Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОЙ СУГДЕИ В XII - НАЧАЛЕ XIII В. (К ВОПРОСУ О ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРАХ)'

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОЙ СУГДЕИ В XII - НАЧАЛЕ XIII В. (К ВОПРОСУ О ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРАХ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / СУГДЕЯ / XII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIII В / ВИЗАНТИЯ / ВЕНЕЦИЯ / ВИЗАНТИЙСКАЯ ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Майко Вадим Владиславович, Тесленко Ирина Борисовна

В центре внимания настоящего исследования находится материальная культура одного из крупных городов юго-восточной Таврики Сугдеи в XII - начале XIII в., а также археологические источники, которые позволяют выделять стратифицированные археологические комплексы и горизонты этого времени. Особое внимание уделено обоснованию хронологических индикаторов, представленных предметами быта, украшениями, предметами христианского культа и привозной красноглиняной поливной керамикой. Последняя, исходя из современных хронологических разработок и археологической ситуации, является наиболее важным индикатором. Эту керамику принято объединять в группу «средневизантийской продукции» или Middle Byzantine Production (MBP). В работе использованы стандартные методы, привлекаемые для изучения археологических материалов: стратиграфический, типологический и сравнительный. В процессе исследования выделены и изучены соответствующие археологические контексты и находки, многие из которых ранее оставались без надлежащей атрибуции. В результате определены 5 участков в разных районах городища, в том числе в портовом, со слоями XII - начала/первой половины XIII в., а также проанализированы более двух десятков находок МВР. Полученные данные позволили прийти к выводу о том, что Сугдея в указанный период занимала довольно значительную площадь и что город продолжал все это время поддерживать контакты с центральновизантийскими землями. Причем находки керамики указывают на наличие таких контактов как во времена правления Комнинов и Ангелов, так и после завоевания Константинополя латинянами в 1204 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL CULTURE OF BYZANTINE SUGDEJA IN THE 12TH - EARLY 13TH CENTURIES (TO THE QUESTION OF CHRONOLOGICAL INDICATORS)

Introduction . The focus of this study is on the material culture of one of the major cities of south-eastern Taurika Sugdeja in the 12th and early 13th centuries, as well as archaeological sources that allow to highlight stratified archaeological complexes and horizons of that time. Special attention is paid to the justification of chronological indicators presented by household objects, decorations, objects of Christian cult and imported red clay glazed ceramics. The latter, based on modern chronological developments and the archaeological situation, is the most important indicator. It is common to combine this pottery into a group of Middle Byzantine Production (MBP). Methods . The standard methods, which are usually involved for the study of archaeological materials, are used in the work: stratigraphic, typological, and comparative. Analysis . The materials from decades of excavation in Sudak, which are stored in archives and museum repositories now, have been studied again. As a result, 5 sites with layers of the 12th - early / first half of the 13th centuries have been located in the different part of the medieval site, including the port area, as well as more than two dozen finds of the MBP were attributed. Results . The newly obtained data allowed us to conclude that Sugdeja occupied a rather large area during the studied period and the city continued to maintain contacts with the Central Byzantine lands during all this time. Moreover, the findings of different stylistic and chronological types of ceramics indicate the presence of such contacts both during the reign of the Komnenoi and Angeloi, and after the conquest of Constantinople by the Latins in 1204.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОЙ СУГДЕИ В XII - НАЧАЛЕ XIII В. (К ВОПРОСУ О ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРАХ)»

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2020.6.5

UDC 904 (470)"12/13" LBC 63.4(2)

Submitted: 01.05.2020 Accepted: 03.11.2020

MATERIAL CULTURE OF BYZANTINE SUGDEJA IN THE 12th - EARLY 13th CENTURIES (TO THE QUESTION OF CHRONOLOGICAL INDICATORS)

Vadim V. Maiko

Institute of Archaeology of Crimea of the Russian Academy of Sciences, Simferopol, Russian Federation

Institute of Archaeology of Crimea of the Russian Academy of Sciences, Simferopol, Russian Federation

Abstract. Introduction. The focus of this study is on the material culture of one of the major cities of south-eastern Taurika Sugdeja in the 12th and early 13th centuries, as well as archaeological sources that allow to highlight stratified archaeological complexes and horizons of that time. Special attention is paid to the justification of chronological indicators presented by household objects, decorations, objects of Christian cult and imported red clay glazed ceramics. The latter, based on modern chronological developments and the archaeological situation, is the most important indicator. It is common to combine this pottery into a group of Middle Byzantine Production (MBP). Methods. The standard methods, which are usually involved for the study of archaeological materials, are used in the work: stratigraphic, typological, and comparative. Analysis. The materials from decades of excavation in Sudak, which are stored in archives and museum repositories now, have been studied again. As a result, 5 sites with layers of the 12th - early / first half of the 13th centuries have been located in the different part of the medieval site, including the port area, as well as more than two dozen finds of the MBP were attributed. Results. The newly obtained data allowed us to conclude that Sugdeja occupied a rather large area during the studied period and the city continued to maintain contacts with the Central Byzantine lands during all this time. Moreover, the findings of different stylistic and chronological types of ceramics indicate the presence of such contacts both during the reign of the Komnenoi and Angeloi, and after the conquest of Constantinople by the Latins in 1204.

Key words: Crimea, Sugdeja, 12th - first half of the 13th centuries, Byzantium, Venice, Byzantine glazed ceramics.

Citation. Maiko V.V., Teslenko I.B. Material Culture of Byzantine Sugdeja in the 12th - Early 13th Centuries (To the Question of Chronological Indicators). Vestnik Volgogradskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2020, vol. 25, no. 6, pp. 69-81. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2020.6.5

Irina B. Teslenko

УДК 904 (470)"12/13 ББК 63.4(2)

Дата поступления статьи: 01.05.2020 Дата принятия статьи: 03.11.2020

о

(N О (N

W

К

03

m

о

Ирина Борисовна Тесленко

Институт археологии Крыма РАН, г. Симферополь, Российская Федерация

©

Аннотация. В центре внимания настоящего исследования находится материальная культура одного из крупных городов юго-восточной Таврики Сугдеи в XII - начале XIII в., а также археологические источники, которые позволяют выделять стратифицированные археологические комплексы и горизонты этого времени. Особое внимание уделено обоснованию хронологических индикаторов, представленных предметами быта, украшениями, предметами христианского культа и привозной красноглиняной поливной керамикой. Последняя, исходя из современных хронологических разработок и археологической ситуации, является наиболее важным индикатором. Эту керамику принято объединять в группу «средневизантийской продукции» или Middle Byzantine Production (MBP). В работе использованы стандартные методы, привлекаемые для изучения археологических материалов: стратиграфический, типологический и сравнительный. В процессе исследования выделены и изучены соответствующие археологические контексты и находки, многие из которых ранее оставались без надлежащей атрибуции. В результате определены 5 участков в разных районах городища, в том числе в портовом, со слоями XII - начала/первой половины XIII в., а также проанализированы более двух десятков находок МВР. Полученные данные позволили прийти к выводу о том, что Сугдея в указанный период занимала довольно значительную площадь и что город продолжал все это время поддерживать контакты с центральновизантийскими землями. Причем находки керамики указывают на наличие таких контактов как во времена правления Комнинов и Ангелов, так и после завоевания Константинополя латинянами в 1204 году.

Ключевые слова: Крым, Сугдея, XII - первая половина XIII в., Византия, Венеция, византийская поливная керамика.

Цитирование. Майко В. В., Тесленко И. Б. Материальная культура византийской Сугдеи в XII - начале XIII в. (к вопросу о хронологических индикаторах) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. - Т. 25, № 6. - С. 69-81. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2020.6.5

Введение. В последнее время проблемы, связанные с византийским присутствием в Крыму в XII - начале XIII в., интенсивностью и характером контактов империи со своей северной провинцией, обсуждаются особенно остро. Минимальное количество для этого времени письменных свидетельств и практически полное отсутствие сфрагистических материалов вновь заставляют обратить внимание на археологические источники. Помимо немногочисленного нумизматического материала, в настоящий момент можно выделить несколько находок, имеющих более узкие хронологические рамки существования. Именно благодаря им есть надежда выделить закрытые археологические комплексы и стратиграфические горизонты рассматриваемого периода.

На современном уровне исследований тяжело говорить о характерных особенностях керамического комплекса Сугдеи XII - начала XIII века. Относительно амфорной тары совершенно ясно, что в первой половине XII столетия он содержал еще наиболее поздние варианты амфор с венчиком в виде отложного воротничка и сфероемкостных амфор. Вторая половина столетия - время бытования различных переходных типов, свидетельствующих о

разных путях эволюции этой категории тары, которые в первой четверти XIII в. привели к окончательному сложению амфор с высоко-поднятыми и дуговидными ручками. В качестве критерия для выделения комплексов Таврики XII - начала XIII в. можно считать отсутствие высокогорлых кувшинов, кухонной тонкостенной керамики с полукруглым дном, отделенным от придонной части пролощенной полосой, лощеной оранжевоглиняной посуды. Искать в керамическом комплексе хронологические индикаторы пока рано, но такая перспектива есть.

Меньше надежд на комплекс предметов вооружения и бытовых вещей. Намного более перспективны украшения и предметы христианского культа, несравненно больше подверженные влиянию византийской моды.

Относительно украшений - это крупные бронзовые проволочные серьги с биконичес-кой пронизкой, состоящей из двух спаянных половинок, и характерный состав бус в ожерельях. Относительно предметов культа - это, конечно же, древнерусские энколпионы с изображениями, выполненными в технике черни и высокого рельефа, в случае отсутствия явных признаков их вторичного использования. Отдельную группу образуют крестовидные ме-

дальоны-подвески, часто входившие в состав ожерелий, и кресты-тельники с лучами, выполненными в виде трилистника, а средокре-стием - в форме квадрата. Особое значение имеет такой хронологический индикатор, как стеклянные камеи с изображением Святого Димитрия.

Одним из самых ярких хронологических индикаторов археологических комплексов рассматриваемого периода, а также выразительным свидетельством торговых связей с империей в этот период является привозная крас-ноглиняная поливная керамика группы Middle Byzantine Production (MBP), включающая несколько хорошо известных декоративных типов изделий. Они получили широкое распространение в Средиземноморье и Черноморском регионе в XII - первой половине XIII в. [32, p. 379-380; 29; 33; 35], попадая туда преимущественно морским путем.

В отличие от центральных регионов Византии, в средневековом Крыму MBP, в особенности ее ранние типы, встречается не так часто. Сугдейская коллекция подобной керамики, за исключением некоторых фрагментов и форм, совсем недавно введена в научный оборот [16], что избавляет от повторений.

Исходя из этого, целью настоящего исследования является детальный анализ всех хронологических индикаторов, что будет способствовать выделению комплексов XII -начала XIII в. на территории Сугдеи и уточнению особенностей контактов города с византийскими землями в этот период.

Методы. Для решения поставленных задач в работе будут использованы методы, привлекаемые к исследованию археологических материалов. А именно: стратиграфический метод для определения относительной хронологии контекстов находок, типологический метод и стилистический анализ для группирования материала в соответствии с его морфологическими и стилистическими признаками, сравнительный метод для определения круга аналогий и культурной принадлежности артефактов.

Анализ. Украшения. Парные бронзовые серьги, указанные выше, обнаруженные в погребении 275 некрополя Судак-II [10, с. 107, рис. 81, 1]. В литературе утвердилось мнение об их степной половецкой или черно-клобуц-

кой принадлежности [1, с. 203-205]. Тем не менее совершенно очевидно, что территория их распространения шире [24, 1аЫ. IX: 5, 6; 19, с. 32, обр. 1]. В нашем случае важно, что они четко датируются периодом походов степняков на Болгарию и Византию [20, с. 167-168, примеч. 2].

В качестве своеобразного хронологического индикатора можно рассматривать и состав ожерелий, обнаруженных в шести погребениях городского некрополя Судак-П [12, с. 441-443, рис. 173-175]. Это ожерелья так называемого третьего хронологического типа, отличительной особенностью которых является отсутствие мелких «трехбугорчатых» глазчатых и сетчатых бус и большое разнообразие типов.

Предметы христианского культа. Одну группу этих изделий составляют энкол-пионы из могилы 133 некрополя Судак-П и верхнего слоя храма Девы Марии [12, с. 448, рис. 180, 1, 2]. Кроме того, к этой группе можно отнести фрагменты энколпионов из разведок на территории Сугдеи 2006 г. [12, с. 448, рис. 180, 4, 5]. Для нас важно, что в большинстве случаев эти энколпионы датируются в рамках второй четверти XII в. [9, с. 133]. К другому варианту этой группы относится единственный двустворчатый энколпион из разведок на территории средневековой Сугдеи, миниатюрное изделие из могилы 187 некрополя Судак-П и энколпион из разведок поселения у с. Русское [12, с. 448, рис. 180, 3, 6, 8]. В отличие от энколпионов первой группы изображения выполнены в технике высокого рельефа. Эта группа энколпионов не менее известна на территории Киевской Руси и датируется приблизительно этим же временем.

Отдельную группу составляют кресты-тельники, обнаруженные в погребении 216 некрополя Судак-П [10, с. 63, рис. 36, 9] и заполнении могил некрополя Судак^! [14, с. 239, рис. 2, 6]. Этот тип крестов с окончанием лучей в виде трилистника или шарика и квадратным крупным средокрестием датируется интересующим нас временем. Во всяком случае, датировка древнерусских аналогий не выходит за рамки XII в. [18, с. 66, рис. 9, 9].

Для Сугдеи в качестве хронологического индикатора важна находка камеи с изображением рельефной поясной фигуры Димитрия

Солунского в броне с поясом на талии и плаще [12, с. 454, рис. 186; 2, с. 271-289]. В данном случае важно не место ее производства, о чем не затихают дискуссии, а время. Основываясь на схожести некоторых иконографических деталей данных изделий и византийских печатей, были сделаны попытки датировать их до 1204 г. и считать продукцией константинопольских мастерских. Для датировки важно и справедливое замечание А.В. Банк о том, что на подавляющем большинстве гемм Святой Димитрий и Святой Георгий представлены в воинских образах, и только на двух они представлены как мученики. Изображение этих святых как мучеников характерно для византийского прикладного искусства X-XI веков. В XII в. преобладают их изображения в виде Святых воинов, что подтверждается и сфрагистическими данными [3, с. 133-134]. Вместе с тем, учитывая раритетный характер всех упомянутых хронологических индикаторов, таковыми они могут служить только в случае обнаружения в комплексе без следов повторного использования. К сожалению, для Сугдеи, как и для большинства крымских памятников, находки их у первоначальных владельцев единичны. В данном случае на современном этапе исследований единственным более узким хронологическим индикатором остается поливная красноглиняная византийская керамика, к анализу которой и перейдем.

Поливная красноглиняная керамика. Сугдейская коллекция насчитывает более двух десятков обломков MBP (рис. 2, 3). Черепок изделий преимущественно плотный, песчанистый, кирпично-красного цвета с хорошо заметными включениями крупиц извести. Типы представлены неравномерно. 11 фрагментов относится к Fine Sgraffito Ware (FSW) (рис. 2). Это фрагменты венчика, стенок и днищ сосудов открытой формы, среди элементов декора которых преобладают центральные медальоны и концентрические орнаментальные ленты, заполненные мелким растительным декором, выполненным тонкой гравировкой (рис. 2, 1-8). Они имеют довольно широкий круг аналогий в материалах середины - второй половины XII в. (см., например: [21, p. 339, fig. 4; 22, p. 31-33; 26; 34, pl. 14.2; 17, с. 319-321, рис. 1, 2] и др.). Также встре-

чаются полупальметты, более характерные для сюжетных композиций на блюдах этого же времени (рис. 2, 12) (см., например: [22, р. 29, 123, № 6, 134; 34, p. 118-120, pl. 12.612.10]). Кроме того, следует отметить две донные части сосудов открытой формы с остатками изображений птицы и рыбы (рис. 2, 10, 11). Практически идентичное изображение рыбы известно на блюде из кораблекрушения середины XII в. у острова Алонисос, в северо-западной части Эгейского моря [22, р. 130, № 142]. Точную аналогию птицы найти не удалось, хотя изображения пернатых в целом характерны для FSW [34], их принято выделять в отдельную серию так называемого Developed-style Sgraffito [28, fig. 23].

Один из сосудов принадлежит к Painted Fine Sgraffito Ware (PFSW) (рис. 2, 9). Лицевая поверхность изделия украшена характерным для этого типа орнаментальным кольцом с мелкими спиралями (см., например: [22, р. 37, № 20]). Пространство внутри и снаружи кольца заполнено завитками и спиралями, выполненными зеленой краской.

12 фрагментов относятся к Incised Sgraffito или Aegean Ware (IS/AW). Среди элементов декора преобладают серии кругов в сочетании с ромбами, рассеченными двумя перекрещивающимися прямыми (рис. 3, 1-5, 7, 8, 10). Две донные части украшены изображением птиц с вытянутой шеей и удлиненным клювом, вероятно, отряда журавлеоб-разных (рис. 3, 6, 9). Одно из них выполнено в выемчатой технике (рис. 3, 6), другое нанесено несколькими плавно изогнутыми штрихами (рис. 3, 9). Как круги с ромбами, так и подобные изображения птиц довольно часто встречаются на изделиях данного типа группы МВР (см., например: [22, р. 53-54, 145-147; 23]).

Один крупный обломок днища, центр которого украшает спираль, опоясанная кольцом с линейной штриховкой (рис. 3, 12), также, вероятно, следует относить к типу IS. Точных аналогий декору найти не удалось. Кольцо, заполненное штриховкой, характерно для декоративных композиций группы МВР разных типов (см., например: [22, р. 135-140; 27, p. 180; 25, р. 42]). В то же время центрические спирали присущи более поздним декоративным схемам, получившим развитие со второй по-

ловины/последней трети XIII в. (см., например: [30]). Еще один небольшой фрагмент поля с декором в выемчатой технике может быть соотнесен с типом Champleve Ware (ChW) (рис. 3, 11). Детали рисунка не ясны.

Происхождение основной массы керамики группы MBP помогают уточнить новые археологические открытия в центральной Греции, а также результаты недавних археомет-рических исследований, проведенных в кера-мологической лаборатории в Лионе под руководством С.Й. Ваксман. Полученные данные позволили локализовать крупнейший центр длительного производства и экспорта различных декоративных типов MBP, а также амфор типа Гюнзенин II и III (GII, GIII) в городе Халкис, который в средневековье выполнял функцию морского порта крупного регионального центра центральной Греции - Фив [29; 32; 33]1 При этом было доказано, что этот гончарный центр функционировал как до, так и после латинского завоевания 1204 года. Именно его продукция получила наибольшее распространение и поступала в том числе в Крым. По визуальным характеристикам формовочной массы подавляющее большинство находок из Судака также может быть отнесено к изделиям этого или близкородственного центров. Исключение составляет один фрагмент из новосветской бухты (рис. 3, 10), химический анализ которого не подтвердил его принадлежность к халкидской группе [31, р. 853]. Это факт, в свою очередь, может свидетельствовать в пользу поступления керамики семьи МВР в Крым также из других гончарных центров.

Таким образом, в качестве критериев для выделения стратиграфических горизонтов и комплексов Сугдеи XII в. следует признать наличие перечисленных выше хронологических индикаторов. Важным критерием является отсутствие кухонной керамики с полукруглым дном и пролощенной полосой в придонной части и общая стандартизация форм, отсутствие или минимальное количество высокогорлых кувшинов, а также отсутствие столовой лощеной посуды. Хронологические разработки свидетельствуют и о том, что бронзовых бубенчиков с крестообразной щелью, столь характерных для второй половины X - XI в., в комплексах XII в. нет. Отсутствуют и стек-

лянные византийские браслеты, трехбугорча-тые, сетчатые и, конечно же, глазчатые бусы.

Результаты. Исходя из этих критериев можно выделить несколько контекстов Суг-деи, датировка которых укладывается в рамки XII - начала XIII в.: 1) слой серого глинистого грунта конца XII в. - начала XIII в., залегавшего на уровне фундамента кладки крепостной ограды византийского периода на участке так называемого квартала 1 к юго-западу от крепостных ворот генуэзского времени [11, с. 387-392] (рис. 1, Г); 2) слой XII - середины XIII в., предшествовавший строительству дома (ремесленной мастерской?) третьей четверти XIII - XIV в., исследованного на раскопе у Башни Бернабо ди Франки ди Пагано (рис. 1, В); 3) слой XII - начала XIII в., связанный с функционированием жилищно-хозяйственного комплекса на участке раскопа III в портовой части Сугдеи (рис. 1, А); 4) слой темно-желтого суглинка XII - начала XIII в. на полу крупной прямоугольной каменной постройки на участке раскопа VIII в портовой части Сугдеи (рис. 1, Б) и слой, подстилающий более позднее сооружение 1 на этом же участке раскопа [7, рис. 73, 149/1, к.о. 27; 4, с. 67, рис. 17, 1; 6, рис. 46, 225/1, к.о. 26, 411а/5, к.о. 285; 5, с. 32, рис. 2, 1]; 5) слой XII-XIII - первой четверти XIII в. на полу постройки, изученной на участке раскопа IX, в портовой части Сугдеи (рис. 1, Д) [13, с. 195, рис. 56, 4-6, 10; 15, с. 28, рис. 5, 5-7, 9].

Необходимо отметить, что поливная византийская красноглиняная керамика, представленная тремя фрагментированными блюдами типа IS/AW(рис. 3, 1, 2, 10), происходит из района кораблекрушения последней трети XIII в. в бухте Зеленой у поселка Новый Свет, примерно в 4,0 км к юго-западу от Судака (см.: [8, с. 126-143, 156-168; 31] и др.). Они найдены среди многочисленных керамических материалов, составлявших груз корабля и имущество его команды. Однако с уверенностью судить о принадлежности этих сосудов к данному комплексу пока сложно.

Таким образом, в Судаке к настоящему времени стратифицированные горизонты, которые могут быть датированы в рамках XII -начала/первой половины XIII в., выделены на 5 исследованных раскопками участках в разных районах городища, в том числе в порто-

вом районе. Это свидетельствует о том, что жилая застройка Сугдеи в указанный период занимала довольно значительную площадь и что город продолжал все это время поддерживать определенные контакты с централь-новизантийскими землями. Причем находки керамики типов GBPW, FSW, PSW указывают на наличие таких контактов во времена правления Комнинов и Ангелов, в то время как изделия типов IS/AWи ChW, скорее всего, свидетельствуют о торговых операциях с новыми хозяевами центральных регионов империи - латинянами. При этом место производства как ранних, так и поздних типов MBP с высокой долей вероятности можно связать с гончарными мастерскими Халкиса. Соответственно, следует полагать, что поставки поливной посуды из одного и того же центра не прекратились после захвата Константинопо-

ля в 1204 году. Очевидно, что среди экономических приоритетов новых хозяев центральной Греции было в том числе и поддержание развитого тут ранее производства поливной керамики. Ранние контакты Сугдеи с Латинской Романией осуществлялись, скорее всего, посредством венецианских негоциантов, получивших полную свободу действий в Черном море после успешных завоеваний четвертого крестового похода и впоследствии организовавших торговую факторию в Сугдее.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Свидетельства широкого распространения продукции других гончарных центров, среди которых Коринф, Афины и Константинополь, также изготавливавших поливную посуду в схожем стиле, пока не обнаружены.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Средневековое городище в Судаке. Участки, на которых выявлены стратифицированные объекты

XII - начала/первой половины XIII в.:

А - раскоп Ш; Б - раскоп VIII ; В - раскоп у Башни Бернабоди Франки ди Пагано; Г - участок квартала 1 в северо-западной части Судакской крепости; Д - раскоп IX

Fig. 1. The medieval fortification in Sudak. Sites where stratified objects of the 12th - beginning / first half of the 13th centuries were identified:

A - site III; B - site VIII; B - site at the Tower of Bernabo di Franchi di Pagano; G - section of block 1 in the north-western part of Sudak fortress; D - site IX

Рис. 2. Средневизантийская красноглиняная поливная керамика (Middle Byzantine Production)

из раскопок в Судаке. Типы FSW и PFSW:

1, 5, 8 - участок квартала 1 в северо-западной части Судакской крепости; 2, 4, 7, 9, 10 - раскоп VIII в портовой части Сугдеи; 3 - раскоп у Башни Бернабоди Франки ди Пагано;

6, 11, 12 - раскоп III в портовой части Сугдеи

Fig. 2. Middle Byzantine Production from the excavations in Sudak. FSW and PFSW types:

1, 5, 8 - section of block 1 in the north-western part of Sudak fortress; 2, 4, 7, 9, 10 - site VIII in the port area of Sugdeja; 3 - site near the Tower of Bernabo di Franchi di Pagano;

6, 11, 12 - site III in the port area of Sugdeja

Рис. 3. Средневизантийская красноглиняная поливная керамика (Middle Byzantine Production) из раскопок в Судаке и его акватории. Тип IS/AW:

1, 2, 10 - район кораблекрушения последней трети XIII в. в бухте Зеленой у поселка Новый Свет; 3, 4, 12 - раскоп IX в портовой части Сугдеи; 5, 7, 8, 9 - раскоп Ш в портовой части Сугдеи; 6, 11 - участок квартала 1 в северо-западной части Крепости

Fig. 3. Middle Byzantine Production from the excavations in Sudak and its waters. IS/A Wtypes:

1, 2, 10 - the area of the shipwreck of the last third of the 13th century in Zelenaya Bay near the NovyiSvet village; 3, 4, 12 - site IX in the port area of Sugdeja; 5, 7, 8, 9 - site III in the port area of Sugdeja; 6, 11 - section of block 1 in the north-western part of the Sudak fortress

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Армарчук, Е. А. «Половецкие серьги» / Е. А. Армарчук // Средневековая археология евразийских степей : сб. ст. к юбилею проф. С. А. Плетневой. - М. ; Йошкар-Ола : [б. и.], 2006. - С. 201-216. -(Материалы и исследования по археологии Поволжья ; вып. 3).

2. Архипова, Е. И. Каменные иконки со святыми воинами: византийское наследие и южнорусская традиция / Е. И. Архипова // Труды Государственного Эрмитажа. - 2015. - Т. LXXIV - С. 271-289.

3. Банк, А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. Очерки / А. В. Банк. - М. : Наука, 1978. - 312 с.

4. Гукин, В. Д. Отчет об археологических раскопках в портовом районе Судакской крепости в 2015 г. / В. Д. Гукин // Архив ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН». - Инв. кн. 6. - Инв. № 1311.- Папка № 1674. - 132 л.

5. Гукин, В. Д. Новые находки керамики византийского круга из раскопок портовой части средневековой Сугдеи в 2010-2011 годах / В. Д. Гукин, А. В. Джанов // Труды Государственного Эрмитажа. - 2013. - Т. LXIX. - С. 30-39.

6. Джанов, А. В. Отчет об археологических раскопках в портовой части средневековой Сугдеи в 2012 г. / А. В. Джанов [и др.] // Архив ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН». - Инв. кн. 6. -Инв. № 1315. - Папка № 1785. - 72 л.

7. Джанов, А. В. Отчет об археологических раскопках на городище и в портовой части средневековой Сугдеи в 2013 г. / А. В. Джанов [и др.] // Архив ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН». - Инв. кн. 6. - Инв. № 1195. - Папка № 1544. - 60 л.

8. Зеленко, С. М. Подводная археология Крыма / С. М. Зеленко. - Киев : Стилос, 2008. - 272 с.

9. Корзухина, Г. Ф. О памятниках «корсунско-го дела» на Руси / Г. Ф. Корзухина // Византийский временник. - 1958. - Т. 14. - С. 130-137.

10. Майко, В. В. Средневековые некрополи Су-дакской долины / В. В. Майко. - Киев : Академпе-риодика, 2007. - 273 с.

11. Майко, В. В. Стратиграфические исследования на т.н. участке квартала I Судакской крепости в 1997 г. / В. В. Майко // Сугдейский сборник. -2012. - Вып. V - С. 363-393.

12. Майко, В.В. Восточный Крым во второй половине X - XII в. / В. В. Майко. - Киев : Вид. Олег Фшюк, 2014. - 467 с.

13. Майко, В. В. Керамика Восточного Крыма второй половины X - XIII в. / В. В. Майко. -Saarbürcken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 212 с.

14. Майко, В. В. Неизвестные страницы археологического изучения средневековой Сугдеи в

1925-1931 гг. / В. В. Майко // Неизвестные страницы археологии Крыма: от неандертальцев до генуэзцев. - СПб. : Нестор-История, 2017. - С. 232-271.

15. Майко, В. В. Византийский комплекс первой половины XIII в. в портовой части Сугдеи /

B. В. Майко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2019. -Т. 24, № 6. - С. 18-31. - DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2019.6.2.

16. Майко, В. В. Византийская красноглиняная поливная керамика XII - первой половины XIII века средневековой Сугдеи / В. В. Майко, И. В. Тесленко // Херстшуод бе^ата : Империя и полис : XII Междунар. византийский семинар / отв. ред. Н. А. Алексеенко. - Симферополь : Колорит, 2020. -

C. 169-176.

17. Манолова-Войкова, М. Импортная византийская сграффито керамика из средневековых поселений в Болгарском Причерноморье / М. Мано-лова-Войкова // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья, X-XVIII века. Т. 2 / ред. С. Г. Бочаров, В. Франсуа, А. Г. Ситдиков. - Кишинев : Stratum Publishing House, 2017. - С. 317-326.

18. Петрашенко, В. О. Давньорусьш поселен-ня поблизу с. Бучак / В. О. Петрашенко, В. К. Козю-ба // Археолопя. - 2005. - № 2. - С. 55-69.

19. Радева, М. Средновековни накити от Сли-венско / М. Радева // Известия на музеите от югоиз-точна България. - 2003. - ХХ. - С. 30-45.

20. Рябцева, С. С. Трехбусинные кольца от Вислы до Волги / С. С. Рябцева // Stratum plus. - 2000. -№ 5. - С. 161-182.

21. Armstrong, Р. A Group of Byzantine Bowls from Skopelos / P. Armstrong // Oxford Journal of Archaeology. - 1991. - № 10 (3). - P. 335-347.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Byzantine Glazed Ceramics : The Art of Sgraffito / ed. D. Papanikola-Bakirtzi. - Athens : Archaeological Receipts Fund, 1999. - 270 p.

23. Doger, L. izmir Arkeoloji Muzesi Ornekleriyle. Kazima Dekorlu Ege-Bizans Seramikleri / L. Doger. -Izmir : Ege Universitesi edebiyat fakultesi yayinlari, 2000. - 134 р.

24. Jelovina, D. Starohrvatske nekropole na podrucju izmedu rijeka Zrmanje i Cetine / D. Jelovina. -Split : Cakavski sabor, 1976. - 176 s., XCI il.

25. Koutsouflakis, G. The Kavalliani shipwreck: a new cargo of Byzantine glazed tableware from the south Euboean gulf, Aegean / G. Koutsouflakis, G. Tsompanidis // XI Congress AIECM3 on Medieval and Modern Period Mediterranean Ceramics Proceedings (19-24 October 2015, Antalya). Vol. 1 / Ed. F. Yeni§ehirlioglu. - Ankara : Kog University VEKAM. 2018. - P. 39-48.

26. Randazzo Matteo, G. Middle Byzantine Glazed Ware in the heart of the Latin Western

Mediterranean (12th-13th cc) : An updated overview from Sicily. Talk given at the 12th AIECM3, Athens (2127 October 2018) / G. Randazzo Matteo. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.academia. edu/37725525/Middle_Byzantine_Glazed_Ware_in_ the_heart_of_the_Latin_Western_ Mediterranean_ 12_th_13_th_cc_an_updated_overview _from_Sicily (accessed: 01.05.2020). - Title from screen.

27. Sanders, G. D. R. Corinth workshop production / G. D. R. Sanders // Byzantine Glazed Ceramics: The art of sgraffito / ed. D. Papanikola-Bakirtzi. - Athens : Archaeological Receipts Fund, 1999. - P. 159-186.

28. Sanders, G. D. R. Recent developments in the chronology of Byzantine Corinth / G. D. R. Sanders // Corinth, the Centenary: 1896-1996 / eds. C. K. Williams, N. Bookidis. - Princeton : American School of Classical Studies at Athens, 2003. - P. 385-399. - (Corinth ; vol. 20).

29. Waksman, S. Y. Defining the main "Middle Byzantine Production" (MBP): changing perspectives in Byzantine pottery studies / S. Y. Waksman // XI Congress AIECM3 on Medieval and Modern Period Mediterranean Ceramics Proceedings (19-24 October 2015 Antalya). Vl. 1 / ed. F. Yeni§ehirlioglu. - Ankara : Kog University VEKAM, 2018. - P. 397-408.

30. Waksman, S. Y. 'Novy Svet Ware', an Exceptional Cargo of Glazed Wares from a 13th Century Shipwreck near Sudak (Crimea, Ukraine) - Morphological Typology and Laboratory Investigations / S. Y. Waksman, I. Teslenko // The International Journal of Nautical Archaeology. - 2010. - Vol. 39 (2). - P. 357-375.

31. Waksman, S. Y. Glazed wares as main cargoes and personal belongings in the Novy Svet shipwreck (13th c. AD, Crimea): a diversity of origins investigated by chemical analysis / S. Y. Waksman, I. Teslenko, S. Zelenko // Actas del VIII Congreso Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo. T. II / ed. J. Zozaya. - Almagro : Asociación española de arqueología medieval, 2009. - P. 851-856.

32. Waksman, S. Y. The main "Middle Byzantine Production" and pottery manufacture in Thebes and Chalcis / S. Y. Waksman [et al.] // Annual of the British School at Athens. - 2014. - Vol. 109 (1). - P. 379-422.

33. Waksman, S. Y. Archaeometric investigations of the tableware cargo of the Kavalliani shipwreck (Greece) and into the role of the harbour of Chalcis in the Byzantine and Frankish periods / S. Y. Waksman [et al.] // Journal of Archaeological Science. - 2018. -No. 21. - P. 1122-1129.

34. Wartburg, M.-L. von. Bowls and birds : Some Middle Byzantine glazed bowls from Swiss private collection / M.-L. von. Wartburg // Mosaic. Festschrift fur A.H.S. - Athens : British School of Athens, 2001. -P. 115-129. - (British School at Athens. Studies ; vol. 8).

35. Wartburg, M.-L. von. Pottery of the 12th century pit from the Palaion Demarcheion site in

Nicosia: A Typological and Analytical Approach to a Closed Assemblage / M.-L. von. Wartburg, Y. Violaris // Actas del VIII Congreso Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo. T. II / ed. J. Zozaya. -Almagro : Asociación española de arqueología medieval, 2009. - P. 249-264.

REFERENCES

1. Armarchuk E.A. «Polovetskie sergi» [Polovetsian Earrings]. Srednevekovaya arkheologiya evraziyskikh stepey [Medieval Archaeology of the Eurasian Steppes]. Moscow; Joshkar-Ola, s.n., 2006, pp. 201-216. (Materialy po istorii i arkheologii Povolzhya [Materials on the History and Archaeology of the Volga Region; vol. 3]).

2. Arkhipova E.I. Kamennye ikonki so svyatymi voinami: vizantiyskoe nasledie i yuzhnorusskaya traditsiya [Stone Icons with Holy Warriors: Byzantine Heritage and South Russian Tradition]. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha [Proceedings of the State Hermitage], 2015, vol. 74, pp. 271-289.

3. Bank A.V. Prikladnoe iskusstvo Vizantii IX-XII vv. Ocherki [Applied Art of Byzantium of the 9th-12th Centuries. Essays]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 312 p.

4. Gukin V.D. Otchet ob arheologicheskih raskopkah v portovom raione Sudakskoi kreposti v 2015 g. [Report on Archaeological Excavations in the Port District of Sudak Fortress in 2015]. Arkhiv FGB UN «Institut arkheologii Kryma RAN» [Archive of FSBIS "Institute of Archaeology of Crimea of RAS"], inv. kn. 6, inv. no. 1311, papka no. 1674. 132 l.

5. Gukin V.D., Dzhanov A.V. Novye nakhodki keramiki vizantiyskogo kruga iz raskopok portovoy chasti srednevekovoy Sugdei v 2010-2011 godakh [New Finds of Byzantine Pottery from Excavations in the Port Part of Medieval Sugdeja in 2010-2011]. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha [Proceedings of the State Hermitage], 2013, vol. 69, pp. 30-39.

6. Dzhanov A.V. Gukin V.D., Mayko V.V., Nikitin A.B., Farbey A.M. Otchet ob arkheologicheskih raskopkakh v portovoy chasti srednevekovoy Sugdei v 2012 g. [Report on Archaeological Excavations in the Port Part of Medieval Sugdeja in 2012]. Arkhiv FGBUN «Institut arkheologii Kryma RAN» [Archive of FSBIS "Institute of Archaeology of Crimea of RAS"], inv. kn. 6, inv. no. 1315, papka no. 1785, 72 l.

7. Dzhanov A.V., Mayko V.V., Gukin V.D., Nikitin A.B., Bayguzin T.F., Zakharov V.A. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na gorodishche i v portovoy chasti srednevekovoy Sugdei v 2013 g. [Report on Archaeological Excavations on the Ancient City and in the Port of Medieval Sugdeja in 2013]. Arkhiv FGBUN «Institut arkheologii Kryma RAN»

[Archive of FSBIS "Institute of Archaeology of Crimea of RAS"], inv. kn. 6, inv. no. 1195, papka no. 1544. 60 l.

8. Zelenko S.M. Podvodnaya arkheologiya Kryma [Underwater Archeology of Crimea]. Kiev, Stilos Publ., 2008. 272 p.

9. Korzukhina G.F. O pamyatnikakh «korsunskogo dela» na Rusi [About Monuments of "Korsun Business" on Rus]. Vizantiiskii vremennik [Byzantina Chronika], 1958, vol. 14, pp. 130-137.

10. Maiko V.V. Srednevekovye nekropoli Sudakskoy doliny [Medieval Necropoleis of Sudak Valley]. Kiev, Akademperiodika Publ., 2007. 273 p.

11. Maiko V.V. Stratigraficheskie issledovaniya na t.n. uchastke kvartala I Sudakskoy kreposti v 1997 g. [Stratigraphic Studies on the So-Called Section of Quarter I of the Sudak Fortress in 1997]. Sugdeyskiy sbornik [Sugdeian Collection], 2012, vol. 5, pp. 363-393.

12. Maiko V.V. Vostochnyyj Krym vo vtoroy polovine X - XII v. [East Crimea in the Second Half of the 10th-12th Centuries]. Kiev, Vyd. Oleg Filyuk Publ., 2014. 467 p.

13. Maiko V. V. Keramika Vostochnogo Kryma vtoroj poloviny X - XIII v. [Ceramics of the Eastern Crimea of the Second Half of the X-XIII Centuries]. Saarbürcken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 212 p.

14. Maiko V.V. Neizvestnye stranitsy arkheologicheskogo izucheniya srednevekovoy Sugdei v 1925-1931 gg. [Unknown Pages of Archaeological Study of Medieval Sugdeja in 1925-1931]. Neizvestnye stranitsy arkheologii Kryma: ot neandertaltsev do genueztsev [Unknown Pages of Archeology of Crimea: From Neanderthals to Genoese]. Saint Peterburg, Nestor-Istoriya Publ., 2017, pp. 232-271.

15. Maiko V V Byzantine complex of the First Half of the 13th Century in the Port of Sugdea. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2019, vol. 24, no. 6, pp. 18-31. DOI: https:/ /doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.2.

16. Maiko V.V., Teslenko I.B. Vizantiyskaya krasnoglinyanaya polivnaya keramika XII - pervoy poloviny XIII veka srednevekovoy Sugdei [The Byzantine Red Clay Glazed Ceramics of 12th - First Half of 13th Centuries of Medieval Sugdeja]. Alekseenko N.A. ed. Chersönos themata: imperiya i polis. XII Mezhdunarodnyy vizantiyskiy seminar [Chersönos Themata: Empire and Polis. The 12th International Byzantine Seminar]. Simferopol', Kolorit Publishing, 2020, pp. 169-176.

17. Manolova-Voykova M. Importnaya vizantiyskaya sgraffito keramika iz srednevekovykh poseleniy v Bolgarskom Prichernomore [Imported Byzantine Sgraffito Ceramics from Medieval

Settlements in the Bulgarian Black Sea Coast]. Bocharov S.G., Fransua V., Sitdikov A.G., eds. Polivnaya keramika Sredizemnomorya i Prichernomorya, X-XVIII veka [Glazed Pottery of the Mediterranean and Black Sea, 10th-18th Centuries]. Vol. 2. Kishinev, Stratum Publishing House, 2017, pp. 317-326.

18. Petrashenko V.O., Kozyuba V.K. Davnoruski poselennia poblizu s. Buchak [Ancient Rus Settlement Near the Village of Buchak]. Arkheologiia [Archaeology], 2005, no. 2, pp. 55-69.

19. Radeva M. Srednovekovni nakiti ot Slivensko [Medieval Earrings from Sliven]. Izvestiya na muzeite ot yugoiztochna Balgariya [News of the Museum from South-East Bulgaria], 2003, vol. 20, pp. 30-45.

20. Ryabtseva S.S. Trekhbusinnye koltsa ot Visly do Volgi [Three-Bead Rings from Visla to Volga]. Stratum plus, 2000, no. 5, pp. 161-182.

21. Armstrong PA Group of Byzantine Bowls from Skopelos. Oxford Journal of Archaeology, 1991, vol. 10 (3), pp. 335-347.

22. Papanikola-Bakirtzi D., ed. Byzantine Glazed Ceramics: The Art of Sgraffito. Athens, Archaeological Receipts Fund, 1999. 270 p.

23. Doger L. Izmir Arkeoloji Muzesi Ornekleriyle. Kazima Dekorlu Ege-Bizans Seramikleri. Izmir, Ege Universitesi edebiyat fakultesi yayinlari, 2000. 134 р.

24. Jelovina D. Starohrvatske nekropole na podrucju izmedu rijeka Zrmanje i Cetine. Split, Cakavski sabor, 1976. 176 p.

25. Koutsouflakis G., Tsompanidis G. The Kavalliani shipwreck: a new cargo of Byzantine glazed tableware from the south Euboean gulf, Aegean. Yeni§ehirlioglu F., ed. XI Congress AIECM3 on Medieval and Modern Period Mediterranean Ceramics Proceedings (19-24 October 2015, Antalya). Vol. 1. Ankara, Kog University VEKAM, 2018, pp. 39-48.

26. Randazzo Matteo G. Middle Byzantine Glazed Ware in the Heart of the Latin Western Mediterranean (12th-13th c.): An Updated Overview from Sicily. Talk Given at the 12th AIECM3, Athens (21-27 October 2018). URL: https://www.academia. edu/37725525/Middle_Byzantine_Glazed_ Ware_in_the_heart_of_the_Latin_Western_ Mediterranean_12_th_13_th_cc_an_updated_ overview_from_Sicily (accessed 01.05.2020).

27. Sanders G.D.R. Corinth workshop production. Papanikola-Bakirtzi D., ed. Byzantine Glazed Ceramics: The Art of Sgraffito. Archaeological Receipts Fund, 1999, pp. 159-186.

28. Sanders G.D.R. Recent developments in the chronology of Byzantine Corinth. Williams C.K., Bookidis N., eds. Corinth, the Centenary: 1896-1996. Princeton, American School of Classical Studies at Athens, 2003, pp. 385-399. (Corinth; vol. 20).

29. Waksman S.Y. Defining the main "Middle Byzantine Production" (MBP): changing perspectives in Byzantine pottery studies. Yeniçehirlioglu F., ed. XI Congress AIECM3 on Medieval and Modern Period Mediterranean Ceramics Proceedings (1924 October 2015, Antalya). Ankara, Koç University VEKAM, 2018, vol. i, pp. 397-408.

30. Waksman S.Y., Teslenko I. 'Novy Svet Ware', an Exceptional Cargo of Glazed Wares from a 13th Century Shipwreck near Sudak (Crimea, Ukraine). Morphological Typology and Laboratory Investigations. The International Journal of Nautical Archaeology, 2010, vol. 39 (2), pp. 357-375.

31. Waksman S.Y., Teslenko I., Zelenko S. Glazed Wares as Main Cargoes and Personal Belongings in the Novy Svet Shipwreck (13th c. AD, Crimea): A Diversity of Origins Investigated by Chemical Analysis. Zozaya J., ed. Actas del VIII Congreso Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo. Vol. 2. Almagro, Asociación española de arqueología medieval, 2009, pp. 851-856.

32. Waksman S.Y., Kontogiannis N.D., Skartsis S.S., Vaxevanis G. The Main "Middle

Byzantine Production" and Pottery Manufacture in Thebes and Chalcis. Annual of the British School at Athens, 2014, vol. 109 (1), pp. 379-422.

33. Waksman S.Y., Koutsouflakis G., Burlot J., Courbe L. Archaeometric Investigations of the Tableware Cargo of the Kavalliani Shipwreck (Greece) and into the Role of the Harbour of Chalcis in the Byzantine and Frankish Periods. Journal of Archaeological Science, 2018, no. 21, pp. 1122-1129.

34. Wartburg M.-L. von. Bowls and Birds: Some Middle Byzantine Glazed Bowls from Swiss Private Collection. Mosaic. Festschrift für A.H.S. Athens, British School of Athens, 2001, pp. 115-129. (British School at Athens. Studies; vol. 8).

35. Wartburg M.-L. von, Violaris Y. Pottery of the 12th Century Pit from the Palaion Demarcheion Site in Nicosia: A Typological and Analytical Approach to a Closed Assemblage. Zozaya J., ed. Actas del VIII Congreso Internacional de Cerámica Medieval en el Mediterráneo. Vol. 2. Almagro, Asociación española de arqueología medieval, 2009, pp. 249-264.

Information About the Authors

Vadim V. Maiko, Doctor of Sciences (History), Director, Institute of Archaeology of Crimea of the Russian Academy of Sciences, Prosp. Akademika Vernadskogo, 2, 295007 Simferopol, Russian Federation, vadimmaiko 1966@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1065-4836

Irina B. Teslenko, Candidate of Sciences (History), Senior Researcher, Institute of Archaeology of Crimea of the Russian Academy of Sciences, Prosp. Akademika Vernadskogo, 2, 295007 Simferopol, Russian Federation, i_teslenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5376-3958

Информация об авторах

Вадим Владиславович Майко, доктор исторических наук, директор, Институт археологии Крыма РАН, просп. Академика Вернадского, 2, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация, vadimmaiko1966@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1065-4836

Ирина Борисовна Тесленко, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт археологии Крыма РАН, просп. Академика Вернадского, 2, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация, i_teslenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5376-3958

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.