Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА АРМЯН КАРАБАХА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В 1920-1990-х гг.'

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА АРМЯН КАРАБАХА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В 1920-1990-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
703
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное наследие / памятники христианства / национальная и духовная дискриминация / cultural heritage / relicts of christianity / national and spiritual discrimination

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономарёв Владимир Алексеевич

Рассматриваются вопросы материальной и духовной культуры армян Карабаха, а также проблемы развития и сохранения их национального культурного наследия в 1920-1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues on material and spiritual cultural values of Karabakh Armenians as well as the problems of preservation and development of their national cultural heritage in 1920-1990s have been considered in the article.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА АРМЯН КАРАБАХА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В 1920-1990-х гг.»

УДК 930.85

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА АРМЯН КАРАБАХА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В 1920-1990-х гг.

В.А. Пономарёв

Юргинский технологический институт (филиал) ТПУ, г. Юрга E-mail: PWA13@mail.ru

Рассматриваются вопросы материальной и духовной культуры армян Карабаха, а также проблемы развития и сохранения их национального культурного наследия в 1920-1990-х гг.

Ключевые слова:

Культурное наследие, памятники христианства, национальная идуховная дискриминация. Key words:

Cultural heritage, relicts of Christianity, national and spiritual discrimination.

В жизни каждого народа важное место занимает его самобытная культура.

Распространение по всему Армянскому нагорью одинаковых форм хозяйственной деятельности, обычаев и верований, а также единый менталитет его обитателей стали основой того, что Карабах (Арцах), как и в древности, сегодня составляет с другими областями Армении одно неразрывное целое в культурном, экономическом и лингвистическом отношении [1. С. 22].

Предки нынешних карабахских армян, несмотря на непрерывные войны в прошлом, оставили богатое культурное наследие. Это, прежде всего памятники христианства, которые распространились в крае (как и в целом в Армении, ставшей, как считается, первой страной мира, принявшей христианство в качестве государственной религии) с IV в. от Рождества Христова.

За всю свою историю памятники армянской истории и культуры, само духовное наследие прошлых поколений карабахских армян не подвергалось такому неприкрытому разграблению и уничтожению, как это было в период нахождения края в составе Азербайджанской ССР (1923-1991 гг.).

Целенаправленная политика властей АзССР в отношении памятников христианской армянской культуры осуществлялась по следующим основным направлениям:

• умалчивание о них в официальных изданиях, справочниках и путеводителях;

• фальсификация этнокультурной и религиозной принадлежности;

• сознательное их разрушение и надругательство над ними;

• поощрение и попустительство кладоискатель-ству (в том числе с применением динамита) и другим актам вандализма (использование храмов в качестве хлева для скота; разборка памятников на камни для нужд индивидуального и колхозного строительства и т. п.);

• переделка армянских храмов под мусульманские сооружения;

• препятствование проведению восстановительных работ;

• препятствование посещению и изучению памятников советскими и иностранными исследователями.

Укрывание многих тысяч памятников армянской истории и культуры способствовало их сознательному разрушению. За годы советской власти сотни церквей, часовен, кладбищ были уничтожены -прежде всего, в районах Лачина-Кельбаджара и Северного Нагорного Карабаха. Как правило, памятники сознательно разрушались, а их обломки, или целые плиты, надгробья использовались в качестве строительных материалов для нужд жителей азербайджанских и курдских деревень [2. С. 163-164].

Азербайджанскими «зодчими» использовался также принцип «реставрации» армянских храмов путём изменения его внешнего вида. Наглядным примером этому стала армянская церковь Сурб Сар-кис в древнем городе Гандзаке (Елисаветполь, Кировабад, Гянджа). В 1970-х гг. она была отреставрирована таким образом, - к ней сделали пристройки в «восточном» стиле, стёрли со стен армянские надписи и убрали кресты, - что внешне она стала походить на мусульманскую мечеть [2. С. 165].

Игнорирование памятников материальной культуры армян, датируемых от античности до XIX в., служило одной цели - создать обманчивое мнение, будто до XVIII в. Нагорный Карабах не был заселён армянами [1. С. 32].

На территории края сохранилось значительное количество историко-архитектурных памятников: крепостей, монастырских комплексов, церквей и часовен, мостов, дворцовых сооружений, хачка-ров (надгробных крестов-камней; от армянского «хач» и «кар» - крест и камень) [3. С. 572]. Только на небольшой - 4400 кв. км [4. С. 198] - территории Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), составлявшей чуть более трети территории края в целом, до наших дней сохранилось около 1700 памятников такого рода, а также свыше 1000 единиц настенных и надгробных надписей на древнеармянском языке [5. С. 5].

Среди этих памятников особое место занимают монастыри: сохранившийся до наших дней храм Амарас IV в., заложенный, поданным древнеар-

мянских источников, Григорием Просветителем -крестителем Армении, при котором в IV в. христианство стало государственной религией в стране [3. С. 270]. В середине V в., здесь, в Амарасе, создатель армянской письменности Месроп Маштоц [6. С. 102-103] открыл первую в Армении национальную школу. Храм Гандзасар [3. С. 581-582], построенный в XIII в. на вершине высокой горы близ села Ванк (ныне Мартакертский район Нагорно-Кара-бахской Республики), стал на несколько веков резиденцией карабахского католикосата.

В начале XIX в., после перехода Арцаха из-под власти Персии (Ирана) в состав Российской империи в истории края начался период мирной жизни, который продолжался до 1917 г. Эти годы стали благоприятным периодом не только для хозяйственного развития края, но и дали новый импульс развитию жизни духовной. По всему Нагорному Карабаху восстанавливались древние, старые храмы, строились новые. В этот период возведены десятки новых церквей и храмов, многие из которых отличались оригинальностью и смелыми по тем временам модернистскими архитектурными решениями. В г. Шуше, ставшей центром культурной жизни края, возводятся сразу несколько церквей, в том числе и греко-православная.

Величественная церковь Христа Спасителя (Сурб-Аменапркич) [3. С. 583-585] в г. Шуши - её называют «Казанчецоц» (от имени квартала, в котором она находилась - Казанчи), построенная в 1868-1887 гг., явила собой образец гармонического слияния монументального сооружения с окружающей средой. Эта церковь - крупнейшая из всех ранее построенных армянских церквей не только в Закавказье, но и на всей территории Армянского нагорья.

К 1914 г. Карабахская (Арцахская) епархия Армянской Апостольской церкви имела 222 действующие церкви и 188 священнослужителей [7. С. 19].

После включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР духовная жизнь жителей-армян фактически попала под двойной гнёт большевиков-атеистов и националистов из руководства АзССР. Церкви закрывались и намеренно разрушались, священники подвергались репрессиям. В своём письме, адресованному Католикосу всех армян Хорену Мурадбекяну, последний предводитель Арцахской епархии епископ Вртанес сообщал о сокращающемся числе действующих церквей в Арцахе, уменьшении количества церковнослужителей. В 1931 г. в крае оставалось 112 действующих церквей и 18 монастырей, священнослужителей и монахов - 276. После этого письма епископ был арестован и сослан, как и многие другие служители культа [8]. После 1932 г. в крае были закрыты все армянские церкви и монастыри идо 1989 г. в Нагорном Карабахе не было ни одного действующего храма [1. С. 32].

Положение не изменилось ни после Великой Отечественной войны, когда И.В. Сталин приостановил антицерковные репрессии и сделал некото-

рые послабления для верующих граждан, ни после относительной либерализации советского режима в период постсталинской «оттепели» 1960-х гг.

Католикос всех армян Вазген I (занимал этот пост с 1955 по 1994 гг.) неоднократно обращался к правительству Азербайджанской ССР с просьбой открыть в Нагорном Карабахе хотя бы один храм, но всегда получал отказ [8].

Тем самым, национальная дискриминация, которой подвергалось коренное армянское население Нагорного Карабаха на протяжении всех лет советской власти, сопровождалось и грубой дискриминацией в области духовной жизни.

На территории бывшей АзССР памятники армянской культуры составляли абсолютное большинство среди памятников всех культур как исчезнувших, так и здравствующих народов республики - около 11000 [9] но, в списке охраняемых памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, который был утверждён Постановлением № 140 от 2 апреля 1968 г. Советом Министров АзССР, в число 591 памятника вошли всего 25 армянских. Только из Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и без указания этнической принадлежности [10. С. 3-4].

В «Атласе Азербайджанской ССР» в одном из разделов не оказалось ни одного памятника армянской старины. Они вообще небыли взяты на учёт, не стояли под охраной государства и за десятилетия существования Советской власти не подвергались реставрации [11. С. 206-207]. Тогда как многие памятники Баку и его предместий, других городов и районов были восстановлены, окружены вниманием и уходом [12. С. 179].

В списке азербайджанских памятников г. Шуши, опубликованном в бакинской газете «Зеркало» в 2001 г., перечислены 19 памятников: жилые дома, мечети и два караван-сарая. Из них практически все - второй половины XIX в. Только один из домов заявлен памятником XVIII в. [13].

Укрывание многих тысяч памятников армянской истории способствовало их сознательному разрушению. За годы советской власти сотни церквей, часовен, кладбищ были уничтожены - прежде всего, в районах Лачина-Кельбаджара и Северного Нагорного Карабаха. Памятники сознательно разрушались, а их обломки, или целые плиты, надгробья использовались в качестве строительных материалов для нужд жителей азербайджанских и курдских деревень.

Массовый характер приняло разграбление, разрушение и осквернение храмов в ходе поисков действительных и мнимых кладов. При этом использовалась взрывчатка.

Один из примеров надругательства над христианскими культовыми сооружениями имел место в прилегающем к НКАО Физулинском районе Азербайджанской ССР в начале 1970-х гг. Близ азербайджанского райцентра Физули в ходе земляных работ была обнаружена армянская церковь, которая вначале была разграблена, а затем закопа-

на. Над ней был насыпан искусственный холм, на вершине которого водрузили надпись «Слава КПСС!» [14].

Армянская интеллигенция в лице деятелей науки и культуры неоднократно обращалась с просьбами к руководству Азербайджанской ССР обратить внимание на исторические и культурные памятники армянского народа на территории Азербайджанской ССР, их плачевное состояние и отказ властей от их реставрации.

В этой связи известно, что Мартирос Сарьян, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии и Герой Социалистического Труда также обращался с письмом к Первому секретарю ЦК КП Азербайджана Г.А. Алиеву, где, в частности, сообщалось: «В Нагорном Карабахе, в Нахиче-ванской АССР, в Шаумянском сельском районе и на соседних территориях имеются многочисленные памятники - архитектурные шедевры, сыгравшие большую роль в судьбе армянского народа. ...К сожалению, до сих пор ничего или почти ничего не предпринималось для того, чтобы сохранить наши памятники» [15. Л. 53-55]. Г. Алиев, получив письмо всемирно известного художника, оставил его без ответа [12. С. 179].

Таким образом, богатое культурное наследие, полученное карабахскими армянами от своих предков, сохранялось и развивалось, несмотря на противодействие властей советского Азербайджана.

Годы подъёма национально-освободительного движения (1988-1990 гг.), Армяно-азербайджанской (Арцахской) войны 1991-1994 гг., борьбы за независимость [16. Л. 63-64] и установление государственного суверенитета [17. С. 88-89] Нагорного Карабаха были особенно тяжелы, полны трудностей и лишений. Они наложили свой, особый отпечаток на развитие культуры края.

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг.», принятом 24 марта 1988 г. [18] содержался пункт, касающийся культурного наследия Карабаха (Арцаха). В Постановлении, в частности, отмечалось: «Разработать и осуществить комплекс мероприятий по дальнейшему проведению работ по реставрации и восстановлению памятников истории и культуры, находящихся на территории Нагорно-Карабахской автономной области, имея в виду привлекать к этим работам армянских мастеров-специалистов по реставрации» [18. Пункт 3].

На основании этого пункта Постановления в Главном управлении по охране и использованию памятников истории и культуры при Совете Министров Армянской ССР была развёрнута работа по уточнению списков памятников армянской архитектуры в Нагорном Карабахе и Нахичевани. Планировалось в 1988-1995 гг. провести реставрацию, восстановление и консервацию около 100 историко-культурных памятников Арцаха.

Такое решение вопроса означало официальное признание факта, что христианские храмы на территории Нагорного Карабаха имеют армянское происхождение. Это противоречило официальной политике Баку, заявлявшей в далеко идущих целях о «пришлости» армян в регионе и открывало реальную перспективу возрождения духовной жизни карабахских армян, что было неприемлемо для руководства Азербайджанской ССР.

Поэтому эти предложения встретили категорический отказ со стороны Министерства культуры АзССР. В официальном ответе министерства на предложения армянских специалистов говорилось: «Предложение о создании комплексной экспедиции для изучения памятников истории и культуры, находящихся на территории НКАО АзССР, на наш взгляд, противоречит положению о принадлежности союзной республике всех находящихся на её территории памятников независимо от их национальной принадлежности, и в условиях сложившихся межнациональных отношений в регионе в настоящее время, не будет способствовать стабилизации обстановки» [9]. После принятия Постановления от 24 марта 1988 г., в Министерстве культуры АзССР была развёрнута работа по фальсификации принадлежности памятников Арцаха.

Во время Армяно-азербайджанской (Арцах-ской) войны 1991-1994 гг. сильно пострадали храмы и иные памятники архитектуры в приграничных населённых пунктах Аскеранского, Гадрутско-го и Мартунинского районов НКР, подвергавшихся обстрелам азербайджанской артиллерии, авианалётам. Некоторые из этих сёл оказались в зоне боёв, временно находились под азербайджанской оккупацией, сопровождавшейся разрушением зданий, культовых сооружений, осквернением кладбищ.

В ходе боевых действий азербайджанские войска регулярно подвергали ракетно-бомбовым и артиллерийским ударам города и сёла края; удары целенаправленно наносились и по храмам. Летом 1992 г. бомбардировке 500-килограммовыми бомбами с боевых самолётов подвергся храм Гандза-сар, - был разрушен ряд строений храмового комплекса, по чистой случайности сам храм не пострадал [2. С. 180].

Невозможно точно подсчитать размер ущерба, который понесли материальные памятники христианской армянской культуры Карабаха в ходе Армяно-азербайджанской (Арцахской) войны. Шаумянский район полностью, а Мартакертский и Мартунинский районы НКР - частично заняты войсками Азербайджана. Известно, что потери эти огромны и во многом невосполнимы.

В эти полные трагизма годы массовых погромов и депортаций, армянский народ в Нагорном Карабахе не потерял своей национальной самобытности и не растворился на большой территории культурного пространства. Он, в очередной раз, выжил, и сохранил для своих потомков огромный пласт культурных ценностей накопленных за многие столетия их героическими предками.

На территории, контролируемой властями На-горно-Карабахской Республики, духовная жизнь возрождается повсеместно. Силами населения, при поддержке властей НКР, помощи благотворительных организаций Республики Армения, армянской диаспоры и некоторых международных организаций восстанавливаются и открываются ранее отобранные и заброшенные храмы.

В НКР действует возглавляемая архиепископом Паргевом Мартиросяном Арцахская епархия Армянской Апостольской церкви [3. С. 507]. В г. Шуши при епархиальном центре открыты специальные учебные заведения для детей. В открывающиеся церкви направляются священнослужители. Рядом с монастырским комплексом храма Гандзасар закончено строительство семинарии. Немалая заслуга в этом зарубежных религиозных организаций и объединений. В храмах и церквях можно видеть всё больше людей, особенно в дни Праздников.

Важно то, что на занятых в ходе военных действий исторических территориях Арцаха, ранее

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. НКР: путь к вершинам / под ред. Н.Р. Мелкумяна. - Степанакерт: Изд-во МИД НКР, 2001. - 248 с.

2. Ме лик-Шахназаров А.А. Нагорный Карабах: факты против лжи. Информационно-идеологические аспекты нагорно-кара-бахского конфликта. - М.: Волшебный фонарь, 2009. - 768 с.

3. Саркисян С.Т. Энциклопедия Арцах-Карабаха. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. - 626 с.

4. Алиев А. Нагорно-Карабахская автономная область // Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. - 1974. - Т. 17.

5. Мкртчян Ш. Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха. - Ереван: Парберакан. - 1989. - 360 с.

6. Абегян М. Месроп Маштоц // Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. - 1974. - Т. 16.

7. Нагорный Карабах - историческая справка. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР. - 1988. - 94 с.

8. Колокола Арцаха. Беседа с епископом Арцахским Паргевом Мартиросяном // Коммунист. - 1990. - 30 марта.

9. Барсегян Л., Григорян А. Отношение к прошлому - залог будущего // Коммунист. - 1989. - 7 окт.

10. Тер-Арутюнян А. Но они не много успеют // Армянский вестник. - 1991. - №3 (17). - Февр.

11. Атлас Азербайджанской ССР / Важнейшие историко-архитек-турные памятники древности и средневековья / под ред. И.К. Абдулаева и К.К. Поля. - М.-Баку: Фабрика № 2 ГУГК, 1963. - 213 с.

практически недоступных для армянских исследователей, - прежде всего в Лачино-Кельбаджарском регионе - выявлены, взяты на учёт сотни памятников армянской христианской культуры.

Известный исследователь памятников армянской архитектуры С. Карапетян в ходе многолетних полевых исследований (1970-1980-е гг.) в этом и других регионах Нагорного Карабаха провёл обмеры, описи и фотографирование этих памятников. В результате этой кропотливой работы на средства международной Организации по изучению армянской архитектуры, был издан специальный труд на английском, армянском и русском языках [19].

Сегодня система культуры Нагорно-Карабах-ской Республики охватывает государственный драматический театр, государственные ансамбли, библиотеки, дома культуры, дворец молодёжи, клубы, музеи, картинные галереи, музыкальные школы, школу искусств и историко-архитектурные памятники [1. С. 32].

12. Карабахский экспресс. - 2006. - № 2-3 (6-7). - Апр.-сент.

13. Фатулла Ф. Наследство тюрков в услужении у армян // Зеркало. - 2001. - 7 сент.

14. Атаян Р. Хоронили... церковь // Советакан Айастан (г. Ереван). - 1988. - 14 июня.

15. Письмо Мартироса Сарьяна Гейдару Алиеву / ААООВИАП (Арх. Армянского общества по охране и восстановлению исто-рико-архитектурных памятников). Ф. 892. Оп. 1. Д. 461.

16. Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики 2 сент. 1991 г. / ГА НКР (Гос. арх. Нагорно-Карабахской Республики). Ф. 1. Оп. 2. Д. 309. Св. 28.

17. Декларация о государственной независимости Нагорно-Кара-бахской Республики 6 янв. 1992 г / Статус Нагорного Карабаха в политико-правовых документах и материалах // Библиотека центра русско-армянских инициатив. - Ереван, 1995. -100 с.

18. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению социально-экономического развития На-горно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг.» от 24 марта 1988 г. // Известия. - 1988. -25 марта.

19. Карапетян С. Памятники армянской культуры в зоне Нагорного Карабаха. - Ереван: Гитутюн, 2000. - 240 с.

Поступила 17.11.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.