Научная статья на тему 'Материальная и виртуальная природа организации производства'

Материальная и виртуальная природа организации производства Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВИРТУАЛЬНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ / MANUFACTURE ORGANISATION / ORGANIZATIONAL ACTIVITY / SYSTEM VIRTUAL AND MATERIAL ELEMENTS / ORGANISATION OF MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна, Куркин Анатолий Андреевич

Рассматриваются уточнение сущности феномена «организация производства» и характеристика таких ее элементов как материальные и виртуальные, характеристика источников результативности организационной деятельности. Для того, чтобы разобраться с сущностью организации производства, обратимся к анализу тех представлений, которые сложились у специалистов в этой области знаний«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The manufacture organisation» and the characteristic of its such elements as material and virtual, the characteristic of sources of productivity of organizational activity are considered specification of essence of a phenomenon. For this purpose, what to understand with essence of the organisation of manufacture, we will address to the analysis of those representations which have developed at experts in this field of knowledge

Текст научной работы на тему «Материальная и виртуальная природа организации производства»

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА З.В. Брагина, д-р техн. наук, профессор А.А. Куркин, аспирант

Ивановская государственная текстильная академия, г. Иваново

Рассматриваются уточнение сущности феномена «организация производства» и характеристика таких ее элементов как материальные и виртуальные, характеристика источников результативности организационной деятельности. Для того, чтобы разобраться с сущностью организации производства, обратимся к анализу тех представлений, которые сложились у специалистов в этой области знаний

Нашей задачей является уточнение сущности феномена «организация производства» и характеристика таких ее элементов как материальные и виртуальные, характеристика источников результативности организационной деятельности. Для того, чтобы разобраться с сущностью организации производства обратимся к анализу тех представлений, которые сложились у специалистов в этой области знаний.

Так, в 40-е годы прошлого века организацию производства понимали как кооперацию труда людей, обеспечивающую движение производственного процесса. В качестве объектов организации производства рассматривались: сочетание труда отдельных рабочих, выполняющих различные операции; количественные соотношения между машинами, выполняющими различные операции и людьми, обслуживающие эти машины; ремонтное, механическое, энергетическое, транспортное обслуживание производства [1] . В 60-е годы под влиянием развития и распространения теории систем организация производства рассматривается как относительно обособленная система, но не связанная с внешней средой. Не рассматривается возможность выполнения заказов клиентов, имеющих специфические требования к эксклюзивному изделию, которые не совпадают с параметрами, принятыми в массовом производстве. В 70-е годы представление об организации производства связывали с качественной оценкой ее результата, через показатели пропорциональности, равномерности, ритмичности производственного процесса [2]. И только в 80-е годы важнейшей задачей организации производства выделена организация взаимосвязей между элементами производственного процесса. «Организовать, значит обеспечить рациональное функционирование, то есть привести их в определенную систему в самом процессе труда, притом (и это следует подчеркнуть) в коллективном процессе труда [3, с. 25].

В конце прошлого и начале ХХ! века в связи с изменением экономических отношений в промышленности России, исследованиям отраслевой специфики организации производства уделялось мало внимания. В России в эти годы формировалось самостоятельное межотраслевое научное направление организации производства, центром и инициатором которого явилась Академия организации производства при Воронежском государственном университете. Была предложена концепция рациональной организации производства.

Сущность рациональной организации производ-

ства одним из первых сформулировал О.А. Ерман-ский, давший ей следующее определение: «Рациональная организация производства состоит в оптимальном использовании каждого из факторов или элементов производства и в согласовании всех этих оптимизированных элементов между собою по принципу положительного подбора» [4, с. 14]. Автор обосновал так называемые ступени рационализации. Он считает, что проблема рационализации, взятая в целом, может рассматриваться в виде последовательного ряда все более высоких ступеней. Низшей ступенью является рационализация отдельного рабочего процесса, где требуется положительный подбор всех сочетаемых сил - материалов, инструмента, типа рабочего, условий и приемов работы. Следующая ступень относится к рационализации рабочих и всех других процессов производства, выполняемых в рамках предприятия как организационного целого. Тут решающим критерием является коэффициент рациональности в применении к силам не в пределах только одного процесса, а в рамках целого предприятия со всеми совершающимися в нем процессами. Дальнейшей ступенью является отрасль промышленности, где работа всех входящих в нее предприятий должна быть согласована между собой в системе положительного подбора. Положительный подбор сил, по оценке О.А. Ерманского, обеспечивается, например, когда для данной трудовой функции подбирается человек как раз с такими индивидуальными психофизиологическими свойствами, которые нужны для оптимального выполнения этой функции и этим обеспечивается получение наибольшего коэффициента отношения полезной работы к затратам. В предложенных ступенях рационализации по своему существу был заложен не только системотехнический, но и социотехнический подход к решению организационно-экономических проблем [4, с.14].

Известно и несколько иное толкование сущности этого феномена. Организация производства на отечественных предприятиях требует полной включенности в процесс всех факторов производства: человек, орудие труда и предмет труда. Все эти факторы, находясь в состоянии отделения друг от друга, служат только ресурсами производства. Для того, чтобы организовать производственный процесс, факторы должны быть соединены между собой в единую систему, что и обеспечивает на производстве персонал, человек. Люди являются самым активным ресурсом процесса производства, осуществляя целесообразную

связь и взаимодействие между собой, предметами труда и средствами производства. «Необходимые взаимосвязи между основными ресурсами обеспечиваются за счет организации производства, означающей их рациональное соединение в пространстве и времени посредством правильного взаиморасположения на рабочем месте и взаимодействия с помощью определенных методов и приемов в процессе выполнения работы» [4, с.13].

Завершая анализ представлений о сущности организации производства, можно утверждать, что традиционная теория организации производства исследует физическую структуру элементов производственного процесса и время, а также их рациональное (эффективное) соотношение. В то время как технологическое оборудование и режимы его работы представляют собой инструмент, который позволяет выработать изделие. Они обеспечивают физическую возможность выполнения заказа клиента, но не являются сущностью организации производственного процесса. Точно так же, как мы не можем сказать, что производственное здание представляет собой предприятие. Организация производства - это, прежде всего, организационная деятельность.

Традиционная теория организации производства включает в себя (разрабатывает) только технический аспект проблемы. Если бы реальный производственный процесс происходил в точном соответствии с технически обоснованными расчетами, то эффективность его была бы значительно ниже. Есть основания утверждать, что в практической деятельности по организации производства задействованы и занимают активную позицию «не замеченные» исследователями ресурсы. Примером тому могут служить результаты исследования автора. Проведен сравнительный анализ затрат времени на организацию учета выработки кондукторов автотранспортного предприятия. Он показал, что затраты времени на учет выработки, организованный в точном соответствии с нормативными материалами и инструкциями равны 34 суткам. При сетевой организации производства эта величина равна 8 часам.

Осмысление сущности феномена организации производства не в малой степени зависит от понимания системотехнической специфики организации производства. В отличие от других предметов исследования организация производства представляет собой физическую взаимозависимость совокупности объектов находящихся в замкнутом пространстве (оборудование и его расположение, технологические режимы, сырьевые и материальные ресурсы, их качественные параметры, люди, их квалификация, система ценностей, мотивы поведения в производственном коллективе). При этом объекты автономны и находятся в отношениях дополнительности как по вкладу в результативность производственного процесса, так и по затратам на него. Для теории организации производства это особый тип предмета исследования, который по определению надо рассматривать как систему.

Мы выделяем два основных блока системы «организация производства». Социальный блок включает

в себя поведение сотрудника или команды специалистов, организационную культуру, практику менеджмента, тип отношений, степень открытости коммуникации, влияющие на выполнение работы. Организационно-технический блок связан с типом производственной технологии, уровнем ее непрерывности, характером участия рабочих в поддержании технологического процесса (наблюдение или выполнение скоростных рабочих приемов). Новые технологии требуют специальных когнитивных и социальных навыков, эффективное использование их может быть достигнуто только при реинжиниринге действующей на предприятии организации производства. Цель подхода с позиции социотехнических систем состоит в конструировании организации производства в максимальном соответствии с потребностями человека. Проектирование организации, учитывающее потребности человека, но игнорирующее специфику технических систем, или введение новой технологии, повышающей эффективность работы, но не учитывающей возможности человека, могут вызывать нежелательные проблемы. Системный социотехнический подход направлен на достижение равновесия между потребностями сотрудников предприятия и техническими требованиями технологического процесса. Принцип социотехнических систем исходит из посылки, что люди - это важнейший ресурс производства, и у них следует развивать необходимые умения, наполнять их работу смыслом и поощрять их; в современном мире усложняющихся технологий это имеет решающую роль в успехе предприятия. Исследования показывают, что предприятия, уделяющие слишком много внимания машинам и технологии и слишком мало организации деятельности специалистов, не достигают значительной производительности и гибкости. Генеральный директор компании Уеп-Гопе» Хатима Тиабжи сильно критикует тех, кто приписывает успех компании технике и технологии. «Однако реальную мощь действующей компании, реальную силу для роста любого предприятия представляет собой не технология - ее вклад составляет всего пять процентов, а остальные 95 % приносят люди». Он подчеркивает, что, превознося роль техники и технологии, легко стать роботом. «Легко поклоняться технологиям или порицать их, хотя причина возникающих проблем - люди» [5, с. 276]. Именно специалисты составляют суть коммуникативной технологии - их разум, руки, необходимые для организации процесса. Люди строят виртуальное пространство, используя собственную память и воображение

Наиболее успешные современные предприятия стремятся найти оптимальное соотношение значимости техники, компьютерных систем и специалистов и эффективно координировать их деятельность. Реализация социотехнического подхода содействует развитию инноваций в организации производства.

Таким образом, система «организация производства» включает в себя и виртуальные (сетевые) элементы и материальные элементы, причем их точная пропорция является продуктом диалектической зависимости между ними. В наши дни технологии произ-

водства все в большей степени завоевывают виртуальное пространство с помощью систем, контролируемых роботами. Вместе с тем активно разрабатываются и внедряются пакеты прикладных программ, предназначенных для координации взаимодействия материальных элементов процесса производства. Следовательно, в этом контексте виртуальная часть системы «организация производства» объективно сокращается. Но в то же время увеличивается объем знаний, накопленных специалистами, формируются электронные базы знаний, все больше внимания уделяется формированию организационной культуры, которая бы способствовала активному обмену как явными, так и неявными знаниями между специалистами и др. Стратегические и тактические цели системы «организация производства» могут быть достигнуты при корректном сочетании влияния этих двух подсистем, соответствующем текущим целям и возможностям предприятия.

Специалисты формируют (создают) виртуальное пространство, используя собственные знания, свою память и воображение. Оно существует в каждом предприятии и является основной составляющей организационной культуры, определяя, какие виды информации и знаний передаются кому и как. Надо понять различие между ИТ - технологиями и виртуальным пространством организации производства. Информационные технологии значительно увеличивают скорость и объем передаваемой информации, тем самым уменьшая затраты на сбор, обработку и передачу информации. Но будучи формализованным, закодированным процессом обработки информации они могут стать разновидностью контролирующего или дозирующего механизма, в зависимости от того, как они сконструированы и для каких целей они могут сделать организационную деятельность специалиста свободной, творческой и инициативной или ограничивать и подавлять воображение и гибкость. ИТ - технологии - это элемент из материального блока системы «организация производства». Виртуальное пространство включает гибкие технологии, т.е. взаимодействие между специалистами, между ними и другими физическими элементами системы. Специалисты и материальные или информационные технологии действуют на основе правил, которые различаются фундаментальным образом. Станок, компьютер и программное обеспечение, установленные в разных производствах, будут действовать одинаково. Специалист, будучи мыслящим биологическим организмом уникален, его поведение нельзя регулировать правилами, пригодными для технических устройств. Деятельность специалиста представляет собой процесс общения не только с элементами материального блока, но и с себе подобными. Именно при общении посредством бесед, обсуждений информации или решений, совещаний собраний происходит процесс генерирования знания. Если из системы «организация производства» исключить виртуальный блок - процесс генерирования и передачи знаний она будет бесполезна, нежизнеспособна. Результативность этой системы обеспечивается виртуальным блоком, в ко-

тором происходят процессы приобретения, генерирования, распространения и использования как явного, так и неявного знания.

Мы утверждаем, что в системе «организация производства» главенствует не техника и технология, а коллектив специалистов - носителей знания. Результативность этой системы определяет организационная культура, которая способствует или препятствует производству и использованию неформализованных знаний специалистов.

Практическая организационная деятельность является источником возникновения, развития и проверки знаний. Чаще всего профессиональная деятельность человека начинается с получения теоретических знаний в ходе профессионального обучения. Содержание теоретических знаний может быть различным: от простого знания конкретных фактов, правил или процедур до системного понимания связей, принципов, закономерностей, законов и др., действующих в определенной предметной области. Применение полученных теоретических знаний в организационной деятельности переводит это теоретическое знание на новый уровень в системе знаний человека - организационное знание, то есть навык применения теоретического знания. При многократном повторении одной и той же ситуации в сознании человека формируется определенный набор правил, которые человек начинает принимать при последующих аналогичных действиях как бы автоматически. Устойчивые навыки становятся умениями, которые характеризуют способность человека выполнять определенные виды задач или функций относительно рациональным способом. В процессе организационной деятельности у человека формируется опыт, который можно определить как накопленные в результате практики знания о различных ситуациях, методах и способах их решения, а также совокупность приобретенных навыков и умений.

Для осмысления процесса функционирования системы «организация производства» представим ее блочную структуру. Рассмотрим два аспекта системы «организация производства». Первый: система «организация производства» выполнения заказа клиента. Второй: система «организация производства», реализующая свою миссию. Для этого воспользуемся формальной структурой относительно обособленной самоуправляемой кибернетической системы. По Эшби [6] и Майминасу [7], в ней принято выделять три блока: объект управления; регулятор и оптимизирующий блок. Применительно к системе «организация производства» выполнения заказа клиента в качестве объекта организационного воздействия будет выступать сам процесс производства, то есть вещественное преобразование сырья в готовую продукцию при условии точного выполнения рабочих операций, рабочих движений и соблюдении установленных режимов процесса производства заказа. Этот процесс должен быть выполнен в точном соответствии с техническими условиями хода технологического процесса, которые обеспечивают качество искомого готового продукта, заказанное клиентом. Второй блок призван обеспечить параметры, предусмотренные стандарта-

ми качества продукции или полуфабриката. Этот блок называем регулятором. Здесь нормативно задан уровень параметров, соблюдение которых гарантирует изготовление продукта нужного качества, и процесс производства надо провести в точном соответствии с ним. Другими словами: формальное профессиональное знание специалистов используется для определения и поддержания заданных параметров процесса производства. Однако в ходе процесса возникают непредвиденные сбои: изменение напряжения в электрической сети приводит к резкому увеличению обрывности нитей на прядильных машинах и ткацких станках. Система организации производства эффективно может работать при наличии оптимизирующего блока, роль которого сводится к стабилизации процесса производства при непредвиденных нарушениях его хода. Неустойчивость факторов производства требует нестандартных мер, инновационных решений, т.е. требует некоторой оптимизации организационной деятельности. Необходимость устранения сбоев в ходе процесса, а также выявление и реализация резервов эффективности процесса организации производства инициирует использование производственного опыта специалистов, тех знаний, о наличии которых они не осознают: неявных, неосознанных знаний. Эффективность систем организации производства разных предприятий одной и той же отрасли отличается как раз потенциалом этого оптимизирующего блока. Различия в надежности партнеров по бизнесу, своевременность и качество выполнения заказа гарантируются функционированием именно этого блока системы «организация производства», поскольку конкретный заказ ткани может быть изготовлен при стандартных параметрах производственного процесса, что обеспечивается формализованными знаниями специалистов (регулятор). То есть первые два блока стандартны на всех предприятиях. Стандартизация систем управления качеством продукции и в процессе ее изготовления это гарантирует. Уникальность, специфическая эффективность, инновационность системы ««организация производства» формируется в его оптимизирующем блоке. Отсутствие внимания к этому блоку или его неразвитое состояние приведет к торможению роста эффективности организации производства.

Рассмотрим эту же систему в другом аспекте: система «организация производства», реализующая свою миссию. В качестве объекта управления в этом контексте будут выступать параметры технологического процесса и режим производственного процесса. Поддержание параметров в заданном стандартами уровне обеспечивают специалисты, исполняя свои служебные обязанности в пределах полномочий, используя профессиональные знания, умения и навыки. Этим обеспечивается достигнутый закрепленный в стандартах уровень эффективности организации производственного процесса. Такой уровень доступен и известен всем производствам конкретного типа и назначения. Это регулятор заданного уровня эффективности и качества организации производства. Однако конкурентная среда, инновации, рожденные в смежных сферах деятельности (новые красители,

эмульсии, информационные технологии и т.п.), привносятся в производственный процесс, тем самым требуются новые, неизвестные ранее приемы организации производства. Конкуренция требует активного освоения в производстве технических и организационных инноваций. Последнее, в свою очередь, требует, по меньшей мере, ресурсов двух видов: новых знаний и организационной культуры, в которой царит атмосфера доверия, творчества, заинтересованности в результатах. Роль оптимизирующего блока здесь сводится к поддержанию (созданию атмосферы) самостоятельности и инициативности специалистов, высокой мотивации к переобучению, готовности к постоянному овладению новыми навыками, развитию умения работать в разных профессиональных средах, поощрения высшей ценности: профессионализма и компетентности.

Если сопоставить эти две структуры системы «организация производства», то нельзя не заметить, что как в системе «выполнение заказа клиента», так и в системе «выполнение миссии» институциональный статус блоков совпадает. Объектом управления являются вещественные компоненты производственного процесса: материальный поток и его параметры и режимы. Регулятор предназначен для обеспечения институционального (документированного, формализованного, стандартизированного) исполнения производственного процесса. Оптимизирующий блок представляет собой виртуальную компоненту системы «организация производства». В нем происходят процессы производства и использования знаний специалистов, происходит обмен знаниями, активный или пассивный в зависимости от состояния организационной культуры способствующей или препятствующей обмену знаниями во имя инновационности процессов организации производства.

Следует отметить, что в связи с тем, что обладание организационным знанием является значительным конкурентным преимуществом, отношение к нему со стороны предприятий весьма противоречиво. С одной стороны, многие предприятия стремятся привлекать наиболее квалифицированных специалистов, организовывать внутрипроизводственное обучение, алгоритмизировать деятельность квалифицированных специалистов, создать информационные технологии организации производства. Это делается для того, чтобы, с одной стороны, не зависеть от отдельных личностей, а с другой - продублировать значимые достижения, то есть поддерживать достигнутую высокую результативность организационной деятельности. В то же время эти предприятия не заинтересованы в том, чтобы основные конкурентные преимущества их перешли в форму, готовую для дублирования, для заимствования другими. Это противоречие является значимым барьером в развитии исследований форм организации производства. Результаты каждого исследования, проведенного в условиях конкретного предприятия становятся его собственностью, коммерческим продуктом, от которого в определяющей мере зависит его конкурентоспособность. Именно поэтому многие предприятия стараются сохранять некоторые

из своих конкурентных преимуществ в тех формах, которые не поддаются дублированию. В организации производства всегда нужен такой ресурс, который сосредоточен на знаниях. В подтверждение этого скажем что, восточные мыслители постоянно настаивают на том факте, что высшая реальность не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. Она не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия.

Литература

1. Замаховский Л.И. Организация хлопчатобумажного производства, изд. легкой про-ти / Л.И. За-маовский, Т.Б. Поляк, К.Ф. Фриденберг. М-Л. 1945. 397с.

2. Поляк Т.Б. Организация и планирование текстильных предприятий / Т.Б. Поляк. М.: 1971. 344 с.

3. Либерман А.М. Организация и планирование производства на предприятиях текстильной промышленности / А.М. Либерман. М.: изд-во «Легкая индустрия», 1981. 376 с.

4. Бухалков М.И. Система взаимодействия организации труда и производства / М.И. Бухалков // Организатор производства. 2007. №2. С. 13-16.

5. Уорнер М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в 21 веке: пер. с англ. / М.Уорнер. - М.: Добрая книга, 2005.-296 с.

6. Эшби Ульям. Введение в кибернетику: пер с англ. / Эшби Ульям Росс. Изд. 2-ое стер.- М.: Ком-Книга, 2005.- 432 с.

7. Майминас Е.З. Процессы планирования в экономике: информационный аспект / Е.З. Майминас. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Экономика, 1971. 390 с.

® 8 (4942) 32-43-84

E-mail: I) ragi па « ksu.cdu.ru

E-mail:bragina@kmtn.ru

Ключевые слова: Организация производства,

Организационная деятельность, Социотехническая система, Виртуальные и материальные элементы организации производства

КНИЖНАЯ ПОЛКА ОРГАНИЗАТОРА

Манн Д. Бережливое управление бережливым производством / Д. Манн. Пер. с англ. А.Н. Стерляжников / Под науч. ред. В.В. Брагина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. - С. 208.

В книге рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с внедрением принципов бережливого производства. Технические преобразования процессов, проведенные с использованием инструментов бережливого производства, еще не достаточны для обеспечения действительно бережливой работы; они должны сопровождаться изменениями в проведении работников и корпоративной культуре, которые создаются соответствующей системой бережливого управления.

Книга предназначена для руководителей компаний и специалистов разных отраслей экономики, занимающихся практическими вопросами совершенствования деятельности организации. Она пригодится специалистам в области управления, занимающимся развитием корпоративной культуры и лидерства на различных иерархических уровнях, студентам высших учебных заведений и слушателям бизнес-школ.

Теппинг Д. Бережливый офис. Управление потоками создания ценности / Д. Теппинг. Пер. с англ. А. Л. Раскина; Под науч. Ред. Э.А. БДашкардина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. - 208 с.

ISBN 978-5-94938-074-1

Книга представляет собой практическое руководство по применению инструментов совершенствования работы офисов и превращения их в бережливые. Авторы делятся с читателями собственным опытом внедрения представленных методик, в частности, Value Stream Mapping (картирование потока создания ценности), использование которой делает процесс преобразования более эффективным.

Книга является бесценным источником информации и справочным пособием для освоения методологии управления потоками ценности.

В целях лучшего понимания концепции бережливого производства авторы используют разнообразные учебные возможности: наставления и контрольные листы, учебные примеры, приложение, методику оценки «бережливости» офиса и т.д.

Книга предназначена для руководителей высшего и среднего звена, супервайзеров, наставников команд исполнителей бережливых преобразований, рядовых работников предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.