Научная статья на тему 'Математическое векторное моделирование пульсаций подачи жидкости шестеренным качающим узлом'

Математическое векторное моделирование пульсаций подачи жидкости шестеренным качающим узлом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
201
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЬСАЦИИ ПОДАЧИ / ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС / ВЕКТОРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КАЧАЮШИЙ УЗЕЛ / МГНОВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / PULSATION OF GIVING / GEAR PUMP / VECTOR MODELING / INSTANT THEORETICAL PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Косенок Б. Б., Крючков А. Н., Родионов Л. В., Шахматов Е. В.

В статье проводится анализ пульсаций подачи жидкости шестеренным насосом с использованием математического векторного моделирования. Предложена уточненная зависимость мгновенной теоретической производительности шестеренного качающего узла от угла поворота шестерни. Получены временные зависимости мгновенного расхода и их спектральные характеристики для авиационного топливного насоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Косенок Б. Б., Крючков А. Н., Родионов Л. В., Шахматов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL VECTOR MODELLING OF PULSATION OF SUPPLY OF FLUID BY THE GEAR PUMP

In article the analysis of pulsation of giving of a liquid by the gear pump with use of mathematical vector modeling is carried out. The specified dependence of instant theoretical productivity of the gear pump from a gear wheel angle of rotation is offered. Time dependences of the instant expense and their spectral characteristics for the aviation fuel pump are received.

Текст научной работы на тему «Математическое векторное моделирование пульсаций подачи жидкости шестеренным качающим узлом»

УДК 621.65

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ВЕКТОРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПУЛЬСАЦИЙ ПОДАЧИ ЖИДКОСТИ ШЕСТЕРЕННЫМ КАЧАЮЩИМ УЗЛОМ

© 2009 Б.Б. Косенок1, А.Н. Крючков2, Л.В. Родионов1, Е.В. Шахматов1

1 Самарский государственный аэрокосмический университет 2 Институт акустики машин, г. Самара

Поступила в редакцию 20.11.2008

В статье проводится анализ пульсаций подачи жидкости шестеренным насосом с использованием математического векторного моделирования. Предложена уточненная зависимость мгновенной теоретической производительности шестеренного качающего узла от угла поворота шестерни. Получены временные зависимости мгновенного расхода и их спектральные характеристики для авиационного топливного насоса.

Ключевые слова: пульсации подачи, шестеренный насос, векторное моделирование, качаюший узел, мгновенная теоретическая производительность.

Шестеренные насосы нашли широкое применение в машиностроении, что обусловлено простотой их конструкции, малой трудоемкостью изготовления, сравнительно небольшими габаритами и массой. Их важным преимуществом по сравнению с другими объемными гидромашинами является возможность непосредственного соединения с быстроходными двигателями, имеющими частоты вращения до 10000 об/мин и выше. К недостаткам шестеренных качающих узлов следует отнести чувствительность к механическим примесям в перекачивающей жидкости; рост зазоров в процессе эксплуатации, вызывающий увеличение утечек; неравномерность подачи жидкости и высокий уровень акустического шума. Последние два фактора тесно связаны между собой, так как основным источником шума шестеренного насоса являются колебания давления в полостях насоса, а также кавитационные процессы. Для обоснования мероприятий по снижению интенсивности колебательных и кавитационных процессов необходима разработка методов расчета мгновенной подачи насоса, учитывающих кинематическую подачу жидкости и механизм запирания жидкости в межзубовом пространстве [1].

В работах [2-5] приведен анализ мгновен-

Косенок Борис Борисович, кандидат технических наук, доцент кафедры "Основы конструирования машин". E-mail: borkos@yandex.ru. Родионов Леонид Валерьевич, аспирант. E-mail: rl63@bk.ru

Крючков Александр Николаевич, доктор технических наук, доцент, заместитель директора. E-mail: iam@ssau.ru.

Шахматов Евгений Владимирович, доктор технических наук, профессор, проректор по науке и инновациям. E-mail: iam@ssau.ru.

ной подачи шестеренного насоса на основе малого изменения объема камеры нагнетания АЖ . Из выражения для АЖ определяется величина вытесняемого расхода, причем: АЖ = АЖ1 + АЖ2 - АЖ3 - АЖ4 + АЖ5 , где АЖ}, к, АЖ5 - объемы, замещаемые гранями зубьев, показанные на рис. 1. Такой подход неточен, т.к. объем АЖ5 вытесняется не полностью по причине его частичного замещения зубом сопряженной шестерни. При этом с приближением точки зацепления к полюсу степень такого замещения возрастает.

Вывод уточненной зависимости теоретической производительности необходим для построения виброакустической модели шестеренного насоса, учитывающей более точное описание неравномерности подачи.

В статье рассматривается полученная, в результате математического векторного моделирования, более точная (по сравнению с приведенной в [6]) зависимость мгновенной подачи жидкости шестеренным качающим узлом, позволяющая более корректно описывать мгновенную подачу насоса и

Рис. 1. Зацепление шестерен в гидромашине с внешним зацеплением зубьев

Рис. 2. Схема вычисляемой площади зуба

уточнить степень неравномерности этой подачи.

Основная задача разработанной модели -определение изменения площади межзубовой впадины вследствие входа в неё зуба сопряженной шестерни. Задача сводится к вычислению площади сечения Sj зуба шестерни 1, отсекаемого окружностью Бв2 шестерни 2 (рис. 2).

Вычисление площади Sj производим методом разбиения данной области на мелкие участки $ с высотой Л (рис. 3), где, { - номер сечения, высотой Л ; j - номер площади; ( = 0... п; j = 0... к ; $ - площадь (-го сечения:

Л

(1)

1=1 1=11

Разбиваем задачу на следующие 3 подзадачи:

1. Описание поверхностей зуба 1 и 2.

2. Описание высоты зуба Л в конкретном сечении.

3. Описание точек пересечения сечений $ с Вв2.

Поставленные подзадачи будем моделировать с помощью математических векторных моделей состоящих из векторных замкнутых контуров [7], в которых вектор - это направленный отрезок с параметрами р1 и ф1 (рис. 4). Основные положения теории векторных замкнутых контуров изложены в [8-10].

В результате решения поставленных трех подзадач получаем векторный контур, описывающий конкретное сечение зуба (рис. 5).

Векторный контур 1-2-3/-4/-5/ с внутрикон-турными связями:

9

= 180

+ 9\, 92 = 91

+ 90'

94 =95 + 90 , Р5 = Рг и Р4 = Р2

позволяет нам описать обе поверхности зуба на концах векторов 2 и 3/, кроме того, длина векто-

Рис. 3. Схема разбиения отсекаемой области на участки

ра 3/ является шириной зуба в конкретном сечении - Ь1 , а координата "х" вектора 3/ дает возможность вычислить высоту Л (см. рис. 3).

Векторный контур 12-9-10/-3/-4/-5/ описывают вариант пересечения сечения зуба шестерни 1 окружностью Вв2 шестерни 2 (рис. 2) выше оси симметрии зуба шестерни 1, а векторный контур 12-13-14-3/-4/-5/ описывают вариант пе-

Рис. 4. Основные параметры векторов плоского векторного контура: р1 - длина вектора; 91 - угол вектора

Рис. 5. Векторный контур, описывающий конкретное сечение зуба

0

в)

г)

Рис. 6. Временные зависимости мгновенных расходов 5)Н , 8))ВС (а,б) и их спектральные характеристики (в,г), полученные методом векторного моделирования

ресечения сечения зуба шестерни 1 окружностью Ве2 шестерни 2 ниже оси симметрии зуба шестерни 1. Тем самым мы описываем с помощью данных двух векторных контуров все случаи пересечения сечения зуба шестерни 1 окружностью Бе2 шестерни 2.

Анализ координат "у" концов векторов 9 и 13 и координат "у" начала и конца вектора 3/ позволяет найти область, когда окружность Бе2 шестерни 2 лежит внутри сечения зуба,

V / р V р V / и V / р у р у ,,

к3/ к9 п3 ^ к3/ ^ к 13 ^ п3/

что дает возможность получить профиль отсекаемой области сечения зуба в областях пересечения окружности Ве2 шестерни 2.

В результате расчета при использовании предлагаемого метода математического векторного моделирования получены временные зависимости мгновенного расхода и их спектральные характеристики (рис. 6) для авиационного топливного насоса, основные геометрические и режимные параметры которого приведены в табл. 1.

Спектральные характеристики процессов происходящих в области всасывания и нагнетания позволяют определить основные частоты процесса вытеснения и заполнения шестерен, равные второй и удвоенной частоте их зацепления, причем и на всасывании и на нагнетании наиболее интенсивной является вторая зубцовая гармоника. Анализ геометрии и кинематики зацепления показал, что у двух основных источников колебаний шестеренного насоса разные основные частоты процесса: у процесса запирания жидкости основная частота совпадает с частотой зацепления шестерен, а основная частота второго источника, связанного с неравномерной подачей жидкости - удвоенная частота зацепления.

Такая особенность позволяет диагностировать данные источники при исследовании виброакустических свойств насоса. В частности, исследование пульсационного состояния на входе и выходе шестеренного качающего узла насоса, показало, что основной составляющей спектра является первая зубцовая гармоника, а значит,

Таблица 1. Основные геометрические и режимные параметры качающего шестеренного узла

№ п /п Геометрические параметры Значение

1 Число зубьев 2 1 1

2 Модуль зацепления т , мм 6

3 Зазор по спинкам зубьев, мм 0,5

4 Ш ирина шестерни Ь , мм 2 1

5 Радиус окружности головок Ке , мм 42

6 Радиус начальной окружности г , мм 36

7 Радиус делительной окружности К ДЕЛ , мм 33

8 Радиус основной окружности г0 , мм 36

9 Радиус окружности впадин К 1 , мм 29

10 Межцентровое расстояние ^ , мм 72

1 1 Угол зацепления а , град 30,527

1 2 Угол радиус-вектора эвольвенты в вершине зуба у , град 3 1

13 Угол зацепления по вершинам зубьев а е , град 42,4

1 4 Угол дуги по начальной окружности фгеом, град 15,9 66

1 5 Высота зуба И, мм 1 3

1 6 Ш аг зацепления по основной окружности 10, мм 17,7

1 7 Толщина зуба у вершины , мм 1,9

18 Коэффициент перекрытия Е 1,1338

19 Радиальный зазор в запертом объеме, мм 1,04

20 Минимальный радиус контакта г2 , мм 20

21 Давление нагнетания РН , МПа 1 0

22 Давление всасывания РВ , М Па 1

23 Частота вращения п, об/мин 4800

24 Круговая частота СО , 1/с ек 502,6

основным источником пульсационной производительности выступает процесс защемления жидкости в запертом объеме.

На рис. 7 приведены временные зависимости

величин йн = йн.ср + %°н и 0 в = 0в.ср + %°в для авиационного топливного насоса, а также их

спектральные характеристики полученные с помощью графоаналитического метода, предложенного авторами в статье [6].

В спектре процесса нагнетания помимо второй зубцовой гармоники присутствует первая.

На рис. 8 представлено сравнение спектральных характеристик расходов со стороны нагнетания и всасывания шестеренного насоса, полученных при использовании графоаналитического метода и метода математического векторного моделирования.

Сравнительный анализ спектров полученных двумя способами показал качественную сходимость предлагаемых методов.

Разница в спектральных характеристиках объясняется более точным описанием процессов в областях нагнетания и всасывания и неравномерности подачи при использовании метода математического векторного моделирования.

Сравнительные данные параметров подачи, полученные с использованием метода математического векторного моделирования и графоаналитического метода приведены в табл. 2.

Таким образом, предложенная математическая векторная модель, позволяющая автоматизировать определение мгновенной подачи шестеренного насоса и, тем самым, выбирать его параметры, обеспечивающие минимальную пульсационную производительность. Это позволяет в автоматизированном режиме разрабатывать малошумные шестеренные качающие узлы с наименьшей виброактивностью. На основе данной модели возможно создание баз данных пульсаций подачи насосов с характерными дефектами шестерен, что позволит создать эксперимен-

ÖQh ¿Que

в) г)

Рис. 7. Временные зависимости переменных составляющих расходов б)Н , 8()ВС (а,б) и их спектральные характеристики (в,г), полученные графоаналитическим методом

тально - аналитические системы компьютерной диагностики оценки состояния качающих шестеренных узлов. Такие системы способны оценивать, например, степень износа их рабочих поверхностей, наличие вмятин, эрозии и т.д.

Предполагается также развитие модели в направлении учета конфигурации разгрузочных канавок в торцевых подпятниках шестерен. Это позволит выбирать геометрию канавок, обеспечивающую минимальную виброактивность шестеренного качающего узла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юдин Е.М. Шестеренные насосы. - М.: Машиностроение, 1964. - 232с.

2. Башта Т.М. Гидравлические приводы летательных аппаратов. - М.: Машиностроение, 1967. - 495с.

3. Грянко Л.П., Исаев Ю.М. Гидродинамические и гидрообъемные передачи в трансмиссиях транспортных средств: Учебное пособие. СПб, 2000. - 265с.

4. Галеева РА, Сунарчин Р.А. Объемные гидромашины: Учебное пособие. - Уфа: изд. Уфимского ордена Ленина авиационного института им. Серго Орджоникидзе, 1984. - 174c.

5. Casoli P., Vacca A., Berta G.L. A numerical model for the simulation of flow in hydraulic external gear machines. Power transmission and motion control. University of Bath. 2006. p. 147-165.

6. Крючков А.Н., Родионов Л.В., Гаспаров М.С., Шахматов Е.В. Исследование неравномерности подачи жидкости шестеренным качающим узлом // Вестник СГАУ. - 2007. - №1(12). - С. 187-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Семенов Б П. Аналитика элементарных векторных модулей. Методическое пособие. - М.: Изд-во МАИ, 1989. - 40 с.

8. Семенов Б .П., Тихонов А.Н., Косенок Б.Б. Модульное моделирование механизмов. / Самара: СГАУ, 1996, 98 с.

9. Семенов Б.П. Элементарные модули векторных моделей. / Самара: СНЦ РАН, 2000, 99 с.

10. Мануйлов П.А., Семенов Б.П., Косенок Б.Б. Инвариантность модульных векторных моделей // Математическое моделирование в машиностроении: Тез. докл. 1-ой всесоюзной школы-конференции. - Тольятти, 1990. - С. 70-71.

Lqx

0,2

0,1

о

а)

1 i ---------- Графоаналитический

1 i A lii.

2 3 4 5 Частота, кГц

б)

Рис. 8. Сравнение спектральных характеристик расходов со стороны области нагнетания (а) и всасывания (б) полученных при графоаналитическом и векторном методах

Таблица 2. Сравнительные данные для параметров подачи шестеренного насоса, рассчитанные

по известной и предлагаемой методикам

Параметры вддачи Графоаналитический метол M-Jii.i.i m;i и-'.':^! м-i. l-;j--i i, всшэ:жога вдде.таровянни

Омдйш р;к; мол (нагнета mid 0Ж or

Максимальный рэощд 1.J4 (Ш

МннныодкшП раохад JM2 0.И

Степень першншерностя тщздчн _ q».i\ ~ qmih

СрглшП рлежд (внсыщшне) Мйг£нь11дьный риОХ>Д 0,76' Ш 0,65" itoa

^ннчпльнынраыод qui*, yjti

Стакнъ цвСймйдавОСга пйайчк _ qJHAX ~ 0.1/J.v - о 0.74

среднеинтегральное значение расхода за период зацепления.

MATHEMATICAL VECTOR MODELLING OF PULSATION OF SUPPLY OF FLUID BY THE GEAR PUMP

© 2009 B.B. Kosenok1, A.N. Kryuchkov2, L.V. Rodionov1, E.V.Shakhmatov1

1 Samara State Aerospace University 2 Institute of Acoustic of Machines, Samara

In article the analysis of pulsation of giving of a liquid by the gear pump with use of mathematical vector modeling is carried out. The specified dependence of instant theoretical productivity of the gear pump from a gear wheel angle of rotation is offered. Time dependences of the instant expense and their spectral characteristics for the aviation fuel pump are received.

Key words: pulsation of giving, gear pump, vector modeling, instant theoretical productivity.

Boris Kosenok, Candidate of Technics, Associate Professor at the Basis of Designing of Machines Department. E-mail: borkos@yandex.ru.

Leonid Rodionov, Graduate Student. E-mail: rl63@bk.ru

Alexander Kryuchkov, Doctor of Technics, Associate Professor, Deputy Director. E-mail: iam@ssau.ru. Eugene Shakhmatov, Doctor of Technics, Professor, Vice Rector for Science and Innovation. E-mail: iam@ssau.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.