и информационной среды университета;

- обеспечение информационной безопасности основных процессов вуза;

- создание, развитие и поддержка сетевых информационных ресурсов;

- разработка нормативно-правовой документации по вопросам информатизации;

- информационная и консультационная поддержка пользователей;

- интеграция университета в единую глобальную информационно-коммуникационную платформу системы образования.

В соответствие с планом развития информатизации университета до 2012 года и указанными направлениями за последние 5 лет произведена существенная модернизация компьютерного парка, технической и программной оснащенности университета. Общее количество компьютеров выросло более чем в 2 раза и составляет около 600 единиц, из них более 80% имеют доступ в сеть Интернет. 15 компьютерных классов оснащены современным видео и мультимедийным оборудованием, что позволяет использовать методы телеобучения, организовывать вебинары, транслировать видеоконференции. Пользовательский центр, действующий при университетской биб-

лиотеке, предоставляет свободный высокоскоростной доступ в сеть Интернет с 20 рабочих мест преподавателям и студентам. В целях организации бесперебойной и безопасной работы структур и подразделений организовано несколько выделенных высокоскоростных Интернет-каналов, развернута сеть Wi-Fi. В 2010 году оснащена и запущена в работу лаборатория дистанционного образования, обеспечивающая преподавателям возможность разработки учебно-методических материалов нового поколения. В образовательном процессе используются стационарные и мобильные медиакомплексы, интерактивные доски, плазменные панели, плоттер, принтеры, сканеры, документ-камеры, многофункциональные устройства.

Ежегодно в соответствии с требованиями организации образовательного процесса закупается и обновляется лицензионное программное обеспечение. Активно используются системы «Кон-сультантПлюс», «1С», Гранд-Смета, Профессиональная ГИС карта, языки программирования, графические пакеты, тестирующие комплексы и многое другое. В результате выполнения первого организационно-педагогического условия осуществляется системное и своевременное пополнение и обновление технической и программной базы университета. Что, в свою очередь, обеспечивает выполнение всей совокупности организационно-педагогических условий и формирует мотивацию к развитию инновациий и внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс вуза.

Библиографический список

1. Карпичев В. С. Организация и самоорганизация социальных систем: Словарь. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

2. Клименко Т.К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. - Чита: Изд-во ЗабГПУ 1999.

3. Переломова Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход // Наука и практика воспитания и доп. образования. -2007. - №> 1. - С. 7-14.

4. http://www.libpsyx.ru/?Article=76. Дата обращения 15.07.11.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.