Научная статья на тему 'Материально-бытовой аспект в повседневной жизни населения городов Северного Кавказа в 1945 - 1959 годах (на примере Краснодарского и Ставропольского краев)'

Материально-бытовой аспект в повседневной жизни населения городов Северного Кавказа в 1945 - 1959 годах (на примере Краснодарского и Ставропольского краев) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материально-бытовой аспект / жилищная проблема / население городов / повседневная жизнь / система снабжения / региональное общество / material-household question / housing problem / population of cities / daily life / system supply / regional society

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриевская Марина Сергеевна

Анализируется система решения материально-бытовых проблем в городах Краснодарского и Ставропольского краев в послевоенный период. Выделяются особенности региональной системы решения жилищного и материального вопросов в повседневной жизни городских жителей после окончания Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examines the system of material and solutions of domestic problems in the cities of Krasnodar and Stavropol Regions in the postwar period. Distinguished features of the regional system of solving the housing and property issues in the daily life of urban residents after the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Материально-бытовой аспект в повседневной жизни населения городов Северного Кавказа в 1945 - 1959 годах (на примере Краснодарского и Ставропольского краев)»

ИСТОРИЯ НАРОДОВ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

УДК 908

МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АСПЕКТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 1945 - 1959 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО И СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВ)

© 2011 г. М.С. Дмитриевская

Армавирская государственная педагогическая академия, Armavir State Pedagogical University,

ул. Р. Люксембург, 159, г.Армавир, 352900, Rosa Luxemburg St., 159, Armavir, 352900,

rektoragpu@mail. ru rektoragpu@mail. ru

Анализируется система решения материально-бытовых проблем в городах Краснодарского и Ставропольского краев в послевоенный период. Выделяются особенности региональной системы решения жилищного и материального вопросов в повседневной жизни городских жителей после окончания Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: материально-бытовой аспект, жилищная проблема, население городов, повседневная жизнь, система снабжения, региональное общество.

Examines the system of material and solutions of domestic problems in the cities of Krasnodar and Stavropol Regions in the postwar period. Distinguished features of the regional system of solving the housing and property issues in the daily life of urban residents after the Great Patriotic War.

Keywords: material-household question, housing problem, population of cities, daily life, system supply, regional society.

В повседневности переплетаются многие стороны материально-бытовой жизни. Именно в быту формируется и удовлетворяется значительная часть социальных потребностей человека, это выражается в приобретении разнообразных предметов и услуг. Многообразие потребностей, интересов и способов их удовлетворения актуализирует проблематику жизни населения городов в изучаемый период.

При этом следует учитывать трудности материально -бытового аспекта как специфической сферы человеческой деятельности, обусловленные разнообразием ее функций и неоднородностью повседневного бытового поведения. Изучение закономерностей и противоречий быта позволяет оценить реальное поведение различных групп населения, их отношение к материальным и культурным ценностям, к реформам государства, выявить условия всестороннего развития человека. Этим и объясняется актуальность выбранного исследования.

Проблема материально-бытового аспекта в повседневной жизни населения городов после окончания Великой Отечественной войны стала предметом исследования многих отечественных историков [1]. Их работы больше посвящены анализу решения жилищного вопроса Москвы и Ленинграда, но в некоторых (у Е.Ю. Зубковой) есть примеры и из провинциальных городов и деревень.

После окончания Великой Отечественной войны из всех потребностей советских граждан наиболее острой была жилищная. Нельзя забывать, что в годы войны и немецкой оккупации в Краснодарском и Ставропольском краях было уничтожено огромное

количество жилой площади, в результате чего в послевоенный период люди жили в полуподвальных помещениях, ветхих домах, бараках, землянках, ютились в коммунальных квартирах. Восстановление жилого и муниципального фонда началось в краях еще в 1943 - 1944 гг., сразу после окончания оккупации и продолжалось много лет. Например, уже в 1946 г. в г. Краснодаре были восстановлены дома по улицам: Красной, № 19, 32; Цеткин, № 123; Седина, № 20; и многие другие [2, л. 55]. А в г. Новороссийске - по улице Советов, № 49, 52, 80а; Энгельса, № 39 - 41, Почтовой, № 16 [2, л. 19].

Проблема жилья становилась основой повседневной жизни населения всей страны и краев в частности. Из кризисной ситуации в городах Краснодарского и Ставропольского краев выходили по-разному. Самым распространенным способом решения было уплотнение и подселение. Люди ютились в крошечных комнатах. Приватное пространство человека совершенно не учитывалось, поскольку «в одной комнате вместе жили представители нескольких семей - или несколько поколений одной семьи» [3, с. 17]. Теснота в квартирах неизбежно ограничивала пределы приватности родителей и детей, а также соседей по жилью. Как писал И.В. Уте-хин, «когда больше 3 поколений одной семьи или несколько родственных семей проживают вместе, участники этого коллектива родственников неизбежно группируются и чувствуют друг по отношения к другу разную степень близости» [3, с. 17]. И это сказывалось на повседневных взаимоотношениях, психологическом и физическом самочувствии жителей городов.

Помимо восстановления жилого фонда государство восстанавливало муниципальные помещения. В годы войны многие учреждения располагались в жилых домах, а люди жили в больницах, садах, школах. Такое положение вещей не устраивало всех. Жильцы занятых домов и работники школ, больниц, садов писали жалобы в местные крайкомы, в Москву, требовали разобраться с проблемой. Так, например, в Кисловодске рабочие проживали в детской поликлинике, а в Железноводске общежитие рабочих находилось в местном роддоме [4, л. 157].

До середины 1950-х гг. преобладающая часть городского населения проживала в коммунальных квартирах, бараках и общежитиях. Массовая миграция из деревни в город обострила жилищный кризис и превратила его в серьезную социальную проблему. Окраины городов, занятые новостройками, бараками, частными домами, обрастали погребами, гаражами, а огромные территории занимались садовыми участками. Но такие застройки больше принадлежали той части населения, которая мигрировала в город из сельской местности.

Когда в 1954 г. к власти пришел Н.С. Хрущев, состоялся ряд совещаний, на которых было предложено перейти к строительству индустриальными методами на основе серийного производства типового и относительно недорогого жилья. В 1956 г. на XX съезде КПСС были осуждены сталинская парадность и излишество в архитектуре, декларирован переход к индустриальным методам строительства. План городского развития, предусматривающий увеличение темпов жилищного строительства, его удешевление и ликвидацию недостатка в жилье, впервые в советской истории был одобрен в 1957 г.

Основа плана - строительство серии домов по единому типовому проекту, предусматривавшему моделирование трех-четырех вариантов дома со стандартной внутренней планировкой. После проведения Всесоюзного конкурса на новый тип жилья был утвержден ряд типовых проектов жилых зданий с квартирами, рассчитанными на одну семью.

Предусматривались однокомнатные квартиры жилой площадью от 18 до 20 кв. м, двухкомнатные - 30 кв. м и трехкомнатные - 36 - 40 кв. м. Все «дополнительные площади»: коридоры, ванные комнаты, кухни - были сокращены до физиологического минимума. Потолки опущены до 2,7 м, лестничные пролеты сужены, кладовки, мусоропроводы и лифты ликвидированы. И эти реформы были переворотом в сфере жилищного строительства. Столь массового решения жилищного вопроса в стране еще не происходило.

Строительство типового жилья для населения городов велось за счет местных ресурсов, что значительно удешевляло производство и позволяло сдавать в год гораздо больше новых квартир.

В жилых домах не только в центре города, но и на окраинах (по районам) располагались различные хозяйственно-административные организации и культурно-бытовые объекты. Так, на первых этажах размещались магазины (продуктовые, книжные, промтоварные), аптеки, парикмахерские, мастерские по ремонту

обуви и часов, приемные пункты химчисток; в крупных городах - кафе, билетные кассы и иные, столь необходимые в повседневной жизни населения учреждения. Постепенно восстанавливались и другие службы. Так, в Армавире Краснодарского края уже начиная с 1945 г. восстановили бани. Они были «приведены в порядок и стали работать регулярно» [4, л. 101]. Это давало возможность немного упростить тяжелый советский послевоенный быт.

В 1950-е гг. началось постепенное переселение жильцов коммуналок, бараков, полуподвальных помещений, жактов и других густонаселенных «квартир» в отдельные квартиры. Хотя во многих случаях отдельные квартиры были скорее отдельными комнатами в двух-трехкомнатных квартирах. Так «экономили» жилое пространство.

Несмотря на размах строительства, жилищный кризис в городах Краснодарского и Ставропольского краев в конце 1950-х гг. так и не удалось преодолеть. Власти и профсоюзы часто использовали эту ситуацию для психологического и идеологического давления на горожан. Безупречное поведение на работе, участие в делах профсоюза и партии позволяли надеяться на более или менее скорое получение квартиры. Любое же отклоняющееся, асоциальное поведение или протест вели за собой перемещение в конец очереди на жилье или даже потерю права на его получение. Советское региональное общество стало расслаиваться, что наиболее отчетливо проявилось в повседневности быта. Особенно ярко это прослеживалось между чиновниками и обычными рабочими.

Важное место в структуре потребностей советского человека в период 1940 - 1950-х гг. занимали предметы, удовлетворяющие как духовные, так и материальные запросы. В послевоенном повседневном обиходе особое место стали занимать военные трофеи, привезенные советскими солдатами из Европы, активно вошедшие в быт советских людей (особенно в городах), дополнявшие официальную русскую советскую культуру яркими атрибутами западного образа жизни. Это привело к противоречиям в советских ценностях, нормах поведения, укладе жизни. Привезенные вещи стали основой изменений материального достатка советских людей в лучшую сторону. В этом проявлялся общий подъем культуры, образованности, информированности, стремления советского человека улучшить свой быт.

Перед каждым новоселом вставал важный и непростой вопрос, касающийся обустройства своего нового жилища. Советским людям в печати давались советы убрать из квартиры все, чем они не пользовались в быту, чтобы не быть рабами вещей как в капиталистических странах. Безвкусным, согласно советской идеологии, было иметь в квартире большое количество безделушек. К отбору вещей надо было подходить с практической стороны, т.е. приобретать только нужные вещи.

В то же время в обиходе не хватало элементарной домашней утвари: кастрюль, чайников, ложек - все это как-то порастерялось за время войны. Не было шкафов и столов, стульев, даже кроватей. Например, в Краснодаре и Новороссийске не было долгое время в свобод-

ной продаже простых столов и стульев [5, л. 341]. В семьях, где было большое количество людей, часто спали на полу, подстелив под себя, что придется, потому что подушек и одеял тоже не хватало.

Людей всегда интересовало не только наличие предметов быта и повседневного обихода, но и их качество и ассортимент, особенно возможность достать эти предметы. Так, в Краснодаре и Армавире, уже в 1946 г. вновь были открыты 8 мастерских по ремонту и изготовлению домашней утвари [6, л. 365]. Из таких мелочей складывался послевоенный быт, и то, что люди всерьез обратились к этим «мелочам», означало одно: страна все-таки выходит из войны.

Несмотря на настойчивые рекомендации, публиковавшиеся на страницах газет и журналов, люди устраивали свой быт согласно своим вкусам и предпочтениям, а в первую очередь материальному достатку. Чаще всего в новую квартиру жители городов брали старые вещи, которые составляли основу планировки.

В народную жизнь вошла сложная современная техника, а также ранее недоступные блага - наручные часы, фотоаппараты, радио, составлявшие обыденный, привычный элемент повседневного быта, а не элемент быта небольшого меньшинства. Наверное, самым распространенным и вседоступным было радио. У большинства были патефоны, зачастую с трофейными пластинками. Эти элементы материально-вещной среды составляли основу досугового времени советских людей.

Несмотря на бедность городского населения, вещи в доме начинали постепенно играть особую роль. Это стало проявляться в период правления Н.С. Хрущева. В этом нетрудно проследить взаимосвязь между материальной и вещевой насыщенностью и жилищно-бытовыми условиями людей, что определяло в понимании советского человека уют в доме.

Таким образом, на основе данных различных материалов, хранящихся в Центре документации новейшей истории Краснодарского края и Российском государственном архиве социально-политической истории, был сделан вывод, что на протяжении изучаемого периода материально-бытовой аспект в повседневной жизни населения городов Краснодарского и Ставропольского краев продолжал играть первостепенную роль. В идео-

Поступила в редакцию

логической кампании государства больше внимания уделялось не повседневному быту человека, а его профессиональной деятельности. В то же время постепенно решался вопрос с жилищно-коммунальными проблемами в городах региона. Восстановление жилого фонда началось с момента снятия оккупации в Краснодарском и Ставропольском краях и продолжалось весь послевоенный период. Оно происходило за счет местных ресурсов, тем самым удешевляя производство и увеличивая процент постройки жилья.

Исследование показало, что в рассматриваемый период в материально-бытовом аспекте повседневной жизни советских горожан произошли значительные изменения, связанные прежде всего с развернувшимся широкомасштабным жилищным строительством и массовым переселением людей из «коммуналок» и бараков в отдельные квартиры. Стремление к максимальному удешевлению строительства обусловило борьбу с «излишествами в архитектуре», что привело к монотонности застройки и сокращению размеров жилых и подсобных помещений. В то же время это во многом решало проблему с жилым фондом в городах Краснодарского и Ставропольского краев.

Литература

1. См. Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003. 339 с.; Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945 - 1953 гг. М., 2000. 229 с.; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация: в 2 кн. Кн. 2. От Великой победы до наших дней. М., 2002. 688 с.; Утехин И.В. Очерки коммунального быта. М., 2001. 248 с.

2. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК), Ф. 1774-А.Оп. 3. Д. 171.

3. Утехин И.В. Указ. соч.

4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Ф. 17. Оп. 121. Д. 559.

5. Там же. Оп. 122. Д. 151.

6. Там же. Оп. 121. Д. 556.

8 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.