Научная статья на тему 'Математическое моделирование трехмассовой ЭМС подъемной установки при параллельной коррекции координат'

Математическое моделирование трехмассовой ЭМС подъемной установки при параллельной коррекции координат Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
139
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕХМАССОВАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ КООРДИНАТ / УПРУГАЯ ДЕФОРМАЦИЯ КАНАТОВ / ДЕМПФИРОВАНИЕ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Решетняк С. Н.

Представлено математическое моделирование трехмассовой ЭМС шахтной подъемной установки при параллельной коррекции координат, позволяющее выявлять влияние отдельно взятых обратных связей на демпфирующие свойства ЭМС подъемной установки. Статья представляет интерес для специалистов в области регулирования систем электропривода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODELING OF THREE MASS EMC HOISTING PLANT IN PARALLEL COORDINATE CORRECTION

Mathematical modeling of three mass EMC minig hoisting plant in parallel coordinate correction is presented. The mathematical modeling allows to recognize the effects of separate feedbacks on damping properties of EMC hoisting plant. The article may interest electrical drive system specialists

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование трехмассовой ЭМС подъемной установки при параллельной коррекции координат»

УДК 62-523:622.673

С.Н. Решетняк

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕХМА ССОВОЙ ЭМС ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАТ

Семинар № 20

Я #одъемная установка представляет собой сложную электромеханическую

Л. Л. систему, масса которой распределена определенным образом в ее элементах, а звенья связей между элементами обладают упругими и диссипативными свойствами. Подъемную установку со шкивами трения можно представить как трехмассовую систему, где первая масса представлена электроприводом, вторая масса представлена груженым подъемным сосудом, а третья масса представлена порожним подъемным сосудом.

При изменениях нагрузки, массы имеют возможность взаимного перемещения, которое при данном приращении нагрузки определяются жесткостью упругой связи. К механическим упругим связям многомассовых систем электропривода подъемных установок следует отнести канаты. Упругая деформация канатов и сопутствующие колебания являются крайне негативными особенностями работы подъемной установки. Увеличение надежности и долговечности упругих элементов может быть достигнуто снижением динамических нагрузок путем демпфирования колебательных процессов.

Математическое описание трехмассовой ЭМС подъемной установки, с учетом изменения длинны канатов в процессе перемещения подъемных сосудов представлено системой уравнений:

где М - момент приводного двигателя; МС2 - приведенный статический момент груженного подъемного сосуда; МС3 - приведенный статический момент порожнего подъемного сосуда; М21 - приведенный упругий момент между двигателем и груженным подъемным сосудом; М13 - приведенный упругий момент между двигателем и порожним подъемным сосудом; Jl - приведенный момент инерции первой массы, включая момент инерции двигателя, редуктора, органа навивки, направляющих шкивов; J2 - приведенный момент инерции второй массы - груженого подъемного сосуда; Jз - приведенный момент инерции третей массы - порожнего подъемного сосуда; а>1 - угловая скорость вращения двигателя; т2 - приведенная к угловой

М -(М21 - М13) = и1 рш.,;

М 21 — Мс2 = ^ 2 Р Ш2,

—М13 + Мс3 = и зр шз, рМ21 = С21 (Ш1 — ш2 ) ,

(1)

скорости двигателя скорость груженного подъемного сосуда; со3 - приведенная к угловой скорости двигателя скорость порожнего подъемного сосуда; С2і - приведенный коэффициент жесткости каната между органом навивки и груженым подъемным сосудом; С¡з - приведенный коэффициент жесткости каната между органом навивки и порожним подъемным сосудом.

Решая данную систему уравнений относительно М, Мс2,Мс3 имеется возможность для математического исследования влияния различных обратных связей на процесс демпфирования колебаний канатов в подъемной установки.

Анализ проведенный в данном направлении, позволяют сделать следующие заключение: все исследования в этой области были проведены на моделях с последовательной коррекцией координат. Исследования систем с параллельной коррекцией координат не проводились. В результате чего была предложена система с параллельной коррекцией координат, функциональная схема которой представленная на рис. 1.

В соответствии с функциональной схемой представленной на рис. 1 и системы уравнений (1) была составлена структурная схема, представленная на рис. 2, в которой имеется определенный набор жестких и гибких отрицательных обратных связей. Параметры этих обратных связей входят в состав уравнений (1) для значения электромагнитного момента

где Се - коэффициент передачи звена внутренней обратной связи по ЭДС двигателя; кя - статический коэффициент якорной обмотки двигателя; ТЭ - электромагнитная постоянная времени силовой цепи; кп - статический коэффициент передачи преобразовательного устройства; ку - статический коэффициент передачи суммирующего усилителя; из - напряжение задания; кот - статический коэффициент передачи обратной связи по току; Тот - постоянная времени гибкой обратной связи по току; кос -статический коэффициент передачи обратной связи по скорости; Тос - постоянная времени гибкой обратной связи по скорости; кон - статический коэффициент передачи обратной связи по упругому моменту; Тон - постоянная времени гибкой обратной связи по упругому моменту.

Результатами математических преобразований была получена система уравнений трехмассовой ЭМС с параллельной коррекцией координат.

1

{кп ку [и з - кот (1 + рТот ) - к0с (1 + РТос )®1 - кон (1 + РТон)

Се

х((21 М13 )] Се“і},

' J1 (1 + рТя) р2 + С21 (1 + рТя) + С13 (1 + рТя) +

+ СеА А ку кос (1 + рТ0с )р + С2 кя р + С21 кя кп ку кон +

Л

у

Рис. 1. Функциональная схема трехмассовой ЭМС подъемной установки с параллельной коррекцией координат

—С21 ((1 + РТя )+ кякп ку кон + кякп ку конТон Р + кякп ку кот + кякп ку коЛт Р )®2 -

-С13 ((“I + РТя ) + кякп ку кон + кякп ку конТон Р + кякп ку кот + кякп ку коЛт Р )

рМ С2 = С21®1 + (—^2 р — С21 )®2>

рМсз = —С1301 + (3р + С13 )шз-

Далее происходит исследование системы методом нормированных передаточных функций.

К 2 К з 4 К 2 К 3 ТмТ + 23 Тс т

уП уп

К 2 К з (1 +^2 )тмт4 +

уП

К 2 К з (1 + А-1 )т1 + Г К

п V.

= 3 т1 + 2 2 т -Сь

К К

к2 к3 (1 + п) + к2 п + к3 уп

(1 +ТТ )

ТмТ2 +

м 1

К 2 К з (1 + п )

уП

Рис. 2. Структурная схема трехмассовой ЭМС подъемной установки с параллельной коррекцией координат

Гк2К3 (1 + п) + К2п + К3Л/ ч , ГК2К3 (1 + п)Л

2А ^ 2 3 (1 + Х )ТмТ2 + Х 2 3 1 '

уп

уп

ТмТ1 +

ТСТ1 —

— 8 ^3 т3 +12 ^т3

Г К^п + Х )2 + ~((2 + К 3 )тн тм + ТТ тм +тм = 3тТ + 1 2^

1

Т м (1 + Х2 ) +_Х3 (К 2 + К 3 )т м + ТС = 6 ^Т ;

2 т2;

к к к к

где ^1 = я ос п у , Я,2 = кякп ку кот, ^3 = кякп кукон - соответственно параметры жестам

ких отрицательных обратных связей по скорости, току, упругому момен-

ту;тс =

Х1 ТОС

Тт —

Х2 ТОТ

X, Т„

ти — -

Т ’ т Т ’ Н Т

' а ' а '

соответственно параметры гибких отри-

цательных обратных связей по скорости, току, упругому моменту; т —-------относи-

Т Я

тельная постоянная времени системы; тм —

(J1 + J 2 + J 3)

ТЯ АтСе

J1

относительная электро-

механическая постоянная времени системы; т., —-----------1— относительная фиктивная

ТЯС 21

постоянная времени частот собственных колебаний якоря двигателя при неподвиж-

и 1 + и 2 + и 3 ^

ном исполнительном органе; у = —1--------------------------------------------------2- - относительный момент инерции;

и 1

— коэффициент затухания; к2 = —, к3 = — - относительные моменты инерции

второй и третей массы; п = -С^ - относительный коэффициент жесткости.

С 21

Решение системы алгебраических уравнений позволяют выявление отдельно взятых обратных связей на демпфирующие свойства электромеханической системы подъемной установки.

---------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ключев В.И. Ограничение динамических нагрузок электропривода. - М.: Изд-во Энергия, 1971 - 320 с.: ил.

2. Ляхомский А.В., Фащиленко В.Н. Управление электромеханическими системами горных машин. - М.: Издательство МГГУ, 2004 - 296с.

3. Фащиленко В.Н. Структурный анализ и синтез рационального управления электромеханическими системами горных машин (Докторская диссертация) М.: 2004 - 512 с.

4. Мартынов М.В., Переслегин Н.Г. Автоматизированный электропривод в горной промышленности. Изд. 2, перераб. и доп. - М.: Недра, 1977. - 375 с. ЕШ

— Коротко об авторе --------------------------------------------------------------

Решетняк С.Н. - старший преподаватель кафедры «Электрификация и энергоэффективность горных предприятий» Московского государственного горного университета.

Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 20 симпозиума «Неделя горняка-2008». Рецензент д-р техн. наук, проф. А.В. Ляхомский.

-------------------------------------------------- РУКОПИСИ,

ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

3. Сергеенков Н.А. Съемка подземных существующих коммуникаций. Подготовительные работы и

методика (677/02-09 — 15.12.08) 5 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сергеенков Н.А. Общие положения о подземных коммуникациях (678/02-09 — 15.12.08) 3 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.