Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ И ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНСЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ'

МАТЕРИАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ И ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНСЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
статистическая отчетность / негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) / отходы / электронная модель / санитарная очистка / экологическое страхование / statistical repors / negative impact on the environment / waste / digital model / sanitary cleaning / environmental insurance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Никанорова, Д.А. Лебедев

Основные виды обязательных в РФ статистической отчетности и платежей за негативное воздействие на окружающую среду для собственников отходов и операторов в сфере обращения с отходами с учетом последних изменений в законодательстве приведены в статье со сроками сдачи. Объединение единой государственной системы учета отходов от использования товаров и государственной информационной системы учета твердых бытовых отходов после их передачи Российскому экологическому оператору в 2021 г. имеет следующие перспективы: позволит определять корреляции потоков отходов всех классов опасности и финансовых платежей и может способствовать достоверному прогнозу собираемости платежей за НВОС и на восстановление окружающей среды. Гарантом страхования экологических рисков при возникновении аварий и внештатных ситуаций может послужить и воссоздание экологических фондов, но возвращение к региональным и федеральному экологическим фондам со схожей организационной структурой, применявшейся до 2002 г., возможно только с современной усовершенствованной системой государственного контроля. Современные электронные модели генеральных схем санитарной очистки и территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также применение современных цифровых и интерактивных способов взаимодействия органов местного самоуправления, повысит конкурентоспособность страны на глобальном рынке, укрепит национальную безопасность и улучшит качество жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.А. Никанорова, Д.А. Лебедев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAW — MATERIAL AND FINANCIAL BALANCES IN THE WASTE MANAGEMENT SYSTEM

The article presents main types of statistic reporting and payments for negative impact on the environment in the Russian Federation for waste owners and operators in the field of waste management, taking into account the latest changes in legislation according to the deadlines. The unification of the state system of the waste accounting and the state information system for its accounting after their transfer to the Russian Environment Operator (REO) in 2021 seems promising — it will allow to determine the correlation of waste streams of all hazard classes and financial payments and can contribute to a reliable forecast of the collection of payments for negative impact on the environment and for the restoration of the environment. Reconstruction of environmental funds can also serve as a guarantor of insurance of environmental risks in the event of accidents and emergency situations, but a return to regional and federal environmental funds with a similar organizational structure that was used until 2002 is possible only with a modern improved system of state control. Modern digital models for sanitary cleaning and territorial waste management layouts, as well as the use of modern digital and interactive methods of interaction between local governments will increase the country's competitiveness in the global market, strengthen of national security and improve the quality of life of the population.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ И ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНСЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ»

УДК 628.4 DOI: 10.24412/1816-1863-2021-3-51-61

МАТЕРИАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ А. А. Никанорова, к. г. н, научный

И ФИНАНСОВЫЙ

О»

о

о -1

а> г>

сотрудник лаборатории систем обращения с отходами, БАЛАНСЫ В СИСТЕМЕ Федеральный исследовательский центр

ОБРА^ЦЕНИЯ С ОТХОДАМИ Научно-исследовательский центр я

экологической безопасности РАН, a.a.nikanorova@gmail.com, Москва, Россия, п

Д. А. Лебедев, генеральный директор, с

Общество с ограниченной о

ответственностью «Научно-проектная т

организация «МЕГАПОЛИС», eco@themegapolis.ru,

о\ а>

ы

г> -i тз

Москва, Россия о

т

а>

О-

Г>

Основные виды обязательных в РФ статистической отчетности и платежей за негативное воздействие на окружающую среду для собственников отходов и операторов в сфере обращения с

отходами с учетом последних изменений в законодательстве приведены в статье со сроками сда- Q

чи. Объединение единой государственной системы учета отходов от использования товаров и го- q

сударственной информационной системы учета твердых бытовых отходов после их передачи о

Российскому экологическому оператору в 2021 г. имеет следующие перспективы: позволит оп- р

ределять корреляции потоков отходов всех классов опасности и финансовых платежей и может О

способствовать достоверному прогнозу собираемости платежей за НВОС и на восстановление п

окружающей среды. Гарантом страхования экологических рисков при возникновении аварий и о

внештатных ситуаций может послужить и воссоздание экологических фондов, но возвращение °

к региональным и федеральному экологическим фондам со схожей организационной структу- ^

рой, применявшейся до 2002 г., возможно только с современной усовершенствованной системой О

государственного контроля. Современные электронные модели генеральных схем санитарной й

очистки и территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальны- п

ми отходами, а также применение современных цифровых и интерактивных способов взаимо- в

действия органов местного самоуправления, повысит конкурентоспособность страны на гло- Q бальном рынке, укрепит национальную безопасность и улучшит качество жизни населения.

The article presents main types of statistic reporting and payments for negative impact on the environment in the Russian Federation for waste owners and operators in the field of waste management, taking into account the latest changes in legislation according to the deadlines. The unification of the state system of the waste accounting and the state information system for its accounting after their transfer to the Russian Environment Operator (REO) in 2021 seems promising — it will allow to determine the correlation of waste streams of all hazard classes and financial payments and can contribute to a reliable forecast of the collection of payments for negative impact on the environment and for the restoration of the environment. Reconstruction of environmental funds can also serve as a guarantor of insurance of environmental risks in the event of accidents and emergency situations, but a return to regional and federal environmental funds with a similar organizational structure that was used until 2002 is possible only with a modern improved system of state control. Modern digital models for sanitary cleaning and territorial waste management layouts, as well as the use of modern digital and interactive methods of interaction between local governments will increase the country's competitiveness in the global market, strengthen of national security and improve the quality of life of the population.

Ключевые слова: статистическая отчетность, негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), отходы, электронная модель, санитарная очистка, экологическое страхование.

Keywords: statistical repors, negative impact on the environment, waste, digital model, sanitary cleaning, environmental insurance.

Введение

Неотъемлемой частью сферы санитарной очистки населенных пунктов являются проблемы обращения с отходами, решением которых обеспокоены граждане, озадачены органы власти всех уровней, в том числе в рамках национального проек-

та «Экология». Участников системы обращения с отходами условно подразделяют на три группы. Контрольно-надзорные и исполнительные органы власти осуществляют контроль и учет выполнения услуг по обращению с отходами операторами в интересах собственников отходов с уче-

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а

О ^

О

о

и

Ш

IX

О ^

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т

О

том требований к качеству окружающей среды и в рамках д ействующего в РФ правового поля [1]. В основе учета и статистики отходов на государственном уровне положены разработка предприятиями, организациями и юридическими лицами природоохранной документации, организация и ведение производственных работ на предприятии, ведение учетной документации и плата за загрязнение окружающей среды и т. п.

Целью текущего исследования является анализ возможности получения полноохватных статистических д анных в сфере обеспечения экологической безопасности, восстановления природной среды, поддержания ее качества на основе баланса потоков отходов и финансов (платежей и налогов) между участниками системы обращения с отходами, сформированного по материалам официальных отчетов и докладов Министерства природных ресурсов и экологии, с учетом последних изменений в законодательстве РФ.

Обязанности и нормативные требования к участникам в системе обращения с отходами

Все участники системы обращения с отходами в Российской Федерации обязаны соблюдать все нормативные требования, действующие на территории осуществления операций и процедур обращения с отходами [1].

Собственники отходов (население и юридические лица) образуют отходы, являясь потребителями услуг по обращению с отходами, отчуждают отходы после передачи их региональному оператору по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТКО) (далее региональный оператор) или операторам. Население осуществляет платежи за коммунальные услуги по тарифам за услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Юридические лица (производственные предприятия, гаражные кооперативы, объекты социокультурного и коммунально-бытового назначения и т. д.) в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства обязаны вести учет всех своих отходов и осуществлять регулярные платежи. Юридические лица вправе решить, как обращаться с отходами производства и потребления, кро-

ме ТКО, за которые отвечают региональные операторы, но некоторые юридические лица вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО согласно п. 6 ст. 24.7 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее № 89-ФЗ), также операторы должны обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» [2]. Раздельное накопление ТКО допустимо федеральным законодательством в рамках Постановления Правительства РФ № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (см. п. 21) с письменного разрешения регионального оператора [3].

Собственники отходов, проживающие в многоквартирных домах и в частных домах, также вправе самостоятельно или от лица товариществ собственников недвижимости и жилья (далее ТСН и ТСЖ) или управляющих компаний (далее УК) организовать раздельное накопления ТКО на своей территории (частная территория, придомовая территория многоквартирного дома). Услуги по вывозу раздельно накопленных отходов могут оказывать как региональные операторы, так и операторы.

Региональный оператор (как исполнитель услуг по обращению с отходами) несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО. Региональные операторы могут привлекать на коммерческой основе иных операторов, которые несут наравне с региональным оператором административную и уголовную ответственность за нарушение экологической безопасности и законодательства при обращении с ТКО. Региональные операторы по обращению с ТКО также в праве осуществлять обращение с другими видами отходов, в т. ч. и медицинскими (при наличии соответствующего оборудования) по гражданским договорам. Обязательному лицензированию подлежат сбор, транспортирование, обра-

ботка, утилизация (в т. ч. энергетическая утилизация) и размещение отходов, которая включает в себя хранение и захоронение отходов I—IV классов опасности. Услуги региональных операторов и операторов оплачивают собственники отходов (население, юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы).

Контрольно-надзорные органы (Роспри-роднадзор, Роспотребнадзор, Министерство природных ресурсов и экологии) и органы исполнительной власти разных уровней (муниципальные, региональные, федеральные) разрабатывают, утверждают нормативные правовые и программные документы, ведут статистический учет показателей в системе обращения и т. п.

26 июля 2019 г. внесены изменения в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», которые вступили в силу с 25 сентября 2019 г., в которых ключевыми изменениями стали введение новых операторов и действующих участников системы обращения с отходами [4]. В 2019 г. в соответствии с указом Президента РФ создана публично-правовая компания Российский экологический оператор (далее РЭО), которая разрабатывает и корректирует федеральную схему обращения с ТКО, проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональных программ и территориальных схем обращения с отходами. Кроме того, РЭО осуществляет управление и координацию материально-сырьевого баланса (потоков отходов и финансовых потоков в системе обращения с отходами) и деятельности региональных операторов.

Виды статистической и финансовой отчетности для собственников отходов и операторов в сфере обращения с отходами и охраны окружающей среды в РФ

Требования к нормированию деятельности, в результате которой происходит загрязнение окружающей среды, в том числе отходами, различаются в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [5] присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствую-

щей категории, осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Основными показателями в различных отчетных документах (см. табл. 1) приняты масса загрязняющих веществ, в том числе и отходов, классы их опасности, образованных, собранных, переданных, утилизированных, обезвреженных переработанных или переданных на хранение или размещение и т. п. С 15 марта 2013 г. всем юридическим лицам необходимо предоставлять информацию об образованных, транспортированных, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, об объектах размещения, обезвреживания, использования и используемых технологиях по утилизации и переработке отходов.

Отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий осуществляется на основании критериев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 № 1029. При этом, согласно ст. 16 Закона № 7-ФЗ, под видами негативного воздействия понимаются несколько видов воздействия, в том числе хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Таким образом, собственно образование и накопление отходов, при отсутствии на объекте иных видов негативного воздействия, таких как: осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, либо осуществление деятельности по размещению отходов, не является основанием для постановки такого объекта на государственный учет. После 1 января 2019 г. при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, разработка нормативов образования и лимитов на их размещение не требуется. Разделом II формы № 2-ТП (отходы), начиная с отчетного периода 2019 г., введена официальная статистическая отчетность в отношении ТКО, в том числе образуемых населением.

На основании ежегодной отчетности, предоставляемой собственниками отходов (юр. лица), региональными операто-

о>

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I

оз

а

о

m i-

U

w

CO

О X

О ^

и а О СР

О

о

са

U

Ш

IX

О СР

I-

и

и о

X

и о

с

о

со Ф

vo

О ^

U

ш

т

о (Г)

Таблица 1

Основные виды статистической и финансовой отчетности для собственников отходов (юридических лиц) и операторов в сфере обращения с отходами и охраны окружающей среды в РФ

Наименование отчета Нормативная документация Сроки предоставления в контролирующую инстанцию

Ежеквартальный журнал учета в области обращения с отходами Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» За I квартал — до 10 апреля За II квартал — до 10 июля За III квартал — до 10 октября За IV квартал — до 10 января

Ежеквартальная отчетная форма к порядку ведения регионального кадастра учета отходов Распоряжения (иные нормативные правовые акты) региональных властей и т. п.

Внесение авансовых платежей за НВОС Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Сведения о текущих затратах на окружающую среду (форма 4-ОС)* Приказ Росстата от 01.08.2018 № 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» До 25 января

Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления» Приказ Росстата от 19.08.2019 № 459 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» До 1 февраля

Внесение платы за НВОС Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» До 1 марта

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» До 10 марта

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (отчет по программе ПЭК) Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» До 25 марта

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации Постановление Правительства РФ от 21.12.2015 № 1417 «Об утверждении положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки» До 1 апреля

Форма расчета экологического сбора Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» До 15 апреля

Окончание табл. 1

Наименование отчета Нормативная документация Сроки предоставления в контролирующую инстанцию

Технический отчет по обращению с отходами Приказ Минприроды от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» Не позднее 10 дней после окончания действия предыдущего продления или д аты выдачи д о-кумента об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Программа производственного экологического контроля Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» При изменении количества образующихся и накапливаемых отходов производства и потребления. При изменении отходо-образующих процессов

Декларация о воздействии на окружающую среду Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» 1 раз в 7 лет. При изменении количества образующихся и накапливаемых отходов производства и потребления. При изменении отходо-образующих процессов

рами и иными операторами, муниципальными органами власти в региональные министерства и комитеты, в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Министерство экологии и природных ресурсов РФ) систематизируется и обрабатывается информация в области обращения с отходами, формируются отчеты и доклады о состоянии окружающей среды в регионах и в стране в целом (табл. 2) [6].

Схемы потоков отходов и финансов (платежей и налогов) между участниками системы обращения с отходами

Институт обязательных отчислений и платежей за негативное воздействие на окружающую среду (воздух, вода, почва) в настоящее время хорошо налажен и функционирует с 1992 г. [7]. До 2001 г. в РФ экологические платежи поступали в экологические фонды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местные экологические фонды в целях реализации феде-

ральных и иных экологических программ, и проектов (утвр. Постановлением Совмина РСФСР от 29 июня 1992 г. № 442 «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации»). Федеральный экологический фонд взаимодействовал со всеми нижестоящими экологическими фондами и находился под контролем региональных исполнительный властей, контролирующих органов, бизнеса и общественности. После ликвидации экологических фондов в 2001 г. (Постановление Правительства РФ 11 октября 2001 г. № 721 «О ликвидации Федерального экологического фонда РФ») институт исчисления платежей и штрафов сохранился, но несколько раз менялся, платежи стали консолидироваться в бюджет. В 2017 г. был принят обновленный порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среды (см. рис. 1) (принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду) [8].

О) ^

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

Ш ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I оз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а О СР

О

а

и

Ф

IX

о

СР

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т X

О

Постановка на учет и получении категории НВОС

• Постановка объектов НВОС на государственный учет

• Присвоение категории объекта НВОС

Нормирование деятельности по обращению с отходами

• ПНООЛР/Отчет

о неизменности процесса

• Отчет МСП

Статистический учет отходов

• 2-ТП Отходы

• Отчет МСП

Экологические платежи

Плата за НВОС Экологический сбор

г Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по региону

• Сбор и обработка статистической и финансовой отчетности

г Министерство (комитеты) природных ресурсов и экологии региона

• Сбор и обработка статистической отчетности

•2-ТП Отходы

• Отчет МСП

• Подача сведений для регионального кадастра отходов

Рис. 1. Статистическая и финансовая отчетность для юридических лиц в сфере обращения

с отходами до 01.01.2019

Таблица 2

Сравнительные сведения об отходах за 2018 и 2019 гг.

Показатель 2018 г. 2019 г.

Образовано отходов всего 7266,05 млн т 7750,8 млн т

в т. ч. ТКО н/д 61,1 млн т

Обработано отходов 30,51 млн т 237,2 млн т

(0,4 % от образованных) (3 % от образованных)

в т. ч. ТКО н/д 18,186 млн т

(29,7 % от образованных)

Утилизировано отходов всего 3805,17 млн т 3857,2 млн т

(52 % от образованных) (50 % от образованных)

в т. ч. ТКО н/д 2,674 млн т

(4,4 % образованных)

Обезврежено отходов всего 13,19 млн т 24,5 млн т

(0,2 % от образованных) (0,3 % от образованных)

в т. ч. ТКО н/д 1,243 млн т

(2 % образованных)

Размещено отходов на хранение 2546,2 млн т 2 621, 9 млн т

(35 % от образованных) (34 % от образованных)

Захоронено отходов 1029,23 млн т 1178,8 млн т

(14 % от образованных) (15,2 % от образованных)

в т. ч. ТКО н/д 43,9 млн т

(72 % образованных)

Население

• Население постоянное МКД (под управлением управляющих компаний, ТС)

• Население постоянное ИЖС

• Население сезонноре (под управлением ДНП, СНТ)

Юридические лица

• Организации социокультурной среды

• Промышленные предприятия

• И прочие виды деятельности

Российский экологический оператор

Региональный оператор

Операторы по обращению с отходами

Исполнительна власть субъекта Федерации (министерства/комитеты природных ресурсов и экологии региона)

\

\

\

ч

n

\Ч Ч

Законодательные органы власти субъекта Федерации

Федеральной службы государственной статистики

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Условные обозначения

-Поток отходов

_ _ _ __Поток финансов

_ _ _ __Статистическая отчетность

Рис. 2. Схема материально-сырьевого и финансового потоков в системе обращения с ТКО

в РФ после 25.09.2019 и до 02.07.2021

О) ^

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

Ш ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

О

Одним из источников финансирования и формирования бюджета являются платежи ЖКХ за оказание услуг по обращению с отходами региональным оператором, которые регулируются тарифами, также как обработка, обезвреживание, захоронение ТКО и энергетическая утилизация.

Производители и импортеры товаров обязаны утилизировать произведенную или ввезенную на территорию страны продукцию. Они могут делать это самостоятельно либо оплатить экологический сбор (далее экосбор) — это неналоговый платеж, который уплачивается производителями и импортерами товаров по каждой группе товаров, включая упаковку, по которым установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров (например, бытовые электрические приборы, упаковка из бумаги, гофрированного и негофрированного картона и т. д.). Производители и импортеры всех видов товаров и упаковки обязаны сдавать отчетность по экологическому сбору.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) в части обращения с отходами взымается за хранение, захоронение отходов производст-

ва и потребления (размещение отходов). Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, которая является главным администратором доходов бюджетов от платы за НВОС.

После ввода новых участников системы обращения с отходами региональных операторов и РЭО (изм. № 89-ФЗ в 2016, 2019 гг.) структура потоков отходов, статистической отчетности и платежей за НВОС несколько изменилась, часть отчетности за ТКО и НВОС взяли на себя региональные операторы (рис. 2).

Плата за загрязнение окружающей среды является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среды (см. табл. 1). Плата за НВОС взымается по географическому принципу на восстановление территории, где расположен объект размещения отходов (по ОКТМО), и проверяется инспекторами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Экологи -ческие платежи в части обращения с отходами поступают в бюджет по четырем

X

о

ы

Г) -I

оз

а

о

т

I-

и

со О X

О ^

и а

О ^

О

о

и

Ш

IX

О ^

I-

и

и о

X

и о с

о

со ф

Ю ч;

О ^

и Ф т

О

основным кодам за размещение отходов производства и потребления и твердых коммунальных отходов, соответственно по два кода на сами платежи и пени, по одному коду осуществляется экологический сбор.

Результаты и обсуждение

На настоящий момент по словам министра природных ресурсов и экологии А. А. Козлова собираемость экологических платежей — около 23 млрд руб./год, но лишь 2 % этих денег реально уходит на экологическую повестку [9]. Природо-пользователю сложно отследить целевое расходование платежей, внесенных им в бюджет, в том числе в связи с особенностями расчетов платежей. С 1 января 2020 г. к ставке платы за размещение отходов с превышением лимитов применяется коэффициент 25. За сверхлимитное загрязнение взымаются достаточно высокие штрафы, предусмотренные нормативными и правовыми документами РФ. Можно предположить, что потоки отходов и финансов не имеют постоянной линейной зависимости, ввиду специфики расчетов платежей и применения повышающих коэффициентов, стохастичности природных процессов, которые влияют на деятельность природопользователей.

Сверхлимитные загрязнения и последствия внештатных ситуаций предусмотрены и в экологических рисках, перекладываемых на страховые компании. Однако на настоящий момент нет достаточной нормативной основы создания и функционирования системы обязательного экологического страхования, которое обусловит развитие хорошо налаженного экологического аудита, и, как следствие, поспособствует соблюдению природоохранного и экологического законодательства [10].

В деловой общественности периодически появляются предложения ликвидировать платежи, но это не представляется перспективным, потому что платежи позволяют отслеживать не только материально-сырьевые потоки отходов (загрязнений) и финансов, но и вести статистику воздействия, в том числе загрязнения окружающей среды.

Гарантом страхования экологических рисков может стать и воссоздание эколо-

гических фондов, т. е. реализации п. 26 подпункта «н» «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176), в котором прописано «создание и развитие системы экологических фондов».

Одним из этапов «большой экологической реформы» в РФ стала автоматизация сбора и обработки статистической информации об отходах через интернет. С 17 декабря 2012 г. Росприрод надзор перешел на прием отчетности от природо-пользователей в электронном виде через личный кабинет. Во всех территориальных подразделениях Росприроднадзора рекомендуют использовать бесплатное средство подготовки отчетности природопользо-вателя — «Модуль природопользователя». Через личный кабинет принимаются отчеты (см. табл. 1), а также заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.

После подписания Президентом РФ Федерального закона от 02.07.2021 № З56-ФЗ о внесении изменений в отдельные законы РЭО становится единым оператором систем учета отходов в России. Российский экологический оператор будет контролировать сразу две системы учета отходов, а именно единую государственную систему учета отходов от использования товаров (далее ЕГИС УОИТ) и государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (далее ГИС УТКО). Ранее функции операторов электронных систем в сфере обращения с отходами делили Росприрод-надзор и Минприроды.

В ГИС УТКО должны содержаться элементы электронной модели федеральной схемы, которую разрабатывает РЭО, в том числе информацию об источниках образования отходов, объектах обращения с ними, схемы потоков и др. информацию, размещенную федеральными, региональными и муниципальными властями и операторами, а также иными лицами, которые обязаны это делать в соответствии с № 89-ФЗ. В рамках ГИС УТКО планируется обеспечить прослеживаемость движения отходов, ведение учета по всем целевым показателям, установленным в регионах, в том числе о взаимодействии с

потребителями, сборе платежей и многом другом.

Другая государственная информационная система УОИТ содержит информацию об упаковке от использованных товаров, учет которой необходим в рамках применения системы расширенной ответственности производителя.

После 2016 г. широкое распространение получили электронные модели генеральных схем санитарной очистки и территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО (например, электронная модель «Мегаполис»), которые дают возможность работать с интерактивными картографическими материалами, содержащими ключевые и плановые показатели в системе обращения с отходами и санитар -ной очистки населенных пунктов, учета и контроля за движением отходов и многом другом. Подобные проекты в первую очередь необходимо разрабатывать для нужд органов местного самоуправления и региональных властей, они дают возможность привлекать население к участию в усовершенствовании городской и сельской среды.

Заключение

1. Приведен план основных видов статистической отчетности и экологических платежей для собственников отходов (юридических лиц) и операторов в сфере обращения с отходами и охраны окружающей среды в РФ с учетом сроков сдачи.

2. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Ответственный подход собственников отходов, операторов в ведении статистики позволяет в некоторой степени оценивать эффективность управления в области обращения с отходами, результативность экологической политики государства и достижение целей Национальных проек-

тов «Экология», «Жилье и городская среда» [11].

Экологические платежи и штрафы не дают полной информации о потоках отходов, потому что всегда существует вероятность появления сверхлимитного загрязнения, сокрытия данных и несвоевременного внесения платежей природо-пользователями, нарушения технических процессов и возникновения внештатных ситуаций, стохастичность природных процессов и т. п.

Гарантом страхования экологических рисков при возникновении аварий и внештатных ситуаций может послужить и воссоздание экологических фондов, но возвращение к региональным и федеральному экологическим фондам, со схожей организационной структурой, применявшейся до 2002 г., возможно только с современной усовершенствованной системой государственного контроля.

Представляется перспективным объединение единой государственной системы учета отходов от использования товаров и государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов после их передачи Российскому экологическому оператору в 2021 г., что позволит определять корреляции потоков отходов всех классов опасности и финансовых платежей и может способствовать достоверному прогнозу собираемости платежей за НВОС и на восстановление окружающей среды.

Современные электронные модели генеральных схем санитарной очистки и территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, а также применение современных цифровых и интерактивных способов взаимодействия органов местного самоуправления, повысит конкурентоспособность страны на глобальном рынке, укрепит национальную безопасность и повысит качество жизни населения.

о>

о

О -1

х

а>

Г)

а

¡а

б

а>

ы

О ^

а

г> л

О г>

г>

-I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

а

о ~о о ш

г> ^

о

X

о

ы

Г) -I оз

а

Литература

1. Лебедев Д. А., Никанорова А. А. Раздельное накопление и сбор отходов: перспективы и возможности // Гидрометеорология и экология. — 2020. — № 61. — С. 507—520. 10.33933/2074-27622020-61-507-520.

2. Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» // Электронный фонд правовой и

и

со О

нормативно-технической документации «Техэксперт». — URL: http://docs.cntd.ru/document/ О 420358237, дата обращения 11.08.2021.

3. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической доку-X ментации «Техэксперт». — URL: http://docs.cntd.ru/document/420382731/, дата обращения

О 11.08.2021.

О 4. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Элект-

и ронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт». — URL: http://

О docs.cntd.ru/document/901711591, дата обращения 11.08.2021.

О

5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 2 июля 2021 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации s «Техэксперт». — URL: https://docs.cntd.ru/document/901808297, дата обращения 11.08.2021.

¡^ 6. Приказ № 194 от 15.04.2021 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «Об

и утверждении доклада о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-

ния в 2020 году» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической д окументации «Техэксперт». — URL: https://docs.cntd.ru/document/603884860, дата обращения 11.08.2021. О 7. Пост. Совмина РСФСР от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы

и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт». — URL: https://docs.cntd.ru/document/9003366, дата обращения

Ф

(р I-

и

О 11.08.2021.

О

и

Пост. Правительства РФ от 17 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за нега-

X

и

Ö тивное воздействие на окружающую среду» // Электронный фонд правовой и нормативно-тех-

О нической документации «Техэксперт». — URL: https://docs.cntd.ru/document/420393404, дата об-

Ф ращения 11.08.2021.

^ 9. Экологические платежи станут «окрашенными» в 2023 году // Российская газета. — URL: https://

rg.ru/2021/08/30/ekologicheskie-platezhi-stanut-okrashennymi-v-2023-godu.html, дата обращения 31.08.2021.

Ф 10. Лебедева А. А. Индикаторный подход при оценке качества системы обращения с отходами // х Экология урбанизированных территорий. — 2010. — № 1. — С. 63—67.

О 11. Официальный сайт Правительства Российской Федерации // Электронный ресурс. — URL: О http://government.ru/info/35569, дата обращения 11.08.2021.

(Г) _

RAW — MATERIAL AND FINANCIAL BALANCES IN THE WASTE MANAGEMENT SYSTEM

A. A. Nikanorova, Ph. D. (Geography), researcher, Laboratory of Waste Management Systems, Federal research center Scientific research center for Environmental Safety, Russian Academy of Sciences, a.a.nikanorova@gmail.com, Moscow, Russia,

D. A. Lebedev, General manager, Science and engineering company "MEGAPOLIS" Ltd, eco@themegapolis.ru, Moscow, Russia

References

1. Lebedev D. A., Nikanorova A. A. Razdelnoe nakoplenie i sbor othodov:perspektivy i vozmozhnosti [Separate waste accumulation and collection: prospects and opportunities] // Hydrometeorology and ecology. — 2020. — № 61. — P. 507—520, doi: 10.33933/2074-2762-2020-61-507-520 [in Russian].

2. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 03.06.2016 № 505 Ob utverzhdenii Pravil kommercheskogo ucheta ob'yema i (ili) massy tverdykh kommunal'nykh otkhodov [Decree of the Government of the Russian Federation of 03.06.2016 No. 505 On approval of the Rules for commercial accounting of the volume and (or) mass of municipal solid waste] // Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumen-tatsii "Tekhekspert". — URL: http://docs.cntd.ru/document/420358237, date of access 11.08.2021 [in Russian].

3. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 12.11.2016 № 1156 "Ob obrashchenii s tverdymi kommunal'nymi otkhod-ami i vnesenii izmeneniya v postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 25 avgusta 2008 goda № 641" [Decree of the Government of the Russian Federation of November 12, 2016 No. 1156 "On the management of municipal solid waste and amendments to the decree of the Government of the Russian Federation of August 25, 2008 No. 641"] // Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy do-kumentatsii "Tekhekspert". — URL: http://docs.cntd.ru/document/420382731, date of access 11.08.2021 [in Russian].

4. Federal'nyy zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ Ob otkhodakh proizvodstva i potrebleniya [Federal Law of June 24, 1998 No. 89-03 On Production and Consumption Wastes] // Elektronnyy fondpravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii "Tekhekspert" Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy do- 0

kumentatsii "Tekhekspert". — URL: http://docs.cntd.ru/document/901711591, date of access 11.08.2021 [in Russian].

5. Federal'nyy zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ "Ob okhrane okruzhayushchey sredy" (s izmeneniyami na 2 iyulya

2021 goda) [Federal Law of 10.01.2002 No. 7-FZ "On Environmental Protection" (as amended on July n 2, 2021)] // Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii "Tekhekspert". — q

URL: https://docs.cntd.ru/document/901808297, date of access 11.08.2021 [in Russian]. 6. Prikaz № 194 ot 15.04.2021 Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere prirodopol'zovaniya "Ob utverzhdenii

& 3

doklada o deyatel'nosti Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere prirodopol'zovaniya v 2020 godu" [Order No. 0 194 of 15.04.2021 of the Federal Service for Supervision of Natural Resource Use "On approval of the a report on the activities of the Federal Service for Supervision of Natural Resource Use in 2020"], Ele- n

ktronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii "Tekhekspert". — URL: https:// 0

n

docs.cntd.ru/document/603884860, date of access 11.08.2021 [in Russian]. 7. Post. Sovmina RSFSR ot 28 avgusta 1992 g. № 632 "Ob utverzhdenii Poryadka opredeleniya platy i yeye predel'nykh razmerov za zagryazneniye okruzhayushchey prirodnoy sredy, razmeshcheniye otkhodov, drugiye

vidy vrednogo vozdeystviya" [Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR dated August 28, 1992 o

No. 632 "On approval of the Procedure for determining the payment and its maximum amounts for environmental pollution, waste disposal, and other types of harmful effects"] // Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii "Tekhekspert". — URL: https://docs.cntd.ru/document/ 9003366/, date of access 11.08.2021 [in Russian]. q

8. PostanovleniyePravitel'stva RF ot 17 marta 2017 g. № 255 "Ob ischislenii i vzimanii platy za negativnoye Q vozdeystviye na okruzhayushchuyu sredu" [Resolution of the Government of the Russian Federation of s March 17, 2017 No. 255 "On the calculation and collection of fees for negative impact on the environ- _0 ment"] // Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii "Tekhekspert". — URL: https://docs.cntd.ru/document/420393404, date of access 11.08.2021 [in Russian].

9. Ekologicheskiye platezhi stanut "okrashennymi" v 2023 godu [Environmental payments will be "colored" o in 2023] // Rossiyskaya gazeta. — URL: https://rg.ru/2021/08/30/ekologicheskie-platezhi-stanut- r

okrashennymi-v-2023-godu.html, date of access 31.08.2021 [in Russian].

T3 O m

n

X

10. Lebedeva A. A. Indikatornyj podhodpri ocenke kachestva sistemy obrasheniya s othodami [Evaluation mu- O nicipal solid waste handling system using indicators] // Ecology of urban areas. — 2010. — № 1. — ^ P. 63—67 [in Russian]. n

11. Ofltsial'nyy sayt pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii [The official website of the government of the Russian b Federation] // Electronic resource. — URL: http://government.ru/info/35569/, date of access 11.08.2021

[in Russian].

61

№3, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.