Научная статья на тему 'Материально-бытовые проблемы студенчества сибирских вузов в 1920-е гг'

Материально-бытовые проблемы студенчества сибирских вузов в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жиляков Денис Валерьевич

Студенты сибирских вузо в 1920-х гг. сталкивались с такими проблемами, как платное обучение, бытовая неустроенность, низкое стипендиальное обеспечение. В 1923 г. вводится плата за обучение, которая составляла 50 рублей в год. Поскольку с течением времени сибирское студенчество становилось все более рабочекрестьянским по составу, такая плата оказывалась для выходцев из малоимущих слоев просто недоступной. Основным источником материального обеспечения студентов и в те годы являлась стипендия. 80-90% всех стипендий были государственными. Определенную материальную поддержку оказывали также профсоюзы, общественные организации, кооперативы, даже частные лица. Но и тогда стипендией обеспечивалось только 60% всех нуждающихся. Еще одной проблемой студенческой молодежи становилась жилищная неустроенность. Далеко не все сибирские вузы могли обеспечить своих учащихся общежитиями. Решение социальных проблем собственными силами для студенчества Сибири 1920-х гг. оказалось непосильной задачей. Только целенаправленными совместными действиями всех за-интересованных сторон (государство, общество, частные лица) можно было изменить ситуацию в лучшую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жиляков Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Household and Material Problems of Students in Siberian Universities in 1920-th

The students of Siberian universities faced such problems as high tuition, household disorder, low scholarship. The tuition of 50 rubles a year was introduced in 1923. Considering the fact that Siberian students came from the families of workers and peasants such tuition was inaccessible for them. The main income of students at that time was scholarship. 80-90% of all scholarships were granted by the state. Some help was also rendered by trade unions, public organizations, co-operatives, and even private individuals. But even in that case only 60% of all students got scholarship. Another problem of the student youth was household disorder. Not every university could provide its students with a hostel. But even if the university had such opportunity, the conditions there were far from ideal. The solution of these social problems was a back-breaking task for the students. The situation could be changed for the better by purposeful actions of the state, the society, private individuals.

Текст научной работы на тему «Материально-бытовые проблемы студенчества сибирских вузов в 1920-е гг»

ИСТОРИЯ

Д.В. Жиляков

Материально-бытовые проблемы студенчества сибирских вузов в 1920-е гг.

Советская Россия 1920-х гг. - это время переходного, динамично изменяющегося общества. Такое переходное состояние порождало противоречия между традициями и новациями. Новая экономическая политика, утраченные ценности и идеалы - все это не могло не сказаться на положении студенческой молодежи, которой предстояло жить и учиться в новой России. Это было действительно нелегкое время для студенчества, так как уровень государственных дотаций вузам неуклонно снижался, а цены постоянно шли вверх. В этих условиях студенчество оказалось незащищенным, поскольку у государства не было времени и возможности обратить внимание на данную прослойку общества. С начала 1920-х гг. обучение в вузах становится платным. В 1923 г. всем высшим учебным заведениям была разослана инструкция о введении платы в высших учебных заведениях. Согласно этой инструкции устанавливалась плата в размере 50 руб. в год, что делало недоступным высшее образование для многих студентов Сибири, да и эта сумма оставалась лишь цифрой на бумаге. Так, в своем заявлении в комиссию по обложению платой студентов студентка медицинского факультета Томского государственного университета пишет о том, что она была отчислена из вуза за невзнос платы в размере 225 руб., тогда в амбулатории Томска, где она работала, получала жалование в 29 руб. 40 коп. На эти средства она и жила, а денег для уплаты за образование не имела [1, с. 50]. Еще более бедственное положение было у студентки физико-математического отделения этого же вуза, которая просила освободить ее от платы за обучение, так как она жила на 6 руб. в месяц, которые зарабатывала частными уроками и вынуждена была отказывать себе в самых необходимых вещах [2, с. 26]. Учитывая, что в эти годы приоритет при наборе студентов имели представители малоимущих слоев населения, так как шла активная пролетаризация вузов, то предпочтение при зачислении отдавалось прежде всего крестьянам и рабочим. Так, если в 1922-1923 учебном году в Томском технологическом университете представители данных слоев составляли 27,9% от общего числа учащихся, то в 1927-1928 учебном году эта цифра увеличилась до 62,6%. Этот рост был достигнут за счет сокращения набора студентов из непролетарских семей, для которых платное обучение зачастую оказывалось непосильным бременем [3, с. 244].

Основным источником материального обеспечения студентов в 1920-е гг. становятся стипендии. 85-90%

стипендиального фонда обеспечивалось за счет государства. Однако государственные стипендии получали немногие студенты сибирских вузов и техникумов. Так, в 1922-1923 учебном году среди томских студентов получали госстипендию: в университете из 2400 чел. - 700 студентов, в технологическом институте из 1631 учащегося - только 375 чел. Еще хуже обстояла ситуация с учащимися техникумов: в Тимирязевском политехникуме получал госстипендию один человек, в педагогическом их вообще не было [4, с. 86-87]. При назначении стипендии учитывалась не только и не столько успеваемость, а прежде всего социальное происхождение и степень материальной обеспеченности студентов. Часть госстипендий имела целевое назначение, например, поддержка студентов из представителей национальных меньшинств. Так, в 1924-1925 гг. из 504 стипендиатов Иркутского государственного университета 17 представляли нацменьшинства восточных народов [5, с. 43-44].

Однако помимо государственных стипендий в период нэпа студенты могли получать материальную поддержку от профсоюзов, государственных организаций и учреждений (Сибуголь, Сибземотдел, Сибсов-нархоз), кооперативов, а также частных организаций. Такие стипендии превышали государственные и составляли, по нашим данным, от 10 до 50 руб.

Так, в Томском технологическом институте в 19221923 учебном году из уже упоминавшихся 1631 студента стипендии от профсоюзов, хозорганов, государственных организаций получали 236 чел. [6, с. 86].

Вместе с тем проблема стипендиального обеспечения сибирского студенчества оставалась нерешенной. В отчете Сибирского ветеринарного института за 1925-1926 учебный год отмечалось, что стипендии обеспечивают только 55-60% числа крайне нуждающихся студентов, а из 5002 студентов всех Томских вузов в 1922-1923 гг. 2900 стипендий не получали. Примерно 900 студентов жили за счет родителей и родственников, а остальные оставались практически без средств к существованию [4, с. 86].

Размер стипендии, безусловно, не обеспечивал студенчество настолько, чтобы оно могло заниматься исключительно учебой, поэтому как среди учебного года, так и в особенности в каникулярное время студентам приходилось изыскивать средства для пополнения своего бюджета. Сложился и механизм предоставления временной работы для неимущих студентов. В Омске, например, при отделе народного

Материально-бытовые проблемы студенчества сибирских вузов в 1920-е гг.

образования в 1920-е гг. существовал специальный «стол труда», который вел учет безработных студентов и предоставлял через общегородскую студенческую трудовую артель ту или иную работу. В летнее время студенты разгружали вагоны, работали сторожами и учителями, а зимой были заняты очисткой снега. Использовались и иные средства для материальной поддержки неимущих студентов. Так, в газете «Красный Алтай» 13 января 1923 г. от было опубликовано следующее объявление: «Силами студентов томских вузов в помещении первого гостеатра устраивается вечер в пользу нуждающихся барнаульских студентов. В программе: концертное отделение, кабаре и танцы. Пожертвования от горожан будут приниматься по подписным листам» [6, с. 3].

Наряду с финансовой одной из самых острых была и жилищная проблема. Далеко не каждый вуз имел в своем распоряжении общежитие, а если и имел, то мест в нем постоянно не хватало. Так, не более трети нуждающихся студентов томских вузов получали места в общежитиях, остальные ютились кто где мог. В Иркутском государственном университете из 1751 студента только 192 получили места в трех общежитиях [5, с. 43-44]. Проживание в общежитии не всегда решало жилищную проблему. Бытовые условия были далеки от идеальных. В общежитии при Сибирском ветеринарном институте в Омске студенты находились в ужасных условиях. Кроватей и постельных принадлежностей не было, студентам приходилось спать на топчанах и укрываться верхней одеждой. Не было достаточного количества столов, отсутствовали шкафчики и чайники. А вот другой пример условий, в которых жили студенты педтехникума Томска. По материалам проверки профбюро Томских вузов «кухня находится в хаотичном состоянии, общее впечатление какого-то сарая, нет мыла для мытья рук, нет ведер для выноски ополосков, иногда в кадке, в которую сливают помои, моют и продукты для варки. В столовой ощущается недостаток в скамьях и свете. Обедают всегда стоя. Холод. В уборных полы попорчены так, что вода льется с верхнего этажа на средний, а из среднего в нижний, прямо в кухню. Нередко канализация не действует. Закрывают поэтому уборные, а внизу другого крыла здания вода из колодцев убор-

ных просачивается и стоит целым озером, отчего воздух насыщен сероводородом» [4, с. 87].

Конечно, правления вузов изыскивали разнообразные способы переломить ситуацию с проживанием студентов. В сибирских городах нередки случаи, когда обветшалые дома передавались в распоряжения вузам, однако для проживания в них необходимо было сделать там капитальный ремонт, а средств на эту цель не было ни у вузов, ни у местных бюджетов. Поскольку общежитий всем не хватало, студенты вынуждены были снимать комнаты в частных домах и на частных квартирах. Условия жизни в этих квартирах были тоже далеко не идеальные, а плата была в несколько раз больше, чем за место в общежитии. В заявлении в жилищную комиссию студентки медфака Томского государственного университета говорится о том, что ей необходимо место в общежитии, так как плата за квартиру, где она проживает, составляет 15 рублей в месяц, столько же приходится платить за обеды. Ее стипендия составляет 25 рублей в месяц, и она не может позволить себе такие траты. Более того, она ждет ребенка, и вдвоем на эти деньги ей не прожить. Муж высылает по 30 рублей в месяц, но этого катастрофически не хватает. Вот поэтому она и просит предоставить ей место в общежитии, а на сэкономленные деньги хоть как-то жить [1, с. 28]. А вот еще одно описание жилищных условий на частной квартире приводит студент физмата Том -ского государственного университета Голубев. Он пишет о том, что живет в условиях невозможных для занятий и здоровой жизни. На частной квартире, куда его поселили, он обитает вместе с курами, двумя собаками и хозяевами в одной комнате, где нет электричества. Чтобы хоть сколько-нибудь улучшить свои условия, он просит место в общежитии [7, с. 28].

Среди материально-бытовых проблем сибирского студенчества 1920-х гг. остро стояли также вопросы обеспечения полноценного питания, состояния здоровья, организации досуга и др. Оставаясь социально незащищенной, студенческая молодежь пыталась решать эти проблемы частным путем. Однако без целенаправленной государственной поддержки, а также помощи со стороны общественных организаций большинство вопросов оставались неразрешенными. Так было в 1920-е гг., так происходит и сейчас.

Библиографический список

1. Государственный архив Томской области (ГАТО).

- Ф. 815. - Оп. - 2. Д. 5856.

2. ГАТО. - Ф. 815. - Оп 3. - Д. 10.

3. Косцова, Л.В. Динамика состава сибирского студенчества в 1920-е годы / Л.В. Косцова // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.).

- Новосибирск, 1980.

4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. 1053. - Оп. 1. - Д. 358.

5. ГАНО. - Ф. 61. - Оп. 1. - Д. 65.

6. Красный Алтай. - 1923. - 13 янв.

7. ГАНО. - Ф. 815. - Оп. 1. - Д. 416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.