Научная статья на тему 'Математическое моделирование экологически чистого энергосберегающего движителя типа машущее крыло'

Математическое моделирование экологически чистого энергосберегающего движителя типа машущее крыло Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
267
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШУЩЕЕ КРЫЛО / ДВИЖИТЕЛЬ / АДАПТИВНОСТЬ / УРАВНЕНИЯ НАВЬЕ-СТОКСА / WAVES WING / MOVES / ADAPTABILITY / EQUATION NEVJE-STOKS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Рыжов Владимир Александрович, Тарасов Сергей Владимирович

Работа посвящена численному моделированию обтекания пропульсивной системы с упругим машущим крыльевым элементом, применяемой для малых необитаемых подводных аппаратов. Анализируется влияние жесткости и других проектных параметров на тягу и пропульсивную эффективность движителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODELIN OF ECOLOGICAL ENERGY-CONSERVING FLAPPING WING PROPULSOR

In this paper computational modeling of flapping-wing propulsors for autonomous underwater vehicles is considered. Effect of flexibility and other design parameters on average thrust and efficiency of the propulsor is analyzed.

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование экологически чистого энергосберегающего движителя типа машущее крыло»

Rublev Viktor Pavlovich

Institute of Radio electronics, Information Science and Electrical Engineering, Vladivostok

E-mail: [email protected]

Fl. 85, 41, Neibuta St., Vladivostok, 690109, Russia, Ph.: +7(4232)290-591 УДК 532.5.032

В. А. Рыжов, С. В. Тарасов

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ДВИЖИТЕЛЯ ТИПА МАШУЩЕЕ КРЫЛО

Работа посвящена численному моделированию обтекания пропульсивнои системы с упругий машущим крыльевым элементом, применяемой для малых необитаемых подводных аппаратов. Анализируется влияние жесткости и других проектных параметров на тягу> и пропульсивную эффективность движителя.

Машущее крыло; движитель; адаптивность; уравнения Навье-Стокса.

V.A. Ryzhov, S.V. Tarasov

MATHEMATICAL MODELIN OF ECOLOGICAL ENERGY-CONSERVING FLAPPING WING PROPULSOR

In this paper computational modeling of flapping-wing propulsors for autonomous underwater vehicles is considered. Effect of flexibility and other design parameters on average thrust and efficiency of the propulsor is analyzed.

Waves wing; moves; adaptability; equation Nevje-Stoks.

Практические вопросы экологии, создания энергетически более экономичных и более эффективных подводных технических средств, интерес, проявляемый к автономным необитаемым микрообъектам, к системам преобразования энергии моря, ставят адаптивные движители бионического типа - упругие машущие крыльевые устройства - в один ряд с другими пропульсивными системами, которые могут быть использованы в этих целях.

, ,

, , -ный путь эволюционного развития. Тезис о том, что живой организм в результате эволюции наилучшим образом приспосабливается к своей среде обитания, подтвержден многочисленными биологическими исследованиями.

, -ки биологических объектов для практической реализации важны следующие фак-

:

• специфическая кинематика движения крыла (плавника),

• способность управления вихревыми структурами, сходящими с крыла (и тела) для обеспечения высоких пропульсивно-несущих показателей,

• способность использования энергии (вихревых структур) потока для повышения эффективности движения (например, перемещение в волновых, стратифицированных, возмущенных потоках; вблизи границ раздела сред; групповые

),

• изменяемая геометр ия и упругость крыла, подстраивающиеся под конкретный режим движения,

• существенные ам плитуды колебаний и/или деформации крыла,

• возможность “многорежимного” характера движения (например, чередо-

вание машущего полета/плавания с фазами планирования).

Существующие на сегодняшний день достижения в области создания малых подводных необитаемых аппаратов с машущим движителем [9] говорят о перспективах их использования на практике. При помощи современных конструкционных , , энергии становится возможным получение уникальных гидроаэродинамических, акустических и экологических качеств, присущих гидробионтам.

Современные исследования показывают, что для достижения оптимальных эксплуатационных характеристик технического объекта с машущим крылом на различных режимах его функционирования необходим строгий контроль структуры (параметров) потока, отслеживание и управление взаимосвязанными физическими характеристиками: сопротивлением/тягой, подъемной силой, отры-

вом/присоединением потока, другими тонкими гидроаэродинамическими факторами. При этом становится очевидным, что эффективный контроль и управление возможны только для адаптивного крыла. Данный процесс может осуществляться с помощью пассивных и активных стратегий, к которым относятся изменение в процессе эксплуатации геометрических, упругих характеристик крыла, законов его .

,

все шансы на внедрение на технических объектах. Упругость крыла позволяет затянуть точку отрыва и расширить диапазон эффективных углов атаки, при которых гидродинамические характеристики будут сохранять высокие значения. Крылья с регулируемой упругостью целесообразно применять на многорежимных тех.

При использовании крыльев с регулируемой упругостью в качестве движителей резонансного типа облегчается задача настройки движителя на резонанс.

Настоящая работа имеет своей целью исследование влияния упругости и других проектных параметров на пропульсивные характеристики машущего движителя с использованием разработанного в СПбГМТУ программного кода SmartFlow [2,3,8], предназначенного для расчета нестационарных течений вязкой несжимае-.

1. Постановка задачи

Рассматривается нестационарное двумерное обтекание упругого профиля, со-

- -

.

При записи выражений все величины обезразмериваются по длине хорды профиля c, скорости потока на бесконечности u и плотности жидкости р.

Характеристическими параметрами задачи являются число Рейнольдса Яе, число Струхаля St и обезразмеренная жесткость профиля X, определяемые следующим образом

Re = U „ c/V, St = 2\ f|U Х = 2 к/ (и 2 c3),

где v - кинематическая вязкость жидкости, - амплитуда вертикальных колеба-

ний профиля, / - частота колебаний, К = Ы - жесткость упругого профиля, Е -модуль Юнга материала профиля, I - момент инерции поперечного сечения.

2. Метод решения

Предлагаемый метод, реализованный в виде программного кода SmartFlow [2], основывается на решении уравнений Навье - Стокса, замкнутых при помощи модели турбулентности Спаларта - Аллмараса. Для пространственной дискретизации определяющих уравнений применяется метод конечных объемов на гибридных неструктурированных сетках. Возможность решения задач с подвижными границами обеспечивается за счет применения Лагранжево - Эйлерова подхода (ЛЬЕ).

2.1.

В качестве математической модели течения выбраны нестационарные уравнения Навье - Стокса с искусственной сжимаемостью.

Моделирование турбулентности может осуществляться как при помощи метода моделирования крупных вихрей (LES) с моделью внутрисеточных напряже,

Навье - Стокса (ЯА№), замкнутых моделью турбулентности Спаларта - Аллмараса [10].

Уравнение неразрывности записывается с учетом параметра искусственной

,

при наложении условия несжимаемости. Обезразмеренные определяющие уравнения имеют вид

дР , «2,

- + в V-u = 0,

dt

— +V(u - u) = -Vp + V dt

1 ІТ7-

— + V, Vu

Re t

где и = (и, V) - вектор скорости потока, /? - параметр искусственной сжимаемости, у( - турбулентная вязкость жидкости.

2.2. Метод деформации подвижной расчетной сетки путем отображения

на граф Делоне

Для решения задач в областях с подвижной границей в работе применяется метод подвижных сеток. В предлагаемом методе расчетная сетка строится таким , .

, , , причем топология сетки остается неизменной. Тем самым наложение граничных условий осуществляется с высокой точностью.

Для определения положения всех точек сетки по известным координатам точек, лежащих на подвижной границе расчетной области, применяется метод отображения на граф Делоне расчетной области [6]. При этом для совокупности точек, лежащих на границе расчетной области, строится граф Делоне. Координаты точек деформированной сетки вычисляются по координатам граничных точек, являющихся вершинами графа Делоне.

2.3. ALE- формулировка метода конечных объемов

Пространственная дискретизация определяющих уравнений осуществляется методом конечных объемов. Используются совмещенный тип сетки, т.е. контрольный объем соответствует ячейке сетки. Предлагаемый метод позволяет работать с гибридными неструктурированными сетками, содержащими ячейки различной формы: треугольные, четырехугольные и др.

Уравнения метода конечных объемов на подвижной сетке формируются при помощи Лагранжево-Эйлерова (ALE) подхода [5]. При этом законы сохранения записываются в системе отсчета, связанной с движущейся сеткой.

Интегральная форма уравнений, записанная для контрольной ячейки S , граница которой перемещается с заданной скоростью, имеет вид

J*^d^^S + 01 J"(и — ug )• п = 0,

S L

где ug = (ug, vg) - вектор скорости движения границы ячейки.

2.4. Метод двойных шагов по времени

Для расчета нестационарного течения методом искусственной сжимаемости применяется техника двойных шагов по времени (dual time stepping) [7].

При использовании метода искусственной сжимаемости, в уравнение неразрывности включается слагаемое, содержащее производную давления по искусст-. -вляется при помощи неявной схемы второго порядка точности. При этом на каждом шаге физического времени осуществляется итерационный процесс интегрирования по искусственному времени при помощи неявной схемы первого порядка. ,

шаге физического времени.

2.5. Расчет упругой деформации профиля

Деформированное состояние упругой пластины под воздействием гидродинамических сил определяется на основе геометрически нелинейной модели теории .

бесконечно длинной полосы [1] при отсутствии ограничений на величину углов , .

Принимая условие малости деформаций растяжения и сдвига по сравнению с углами поворота пластины и пренебрегая растяжением срединного слоя пластины в направлении хорды, изгибающий момент, действующий в поперечном сечении пластины, можно выразить как M (х) = — K дв/дх, где в - угол поворота срединного слоя пластины, K = Eb 3/l1 - жесткость упругой пластины.

2.6. Пропульсивные характеристики машущего крыла

Проекции сил вязкости Xv,Yv и давления Xp,Yp, действующих в каждой

точке поверхности обтекаемого тела, на оси координат имеют вид чл дит дит

Xv = Р;~ППУ , Yv = —pV~nnx, XP = — РПх, YP = — РПУ ,

где пх, пу - координаты внешней нормали к поверхности тела, ит - тангенциальная составляющая скорости.

, , -мическому напору свободного потока, вычисляются путем интегрирования сил вязкости и давления по поверхности обтекаемого тела:

ри'^о^ У Р] " ' ри2с

Пропульсивиые характеристики машущего крыла определяются мгновенными и средними за период Т коэффициентами тяги, мощности, затраченной на поддержание колебаний, и пропульсивной эффективностью движителя. Эти коэффициенты вычисляются следующим образом:

• мгновенный СТ и средний за период (СТ} коэффициенты тяги:

СТ = Сй, {Ст) = Т Л) СТ^’

мгновенный Ср и средний за период (Ср^ коэффициенты затраченной на поддержание колебания мощности:

Ср =-—^, (с ) = - (с л,

Р ТТ дг \ р! Т * Р

• пропульсивная эф фективность движителя:

П = (СГ)/(СР).

3. Анализ расчетных результатов

Численное исследование влияния упругости на пропульсивиые характеристики обтекания колеблющегося крыла было осуществлено для конфигурации, показанной на рис. 1, при значениях проектных параметров, соответствующих принятым в экспериментальной работе [4].

Расчеты производились при помощи программного кода SmartFlow [2,3,8]. Построение применявшейся для расчетов гибридной неструктурированной сетки было осуществлено так же, как и в работе [8]. Вблизи обтекаемого тела генерировалась сетка из четырехугольников вытяну,

области заполнялась неструктурированной .

Рассматривается нестационарное об, -токе неограниченной жидкости. Конфигурация состоит из жесткого элемента, имеющего форму профиля NACA 0030 с хордой с/3 , а также упругой плоской пластины с хордой 2/3 с , толщиной b , прикрепленной к задней кромке жесткого .

Вертикальные колебания определяются законом h(t) = h0 cos(ct), где h0 -амплитуда, с = 2nf - круговая частота, f - частота вертикальных колебаний.

Значение числа Рейнольдса - Re = 9 103, амплитуда вертикальных колебаний - h0/ с = 0,195, обезразмеренный модуль Юнга материала пластины -

E/(ри2)= 2,05 • 1010 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Были проведены серии расчетов для значений относительной толщины пластины в диапазоне b/с = {0,84 10-3 ,...,4,23 • 10-3}, что соответствует значениям

Рис. 1. Схема колебаний конфигурации жесткого профиля с упругой пластиной

обезразмеренной жесткости А = {1.0,...,125,0} и чисел Струхаля Зї в диапазоне {0,1,...,0,8|.

Результаты численных расчетов сравниваются с экспериментальными данными работы [4] на рис. 2 - 4.

Зависимости коэффициента средней тяги (Ст) от числа Струхаля Зї для различных значений относительной толщины пластины Ь/ с приводится на рис. 2. Причем на графиках отображена величина (Ст)/Зї2, что повышает наглядность, так как тяга {С^ сама по себе быстро растет с увеличением числа Струхаля. Из , , -лее высоких чисел Струхаля при увеличении жесткости пластины. Таким образом, при малых частотах тяга оказывается выше для менее жесткой пластины. Кроме ,

раньше для меньших значений жесткости.

Рис. 2. Зависимость коэффициента средней тяги (СТ) / 82 от числа Струхаля 81 при Яе = 9 • 103, к0/с = 0,195

На рис. 3 построена зависимость коэффициента средней тяги (Ст) / 82 от относительной толщины пластины Ь / с , которая демонстрирует наличие экстремума по тяге.

Рис. 3. Зависимость коэффициента средней тяги (СТ^ / 812 от относительной толщины пластины Ь/с при, Яе = 9 • 103, Н0/с = 0,195

На рис. 4 показана зависимость пропульсивной эффективности п от числа Струхаля для различных значений X. Данная зависимость свидетельствует о том, что пропульсивная эффективность оказывается значительно выше для случая меньшей жесткости. Имеется экстремум по пропульсивной эффективности, который также смещается в область более высоких частот при повышении жесткости.

, , -ет преимущество по эффективности.

0.25 0.2

0.15

Р"

0.1 0.05

°0 0.2 0.4 0.6 0.8 1

Рис. 4. Зависимость пропульсивной эффективности ц от числа Струхаля Л при

Яе = 9 • 103, Н01е = 0,195

Заключение

В настоящей работе осуществлено численное исследование влияния упругости на тягу и пропульсивную эффективность упругого профиля, совершающего вертикальные колебания в набегающем потоке.

, -ния упругих профилей, колеблющихся в потоке вязкой несжимаемой жидкости, реализован в виде программного кода 8шаГГ1ош [2,3,8]. В развитие данного метода в настоящей работе реализована модель упругой деформации профиля и применена техника деформации расчетной сетки при помощи отображения на граф .

,

, -

чении жесткости пластины. Также выявлен экстремум для зависимости средней тяги от жесткости профиля.

Для зависимости пропульсивной эффективности от числа Струхаля имеется , -.

при оптимальной жесткости профиля.

, -рактеристики по сравнению с жестким машущим крылом - движителем. Изменяемая упругость позволяет настроить движитель на режим, оптимальный для текущего числа Рейнольдса.

Полученные зависимости показали удовлетворительное согласование с известными экспериментальными данными [4], что свидетельствует о возможности применения разработанного метода и программного кода в качестве инструмента

численного моделирования адаптивного машущего движителя на начальных стадиях проектирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Новожилов В.В. Основы нелинейной теории упругости. - М.: ГИТТЛ, 1948.

2. Рыжов В.А., Тарасов С.В. Метод численного расчета течений вязкой жидкости с

использованием осредненных по Рейнодльдсу уравнений Навье-Стокса // Тезисы докладов научно-технической конференции ”XLII Крыловские чтения”. -СПб., 2006. - С. 17-19.

3. Рыжов В.А., Тарасов С.В. Численное моделирование обтекания движителя типа

машущее крыло // Наука и технологии: Труды XXVII Российской школы, посвященной 150-летию КЗ. Циолковского, 100-летию С.П. Королева и 60-летию Государственного ракетного центра "КБ им. академика В Л. Макеева". - М.: , 2007.

4. Heathcote S., Gursul I. Flexible Flapping Airfoil Propulsion at Low Reynolds Num-

bers // AIAA Journal. 2007. Vol. 45. - P.1066-1079.

5. Hirt C. W., Amsden A.A., Cook J. L. An arbitrary lagrangian-eulerian computing me-

thod for all flow speeds // Journal of Computational Physics. 1974. Vol. 14. - P. 227-253.

6. Liu X., Qin N., Xia H. Fast dynamic grid deformation based on Delaunay graph map-

ping // Journal of Computational Physics. 2006. Vol.221. - P. 405-423.

7. Peyret R. Unsteady evolution of a horizontal jet in a stratified fluid // Journal of Fluid

Mechanics. 1978. Vol. 27. - P. 49-63.

8. Ryzhov V.A, Tarasov S.V. Computational study of flapping airfoil hydrodynamics //

International Conference "SubSeaTech’2007". Saint Petersburg, 2007.

9. Rozhdestvensky K. V., Ryzhov V.A. Aerohydrodynamics of flapping-wing propulsors //

Progress in Aerospace Sciences. 2003. Vol. 39. - P. 585-633.

10. Spalart P.R., Allmaras S.R. A One Equation Turbulence Model for Aerodynamic Flows. AIAA Paper 92-439. 1992.

Рыжов Владимир Александрович

-

E-mail: [email protected]

190068, Россия, Санкт-Петербург, наб.канала Грибоедова, д.74, кВ. 24 Тел.: 8(812) 952-77-19

Тарасов Сергей Владимирович E-mail: sergey [email protected]

Ryzhov Vladimir Aleksandrovich

Saint Petersburg State Marine Technical University E-mail: [email protected]

74, Naberezhnaya Kanala Griboedova, apt. 24, St. Petersburg, 190068, Russia Ph.: 8(812) 952-77-19

Tarasov Sergey Vladimirovich

E-mail: sergey [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.