Научная статья на тему 'Математический праздник как компонент методико-математической подготовки будущего учителя'

Математический праздник как компонент методико-математической подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК / ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ / FORMS OF OUT-OF-CLASS WORK ON MATHEMATICS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПЕРСОНАЛИИ / PERSONALITIES / Я.И. ПЕРЕЛЬМАН / YA.I. PERELMAN / МЕТОДИКО -МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / METHODICAL AND MATHEMATICAL PREPARATION OF STUDENTS / MATHEMATICAL FESTIVAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Оксана Алексеевна, Чиркова Наталья Ивановна

В статье описан опыт проведения математического праздника, направленного на формирование у будущих учителей способностей к использованию возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников на основе обращения к образовательному потенциалу математики. Установлены причины, характеризующие актуальность данной формы внеаудиторной работы и описаны основные этапы реализации проекта по организации математического праздника, посвященного юбилею одного из основоположников жанра научно-популярной литературы Я. И. Перельмана. Обозначены основные направления, которые могут быть задействованы в подобного рода проектах. Представлены и проанализированы результаты осуществления данного мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Оксана Алексеевна, Чиркова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL FESTIVAL AS A COMPONENT OF METHODICAL AND MATHEMATICAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER

The article describes the experience of holding a mathematical festival aimed at forming the future teachers’ abilities to use the opportunities of the educational environment to achieve personal, meta-subject and subject results of schoolchildren’s education on the basis of the address to the educational potential of mathematics. The authors set the reasons characterizing the relevance of this form of out-of-class work and they described the main stages of the project implementation for organizing a mathematical festival dedicated to the jubilee of Ya. I. Perelman, one of the founders of the genre of popular scientific literature. The authors also denoted the main directions that can be involved in such projects. The results of this activity are presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «Математический праздник как компонент методико-математической подготовки будущего учителя»

Выявление, развитие и реализация [Текст] / Равен, Дж. - М., 2002.

7. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В. Сафонова. - Воронеж : ИСТОКИ, 1996. - 237 с.

8. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. [Текст] / Н.Ф. Талызина // В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при Политехническом музее/Всесоюзное общество «Знание»; Политехнический музей; НИИ проблем ВШ. - М.: Знание, 1986. - 112 с.

9. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса [Текст] / Н. Хомский. - М.: изд-во МГУ, 1972. - 259 с.

11.Цветкова, Т.К. Как преподавать английский [Текст]: Книга для преподавателя / Т.К. Цветкова. - М.: Проспект, 2005. - 116 с.

12. Щерба, Л.В. Общеобразовательное значение иностранных языков и место их в системе школьных предметов [Текст] / Л.В. Щерба // Советская педагогика. - 1942. - № 5-6. - С. 30-40.

Павлова О.А., Чиркова Н.И.

математический праздник как компонент методико-математической подготовки будущего учителя

Современные стандарты высшего образования в качестве основного результата обучения в педагогическом вузе предполагают сформированность у выпускников общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с этим разрабатываются новые подходы к организации образовательного процесса в вузе, а существующие некогда границы между содержанием и формами аудиторной и внеаудиторной работы студентов претерпевают изменения в сторону их взаимного обогащения и взаимопроникновения. Важная роль в этом процессе отводится проектному подходу к организации совместной деятельности студентов и преподавателей.

Содержание, роль и практические аспекты реализации проектной деятельности в процессе обучения рассматриваются в работах многих современных авторов. При этом ряд исследователей отмечают, что в практике работы педагога «проектная деятельность становится лишь некоторым дополнением к тради-

ционному учебному режиму» [4, с. 46], в то время как должен измениться сам механизм построения учебного процесса. «В условиях такого обучения педагог для учащегося - партнер, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом» [4, с. 46]. Эти слова можно в равной мере отнести как к процессу взаимодействия учителя и ученика в школе, так и к процессу взаимодействия педагога и студента в вузе.

В данной статье рассмотрим механизмы организации проектов, направленных на формирование личностных смыслов и профессионального мировоззрения будущих педагогов, а также совершенствования их методико-математической подготовки на примере математического праздника, посвященного памяти Я.И. Перельмана.

Методико-математическая подготовка студентов, обучающихся по профилю «Педагогика и методика начального образования», осуществляется в первую очередь в рамках таких дисциплин как «Теоретический и практический курс математики» и «Методика преподавания математики в начальной школе» и направлена на формирование готовности будущих учителей к разработке такой педагогически эффективной среды, которая позволит достигать личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе изучения математики как учебного предмета, с одной стороны, и через использование образовательного потенциала внеурочных форм деятельности, с другой стороны. При этом обращение к технологии проектного обучения допускает их взаимопроникновение, а возможно и слияние.

Математика зародилась достаточно давно и играет важную роль в жизни обычных людей как непосредственно в быту, так и опосредованно через использование различных благ цивилизации, таких как различные технические устройства (машины, компьютеры, телефоны и т.п.) и технологии (передача информации на расстояние, способы обработки информации различных типов). При этом люди не всегда осознают вклад математики как науки в формирование всех этих современных благ, а считают математику чем-то отвлеченным от реальных потребностей людей, никому не нужным «продуктом».

Значительный вклад в популяризацию науки вообще и математики в частности был внесен выдающимся российским ученым, основоположником «занимательной науки» Я.И. Перельманом (1882-1942). Его замечательные книги содержат множество увлекательных и любопытных историй и интереснейших задач, которые позволяют «оживить» математику и её основные разделы: арифметику, геометрию и алгебру. Важно, чтобы человек, преподающий математику, уже в начальной школе умел показать её многообразные приложения и широкий диапазон решаемых практических задач на достаточно доступном для учеников уровне. Это можно сделать обращаясь к трудам Якова Исидоровича и его современных последователей, а значит будущие учителя должны быть знакомы с подобным творчеством. Как и когда может и должно произойти такое знакомство?

При изучении математики студенты знакомятся с содержанием понятия «задача» и её компонентами, получают представление о методах и способах решения задач различных типов, учатся видеть задачу глазами учеников и использовать

разные способы моделирования условия задачи.

На занятиях по методике преподавания математики студенты изучают методику работы над задачей на уроках математики; разрабатывают фрагменты уроков в рамках которых задача выступает не только объектом изучения и моделью некоторой реальной ситуации, требующей разрешения, но и средством мотивации и развития учащихся, инструментом постановки учебной проблемы и даже объектом некоторого исследования. Уделяется внимание также формам организации внеурочной деятельности по математике, ключевым элементом которой также выступают разнообразные задачи.

Проблема организации различных форм внеклассной деятельности, к коим относятся математические кружки, экскурсии, внеклассное чтение и математические сочинения, школьная математическая печать, математические вечера и состязания, достаточно широко была освещена М.Б. Балком [1] и его последователями. Вопросы организации математических олимпиад для младших школьников и варианты олимпиадных заданий представлены в работах Ю.А. Дробышева [2], [3]. Проблемы организации современных математических конкурсов, осуществляемых в дистанционной форме, освещались в статье [5].

Проведя ретроспективный анализ форм внеклассной (внеурочной1) работы по математике О.В. Панишева и М.В. Овчинникова отмечают смену приоритета со знаниевых или предметно-ориентированных целей внеурочной деятельности (например, выявление наиболее способных учащихся, расширение знаний, формирование интереса к математике) на обусловленные требованиями современных образовательных стандартов личностно-ориентированные цели обучения (развитие личности школьника, формирование универсальных учебных учений и компетентностей обучающихся).

Авторы статьи отмечают, что наблюдаемые изменения в формах организации внеурочной работы (например, математические вечера трансформировались в математические праздники) и в её содержании (детям уже менее интересны полеты в космос, которые стали чем-то обыденным, а более интересны новинки в области использования компьютеров и ресурсов Интернет) при сохранении некоторых инвариантов (типология заданий, использование лирических отступлений и стихотворений) объясняются следующими факторами.

«Первая особенность связана с учетом клиповости мышления современных школьников и обуславливает частую смену видов деятельности на празднике, появление новых форм проведения математического праздника. Вторая - с увлечениями современных школьников компьютерными играми, с использованием современной техники при подготовке к празднику. Третья особенность связана с контингентом участников вечера, с его массовым характером. Четвертая - с увеличением двигательной активности школьников. Еще одна особенность вызвана изменением с течением времени популярности некоторых профессий» [6, с. 235].

С учетом выявленных факторов важным компонентом организации математического праздника становится вовлечение всех учащихся в его разработку и подготовку в отличие от ранее использовавшейся «сценарной» формы проведения 1 Современный аналог термина «внеклассная»

математического вечера или праздника. Например, это могут быть проекты по подготовке к Дню математики (отмечается 1 марта), к неофициальному международному празднику «День числа п» (отмечается 14 марта), к Дню математика (отмечается 1 апреля) и т.п.

2017 год - это год 135-летия со дня рождения одного из основоположников жанра научно-популярной литературы в нашей стране. Таким образом, творчество Я.И. Перельмана - его статьи и книги, занимательные истории и задачи -становятся тем связующим звеном, которое можно положить в основу проекта математического праздника, посвященного его памяти. Данное мероприятие было запланировано, подготовлено и проведено в Институте педагогики КГУ им. К.Э Циолковского в декабре 2017 года.

Выделим и опишем основные этапы реализации проекта математического праздника.

На начальном этапе студентам была предоставлена информация о Я.И. Перельмане (рис.1), включая ссылку на ресурс, на котором размещена часть его книг (http://detectivebooks.ru/author/23217896/) и сформулированы задачи подготовительного и основного этапов.

Задачи подготовительного этапа (октябрь-ноябрь 2017 года):

1. Знакомство студентов с жизнью и творчеством Я. И. Перельмана.

2. Формулировка идей для математического праздника, посвященного Я.И. Перельману в форме мозгового штурма. Распределение ролей.

3. Разработка тематики и содержания групповых проектов, посвященных математике вообще и творчеству Я.И. Перельмана в частности.

4. Оформление стенгазет и презентаций в рамках подготовки к празднику.

Задачи основного этапа (декабрь 2017 года):

1. Проведение математического праздника (4 декабря 2017 года).

После первоначального самостоятельного знакомства с творчеством Я.И. Перельмана студентам было предложено подумать о том, какие компоненты могли бы присутствовать на математическом празднике, отталкиваясь от понимания того, что вообще из себя представляет праздник как феномен культурной жизни. Совместно со студентами была сформулирована цель проведения праздника, который было предложено назвать «Занимательная математика». Выделив несколько интересных для себя направлений, которые следовало бы осуществить, студенты разобрались и с формой работы и с основным принципом подготовки.

Математический праздник «Занимательная математика»

Цель проведения: развитие познавательного интереса к математике и методике её преподавания за счет установления межпредметных связей с другими областями знаний и искусства.

Форма проведения: групповой проект интеллектуально-познавательной и воспитательной направленности.

Основной принцип подготовки: рассказывать только о том, что действительно заинтересовало (привлекло) и этим захотелось поделиться с остальными.

Время выступления: 7-9 минут.

Основные направления для работы в группах по 2-3 человека:

1. Основоположник занимательной науки Я.И. Перельман.

2. Занимательная арифметика (по материалам книги Я.И. Перельмана).

3. Занимательная геометрия (по материалам книги Я.И. Перельмана).

4. Живая математика (по материалам книги Я.И. Перельмана).

5. Музей занимательной науки Я. И. Перельмана.

6. Современные математические музеи и их экспонаты.

7. Интерактивные экспонаты музеев занимательной науки.

8. Музыка в кинофильмах о математике и математиках.

9. Задачи в стихах и песенном творчестве.

10. Математика в архитектуре и памятниках.

11. Музыкальная математика и математическая музыка.

12. Интерактивная игра для студентов по теме проекта.

13. Картинная галерея: математические образы в изобразительном искусстве.

14. Творческие номера по тематике проекта: исполнение песен в которых встречаются математические понятия и пр.

15. Создание плаката (стенгазеты) по тематике проекта.

Результаты работы в группах были представлены на заключительном этапе во время проведения праздника. Наиболее интересными оказались презентации с образами необычных по своей форме архитектурных сооружений и видеосюжеты, в которых демонстрировались экспонаты современных музеев занимательной науки (ЭксперементариУм, Лабиринтум, Кварки). С удовольствием студенты окунулись в мир художественных образов, созданных художниками-супрематистами и самым ярким представителем имп-арта М.К. Эшером. Дружно и с воодушевлением были исполнены песни «Дважды два четыре», «Учат в школе», «Треугольник» и прослушаны композиции музыки числа «пи», исполненные в разных стилях.

Не обошлось и без курьезов. Так студенты сообщили, что первоначально создали стенгазету, посвященную другому выдающемуся математику ХХ века Григорию Яковлевичу Перельману, доказавшему гипотезу Пуанкаре. И только позже они поняли, что ошиблись и оба Перельмана всего навсего однофамильцы, а никак не родственники, как про них иногда думают.

Но самое большое наслаждение студенты испытали, приняв участие в интерактивной игре, построенной по типу интеллектуальной телевизионной викторины «Своя игра». Все вопросы, посвященные жизни и творчеству Я.И. Перельмана, имели разную степень сложности и были представлены в следующих категориях: «Правда или ложь», «Задачи», «Викторина», «Даты», «Головоломки».

Фактическим результатом осуществления данной формы работы в целом должна стать готовность будущих учителей к использованию возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения у школьников на основе обращения к образовательному потенциалу математики. В связи с этим впоследствии следует предложить студентам подобрать материалы для организации математического праздника, который они смогли бы провести в школе.

Вероятно к недостаткам в организации проведенного праздника следует отнести то, что никто не взял на себя роль фокусника и не продемонстрировал пару-тройку математических фокусов, а может быть неплохо было бы попробовать придумать (создать) экспонат для своего математического музея, разработать проект нового «странного» здания из геометрических фигур, установить как связаны мода и математика и поучаствовать в конкурсе картин в духе супрематизма. Много идей оказалось нереализованными, а значит нам - преподавателям и студентам - есть к чему стремиться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балк М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г. Д. Балк. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.

2. Дробышев, Ю.А., Дробышева, И.В. Математические олимпиады как средство развития исследовательских способностей обучающихся / Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева. - Калуга : Калужский государственный институт модернизации образования, 2015. - 208 с. - (Серия «Работаем по ФГОС»)

3. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике. 1-4 классы / Ю.А. Дробышев.

- М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 144 с.

4. Зиновьева В.Н., Чиркова Н.И. Роль проектной деятельности в процессе обучения студентов вуза // Вестник Калужского университета. - 2017. -№1. - С. 46

5. Павлова О.А., Лыфенко А.В. Образовательный потенциал предметных олимпиад: на примере олимпиад по математике // Начальная школа. - 2016. - .№4.

- С. 53

6. Панишева О.В., Овчинникова М.В. Ретроспективный анализ форм внеклассной работы по математике в средней школе (со второй половины ХХ века до начала XXI века) // Проблемы современного педагогического образования . - 2017. - №54-2. - С. 227

Рисунок 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.