Научная статья на тему 'Материально-техническое обеспечение школ Наркомпроса. Алтайского края в 1939–1942 гг.'

Материально-техническое обеспечение школ Наркомпроса. Алтайского края в 1939–1942 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / материально-техническое обеспечение / учебно-материальная база / военно-физкультурная подготовка / school / logistics / educational facilities / military physical training

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николай Дмитриевич Ростов, Ирина Александровна Климова

Рассматриваются основные недостатки материально-технического обеспечения школ Наркомпроса Алтайского края в 1939–1942 гг. Цель исследования — изучение обеспечения школ Алтайского края учебными пособиями и спортивным инвентарем, содействие государственных органов и общественных организаций в мерах по обеспечению материальной базы учебных заведений. Зачастую отдел народного образования и директора школ не принимали решительных мер по пересмотру и укреплению учебно-материальной базы, не организовывали подготовку пособий по военным вопросам, вследствие чего неудовлетворительно проводилась военно-физкультурная подготовка учащихся. Избранная тема исследования в современных условиях военной угрозы является актуальной, так как школьный курс планируется дополнить начальной военной подготовкой, в ходе которой предполагается изучение в школах строевой подготовки, воинского приветствия, действие в стрелковом бою, средств индивидуальной защиты, автомата Калашникова, гранаты. Введение модуля начальной военной подготовки неизбежно повлечет за собой материально-техническое оснащение школ. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе комплекса неопубликованных материалов Государственного архива Российской Федерации и Государственного архива Алтайского края впервые рассмотрено материально-техническое обеспечение школ Наркомпроса Алтайского края в 1939–1942 гг., прослежен уровень оснащения учебных заведений, акцентируется внимание на ключевых моментах в учебно-материальной базе школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николай Дмитриевич Ростов, Ирина Александровна Климова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Material and Technical Support of Schools of the People's Commissariat for Education in the Altai Territory (1939–1942)

The article examines the main shortcomings of the material and technical support of schools of the People's Commissariat of Education of the Altai Territory in 1939–1942. The purpose of the study is to study the provision of schools in the Altai Territory with educational aids and sports equipment, the assistance of government bodies and public organizations in measures to ensure the material base of educational institutions. Often, the department of public education and school directors did not take decisive measures to revise and strengthen the educational and material base, and did not organize the preparation of manuals on military issues. As a result, the military-physical training of students was unsatisfactory. The chosen research topic in modern conditions of a military threat is relevant, since the school course is planned to be supplemented with initial military training, during which it is planned to study in schools drill training, military salutes, action in small arms combat, personal protective equipment, a Kalashnikov assault rifle, grenades . The introduction of a basic military training module will inevitably entail the material and technical equipment of schools. The scientific novelty of the article lies in the fact that, based on a set of unpublished materials from the State Archives of the Russian Federation and the State Archives of Altai, the material and technical support of schools of the People's Commissariat of Education of the Altai Territory in 1939–1942 was examined for the first time; as a result of the study, the level of equipment of educational institutions was traced, focusing on key points in the educational and material base of schools.

Текст научной работы на тему «Материально-техническое обеспечение школ Наркомпроса. Алтайского края в 1939–1942 гг.»

Известия Алтайского государственного университета. 2024. № 2 (136). С. 31-35. Izvestiya of Altai State University. 2024. No 2 (136). Р. 31-35.

Научная статья УДК 94(571.150)"19":373 ББК 63.3(2Рос-4Алт)6-7 DOI: 10.14258/izvasu(2024)2-04

Материально-техническое обеспечение школ Наркомпроса Алтайского края в 1939-1942 гг.

Николай Дмитриевич Ростов1, Ирина Александровна Климова2

1Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Россия, ndrostov@mail.ru

2Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, gig000@mail.ru

Original article

Material and Technical Support of Schools of the People's Commissariat for Education in the Altai Territory (1939-1942)

Nikolay D. Rostov1, Irina A. Klimova2

1Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia, ndrostov@mail.ru 2Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia,gig000@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются основные недостатки материально-технического обеспечения школ Наркомпроса Алтайского края в 1939-1942 гг. Цель исследования — изучение обеспечения школ Алтайского края учебными пособиями и спортивным инвентарем, содействие государственных органов и общественных организаций в мерах по обеспечению материальной базы учебных заведений. Зачастую отдел народного образования и директора школ не принимали решительных мер по пересмотру и укреплению учебно-материальной базы, не организовывали подготовку пособий по военным вопросам, вследствие чего неудовлетворительно проводилась военно-физкультурная подготовка учащихся. Избранная тема исследования в современных условиях военной угрозы является актуальной, так как школьный курс планируется дополнить начальной военной подготовкой, в ходе которой предполагается изучение в школах строевой подготовки, воинского приветствия, действие в стрелковом бою, средств индивидуальной защиты, автомата Калашникова, гранаты. Введение модуля начальной военной подготовки неизбежно повлечет за собой материально-техническое оснащение школ. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе комплекса неопубликованных материалов Государственного архива Российской Федерации и Государственного архива Алтайского края впервые рассмотрено материально-техническое обеспечение

© Ростов Н.Д., Климова И.А, 2024

Abstract. The article examines the main shortcomings of the material and technical support of schools of the People's Commissariat of Education of the Altai Territory in 1939-1942. The purpose of the study is to study the provision of schools in the Altai Territory with educational aids and sports equipment, the assistance of government bodies and public organizations in measures to ensure the material base of educational institutions. Often, the department of public education and school directors did not take decisive measures to revise and strengthen the educational and material base, and did not organize the preparation of manuals on military issues. As a result, the military-physical training of students was unsatisfactory. The chosen research topic in modern conditions of a military threat is relevant, since the school course is planned to be supplemented with initial military training, during which it is planned to study in schools drill training, military salutes, action in small arms combat, personal protective equipment, a Kalashnikov assault rifle, grenades . The introduction of a basic military training module will inevitably entail the material and technical equipment of schools. The scientific novelty of the article lies in the fact that, based on a set of unpublished materials from the State Archives of the Russian Federation and the state Archives of Altai, the material and technical support of schools of the People's Commissariat of Education of the Altai Territory in 1939-1942 was examined for the first time; as a result of the study,

школ Наркомпроса Алтайского края в 1939-1942 гг., прослежен уровень оснащения учебных заведений, акцентируется внимание на ключевых моментах в учебно-материальной базе школ.

Ключевые слова: школа, материально-техническое обеспечение, учебно-материальная база, военно-физкультурная подготовка

Для цитирования: Ростов Н.Д., Климова И.А. Материально-техническое обеспечение школ Наркомпроса Алтайского края в 1939-1942 гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2024. №2 (136). С. 31-35. 001: 10.14258/1гуа8и(2024)2-04.

Вторая мировая война, которая началась в 1939 г., потребовала существенных преобразований в военном обучении молодежи накануне Великой Отечественной войны. На основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятого IV сессией Верховного совета СССР 1 сентября 1939 г., во всех учебных заведениях Алтайского края было организовано военное обучение молодежи. Важной составляющей военно-физической подготовки учащихся, обеспечивающей безусловное выполнение всех поставленных задач военного обучения, являлось наличие учебно-материальной базы. На протяжении всей войны самым узким местом в военной подготовке учащихся являлось ее учебно-материальное и методическое обеспечение [1, с. 1-4].

В основные задачи Управления военной и физкультурной подготовки студентов и учащихся Наркомата просвещения РСФСР входило учебно-методическое руководство военно-физкультурной подготовкой учащихся и студентов, наблюдение за материальным обеспечением школ и вузов учебными пособиями и физкультурным оборудованием, наблюдение за строительством стрелковых тиров и физкультурных площадок [2, л.17].

Преподавание военной подготовки в учебных заведениях в 1939-1942 гг. в Алтайском крае проходило на низком уровне. Низкому уровню военной подготовки учащихся способствовала слабая учебно-методическая база военной подготовки. В большинстве школ отсутствовали военные кабинеты и учебно-наглядное имущество [3, л. 40].

Большое внимание учебно-материальному оснащению средней школы в Ульяновской области отведено в статье Л.А. Шайпака, Р.Р. Красновой, Е.С. Федоровой «Материально-техническое состояние системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны». В исследовании авторы дают оценку критическому состоянию школы, отмечают нехватку помещений, академических пособий [4, с. 68-73].

В диссертации О.А. Дорошевой «Школьное образование на Южном Урале в годы Великой

the level of equipment of educational institutions was traced, focusing on key points in the educational and material base of schools.

Keywords: school, logistics, educational facilities, military physical training

For citation: Rostov N.D., Klimova I.A. Material and Technical Support of Schools of the People's Commissariat for Education in the Altai Territory (1939-1942). Izvestiya of Altai State University. 2024. №2 (136). P. 31-35. (In Russ.). DOI: 10.14258/ izvasu(2024)2-04.

Отечественной войны: 1941-1945 гг.» состоянию материально-технической базы посвящена третья часть первой главы. Автор описывает большие разрушения учебно-материальной базы школ в годы войны [5].

С интересом читается статья З.И. Гузенко «Учебно-методическая работа в общеобразовательных школах Урала в годы Великой Отечественной войны». Автор сделал акцент на сокращение учебных площадей, учебных принадлежностей, наглядных пособий и учебников [6].

В крайкомах, горкомах, райкомах ВКП(б) Алтайского края в 1939 г. создавались военные отделы, были определены их функции. Военные отделы обязаны были оказывать помощь военным органам в деле учета военнообязанных, организации призыва, мобилизации в случае военных действий, организации противовоздушной обороны и т.д. Важной задачей военных отделов стало исключительно большое политическое значение физкультурной работы в крае, подготовка крепких, выносливых бойцов Красной армии. Для этого следовало уделять особое внимание военно-физкультурной работе в школах, шире организовывать спортивное дело для всех видов спорта: волейбол, футбол, прыжки, бег на разные дистанции, гранатометание, плаванье, работа на снарядах. Вся эта физкультурная работа должна быть тесно связана с военной деятельностью. В обязанности военных отделов входила проверка состояния стадионов, стрелковых тиров, материальной части в организациях ОСО, где все должно быть в хорошем состоянии, пригодным для проведения оборонных мероприятий [7, л. 9-10]. По указанию Наркомпроса на уроках военного дела проводились строевая и лыжная подготовки учащихся [8, л. 1 об.]. Во время внеклассной работы учащиеся изучали главным образом материальную часть оружия, санитарное дело и тренировались в ходьбе на лыжах [8, л. 2].

В Косихинской средней школе в 1939 г. из-за отсутствия средств тормозилась организация лыжной базы. Педагогический состав школ активно принимал участие в организации спортивных площадок.

Силами физкультурников на субботнике был организован каток [9, л. 36, 36 об.].

Из постановления бюро крайкома ВЛКСМ от 14 ноября 1939 №626 по вопросу проверки исполнения школами Усть-Пристанского района решения крайкома ВКПб «О постановлении оборонно-физкультурной работы в школах края» известно следующее: спортивным инвентарем школы Усть-Пристанского района не были обеспечены. В шести школах имелись турники, из которых 4 находились на улице. В двух школах имелись медицинболы (утяжеленные мячи), а в восьми школах — учебные гранаты. Лыжные секции функционировали в девяти физкультурных коллективах, конькобежные — в четырех физкультурных коллективах школ. Немаловажным фактом являлось то, что коньки у учащихся были свои. Лыжные базы имелись у двух средних школ, в одной из которых было 26 пар лыж, в другой — 21 пара, а также у двух неполных средних школ, в одной из которых было 20 пар лыж, а во второй — 16 пар. Восемь средних школ и пять неполных средних школ имели 95 пар лыж. Ввиду отсутствия

лыж срывалась сдача нормативов на оборонные значки ГТО и БГТО. Лыжных костюмов, ботинок, конькобежных ботинок ни одна школа не имела. Весь спортивный инвентарь, которым располагали школы, не обеспечивал развертывания в них физкультурной работы. Проявлялась явная недооценка физического воспитания молодого поколения [9, л. 37].

В школах Тальменского района в 1939 г. катастрофически не хватало учебных пособий. Большой недостаток литературы был по программам массовой подготовки, например, «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО), всеобщего военного обучения и др. [9, л. 49].

Алтайский военно-физкультурный отдел сообщал в ответ на письмо Алтайского крайкома военно-физкультурного отдела №5 от 14.11.1939, что школы Алтайского района были слабо оснащены спортивным инвентарем [9, л. 64, 64 об.]. В условиях катастрофической нехватки спортивного инвентаря крайне трудно осуществлялась оборонная работа среди учащихся (табл.) [9, л. 63].

Сведения по спортивному инвентарю по школам Алтайского района

Наименование школ Спортивные залы Оборонная комната Брусья Канат Кольца Лыжи Коньки

Алтайская СШ 1 - - - 1 43 -

Мауракская СШ 1 - - - - 12 5

Айская СШ - - - - - 7 -

Алтайская НСШ 1 - - - 1 11 6

Белокурихинская НСШ 1 - - - - 18 -

Россохинская НСШ 1 - - - - - -

Акашинская НСШ - - - - - 10 -

Куячанская НСШ - - - - - - -

Акаянчинская НСШ - - - - - - -

Сарасинская НСШ - - - - - - -

Итого 5 0 0 0 2 101 11

С декабря 1939 г. шла подготовка перехода на новый комплекс ГТО и БГТО [9, л. 113, 114]. План перехода на новый комплекс ГТО в январе-марте 1939 г. предполагал организацию постоянных консультаций по новому комплексу при спортивных площадках, в спортивных залах, лыжных базах, проведение в селах массовых агитационных лыжных пробегов с целью популяризации нового комплекса ГТО среди широких масс населения [9, л. 129].

Оборонные соревнования пионеров и школьников в 1940 г. в Ойрот-Туре прошли в пяти школах, но не по полной программе из-за того, что не было литературы по топографии и связи [9, л. 202].

Пропаганда нового комплекса ГТО требовала от учебных заведений организации показательных выступлений — демонстрацию гимнастических норм БГТО и ГТО, показ сдачи норм на штанге, фехтова-

нию, борьбе, боксу и т.д. Учебно-методическое обеспечение перехода на новый комплекс потребовало составления плана перехода средней (СШ) и неполной средней школы (НСШ) на новые программы по физкультуре, разработанные на основе новых комплексов ГТО и БГТО. Перестройка учебно-спортивной работы должна была проходить на основании требований нового комплекса (укрепление спортивных секций, создание вспомогательных учебных групп, укрепление материальной базы, спортивного оснащения) [9, л. 181-182].

Из постановления бюро Алтайского крайкома ВЛКСМ от 30 ноября 1940 г. « О проведении в 1941 году военно-физкультурных соревнований пионеров и школьников» стало известно, что школы не были обеспечены оборудованием. Райсоветам Осоавиахима. районо, крайкому РОКК было предло-

жено обеспечить школы необходимым оборудованием для внутришкольных и районных соревнований: патроны, противогазы, оружие, учебные пособия по санитарной обороне, санитарные сумки и носилки. Для руководства военно-физкультурными соревнованиями в районах создать в школах штабы во главе с директором школы. РК ВЛКСМ, Райсоветы Осоавиахима, райОНО, райРОКК, уполномоченные комитета по делам физкультуры и спорта были обязаны довести до всех учащихся школ условия соревнований, незамедлительное развертывание тренировки и подготовку к внутришкольным военно-физкультурным соревнованиям [10, л. 3].

В первой СШ и 13-й НСШ Барнаула были созданы штабы во главе с директорами школ. На заседании штаба рассматривалось положение о проведении военно-физкультурных соревнований пионеров и школьников. В школах были организованы команды по подготовке к противовоздушной и противохимической обороне (ПВХО) и санитарной обороне (ГСО), стрельбе и физкультуре. Спортивного инвентаря в школах было недостаточно: комплектов по ГСО не было, несколько противогазов и винтовок. Занятия по ПВХО проводились от случая к случаю ввиду отсутствия учебной-материальной базы [10, л. 43].

Следует отметить, что состояние учебно-материальной базы военного обучения учащихся школ Наркомпроса Алтайского края и накануне Великой Отечественной войны было неудовлетворительным, что можно видеть по следующим данным по Алтайскому краю, представленным на 1 сентября 1940 г.:

— число учащихся — 226,6 тыс. чел.

— винтовки учебные 7,62 мм — 25 шт.

— винтовки учебные разрезные — 4 шт.

— пулеметы ручные — 2 шт.

— пулеметы станковые разрезные — 1 шт.

— винтовки мелкокалиберные — 2 шт. [11, л. 8].

Привлечение учащихся старших классов и курсов

учебно-образовательных учреждений в 1941 г. к Всеобучу не смогло изменить тяжелое положение с учебно-материальной базой военного обучения. Из информации по заседанию штаба о проведении военно-физкультурных соревнований известно следующее: 1-я средняя школа города Барнаула в 1940 г. имеет недостаточно инвентаря для практических занятий по ГСО: противогазы — 30 штук, винтовок — 6 штук, топографических карт не было совсем [10, л. 43].

Исходя из реальной возможности введения начальной и допризывной военной подготовки на оборудование спецпомещений для военных кабинетов и военных классов в средних и неполных средних школах было определено выделение ассигнований по 750 рублей на школу. Из них 450 рублей на закупку военно-учебных пособий и оборудования и 300 рублей на устройство спецшкафов

для хранения оружия [12, л. 45]. Для оборудования военных кабинетов в средних школах выделялось по одной тысяче рублей, военных классов в городе — 200 рублей, на селе — 150 рублей. В неполных средних школах для оборудования военных классов выделялось 150 рублей в городе и 70 рублей на селе. На оборудование и строительство 119 кустовых межшкольных стрелковых тиров было выделено 12 млн рублей [12, л. 64].

Отделом Всеобуча Алтайского крайвоенкомата было обследовано 10 учебных заведений. Проверки показали, что прежняя система распределения учебных пособий и материальной базы через горрайво-енкоматы, когда учебные заведения не выделялись особо, привела к тому, что «в школы попадало очень немногое, если попадало что-нибудь» [13, л. 64].

В целях коренного улучшения военно-физкультурной подготовки и выполнения постановления СКП РСФСР от 13 января 1941 г. было принято решение обеспечить школы помещениями, спортивными площадками, учебными пособиями, инвентарем, принять решительные меры к развитию и укреплению школьных библиотек, обеспечить систематическое пополнение книжных фондов, а также установить контроль за расходами этих средств по прямому назначению. В большинстве случаев обеспечение школ учебными и наглядными пособиями осуществлялось не по табельным нормам. Не хватало главным образом учебного оружия и лыж. Кроме того, осенью 1941 г. значительная их часть была передана формирующимся воинским частям [10, л. 79].

Во всех регионах Сибири развернулось изготовление учебных пособий и оборудования силами учащихся. Учащиеся Завьяловской средней школы Алтайского края изготовили 35 деревянных винтовок. Таким образом, хуже всего школы были обеспечены лыжами и деревянными ружьями. В большинстве школ работа по их изготовлению была развернута, но она была недостаточна, а в некоторых школах не проводилась [14, л. 19 об., 20].

Большую помощь в материально-техническом обеспечении учащихся оказывали райвоенкоматы, пункты Всеобуча, организации Осоавиахима. Ойротский областной совет Осоавиахима содействовал в проведении оборонно-физкультурных соревнований школьников. Так, в 1941 г. предлагалось выдача патронов за счет средств школ: для внутришкольных соревнований — по 5 патрон на каждого стрелка, по 20 патронов на каждую стрелковую команду, участвующую в соревнованиях. Для районных соревнований школьников количество патронов было увеличено: по 8 патронов на каждого стрелка, по 32 патрона — на каждую стрелковую команду [10, л. 8].

Готовить мотострелков, танкистов, артиллеристов должна армия, но в системе подготовки будущих воинов — защитников Родины школе принад-

лежит определяющая роль. Несмотря на трудности, плохое материально-техническое обеспечение (отсутствие учебных материалов, отопления, воды, ремонта школ, спортивных сооружений), на тяготы повседневной жизни, учителя работали над повышением успеваемости, улучшением дисциплины. Невзирая

на суровые испытания школы продолжали функционировать и повышать не только уровень грамотности учащихся, но и готовить молодежь к военной службе, воспитывать учащихся в духе верности национальным интересам.

Библиографический список

1. Калинин М., Горкин А. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» // Правда. 1939. №202. 3 сент. С. 5.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.А-2306. 0п.70. Д. 6150.

3. ГАРФ. Ф.А-2306. Оп. 70. Д. 2638.

4. Шайпак Л.А., Краснова Р.Р., Федоров Е.С. Материально-техническое состояние системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны: Москва // Педагогическое образование и наука. 2019. №4. С. 68-74.

5. Дорошева О.А. Школьное образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) : дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2003. 222 с.

6. Гузенко З.И. Учебно-методическая работа в общеобразовательных школах Урала в годы Великой Отечествен-

ной войны // Историко-педагогические чтения. №9. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2005. С. 37-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18961674 (дата обращения: 03.10.2023).

7. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. П 1. Оп 1. Д. 25.

8. ГАРФ. Ф.А. 2306. Оп. 70. Д. 6160.

9. ГААК. Ф. П. 482. Оп. 1. Д. 468.

10. ГААК. Ф. П. 482. -Оп 1. Д. 556.

11. ГАРФ. Ф.А. 2306. Оп. 70. Д. 6149.

12. ГАРФ. Ф.А. 2306. Оп. 70. Д. 6151.

13. ГААК. Ф.П. 1. Оп. 18. Д. 245.

14. ГАРФ. Ф.А. 2306. Оп. 70. Д. 6158.

References

1. Kalinin M., Gorkin A. USSR Law "On Universal Military Duty". Pravda. 1939, No. 202 dated September 3. P. 5. (In Russ.).

2. State Archive of the Russian Federation (GARF). F.A. 2306. Op. 70. D. 6150. (In Russ.).

3. GARF. F.A. 2306. Op. 70. D. 2638. (In Russ.).

4. Shaipak L.A., Krasnova R.R., Fedorov E.S. Material and Technical State of the School Education System during the Great Patriotic War: Moscow. Pedagogical Education and Science. 2019. No. 4, P. 68-74. (In Russ.).

5. Dorosheva O.A. School Education in the Southern Urals during the Great Patriotic War (1941-1945): Ph. D. thesis. Orenburg, 2003. 222 p. (In Russ.).

6. Guzenko Z.I. Educational and Methodological Work in Secondary Schools of the Urals during the Great Patriotic

War. Historical and Pedagogical Readings. No.9. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2005, P. 37-43. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=18961674 (accessed: 10.03.2023) (In Russ.).

7. State Archive of the Altai Territory (GAAK) F. R 1. Op. 1. D. 25. (In Russ.).

8. GARF. F.R-2306. Op. 70. D. 61-60. (In Russ.).

9. GAAK. F. R 482. Op. 1. D. 468. (In Russ.).

10. GAAK. F. R 482.- Op. 1. D. 556. (In Russ.).

11. GARF. F.R. 2306. Op. 70. D. 6149. (In Russ.).

12. GARF. F.R. 2306. Op. 70. D. 6151. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. GAAK. F.R 1. Op. 18. D. 245. (In Russ.).

14. GARF. F.R 2306. Op. 70. D. 6158. (In Russ.).

Информация об авторах:

H.Д. Ростов, доктор исторических наук, руководитель Центра истории и культуры, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Россия;

И.А. Климова, аспирант института истории, социальных коммуникаций и права, Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия.

About the authors:

N.D. Rostov, Doctor of History, Director, Center of History and Culture, Polzunov, Altai State Technical University, Barnaul, Russia;

I.A. Klimova, Postgraduate Student, Institute of History, Social Communications and Law, Altai State Pedagogical university, Barnaul, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.