ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ -БАЗИС ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
В.М. КРЫЛОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В статье дана оценка существующего материально-технического обеспечения спортивных школ -ДЮСШ и СДЮШОР как основной базы1 подготовки спортивного и олимпийского резерва. Даны рекомендации по формированию материально-технической базыь ДЮСШ и СДЮШОР по разным видам спорта, включающей спортивные объекты и сооружения, спортивное оборудование и инвентарь с учетом специфики видов спорта.
Ключевые слова: спортивный и олимпийский резерв, материально-техническое обеспечение, материально-техническая база, спортивные объекты и сооружения, спортивное оборудование и инвентарь.
Abstract
The article assesses the existing logistical support of sports schools - children-youth schools and sports reserve schools - as the main training base of sports and the Olympic reserve. Recommendations on the formation of the material-technical base of these types of sports school, on different sports, including sports facilities and structures, sports equipment taking into account the specifics of the sports.
Keywords: sports and the Olympic reserve, logistics infrastructure, sports facilities and structures, sports equipment and inventory.
Государственная политика, проводимая в области физической культуры и спорта, направлена на развитие детско-юношеского спорта, подготовку спортивного и олимпийского резерва. Одним из основных условий развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного и олимпийского резерва является наличие спортивных школ и училищ, в том числе детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и профильных сооружений в их составе с учетом специфики видов спорта, отвечающих современным требованиям, отечественным и мировым стандартам.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] говорится о необходимости материально-технического обеспечения подготовки спортивного и олимпийского резерва, в том числе обеспечения соответствующими спортсооружениями, оборудованием, инвентарем.
В федеральных стандартах нового поколения также обоснованы требования к обеспечению учреждений подготовки спортивного резерва необходимыми сооружениями и инвентарем. Эти требования заложены в программу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 [2].
Тем не менее существующая сеть ДЮСШ и СДЮШОР не отвечает в полной мере требованиям подготовки спортивного и олимпийского резерва, т.к. многие из них не обеспечены необходимыми спортивными сооружениями и вынуждены арендовать их (от 40 до 65%) у общеобразовательных учреждений, а также у общегородских муниципальных спортсооружений, ведомственных и частных спортсооружений.
Поэтому необходимы формирование в регионах новых ДЮСШ и СДЮШОР, включающих профильные спортсооружения, а также реконструкция существующих и строительство в их составе недостающих и дополнительных спортсооружений, оснащение их новым оборудованием и инвентарем.
При реформировании системы материально-технического обеспечения подготовки спортивного и олимпийского резерва необходимо в целом по стране и в регионах РФ расширение сети ДЮСШ и СДЮШОР путем строительства новых специализированных спортивных школ, включающих комплекс профильных спортивных сооружений, отвечающих современным нормативам и требованиям спортивных федераций, а также путем реконструкции и модернизации существующих спортивных школ.
<&
ФНЦ ВНИИФК
Для принятия оптимальных решений по реформированию системы материально-технического обеспечения ДЮСШ и СДЮШОР необходимо установить основные направления ее развития [11].
Одно из основных направлений - развитие сети ДЮСШ и СДЮШОР по зимним видам спорта, в основном в северо-западных регионах, на северном и западном Урале, в регионах Сибири. Важным направлением является реконструкция спортшкол. Реконструкцию и модернизацию существующих ДЮСШ и СДЮШОР рекомендуется осуществлять путем оснащения новейшим спортивным оборудованием входящих в их состав спортсооружений [10], формирования в их составе на имеющихся площадях дополнительных спортзалов для спортивных занятий и тренировок, пристройки блоков с недостающими спортсооружениями (спортзалом, тренажерным залом или помещением, бассейном) [11]. При наличии у спортшкол свободных территорий рекомендуется строительство: на прилегающих территориях отдельно стоящих блоков спортсооружений или отдельных спортсооружений (недостающего профильного спортзала, тренажерной, бассейна); комплекса спортплощадок или площадок для конкретных видов спорта; хоккейной площадки, катка.
При проведении реконструкции и модернизации СДЮШОР рекомендуется создание на свободных территориях многофункционального спортивного зала с трансформирующимися перегородками (размером 42x24 м, 36х 18 м, 30х 18 м) для сочетания спортивно-тренировочных занятий и спортивных игр по двум и более видам спорта [6, 7].
При проектировании и строительстве новых ДЮСШ, СДЮШОР рекомендуется, опираясь на существующий опыт, создавать школы, сочетающие подготовку олимпийского резерва по 2-4 видам спорта.
В этих случаях в состав ДЮСШ и особенно СДЮШОР рекомендуется включать универсальные и многофункциональные спортзалы, при этом необходимо принимать оптимальные и экономически эффективные решения по составу всех спортсооружений для таких типов спортшкол [4].
ФНЦ ВНИИФК на основе анализа и оценки материально-технического обеспечения существующих спортшкол и действующих нормативов, с учетом требований спортивных федераций и особенностей учебно-тренировочного процесса по подготовке спортивного и олимпийского резерва разработал рекомендации по составу и основным параметрам спортсооружений для спортшкол различного спортивного профиля [3-8].
Рекомендации по материально-техническому обеспечению, в т.ч. по составу и основным параметрам спорт-сооружений, разработаны для СДЮШОР различного спортивного профиля - конькобежного спорта и хоккея, фристайла и сноуборда, плаванию, прыжкам в воду и водному поло. В состав СДЮШОР конькобежного спорта и хоккея рекомендуется включать следующие спортивные сооружения:
- спортзал (12x14 м) для учебно-тренировочных занятий, тренировок по отработке технических элементов
сложных спортивных движений конькобежцев и хоккеистов с применением новых спортивных технологий; тренажерный зал (24x12 м) с современными универсальными типами тренажеров; крытый каток с хоккейным полем (61x30 м), конькобежной дорожкой (333,33 м), трибунами или местами для зрителей;
- крытый каток с искусственным льдом рекомендуется проектировать как универсальное учебно-тренировочное сооружение с ледовой ареной (61x30 м) для тренировок по хоккею, отборочных игр учебных хоккейных команд и команд юниоров. При наличии такой ледовой арены СДЮШОР может также еще специализироваться на подготовке спортивного и олимпийского резерва по фигурному катанию.
Как менее затратный вариант решения СДЮШОР по конькобежному спорту и хоккею рекомендуется строительство в ее составе не крытого катка, а открытого катка с хоккейным полем (61x30 м) и конькобежной дорожкой (400 м). В состав основного здания СДЮШОР по фристайлу и сноуборду рекомендуется включать спортзал (24x2 м) для учебно-тактических занятий, тренировок по отработке элементов сложных спортивных движений; тренажерный зал (12 x 10 м) или тренажерное помещение для размещения тренажеров, в т.ч. специальных координационных тренажеров. Кроме того, необходимо оборудование трасс для сноуборда и фристайла.
В состав СДЮШОР горнолыжного спорта рекомендуется включать горнолыжную базу от 40 до 120 м2, оборудованные горнолыжные трассы, подъемник бугель-ный или кресельный. Летом горнолыжные трассы рекомендуется использовать для тренировок по горному велоспорту и маунтинбайку.
В составе СДЮШОР по прыжкам на лыжах с трамплина рекомендуется: основное здание школы с учебно-тренировочным залом (24x 12 м), от 2-х до 4-х трамплинов (К-25, К-40, К-80, К-110), смотровая вышка для зрителей.
СДЮШОР по плаванию, прыжкам в воду и водному поло включает бассейны для: спортивного плавания (25x16 м); прыжков в воду (22,4x10,6 м) с прыжковой вышкой или прыжковым устройством; водного поло (33,33x21 м); зал для подготовительных занятий (24x12 м); тренажерный зал (9x18 м); душевые (50 м). Ванна бассейна спортивного плавания рассчитана на 8 дорожек шириной 1,9 м. Для СДЮШОР по плаванию может быть рекомендовано более экономичное решение с бассейном (25x11 м) на 6 дорожек шириной 1,75 м и без специальной ванны для водного поло. СДЮШОР по академической гребле, гребле на байдарках и каноэ должны включать: основное здание школы с учебно-тренировочными помещениями, раздевалками, душевыми, складскими помещениями для спортинвентаря; гребной канал, причалы, эллинг.
Разработанные рекомендации по составу спортсо-оружений для СДЮШОР по различным видам спорта будут служить основой для наиболее оптимальных и экономичных решений проектирования и строительства новых СДЮШОР и реконструкций существующих спортивных школ.
ФНЦ ВНИИФК
Заключение
Развитие системы подготовки спортивного резерва в стране требует коренной модернизации существующего материально-технического обеспечения. При этом необходимо учитывать как специфику видов спорта, так и современные тенденции спортивной подготовки, в том числе требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с последними изменениями, внесенными 06.12.2011 г. № 412-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://athletics.sport-mo.ru/documents/fz-fks. doc (дата обращения 07.04.2017).
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/70643480/ (дата обращения 10.08.2017).
3. Физкультурно-спортивные сооружения / под редакцией Л.В. Аристовой. - СпортАкадемПресс. - М., 1999. -536 с.
4. Пособие к МГСН 04.08.97. Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений. Выпуск 1. Физкультурно-оздоровительные сооружения, приближенные к жилью. Физкультурно-оздоровительные клубы микрорайонов.
5. Детско-юношеские спортивные школы. - Моском-архитектура. - Москва, 1999. - 96 с.
6. Рекомендации по проектированию детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) развивающихся и нетрадиционных видов спорта. - Москомархитектура. - Москва, 2004. - 78 с.
7. СП 31-112-2004 Физкультурно-спортивные залы. Часть 1. Издательство «Советский спорт». - Москва, 2005. - 138 с.
8. СП 31-112-2004 Физкультурно-спортивные залы. Часть 2. Издательство «Советский спорт». - Москва, 2005. - 85 с.
9. СП 31-113-2004 Бассейны для плавания. Издательство «Советский спорт». - Москва, 2005. - 68 с.
10. СП 31-115-2006 Открытые плоскостные физкуль-турно-спортивные сооружения. - ФГУП ЦПП. - Москва, 2007. - 142 с.
11. Табель оснащения спортивных сооружений спортивным оборудованием и инвентарем. - ВИСТИ, 2004. -Издательство «Советский спорт». - Москва, 2004. -304 с.
12. Крылова, М.В. Пути формирования материально-технической базы для развития детско-юношеского спорта [Текст] / В.М. Крылова // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 51-54.
References
1. Federal law of the Russian Federation dated 04.12.2007 No. 329-FZ "On physical culture and sport in the Russian Federation" (with recent amendments on 06.12.2011 No. 412-FZ) [Electronic resource]. URL: http://athletics. sport-mo.ru/documents/fz-fks.doc (access date 07.04.2017).
2. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 302 "On approval of the state program of the Russian Federation 'Development of physical culture and sports'"(with changes and additions) [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/70643480/ (access date 08.10.2017).
3. Physical training and sports facilities / edited by L.V. Aristova. - Sportacademy. Press. - M., 1999. - 536 p.
4. Manual to MGSN 04.08.97. Types of mass physical culture and sports and recreation facilities. Issue 1. Physical training facilities, close to the housing. Sports and health clubs, neighborhoods.
5. Child-youthful sports school. Moskomarkhitektura. -Moscow, 1999. - 96 p.
6. Recommendations for design of youth sports schools (CYSS) and developing non-conventional sports. - Moskomarkhitektura. - Moscow, 2004. - 78 p.
7. SP 31-112-2004 Physical culture and sports halls. Part 1. Publishing house "Soviet sport", Moscow, 2005. -138 p.
8. SP 31-112-2004 Physical culture and sports halls. Part 2. Publishing house "Soviet sport", Moscow, 2005. -85 p.
9. SP 31-113-2004 Swimming Pools. Publishing house "Soviet sport", Moscow, 2005. - 68 p.
10. SP 31-115-2006 Planar Open sports facilities. - FGUP TSPP, Moscow, 2007. - 142 p.
11. Table of equipping sports facilities sports equipment and inventory. - VISTI, 2004. - Publishing house "Soviet sport", Moscow, 2004. - 304 p.
12. Krylova, V.M. Ways of formation of the material-technical base for development of children-youth sport [Text] / V.M. Krylova // Vestnik sportivnoy nauki. - 2008. - No. 4. -Pp. 51-54.