УДК 141.7
С. Ю. Лисовский
Матерь Мира и Женское начало в литературно-философском наследии семьи Рерихов1
В статье идет речь о многогранной творчнеской деятельсти семьи Рерихов и о выдвижении в грядущей эпохе Женского Начала как начала Ведущего.
Ключевые слова: Матерь Мира, Женское Начало, космическое творчество
S. Yu. Lisovskij
Mother of World and Feminine principle in literary and philosofical heritage of Roerichs' family
This article is devoted to the many-sided creative activity of Roerichs' family and the advancement of the Feminine principle in the future as leading principle.
Keywords: Mother of World, Feminine principle, cosmic creation
Уже традиционно в первой декаде февраля в гостеприимных стенах Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств собирается ставшая уже международной конференция, посвященная наследию семьи Рерихов и научно-философскому учению - «Живая Этика». Невозможно переоценить масштаб творческой деятельности каждого из членов этой выдающейся «четверки» и то влияние, которое Рерихи оказывали на философию, науку, искусство, религию и культуру 20 века; те, воистину, титанические усилия каждого из них по сближению и взаимопониманию народов, взаимопроникновению культур и верований, сохранению памятников исторического наследия и, привнесению в нашу жизнь того «Очистительного Света», без которого не может успешно развиваться и совершенствоваться эволюция человечества.
Отсвет пламенного Служения Рерихов наполняет сердца и вдохновляет на бескорыстное служение не только их современников, но, и еще в большей мере, - Сотрудников Общего Блага в нашем 21 веке, а, также будет не менее актуален и в веке грядущем, когда Идеи и Энергии, заложенные Рерихами, обретут свое законное воплощение. Каждый из членов этой Великой Семьи оставил глубокий след в истории развития нашей планеты.
Николай Константинович Рерих - выдающийся художник, философ, путешественник, общественный деятель. Автор более 7 тысяч картин, большинство из которых украшают экспозиции музеев мира; участник десятков археологических экспедиций; Автор многочисленных статей и публикаций; Более ста институтов, академий и культурных учреждений избрали его своим почетным и действитель-
ным членом; глава художественных объединений: «Мир искусства», «Cor Ardens», «Corona Mundi», «Института Объединенных искусств», Музея им. Н. К. Рериха в Нью-Йорке.
Предчувствуя неизбежность Второй Мировой войны Н. К. Рерих создает знаменитый «Пакт Рериха», призванный защитить культурные ценности планеты во время вооруженных конфликтов.
Без сомнения, Николая Рериха можно назвать одним из выдающихся просветителей и гуманистов XX века.
Младший из сыновей - Святослав Рерих - обладая огромным художественным дарованием и, во многом, «пошел по стопам» своего великого отца. Если степень таланта своего мужа Е. И. Рерих сравнивала с масштабом творчества Леонардо, то работы сына во многом напоминали ей дар Тициана. Талант живописца рано обнаружился и всячески поощрялся в семье художника, совершенствовался в Лондонской Королевской академии искусств, затем в Колумбийском и Гарвардском университетах. Широкий круг многосторонних интересов Святослава Николаевича поражает: это живопись, архитектура, химия, ботаника, астрономия, философия, искусствоведение, но, воистину, всеобщее признание младший из сыновей Рериха получил как художник и общественный деятель.
Красота во всех ее проявлениях и ее роль в эволюционном развитии человечества составляют незыблемую основу философско-этических взглядов Святослава Рериха.
Юрий Николаевич Рерих - старший сын, мирового масштаба востоковед, лингвист, филолог, искусствовед, этнограф. Получил блестящее образование. Окончил несколько отделений Лондонского и Гарвардского университетов, школу восточных языков в Сорбонне.
В 20-летнем возрасте, вместе с родителями, прошел Трансгималайскую экспедицию в качестве переводчика и военного руководителя. Знал в совершенстве десятки языков, мог понимать почти все языки мира. Несколько лет был директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати» в долине Кулу.
Юрий Рерих - единственный из всей семьи добился возвращения на Родину, где создал и возглавил сектор истории, философии и религии Индии в Институте Востоковедения АНСССР в Москве.
По своему характеру и складу мышления старший сын больше походил на маму и, если мужчины составляли высший аспект деятельности и творчества семьи - то внутренним ядром была, безусловно, - Елена Ивановна Рерих - мать, мена, «Другиня» - как любил называть ее Николай Константинович. Многие картины великого художника написаны на сюжеты, увиденные и рассказанные его подругой и, достойны по праву, быть подписаны двумя именами - мужским и женским.
Во всех делах и начинаниях Елена Ивановна поддерживает и вдохновляет своего выдающегося мужа: это и создание картин, участие в общественной жизни, прохождение, наравне с мужчинами, труднейших экспедиций.
Сегодня издано огромное литературно-философское наследие Е. И. Рерих. Среди работ: «Основы буддизма» под псевдонимом И. Рокотова, «Знамя Преподобного Сергия» - И. Яровская, сборник «Криптограммы Востока» - Ж. Сент-Илер.
Благодаря талантливому переводу Елены Рерих, русские читатели ознакомились с глубочайшим философским трудом XIX века - «Тайной доктриной» - основательницы Теософского общества - Елены Петровны Блаватской. «Тайная Доктрина» и «Живая Этика» - две половинки единого Учения, написанного в тесном сотрудничестве с Великими Учителями Востока.
Особое место в творчестве Елены Ивановны занимает огромная переписка с последователями Агни Йоги. Ежедневно, по нескольку часов, она отвечает на сложнейшие вопросы бытия корреспондентам, территориально разбросанным по всему земному шару, но объединенным единым стремлением к Общему Благу. Многочисленные тома этой переписки продолжают публиковаться и по сию пору, как в России, так и за рбежом.
Каждодневный труд по записям наставлений Учителя, из наиболее значимых фрагментов, которых собиралась «мозаика» « Агни Йоги» - все это составляло ритм жизни Елены Рерих, но даже на это главное! Уникальность опыта «Матери Агни Йоги» еще и в том, что находясь в самом «водовороте жизни», она должна была «ощутить Небо и Землю»; проходя через колоссальное духовное напряжение приема Лучей Космических Иерархов и связанные с ними, порой, невыносимые страдания по преображению всех энергетических центров, - Елена Ивановна впервые, в физическом теле. Прошла Великий Путь формирования Человека Грядущего.
Следуя по стопам Непрерывного Восхождения, ступени которого столь щедро описаны на страницах Живой Этики, - каждый устремленный последователь может существенно ускорить эволюцию своего духовного совершенствования.
На страницах Агни Йоги можно проследить рождение трех новых понятий: -это осознание и применение Психической энергии, утверждение основ Общины и Кооперации; установление Равновесия и выдвижение в грядущей эпохе Женского Начала, как начала Ведущего.
Много непониманий нагромождалось столетиями вокруг понятия о Двух Началах. Из писем Е. И. Рерих к А. И. Клизовскому:
Женщина, которая есть олицетворений самопожертвования и вечного даяния на пути тяжкой эволюции человечества, в неискаженных религиях ставилась очень высоко. В древнем Египте, при храмах, были верховные жрицы, передававшие веления Богов и Богинь Иерофантам. Будда высоко ставил женщину и утверждал, что женщина, наравне с мужчиной, может достичь высших степеней Архатсва. Также ис-
тинный Зароастр высоко ставил женское начало, и в Его Заветах можно найти замечательные намеки о значении женского начала. Так, и посейчас, самый священный ритуал брамин не может совершить без своей жены2.
Из писем Елены Рерих:
Вершина Бытия не может быть без женского начала. Человечество должно осознать великий космический Закон - закон величия и равноценности двух начал - как основу бытия. Знающий Закон Бытия может утверждать, что признание двух начал есть основание Космоса. Космическое творчество может проявляться только в двух Началах. В своем потенциале Женское начало содержит те же огни, что и Мужское. В женщине горит тот же огонь духа, та же монада, что и в мужчине. Женщина обладает всеми космическими энергиями, и в большей степени именно творческой энергией. И психический аппарат женщины утонченнее мужского. Вот почему в древнем Египте верховные жрицы Изиды передавали веления Богине Ие-рофантам, а не наоборот. Также и полеты в дальние миры есть прерогатива женщины. Зная силу женщин, князь тьмы для проведения плана своего, прежде всего, задумал унизить носительницу высшей энергии. Для достижения своей цели стать полным и единственным владыкою Земли главные усилия Люцифера были обращены на унижение женщины. Он знал, что с унижением женщины неизбежно должно наступить огрубение и вырождение человечества3.
О космическом равновесии Начал:
Преобладание одного Начала над другим породило неуравновешенность и разрушение, наблюдаемые сейчас во всей жизни4.
Даже древнейшее понимание излагало космические законы как устремление двуеродным огнем. Указания в старинных записях о явлении двух Начал также основано на знании полярности в каждой энергии. Космическое творчество может проявляться только в двух Началах5.
Американским сотрудникам 3 марта 1930 г. Е. И. Рерих писала:
Поговорка «у великой матери великий сын» имеет глубокое научное основание. Ибо сын часто больше заимствует от матери, и обратно, дочери - наследницы отцовских сил. Велика справедливость Космическая! Унижая женщину, мужчина унизил себя! В этом нужно искать объяснение скудости проявления мужского гения в наши дни. Разве возможны были бы все сейчас творимые ужасы и преступления, если бы оба Начала были уравновешены? Да, в руках женщины сейчас спасение
человечества и планеты. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и в полной ответственности готовиться стать не только сотрудницей мужчины, но его вдохновительницей и истинной матерью6.
Сейчас настала Великая Эпоха Женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двойной - поднять себя и поднять своего вечного спутника, мужчину. Все Силы Небесные ждут этого подвига. Звезда Матери Мира указала наступление Великого Срока. Все писания свидетельствуют о том, что женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится самоотверженным подвигом и мужественно и бесстрашно пусть подымет она сверкающий, но разящий Меч Духа7.
Каждый Владыка имеет свою ноту. Эпоха Майтрейи утверждает женщину. Ведь явление Майтрейи связано с утверждением Матери Мира в прошлом, в настоящем и будущем8.
В письме от 13. 08. 1938 г. к С. Н. Рудинскому Е. И. Рерих отмечала:
На Востоке великое Женское Начало в Космосе называют Матерью Мира. Каждый народ чтит Матерь-Природу и даже Матерь-Землю. Материя Люцида, или Небесная Дева, как ее называли средневековые алхимики, облекает своим сиянием все формы Мира Высшего. Без Материи Люциды ничего не могло бы иметь проявления, потому ее и называют Матерью Мира. Все космические великие принципы имеют свои символы и свои олицетворения в проявленных Высоких Духах. Так существует Высокий Дух Женского Начала и не нашей земной эволюции, который пребывает на вершинах земной Иерархии Светлых сил. С этим Духом связаны облики всех женственных Божеств, как Лакшми, Дурга, Изида, Астарта, Дуккар и прочие, хотя Дух этот уже не проявлялся в упомянутых образах, но лишь посылал свой Луч, чтобы сопутствовать своей Заместительнице на тернистом пути служения человечеству. Много тайн в Мире9.
В письме 7. 05. 1939 г. к Ф. С. Баруну Е. И. Рерих подчеркивала:
Так и Сергий Радонежский особенно почитал Матерь Божью и в силу этого удостоился Видения Ее10.
Из письма Е. И. Рерих к Е. А. Зильсберсдорфу от 18. 06. 1935 г.:
Матерь Мира, или Матерь нашей планеты, истинно, есть та Высокая Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты, при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства11.
Матерь Мира скрывает Имя Свое. Матерь Мира скрывает Лик Свой. Матерь Мира общая Владыкам, не символ, но великое явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды, та, которая учила и рукоположила Их на подвиг. С давних пор Матерь посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить. При Синае голос Ее звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды и Истар. После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить. После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя, пока не пробьет час Светил12.
Путями духа:
Матерь Мира, рассматриваемая в Ее Космическом Аспекте, есть Мулапракри-ти, все в себя вмещающая, все в себе зарождающая. Но в земном отражении она есть Великий Дух Женского Начала. Высокая Индивидуальность, духовные энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства13.
В Мире Огненном Женское Начало в великом почитании, ибо женщина есть олицетворение Самопожертвования и вечного Даяния на пути тяжкой эволюции человечества. «Женщина шла путем подвига» - так сказано Великим Владыкой. Не Забудем, что во главе Иерархии Света нашей планеты стоит Матерь Мира...14
Отчего женщины часто пробуждаются для Тонкого Мира? Потому что работа сердца гораздо тоньше, и тем трансцедентальность является облегченной. Именно, Эпоха Матери Мира основана на осознании сердца. Именно, только женщина может решить проблему двух миров. Так можно призывать женщину к пониманию сердцем. Это будет, прежде всего, полезно еще и тем, что качество сердца вечно. Уже много разных подвигов среди женщин, но теперь вместо костра женщине дано пламя сердца. Не забудем, что при каждом важном достижении необходимо женское начало как основа и сущность15.
Перу Е. И. Рерих принадлежат Великие Гимны Матери:
Владычица, Я Тебя возвещаю как Великую Сотрудницу Космического Разума.
Владычица, поверх всех сил космических Ты несешь в себе, то сокровенное зерно, которое придает жизнь сияющую.
Владычица, утверждающая все явления Разума, Ты - Дательница радости космического творчества.
Владычица украсит край, устремленный творческим огнем.
Владычица мысли и Водворяющая жизнь, Тебе являем сияние Нашего луча. Матерь, Владыками чтимая, Мы несем в сердце огонь Твоей Любви. В Твоем сердце живет луч дающий. В Твоем сердце зарождается жизнь...16
Спросят: «Почему этот век называется Веком Матери Мира?» Истинно, так должен он именоваться. Женщина принесет великую помощь, не только внося просвещение, но и утверждая равновесие17.
Радж-Раджесвари, всемогущая Матерь. Тебе поет индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят цветы и у ног Твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И, помянув изображение Твое, его опускают в воду, дабы ничье не чистое дыхание не коснулось Красоты Мира18.
В книге «Беспредельность» есть такие слова:
Матерь Мира - Великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних. Ты, всему Дательница, Ты, всему откровения Дающая! Ты, Явившая Человечеству великое радостное познание Матери; Ты, Указавшая подвиг и Скрывшая Лик Свой; Ты, Давшая нам явление пространственного Огня; принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий; Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной огненной Силы!19
Примечания
1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50, дата публикации: 05. 06. 2012. URL: http: // grani. agni-age. net (дата обращения: 29. 11. 2014).
2 Цит. по: Клизовский А. И. Мужчина и женщина: о взаимоотношении начал. Минск, 1995.
3 Цит. по: Космические легенды Востока / авт.-сост. С. В. Стульгинскис. М.: Сфера, 1997.
4 Рерих Е. И. Письма, 1929-1938: в 2 т. Минск: Белорус. фонд Рерихов: Сергей Тарасевич, 1994. Т. 1. С. 57. Письмо от 7 октября 1930 г.
5 Учение Живой Этики. Беспредельность. § 341.
6 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1999. Т. 1: 1919-1933. С. 63.
7 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. Т. 2: 1934. С. 254.
8 Учение Живой Этики. Иерархия. § 13.
9 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2006. Т. 6: 1938-1939. С. 161.
10 Там же. С. 298.
11 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 3: 1935. С. 298.
12 Рерих Е. И. Криптограммы Востока. 2-е изд., доп. Рига: Угунс, 1992. С. 57.
13 Рерих Е. И. Письма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 3: 1935. С. 448.
14 Там же. С. 253.
15 Учение Живой Этики. Сердце. § 106.
16 Учение Живой Этики. Иерархия. § 9.
17 Учение Живой Этики. Надземное. § 772.
18 Рерих Н. К. Великая Матерь // Рерих Н. К. Шамбала. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1994. С. 172.
19 Учение Живой Этики. Беспредельность. § 38.