Научная статья на тему 'Математическое описание процесса работы кулачкового механизма вибростенда KDXG'

Математическое описание процесса работы кулачкового механизма вибростенда KDXG Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
280
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ПОДВЕСКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ВИБРОСТЕНД / КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ / SUSPENSION / TECHNICAL CONDITION / DIAGNOSIS / VIBRATION TABLE / CAM MECHANISM / MATHEMATICAL DESCRIPTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Доморозов Алексей Николаевич, Нгуен Ван Ньань

Описана конструкция вибростенда KDXG, принцип его работы; приведена принципиальная схема метода EUSAMA диагностирования амортизаторов по сцеплению колес с дорогой; проведен геометрический расчет кулачкового механизма и представлена математическая модель процесса работы кулачкового механизма вибростенда KDXG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Доморозов Алексей Николаевич, Нгуен Ван Ньань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL DESCRIPTION OF KDXG VIBRATION TABLE CAM MECHANISM OPERATION

The design of a KDXG vibration table and its operation principle are described. A schematic diagram of the EUSAMA method of shock-absorbers diagnosing for wheel adherence with the road is provided. A geometric calculation of the cam mechanism is held. A mathematical model of the cam mechanism operation of the KDXG vibration table is presented.

Текст научной работы на тему «Математическое описание процесса работы кулачкового механизма вибростенда KDXG»

УДК 629.113.001

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА РАБОТЫ КУЛАЧКОВОГО МЕХАНИЗМА ВИБРОСТЕНДА KDXG

1 9

А.Н.Доморозов1, Нгуен Ван Ньань2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Описана конструкция вибростенда KDXG, принцип его работы; приведена принципиальная схема метода EUSAMA диагностирования амортизаторов по сцеплению колес с дорогой; проведен геометрический расчет кулачкового механизма и представлена математическая модель процесса работы кулачкового механизма вибростенда KDXG. Ил. 6. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: подвеска; техническое состояние; диагностика; вибростенд; кулачковый механизм; математическое описание.

MATHEMATICAL DESCRIPTION OF KDXG VIBRATION TABLE CAM MECHANISM OPERATION A.N. Domorozov, Nguyen Van Nyan

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The design of a KDXG vibration table and its operation principle are described. A schematic diagram of the EUSAMA method of shock-absorbers diagnosing for wheel adherence with the road is provided. A geometric calculation of the cam mechanism is held. A mathematical model of the cam mechanism operation of the KDXG vibration table is presented. 6 figures. 6 sources.

Key words: suspension; technical condition; diagnosis; vibration table; cam mechanism; mathematical description.

В статье представлен принцип и математическое описание процесса работы кулачкового механизма вибростенда модели KDXG. Внешний вид стенда и его кинематическая схема представлены на рис. 1, а,б. Принцип работы вибростенда (рис. 1) заключается в том, что электродвигатель (1) приводит во вращение кулачковые валы (4). Для устранения несносности и биения маховик и электродвигатель соединяются между собой с помощью муфты (2). Маховик как энерго-аккумулятор предназначен для плавной остановки стенда, в ходе которой и происходит измерение силовых параметров. Кулачковые валы (4) соединяются между собой ременной передачей (3), которая передает крутящий момент от одного вала к другому. Кулачковые валы вращаются с частотой n и вызывают колебания поперечных рычагов (6). Таким образом, поперечные рычаги совершают вертикальные ко-

Рис. 1. Внешний вид стенда модели KDXG и его кинематическая схема: 1- электродвигатель; 2 - муфта; 3 - ремень; 4 - кулачковый вал; 5 - кулачок; 6 - поперечный рычаг; 7 - опорная платформа; 8 - подшипниковая опора вала; 9 - датчик веса; 10 - пружина; 11- направляющая опора

1Доморозов Алексей Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 600048, e-mail: garo38@mail.ru

Domorozov Aleksei, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Road Transport, tel.: (3952) 600048, e-mail: garo38@mail.ru

2Нгуен Ван Ньань, аспирант, тел.: 79246007673, e-mail: nhanhdgt@yahoo.com Nguyen Van Nyan, Postgraduate, tel.: 79246007673, e-mail: nhanhdgt@yahoo.com

а

б

Транспорт

лебания с частотой п2, вызывая вертикальные колебания опорных платформ (7) стенда с частотой п2, на которые устанавливаются колеса диагностируемой оси автомобиля. Между поперечными рычагами (6) и опорной платформой (7) установлены четыре тензометрических датчика (9) для измерения нагрузки от колес оси диагностируемого автомобиля. Поперечные рычаги установлены в направляющих опорах (11) и удерживаются с помощью пружин (10). Платформа (7) жестко соединена с поперечными рычагами посредством болтового соединения.

Принципиальная схема диагностирования подвески автотранспортных средств методом EUSAMA [1] показана на рис. 2. Метод EUSAMA оценивает способность подвески колеса удерживать его контакт с дорогой. Стенд отслеживает силу, с которой колесо автомобиля воздействует на его платформу. Измерения производятся сначала на неподвижной платформе, а затем при затухающих гармонических колебаниях, начиная с частоты 25 Гц. По результатам измерений компьютер вычисляет "коэффициент сцепления" колеса с опорной поверхностью, выраженный в процентах. Он равен отношению минимальной нагрузки во время колебаний к нагрузке на неподвижную платформу. Амплитуда колебаний опорных платформ вибростендов при этом методе постоянна и приблизительно равна 0,006 м.

Рис.2. Принципиальная схема метода диагностирования амортизаторов по сцеплению колес с дорогой

(метод EUSAMA)

Для написания математической модели процесса работы кулачкового механизма вибростенда KDXG была разработана его расчетная схема (рис.3) с использованием источников [2-5].

Рассмотрим расчетную схему (рис.3,в,г) процесса работы кулачкового механизма вибростенда KDXG. Кулачок под действием электродвигателя вращается вокруг своей оси, проходящей через точку А. Точка О (О ^ -центр окружности с радиусом Ro, меняет своё положение во время вращения кулачка, описывая окружность с центром в точке А радиусом г0. Минимальное расстояние между точкой вращения А и точкой окружности В1 является радиусом Rm¡n. В момент времени ^ =0 кулачок неподвижен, а его частота вращения п=0 Гц, следовательно, его угловая скрость со = 2л.п = 0. В момент времени ^/0 кулачок вращается с частотой а угол ф его положения определяется по формуле

ф = ф+а-I; ф0 = 0; ф = ю-(1) где ф0 - угол вращения кулачка в начальный момент времени / = 0 .

Из треугольника АСО1 на расчетной схеме рис. 3 получаем

АС2 = АО,2 + 0,С2 - 2. АО, .0,0. соб ф,

где АС = I, АО = Г, ОС = Д; тогда

12 = г02 + Д - 2.г0 .Д .соБф;

я = 30+В™.

(2)

(3)

Из треугольника АСВ2 на расчетной схеме рис. 3 получаем

где Б2А = Я, ВС = х; Тогда

АС 2 = В2А2 + В2С2

12 = Я2 + х2.

В2 = 12 - х2 = г02 + В2 - 2.г0.Д. соб ф - х2

(4)

(5)

I ami

Транспорт

Из треугольника АНО! на расчетной схеме рис. 3 получаем

• х х Б1Пф =— ,

(6)

где х = г0. б1п ф .

Используя уравнения (1)-(6) получаем закон перемещения точки В, которая также принадлежит опорной платформе вибростенда:

У = zi = Vr0 + R " 2ro R• cos(at) - r02. sin2(at) - Дт,п = f(wt).

(7)

При =10 мм, г0 = 30 мм, =40 мм вибростенд работает с амплитудой 6-10"3 м.

в г

Рис. 3. Расчетная схема кулачкового механизма: а - внутренний вид вибростенда (1 - кулачки; 2 - датчики веса); б - кинематическая схема кулачкового механизма; в, г - расчетные схемы кулачкового механизма

Результаты моделирования работы кулачкового механизма, полученные с помощью программного обеспечения МаАаЬ [6] и приведенных выше уравнений, приведены на рис. 4-6.

Рис.4. Характеристика перемещения опорной платформы вибростенда KDXG

r

0

б

а

I aun I

Транспорт

Продифференцировав уравнение (7), найдем скорость колебаний опорной платформы вибростенда:

и = =■

,[®/0 .R. sin(®t) - г02.®. sin(®t). cos(®t)]

•^/r02 + R2 -2.t0.R.cos(®t) -T02.sin2(®t) Таким же образом было найдено уравнение ускорения опорной платформы вибростенда:

[®2 T R. cos(®t) - г2.®2. cos2(®t) + г2.®2.sin2(®t)]

a = d 2 Zj =-, --h

д/г02 + R2 - 2.r0 .R. cos(®t) - r02. sin2 (®t)

+

0 1 "11 Í-.'ij.-I^.wj^..; /,-,

[R .r0.®. sin(®t) - r02.®. sin(®t ).con(®t)]. [r02.®. sin(®t). cos(®t) - R .r0.®. sin(®t)] д/[г02 + R2 - 2.r0 .R. cos(®t) - r02. sin2 (®t)]3

Рис. 5. Характеристика скорости перемещения опорной платформы вибростенда KDXG

Рис. 6. Характеристика ускорения опорной платформы вибростенда КйХв

Исходя из полученных результатов моделирования (рис. 4-6) можно сделать вывод о качественности полученного математического описания работы кулачкового механизма вибростенда, которое будет использоваться в дальнейших исследованиях методов оценки технического состояния подвески автотранспортных средств на диагностических вибростендах.

Библиографический список

1. http://www.sаmаrа-lаdа.ш/tuning/аrtidetuning.html.Самара-лада / Тюнинг автомобилей. Электрон. дан. Режим доступа свободный.

2. Левитский Н.И. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1990. 450 с.

3. Теория механизмов и машин / под ред. К.В.Фролова. М.: Высшая школа,1987. 589 с.

4. Сивухин Д. В. Общий курс физики. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука, 1989. Т. I: Механика. 576 с.

5. Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс. 4-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006. 608 с.

6. Лазарев Ю. Моделирование процессов и систем в МА^АВ: учебный курс. СПб.: Питер; Киев: Издательская группа ВНV, 2005. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.