Научная статья на тему 'Математика и экология. Практическая работа для 5 класса практическая работа для 5 класса'

Математика и экология. Практическая работа для 5 класса практическая работа для 5 класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5090
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Мария Тарасовна

Автор делится опытом организации практической работы по математике и экологии для 5 класса, показывает как работа класса бригадами помогает сформировать у учащихся деятельностные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математика и экология. Практическая работа для 5 класса практическая работа для 5 класса»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Автор делится опытом организации практической работы для 5 класса по математике и экологии, показывает, как работа класса бригадами помогает сформировать у учащихся деятельностные умения.

Русакова Мария Тарасовна

учитель математики ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446 г. Москва

МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ.

Практическая работа для 5 класса

Как показать учащимся практическую ценность математики, воспитывая у них общеучебные умения и способствуя экологическому воспитанию?

Ключевые слова: общеучебные умения, естественно-математическая грамотность.

Данная практическая работа проводилась мною с учениками 5 класса в ходе экологической практики. Класс был разбит на бригады по 4-5 человек, в каждой бригаде выбран бригадир. На предыдущем уроке математики был проведен подробный инструктаж. Каждой бригаде был выделен участок прямоугольной формы на пришкольном участке. После измерений на участке, ученики обработали результаты и оформили отчет. Затем каждая бригада отчиталась перед классом о своих результатах. Работа проводилась 2 урока подряд.

Задание бригады №

Работа № 1.

Измерение средней длины своего шага.

Оборудование: рулетка, 2 колышка, калькулятор. Ход работы:

1. Вбить колышек у начала дорожки (или сделать мелом пометку на полу в школьном коридоре).

2. Отмерить по прямой 10 метров и вбить второй колышек (сделать вторую пометку).

Фото 1. Измерение средней длины шага.

3. Пройти свободным шагом размеченные 10 метров, подсчитывая количество шагов, несколько раз.

4. Вычислить среднюю длину своего шага. Вычисления провести с точностью до сантиметра.

Примерные записи:

Среднее число шагов на 10 метров равно n = 25. Средняя длина шага 10: n = 10: 25 « 0,4м Средняя длина моего шага равна 0,4м = 40см.

Работа № 2.

Вычисление площади участка прямоугольной формы.

Оборудование: 4 колышка, калькулятор.

Ход работы:

1. Вбить колышки по углам участка.

2. Измерить шагами длину и ширину участка. Перевести измерения в метры.

3. Нарисовать план участка на клетчатой бумаге так, чтобы одна клетка изображала 1 метр.

4. Вычислить площадь участка в квадратных метрах.

Фото 2. Вычисление площади участка прямоугольной формы.

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Примерные записи:

Средняя длина моего шага 0,4м. (Взять результаты работы № 1)

Длина участка а = 35 шагов = 35х 0,4 м = 14 м. Ширина участка b = 48 шагов = 48 х 0,4 м = = 19,8 м х 20 м.

План участка.

Площадь участка:

S = а х b

2

S = 14 м х 20 м = 280 м

Вывод: Площадь участка равна 280 м .

Работа № 3.

Вычисление количества углекислого газа, поглощаемого зелеными насаждениями.

Оборудование:калькулятор, справочники.

Ход работы:

1. Подсчитайте количество деревьев на участке по видам.

2. Выпишите из справочника среднее количество углекислого газа, поглощаемого одной яблоней, тополем, другими деревьями, растущими на пришкольном участке.

3. Вычислите количество углекислого газа, поглощаемого растениями на пришкольном участке.

Результаты заносите в таблицу:

Название дерева Количе- ство Количество СО2 с одного дерева Общее количество СО2

Тополь

Яблоня

Липа

Всего:

Вывод: Все растения на участке поглощают .... углекислого газа.

Справочные материалы.

За 5 летних месяцев одно дерево средних размеров поглощает углекислого газа (СО2): дуб - 28 кг;

Фото 3. Обработка результатов измерений.

Фото 4. Составляем экологическую задачу.

липа - 16 кг, сосна - 10 кг, ель - 6 кг, яблоня - 14 кг, тополь - 44 кгэ

Работа № 4

Составьте задачу с экологическим содержанием, используя предложенные материалы. Решите её.

1. Один гектар деревьев и кустарников за 1 час поглощает весь углекислый газ, который выделяют за это время 200 человек.

2. Дерево поглощает в среднем за год 30 - 40 кг пыли, а дерево с богатой лиственной кроной - до 68 кг.

3. Одно дерево средней величины восстанавливает за сутки столько свободного кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.

4. Деревья очищают воздух от выхлопных газов. Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой объём отработанных газов автомобилей, который выделяется за 25 тысяч километров пробега.

5. Площадь природного национального парка «Лосиный остров» около 11 тыс. гектар. Из них 3 тыс. гектар внутри городской черты, а 8 тыс. га за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги.

6. Зеленые массивы хорошо снижают шумовое загрязнение. Шум на застроенной высокими домами улице, лишенной зеленых насаждений, в 5 раз больше, чем на такой же улице, но с рядами деревьев вдоль тротуаров.

Задачи, составленные учениками.

1. Один гектар деревьев и кустарников за 1 час поглощает весь углекислый газ, который выделяют за это время 200 человек. Сколько углекислого газа поглощает 0,2 га деревьев?

2. Дерево поглощает в среднем за год 30 - 40 кг пыли, а дерево с богатой лиственной кроной - до 68 кг. На сколько пыли больше поглощают 3 дерева с богатой лиственной кроной, чем 3 средних дерева?

3. Одно дерево средней величины восстанавливает за сутки столько свободного кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Сколько деревьев восстановят за сутки столько свободного кислорода, сколько необходимо для дыхания 30 человек?

4. Деревья очищают воздух от выхлопных газов. Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

69

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

объём отработанных газов автомобилей, который выделяется за 25 тысяч километров пробега. Сколько деревьев надо посадить, чтобы они поглощали выхлопные газы, которые выделяет автомобиль за 50 тысяч километров пробега?

5. Площадь природного национального парка «Лосиный остров» около 11 тыс. гектар. Из них 3 тыс. гектар внутри городской черты, а 8 тыс. га за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги. Какая часть национального парка «Лосиный остров» находится внутри городской черты?

6. Зеленые массивы хорошо снижают шумовое загрязнение. Шум на застроенной высокими домами улице, лишенной зеленых насаждений, в 5 раз больше, чем на такой же улице, но с рядами деревьев

вдоль тротуаров. На сколько процентов шум на озелененной улице меньше, чем на улице, лишенной зеленых насаждений?

Литература

1. Теплов Д.Л. Экологический практикум: Для учащихся 5(6) классов. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 32 с.

2. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. - М.: Дрофа, 1998. - 64 с.

3. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 10(11) кл. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 64 с.

4. Русакова М.Т. Измерительные работы на местности. Система практических работ в курсе математики экологической школы. Методическая разработка. 2009.

5. Экология московского региона: Пособие для учащихся 8-9 кл. - М.: Экопрос, 1996 г. - 208с.

В статье представлен сценарий урока математики в 1 классе по теме «Величины. Длина». Автор делится опытом, как организовать деятельность обучающихся на уроке введения новых знаний.

Боякинова Ганна Николаевна

учитель начальных классов МОУ «Октемский лицей» с. Октемцы Хангаласский улус Республика Саха (Якутия) [email protected]

ОСВОЕНИЕ СПОСОБА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ

Как организовать деятельность обучающихся на уроке введения новых знаний?

^_________________________________________________________________________

Ключевые слова: сценарий урока; деятельностная технология; освоение способа измерения длины; приёмы сравнения и обобщения

Сценарий урока математики в 1 классе по теме «Величины. Длина»

Цели урока:

1. Формирование представления о величинах и их измерении.

2. Освоение способа измерения длины с помощью различных мерок и линейки.

3. Выявление зависимости между результатом измерения длины и величиной мерки.

4. Знакомство с величиной длина и единицами измерения длины (дюйм, фут, ладонь, шаг, сажень, харыс, тутум (единицы измерения у якутов), сантиметр).

5. Развитие логического мышления, приёмов сравнения и обобщения, анализа и синтеза, речи.

6. Воспитание коллективизма, любознательности, самостоятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оборудование: коробка, на которой стоит знак «>»; 2 веревки; мерки; линейки

Урок введения новых знаний, построен в деятельностной технологии. Изучение величин в первом классе по программе Л. Г. Петерсон начинается с изучения отрезка и его частей (урок № I, часть 2). На этом этапе дети учатся правильно измерять отрезки, чертить от-

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.