Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ'

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
847
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / УЩЕРБ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Яна Алексеевна

В современной России, при развитии экономической инфраструктуры вопрос материальной ответственности ставится с новой точки зрения. И административное право, административное законодательство должно уделять больше внимания этим вопросам. В настоящее время вопрос привлечения к материальной ответственности в административном праве является неосвещенным и незначительно проработанным в научной литературе. Некоторые авторы в научной литературе не выделяют материальную ответственность в административном праве как самостоятельный вид юридической ответственности с чем нельзя согласиться. Наличие федеральных законов и различных положений о порядке привлечения отдельных категорий к материальной ответственности, в случае причинения ущерба государству, говорит о том, что институт материальной ответственности в административном праве складывается и продолжает развиваться в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куликова Яна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL LIABILITY IN THE ADMINISTRATIVE LAW

At present, the issue of bringing to financial responsibility in administrative law is not illuminated and has been little worked out in the scientific literature. Some authors do not single out material liability in administrative law as an independent type of legal liability, which cannot be agreed with. The existence of federal laws and various provisions on the procedure for bringing certain categories to financial responsibility, in case of damage to the state, suggests that the institution of financial responsibility in administrative law is developing and continues to develop.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ»

Материальная ответственность в административном праве

Куликова Яна Алексеевна,

руководитель организационно-правового направления юридической клиники НОЦ «Доступная правовая среда» Ивановского государственного университета E-mail: serova-y@mail.ru

В современной России, при развитии экономической инфраструктуры вопрос материальной ответственности ставится с новой точки зрения. И административное право, административное законодательство должно уделять больше внимания этим вопросам. В настоящее время вопрос привлечения к материальной ответственности в административном праве является неосвещенным и незначительно проработанным в научной литературе. Некоторые авторы в научной литературе не выделяют материальную ответственность в административном праве как самостоятельный вид юридической ответственности с чем нельзя согласиться.

Наличие федеральных законов и различных положений о порядке привлечения отдельных категорий к материальной ответственности, в случае причинения ущерба государству, говорит о том, что институт материальной ответственности в административном праве складывается и продолжает развиваться в РФ.

Ключевые слова: материальная ответственность, административное право, военнослужащие, административное расследование, ущерб.

S2

см см о см I—

Проблемы юридической ответственности являются одними из фундаментальных в правовой науке. Ответственность гражданина, должностного лица, имеет большое значение для реализации его прав и обязанностей, формирования законопослушного поведения.

Значимость материальной ответственности определяется тем, что благодаря ей стимулируется правомерное поведение, а также защищаются важнейшие интересы человека, государства и общества, в том числе и охрана жизни и здоровья, имущества и т.д., а материальная ответственность в административном праве представляет особый интерес, она отличается от классической трудопра-вовой ответственности. Институт материальной ответственности в административном праве является молодым, а следовательно, имеет множество законодательных пробелов.

Говоря о субъектах материальной ответственности в административном

праве, можно выделить, что к данному виду юридической ответственности можно привлечь лишь отдельные категории государственных служащих, и только при условии, что в НПА, регламентирующих их службу, предусмотрен такой вариант ответственности. Значимость правомерного поведения данных лиц обусловлена тем, что на них возложена задача утверждения прав и свобод граждан, противодействия преступности и обеспечения публичного порядка и безопасности.

После изучения специальной литературы можно сделать вывод, что немногие авторы выделяют материальную ответственность в административном праве, во-первых, как самостоятельный вид ответственности, во-вторых, многие авторы связывают материальную ответственность именно с отраслью трудового права, но не административного.

Но считаю возможным выделить институт материальной ответственности в административном праве как складывающийся, самостоятельный и развивающийся.

Рассмотрев, существующие подходы к выделению материальной ответственности в административном праве РФ в качестве самостоятельного вида юридической ответственности, можно сделать вывод о том, что в связи со спецификой ее содержания и форм она обладает объективной самостоятельностью. Особенность такой ответственности выражается в ее цели и процессуальном режиме.

Самостоятельность ее обусловлена именно тем, что, во-первых, предполагает наличие прямого действительного ущерба государства, а во-вторых, причинение такого вреда возникает вследствие нарушения возложенных на субъекта опре-

деленных обязанностей. Условием является прямой действенный ущерб. Законодатель не относит к реальному ущербу упущенную выгоду, а лишь конкретное уменьшение или ухудшение состояния имущества. Ущерб имуществу, который виновно наносит субъект, должен быть причинен противоправными действиями. Противоправные действия - это те, которые нарушают нормы, правила поведения, определенные в законодательных и подзаконных актах, инструкциях, правилах, либо в локальных актах.

Между действиями лица и ущербом должна быть связь, которая в праве определяется как причинно-следственная. Соответственно, противоправные действия должны быть причиной, а ущерб, следствием этих действий. Из этого следует, что действия по времени первичны, а ущерб наступает после их совершения (либо не совершения, в случае бездействия). Законодатель не определяет не только категорию вины, но и категорию причинно-следственной связи несмотря на то, что ссылается на нее при регулировании условий материальной ответственности. Данный факт является причиной трудностей правоприменительного характера, что, в том числе и выражается в судебной практике.

В настоящее время единственным федеральным законом регламентирующим вопрос привлечения к материальной ответственности в административном праве отдельных категорий является Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Рассмотрим порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности на примере судебной практики.

Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 07 июня 2020 года были частично удовлетворены требования Министерства обороны Российской Федерации о взыскании с военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части денежных средств в порядке регресса.

По решению суда с Министерства обороны Российской Федерации в пользу гражданина взысканы денежные в возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Указанное дорожно-транспортное происшествие произошло с участием автомобиля (собственник - Министерство обороны Российской Федерации), водителем которого являлся гражданин, проходящий военную службу по контракту в войсковой части и действующий по заданию командира воинской части.

Военнослужащий в судебном заседании не отрицал своего участия в дорожно-транспортном происшествии, однако отметил, что причинение ущерба повлекли его не умышленные, а неосторожные действия.

В судебном заседании представитель военнослужащего, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ее доверителя было отказано в связи

с отсутствием состава административного правонарушения в данном дорожно-транспортном происшествии. Таким образом, в силу требований Закона о материальной ответственности военнослужащих, военнослужащий подлежит привлечению к ограниченной материальной ответственности в размере одного оклада месячного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет.

С учетом изложенного у Министерства обороны Российской Федерации возникло право обратного требования (регресса), но ввиду отсутствия у военнослужащего умысла на причинение ущерба он в силу вышеприведенных положений действующего законодательства не может быть привлечен к полной материальной ответственности.

При таких обстоятельствах военный суд счел необходимым удовлетворить иск Министерства обороны Российской Федерации частично и

привлечь военнослужащего к ограниченной материальной ответственности в размере одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что, во-первых, как законодатель, так и судебная практика подразделяют административную ответственность на ограниченную и полную, которая в свою очередь наступает только при наличии умышленного причинения ущерба, а также случаях, предусмотренных в ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Но согласно вышеуказанному федеральному закону не всегда порядок привлечения к материальной ответственности военнослужащих производится в рамках судебного разбирательства, а наоборот, зачастую производится административное расследование командиром (начальником) воинской части.

Материальная ответственность как специфическая разновидность юридической ответственности, сама по себе недвусмысленно свидетельствует о многоаспектности вопросов дисциплинарного принуждения, то есть, основанного на правовых нормах принуждения, реализуемого в рамках вну-триорганизационных (внутри аппаратных) общественных отношений.

К соответствующим выводам подталкивают не только теоретические воззрения в сферах общей теории права, но и некоторые отраслевые юридические концепции, например, те, которые сформировались в областях административного (исключительно публичного) права и трудового (в принципе, частного, но с сильнейшим публичным компонентом в виде властного регулирующего императивного государственного вмешательства) права. р

Отраслевое федеральное законодательство, пред- ИД ставляющее собой, в значительной степени, своео- Е бразное воплощение данных правовых доктрин, уси- К ливает акцентированность материальной ответствен- ё ности именно в системе государственно-служебных у отношений внутри аппаратного характера. А

S2

см

Согласно статье 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда [1 ].

Но материальная ответственность в административном праве предполагает, принудительное лишение имущества не в судебном, а административном порядке.

Некоторые авторы полагают, что положения об административном расследовании в ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» противоречат положению ст. 35 Конституции РФ и подлежат к приведению в соответствии с ней.

Но с таким мнением нельзя согласиться в полной мере по следующим обстоятельствам.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

То есть при обеспечении обороны страны и безопасности государства имущественное право военнослужащих может быть ограничено. Например, военнослужащий передвигается на транспортном средстве, которое принадлежит Министерству Обороны Российской Федерации, и причиняет ущерб транспортному средству. Полагаем, что по данному составу не является верным проведение административного расследования, а возмещение ущерба подлежит к рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства, так как в данном случае не обеспечивается оборона страны и безопасность государства.

В текущей редакции статьи 9 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» привлечение военнослужащих к материальной ответственности в административном праве возможно, как по административно-правовым, так и гражданско-правовым составам деяний.

Полагаем необходимым внести изменения в статью 9 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» и разграничить составы, которые могут быть рассмотрены в рамках административного расследования и судебного разбирательства, например, указав конкретные статьи как в КоАП РФ по аналогии с разграничением полномочий между судом и уполномоченными органами, а также указать конкретные составы деяний.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237; Российская газета. - 2020. - № 144.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022 г.)// Собрание законодательства Российской Феде-

рации. - 2002. -№ 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 9.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 1; Собрании законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 13.

4. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2007 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. -№ 7; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 52.

5. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. 25.02.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. - № 22; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 9.

6. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 23.08.1998 № 53-Ф3 (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 1.

7. О материальной ответственности военнослужащих: Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ (ред. 19.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. -№ 139; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. № - 30.

8. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 21.02.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. № 47 (часть I). Ст. 5749.

9. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2007. - № 47.

10. Ткачёв, В.Н. Материальная ответственность сотрудников (работников) органов внутренних дел Российской Федерации / В.Н. Ткачёв // М.: Юнити-Дана. - 2019. - С. 71-79.

11. Архив Ивановского гарнизонного военного суда: решение от 07.06.2020 года по делу № 2-63/2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://ilov.vol.sud rf.ru

12. Thomas Krapf. Rechtsschutz und Grenzen des Rechtsschutzes in der Verwaltung und in der Verfassung [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://library.oapen.org/bitstream/ handle/20.500.12657/34349/437230.pdf?se-quence=1&isAllowed=y

MATERIAL LIABILITY IN THE ADMINISTRATIVE LAW

Kulikova YaA

Ivanovo State University

At present, the issue of bringing to financial responsibility in administrative law is not illuminated and has been little worked out in the

scientific literature. Some authors do not single out material liability

in administrative law as an independent type of legal liability, which cannot be agreed with.

The existence of federal laws and various provisions on the procedure for bringing certain categories to financial responsibility, in case of damage to the state, suggests that the institution of financial responsibility in administrative law is developing and continues to develop.

Keywords: material responsibility, administrative law, military personnel, administrative

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (with amendments approved during the national vote on July 1, 2020) // Rossiyskaya Gazeta. -1993. - No. 237; Russian newspaper. - 2020. - No. 144.

2. Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001 No. 197-FZ (as amended on February 25, 2022) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2002. - No. 1; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 9.

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on March 26, 2022) // Collected Legislation of the Russian Federation. -2002. - No. 1; Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 13.

4. On the Police: Federal Law of February 7, 2007 No. 3-FZ (as amended on December 21, 2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 7; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2021. - No. 52.

5. On the status of military personnel: Federal Law of May 27, 1998 No. 76-FZ (as amended on February 25, 2022) // Collection of

Legislation of the Russian Federation. -1998. - No. 22; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 9.

6. On military duty and military service: Federal Law of August 23,

1998 No. 53-F3 (as amended on December 30, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1998. - No. 13; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2022. -No. 1.

7. On the liability of military personnel: Federal Law of July 12,

1999 No. 161-FZ (as amended on June 19, 2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1999. - No. 139; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2020. No. - 30.

8. On the approval of the general military charters of the Armed Forces of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated November 10, 2007 No. 1495 (as amended on February 21, 2019) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2007. No. 47 (part I). Art. 5749.

9. On the approval of the general military charters of the Armed Forces of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of November 10, 2007 No. 1495 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2007. - No. 47.

10. Tkachev, V. N. Liability of employees (employees) of the internal affairs bodies of the Russian Federation / V.N. Tkachev // M .: Unity-Dana. - 2019. - S. 71-79.

11. Archive of the Ivanovo garrison military court: decision of 06/07/2020 in case No. 2-63/2020 [Electronic resource]. - Access mode: http://ilov.vol.sudrf.ru

12. Thomas Krapf. Rechtsschutz und Grenzen des Rechtsschutzes in der Verwaltung und in der Verfassung [Electronic resource]. - Access mode: https://library.oapen.org/bitstream/ handle/20.500.12657/34349/437230.pdf?sequence=1&isAl-lowed=y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.