Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ДОГОВОРА'

МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ДОГОВОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
договор / туризм / услуга / турист / турагент / контрагент / правовая природа / возмездный / концепции / туристский продукт / законодательство / туристский договор / договор купли продажи / contract / tourism / service / tourist / travel agent / counterparty / legal nature / compensated / concepts / tourist product / legislation / tourist contract / contract of sale

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванюк Ольга Степановна

В статье рассматривается одна из социально-экономически значимых сфер развития государства туризм. Реализация туристского продукта предполагает заключение договора между заказчиком и исполнителем, где последний на основании этого договора оказывает туристскую услугу. В настоящей статье представлена материально-правовая сущность туристского договора, раскрыты его специфические аспекты, представлены точки зрения на правовую природу самого туристского договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванюк Ольга Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIVE AND LEGAL ESSENCE OF THE TOURIST CONTRACT

The article deals with one of the socio-economically significant areas of the development of the state tourism. The implementation of a tourist product involves the conclusion of an agreement between the customer and the contractor, where the latter, on the basis of this agreement, provides a tourist service. This article presents the material and legal essence of the tourist agreement, its specific aspects are disclosed, and points of view on the legal nature of the tourist agreement itself are presented.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ДОГОВОРА»

УДК 34

МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ДОГОВОРА

Иванюк Ольга Степановна

Аспирант кафедры гражданского процесса,

ФБГОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

В статье рассматривается одна из социально-экономически значимых сфер развития государства - туризм. Реализация туристского продукта предполагает заключение договора между заказчиком и исполнителем, где последний на основании этого договора оказывает туристскую услугу. В настоящей статье представлена материально-правовая сущность туристского договора, раскрыты его специфические аспекты, представлены точки зрения на правовую природу самого туристского договора.

Ключевые слова: договор, туризм, услуга, турист, турагент, контрагент, правовая природа, возмездный, концепции, туристский продукт, законодательство, туристский договор, договор купли продажи.

Одним из важней направлений социально-экономической деятельности выступает туризм. С начала XX века большинство стран стали обращать особое внимание на туристскую отрасль как на способствующее развитию культуры и росту экономики направление. Россия не стала исключением и присоединилась к данной тенденции с полным осознанием необходимости реализации эффективной государственной политики в условиях прогрессирующей индустрии туризма. Туризм является одним из наиболее устойчивых видов бизнеса в России и характеризуется большим количеством субъектов, реализующих туристскую деятельность он рассматривается как специфическая отрасль, требующая скрупулезного подхода в реализации, а именно -регулирования отношений по оказанию туристских услуг. Это и обусловливает централизацию туристского договора в условиях оказания туристских услуг. В настоящем контексте стоит подчеркнуть то, что договорные отношения между туристкой фирмой и самим туристом рассматриваются как отношения заказчика и исполнителя.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ исполнитель по договору о возмездном оказании услуг обязуется осуществлять действия для заказчика, который в свою очередь должен оплатить реализуемые услуги [1]. Однако, как было отмечено выше, туристская отрасль обладает своими специфическими характеристиками, в отличие от других видов оказания услуг возмездного характера. Так, помимо ГК РФ, рассматриваемая нами деятельность регулируется Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о туристской деятельности] от 24.11.1996 N 132-Ф3 [2], а также Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» [3] и т.д. В соответствии со ст. 1, 10 Закона о туристской деятельности туристский продукт реализуется на основании заключенного между туроператором (турагентом) и заказчиком письменного договора, который должен соответствовать законодательству. Законодатель данный договор определяет, как договор о реализации туристского продукта.

При анализе российского законодательства, направленного на регулирование отношений заказчика и исполнителя можно обнаружить, что наименования рассматриваемого нами договора данные в разных нормативных актах разнятся. Например, в ст. 779 и 1212 ГК РФ упоминается договор оказания услуг по туристскому обслуживанию.

Так, в утратившей силу редакции Закона о туризме упоминался противоречащий ст. 799 ГК РФ термин «договор розничной купли-продажи». Данные различия актуализировали вопрос о том, какой из правовых актов наиболее приоритетен.

Касаясь вопроса об обязательствах туроператора/турагента (исполнителя], некоторые ученые отмечают, что в эти обязательства входит предоставление ряда следующих услуг: размещение, перевозка, питание. Что касается термина, примененного в ГК РФ - «обслуживание», то здесь, авторы отмечают широту содержания в отличие от другого термина «услуга». Так, термин «услуга» рассматривается как структурный компонент «обслуживания» [6]. Организации, осуществляющие туристскую деятельности реализуют услуги, например, по продаже различных сувениров и товаров, что предусматривает использование такого определения как «туристские услуги» вместо «услуги по туристскому обслуживанию». В свою очередь, договор, заключаемый между туристом и туристкой фирмой следует именовать «договором оказания туристских услуг» [9].

Ряд исследователей придерживаются суждения, где в качестве наиболее правильного термина, отражающего сущностную характеристику рассматриваемого договора является «договор о туристском обслуживании». Такая позиция аргументируется регулированием туристских услуг и другими законодательными нормами: например, перевозка (глава 40 ГК РФ].

Принятие Закона о туристской деятельности способствовало и разделению точек зрения на правовую природу рассматриваемого договора. Образовались три основные научные концепции, описывающие содержание самого туристского продукта:

- первая концепция - рассмотрение договора, заключаемого между турфирмой и туристом как договора купли-продажи;

- вторая концепция предусматривает рассмотрение туристского договора как смешанного, ввиду того, что в нем обнаруживаются и элементы совокупности договоров;

- третья концепция подразумевает рассмотрение туристского договора как разновидности договора оказания услуг.

Придерживающиеся первой концепции авторы под туристским продуктом понимают товар, т.к., по их мнению, данное способствует защите интересов потребителей, и поэтому туристский договор стоит рассматривать именно как договор розничной купли-продажи [11]. Данное суждение разделяют и авторы, которые считают, что «договор розничной купли-продажи туристского продукта - это основной договор, который туроператор (продавец] заключает с туристом (покупателем] о предстоящем туре как о товаре определенной комплектности, который будет создан продавцом и передан туристу за определенную цену в конкретные сроки». Важно подчеркнуть, что сторонники этой концепции туристский продукт отождествляют с правом на услуги, реализуемые различными организациями без определенных договорных отношений с потребителем (туристом], или же считают, что формирование турпродукта - это первый этап по заключению договора розничной купли-продажи [4]. Так, рассмотрение туристского договора как разновидности договора купли-продажи представляется не целесообразным. К числу аргументов такого суждения можно отнести то, что недобросовестные организации в следствие оказания услуг ненадлежащим образом, не будут нести должную ответственность. Данное обусловлено тем, что действующее на сегодняшний день законодательство, регулирующее договор купли-продажи, не предусматривает ответственность за недостатки товара, реализованного продавцом, в условиях, когда этот недостаток связан с действиями третьих лиц.

Иной точки зрения придерживаются сторонники второй концепции, где отмечается смешанный характер туристского договора [10]. Так, в соответствии с ГК РФ, сторонами может быть осуществлен предусмотренный и непредусмотренный законом договор. Некоторыми авторами отмечается, что в договоре, заключаемом заказчиком и исполнителем могут наличествовать как элементы договора возмездного оказания услуг, так и договора купли-продажи. Такое суждение аргументируется тем, что, например, при продаже сувениров, реализуемая в процессе предоставления туристских услуг, речь идет о договоре купли-продажи.

Автор настоящей статье придерживается суждения о невозможности рассмотрения туристского договора как смешанного, т.к. в области оказания услуг и купли-продажи речь идет о разной правовой природе отношений. Исходя из гражданского права, сущность кули-продажи заключается именно в переходе прав собственности от продавца к покупателю на возмездной основе, тогда как договор возмездного оказания услуг не предполагает такого содержания. Оказание услуги не подразумевает результат в виде товара, так как передаче принадлежит именно действие, для получения этого результата [7]. Отмечено расхождение взглядов на содержание туристского договора, однако, стоит подчеркнуть, что большинством авторов туристский договор рассматривается как разновидность договора возмездного оказания услуг.

Рядом исследователей подчеркивается, что при реализации купли-продажи возможна продажа не только товара (предмета], но и права, однако, подчёркивается и то, что эта два самостоятельных и абсолютно разных правоотношения.

Одна из них составляет куплю-продажу и порождает цессию, при которой продавцом является цедент, а покупателем - цессионарий. Другое правоотношение - то, в которое в результате купли-продажи вступает покупатель, заменяя в нем собой продавца-кредитора [8].

Сущностная характеристика туристского договора определяется в том, что турист обретает права по отношению к контрагенту - требовать предоставление услуг, которые были заверены договором, однако, как в случае с договором купли-продажи замена сторон невозможна. Во время путешествий, туристу могут предоставляться услуги и третьими лицами, с которыми он не имеет договорных отношений. В данных отношениях возможно возложение обязательств на третье лицо. Несмотря на это, в соответствии со ст. 9 Закона о туристской деятельности, туроператор несет ответственность за действие/бездействие третьих лиц, которыми была оказана услуга в ненадлежащей форме, входящая в продукт туризма, если иное не предусматривается законом.

Вышеизложенное оправдывает отнесение туристского договора к возмездному. В этом контексте стоит подчеркнуть отсутствие в Законе о туристской деятельности прямого указания на то, что данный договор относится к договорам возмездного оказания услуг. Туристкий договор, как было отмечено выше, именуется «договором о реализации туристского продукта». Независимо от этого, действующая на сегодняшний день редакция Закона о туристской деятельности предусматривает завуалированное признание данного договора как возмездного. Согласно ст. 1 действующего Закона о туристской деятельности, под реализацией туристского продукта прежде всего стоит понимать деятельность турагента или туроператора по заключению договора с заказчиком о реализации туристского продукта, а также деятельность субъектов туристской услуги (туроператор, третьи лица] по реализации действий, указанных в договоре.

Буквальная расшифровка положений, закрепленных законодателем, предусматривает толкование договора о реализации туристского продукта как имеющее юридическую силу соглашение, на основании которого заказчику оказываются туристские услуги.

В большинстве случаев туристский договор относится к договору присоединения. В соответствии со статьей 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору. Иными словами, турист, решив воспользоваться услугами турфирмы и заключить с ним договор, должен полностью принять все ее условия и тем самым присоединиться к уже готовой форме договора о реализации турпродукта. Следовательно, содержание договора полностью является продуктом творческого труда туроператора.

Подводя итоги, отметим, что предметом туристского договора является комплекс туристских услуг (туристский продукт]. В договоре следует указывать, какие именно услуги входят в туристский продукт, а также самостоятельно или с

привлечением третьих лиц исполнитель будет оказывать услуги заказчику. В силу отсутствия прямого отнесения в Законе о туристской деятельности туристского договора к договорам возмездного оказания услуг, исследователи до сих пор спорят о правовой природе данного договора.

Несмотря на то, что указанное мнение поддерживает подавляющее большинство российских правоведов, единообразного понятия, и определения договора по туристскому обслуживанию как разновидности договора возмездного оказания услуг отечественной доктриной не выработано. Договор оказания туристских услуг следует относить к договорам о возмездном оказании услуг в соответствии с гражданским законодательством, с той лишь вышеупомянутой спецификой, характерной для договоров данного вида.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая] от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 02.01. 2023).

2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция].

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 05.12.2022).

4. Волошин Н.И. Туристская деятельность как предмет правового регулирования // Экономика и право. 1999. № 11. С. 55-59.

5. Золотовский В. А. Правовое регулирование в сфере туризма: учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. - М.: Издательство Юрайт, 2020.

- 247 с.

6. Завьялова С.В. Проблемы гражданско-правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации: монография / С.В. Завьялова. - М.: Проспект, 2016. - 113 с.

7. Звонкова Ю.А. Договор на оказание туристских услуг как основание возникновения правоотношения / Ю.А. Звонкова // Наука и образование сегодня. - 2019.

- № 2. - С. 64-70.

8. Кузахметова С.Е. Правовая природа и существенные условия договора о реализации туристского продукта / С.Е. Кузахметова, А.Е. Золотарёва // Право и экономика. - 2015. - № 5. - С. 20-25.

9. Сирик Н.В. Договор оказания туристских услуг как средство реализации прав граждан на отдых / Н.В. Сирик // Туризм: право и экономика. -2009. - № 1 (28). - С. 15-17.

10. Терещенко А.Ю. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами / А.Ю. Терещенко // Туристский бизнес. -1999. - № 1. - С. 30-36.

11. Шумак Л.М. Правовое регулирование туристической деятельности / Л.М. Шумак // Символ науки. - 2018. - № 6. - С. 104-106.

SUBSTANTIVE AND LEGAL ESSENCE OF THE TOURIST CONTRACT

Ivanyuk O.S.

The article deals with one of the socio-economically significant areas of the development of the state - tourism. The implementation of a tourist product involves the conclusion of an agreement between the customer and the contractor, where the latter, on the basis of this agreement, provides a tourist service. This article presents the material and legal essence of the tourist agreement, its specific aspects are disclosed, and points of view on the legal nature of the tourist agreement itself are presented.

Keywords: contract, tourism, service, tourist, travel agent, counterparty, legal nature, compensated, concepts, tourist product, legislation, tourist contract, contract of sale.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.