Научная статья на тему 'Математические модели спортизации физического воспитания в вузе'

Математические модели спортизации физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИЗАЦИЯ / MATHEMATICAL MODELS / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошилова Ирина Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович, Синельникова Наталья Александровна, Свирид Александр Александрович, Федорова Наталья Петровна

Цель исследования создание математических моделей отбора студентов в спортивные секции. Обосновано, что вовлечение студентов в спортивно-массовую работу значимый фактор формирования их физической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошилова Ирина Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович, Синельникова Наталья Александровна, Свирид Александр Александрович, Федорова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical models of physical education sportization in higher school

The purpose of this paper was elaborating of mathematical models of students` selection to sporting clubs. The author proves that sportization is a factor of personality physical culture formation.

Текст научной работы на тему «Математические модели спортизации физического воспитания в вузе»

УДК 378.147

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель, мастер спорта СССР, Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания,

Наталья Александровна Синельникова, старший преподаватель,

Александр Александрович Свирид, старший преподаватель,

Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание математических моделей отбора студентов в спортивные секции. Обосновано, что вовлечение студентов в спортивно-массовую работу - значимый фактор формирования их физической культуры личности.

Ключевые слова: математические модели, физическое воспитание, спортизация.

MATHEMATICAL MODELS OF PHYSICAL EDUCATION SPORTIZATION IN

HIGHER SCHOOL

Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher, master of sports of the USSR,

Dmitry Aleksandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Professor of the Russian academy of natural sciences,

Natalia Alexandrovna Sinelnikova, the senior lecturer,

Aleksandr Aleksandrovich Svirid, the senior lecturer,

Natalia Petrovna Fedorova, the senior lecturer,

Kuban State Technological University,

Krasnodar

Annotation

The purpose of this paper was elaborating of mathematical models of students' selection to sporting clubs. The author proves that sportization is a factor of personality physical culture formation.

Keywords: mathematical models, physical education and sportization.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что спортизация - одна из важнейших тенденций развития физического воспитания в вузах и ссузах [1,2,6,7]. Один из наиболее эффективных способов ее реализации - привлечение студентов к занятиям в спортивных секциях при кафедрах физического воспитания. Однако по-прежнему не в достаточной мере разработаны теоретикометодические аспекты данного процесса. Проблема исследования состоит в вопросе, какая информация должна быть положена в основу отбора студентов в спортивные секции? Цель исследования - создание математических моделей отбора студентов в спортивные секции.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

База исследования - Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ). Отбор студентов в спортивные секции производился на основе анализа учебно-тренировочной деятельности в рамках занятий по физической культуре.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Известно, что модель организации системы физического воспитания в образова-

тельном учреждении можно представить в виде МОСФВ={О1 О2 О3 О4}, где О1=ЦЗСФВ

- цели и задачи системы физического воспитания, О2=МОЗ - модель основных занятий, О3=МФМР - модель спортивной и физкультурно-массовой работы, О4=МВзОЗФМР -модели взаимосвязи между основными занятиями и физкультурно-массовой работой [5]. Рассмотрим третий и четвертый компоненты модели (первый и второй были рассмотрены ранее).

Что касается моделей спортивной и физкультурно-массовой работы. Пусть 8секц -множество спортивных секций и клубов при кафедре физического воспитания. Пусть 8! -множество студентов, занимающихся в 1-й секции, тогда множество студентов, занимающихся в секциях при кафедре, составит б = , N = ^сещ). Здесь: Р - мощность

1=1

N

множества. Очевидно, что р(б)< Е Р(Б1) , т.к. один и тот же студент может заниматься в

1=1

нескольких секциях. Если число студентов в вузе Нлуд, то коэффициент вовлечения студентов в физкультурно-массовую и спортивную работу а = P(S)/ Штуд . Очевидно, что чем он выше, тем лучше вовлеченность студентов в занятия физической культурой и

спортом, тем лучше кафедра физического воспитания выполняет функции по формиро-

ванию физической культуры личности студентов.

Вместе с тем очевидно, что в секциях могут заниматься студенты различных курсов, в т.ч. старших (основные занятия по физической культуре проходят только на первом и втором курсах в вузе). Руководство кафедры физического воспитания может формировать информационное поле - матрицу A = {яi J} (строки матрицы - спортивные

секции, столбцы - курсы, на которых учатся студенты, пересечение строки и столбца -число студентов ]-го курса, занимающихся в 1-й спортивной секции). Из данной матрицы можно вычислить следующие показатели.

Во-первых, возможно вычислить абсолютный и относительный коэффициент популярности 1-й секции:

L Ь

Е^- Е аи

пабсол ^1 и вотнос = ]=1 .

^ = Ncтyд ^ _ Ф)

Во-вторых, возможно вычислить относительные и абсолютные коэффициенты популярности секций со стороны старшекурсников (студентов третьего курса и выше) как отдельной 1-й секции, так и секций по кафедре в целом. Высокие значения данных коэффициентов свидетельствуют о том, что коллектив кафедры физического воспитания формирует устойчивую мотивацию студентов к физкультурно-массовой работе и здоровому образу жизни.

I 2 Ь N 2 N

Относительные коэффициенты: Еаи -Еаи ЕЕаи-ЕЕаи

'о J=1 J=1 -1 ]=1 1=1 ]=1 1=1 '

Л ------1----------,Л --—-----------

Е^ ЕЕаУ

J=1 ]=1 1=1

Ь 2 Ь N 2 N

Е^Е^ Е Е^Е £ац

Абсолютные коэффициенты: 0 = _н___]=1 , 0= ]=1 1=1__н 1=1 .

1 N N

старшекурс старшекурс

В третьих, для каждого ]-го курса можно вычислять долю студентов, занимаю-

N

Е аи

щихся в спортивных секциях: §:

ЫСТУД

Что касается моделей взаимосвязи между основными занятиями и физкультурномассовой работой. В условиях спортизации физического воспитания становится важной задача отбора (вовлечения) студентов в спортивные секции при кафедре. С точки зрения авторов, в основу отбора студентов в спортивные секции должна быть положена информация, включающая три группы показателей: ориентации студента в физкультурноспортивной деятельности; обязательные для спортивного отбора тесты и требования к занимающимся данным видам спорта; физические качества, свойства, способности, а также параметры физического здоровья (функциональной работоспособности), которые необходимо развить студенту. Наличие первой и третьей групп показателей автор объясняет тем, что отбор студентов в спортивные секции преследует иные цели, нежели отбор в спортивные школы: цель физического воспитания (а отбор в спортивные секции - ее неотъемлемая часть) - формирование физической культуры личности студентов, а не рекордные спортивные достижения. Кроме того, не следует путать задачу вовлечения (отбора) студентов в спортивные секции и отбора занимающихся спортом студентов к участию в соревнованиях (например, в универсиадах).

Пусть Б - множество показателей, которые являются значимыми при спортивном отборе студента в секцию (значимыми являются параметры всех трех групп), О - множество параметров первой группы, С - второй группы, А - третьей группы. Тогда S=OUCUA ^ - объединение множеств). Первая группа включает в себя следующий набор показателей. Параметр О1 - субъективное желание студента заниматься в той или иной секции (измеряют по десятибалльной шкале). Параметр О2 - соотношение опыта студента в физкультурно-спортивной деятельности с желанием заниматься в конкретной спортивной секции (оценивают экспертно по десятибалльной шкале). При экспертном оценивании величины О2 учитывают: виды спорта, которыми занимался когда-либо студент; длительность занятий данными видами спорта; возможность переноса двигательных умений (навыков) из данных видов спорта; роль данных видов спорта в формировании требуемых качеств, свойств и способностей личности. Величину О2 рекомендуют оценивать 10 баллами, если студент имел опыт не менее 3 лет занятия данным видом спорта.

Множество С=КНПЗФР (П - оператор пересечения множеств), где КН - множество показателей, отражающих результаты выполнения контрольных нормативов, ЗФР -отражающих здоровье и физическое развитие студента (например, весоростовой показатель, рост и т.д.).

Параметры третьей группы А=ФКUФЗUЛК, где ФК - множество физических качеств, которые одновременно необходимо и возможно развить с помощью данного вида спорта, ФЗ - множество параметров физического здоровья и функциональной работоспособности, которые необходимо и возможно развить с помощью данного вида спорта, ЛК

- множество личностных (психологических) качеств, которые необходимо и возможно развить с помощью данного вида спорта. Каким образом оценить количественно параметры третьей группы? Пусть Кспорт и Кстудент - соответственно нечеткое множество качеств, которые возможно развить благодаря данному виду спорта и которые необходимо развивать у студента, тогда А=КспортП Кстудент. Если элементу (параметру) каждого нечеткого множества вместо вероятности присвоить балл по 10-балльной шкале, то, согласно математическим правилам, конкретному параметру будет присвоен минимальный балл из двух. Например, если потенциал вида спорта «бадминтон» в развитии качества «оперативность мышления» равен 10 баллам, а потребность студента в развитии того же качества 8 баллов, то необходимость использования данного вида спорта для развития данного качества равна 8 баллов. Потенциал вида спорта для развития определенного качества оценивает группа экспертов - наиболее опытных педагогов по физическому воспитанию, необходимость развития качества у конкретного студента - педагог, ведущий с ним занятия, учитывая, что степень развития у студента данного качества и необходи-

мость его развития - обратные величины. Например, если уровень развития силы у студента - 3 условных балла, то целесообразность ее развития - 7-8 баллов.

Теперь оценим целесообразность вовлечения студента в занятия в конкретной спортивной секции. Ранее автором статьи была предложена методика качественного анализа объектов и процессов [4]. Тогда, в соответствии с методикой качественного анализа, для каждого параметра можно выделить зону нормы, предупреждения и опасности. Зоны нормы для показателей О1 и О2 - [7; 10] баллов, предупреждения - [3; 7) баллов, менее 3

- опасности. Градации зон для результатов выполнения тестовых упражнений и морфофункциональным требований к занимающимся конкретным видом спорта представлены на кафедре физического воспитания и спорта КубГТУ [7].

Целесообразность вовлечения студента в конкретную спортивную секцию в коли-

В м к-8опасн|

чественном аспекте составит Ц=1п(—фа™ ) В =Е В В =^-^—1—Ц. . Здесь: W -

0 5МШ’ фактич 15 1 8нормал 8опасн

число переменных (мощность множества Б), М - балльность шкалы, Б1 - естественное значение (по соответствующей единице измерения) 1-го параметра, 81нормал - нижняя граница зоны нормы 1-го параметра, 81опасн - нижняя граница зоны опасности 1-го параметра.

Оценим в качественном аспекте целесообразность вовлечения студента к занятиям в секции. Для оценки целесообразности индексы нормальности, посредственности и аб-

W W д W

нормальности соответственно Iн =^ ^ , Iаб = ^ , где Wн, Wп и Wопас - соответ-

ственно число показателей, находящихся в зоне нормы, предупреждения или опасности (в соответствии с качественным анализом). Обобщенный индекс целесообразности:

W + 0 5 • W,

I =_н----=--ф^ , где весовой коэффициент 0,5 означает, что показатели, находящиеся в

W

зоне предупреждения, вносят меньший вклад в целесообразность отбора студента. Следует также помнить, что если студент имеет заболевание, запрещающее ему заниматься данным видом спорта, то целесообразность по обоим показателям равна нулю.

Возникает вопрос: не вступают ли между собой в противоречие показатели второй группы и третьей? Ведь, с одной стороны, результаты выполнения нормативов отражают уровень развития физических качеств, необходимых для занятия данным видом спорта; с другой стороны, чем ниже уровень развития у студента определенных физических качеств, тем выше целесообразность вовлечения его в данную спортивную секцию. Ответ следующий. Во-первых, для того и разработана авторская методика, чтобы всесторонне учесть целесообразность вовлечения студента в спортивные секции, учтя цели физического воспитания (отличные от подготовки спортсменов!) и избежав «процентомании». Во-вторых, ряд видов спорта является значимым фактором развития не только физических, но и личностных качеств (волевых, коммуникативных, оперативности мышления и т.д.). В-третьих, оздоровительный эффект спортивной тренировки несомненен, поэтому параметры третьей группы нередко оказываются более значимым фактором, чем параметры второй. Кроме того, учет параметров первой группы - учет потребностей личности. Для компьютерной реализации предложенных математических моделей в автоматизированное рабочее место педагога по физической культуре введен модуль (и соответствующая ему функция) оценки целесообразности вовлечения студента в спортивную секцию. Следует отметить, что вычисляемые показатели носят рекомендательный характер, окончательное решение принимает преподаватель совместно со студентом. Кроме того, эффективность работы педагога по вовлечению студентов в спортивные секции следует считать одним из критериев его деятельности [1].

Проведенные на базе ККУТТ и кафедры физического воспитания и спорта КубГТУ педагогические эксперименты подтвердили плодотворность идеи автоматизиро-

ванного принятия педагогических решений. Эффективность математического моделирования выразилась в росте числа студентов, изъявляющих желание заниматься в спортивных секциях, а также уменьшении отсева из спортивных секций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Математическое моделирование отбора студентов в спортивные секции - одно из направлений практического применения методов количественного и качественного анализа, а также математических моделей дидактического процесса [1-6, 8]. Применение предложенных моделей - фактор спортизации и гуманизации физического воспитания.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а 1 от 03.03.2011

ЛИТЕРАТУРА

1. Полянская, С.Б. Управление процессом физической подготовки студентов факультета физической культуры / С.Б. Полянская, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 50-55.

2. Полянская, С.Б. Биомеханические аспекты информатизации физического воспитания / С.Б. Полянская, А.В. Полянский, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 68-73.

3. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.

4. Романов, Д.А. Кластерный анализ данных в структуре дидактических информационных технологий (на примере физического воспитания) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 70-75.

5. Романов, Д.А. Математическое моделирование в структуре информатизации физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 90-95.

6. Сутокский, В. Г. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа / В.Г. Сутокский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3. - С. 83-89.

7. Федорова, Н. П. Самоорганизация двигательной деятельности обучающихся / Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 84-90.

8. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.

Контактная информация: romanovda1@ramb1er.ru

УДК 37.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО

ПОКОЛЕНИЯ

Наталья Сергеевна Гаркуша, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (БелРИПКППС)

Аннотация

В статье рассматриваются исторические аспекты формирования ценностного отношения у подрастающего поколения к своему здоровью, которые явились основой для развития современной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.