Научная статья на тему 'Математическое описание колебаний системы «Человек-машина»'

Математическое описание колебаний системы «Человек-машина» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
259
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК-МАШИНА" / БИОМЕХАНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА / ЭКИПАЖ / НАГРУЗКА / ВОЗМУЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Баглайчук Сергей Владимирович, Нехаев Виктор Алексеевич, Николаев Виктор Александрович

В статье затрагивается тема формирования математического описания уравнения колебаний системы «человек-машина». На основании анализа динамических воздействий (вибрационные и ударные) на механика-водителя военной гусеничной машины разработана и выбрана система человек-машина. Определена биомеханическая модель тела человека, использование которой методом математического моделирования, позволило решить частные задачи по определению характеристик и параметров работы виброзащитного устройства, способного защитить механика-водителя от внешних возмущений и продлить эксплуатационный ресурс военной гусеничной машине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Баглайчук Сергей Владимирович, Нехаев Виктор Алексеевич, Николаев Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mathematical description of the system fluctuations of the person-machine

In article is touched subject of the shaping the mathematical description of the equation of the system fluctuations "person-machine". On the grounds of analysis dynamic influence (vibratory and striking) on mechanics-driver of the military caterpillar machine is designed and chose system of the person-machine. It Is Determined the biomechanical model of the body of the person, to use which method of mathematical modeling, has allowed to solve the quotient of the problem on determination of the features and parameter of the work vibroprotection device, capable to protect mechanics-driver from external indignations and prolong the working resource to military caterpillar machine.

Текст научной работы на тему «Математическое описание колебаний системы «Человек-машина»»

РАЗДЕЛ III

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

УДК 623.438.3

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КОЛЕБАНИЙ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»

С. В. Баглайчук, В. А. Нехаев, В. А. Николаев Омский государственный университет путей сообщения, Россия, г. Омск

Аннотация. В статье затрагивается тема формирования математического описания уравнения колебаний системы «человек-машина». На основании анализа динамических воздействий (вибрационные и ударные) на механика-водителя военной гусеничной машины разработана и выбрана система человек-машина. Определена биомеханическая модель тела человека, использование которой методом математического моделирования, позволило решить частные задачи по определению характеристик и параметров работы виброзащитного устройства, способного защитить механика-водителя от внешних возмущений и продлить эксплуатационный ресурс военной гусеничной машине.

Ключевые слова: система «<человек-машина», биомеханическая модель тела человека, экипаж, нагрузка, возмущение.

Введение

Эксплуатация современной техники показывает, что эффективность ее применения в значительной степени определяется человеческим фактором. Для отдельных видов специализированных машин технический прогресс со всей остротой поставил проблему «человек-машина» и, в частности, задачу определения возможностей и характеристик человека-оператора.

В процессе эксплуатации человек-оператор подвергается вибрационному воздействию, что приводит к его утомляемости и снижает его функциональные возможности. В связи с этим возникает необходимость исследования динамических свойств тела человека как биомеханической системы, что в свою очередь, ставит задачу построения математических моделей тела человека-оператора, необходимых для оценки на него вибрационного воздействия. Нагрузки, вызванные динамическими процессами, происходящими в военной гусеничной машине (ВГМ), например в танке, существенно снижают боеспособность экипажа и эффективность использования системы экипаж-танк. Эти нагрузки условно можно подразделить на непрерывные (вибрационные) и импульсные (ударные).

Математическое описание колебаний системы человек-машина

Непрерывные воздействия. Непрерывными являются колебания корпуса танка во время движения, не сопровождающимися пробоем подвески ходовой части, а также вибрация элементов оборудования рабочих мест, контактирующих с человеком (органы управления, пол, сидение), вызванная работой силовой установки и других агрегатов. Эти воздействия описываются характеристиками случайных процессов. Непрерывные динамические воздействия не только влияют на скорость движения танка, но и существенно снижают эффективность стрельбы, так как затрудняют наблюдение через прицелы и приборы наблюдения, что замедляет отыскание цели [1].

Действие вибрации на организм человека определяется четырьмя основными характеристиками вибрационного процесса: интенсивностью, спектральным составом, длительностью и направлением воздействия, а также зависит от индивидуальных особенностей человека [2].

Параметры предельно допустимых механических колебаний на рабочих местах танкистов регламентированы в комплексе государственных военных стандартов "Мороз-6" (введен в действие с 01.01.99 г.).

Влияние скорости движения танков и интенсивности микропрофиля на средние квадратичные значения вертикальных ускорений в обитаемых отделениях показано на (Рис. 1, 2). Из приведенных зависимостей видно, что при движении танков на рабочем местемеханика-водителя возникают значительные ускорения.

0,5

0,3

0,1 I

V, км/ч

Рис. 1. Зависимость средних квадратических значений ст вертикальных ускорений от скорости

движения танков Т-80 и Т-72 при различной интенсивности микропрофиля трассы 15 (см2 / м) на сиденье механика-водителя

о, д

0,8 0,6 ОА

0,2

20 60 100 !см%

о

Рис. 2. Зависимость средних квадратических значений ст вертикальных ускорений при движении танка Т-72 со скоростью 20 км/ч от интенсивности микропрофиля на сиденье механика-водителя

О нагрузке на механика-водителя танка при движении судят не только по средним квадратическим значениям ускорений. Так, при движении танка со скоростью 19 км/ч по трассе 15 = 105 см2/м в одном из заездов в течении 1 мин на сиденье механика-водителя было зафиксировано 22 удара с ускорением не менее 3д. Также на состояние механика-водителя влияет частота вибрации, особенно в диапазоне от 0 до 30 Гц.

Экспериментально установлено, что при движении танка с разной скоростью по трассам с различным микропрофилем частота колебаний на сиденье механика-водителя равна 1; 1,5; 1,8; 19,5 - 24,5; 27,6 и 30 Гц.Такие значения являются резонансными для плечевого пояса и головы. При этом снижается острота зрения вследствие смещения изображения объекта относительно сетчатки глаза.

Импульсные воздействия. И м пул ьсные ударные ускорения, действующие не более 1 с, возникают при пробитии подвесок, стрельбе из собственного орудия, снарядном обстреле, подрыве на мине и действии воздушной ударной волны взрыва. На рабочем месте механика-водителя при пробитии подвесок такие ускорения достигают 9д (за 0,15 - 0,2 с), при стрельбе из танковой пушки - 3д. При подрыве мины под днищем корпуса танка на детали крепления сиденья действует ускорение 65д, а на механика-водителя 32 - 41 д [3].

Сложность реальных систем «человек-машина» не позволяет строить для них абсолютно адекватные математические модели. Биомеханические характеристики тела человека зависят от рабочей позы, степени напряжения мышц и уровня воздействия вибрации. Биологической структуре тела человека присуще свойство регуляции - самоотстройки от резонансных частот. Вследствие этого ограничиваются построением динамических моделей тела человека в виде сосредоточенных масс, имеющих упругие и диссипативные связи, так как линейные размеры тела человека существенно меньше длин волн, проходящих через систему [4].

Желая получить математические модели колебаний тела механика-водителя ВГМ (например, танка), представленного в виде различных механических моделей, совместно с системой виброзащиты будем исходить из следующих предположений о характере их функционирования:

1) система «человек-машина» функционирует во времени, находясь в каждый момент времени в одном из возможных ее состояний;

2) система «человек-машина» находится под воздействием вертикального кинематического возмущения, действующего со стороны днища корпуса ВГМ (например, танка);

3) эффект виброзащиты в данный момент времени определяется состоянием системы «человек-машина» по отношению к действующему на нее возмущению, относящемуся к данному и предшествующим моментам времени.

Различные модели колебательных систем описываются системами дифференциальных уравнений. На объект виброзащиты (на механика-водителя танка) действуют вертикальные силы со стороны основного упругого элемента, компенсирующие силы дополнительного упругого элемента, силы сухого трения в дополнительном виброзащитном устройстве [5]. Отметим что энергия, рассеиваемая за счет сил внутреннего трения в упругих элементах, не учитывается [6]. Она составляет величину порядка 10-2 - l0-3 от амплитудного значения потенциальной энергии упругих элементов. Учитываем только трения в дополнительном виброзащитном устройстве. Изложенное позволяет перейти к построению математических моделей систем «человек-машина», которые приведены на (рис. 3, 4). Например, на (рис. 3, в), представлена трех-массовая модель тела человека совместно с массой сиденья и системой виброзащиты. Сосредоточенная масса m1 - обозначает голову человека, m2 - совокупность органов верхнего плечевого пояса, m3 - совокупность органов нижней части туловища, масса m4 -приведенная масса сиденья.

На расчетных схемах обозначено:с, ,bi -значение коэффициентов жесткости и вязкости упругого-диссипативных связей тела человека; m¡ - массы отдельных «сегментов» тела человека и сиденья; K - компенсирующая связь, - второй канал передачи возмущения, с зоной отрицательной жесткости и силой сухого трения в дополнительном виброзащитном устройстве. z¡ - обобщенная координата, определяющая движении i - й массы; п - входное кинематическое воздействие, r = H sin a)t;

Для вывода дифференциальных уравнений существуют уравнения Лагранжа II рода, которые в общем виде записываются так.

д_ dt

í dT'\

dT

дП дФ

% J d4k d4k d4k

(k = 1,2,...и), (1)

где Т, П - кинетическая и потенциальная энергии системы; Ф - функция Рэлея; qк -обобщенная координата; п - число степеней свободы, системы.

Рассмотрим сначала цепные колебательные системы, представленные на рисунке 3. Подставив выражения для кинетической и потенциальной энергий и функции рассеяния в уравнение Лагранжа и произведя дифференцирование по обобщенным координатам, скоростям и времени, получим системы диф-

ференциальных уравнений, описывающие вертикальные колебания механика-водителя танка, представленного различными биодинамическими моделями, на виброзащитном сиденье [7, 8]:

М + ЕЁ + сё + ё) = 0 (?), (2)

где М, В и С - матрицы инерционных, диссипативных и упругих коэффициентов соответственно; Е(ё, ё) - вектор нелинейных сил, - компенсирующий силы упругости дополнительного упругого элемента и силы сухого трения в его опорах; 0() - вектор-матрица возмущающих сил.

Для модели, представленной на (рис.3, в), матрицы инерционных, упругих и диссипативных коэффициентов имеют вид:

М = diag(ml, т2, т3, т4), (3)

C =

- С,

- С1 (с1 + С2 )

0

-c

-c

(c2 + С3 )

0 0

-c

3

(4)

B =

0 - Сз (сз + Жь )j

- ь о о ^

Г b

- b (ь1 + Ь2) - Ь2

о 21

о о - ь

о

- Ь21 (b2 + Ь3) - Ь3

(5)

у3 J

где Жь - вертикальная жесткость основного упругого элемента системы виброзащиты.

Дифференциальные уравнения, описывающие движение системы «человек-машина», представленной на (рис. 3, в), имеют вид:

m,

\z1 + С1 (Z - z4 ) + Ь1 (z1 - z4 ) +

(6)

+ 2с2 (z1 - z2 )+ 2Ь2 (z1 - z2 ) = ° m2 Z2 + С2 (z2 - Z1) + Ь2 (Z2 - z) = о, (7) m3z3 + c3(z3 - z4)+ Ь3(z3 - z4) = 0, (8)

m4z 4 + ЖЬ (z4 - n)+Fmsign(z4 - n)+

+ Fk (z4 - n)-c1 (z1 - z4 )-Ь1 (z1 - z4 )-

-c3(z3 -z4) + Ь3(z3 -z4)= ° (9)

С

1

Рис. 3. Модель тела человека совместно с системой виброзащиты (а - одномассовая; б - двухмассовая; в - трехмассовая)

Ориентируясь на использование ПЭВМ, эти системы уравнений следует, приводить к нормальной форме Коши,

dZ dt

= F{z, a, u, t),

(10)

с начальными условиями при Ы0; zi(t)= z0; или, в векторно-матричной форме,

т3

с ъ

t Ц

а) 5)

Рис.4 Модель тела оператора совместно с системой виброзащиты (а - по Ю.Н. Чеканову; б - по А.В. Макарычеву)

6z±_ дt

- = F (z, A, u, X, t )

(11)

с начальными условиями ё(t0 ) = ё0, где

Ё = (^!, Ё2,...,), - вектор выходных фазовых координат (перемещений, скоростей, ускорений и т.д.) ^ =(а1,а2,...,ат),- вектор параметров системы; и = (иь щ,...,и3 ), -

м = u2,...,us/ вектор функций времени, моделирующих воздействия на систему; x =(xl3X2,...,Xi), -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вектор начальных условий; F = (f1,/2,...,fn),

- вектор-функция нелинейных характеристик.

Заключение

В заключении можно отметить, что на основании анализа динамических воздействий на механика-водителя ВГМ была разработана система человек-машина и определена биомеханическая модель тела человека, вследствие чего к использованию которой методом математического моделирования, позволило решить частные задачи по определению характеристик и параметров работы виброзащитного устройства. Все эти данные позволят выполнить задачи по защите механика-водителя от внешних возмущений, а также повысить эксплуатационный ресурс ВГМ.

Библиографический список

1. Исаков, П. П. Теория и конструкция танка. - Т. 7. Эргономическое обеспечение разработки танка. / П. П. Исаков - М.: Машиностроение, 1986. - 191 с.

2. Челомей, В. Н. Вибрации в технике. - Т. 6. Защита от вибрации и ударов / В. Н. Челомей - М.: Машиностроение, 1981 - 456 с.

3. Васильев, В. В.Конструкция многоцелевых гусеничных машин. Теория и движения и динамика многоцелевых гусеничных машин / В. В. Васильев, М. П. Поклад, О. А. Серяков - Омск, 2013. -436 с.

4. Николаев, В. А. Синтез системы виброизоляции машиниста локомотива, основанной на принципе компенсации возмущений / В. А. Николаев - Омск, 1985. - 226 с.

5. Матвеев, Ю. П. Фоновое воздействие общей и локальной вибрации. / Ю. П. Матвеев, В. Н.Потапов.

- М.: Профиздат, 1987. - С. 73-76.

6. Monroe shock absorber for trucks / Tyres and Access / - 2013. - 80 p.

7. Фролов, К. В. Прикладная теория виброзащитных систем / К. В. Фролов. - М.: Машиностроение, 1980. - 276 с.

8. Фурунжев, Р. И. Управление комбинациями многоопорных машин / Р. И. Фурунжев, А. И. Останин. - М.: Машиностроение, 2004. - 206 с.

THE MATHEMATICAL DESCRIPTION OF FLUCTUATIONS OF THE "MAN-MACHINE" SYSTEM

S. V. Baglaychuk, V. A. Nehaev, V. A. Nikolaev

Abstract. The article dwells on the subject of forming mathematical description of the equation of the "man-machine" system's fluctuations. The "man-machine" system is developed and chosen on the basis of analysis of dynamic impacts (vibratory and percussive) on a mechanic-driver of a military tracked machine. There is determined a biomechanical model of a human body, using of which has allowed to solve problems on determination of characteristics and work parameters of vibroprotection device, capable to protect a mechanic-driver from external indignations and prolong a working resource of a military tracked machine.

Keywords: "man-machine" system, biomechani-cal model of a human body, crew, load, indignation.

References

1. Isakov P. P. Teorija i konstrukcija tanka. [Theory and structure of a tank]. T. 7. Jergonomicheskoe obespechenie razrabotki tanka. / Moscow, Mashinostroenie, 1986. 191 p.

2. Chelomej V. N. Vibracii v tehnike. [Vibration in technique] T. 6. Zashhita ot vibracii i udarov. Moscow, Mashinostroenie, 1981. 456 p.

3. Vasil'ev V. V., Poklad M. P., Serjakov O. A. Konstrukcija mnogocelevyh gusenichnyh mashin. Teorija i dvizhenija i dinamika mnogocelevyh gusenichnyh mashin [Structure of multi-objective tracked machines. Theory, motion and dynamics of multi-objective tracked machines]. Omsk, 2013. 436 p.

4. Nikolaev V. A. Sintez sistemy vibroizo-ljacii mashinista lokomotiva, osnovannoj na principe kompensacii vozmushhenij [System synthesis of en-gineman's vibroinsulation, based on principle of indignations' compensations]. Omsk, 1985. 226 p.

5. Matveev Y. P, Potapov V. N. Fonovoe vozdejstvie obshhej i lokal'noj vibracii. [Background influence of general and local vibration]. Moscow, Profizdat, 1987. pp. 73-76.

6. Monroe shock absorber for trucks / Tyres and Access - 2013. 80 p.

7. Frolov K. V. Prikladnaja teorija vibrozashhitnyh sistem [Applied theory of vibration systems]. Moscow, Mashinostroenie, 1980. 276 p.

8. Furunzhev R. I. Ostanin A. I. Upravlenie kombinacijami mnogoopornyh mashin [Management of multisupporting machines' combinations]. Moscow, Mashinostroenie, 2004. 206 p.

Баглайчук Сергей Владимирович (Россия, г. Омск) - аспирант Омского государственного университета путей сообщения, начальник учебной лаборатории кафедры (боевых гусеничных, колесных машин и военных автомобилей) Омского автобронетанкового инженерного института. (644046, г. Омск, пр. Маркса, 35. e-mail: [email protected])

Нехаев Виктор Алексеевич (Россия, г. Омск) -доктор технических наук, профессор, профессор кафедры теоретической механики, Омского государственного университета путей сообщения. (644046, г. Омск, пр. Маркса, 35. e-mail: [email protected])

Николаев Виктор Александрович (Россия, г. Омск) - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры теоретической механики, Омского государственного университета путей сообщения. (644046, г. Омск, пр. Маркса, 35. email: [email protected] )

Baglaychuk Sergey Vladimirovich (Russian Federation, Omsk) - postgraduate student of Omsk state transport university, head of educational laboratory of the department "Military tracked and wheeled machines". Omsk automotive and armor engineering institute (644046, Omsk, Marks Ave, 35. e-mail: memfis00@rambler. ru)

Nehaev Victor Alekseevich (Russian Federation, Omsk) - doctor of technical sciences, professor, professor of the department "Theoretical mechanics", Omsk state transport university. (644046, Omsk, Marks Ave., 35. e-mail: [email protected])

Nikolaev Victor Aleksandrovich (Russian Federation, Omsk) - doctor of technical sciences, professor, professor of the department "Theoretical mechanics", Omsk state transport university. (644046, Omsk, Marks Ave., 35. e-mail: [email protected])

УДК 004.93

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ СКРЫТОГО МОНИТОРИНГА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ: НЕПРЕРЫВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

А. В. Еременко1, Е. А. Левитская2, А. Е. Сулавко3, А. Е. Самотуга3 1 Омский государственный университет путей сообщения, Россия, Омск;

2 РФЯЦ-ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина, Россия, Снежинск;

3 Омский государственный технический университет, Россия, Омск.

Аннотация. Работа посвящена проверке гипотезы о том, что данные, полученные в процессе мониторинга работы пользователя со стандартным оборудованием компьютерной системы, позволяют проводить его скрытую дополнительную идентификацию с достаточной для потенциального потребителя надежностью. Предложен метод скрытой непрерывной идентификации субъектов по особенностям работы со стандартным оборудованием в компьютерной системе. Метод разработан для защиты информации от угрозы несанкционированного доступа.

Ключевые слова: скрытый мониторинг, клавиатурный почерк, биометрическая идентификация, особенности работы с мышью, портрет работы пользователя в компьютерной системе.

Введение

Мы живем в условиях постоянной информатизации общества, информационные технологии и сама информация играют все большую роль в жизни людей, ценность информации возрастает. Поэтому вопросы защиты информации от несанкционированных воздействий всегда остаются актуальными. Аналитические исследования показывают, что большая часть рисков информационной безопасности обусловлена деятельностью инсайдеров - внутренних нарушителей, собственных сотрудников, нашедших способы прохождения всех рубежей авторизации и получивших санкционированный доступ к

корпоративной информации за пределами своей компетенции. По данным Zecurion Analytics суммарный ущерб от деятельности внутренних нарушителей в мире за 2013 год составил более 25 млрд. долл. (данный показатель подсчитан исходя из оптимистичных оценок, пессимистичный вариант предполагает потери, превышающие указанное число в разы), и с каждым годом оценки ущерба растут [1]. В соответствии с The Global State of Information Security Survey 2014 - глобальным исследованием информационной безопасности, проведенным фирмой PwC и журналами CIO и CSO, основной причиной инцидентов, связанных с нарушением безопасно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.