Научная статья на тему 'Математическое описание процессов в полостях систем топливоподачи высокого давления при наличии двухфазности'

Математическое описание процессов в полостях систем топливоподачи высокого давления при наличии двухфазности Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
91
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХФАЗНОСТЬ / ТОПЛИВОПОДАЧА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Базаева Н. С.

Получены зависимости, описывающие изменение состояния дизельного топлива во времени при нахождении его в двухфазном состоянии. Предлагаемый подход базируется на математическом аппарате тепломеханики и уравнении состояния дизельного топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическое описание процессов в полостях систем топливоподачи высокого давления при наличии двухфазности»

3. Малиованов М.В. Поздеев Г.В., Хмелев Р.Н. Разработка матема-тическо й модели течения газа в тр уопроводе двигателя // Изв. ТулГУ. Сер. Автомобильный транспорт. 1999. С. 89-92.

4. Численное решение многомерных задач газовой динамики / С.К. Годунов [и др.]. М: Наука, 1976. 276 с.

5. Гогричиани Г.В., Шипилин А.В. Переходные процессы в пневматических системах. М.: Машиностроение, 1986. 138 с.

M. Elagin,V Kuzin

Improvement of inlet rotary

The technique of designing inlet rotor-piston engine to give more of its energy performance proposed, using a mathematical model of rotary-piston enginewhich. It was built on the basis of the methodology of thermodynamics of open systems and a mathematical model of the inlet pipet, hat implements one-dimensional unsteady flow of gas. A schematic diagram of the intake system with continuously variable length.

Keywords: rotary-piston engine, the pipeline intake system.

Получено 12.01.10

УДК 621.436.013

Н.С. Базаева, асп., (4872) 35-05-01, natalia.bazaeva@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССОВ В ПОЛОСТЯХ СИСТЕМ ТОПЛИВОПОДАЧИ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ПРИ НАЛИЧИИ ДВУХФАЗНОСТИ

Получены зависимости, описывающие изменение состояния дизельного топлива во времени при нахождении его в двухфазном состоянии. Предлагаемый подход базируется на математическом аппарате тепломеханики и уравнении состояния дизельного топлива.

Ключевые слова: двухфазность, топливоподача, математическое описание.

В топливных системах с объемной разгрузкой на большинстве рабочих режимов топливо постоянно находится в двухфазном состоянии, несмотря на высокое давление, развиваемое при впрыскивании [1]. Разработка методов корректного описания подачи топлива при наличии двухфазности имеет большое практическое значение.

Данная работа является продолжение исследований [2], в которой на базе тепломеханического подхода, изложенного в трудах проф. Подчу-фарова Ю.Б. [3], были получены зависимости, описывающие изменение состояния дизельного топлива во времени без учета двухфазности.

В настоящей работе в качестве уравнения состояния дизельного топлива использовалась зависимость [4]

рсм рсм0 '

+8

г0

/р Л р0

V р )

-1

(1)

1

/

где

К =

В

\

V в+р )

к; В = 106 • [104 - 0,851(? - 20) + 0,44(р 20 - 825)];

к = 10,5 + 0,0141(? - 20); р 20 - плотность при нормальных условиях, м /кг; р 0^ - плотность при температуре 1 и атмосферном давлении.

На рис.1 приведены графики зависимостей Р(у) при 8го = 0 и 8г0 = 0,04.

Рис. 1. Зависимости давления от удельного объема:

8го = 0,04 ;

ег0 0

Удельная теплоемкость ср двухфазной среды определяется по формуле

ср = х • ср1 + (1 - х)ср2, где х - массовая доля газовой фазы.

Если газовая фаза образована воздухом, то отличие ср пузырьковой среды (при величине газосодержания 4 %) от топлива без газовой фазы составляет менее 0,003 %, поэтому данным отличием пренебрегаем [5].

Выражение для су было получено на базе уравнения состояния (1), эмпирической формулы [4] для удельной массовой изобарной теплоемкости ср = 1833 + 4,575(т - 273)- 0,31 • 10-6 р и имеет следующий вид:

1

п

г

Су — с р + Т ■

1

(1-Є г 0>1к

~ а 4

а3 + у0ґ — к

+ а3•єг0 • а2

/ а5

где <з1

а2

Ґ р \ р0

V Р У

-3

а3

1,8 -1,3 • 10“^ р20

Р 20 -(1,8 - 1,3 •10 3 р 20

-3

,)т - 293)

. -851000Р ,,, 2 ln(аl) .

а4 — —7-------- -1,41 • 10 2 ; \ а5 — у0і

5(5 + P)

к

(є г 0 -1)

а1к

к(5 + Р) Єг0 пгР

а2

На рис. 2 приведены графики зависимостей су (Т) при 8го = 0 и 8г0 = 0,04.

Рис. 2. Зависимости теплоемкости су от температуры:

- 8г0 = 0,04; - 8го = 0

В соответствии с используемым подходом [3] на основании уравнения состояния (1) были получены следующие зависимости для энтальпии и внутренней энергии:

1 1

И — / (Р, Т) — Ь1 + У0,

кн -Дн _ пг рпг Ь3

(1 - єг0 )~!—~ 5нН Ь2 + є

к н - 1

г0

пг - 1

0

и — ДР, Т) — И - Ру — И - Ру{

(1 - єг0 )^1 + єг0

Ґ р \

Р0

V Р У

пт

2

1

2

1

1

1----

где Ь1 = 584,025Т + 2,2875Т2 - 3,1 • 10-7РТ, Ь2 = (Вн + Р) кн

1-

(Вн + Ро)

1—

1—

Ь3 = Р

Рп

, V 01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р 0г

- удельный объем при температуре 1 и ат-

мосферном давлении; Вн = В(Тн) = 3,643 • 10 ; кн = к(Тн) = 6,369;

ун = 9,491 • 10-4 м3/кг.

На рис. 3 и 4 приведены графики зависимостей Н(Р) и и(Р) при Т = 300 К, его = 0 и его = 0,04.

Рис. 3. Зависимость внутренней энергии от давления:

— его = 0,04 $--его = 0

Рис. 4. Зависимость энтальпии от давления:

- £го = 0,04; - £го = 0

к

н

1

1

1

П

П

г

г

Секундный массовый расход жидкости вычислялся по формуле:

О = ц- 5

К

2

(Р0 - Р), при этом V = У0, и = и 0 (индексом 0 отмечены пара-

метры жидкости в начальном неподвижном слое); ц - коэффициент расхода; 5 - площадь отверстия.

Система уравнений, описывающая изменение во времени температуры и давления дизельного топлива, записывается в следующем виде

с1Т

V

Р'^оПр ( п пр р=1

и

— и —

vT — - vP) а5

X Орд (П рд Р=1

а6 dW а6

- и - vT----------------vP) +----------Т —

а5 dт а5

dP

va6

di Wcva5

c

Z Спр(Ппр - u + v~ - vP)

P=1

a6

c

P dW c P

Z Gpq (Пpq - u + v~ - vP)

где a6 = (1 -s г 0)

V

P=1

B B + P

a6 1

k, * t a4

(a3 + v0i —) + s г0 ■ a3 k

dx a6

Ґ p \ P0

v P у

1

nr

Полученные зависимости могут применяться не только для описания процессов в полостях, но и в трубопроводах с одномерными гидродинамическими моделями.

Таким образом, разработанное в рамках тепломеханики математическое описание позволит уточнить существующие математические модели систем топливоподачи и тем самым повысить эффективность теоретических исследований по их совершенствованию.

Список литературы

1. Топливные системы и экономичность дизелей / И. В. Астахов, [и др.]. М.: Машиностроение, 1990. 288 с.

2. Базаева Н.С., Малиованов М.В., Хмелёв Р.Н. Математическое описание изменения состояния дизельного топлива в полостях систем топ-ливоподачи высокого давления // Сб. науч. тр. по материалам Международной конференции «Двигатель 2007». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. C. 113-118.

3. Подчуфаров Ю.Б., Кирик Г.Б., Андреев В.М. Математические модели автоматических систем. Гидромеханические системы: учеб. пособие. Тула: ТулПИ, 1987. 96 с.

4. Грехов Л.В. Использование линеаризованного распада разрыва для расчета топливоподачи в дизелях // Автомобильные и тракторные двигатели: межвузовский сборник научных трудов. Вып. XVI. М.: МАМИ, 1999. С 81-85.

5. Мочалова Н. А. Исследование термодинамики плотных жидкостей и газов с целью уточнения метода гидродинамического расчета топливных систем тепловых двигателей летательных аппаратов: автореф. дис. ... канд. техн. Рыбинск, 1995. 20 с.

N. Bazaeva

The mathematical description of processes in cavities of fuel systems of high pressure at presence of two-phasal nature

The dependences describing changing of a condition of diesel fuel in time at its finding in a biphase condition are received. The offered approach is based on the mathematical device of heat mechanics and the equation of a condition of diesel fuel.

Keywords: biphasic, fuel supply, the mathematical description.

Получено 12.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.