просто определить необходимость внедрения той или иной технологии, а так же общую эффективность информационных технологий в целом (см. рисунок).
До последнего времени, во многих компаниях был принят подход, где бизнес строится и развивается, опираясь на возможности существующих ИТ-ресурсов. Совсем недавно (а где-то до сих пор) от многих ТОП-менеджеров предприятий на вопрос, «А можете ли вы...?» (...вести актуальный прайс-лист, предоставить партнеру удаленный доступ, принимать заказы через web в режиме on-line, гарантировать 4-х часовое время восстановления доступа к корпоративной системе при аварии и т. д.) можно было услышать в ответ: «Мои ИТишники сказали, что это невозможно/дорого/небезопасно/долго...».
Секция «Информационно-экономические системы»
В основу любой из современных методик управления ИТ-сервисами заложен следующий основополагающий принцип: требования к информационным технологиям предъявляет бизнес. Любые требования бизнеса могут быть реализованы силами ИТ. И самое главное - это найти ту тонкую грань, тот баланс усилий и вложений, который позволит выбрать из всего многообразия решений самое нужное именно вашему бизнесу, способное дать максимальный эффект в долгосрочной перспективе и послужить толчком к дальнейшему развитию основной бизнес-деятельности компании.
© Шиль А. С., Вайтекунене Е. Л., 2010
УДК 519.711.2
Д. А. Янков Научный руководитель - С. И. Сенатов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Используя методы теории гидравлических сетей, производится моделирование рынка алкогольной продукции Красноярского края, которое можно описать как модель однопродуктового рассредоточенного рынка. Моделируется рынок Красноярского края 2008 г.
В настоящее время в Красноярском крае в обороте алкогольной продукции участвуют 3 завода-производителя, 45 оптовых организаций и 2802 розничных магазина. За последние полгода ушло с рынка 6 оптовых предприятий и открылось 3 новых. Контроль над оборотом осуществляют фискальные и контролирующие структуры органов Красноярского края.
Следующие данные предоставлены енисейской алкогольной ассоциацией (см. таблицу).
В Красноярском крае в 2008 г. объемы потребления алкогольной продукции превысили 5,5 млн дкл. Водки реализовано - чуть более 3 млн дкл. Объемы продаж по сравнению с прошлым годом снизились на 321 тыс. дкл. Винной продукции реализовано -1 млн 239 дкл. Объемы продаж снизились на 78 тыс. дкл. Коньяка продано более 159 тыс. дкл. Объемы продаж превысили более чем на 21 тыс. дкл. по сравнению с прошлым годом. Игристых и шампанских вин продано более 441 тыс. дкл.
За период с 1 января по 31 декабря 2008 г. поступило алкогольной продукции для реализации на территории края:
81.778.333 единиц или 4.973.970,7 дал из них:
продукции произведенной в РФ: 70.843.628 единиц или 4.179.131,6 дал (84 %) продукции импортной: 10.934.705 единиц или 794.839,1 дал (16 %). По групповому ассортименту алкогольная продукция в 2008 году составила:
водка:
вино:
коньяк:
шампанское:
ЛВИ:
49.256.606 единиц или 19.070.416 единиц или 4.227.108 единиц или 5.383.394 единиц или 3.840.809 единиц или
2.428.573,9 дал (49 %) 1.765.884,5 дал (36 %) 159.448,7 дал (3 %) 414.856,4 дал (8 %) 205.207,2 дал (4 %)
За период 2008 года предприятиями Красноярского края произведено алкогольной продукции: 13.911.166 единиц или 583.921,2 дал, что составляет 11,7 % от завезенного в край алкоголя. По групповому ассортименту:
Водка 13.816.933 единиц или 579.129,4 дал (99 %)
Спирт 65.376 единиц или 1.634,4 дал (0,3 %)
Вино 17.263 единиц или 2.784,6 дал (0,5 %)
Коньяк 11.594 единиц или 372,8 дал (0,2 %).
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии
Превышение составило 76 тыс. дкл. Крепких лике-роводочных изделий продано более 205 тыс. дкл. Объемы продаж повысились на 17 тыс. дкл.
Задачей данной работы является описание созданной математической модели рассредоточенного однопродуктового рынка алкогольной продукции Красноярского края. Выбор алкогольного рынка обусловлен увеличенным вниманием к этому рынку со стороны правительства РФ и изданием указов о регулировании цен и ограничении времени продажи. С помощью этой модели можно изучить расходы на транспортировку и хранение алкогольной продукции, так же она применима в ценообразование товара и нахождении оптимального пути доставки до конечного потребителя. Создание модели производится на основе теории гидравлических цепей [1], большинство принципов схожи или могут быть адаптированы для экономической модели.
Для адаптации теории гидравлических цепей, находим сопротивление движению товара по ветвям, используя метод экспертной оценки, матрицы соединение и графы описываются математически. Сопротивления сгруппированы по типам, из каждой группы выбирается одно значение и складывается с выбранными сопротивлениями из других групп.
Ветвями являются направленные векторы, которые соединяют между собой источник - предприятие с оптовой лицензией на торговлю и потребителя -розничный магазин. На основе этих связей и их направлений составлена матрица соединений однозначно описывающую конфигурацию системы, безотноси-
тельно к конкретным длинам и фактическому расположению узлов, размером ЫхМ, где N - узел (оптовое или розничное предприятие), М - ветвь их соединяющая, состоящая из (-1,0,1). В большинстве случаев при расчете потокораспределения отдельные расходы в узлах или на ветвях задаются. Последние тогда должны быть отнесены к соответствующим узлам.
Так же важной является матрица контуров, в данной модели она описывает через какой контур проходит путь, соединяющий два узла. Эта матрица фиксирует выбранную на схеме систему контуров. С ее помощью появляется возможность совмещения контуров и упрощения системы.
В связи с тем, что в Красноярском крае производится только водка, а так же ее реализовано больше остальных алкогольных напитков, смоделирована только продажа водки. В последнее время вводится много указов регулирующих продажу и распространение крепких алкогольных напитков. На фоне этого создание математической модели является необходимым.
Библиографическая ссылка
1. Меренков А. П., Хасилев В. Я. Теория гидравлических цепей. М., 1985.
© Янков Д. А., Сенатов С. И., 2010
УДК 004
В. А. Яновская Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ В УПРАВЛЕНИИ
Целью данной работы является изучение сетевых моделей и их значения в управлении.
Сетевое моделирование относится к разновидности структурного моделирования, нашедшей широкое применение в тех случаях, когда моделируемый процесс представляет собой сложную систему, включающую большое количество операций с достаточно сложными взаимосвязями между ними.
Сетевое планирование и управление - это метод оперативного планирования и управления функционированием сложных систем, в котором с целью реализации системного подхода к организации управления процессами в таких системах для логико-математического описания управляемого процесса и алгоритмизации расчетов параметров этого процесса используется сетевая модель. Данный метод реализуется системами СПУ, которые представляют собой автоматизированные кибернетические системы управления, в которых управляемой систе-
мой является коллектив исполнителей, располагающий определенными ресурсами и выполняющий комплекс операций, призванный обеспечить достижение намеченного конечного результата (цели), а управляющей системой - руководящая группа, которая осуществляет планирование и управление выполнением комплекса операций на основе его сетевой модели.
Сетевая модель (сеть) - это ориентированный граф без контуров и кратных дуг, элементам которого сопоставлены числа.
Если числа сопоставлены только вершинам графа, то сетевая модель представляет собой отмеченный граф, если числа сопоставлены только дугам, то -взвешенный граф.
Диаграмма сетевой модели называется сетевым графиком. Основными элементами сетевой модели являются операции (работы) и события.