Математическое моделирование движения планирующего тела сложной конфигурации
Д.В. Беляков, Е.В. Береснева
Московский Авиационный Институт (Национальный Исследовательский Университет), г. Москва
Аннотация: В рассматриваемой работе разработана математическая модель движения тела, состоящего из пластинки и стержня, которое можно ассоциировать с парапланом или дельтапланом. Тело совершает плоскопараллельное планирование в квазистатической среде. Получены уравнения движения тела, которые возможно решить только численно. Решены уравнения равновесия и получены основные стационарные режимы движения тела, основным результатом является режим наиболее пологого планирования тела. В системе компьютерной математики MATLAB написан комплекс программ, который ищет численное решение и выводит траектории. Моделируется движение рассматриваемых режимов и оценивается устойчивость основных режимов с помощью численных расчетов. Ключевые слова: тело, режим планирования, устойчивость, геометрические размеры.
Данная статья посвящена моделированию движения простейшего планирующего тела, имеющего конфигурацию дельтаплана (см. рис.1). Планирующий полет является простейшим режимом в аэродинамике и в природе известно много примеров такого полета. Парящий полет используют крупные птицы, такие, как орел, аист. Пикирующий полет используют хищные птицы, такие, как сокол. Машущий и трепещущий полет тоже очень интересны, но в данной работе рассматриваться не будут. В авиастроении существует проблема имитационного моделирования и обеспечения устойчивости движения летательных аппаратов в воздушном пространстве. Поэтому рассматриваемая нами задача актуальна. Аналогичные задачи рассматривались в [1,2].
и
Постановка задачи.
Рассмотрим тело, состоящее из стержня и аэродинамического профиля, который отклонен на угол 8 относительно нормали (Рис. 1). При формировании аэродинамических сил мы используем гипотезу о квазистатическом обтекания пластинки средой. Аэродинамические силы прилагаются в центре давления, который является неподвижным [3,4]. Аэродинамические силы имеют следующий вид:
\=s{P + 5)V¡ =0.5pcrcx{P + 5)V24,\?A \=p{P + 5)V24=0.5pcrcy{P + 5)V24
р- угол атаки между вектором (VB0) и воздушными скоростями VB, сх, с. -безразмерные аэродинамические функции, р - плотность среды, а -значение площади каждой пластинки. Зависимости сх, с определены из
продувок в аэродинамической трубе [5]. В качестве координат, введем угол в отклонения стержня АВ от оси x.
Уравнения вращения рассматриваемой математической модели будут иметь вид:
mV = -р((3+8 )VBrco cos в-s((3+ó )VB (rasm6+V)+mg eos y m Vy = s((3 +S)VBrco eos в-p(P+8 )VB (ra sin в+V) - mg sin y
Já=rV¿{p{P+5)smP-s{P+5)cosP) ^
9 + f = o) x = Vcosy y = Vsiny
Величины VB,p связаны с v,6,a> следующим образом:
VB sinp = Vcose, VB cosP = ra + Vsine (2)
Таким образом получена математическая модель (1) - (2), описывающая движение рассматриваемого тела.
и
Рис. 1. Рассматриваемое тело Решение уравнений равновесия
Рассмотрим режимы поступательного движения тела, т.е. со = 0, V = const.
Т
Тогда: tgP = ctgO, откуда р + в = —.
Учитывая, что: щ = у + в, имеем: у=у+р~
Проводя простейшие преобразования, получим уравнение равновесия:
ctg(¥+P) = k(P + S) (3)
cv P + S)
k P + S) = ■
функция аэродинамического качества, широко известная
с, Р + б)
в аэродинамике. Таким образом, при известном установочном угле тела щ, мы можем решить уравнение равновесия (3) и найти угол атаки р, откуда мы можем определить угол тангажа у: у = -аг^(к(Р+б)) (4)
Скорость планирования V: V =
mg cosy i s(P + S)
(5)
и
Любому положению тела, можно поставить в соответствие определенный стационарный режим [6]. Приведем наиболее характерные режимы:
• Режим вертикального пикирования: у = 0, V =,
тя
х0
• Режим парашюта: у2= 0, V =,
тя
, Р^Схт
• Режим наиболее пологого планирования:
\у3\= ашяс'у ),К =,
2 V Сх0Сх2
тЯ Сх 0 Сх 2
Р°Сх0 4Сх0Сх 2 +
Для тела, имеющего прямоугольные пластинки с удлинением А = 8, режим наиболее пологого планирования имеет следуюшие параметры: \ у \« 87,1353°, ^з « -0,11530, а3 « 5,00600
Численное интегрирование уравнений движения С помощью математического пакета MATLAB написан комплекс программ, реализующий численное интегрирование уравнений движения рассматриваемого тела. При численном интегрировании используется процедура ode45, реализующая методы Рунге-Кутта четвертого и пятого порядка с автоматическим выбором шага. На каждом шаге итерационного
- п V сов в
процесса из соотношений (2) ищется угол атаки гяР =- численного
ТО + V Бтв
решения, аэродинамические функции р, s интерполируются кубическим сплайном. В качестве результатов численного моделирования выводятся фазовые зависимости угловой скорости, скорости планирования и траектории центра масс. Приведем примеры численного моделирования. Аналогичные модели рассматривались в [7], [8].
£ о
1.1 1.2
1.3
teta
1.4 1.5 1.6
-100 -50 0 50 100
Рис. 3. Режим вертикального пикирования Численное моделирование, исходя из рисунка 3, показывает, что режим вертикального пикирования неустойчив и траектория уходит со стационарного режима.
-0.2 0 0.2 0.4 0.6 0.8 1 1.2
teta
Ог
10
1
-60 -40 -20 0 20 40 60
X
Рис. 4. Режим парашюта Численное моделирование, исходя из рисунка 4, показывает, что режим парашюта для данного профиля также неустойчив и траектория уходит со стационарного режима.
М Инженерный вестник Дона, №3 (2024) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2024/9060
_|_1_
_1_I.
J_1_
> 20
-100 -50
50 100
X
Рис. 5. Режим пологого планирования Численное моделирование, исходя из рисунка 5, показывает, что тело движется в режиме пологого планирования, теряет скорость и сваливается в режим вертикального спуска. Интересные результаты были получены в [9], [10].
Заключение
1. Создана математическая модель планирующего тела.
2. Указаны наиболее характерные режимы планирования, в том числе, режим наиболее пологого планирования.
3. Создан комплекс программ и проведено имитационное моделирование планирования тела на рассматриваемых режимах.
М Инженерный вестник Дона, №3 (2024) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2024/9060
Литература
1. Беляков Д. В. Разработка и особенности математической модели ветротурбины Дарье. // Международный журнал открытых информационных технологий. 2015. №3. URL: injoit.org/index.php/j1/article/view/226
2. Беляков Д. В. Исследование движения осесимметричного тела в квазистатической среде. // Современные информационные технологии и ИТ образование. 2016 г. №2. URL: sitito .cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/82
3. Боголюбов Н. Н. Митропольский Ю. А Асимптотические методы в теории нелинейных колебаний Москва: Гостехиздат, 1955. 408 С.
4. Урывская Т. Ю. Устойчивость линейных систем с положительно определенной матрицей // Инженерный вестник Дона, 2017. №4.URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4464
5. Табачников В.Г. Стационарные характеристики крыльев на малых скоростях во всем диапазоне углов атаки // Труды ЦАГИ. Москва: Наука, 1974. С. 154.
6. Пшихопов В.Х., Кульченко А.Е., Чуфистов В.М. Моделирование полета одновинтового вертолета под управлением позиционно-траекторного регулятора// Инженерный вестник Дона, 2013. №2.
URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1650
7. Локшин Б.Я., Привалов В.А., Самсонов В.А. Модельная задача о флаттере // Введение в задачу о движении точки и тела в сопротивляющейся среде. Москва: Издательство Московского университета., 1992. С. 38.
М Инженерный вестник Дона, №3 (2024) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2024/9060
8. Журавлев В.Ф. Климов Д.М. Прикладные методы в теории колебаний Москва: Наука, 1988. 531 С.
9. Vittecoq P. A., Laneville A. V. The Aerodynamic Forses for a Darrieus Rotor with Straight Blades: Wind Tunnel Measurement. // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. 1983. №15. pp. 406412.
10. Parashivoiu I Aerodynamics Loads and and performance of the Darrieus Rotor // Journal of Energy. 1982. №6. pp. 315-321.
References
1. Belyakov D. V. Mezhdunarodnyj zhurnal otkrytyh informacionnyh tekhnologij. 2015. №3. URL:injoit.org/index.php/j1/article/view/226
2. Belyakov D. V. Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT obrazovanie. 2016. №2. URL:sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/82Belyakov D. V. Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT obrazovanie. 2016 g. №2
3. Bogolyubov N. N. Mitropol'skij YU. A. Asimptoticheskie metody v teorii
nelinejnyh kolebanij [Asymptotic methods in the theory of nonlinear oscillations] Moskva: Gostekhizdat, 1955. 408 P.
4. Ury'vskaya T. Yu. Inzhenernyj vestnik Dona. №4. URL: http:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4464
5. Tabachnikov V.G. Stacionarny'e xarakteristiki kryTev na malyx skorostyax vo vsem diapazone uglov ataki [Stationary characteristics of wings at low speeds over the entire range of angles of attack]. Trudy' CzAGI. Moskva: Nauka, 1974. P. 154.
6. Pshixopov V.X., Kul'chenko A.E., Chufistov V.M. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1650
7. Lokshin B.Ya. , Privalov V.A., Samsonov V.A. ModeFnaya zadacha o flattere [model problem about flutter]. Vvedenie v zadachu o dvizhenii tochki i tela v coprotivlyayushhejsya srede. Moskva: IzdateFstvo Moskovskogo universiteta, 1992. P. 38.
8. ZHuravlev V.F. Klimov D.M. Prikladnye metody v teorii kolebanij [Applied methods in the theory of oscillations] Moskva: Nauka, 1988. P. 531.
9. Vittecoq P. A., Laneville A. V. Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. 1983. №15. pp. 406-412.
10. Parashivoiu I. Journal of Energy. 1982. №6. pp. 315-321.
Дата поступления: 13.01.2024 Дата публикации: 4.03.2024