Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ ПО ЗАДАВАЕМОЙ ТРАЕКТОРИИ'

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ ПО ЗАДАВАЕМОЙ ТРАЕКТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ / КОЛЕСНАЯ МАШИНА / МЕХАТРОННАЯ МОДЕЛЬ / ПИ-РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Поддубный В.И., Поддубная М.Л.

Приведено краткое описание структуры системы управления движением колесной машины, представлена мехатронная модель колесной машины с электромеханической системой управления в прикладном программном пакете CAMeL-View и в МATLAB-SIMULINK, приведены результаты математического моделирования движения по задаваемой траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Поддубный В.И., Поддубная М.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ ПО ЗАДАВАЕМОЙ ТРАЕКТОРИИ»

УДК 629.3.053

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ ПО ЗАДАВАЕМОЙ ТРАЕКТОРИИ

В.И. Поддубный, М.Л. Поддубная

Приведено краткое описание структуры системы управления движением колесной машины, представлена мехатронная модель колесной машины с электромеханической системой управления в прикладном программном пакете CAMeL-View и в МATLAB-SIMULINK, приведены результаты математического моделирования движения по задаваемой траектории.

Ключевые слова: система управления движением, колесная машина, мехатронная модель, ПИ-регулирование, математическое моделирование.

Важнейшими этапами при разработке системы управления движением колесной машиной, использующей спутниковые радионавигационные системы, являются разработка математической модели машины, получение на её основе алгоритма управления и апробация разработанного управления путём математического моделирования управляемого движения.

Следует отметить, что в большинстве случаев управление на основе спутниковой навигации осуществляется с использованием подруливающих устройств или применением устройств управления, встроенных в гидравлическую систему управления поворотом трактора [1]. Система управления должна по величине рассогласования текущих и задаваемых координат определять необходимый угол поворота управляемых колес или слома рамы (для тракторов с шарнирной рамой) и генерировать управляющее воздействие для реализации задаваемого угла. В качестве актуатора в подруливающем устройстве в большинстве своем используется электродвигатель, управляемый аналоговым или цифровым сигналом.

Математическую модель системы управления логично разбить на две - модель для определения необходимого текущего значения угла поворота и модель локального регулирования для обеспечения задаваемого угла. Для апробации и оценки качества разработанных моделей управления и регулирования была разработана модель колесной машины с использованием прикладного программного пакета Camel-View, предназначенного для создания мехатронных моделей механических систем [2] и MATLAB-SIMULINK [3].

Математические модели колесной машины в Camel-View и МATLAB-SIMULINK.

Мехатроная модель колесной машины в Camel-View, представлена на рисунке 1.

Корпус машины korpus моделируется как твердое тело с задаваемыми массово-геометрическими характеристиками. Число степеней свободы задается в сочленении podwes, допускающим перемещение корпуса относительно инерциальной системы отсчета, которая моделируется блоком zemlja. Реализована велосипедная модель колесной машины, в которой колеса одной оси объединены в одно с удвоенными вертикальной и боковой жёсткостями. В модели колеса представлены как твердые тела koleso и koleso_zad. Сочленение переднего управляемого колеса scharnir _kollesa допускает его поворот относительно вертикальной оси.

Силы, действующие на колеса со стороны опорной поверхности, определяются в инерциальной системе отсчета в блоке Sily и прикладываются как входы к колесам. Определение боковых сил осуществляется по величине углов бокового увода колес. Текущие значения углов увода определяются с использованием кинематических параметров (скоростей центров передней и задней оси, угловой скорости корпуса колёсной машины), поставляемых блоком skorosti_avto. Характеристики бокового увода пневматических колес определялись экспериментально [4].

Блок actuator предназначен для введения внутреннего момента, прикладываемого к управляемому колесу для его поворота на задаваемый системой управления угол. Величина необходимого значения момента определяется в математическом блоке m_reg_poworota, на вход которого подается текущее значение реализованного электромеханической системой управления угла поворота колеса.

Подсистема pi_regulirowanie реализует алгоритм управления с использованием ПИ -регулирования с наблюдателем в контуре управления [5] и определяет угол поворота управляемых колес или угол слома шарнирной рамы трактора Ugol_sloma_zadawaemyi для осуществления движения по заданной траектории. Входами подсистемы являются текущие значения координат центра перед-

ней оси, определяемые спутниковым навигатором с частотой 10 Гц и задаваемые координаты, поставляемые табличным блоком perestawka_tabl. Для генерации на основе рассмотренной мехатронной модели модельного файла в Simulink, в модели реализованы вход alfa_realizowannyi и выходы Ugol_sloma_zadawaemyi и y_zadawaemyi.

zemlja

ZemljaClass

podwes

;><£> fMc

PodwesClass

U go l_po w_ ко les aCI as s

P ere staw ka_ta ЫС las s clock

y_z idawaemyj

s ch an iii_ ко Ire sa

-o<> fMo-

©

koleso

С lock Class

T *'

Koleso_peredClass

koleso_zad

S ch ani r r_k olre sa Cla ss zad_koleso

-o€> "fWo-oy _

< и и

< n«

Zad_kolesoClass

Koleso_peredClass

Рисунок 1 - Топологическое отображение модели колесной машины в Camel-View

С использованием программных средств Camel-View была получен модельный файл Avto, включенный в состав Simulink - модели колесной машины, представленной на рисунке 2. Модель включает в себя дополнительно передаточную функцию, представляющую собой математическую модель приводного электродвигателя с рулевым механизмом. Электродвигатель представляет собой интегрирующее звено с коэффициентом передачи 5.445, рулевой механизм - усилительное звено с коэффициентом передачи 0.05. При последовательном соединении двигателя и рулевого механизма получаем интегрирующее звено с коэффициентом передачи 0.27227. Для определения значения управляющего напряжения, подаваемого на вход блока управления, были определены коэф-

фициенты ПИД - регулирования блока PID Controller с использованием пакета расширения Матлаб NCD.

Результаты моделирования управления поворотом рулевого колеса.

Была проведена симуляция движения колесной машины по задаваемой траектории при смене полосы движения. На рисунке 3 изображены задаваемая и действительная траектории. Отклонения от задаваемой траектории не превышают 15 процентов в относительном выражении. На рисунках 4 и 5 представлены зависимости угла поворота управляемых колес для обеспечения задаваемого движения и управляющего напряжения приводного электродвигателя электромеханической системы управления от времени.

ПОДДУБНЫЙ В.И., ПОДДУБНАЯ М.Л.

Рисунок 2 - Мехатронная модель колесной машины в МАТ1.АВ- SIMULINK на верхнем уровне

иерархии

Полученные результаты свидетельствует об эффективности использования ПИ-регулирования с наблюдателем в контуре управления и локального ПИД-регулирования углом поворота управляемых колес для управления движением колесных машин по задаваемой траектории. Разработанные математические модели будут использованы при создании системы управления движением колесных сельскохозяйственных машин с использованием спутниковой навигации.

4 5 6 Time, sec

1.4 — 1.2 — 1 — 0.8 — ' 0.6 — 0.4 — 0.2

00

4 5 6 ^те, sec

Рисунок 3 -Задаваемая и действительная траектории

Рисунок 4 -Угол поворота управляемых колес

3 2 1

~ 0 о

=> -1 -2 -3

0

3 4 5 6 Т1те ^ес

Рисунок 5 - Управляющее напряжение электродвигателя подруливающего устройства

2

3

7

8

9

10

2

7

8

9

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поддубный В.И. Повышение эффективности использования колесных мобильных машин в АПК на основе улучшения их устойчивости и управляемости [Текст]: дис. ... доктора технических наук: 05.20.01/ В.И.Поддубный. - Барнаул, 2011.-419с.

2. Поддубный, В.И. Разработка мехатронных моделей механических систем с использованием прикладного пакета CAMeL-View [Текст] / В. И. Поддубный, А. С. Павлюк, М.Л. Поддубная ; Пол-зуновский вестник. - г. Барнаул 2013. -№ 4/3. с.110-116.

3. Дьяконов В.П. Матлаб 6.5+Simulink 4/5[Текст]/ В.П. Дьконов. М.: С0Л0Н-Пресс.-2002.-768 с.

4. Поддубный, В.И. Определение характеристик увода шин для исследования устойчивости

движения автотранспортных средств [Текст] / В. И. Поддубный, А. С. Павлюк, А. В. Величко; Алт. по-литехн. ин-т. - Барнаул, 1987, 12 с. - Деп. в ЦНИИТЭИавтопроме, № 1546-ап 87.

5. Поддубный В.И. Применение прикладного пакета CAMeL-View для моделирования управляемого движения колесного трактора [Текст]/ В. И. Поддубный, Е. А.Перепелкин, А. Варкентин, М.Ган.; Информационные технологии.- Москва 2010.- №7.- с.24-30.

Подубный В.И. - д.т.н., доцент, АлтГТУ им. И.И. Ползунова, тел. (3852)29-08-56, E-mail: poddubny@list.ru

Поддубная М.Л. - к.ф.-м.н, доцент, Финансовый университет при правительстве России Барнаульский филиал, тел. (3852)36-19-63, E-mail: MLPoddubnaya@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.