Научная статья на тему 'Математическое моделирование двухфазной среды элементов топливоподающей системы ГБО автотракторной техники'

Математическое моделирование двухфазной среды элементов топливоподающей системы ГБО автотракторной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСТАЦИОНАРНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕПЛОМАССООБМЕН / СЖИЖЕННЫЙ МЕТАН / КРИОГЕННЫЙ БАК / ТЕПЛОЕМКОСТЬ / ПИКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ / ТЕМПЕРАТУРА / ЗАХОЛАЖИВАНИЕ / NON-STATIONARY PROCESS / HEAT AND MASS TRANSFER / LIQUEFIED METHANE / CRYOGENIC TANK / HEAT CAPACITY / PEAK PRESSURE / TEMPERATURE / COOLING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хакимов Р. Т.

В работе представлена математическая модель процесса захолаживания топливного бака с криогенной жидкостью (сжиженного метана) при заправке, которая представляет собой как трехмерную, так и двухмерную задачу, представленную в декартовой системе координат с учетом нестационарного тепломассообмена истечения двухфазного потока. Для решения данной краевой задачи необходимо учитывать теплофизические свойства метана и его показателей при турбулентном течении, особенности конструкции криогенного бака и специальных изоляционных материалов. Особое внимание в статье отводится исследованию критических показателей давления и температуры сжиженного метана, а также определение теплоемкости в режиме свободного нагреваохлаждения топливоподающей системы газового двигателя и криогенного бака в заполненном состоянии в специальной теплоизоляции. Определение критических параметров давления и температуры рассматривается при условии истечения метана в специальной трубке круглого сечения с целью подачи газа в двухфазном виде к двигателю для дальнейшего преобразования тепловой энергии в механическую. В процессе исследования в работе представлены результаты численного моделирования нестационарного процесса тепломассообмена сжиженного метана в криогенном баке автотракторной техники. Используя пакет прикладных программ FlowVision, можно численно рассчитать переход массовой доли метана из жидкого состояния в газовый. Основная цель данной математической модели определение скорости фазового перехода и подбора теплоизоляционного слоя, а также разработка комплекса научно-технических мероприятий, направленных на продление срока хранения сжиженного метана в криогенном баке в бездренажном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents a mathematical model of the process of the fuel tank cooling with cryogenic liquid (liquefied methane) during refueling, which is both a three-dimensional and two-dimensional problem represented in the Cartesian coordinate system, taking into account the non-stationary heat and mass transfer of the two-phase flow. To solve this problem it is necessary to take into account the thermal properties of methane and its parameters in turbulent flow, especially the design of the cryogenic tank and special insulation materials. Particular attention is paid to the study of the critical pressure and temperature of liquefied methane, as well as the heat capacity determination in the mode of free heating-cooling of the fuel supply system of the gas engine and cryogenic tank in the filled state in a special thermal insulation. The determination of critical parameters of pressure and temperature is considered under the condition of the methane expiration in a special circular tube in order to supply gas in a two-phase form to the engine for further conversion of thermal energy into mechanical energy. The paper presents the results of numerical simulation of the unsteady process of heat and mass transfer of liquefied methane in the cryogenic tank of automotive engineering. Using the FlowVision application software package, it is possible to calculate numerically the mass fraction transition of methane from a liquid state to a gas state. The main purpose of this mathematical model is to determine the speed of the phase transition and the selection of the thermal insulation layer, as well as the development of a set of scientific and technical measures aimed at extending the shelf life of liquefied methane in a cryogenic tank in a non-drainage mode.

Текст научной работы на тему «Математическое моделирование двухфазной среды элементов топливоподающей системы ГБО автотракторной техники»

6. Boulouchos K., Eberle M. Aufgabenstellungen der Motortermodinamik heute Beispiele und Losungsansatze//MTZ. 1991. - Nr. 11. S. 571-583.

7. EHkkert EH.R., Drejk R.M. Teoriya teplomassoobmena. - M.-L.: Gosehnergoizdat, 1961. -681 s.

8. Lyford-Pike E.I., Heywood J.B. Thermal Boundary Layer Thickness in the Cylinder of a Spark-Ignition Engine // Int. J. Heat-Mass Transfer. 1984. Vol. 27. Pp. 1873-1879.

УДК 62-973.1.1

Канд. техн. наук Р.Т. ХАКИМОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected])

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВУХФАЗНОЙ СРЕДЫ ЭЛЕМЕНТОВ ТОПЛИВОПОДАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ГБО АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

Математическое моделирование процесса захолаживания топливного бака с криогенной жидкостью (сжиженного метана) при заправке представляет собой как трехмерную, так и двухмерную задачу, представленную в декартовой системе координат с учетом нестационарного тепломассообмена истечения двухфазного потока. Для решения данной краевой задачи необходимо учитывать теплофизические свойства метана и его показателей при турбулентном течении, особенности конструкции криогенного бака и специальных изоляционных материалов. Для реализации поставленной задачи изучались работы авторов по данному направлению [1, 2, 3, 5, 6].

Цель исследования - разработать математическую модель описания процесса нестационарного тепломассообмена в автотракторном криогенном топливном баке в режиме бездренажного хранения, при этом теоретически обосновать метод измерения теплоемкости изоляционных материалов в криогенном баке.

Материалы, методы и объекты исследования. В основе данного моделирования лежат уравнения, отражающие межфазный обмен в исследуемой однородной газовой смеси используя законы сохранения энергии, импульса и массы. В данном случае основные уравнения в декартовой системе координат (х, у, г) отдельно взятой цилиндрической части бака радиуса (/') и длины (/) представлены в следующем виде:

с'Тг * £ 1Г (оЫгТ ~ * В]+г ("ЛАД - * В

,

где Vg,r Уё,1, У^, ¥ё,х, Уё,у - компоненты вектора осредненной (по Рейнольдсу) скорости; С - объемная теплоемкость; X - вспомогательная величина, принимающая значения X = X 8 в твердой стенке (в = 0) и X = (vt/Prt)•рog•Cpg в газе (в = 1); р - плотность метана; Т - температура газа; т - время; г - радиус резервуара; I - длина резервуара.

Данное уравнение можно представить для метана как уравнение энергии с коэффициентом в = 1; соответственно для твердой стенки исследуемой части емкости представим как уравнение теплопроводности с коэффициентом в = 0. При условии, что

скорость Уд в зоне контакта со стенкой принимает нулевое значение, так как искусственно

—»

вводим граничные условия 1^=0 для расчетного контрольного объема на внешней части

поверхности емкости.

Данный подход хорошо знаком специалистам по работам [5], удобство данного подхода заключается в связке одновременно нескольких показателей, таких как температурное поле и тепловой поток на граничных зонах контакта «газ - твердая стенка» исследуемого объема емкости или трубки с сжиженным метаном. Далее математические модели тепломассообменных процессов в криогенном баке (КБ) LNG [7, 8] в основном опираются на уравнения термодинамических явлений необратимых процессов в метановой смеси вида:

где р - плотность смеси газов; г - энтальпия смеси газов; X - коэффициет теплопроводности рассматриваемой системы; D - коэффициент взаимодиффузии газовой смеси; ¡1 - энтальпия метана; ¡2 - энтальпия этана; ¡¡- энтальпия ьго компонента смеси газа; тг - относительная концентрация ьго компонента по массе (массовая); кт, кр -термодиффузионное и бародиффузионное отношение; р, Т - давление и температура смеси, ^ - время.

Данная математическая модель адаптирована для численного моделирования криогенного метана, которая предусматривает наличие двух фаз газа и стенки бака: жидкой (кж=1), газообразной (кг=2) и твердой (кт=3), с подвижной так называемой гетерогенной смесью сжиженного метана и метана в виде газа, с разделенной фазовой границей между жидким метаном и газообразным метаном (ЖМ-ГМ) [5, 8]. Тепломассообменный процесс во внутренней части резервуара с границей раздела «ЖМ-ГМ» математически описывался отдельно для каждой из вышепредставленных фаз. Наиболее удобным математическим инструментом в данном случае является применение двух- или трехмерной декартовой системы координат с дробными контрольными объемами в пространстве:

ТГ

РъУк&ьУк^ъУ, т (4)

'■■ V ' ■ -V

Рассмотрим основные показатели из указанных функций (4) тепломассообменного процесса в пространстве по осям декартовой системы координат (ОХ, OY, OZ) с учетом векторного дифференциального оператора изменяющихся показателей плотности и векторной скорости фазового перехода. Уравнение будет иметь следующий вид:

^ + V ■ (рД - Л1лффутк ) = £ + \тУ (8)

/..-.-. = /.- . - ..:■-. ^ принимаем к = I.2,

где рк - приведенная плотность рассматриваемой фазы; ик - приведенная среднемассовая скорость рассматриваемой фазы; Хк.эфф - коэффициент эффективной

теплопроводности рассматриваемой фазы;1^- вектор скорости газа; Тк - температура

рассматриваемом среды; Ср,к - теплоемкость при постоянном давлении рассматриваемом фазы; Qr,k - тепловой поток; Ик - длина выходного патрубка; т - время захолаживания.

Температура граничной стенки бака рассчитывалась по уравнению теплопроводности:

РзСс

ЭТа дт

V.) = (?..,- а., - о-

(9)

Возможно рассмотреть условие фазового перехода из кипящего состояния в жидкое с учетом определения критической температуры метана Ткр.шт°С.

Из уравнений (8) и (9) видно, что основные члены введены для точности моделирования тепломассобмена излучением в граничных условиях между стенкой внутреннего бака №2 и жидкой фазы метана (для упрощения будем называть - жидкость).

При условии, что в ограниченном объеме внутреннего бака с учетом незначительно изменяющегося давления и малой скорости движения первой и второй фазы в уравнении (8) в правой части можно опустить первый дробный член, определяющий работу действующих сил давления. В данном случае, будем полагать, что сжатый газ будет подчиняться известным законам идеального газа. Далее будем называть газообразную среду метана для упрощения - газ.

Интегрируя уравнение сохранения массы (5), приведем к следующему выражению:

Рр-Рр

(10)

Дт Р

где Р^ = ■ рЛ^ А5,— массовый поток через грань расчетного контрольного объема (РКО) и малые отрезки межфазовой границы раздела; - единичный вектор, отнесенный к

грани РКО или межфазовому разделу расчетных объемов ( / = I, Ь, Ь, с}), г - правой

части; I - левой части; I - верхней части; Ь - нижней части; с - центральной части.

Для дальнейших расчетов зададим обобщённую скалярную переменную Ф, которая будет определяющей при определении фазовых переходов в условно выбранном объеме в заданной системе. Интегрируя заданное уравнение сохранения массы для неизменной по направлению скалярной переменной величине Ф и удалив, вычитая из полученной формулы выражение (10), умножив на значение этой функции в рассматриваемой узловой точке Фр, получим следующее уравнение [8]:

а°(ФР - Ф£) +]г - РГФР - РгФР +А - РгФР +]„ - РЬФР +]с - РСФР =

, (11)

проекция конвективно-

диффузионного (полного) потока величины Ф на внешнюю нормаль условной площадки с индексом ](]={г,1^,Ь,С}}); 8ф=8+ф - 8~фФ - источниковый член в линейной форме (линеаризованный) обобщенного переноса; А^ - доля фазового перехода метана.

Далее по формуле расчета скорости в рассматриваемой грани контрольного объема методом интегрирования уравнения импульса, используемую в данном случае как вспомогательный прямоугольный объем с длиной Ахг и высотой ёБт. Подобие данного уравнения соответствует выражению (10):

агУхг = С? ■ (рЕ - рр)85г, (12)

Для определения коэффициентов а,- и 6у с учетом показателя погрешности (Тгна границе фазового перехода, в уравнение (12) аппроксимируем их значения, связывающие аналогичные коэффициенты рассматриваемых уравнений для скорости в определенных КО

точек Р и Е\ выражения имеют следующий вид:

.

В уравнении (12) значение ё8г уничтожается, поэтому ее выбор произвольный.

Подобным образом получаем уравнение для микроотрезка соответствующей фазовой границы, связывающее нормальную к поверхности отрезка составляющую скорости и давления, следовательно:

(13)

аРс^п,с —

С£с = асаРс(п*С£ +п

аРс —

У рУ

с

Рассматривая граничные условия РКО, можем установить, что известна только нормальная величина скорости, при этом уравнение (13) будет использовано только для определения расчетного давления в фазовой границе данного РКО.

Расчет полей давления, определяемых в основных узловых точках данной расчетной сетки, выполняется при помощи расчетного алгоритма с использованием программного обеспечения FlowVision по технологии [6].

В итоге полученная система алгебраических уравнений в результате дискретизации решается при использовании метода продольно-поперечной прогонки тепломассообмена в прямоугольнике КО.

Математическое описание, представленное выше позволяет смоделировать фазовый переход жидкого метана в газообразное. Для этого необходимо знать массу всего метана, содержащегося в КБ. Для определения полной массы метана в КБ запишем следующее уравнение [7]:

где Ммг - масса метана в газообразной фазе; Ммж - масса метана в жидкой фазе.

Особенность математического описания заключается в адаптации наиболее подходящей модели, определяющей теплоемкость в граничных условиях исследуемого изделия (двухрезервуарного криогенного топливного бака), которая в относительном приближении и дальнейшем преобразовании комплекса уравнений позволяет использовать метод постановки безразмерных чисел.

Тепловой поток <2 (т), который поступает к поверхности КБ со стороны

искусственного теплового источника, имитирующий солнечный тепловой поток (будем называть нагреватель), связан с разностью среднеобъемных температур термоизоляционной

оболочки первого и второго бака и искусственного нагревателя

Тн

нагр.

(15)

где к.1 - эффективная теплопроводность двойного термоизоляционного слоя стенки

бака.

Анализ вычислений показал, что каждая средняя температура по объему термоизоляционного слоя связана температурой, соответственно, внутреннего и внешнего резервуаров топливного КБ следующим выражением:

Скорость изменения средней температуры по объему термоизоляционного слоя каждого резервуара равна:

Ы „ ^„¿ТккСг)

= 0,468-

(17)

При изучении анализа температурных полей с использованием соотношения (18) можно представить выражение для определения показателей теплоемкости оболочки КБ в следующем виде [7]:

Подача сжиженного метана через специальные трубки к промежуточному предохранительному клапану, далее к исполнительным механизмам (газовым форсункам) -процесс достаточно сложный, на практике пока не реализован ввиду своих сложных теплофизических явлений, который может при неправильной эксплуатации привести к необратимому процессу системы и вызвать серьезную аварию.

Одномерное уравнение количества движения и неразрывности для двухфазного течения сжиженного метана в канале с круглым поперечным сечением можно представить в следующем виде:

+ 4+ др1фсоз8 + -^{ртаи2г+ рж( 1 - а)^} = 0; (19)

и

где Б - диаметр трубки; а - коэффициент теплоотдачи.

Плотность двухфазной смеси определяется выражением:

Второе уравнение представляет собой формулировку закона сохранения массы смеси жидкой и газообразной фазы. Скорости двух фаз газа и жидкости связаны с полным массовым расходом соотношениями:

С учетом выражений (20) и (21) потери полного давления можно записать в дифференциальной форме:

_ Ар _ 4тДр+£р2фСддб

(22)

Применительно к потерям давления в двухфазном потоке местное газообразное содержание вычисляют из уравнения энергии, основанного на предложении и термодинамическом равновесии, определяя изменения количества движения G2Av по потере полного давления:

^О-^нас+Ч-^к

X

(23)

Данное предположение зависит от геометрии течения и параметров топливоподающей системы; кинетическая энергия обычно пренебрежимо мала, но может быть использована для расчета. Кроме определения газообразного содержания в трубке, также необходимо использовать независимое соотношение для местной объемной доли газа а и удельного объема смеси »одн.

Результаты исследования. Результаты численного моделирования нестационарного процесса тепломасообмена сжиженного метана в криогенном баке автотракторной техники представили подробную картину изменения скорости фазового перехода в объемных долях от времени хранения топлива в бездренажном режиме. Процесс фазового перехода, если выражать через температуру в заданном объеме бака протекает достаточно быстро, при прямом внешнем теплопритоке изменение температуры равно Т = 1-1,5 °С за 5-8 секунд. По результатам численного моделирования выявили существенное влияние показателей теплоемкости изоляционного материала на снижение скорости фазового перехода, что позволило увеличить срок хранения сжиженного метана в бездренажном режиме от 5 -7 до 25-27 суток с изменением температуры на Т = 1-1,5 °С в течении т ~ 7-8 часов.

Выводы. Рассматривая тепловой процесс, происходящий вокруг трубки, и находящегося в ней сжиженного метана в момент остановки двигателя и прекращения течения метана, согласно источнику [8], можно предположить, что трубки из-за роста температуры окружающей среды могут не выдержать динамического воздействия изнутри

из-за роста давления, так как метан, нагреваясь при переходе из жидкой фазы в газообразную, увеличивается в объеме в 400 раз. Для снижения аварийной ситуации необходимо теоретически смоделировать, просчитать и разработать новое техническое решение топливоподающей системы, с максимально возможной вероятностью обезопасить дальнейшую эксплуатацию газобаллонного оборудования, установленного на автотракторной технике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам исследования можно отметить, что использование теплоизолирующих материалов на основе аэрогеля, криогеля и вспененного каучука скорость фазового перехода в объемных долях (моли) снижается в 5-7 раз, что дает возможность хранить сжиженный метан в летний период до 25-27 суток, в зимний - 35-40 суток, снижая при этом существенный риск аварийной ситуации. Нарастание давления протекает медленнее в сравнении с аналоговыми криогенными баками с вакуумно-экранной теплоизоляцией, соответственно ргаз = 0,02-0,05 МПа в течение т ~ 22-24 часов. Так же можно отметить, что использование специальных теплоизолированных материалов благоприятно сказывается на истечении сжиженного метана с двухфазным потоком в криогенных трубках для подачи его в испаритель газового редуктора топливоподающей системы автотракторного двигателя.

Литература

1. Кудинов И.В., Кудинов В.А., Еремин А.В. Математическое моделирование гидродинамики и теплообмена в движущихся жидкостях: монография / под. ред. Э.М. Карташова. - СПб: Лань, 2015. - 208 с.

2. Михеев В.П. Газовое топливо и его сжигание. - Л.: Недра, 1966. - 327 с.

3. Нигматулин Р.И. Основы механики гетерогенных сред. - М.: Наука, 1978.

4. Патанкар С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости / пер. с англ. - М.: Энергоатомиздат, 1984.

5. Солнцев Ю.П., Ермаков Б.С., Слепцов О.И. Материалы для низких и криогенных температур: Энциклопедический справочник / под ред. Ю. П. Солнцева. - СПб: Химиздат, 2008. - 767 с.

6. Хакимов P.^ Влияние характеристик выгорания на показатели рабочего цикла газового двигателя при использовании электронной системы управления // Грузовик. - 2008. - № 4.

- С.27-29.

7. Khakimov R., Shirokov S., Zykin A., Vetrova E. Strategic assessment aspect of vehicles' technical condition influence upon the ecosystem in regions / R. Khakimov, S. Shirokov, A. Zykin, E. Vetrova. // Transportation Research Procedia 12th International Conference «Organization and Traffic Safety Management in Large Cities», SPb0TSIC-2016. 2017. P. 295300.

8. Yankov G.G. Mathematical Model and 3D Numerical Simulation of Heat and Mass Transfer in Metal-hydride Reactors // Proceedings of Taiwan-Russia Joint Symposium on Hydrogen & Fuel Cell Technology Application. Taiwan Institute of Economic Research, 2008. P. 362-375.

Literatura

1. Kudinov I.V., Kudinov V.A., Eremin A.V. Matematicheskoe modelirovanie gidrodinamiki i teploobmena v dvizhushchihsya zhidkostyah: monografiya / pod. red. EH.M. Kartashova. - SPb: Lan', 2015. - 208 s.

2. Miheev V.P. Gazovoe toplivo i ego szhiganie. - L.: Nedra, 1966. - 327 s.

3. Nigmatulin R.I. Osnovy mekhaniki geterogennyh sred. - M.: Nauka, 1978.

4. Patankar S. CHislennye metody resheniya zadach teploobmena i dinamiki zhidkosti / per. s angl.

- M.: EHnergoatomizdat, 1984.

5. Solncev YU.P., Ermakov B.S., Slepcov O.I. Materialy dlya nizkih i kriogennyh temperatur: EHnciklopedicheskij spravochnik / pod red. YU. P. Solnceva. - SPb: Himizdat, 2008. - 767 s.

6. Hakimov P.T. Vliyanie harakteristik vygoraniya na pokazateli rabochego cikla gazovogo dvigatelya pri ispol'zovanii ehlektronnoj sistemy upravleniya //Gruzovik. - 2008. - №4. - S.27-29.

7. Khakimov R., Shirokov S., Zykin A., Vetrova E.. Strategic assessment aspect of vehicles' technical condition influence upon the ecosystem in regions / R. Khakimov, S. Shirokov, A.

Zykin, E. Vetrova. // Transportation Research Procedia 12th International Conference «Organization and Traffic Safety Management in Large Cities», SPbOTSIC-2016. 2017. P. 295300.

8. Yankov G.G. Mathematical Model and 3D Numerical Simulation of Heat and Mass Transfer in Metal-hydride Reactors // Proceedings of Taiwan-Russia Joint Symposium on Hydrogen & Fuel Cell Technology Application. Taiwan Institute of Economic Research, 2008. P. 362-375.

УДК 629.015

Доктор техн. наук В.Е. КОЛПАКОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук И.В. БЕЛИНСКАЯ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected])

УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ И МОБИЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОТРАКТОРНОГО ГЕНЕРАТОРА ВОДОРОДА

Одной из важнейших экологических проблем современности является загрязнение атмосферного воздуха: так, 91,3% загрязнений приходится на автомобильный транспорт; 3,7% - на железнодорожный транспорт; 2,7% и 0,9% - на морской и речной транспорт соответственно. Эксплуатация транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, в закрытых помещениях, в рабочей зоне (в том числе кратковременная) создает серьезную угрозу жизни и здоровью.

Цель исследования - выявление направлений повышения экологической безопасности сельскохозяйственной техники путем использования газомоторных топлив для автотракторных двигателей, а также использования водорода, полученного способом разложения гидрореагирующими металлами.

Материалы, методы и объекты исследования. Работа над улучшением экологических показателей автотракторных двигателей получила значительный импульс в 1988 году в результате утверждения регламента, ограничивающего использование крупнотоннажных автомобилей с высоким содержанием окиси углерода (СО), остаточных углеводородов (НС), летучих органических веществ (NMHC), оксидов азота (NOx) и содержание твердых частиц (PM). При этом ограничения были следующими (табл. 1, 2, 3, 4,

5):

На территории России в настоящее время действует экологический стандарт «Евро-4». Ввоз автомобилей, не соответствующих данному стандарту, на территорию страны запрещен.

Основной российский производитель автомобилей «АвтоВАЗ» в декабре 2011 года начал производство автомобилей «Lada», полностью соответствующих стандартам «Евро-4». «Лады», производящиеся для экспорта, были переоборудованы под «Евро-4» еще в 2005 году.

Стремление повысить экономичность дизельных двигателей привело к увеличению температуры цикла и, как следствие - к снижению уровня концентраций окиси углерода (СО), что неожиданно привело к повышению концентрации оксидов азота (N0^. Как

известно, NOx - сильный канцероген, приводящий к онкологическим заболеваниям [1]. Таким образом, сложилась противоречивая ситуация: два-три десятилетия назад приобретение автомобилей с дизельными двигателями приветствовалось в европейских странах, тогда как сегодня владельцы автомобилей с дизелем в некоторых странах Евросоюза подвержены санкциям в виде дополнительных налогов и ограничений во въезде в центральные районы городов. В результате такой политики доля легковых автомобилей с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.