АВТОМАТИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА
УДК 624.04.001.891/573
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ ВАНТОВЫХ МОСТОВ ПРИ ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ. Ч. 1
© 2005 г. Г.В. Воронцов, С.В. Бурка
Общая постановка задачи
Математическая модель наблюдаемого и управляемого вантового моста, оборудованного электромагнитными инерционными гасителями колебаний, включает в себя:
1. Математическую конечно-элементную модель собственно сооружения, представляющую собой систему линейных или нелинейных дифференциальных обыкновенных уравнений, описывающих напряженно -деформированное состояние (НДС) конструкции, подверженной действию сейсмических, ветровых и техногенных нагрузок.
2. Математическую модель средств измерения, оповещения и прогнозирования НДС сооружения, а также действующих и ожидаемых нагрузок.
3. Алгоритм коррекции параметров математической модели сооружения по сигналам средств измерения.
4. Модель регулятора импульсного или (и) непрерывного управления (гашения колебаний сооружения), а также адаптивной настройки параметров антивибраторов, оптимально размещенных по высоте конструкции и имеющих оптимальный спектр частот свободных колебаний.
Предлагаемая статья относится к п. 1 и 2 приведенного перечня моделей при плоской деформации конструкции.
В дальнейшем принимаем следующие допущения.
1. В первом приближении достаточно ограничиться математической моделью линейно деформируемого моста (в плоскости симметрии УХ , см. рис. 1).
Y пр
и ^ ^ Е1Б (у) ш
б)
Рис. 1. Схема вантового моста с исполнительными механизмами: а - геометрические характеристики; б - жесткости элементов при изгибе и растяжении - сжатии, сосредоточенные и распределенные внешние воздействия
2. Элементы моста оборудованы системами наблюдения и управления напряженно - деформированным состоянием и гашения нежелательных колебаний моста.
3. Деформации элементов моста можно описать векторами обобщенных перемещений сравнительно малой размерности.
4. В математическую модель можно ввести ряд параметров, оптимизация которых обеспечит приемлемую корректность уравнений, описывающих статические и динамические деформации моста.
5. Напряжения в вантах остаются растягивающими при любом сочетании нагрузок. Инерционностью вантов и растяжек пренебрегаем.
6. Силы внутреннего трения в элементах конструкции моста можно учитывать зависимостями
а] = Е]е] +п;е], ]:= Б,В,Р,П
между нормальными напряжениями и относительными линейными деформациями в балке, вантах, растяжках и пилонах.
Основные обозначения и определения
qу(2,1), q2(2^) и |х(2,1) - интенсивности
распределенных по длине балки жесткости моста неподвижных возмущающих сил и моментов;
т(2), Iх(2) - интенсивности распределенных масс и их моментов инерции;
qу(2,1), т(2,1) - интенсивности распределенных нагрузок и масс, непрерывно перемещающихся по балке с постоянной скоростью V ;
Ру(2е,г), Р2(2е,г), Мх(2е,г) - сосредоточенные силы и моменты, действующие на балку; М(2е ), 1х(2е ) - соответствующие массы и моменты инерции;
ру( 2$ ,1) и ММ (2$ ,1) - сосредоточенные силы и
массы, перемещающиеся по балке со скоростью V ;
и у (2,^), и ъ(2,{) - перемещения сечений балки
в вертикальном У и горизонтальном Z направлениях;
и Л (^), иПр ^) - вертикальные перемещения левой и правой «точек» подвеса вантов и растяжек, вызываемые управляющими воздействиями исполнительных механизмов, установленных на вершинах пилонов (см. рис. 1);
и ИМ ( 2 А
и (25,1) - перемещения, генерируемые исполнительными механизмами (ИМ), устанавливаемыми на вантах с координатами 25 узлов крепления к балке;
Ь, Л(2), Е1 х(2),X 0Л(2),ЕА(2) - длина,
площадь поперечного сечения и жесткость балки по отношению к изгибу, сдвигу и сжатию; X - коэффициент, зависящий от формы и состава поперечного сечения;
ЕВ Л В (2) - жесткости вантов, «размазанных»
по длине балки; Е В Л В (2]-) - то же для дискретно
размещенных пилонов, на которых установлены исполнительные механизмы системы управления, гене-
В
рирующие перемещения и (2 ^ ) ;
Е ПIП (у), т П (у) - изгибные жесткости и интенсивности масс, распределенных по длине пилонов.
/п /В /Р
/ , / , / - высота пилона, длины вантов и растяжек;
Б В Р
а ,а ,а - коэффициенты температурного удлинения материалов балки, вантов и растяжек;
Б В Р Р
а (2,у,г),а (2),ал(г),аш(0 - напряжения
в поперечных сечениях балки, вантов и растяжек;
иП (^), и Пр (^) - горизонтальные перемещения вершин пилонов, соответствующие их изгибным же-и П и П
сткостям ил , ипР .
? (^) - вектор сигналов средств наблюдения за деформациями моста, отвечающие матрице состава измерений С и вектору обобщенных перемещений ) ;
dz
dt
2 У
(z,t):= üy (z,t)+u'y (z,t)v2 + 2uy (z,t)v (1)
- полное ускорение сечения 2 балки (сумма относительного, переносного и кориолисового ускорений);
Б В Р П (2), П (2), П (2) - коэффициенты сил вязкого линейного внутреннего трения.
1. Работа внешних и внутренних сил в элементах моста на возможных перемещениях
Составляем выражения для работ внешних Жр ,
инерционных Жин и внутренних Жа сил, совершаемых на произвольных возможных перемещениях (отклонениях от деформированного состояния элементов моста).
Возможная работа внешних возмущающих
внутренних сил балки Возможная работа внешних возмущающих сил и моментов
L
AWp = jAuz( z)
qz (z, t) + XFz (ze, t)S( z - ze)
dz-
hjAu y( z)
qy(z,t) + q y(z, 0 + E Fy( ze, t)s(z - ze ) -
-X FFy( zs ,t)8( z - zs)
dz + J Au y(z) [ji x(z,t) +
-EMX(ze ,t)8(z - ze )
dz + J Au y (z) N( z)uy (z,t)dz. 0 (2)
Возможная работа сил инерции масс, не перемещающихся по балке Ь
ГБ
А^Ин = -JAm z( z)
0
xüz (z,t)dz - Jamy (z)
m( z) + ^M( z^ ,t)S( z - z e)
e
m(z) + ^M( ze ,t )S( z - ze )
x
0 L
xüü y (z,t )dz + jAuy (z)
0
1 x( z) + EJx( ze,t )S(z - ze )
x
x
x ü y (z,t )dz.
(3)
-|Диу (I) 0, о
где принимаем:
Дф, У ):=Ди '2 ^)-уДи у (I);
а(
(5)
+Auy(z)пБ(z)/Б(z) üy(z,t)--АиУ (z)EБIБ(z) uy(z,t)}dz.
Возможная работа сил инерции масс, перемещающихся по балке Ь
AW^ =-Jaü y (z)
0
m (z,t )+XiM(zs,t;8( z - z s)
üy (z,t )v2 + ü y (z,t)+2ü'y (z,t )v
1 "у^''/ 1 у (8)
Возможная работа внутренних сил в вантах, пилонах, растяжках и температурном компенсаторе
Относительные деформации в вантах определяем выражением
В формулах (2), (3) 8( I - 1е ) есть дельта-функции.
Штрихами обозначены производные по I, точками -по t.
Возможная работа внутренних сил балки Ь
ДЖБ :=-|/Де(г,у)а(г,у,t)АБ (1) -0 АБ (г)
+
еВ (z,t)={-(ü y (z,t )sin у j (z)+ü z (z,t) cos у j (z))
+(ü П (t)sin Y j (z) + u" (t)cos Y j (z)) -
-а в At](t)/] (z)+
+ü ™ (zs ,t )sin y j (z)8(z - zs )}// В (z); j := л,пр.
(9)
Здесь /В (г) - длина ванта. Соответственно полагаем
(4) е В
(,у^):= Е (и'2 (z,t)-уи'у (z,t)--а Б (I )[t0 (z,t)+ytl0 (z,t)]}+ +ПБ (I)[и'2(I,t)-уи#у (I,t)] ; (6)
0 (z,t ):= Е БIБ (I )и ^ ^ ).
Принимаем, что t0 (z,t), t0 (z,t) есть медленно
изменяющиеся функции времени. С учетом равенств (4) - (6) и
| уйА Б = 0, | у 2йА Б = I (I) АБ (I) АБ (I)
формируем интеграл
ДЖБ =- ДДи; (I )Е Б А Б (I )х
0
х[< (I ,t )-а Б (I) t0 (I, t)+п Б (I )и'2 (z,t)]+ +Диу (I )Е БIБ (I )[иу (z,t )-а Б (I )t0 (I, t)]+
j (z,t) = {-Am y (z)sin y j (z ) -Aw Z(z )cos у j) +
+AU П COS у j (z)}. (10)
Нормальные напряжения в вантах находим по формуле
а В (z,t ) =
E+п
V
В1 dt
е В (z, t).
'j
(11)
j
Возможная работа внутренних сил, возникающих в вантах, составляет
AW® =-
^ L ^
J+ J
0 L-Ln
Ае B(z,t)aB (z,i) AB (z)d.(12)
Отметим, что в формулах (9), (10) принято, что ванты крепятся в «точках» оси центров тяжести балки. В противном случае
Uz ( z,t ):= и( I ,t) - у( I )и'у( z,t),
где у (I) - ординаты точек крепления.
Подставляя в формулу (12) выражения (9) - (11), получаем
Awa
В
L
J+ J
0 L-Lnp
{-Aüy(z)sin Y(z) -
-Aüz (z)cosY(z)+^Au" cosY j (z)}x
j
EB +ПВ — l{-üy(z,t)sin y(z) -üz(z,t)cosY(z)
+
+üj ()sinY j (z)+и"" (OcosY j (z) - aBA ] ())В (z)+
+£üИМ (zs, t)sinY(z)S(z - zs )}AB (z)/]1 (z)dz. s (13)
Возможная работа внешних воздействий, инерционных и внутренних сил в пилонах
Определяя возможные деформации и исходные напряжения в пилонах выражениями (штрихами обозначены производные по у )
еП у=-иП (ОУ(у)п; ЛеП (у)=-ЛиПГ(у)п;
J
оП (yt)=-Enul (t)f (y)п,
получаем
W=XJ{ Aujf^jynPw^j)
J 0
-Au^/-(y)nEnIn(y)^(y)nu^(t)}dy, (14)
П2ПП
J E П y 2 dA =: E ПIП (y).
A П (y)
Напомним, что здесь ЕПIП (у) - изгибная жесткость пилона, иП (у,А) - перемещения, qП и даП -
интенсивности распределенных сил и масс (см. рис. 1). Напряжениями центрального сжатия пилонов пренебрегаем.
Возможная работа внутренних сил в растяжках и температурном компенсаторе
Отбрасывая в выражении (13) члены, содержащие множители Лиу(2), Ли2(2) и Иу^,?), и2(г,/), а также знаки интегралов, получаем формулу для определения возможной работы внутренних сил в растяжках
2. Математическая модель вантового моста при динамическом нагружении
Уравнение переменных состояния моста записываем в виде
ми (А )+ки (А)+Н(р )и (А) = 1? (А) + Н ИМ(^ (А), (16)
где М,К,Н - матрицы масс, диссипации и жесткости конструкции; р - вектор параметров, подлежащих оптимизации; ) и ((А) - векторы внешних воздействий и управлений.
Все матрицы и векторы соответствуют обобщенным перемещениям
U(t) = colon
I
I
U Б (t )| U zE (t )| и П (t)
(17)
которые совместно с аппроксимирующими вектор-функциями /у( 2 ), /2( 2 ) и / П (у ) определяют перемещения балки
Я",
uy(z,t):= f*(z)UyB(t); U^, fy<
uz(z,t):= fz*(z)UzE(t); Ul, fzeЯг
(18)
и пилонов
U Я(y,t):= f П(y)u J(t), f n(ln) = 1, (19)
причем
и n (t) = colon
U л (t )| U Яр (t)
(20)
AWOp =XAuin cos у p
EР+ПРf dt
Вектор сил ) считаем определяемым по результатам показаний средств измерения и имеющим структуру
х{-а Р Л Р (Г)+и П (Г )б1п у ] (2)+и П (А )ес>8 у j (2)+ +£иИМ (25 А)япу(2)8(2 - 25 )}ЛВ (2)/В1 (2). (15)
Если в конструкции предусмотрены установки нескольких растяжек (слева и справа от пилонов), производим формирование соответствующих выражений типа (15).
Возможную работу внутренних сил в пружинах температурного компенсатора вычисляем по формуле
ТК Г с
ЛЖ1^ =: Ли2(Ь)Итк и2(2)-атк^КТК
где итК и /тк - приведенные жесткость и длина
компенсатора; а - коэффициент температурного ТК
расширения.
F(t) = colon
fye (t) fze (t) f л (t)
Соответственно с выражением (17) формируем матрицы уравнения (16):
S :=
оБ оБ оБ
S yy S yz S yu
пБ пБ пБ
S zy S zz S zu
пБ пБ пБ
S uy S uz S uu
S := M ,K, H.
3. Составление матриц инерции, диссипации и жесткости моста, а также векторов сил и управлений
1. Подставляем в выражения (2) и (7) члены, содержащие только функцию
Ли у( 2) =: Ли у /у( 2)
и ее производные, полагаем
AU * Fy (t)=AU.
J /y( z) [
q y( z,t) + q y( z,t) +
dz +
^ x( V) + XM x( ze ,t Ж z - ze ) jz -
+X Fy (ze, t )8( z - ze )+X Fy (zs, t )8( z - zs )
e 5
+J fy (z) 0
-1 /у (z)E БIБ (z)а Б (z)t10 (z)dz 0
2. Отбирая в выражениях (2), (7), (8) и (13) члены, содержащие множители Диу(I),иy(z,t) и их производные по I, с учетом соотношений (18), (19) выводим
гь
AUy HyyUy(t)=AU
y
0
J- fy(z)E^Б (z)fy (z) -
~fy (z)E IБ (zf(z) dz-J/y(z) [m (z,t) +
0
+£M( zs, t)8( z - zs )v2f;( z)
dz +
+
J fy( z) N(z)fy(z)* dz +
L, L
J + J
0 L-L
'ПР
fy(z)X
AUy HyZU z(t)=AUy
LL L, L
J+ J
0 L-LT
sin2y( z)X
xfy (z)f*(z)EВAB (z)lz)dz} Uz (t);
(22)
AU* HyuUT (t)=-AU
y yu
'L, L <
J+ J
0 L-LT
sin2y(z) X
xfy(z)e*EВAB(z)lB1(z)dz} un(t),
(23)
см. выражения (13), (18), (20). Здесь обозначено
е * = [1 1].
3. Для составления блоков Куу, Ку2, Ку^ первой строки матрицы диссипации, таких, что парциальная работа сил внутреннего трения составляет
ДЖу =Ди* {Кууду(0+К^и^)+к у^иП (t)},
достаточно в формулах (21)-(23) произвести замены Б Б
Е :=п и отбросить в выражении (21) все, кроме первого и последнего слагаемого. Кроме того, в выражение для К уу добавим выражение
й (z,t)+XMM ( zs ,t )8( z - zs )
/y( y
Ь
-2у 1 /у( I)
0
хотя оно и не относится к возможной работе сил трения, см. формулы (1) и (8).
4. Отберем в уравнениях (3) и (8) члены, содержащие множители Диу(I),иу(I,t), и производные от них по I. Составим равенство
AU* MyyUy(t)=AU
y
J-fy(z)
0
L ./y(z)
m(z)+£M(ze ,t)8(z - ze )
e
lx(z) + XJx(ze,t)8(z - ze )
fy(z)dz +
/y(z)* ^ -
-J-?y(z)
0
х/у*(^т2у^)ЕВАВ(z)/В1(z)dz} ^). (21)
Выражение, заключенное в фигурные скобки, составляет блок Нуу матрицы жесткости конструкции моста.
По аналогии с (21) составляем:
т(z,t) + jM(zs ,t)8(z - ze ) [ s
X fy(z)di} Uy(t).
Выражение, заключенное в фигурные скобки, есть блок Муу инерционной матрицы моста. Поскольку ванты
считаются безынерционными, Му2 := 0, Муи := 0 . 5. Отбирая члены уравнений, содержащие Ди2,
выводим:
L
Ff (t) = J fz( z)
0
qz (z>t) + XFz (ze, t)8( z - ze )
dz +
L
+J fz( z)E Б АБ ( z)a Б ( z)t o( z,t)dz; 0
L 1
Hzz =J £ (z)EБ АБ (z)fz (z)* dz+-
+
0 L-L
'ПР
xfz(z)fz*(z)EВАВ(z)lB1cos2Y(z) dz;
^ L ^
H = H • H =__-
zy yz' zu ,
J+ J
0 L-LT
Xfz (z)e*EB AB (z)lB1 cos2 y(z)dz. (24)
Матрицы к22, К7у, кт получаем, произведя в Вектор иВ (/) соответствует перемещениям
В В
выражениях (24) замену Е :=п .
Далее, используя формулу (3), выводим
Ь Г "
м22 =| /2(2) т( 2) + ЕМ (2е ,А)8(2 - 2е ) 0 I е _
Х/г( 2 )
где массы, перемещающиеся по балке, не учитываем: М 2у:= 0, М 2и := 0.
Блоки третьих строк матриц Н,К,М и вектора
Р составляют:
ЛЖаБ =-/{Ли; (2 )Е Б ЛБ (2 )х 0
х[и ; (2* )-а Б (2 ) 0 (2) + П Б (2 )и; (2,1)] + +Ли у (2 )Е БIБ (2 )[и у (2 )-а Б (2 )/? (2 )] + +Ли у (2 )пБ (2 )1Б (2 ) и у (2 / )--Ли у (2 )Е БIБ (2) и у (2,А )}^2;
и ИМ( 2^ ,/ ), генерируемым ИМ, установленными в узлах крепления отдельных вантов к балке жесткости.
Н ИМ
Матрица жесткостей Н имеет вид
НП нВ 0" н2П н2В 0 0 0 0
H
ИМ ._
Отбирая в выражении (13) члены, содержащие множители иП (/), j := Л, ПР , выводим ^ * гт ^ п ^ *
Ли у н Пи п (а )=Ли
(W L л
- J+ J
^ 0 L-Lnp /
xsin у
y
fy( z)sln Y ( z ) x r^l Гтл
J
(26)
H uy H yu ; H uz H*u ; H uu E
iL, L 4
J+ J
0 L-Ln
Выражение, заключенное в фигурные скобки, есть блок НП матрицы
x
(z,t)={-(uy (z,t)sin y j (z)+uz (z,t)cos Y j (z))+
хе *х т82 у у (2)Е ВлВ (2)/В1(2М2 + ста уР ста у / (2)х фП (фту / (2)+иП (/)сс8у/ (2))-аВ&В(')/ В (2)+
/п I
хЕР ЛВ (2)^(2) + | /"(у)П ЕпIп (у)/'(у)П М .
0(25) Для составления матриц К, К^у, Ки2 необходимо в выражениях (25) произвести замену
+и ИМ (,^1П у / (2)5(2 - 25)}//В (2);/=ДПР.
Отбирая в выражении (13) члены, содержащие ИМ
В В Р Р Е :=п , Е :=п и в выражении для Квы-
бросить последнее слагаемое.
Используя формулу (14), выводим Ь
Б
ИМ
множители и (2 5 ,1), выводим
Ли * н ^иВ (/)=Ли у
x
m (z,t )+EMM(zs,t;8(z - zs) dz,
ЛжИн =-|Лиу (2) 0
и у (2,/)у2 + иу (2,/) + 2иу (2,/) V
где вектор управления ((/) имеет структуру ( (/) = со/оп
Lл L
J + J
0 L-L
ПР
fy(z)sin Y(z) X
хЕ§(2-)ЕВЛВ(2)/В-1(2)^2} иВ(/). (27) Аналогично выражениям (26) и (27) получаем
U П (t) U В (t )0
Т
x
AU*HziUП (t) = AUz x
LL L Л L
J + J
0 L - L П
fy( z )sln2 Y ( z ) x
Вектор иП (/) соответствует вертикальным перемещениям «точек» подвеса вантов и растяжек, вызываемых исполнительными механизмами, установленными на вершинах пилонов, причем
xEВAВ (z)l-1(z)dz} U П (t); A U z H zBU В (t) = A U z x
x
U П (t) = colon
u
л (t)! u Пр (t у
л
j + J
0 L - L П
fy( z )sln2 Y ( z ) x
xE§(z-zs)EВAВ (z)lВ1(z)dz} UВ(t).
Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
20 сентября 2004 г.