УДК 378:51
Поляков Евгений Артурович
кандидат педагогических наук Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, Дзержинский филиал
«МАТЕМАТИКА - ЭКСПРЕСС КУРС»: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлены теоретико-эмпирические результаты исследования преимуществ электронного (смешанного) обучения для преподавания курса математики. Производится анализ методик преподавания математики с использованием информационных и коммуникационных технологий в зарубежных и российских ВУЗах. Рассматривается практика проектирования электронного курса «Математика - экспресс курс» для бакалавриата, а также организация с его помощью смешанного (комбинированного) обучения. Приводятся практические рекомендации по интеграции электронного курса и инструментов Информационной образовательной среды (ИОС) на основе СДО «МоосС1е». Рассматриваются вопросы эффективности применения экспресс-курса в подготовке студентов заочной формы обучения по дисциплине «Математика». Проверка основных гипотез проводится на выборке студентов 1 курса, контрольная группа обучалась по стандартной методике, а экспериментальная с использованием методики, предложенной автором. Предположение об отсутствии значимого различия уровня усвоения материала курса «Математика» не подтвердилось, в том числе и по результатам независимого контроля. Полученные различия объясняются влиянием сочетания методики преподавания и повышением мотивации при работе с дидактическими материалами интерактивного курса, интенсификацией процесса обучения в целом по дисциплине «Математика».
Ключевые слова: смешанное обучение, комбинированное обучение, электронное обучение, интерактивные информационные технологии, деятельностный образовательный контент.
Высшее образование в России стремительно меняется, входя в следующий этап реформирования, это технологическое и техническое обновление. По мнению аналитиков Правительства России, ключевыми факторами успешного развития вузов на современном этапе будут гибкость, вариативность взаимодействия со студентами, скорость реагирования на изменения в современных технологиях, преодоление естественной инертности, в том числе и в мышлении преподавателей [13]. Авторы подчеркивают, что выбор стратегии дальнейшего развития вузов осложняется слабостью обратной связи, необходимой для повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Сегодня недостаточно новаций в системе технологий обучения и содержания образования, отсутствуют системы прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений для вузовского образования. Кроме того, они указывают, что в России необходима реформа высшего образования, а требования меняющегося рынка труда ведут к необходимости использования новых, эффективных современных технологий обучения. Сейчас требуется существенным образом изменить содержание образовательного процесса, внедрять инновационные технологии, включая использование интерактивных, информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), реализуемых посредством электронного обучения (ЭО, е-1еагт^).
Несмотря на эти современные потребности, часть авторов отмечают преобладание традиционных методов обучения в высшей школе [3, с. 9; 5, с. 54]. При этом дистанционное обучение (ДО, ^1апсе1еагт^) в образовании рассматривается ими как одна из форм обучения, обеспечиваемая возможностями электронного обучения, и осу-
ществляемая без отрыва от мест проживания и трудовой деятельности. Под дистанционным обучением авторы понимают такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя, в первую очередь, информационно-коммуникационные (ИКТ-технологии).
В настоящее время большое распространение в странах Европы, США, Канады получает комбинированная (смешанная) форма обучения (КФ, blendedlearning), при которой технологии ЭО совмещаются с традиционным преподаванием в аудитории [9]. Отмечается его удобство и экономичность, которое обеспечивает смешанное обучение, что, в сочетании с эффектом личного воздействия на обучающегося, позволяет достичь более высоких показателей обученности при меньших затратах. В качестве примера можно привести модель «ротации станций» в школе KIPP LA School, в которой группа обучаемых делится на микрогруппы. С одной из них работает преподаватель, после чего группа переходит к совместной деятельности, групповым проектам, а последней станцией для нее становится зона онлайн обучения с использованием средств ИКТ. В результате высококачественного смешанного обучения всего за несколько первых лет существования этой школы результаты стали одними из самых высоких в Калифорнии [15]. Одно из названий такой модели - «Перевёрнутое обучение» (flipped learning), при котором на занятии происходит закрепление и актуализация изученного теоретического материала [1, с. 222]. Классический практикум в высшей школе может проходить тоже с использованием такого подхода, используя формат интерактивного семинара, ролевой игры, проектной деятельности
© Поляков Е.А., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3
165
и других интерактивных форм. Подробнее об организации и особенностях реализации интерактивных форм деятельностного обучения можно ознакомиться в работах автора [10; 11].
Большинство авторов, которыми были реализованы модели смешанного обучения, отмечают, что эта модель, особенно в сочетании с инструментами настроенной, «заточенной» под особенности высшей школы информационной среды, позволяет [5, а 23]:
- сократить время на объяснение теоретического материала за счет самостоятельного знакомства с теорией;
- осуществлять индивидуальный подход за счет усвоения теории каждым обучающимся в индивидуальном темпе;
- предоставлять обучаемым развитые инструменты по многократному повторению, поиску и фиксации материала средствами интерактивного курса;
- в полной мере использовать деятельностный подход, при котором значительно увеличивается эффективность использования времени общения преподавателя и обучаемых;
- дифференцировать работу с обучающимися, за счет этого усиливается их мотивированность.
Необходимо отметить, что, несмотря на широкое распространение комбинированного обучения, строго фиксированных его моделей не существует. Каждое образовательное учреждение выбирает свою собственную модель, согласно целевым группам, задачам и программам обучения. Успешность комбинированного обучения, в том числе, зависит не только от организационной модели, но и от верно выбранной программной платформы и информационной системы, реализующей процесс обучения по различным дисциплинам. В частности, использование информационных технологий при обучении высшей математике в вузах позволяет:
- обогатить содержание и разнообразить формы и способы овладения учебным материалом;
- повысить мотивацию учебно-творческой деятельности студентов на занятиях;
- активизировать личностную позицию каждого студента;
- дает учащимся возможность самостоятельно готовиться к предстоящему занятию и получить принципиально новые знания для их последующего использования при практической работе и т. д. [14. с. 450].
При этом, анализ публикаций, связанных с обучением математике, подтверждает, что электронное обучение способствует более быстрому достижению образовательных целей, а также эффективнее использовать отведенное для проведения дисциплины время [4, с. 55]. Это же положение подтверждают результаты реализации авторского проекта, интерактивных курсов и практического использования модели обучения на основе информационной образовательной среды (ИОС) ВУЗа [12 с. 109].
В 2017-2018 году было проведено экспериментальное обучение двух групп студентов 1 курса заочной формы обучения по дисциплине «Б1.Б.6 Математика» с использованием модели комбинированного (смешанного) обучения. Студенты экспериментальной группы (N=37), имели уровень первоначальной подготовки достаточный для поступления, но обучались математике в разное время и по различным программам. В качестве контрольной была выбрана группа студентов 1 курса очного обучения в количестве М=23 человек, которые менее полугода назад прошли обучение математике по современной программе средней школы.
В качестве дидактического инструментария экспериментального обучения был создан авторский интерактивный курс «Математика (экспресс-курс)» для бакалавриата, размещенный в среде ИОС филиала.
Математика (экспресс-курс) содержит такие ресурсы, как интерактивные лекции со встроенным видеоконтентом (режим предъявления материала,
Рис. 1. Пример неверного выполнения тестового задания курса с функцией самообучения (текстовая и голосовая подсказка) и самоконтроля
ВестникКГУ 2018
166
активного повторения); практикумы (режим обучения с обратной связью, акцент на ошибочные действия); тестовые задания (режим контроля, самообучения, повторения) (см. рис. 1).
Интерактивная структура курса позволяет организовать обучение студентов с использованием активных обучающих, деятельностных компонентов. При этом, в полной мере используются преимущества ИОС филиала и интерактивных возможностей авторского курса (например встроенные аудио- или видеокомментарии, подсказки, интерактивные элементы, побуждающие студента к образовательной деятельности). Преимущества его, в первую очередь, заключаются в сочетании электронного самостоятельного обучения и традиционного обучения в аудитории взрослых людей, которые имеют собственный жизненный опыт, разный уровень первоначального обучения и навыков решения задач по математике. При этом аудиторное время в начале изучения курса используется для освоения его интерактивных возможностей, что в дальнейшем компенсируется и позволяет студентам быстрее и проще приобрести теоретические знания и практические навыки решения задач.
Технологической основой экспериментально -го смешанного обучения является интерактивный курс, представленный в виде пакета 8СОИМ оптимизированного для настольных и мобильных устройств, который передает в СДО МооШе информацию, предусмотренную спецификацией стандарта. На СДО ложится вся последующая обработка статистических данных (действий пользователя, попыток, событий, вопросов, результатов тестирования и т.д.), а интерактивный курс моделирует образовательную деятельность системы «преподаватель-студент», кроме того, он отвечает за хранение информации, позволяющей студенту пользоваться закладками, визуализировать результаты прохождения элементов курса, тестовых и практических заданий и т.д. Проработанный и апробированный образовательный сценарий позволяет студенту получать консультации по отдельным вопросам курса, выполнять запрограммированную деятельность практических заданий, получать подсказки при решении задач и т.д. При этом роль преподавателя сводится к консультированию по отдельным вопросам дисциплины, ответам на вопросы студентов по теории и практике, взаимодействию с курсом. Это дает возможность анализировать и накапливать типовые вопросы, на их основе создавать дополненные элементы курса ^Ш-словарь, глоссарий, уточненный сценарий или всплывающие подсказки элемента курса).
Различные дидактические элементы курса, в виде лекционного материала, видео- и аудиофраг-ментов, для снижения нагрузки на сервер хостинга могут быть импортированы в виде встраиваемого кода, например, УоиТиЪеР1ауегЛР1 для публичных
ресурсов. При необходимости возможен контроль доступа, который обеспечивают некоторые ресурсы широко используемые в педагогической практике, например Goog1eDriveЛPI [7].
Так как типовой задачей анализа данных в педагогических исследованиях является установление статистически значимых различий характеристик экспериментальной и контрольной групп, то сформулируем статистические гипотезы:
- нулевая гипотеза (Ид) об отсутствии различий экспериментального обучения по методике смешанного и традиционного обучения;
- альтернативная гипотеза (И) о значимости различий результатов обучения в указанных группах.
Таким образом, если эмпирическое значение выбранного критерия оказывается строго больше критического, то нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза. Характеристики экспериментальной и контрольной группы считаются различными с достоверностью 1 - а. Таким образом, если а < 0,05 и принята альтернативная гипотеза, то достоверность различий > 0,95 или 95%.
В качестве входных данных на контролирующем этапе эксперимента были взяты результаты вступительных экзаменов, при которых студенты получили оценки, достаточные для поступления в ВУЗ. Контрольная группа обучалась по традиционной методике - аудиторные занятия (лекции и практика), в конце обучения экзамен и измерения уровня обученности по методике ФЭПО. Через месяц после окончания обучения студентам контрольной группы были предложены те же контрольно-измерительные материалы (КИМ), какие использовались для обучения студентов экспериментальной группы. В связи с тем, что материалы тестовых заданий ФЭПО и интерактивного курса совпадали только по тематике, но не по содержанию, для сравнения их релевантности была выбрана аналогичная шкала рангов модели оценки результатов обучения, в основу которой положен подход В.П. Беспалько [7]. Результаты обученно-сти контрольной группы по дисциплине «Математика» приведены в таблице 1.
Таким образом, можно предположить, что в принципе методика, которую использует ФЭПО, достаточно точно совместима с контрольно измерительными материалами «Математика экспресс-курс». Особенно это прослеживается при измерении способности студентов решать нестандартные прак-тико-ориентированные задания (уровень 4), что, по методике ФЭПО, позволяет установить недостаточную степень влияния процесса изучения дисциплины по классической методике на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.
Анализировались результаты всей выборки контрольных тестов, при этом результаты промежуточного тестирования показали, что 123 попыт-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
167
Таблица 1
Результаты измерения уровня обучения контрольной группы с использованием разных КИМ
Уровень Количество Процент студентов Количество Процент студкнтов
обученности человек, чел. по ФЭПО человек, чел. по КИМ МЭК
первый 5 20% 6 26%
второй 17 68% 14 61%
третий 3 12% 3 13%
четвертый 0 0% 0 0%
Итого 25 23
Таблица 2
Результаты измерения уровня обучения контрольной и экспериментальной группы с использованием КИМ «Математика экспресс-курс»
М=23 N=37 Контр. М=23 Экспер. N=37
первый 6 6 26% 16%
второй 14 13 61% 35%
третий 3 8 13% 22%
четвертый 0 10 0% 27%
Итого 23 37
ки относятся к неудовлетворительному результату, что составило в среднем по 2-3 попытки на студента. Этот анализ показал, что неудовлетворительные попытки в 80% случаев делали студенты при прохождении первой-второй темы или контрольного теста без выполнения хотя бы минимальной подготовки с использованием обучающих средств интерактивного курса. Это можно объяснить тем, что в начале обучения происходило знакомство с элементами курса, студенты искали пути и возможности ответить на тесты без углубления в теоретический материал дисциплины и, по возможности, не пользуясь интерактивными элементами курса. Косвенно об этом свидетельствует и общее время выполнения контрольного теста по теме, оно составило в среднем около 4 минут на 10 тестовых заданий. В связи с тем, что тестовые и контрольные задания уникальны, поиск в сети Интернет, как правило, ничего не выдает по запросу студента. Кроме того, материалы курса защищены от копирования в символьной (текстовой) форме, так что обмен найденными решениями в социальных сетях сильно затруднен, а поиск невозможен. Таким образом, в дальнейшем при прохождении элементов курса, студент сначала неохотно, а затем более активно использует встроенные подсказки, элементы помощи и т.д. Косвенно это подтверждается результатами успешных попыток, число которых составило 345. В дальнейшем, при прохождении курса, студенты активно и самостоятельно использовали дидактические интерактивные материалы, успешно освоили предложенные способы решения задач, у них появилась уверенность в своих возможностях, усилилась мотивация освоения учебного материала и, как следствие, выше результат выполнения экзаменационного задания по сравнению с контрольной группой (см. табл. 2).
Ниже представлена сравнительная диаграмма уровней облученности контрольной и экспериментальной группы при выполнении экзаменационного здания по математике (см. рис. 2).
Таким образом, у нас есть две выборки данных (табл. 3), которые можно использовать для проверки Ид и Иг При проверке сформулированных гипотез воспользуемся критерием р Розенбаума для оценки между двумя выборками по уровню признака [2]. Поверка ограничения выполняется, если М;М>11, М~М Для выполнения этого условия проведем необходимое допустимое преобразование. Результаты упорядочивания значений по степени возрастания каждого признака приведены в таблице 3, в качестве выборки 1 будем считать выборку N так как сопоставимые результаты выше. В качестве максимального значения Б1 в выборке 2 (М), выберем второй уровень обученности (14). Соответствующее значение в выборке 1 равно 6,5. В качестве 82 определим число студентов контрольной группы четвертого уровня (0), так как их число меньше соответствующего значения выборки М (5).
Эмпирическое значение Рэмп=81+82=14, что значительно больше табличного значения Окр=9 на уровне значимости р=0,01. Таким образом, Н0 отвергается с вероятностью 99%, что свидетельствует об эффективности результатов педагогического эксперимента.
По результатам исследования видно, что на третьем уровне студенты экспериментальной группы лучше конструируют варианты решения, комбинируя известные им способы и привлекая знания из разных разделов дисциплины, кроме того, способность решать нестандартные практи-ко-ориентированные задания (4 уровень) у студентов гораздо выше.
По итогам педагогического эксперимента можно сделать выводы:
168
Вестник КГУ 2018
50%
61%
35%
26%
16%
13'
22%
27%
= Контр.М=23 s: 3KcnepHM.N=37
0%í
первый второй третий четвертый Рис. 2. Сравнение результатов выполнения экзаменационного задания контрольной (М=23) и экспериментальной (N=37) групп на контрольном этапе эксперимента
Таблица 3
Сортировка результатов для использования критерия Q Розенбаума
м Упорядоченные значения
четвертый 0
третий 3
первый 6
второй 14
N
первый 3
третий 4
четвертый 5
второй 6,5
1. Методика преподавания, на основе созданного интерактивного экспресс-курса, в принципе применима к преподаванию любых дисциплин естественно-научного и математического циклов.
2. Результаты экспериментального обучения выявили статистически значимое различие характеристик контрольной и экспериментальной групп с вероятностью 99%.
3. Анализ учебной активности студентов подтвердил увеличение заинтересованности студентов экспериментальной группы к изучению дисциплины.
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент по использованию методики преподавания интерактивного курса «Математика экспресс-курс» показал, что смешанные формы обучения положительно сказываются на всех аспектах учебной деятельности, увеличивают мотивацию студентов, улучшают отношение к овладению знаниями и интерес к учебной деятельности. При этом независимая методика по определению уровней обученности подтвердила статистически значимое различие этого показателя по отношению к контрольной группе.
Библиографический список
1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярма-хов Б.Б Шаг школы в смешанное обучение - М.: Буки Веди, 2016. - 280 с.
2. Афанасьев В.В. Теория вероятностей в вопросах и задачах. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушин-
ского, Центр информационных технологий обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// window.edu.ru/resource/779/67779 (дата обращения: 30.06.2018).
3. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С. 8-13.
4. Зыкова Т.В. Об особенностях электронного обучения математике студентов инженерного вуза / Т.В. Зыкова, О.А. Карнаухова, Т.В. Сидорова, В.А. Шершнева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documen ts/2014/10/22/1d44a51d7b2b6cbf1fb50f829ef9b1a4/ vestnik-2014-3-29.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
5. Кравченко Г.В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования // Известия АлтГУ. - 2014. - № 2-1 (82). - С. 22-25.
6. Лученкова Е.Б., Носков М.В., Шершнева В.А. Смешанное обучение математике: практика опередила теорию // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 1 (31). - С. 54-59.
7. Модель ПИМ. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fepo.i-exam.ru/node/155 (дата обращения: 24.06.2018).
8. Молочков К. Особенности работы с API Google Drive [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/241209/ (дата обращения: 15.06.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика №3
169
9. Подберезкина А. Blended Learning: переход к смешанному обучению за 5 шагов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zillion. net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov (дата обращения: 01.06.2018).
10. Поляков Е. А. Организация интерактивных семинаров в среде СДО «Moodle» при очной форме обучения студентов ВПО. - «Интерактив плюс», № 01-2015 г. РИНЦ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://interactive-plus.ru/e-articles/ collection-20150122/collection-2015 0122-6273.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
11. Поляков Е.А. Организация электронного обучения с использованием информационной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 4. - С. 143-148.
12. Поляков Е. А. Организация электронного обучения с использованием ИОС филиала // «Моя страна - Моя Россия»: XV Юбилейный всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий. -СПб.: Фонд Президентских грандов, 2018. - С. 109.
13. Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт Бюллетень о сфере образования. - М: Аналитический центр при Правительстве РФ. - № 6. - Июнь 2017. - 24 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ac.gov.ru/publications (дата обращения: 18.05.2018).
14. Jergashev Zh.B. Ways to optimize the teaching of higher mathematics with application of information technologies // Molodoj uchenyj. - 2013. - № 8. -С. 450-452.
15. KIPP Comienza Community Prep (5-8). 6720 Miles Avenue Huntington Park, CA 90255 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kippla.org/ comienza/location (дата обращения: 10.06.2018).
References
1. Andreeva N.V., Rozhdestvenskaya L.V., YArmahov B.B SHag shkoly v smeshannoe obuchenie - M.: Buki Vedi, 2016. - 280 s.
2. Afanas'ev V.V. Teoriya veroyatnostej v voprosah i zadachah. - YAroslavl': YAGPU im. K.D. Ushinskogo, Centr informacionnyh tekhnologij obucheniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://window.edu.ru/resource/779/67779 (data obrashcheniya: 30.06.2018).
3. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.YU. Smeshannoe obuchenie: sekrety ehffektivnosti // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2014. - № 8. - S. 8-13.
4. Zykova T.V Ob osobennostyah ehlektronnogo obucheniya matematike studentov inzhenernogo vuza / T.V Zykova, O.A. Karnauhova, T.V Sidorova, VA. SHershneva // Vestnik KGPU im. VP. Astafeva. -2014. - № 3 (29). [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim
dostupa: http://www.kspu.ru/upload/documents/2
014/10/22/1d44a51d7b2b6cbf1fb50f829ef9b1a4/ vestnik-2014-3-29.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2018).
5. Kravchenko G.V. Ispol'zovanie modeli smeshannogo obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya // Izvestiya AltGU. - 2014. -№ 2-1 (82). - S. 22-25.
6. Luchenkova E.B., Noskov M.V., SHershneva V. A. Smeshannoe obuchenie matematike: praktika operedila teoriyu // Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva. - 2015. -№ 1 (31). - S. 54-59.
7. Model' PIM. Federal'nyj internet-ehkzamen v sfere professional'nogo obrazovaniya (FEHPO) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fepo.i-exam.ru/node/155 (data obrashcheniya: 24.06.2018).
8. Molochkov K. Osobennosti raboty s API Google Drive [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://habrahabr.ru/post/241209/ (data obrashcheniya: 15.06.2018).
9. Podberezkina A. Blended Learning: perekhod k smeshannomu obucheniyu za 5 shagov [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// zillion.net/ru/blog/375/blended-learning-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov (data obrashcheniya: 01.06.2018).
10. Polyakov E.A. Organizaciya interaktivnyh seminarov v srede SDO «Moodle» pri ochnoj forme obucheniya studentov VPO. «Interaktiv plyus», № 01-2015 g. RINC. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa:https://interactive-plus.ru/e-articles/ collection-20150122/collection-2015 0122-6273 .pdf (data obrashcheniya: 10.06.2018).
11. Polyakov E.A. Organizaciya ehlektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem informacionnoj obrazovatel'noj sredy // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 4. - S. 143-148.
12. Polyakov E.A. Organizaciya ehlektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem IOS filiala // «Moya strana - Moya Rossiya»: XV YUbilejnyj vserossijskij konkurs molodezhnyh avtorskih proektov i proektov v sfere obrazovaniya, napravlennyh na social'no-ehkonomicheskoe razvitie rossijskih territorij. - SPb.: Fond Prezidentskih grandov, 2018. - S. 109.
13. Reforma vysshego obrazovaniya: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt Byulleten' o sfere obrazovaniya. - M: Analiticheskij centr pri Pravitel'stve RF. - № 6. - Iyun' 2017. - 24 s. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ac.gov.ru/publications (data obrashcheniya: 18.05.2018).
14. Jergashev Zh.B. Ways to optimize the teaching of higher mathematics with application of information technologies // Molodoj uchenyj. - 2013. - № 8. - S. 450-452.
15. KIPP Comienza Community Prep (5-8). 6720 Miles Avenue Huntington Park, CA 90255 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.kippla.org/comienza/ location (data obrashcheniya: 10.06.2018).
Вестник КГУ Л 2018
17C