Научная статья на тему 'Математический страх у учеников и способы его преодоления'

Математический страх у учеников и способы его преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДУЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / ПОЗНАНИЕ / ПРИНЦИП / МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неждет Ялчынкая

Кандидатская работа преподавателя по математике Неждета Ялчынкая на тему «Математическая тревожность среди учащихся школ и пути их преодоления» является актуальной в системе образования сегодняшнего дня. Как преподаватель -практик, он выбрал важную тему для научного исследования. После прохождения концентра начальной школы, ученики подвергаются усложнению предметных программ. Если у ученика хорошо развиты логика и способности по естественным и точным наукам, то он в дальнейшем сможет легко преодолеть всякие проблемы. Он сможет с легкостью освоить урок, т.к. у него будет интерес к динамике в предметных программах по математике, геометрии и физике. В случае, если ученик проявляет больше интерес к предметам гуманитарного цикла и ему не удается хорошо освоить урок математики, то вероятнее всего у такого ученика повышается уровень математической тревожности. Чувства математической тревожности и страха у учеников и пути их преодоления были определены самыми правильными научными методами. К таким методам относятся: 1. Анкетный опрос 2. Мнения учеников об уроке математики 3. Наблюдение, характеристика образа поведения учеников во время и урока и внеурочное время, и иные факторы. В работе математический страх рассматривается как ситуация или явление, установлены пути их преодоления, а также указаны научные направления по систематизации понятий «Символ-значение». В таком важном этапе преподаватель должен подобрать наиболее правильные методы и стратегии обучения. Научное исследование показало наличие возможности снизить уровень математического страха среди учеников школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математический страх у учеников и способы его преодоления»

Список использованной литературы:

1. Тимербаев Р. М., Мухутдинов Р.Х., Данилов В.Ф. Педагогические условия и методические аспекты интенсификации выполнения проектно-расчетных работ по технической механике // Вестник ЧГПУ. - 2013.

- №3. -С.161-170.

2. Timerbaev R.M., Shurygin V.Yu. Pedagogic Condition and Methodological Aspects of Education Intensification on the Course "Theoretical Mechanics" // Life Science Journal. - 2014. - Vol. 11, № 12. - P. 405-408.

3. Тимербаев Р.М., Шурыгин В.Ю. Активизация процесса саморазвития студентов при изучении курса «Теоретическая механика» на основе использования LMS Moodle // Образование и саморазвитие. - 2014. -№ 4. - С. 146-151.

4. Шурыгин В.Ю. Использование элементов дистанционного обучения в LMS Moodle при изучении раздела «Механика» вузовского курса физики // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Тамбов: ООО «Юком», 2014. - Ч. 3. - С. 159-160.

5. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. - 2015.

- № 8. - С. 125-139.

6. Timerbaev R.M., Muhutdinov R.H., Danilov V.F. Intensification of the Students' Self-Development Process When Performing Design and Settlement Works on the "Machine Parts" // International Education Studies. - 2015. - Vol. 8, No. 2. - P. 195-203.

7. Тимербаев Р.М., Шурыгин В.Ю. Развитие технических способностей студентов при изучении курса «Теоретическая механика» // Современная наука: Теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практ. конф. Ч.1. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 200-202.

© Якупов Д.И., 2016

УДК: 372.851(575.2) (043.3)

Неждет Ялчынкая

Бишкекский женский лицей "Айчурек" г. Бишкек, Кыргызская Республика

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СТРАХ У УЧЕНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация

Кандидатская работа преподавателя по математике - Неждета Ялчынкая на тему «Математическая тревожность среди учащихся школ и пути их преодоления» является актуальной в системе образования сегодняшнего дня. Как преподаватель -практик, он выбрал важную тему для научного исследования. После прохождения концентра начальной школы, ученики подвергаются усложнению предметных программ. Если у ученика хорошо развиты логика и способности по естественным и точным наукам, то он в дальнейшем сможет легко преодолеть всякие проблемы. Он сможет с легкостью освоить урок, т.к. у него будет интерес к динамике в предметных программах по математике, геометрии и физике.

В случае, если ученик проявляет больше интерес к предметам гуманитарного цикла и ему не удается хорошо освоить урок математики, то вероятнее всего у такого ученика повышается уровень математической тревожности.

Чувства математической тревожности и страха у учеников и пути их преодоления были определены самыми правильными научными методами. К таким методам относятся:

1. Анкетный опрос

2. Мнения учеников об уроке математики

3. Наблюдение, характеристика образа поведения учеников во время и урока и внеурочное время, и

иные факторы.

В работе математический страх рассматривается как ситуация или явление, установлены пути их преодоления, а также указаны научные направления по систематизации понятий «Символ-значение». В таком важном этапе преподаватель должен подобрать наиболее правильные методы и стратегии обучения. Научное исследование показало наличие возможности снизить уровень математического страха среди учеников школ.

Ключевые слова

Моделирование, модульный рейтинг, процесс интеграции, профессионально-педагогическая деятельность учителя математики, познание, принцип, методология, педагогическая практика.

STUDENTS FEAR TOWARDS MATHS AND WAYS OF ITS OVERCOMING

Annotation

PhD thesis of teacher of mathematics- Nezhdet Yalchynkaya on the theme "Mathematical anxiety among students of schools and the ways of overcoming them" is a current theme in the education system today. As a teacher-practitioner he chose an important topic for research. After completing the concentric circle of elementary school, students are exposed to complexity of subject programs. If the student is well developed logic and ability of natural and exact sciences, he is further able to easily overcome any problems. He will be able to easily learn the lesson, because he will have an interest in dynamics of subject programs in mathematics, geometry and physics.

If the student takes more interest in humanities subjects and he cannot learn the math lesson well, it is most probably that at this increased level of student's mathematical anxiety.

Mathematical feelings of anxiety and fear among the students and ways to overcome them have been identified the most correct scientific methods. These methods include:

1. Questionnaire survey

2. Opinions of students about math lesson

3. Monitoring, character of behavior of students during class and at an inopportune time, and other factors.

In this thesis mathematical fear is seen as a situation or phenomenon, established ways to overcome them, as well as the listed research areas to systematize the concepts of "symbol-value." At such important stage the teacher should choose the most appropriate methods and learning strategies. Scientific research has shown the existence of the possibility to reduce the level of mathematical fear among school students.

Key words

Modeling, module rating, integration process, professional and pedagogical activity of mathematic teacher, cognition, methods, principle, methodology, pedagogical training.

Математика считается основной составляющей нашей повседневной жизни, так же как науки и технологии. В будущем общество и различные сферы деятельности обязательно будут нуждаться в основных науках, значит в математике.

В настоящее время с повышением значимости математических знаний и распространением математики во всех сферах деятельности, чаще начались наблюдаться проблемы учащихся именно в этом направлении. Среди таких проблем чаще наблюдаются негативные факторы, связанные с уроком математики. Основной причиной, оказывающей отрицательное воздействие на изучение предмета, является тревога, формирующаяся по отношению к уроку математики (Rotella R. J. и Learner J. D., 1993).

Тревога может рассматриваться в 4 видах: ситуационная, постоянная, когнитивная (учебная) и физическая тревога (Hembree, R, 1990). Мы будем рассматривать когнитивный вид математической тревоги. Изучение и выводы относительно влияния других факторов, помимо «негативных оценок» человека, а также их воздействия на ученика в когнитивном (неправильное восприятие, страх, компульсивные и жесткие

отношения) виде тревоги, являются одним из основных задач большинства ученых.

По результатам исследования, проведенном в США стало известно, что на самом деле многие ученики любят урок математики, осознают важность и значимость предмета, прилагают усилия добиться успехов на уроке, а также то, что математика является одним из любимых предметов 25-45% учеников.(Бох1юп,Ц)

Еще в начальных классах обучения в школе, на уроке математики, где очень много формул, ученики прилагают усилия понять значение и функции символов этих формул. Ученики, которым трудно связать друг с другом формулу и значение, переживают больше трудностей в понятии и освоении самого предмета математики.

У многих учеников математический страх порождает фобию. Фобия - это неконтролируемый страх, возникающий в качестве реакции на определенные ситуации или явления. Также как и все виды фобии, математический страх у учеников возникает в процессе обучения в средней школе. Фобии появляются в связи с определенными явлениями или ситуациями (например визит к зубному врачу), или же по причине эмоционального состояния человека (например, если кто-то боится мышей или пауков, то его боязнь может передаваться детям). Математический страх возникает с участием каждого из вышеуказанных обстоятельств. Эти понятия ученики должны воспринимать и как «сердце-тело», «мозг-тело», «глаза-тело», или же вкратце как «орган и тело».

Проблема «символ-значение» позже преобразовывается в проблему 4 решений. Эти 4 решения и связь между символом и значением позже порождают математическую тревожность и проблему изучения математики. Например, в таких вопросах, как 4+3^2+7-1+9=? , 5+6+9=?, которые требуют правильную очередность решений и измеряют процесс «скорость-время», важное место занимают уровень знания и воображения учеников.

Связь «символ-значение», которую ученик не смог освоить еще в начальных классах, во всех последующих классах может перерасти в большую проблему, так как ему придется работать с различными символами. Например: х2, % , V , п , J , ф , /, ±, да , log, sinx, cosy, или корни, квадраты, кубы, полином, тригонометрия, логарифмы и т.д.

Поэтому, еще в начальных классах преподаватель должен правильно объяснить своим ученикам связь «символ-значение».

Во-первых, преподаватель должен осознавать то, что основной его задачей является обучение детей математике. Во-вторых, он должен правильно выбрать стратегию и метод обучения. В-третьих, правильно воздействовать на восприятия учеников.

Воспитательная работа с учениками, переживающими тревожность и страх по предмету

Сначала были определены и изучены причины тревоги. (Tobias, 1993). В результате исследований, нам удалось выяснить, что плохое освоение урока:

1. Начинается с негативными испытаниями.

2.Продолжается с понятием «Я не смогу добиться успехов на уроке».

З.Заканчивается неуспеваемостью по этому предмету.

Каким способом могут возникнуть подобные ситуации? Здесь появляются другие причины (Lazarus, M, 1974). Это:

1.Причины, связанные с генетической структурой

2.Причины, связанные с питанием

3. Причины, связанные с отраслью

4. Причины, связанные с самим учеником, его семьей или окружением

5.Причины, связанные с преподавателем и системой образования

В таком случае какие меры могут быть предприняты для того, чтобы перебороть такую тревогу?

Сначала были рассмотрены виды тревожности. В связи с этим были разработаны техника педагогической и психологической консультации, обучение учеников к математическим способностям и связь между учителем и семьей ученика.

Такие методы, как вмешательство напрямую, релаксация, систематическая умственная

реструктуризация, воссоздание когнитивной структуры, контроль тревоги и т.д., значительно снижают уровень математической тревожности. Оказание воспитательной помощи и консультации, обучение детей к усвоению привычки плодотворно заниматься, правильно планировать свое время, приведение в порядок место для занятий, способности активно слушать урок, конспектировать и т.д. положительно влияют на освоение урока математики.

Наши исследования направлены на определение типа учеников, переживающих математический страх и тревожность, их поведения, принятых мер для устранения тревоги и страха, разработанных методов решения проблемы, принятые администрацией школы меры, разработанные учителями стратегии, а также внесение предложений и методов решения данной проблемы.

С целью достижения наиболее верных результатов, нами были применены три разных метода. Цель этих методов - формирование у учеников положительного отношения к уроку математики и снижение математической тревожности и страха до минимального уровня. Упомянутые методы - это:

1. Анкетирование - Мнения учеников о сфере математики

2.Выводы учеников по уроку математики и системе обучения

3.Характеристика учеников на уроке и за пределами школы, наблюдения педагога.

В полученных путем анкетирования результатах должны анализироваться отношения между учителем и учениками, изучены мнения и взгляды учеников в отношении урока математики, учителя по математике и системы обучения.

Ознакомление с мнениями учеников в отношении урока математики и системы обучения направлено на изучение проблем в системе обучения средних школ глазами учеников, решение этих проблем с помощью предложений и рекомендаций учащихся. По полученным результатам, нам удалось выяснить то, что некоторые недостатки в системе образования связаны с самими учителями. Поведение и отношение учителя, метод преподавания урока, педагогическая квалификация, знание своей сферы, все это изучается и критикуется со стороны учеников. Согласно мнениям некоторых учеников, на их успеваемость оказывают влияние семья и друзья. Чувство теплоты и любви со стороны окружающих позитивно влияет на успеваемость ученика.

Характеристика учеников на уроке и за пределами школы, наблюдения педагога предусматривают изучение индивидуальных отношений учеников, отсутствие математической базы, пережитые неудачи, предрассудки, недостаточность автоматического контроля . Особенно оказались важными поведение учеников на уроке, проявление интереса и желания. Отсутствие математической базы, пережитые неудачи и предрассудки снижают интерес к уроку. Отсутствие интереса же в свою очередь приводит к таким действиям, как поднятие шума, засыпание во время урока, занятие ненужными делами, опоздание на урок, а также непосещение урока.

В результате совместных работ с учителем и анкетного опроса были осуществлены такие методы как система выполнения заданий - объяснение предмета - связь между школой и семьей ученика - методы, направленные на проявление интереса и любви к уроку - создание в классе благоприятной атмосферы для проведения занятий - индивидуальные занятия - мнения учеников о предмете - проведение учителем воспитательных работ с теми учениками, у которых имеется тревога или страх в отношении предмета. Результаты проведенных экзаменов и анализов показали повышение уровня учеников на 5-8%.

Такой прогресс придает ученикам уверенность в себе и своих знаниях по математике. Ученики стали меньше переживать математическую тревожность, те ученики, которые учились на «2» начали получать «3», даже «4». Ученики с оценками «3-4», стали учиться на «4-5». Если вкратце, то учителю, способному обеспечить активное участие всего класса на своем уроке, направлять учеников к правильному мышлению, умеющему организовать конкуренцию, удается снизить данную проблему до минимума.

Результаты исследований показывают, что уровень математического страха между учениками меняется в соответствии с их половой принадлежностью. К примеру, девочки больше и чаще переживают математическую тревогу и страх по сравнению с мальчиками. Девочки чаще сталкиваются с трудностями при решении задач, и они больше переживают математический страх по сравнению с мальчиками. У

учеников с высоким уровнем успеваемости по математике уровень математической тревожности оказался низким.

Еще одним результатом нашего исследования оказалась наличие значимой связи между успеваемостью и тревогой. Оказывается, с повышением уровня тревожности в отношении урока математики, повышается и уровень успеваемости по данному предмету. Иными словами, математическая тревожность стимулирует повышение уровня успеваемости. По данным, полученным в результате проведенных исследований, ученики с высокой успеваемостью по математике - это ученики с низким уровнем математической тревожности. Чем больше ученик переживает страх на уроке математики, тем ниже у него уровень успеваемости.

Список использованной литературы:

1. Хембри Р. (1990) "The Nature, Effects, and Relief of Mathematics Anxiety", 21 (1): 33-46.

2. Лазарус М. 1974.National Elementary Principal,53:16-22.

3. Ротелла Р.Ж. жана Лирнер Ж.Д., Responding to Competitive Plesure, in R.N. Singer, M. Murphey ve L. Tennant (eds.), Нью-Йорк, 1993, 528-541.

4. Хейнеман С.П. L. Boxton, Do You Panic About Math?, London, 1982.

5. Тобиас С. (1993). Overcoming Math Anxiety. Нью-Йорк: У.У.Нортон

© Неждет Ялчынкая, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.