Научная статья на тему 'МАТЕМАТИКА НА СЛУЖБЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА «ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»)'

МАТЕМАТИКА НА СЛУЖБЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА «ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ / МАТЕМАТИКА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукашкин Сергей Сергеевич, Скоробогатова Елена Игоревна, Козлов Никита Олегович

В статье представлены материалы доклада на тему: «Математика на службе воспитательной работы на примере урока Итоги Великой Отечественной войны», который был представлен на IV всероссийском научнопрактическом онлайн-семинаре «Pro современные образовательные технологии: опыт, достижения, инновации», состоявшемся 17-18 ноября 2021 года. В докладе авторы представляют некоторые результаты своей работы в рамках реализации проекта «Современные технологии образовательной деятельности, ориентированные на предоставление доступного качественного математического образования в общеобразовательной школе», который осуществлялся в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 86 Петроградского района города Санкт-Петербурга. Авторы на примере урока истории «Итоги Великой Отечественной войны» показывают, как реализация межпредметного подхода (интеграция предметных областей «История» и «Математика») при планировании и проведении урока позволяет обогатить урок и усилить эффект достижения планируемых результатов занятия. Данный подход не только облегчает достижение предметных и метапредметных целей урока, но также приводит к возникновению воспитательного эффекта, что способствует достижению личностных результатов обучения. Подобный эффект может использоваться и при разработке иных уроков по истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICS IN THE SERVICE OF EDUCATIONAL WORK (ON THE EXAMPLE OF THE LESSON “RESULTS OF THE

The article presents the materials of the report on the topic “Mathematics in the service of educational work on the example of the Results of the Great Patriotic War lesson”, which was presented at the IV All-Russian scientific and practical online seminar “Pro modern educational technologies: experience, achievements, innovations” November 17-18, 2021. In the report, the authors demonstrate some of the results of their work within the project “Modern technologies of educational activities aimed at providing high-quality mathematical education in secondary schools”, which was realized in the State budgetary educational institution of secondary school № 86 of the Petrogradsky district of St. Petersburg. Using the example of the history lesson “Results of the Great Patriotic War”, the authors show how the implementation of the interdisciplinary approach (integration of the subjects “History” and “Mathematics”) in planning and conducting a lesson can enrich the lesson and enhance the effect of achieving the planned results of the lesson. This approach not only facilitates the achievement of the subject and metasubject purposes of the lesson, but also leads to the emergence of an educational effect, which contributes to the achievement of personal learning results. A similar effect could be used in the other history lessons.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИКА НА СЛУЖБЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА «ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»)»

УДК 371.322.6

С. С. Лукашкин, Е. И. Скоробогатова, Н. О. Козлов

МАТЕМАТИКА НА СЛУЖБЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на примере урока «Итоги Великой Отечественной войны»)

В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года ГБОУ СОШ № 86 Петроградского района Санкт-Петербурга находится в статусе региональной экспериментальной площадки по теме: «Современные технологии образовательной деятельности, ориентированные на предоставление доступного качественного математического образования в общеобразовательной школе». В рамках работы над этим проектом и выполнения взятых на себя обязательств, рабочая группа образовательного учреждения разработала целый ряд материалов, которые позволяют значительно обогатить педагогические возможности учителей и сделать образовательную деятельность обучающихся гораздо эффективнее1.

Одной из разработок в рамках реализации проекта стал межпредметный модуль «Развитие математической грамотности на уроках истории 5—9 класс». Данный мо-

1 Инновационная деятельность ГБОУ СОШ № 86. Дата обновления 10.11.2021.URL:http://sch86.spb.ru/index. php/mformation/mnovatsionnaya-deyatelnost (дата обращения: 18.11.2021).

дуль представляет из себя набор от четырех до шести уроков в год для каждого класса, которые реализуются в рамках рабочей программы по истории и требуют применения математических умений. Реализация данной разработки позволяет не только выявить межпредметные связи и создать условия для развития математической компетентности, но также расширить педагогический инструментарий учителя для достижения целей и планируемых результатов обучения.

Возможности, которые предоставляет интеграция предметных областей «Математика» и «История»:

1. Использование математических инструментов для обработки информации.

2. Использование математических средств в рамках аргументации (доказательства или опровержения тезиса).

3. Актуализация и закрепление математических умений и материала.

Задания, требующие применения математических умений на уроках истории, могут иметь три предметные цели:

1. Получить знание, ранее неизвестное обучающимся.

2. Доказать теоретическое положение, предложенное самими обучающимися, или известное им из текста учебника.

3. Проиллюстрировать теоретическое положение конкретными фактическими данными.

Одним из неожиданных педагогических эффектов, возникших в ходе работы над межпредметным модулем «Развитие математической грамотности на уроках истории 5-9 класс» стали открывшиеся возможности по достижению воспитательных и гражданско-патри-отических целей, являющихся планируемыми результатами освоения программы истории в средней и старшей школе. Как выяснилось в ходе работы над проектом, интеграция предметных областей «История» и «Математика» позволяют, помимо всего прочего, формировать устойчивый интерес к истории России, взращивать и укреплять нравственно-патриотические чувства и ценностные ориентации, чувство гордости и уважения к прошлому своей страны.

Подобный эффект можно продемонстрировать на примере разработки урока «Итоги Великой Отечественной войны». Данная тема, подытоживающая блок уроков об истории Великой Отечественной войны, является обязательной и проходится в 10-м классе при линейном подходе преподавания истории или в 9-м и 11-м классах при концентрическом подходе

преподавания истории в средней школе. Как правило, урок на данную тему предполагает изучение и анализ не только итогов войны для нашей страны, но также и ее последствий.

Этап целеполагания данного урока организовывается путем создания проблемной ситуации перед обучающимися, в ходе знакомства с которой они легко формулируют проблему (Каков вклад СССР в победу стран антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне?) и цель (Определить вклад СССР в победу стран антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне) урока (приложение 1).

Для решения поставленной проблемы обучающимся предлагается выполнить 3 задания.

В рамках выполнения первого задания ученикам необходимо применить свои математические умения и заполнить таблицу «Людские потери стран антигитлеровской коалиции в годы Второй Мировой войны» (приложение 2). Ученики обрабатывают статистическую информацию и подсчитывают отношение военных, гражданских и общих людских потерь к общей численности населения стран антигитлеровской коалиции на момент начала Второй Мировой войны (приложение 3). Полученные обучающимися числовые данные позволяют им сделать выводы по проблеме урока и приблизиться к достижению цели урока (приложение 4).

Задания № 2 и № 3 построены по аналогичному с заданием № 1 принципу. Учащимся предлагается заполнить таблицы «Роль Восточного фронта во Второй Мировой войне» (приложение 5) и «Изменение численности населения по полу и возрастным группам за годы Великой Отечественной войны» (Приложение 6). Данные таблицы предоставляются ученикам в таком виде, что они самостоятельно могут дополнить их числовой информацией, полученной с помощью применения их математических навыков.

Выполняя данные учебные задачи, ученики применяют свои математические умения и с их помощью приобретают ранее неизвестные им знания, доказывают или опровергают теоретические положения, которые ранее они сами предлагали, а также подтверждают тезисы конкретными фактическими данными. Путем выполнения всех заданий обучающиеся приходят к очевидному после проделанной работы выводу и достигают цель урока (СССР внёс решающий вклад в победу стран антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне, поскольку понес самые большие людские потери: как военные, так и гражданские. Последствия войны еще долгие десятилетия будут влиять на демографическую ситуацию в стране).

Математические знания и умения, которые применяли обучаю-

щиеся в рамах выполнения заданий, позволяют в данном случае не только достичь предметных планируемых результатов, но также и личностных. Разработанный в рамках деятельностного подхода урок «Итоги Великой Отечественной войны» дает детям возможность не просто прочитать из учебника или услышать от учителя размер цены войны для советского народа, но самостоятельно добыть и неизбежно пропустить через себя все эти ужасающие цифры о потерях нашей Родины в Великой Отечественной войне и о тех последствиях, которые война породила для нашего народа.

Работа обучающихся с подобными данными неминуемо должна вызвать у них чувство эмпатии и осознание величия своей Родины, ведь речь идет о миллионах погибших людей, среди которых есть и родственники сегодняшних учеников. Подкрепленное конкретными данными осознание того, что именно твоя страна сделала больше всех, что именно твой народ пожертвовал собой больше других, чтобы одержать победу в самой жестокой и чудовищной войне всех времен, чтобы выжить, чтобы сохранить будущее, пусть, не для себя, но для своих потомков — именно это осознание может и должно стать прочным основанием для непоколебимой любви к своей стране, своему народу, своей истории.

Приложение 1

Прочитайте две версии на итоги Второй Мировой войны и сформулируйте главный вопрос урока

Статья В.В. Путина «75 лет Великой Washington Post 7.05.2016

Победы: общая ответственность перед историей и будущим» 19.06.Z0Z0

с...В разгром нацизма - что бы сейчас ни пытались доказать -основной, решающий вклад внёс Советский Союз, Красная Армия...>

с... Вторую мировую войну обычно вспоминают е Соединенных Штатах как победу американцев, когда Красная Армия действовала более или менее как вспомогательное средст8о.„>

Приложение 2

Людские потери стран антигитлеровской коалиции в годы Второй Мировой войны

Страна Население Убито солдат Убито мирных жителей Военные потери и % к населению Общие потери в % к населению

Югославия 15 400 000 305 000 581 000

США 131 028 000 405 399 9 300

Великобритания 47 760 000 357 116 92 673

Китай 517 568 000 1 324 516 15 760 000

СССР 170 557 093 10 465 000 16 200 000

Польша 34 775 700 664 000 5 440 000

Франция 41 300 000 213 324 350 000

Приложение 3

Людские потери стран антигитлеровской коалиции в годы Второй Мировой войны

Страна Население Увито солдат мирных жителей Военные потери в «И» к населен» н> Обшне потери в «И» к населен и №

Югослави я 15 400 ООО 305 ООО 581 ООО 2.0 5.8

США 131 028 ООО 405 399 9 ЗОО 0.3 0.3

Великобр иганнм 47 7бО ООО 357 116 92 673 0.7 0.9

Китай 517 568 ООО 1 324 516 1 5 7бО ООО о,з 3,3

СССР 170 557 093 10 465 ООО 16 200 ООО 6.1 15.6

Польша 34 775 700 664. ООО 5 440 ООО 1.9 17.6

Франция 4 1 ЗОО ООО 2 1 3 324 350 ООО 0.5 1.4

Приложение 4

Выводы по заданию № 1

♦ Военные потери СССР в годы войны не только самые большие в абсолютных числах, но также и по отношению к общему населению станы на начало Второй Мировой войны;

• Общие потери СССР самые большие в абсолютных числах, а также находятся на втором месте по отношению к общему населению станы на начало Второй Мировой войны;

♦ Потери наших главных союзников (Великобритании и США) - что военные, что общие — не достигают и одного процента по отношению к общей численности населения на начало Второй Мировой войны;

* Советский народ, очевидно, внес наивысший вклад в Победу в войне с фашизмом

Приложение 5

Роль Восточного фронта во Второй Мировой войне

Дата Всего дивизий у Германии На восточном фронте % На других фронтах % На оккупированных территориях %

22.06.1941 153 2 62

1.07.1942 184 3 54

1.07.1943 196 8 92

1.07.1944 172 98 64

1.01.1945 179 107 14

Приложение 6

Изменение численности населения по полу и возрастным группам за годы Великой Отечественной войны

Население на 1941 г. млм. чел. Населен» на начало 1946 г. млн. чел. Изменение фактической численности населения т 1941-1945 гг. % Разница между фактической н г ипотетнчес кой численностью населения на начало 1946 г.

Фактически« I инотетнческаи Млн. чел. %

СССР (всего) 195.4 170.5 209,9

Моложе трудоспособного возраста 72,1 57.1 72,8

Трудоспособном возрасте 106,3 97.4 113.4

Минины 52.3 41.5 58.6

Женщины 54.! 55.9 59.Е

Старше трудоспособного возраста 17,0 16.0 18.7

Поступила в редакцию 29.11.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.