УДК 658
UDC 658
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ И МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УБОРОЧНОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ В АПК , ЧАСТЬ 1-Я
Бакурадзе Леонид Амбросиевич, сосикатель
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Анализируются методологические и производственно-экономические аспекты сложившейся системы организации и ведения уборки-заготовки урожая зерновых и сахарной свеклы, а также проблема межведомственного взаимодействия. Предлагается инновационный подход к повышению эффективности уборки-заготовки в растениеводстве в современных условиях
Ключевые слова: СВЕКЛА, УБОРКА, ЗАГОТОВКА, АПК
MATHEMATICAL MODELS, INSTRUMENTS AND TECHNIQUES OF PERFECTION OF REALTIME ADMINISTRATION OF THE HARVEST-PROCURING COMPANIES IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX, PART 1
Bakuradze Leonid Ambrosievich, competitor
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Methodological and productive and economic aspects of the developed system of the organization and management of harvest-procuring of a grain yield and sugar beet, and a problem of interdepartmental interaction are analyzed. The innovative approach to increase of efficiency of harvest-procuring in plant growing in modern conditions is offered
Keywords: BEET-ROOT, HARVEST-PROCURING, AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Уборка-заготовка урожая занимает особое место в деятельности агропромышленного комплекса (АПК), при этом все большую остроту приобретает вопрос о повышении эффективности уборки-заготовки зерновых колосовых и сахарной свеклы и рациональности затрат. В условиях рыночной экономики в соответствии с жесткими требованиями приоритетного национального проекта "Развитие АПК" уже недостаточно просто вырастить хороший урожай: необходимо в оптимальные сроки и с минимальными затратами различных видов ресурсов убрать и доставить его на заготовительные и перерабатывающие предприятия. Однако и в настоящее время повсеместно используются высокозатратные и весьма ресурсоемкие довольно архаичные подходы к управлению уборкой-заготовкой урожая, оставшиеся практически неизменными с середины прошлого века. В традиционной системе централизованное управление осуществляется лишь единожды перед началом уборки-заготовки, когда оцениваются объемы работ и привлекаются сторонние ав-
тотранспортные средства. В самом же ходе уборки-заготовки оперативное (ежесуточное) управление отдается на откуп сами участникам этого процесса. Сложившаяся в этой области ситуация сегодня уже никак не может устраивать ни участников уборочно-заготовительной компании (сельскохозяйственные предприятия производящие продукцию, заготовительные и перерабатывающие предприятия, автотранспортные предприятия), ни руководство АПК районов и региона в целом.
Предлагаемая автоматизированная система оперативного управления уборкой-заготовкой урожая (АСОУ «Урожай») призвана гарантировать проведение и завершение уборки и заготовки всего объема и номенклатуры произведенной продукции в оптимальные сроки, с минимальными затратами ГСМ, без потерь и с высоким качеством продукции. Для этого система должна удовлетворять ряду научно-обоснованных требований, которые вытекают также и из запросов практической рыночной микроэкономики. В частности она должна обеспечивать ежедневное (на следующие сутки): согласование объемов по номенклатуре отгружаемой и заготавливаемой продукции, в том числе и при несовпадении этих объемов; формирование сети конкретных маршрутов транспортировки продукции с определением мощности товарных потоков по номенклатуре грузов с предоставлением равных условий близким и удаленным отправителям продукции; назначение конкретных автотранспортных средств различной ведомственной принадлежности на товарные потоки и маршруты; распределение автотранспортных средств по времени на товарных потоках, маршрутах, пунктах погрузки и разгрузки, минимизирующее взаимовлияние автотранспортных средств; управление межотраслевым взаимодействием всех участников уборочно-заготовительной компании по месту и времени выполнения всех работ, связанных с уборкой-заготовкой сельскохозяйственной продукции.
Степень изученности проблемы. Исследованию проблем оперативного управления социально-экономическими системами различных иерархических уровней посвящены работы Г. Андреева, И. Ансоффа, Л. Базилевича, Л. Берталанфи, К.П. Петрова, В. Шапиро. Организация процессов и систем управления изложены в трудах М. Алексеева, Ю. Амирова, A. Вен-дрова, А. Денисова, Дж. Элти. Проблемы повышения эффективности управления исследованы в трудах В. Дюка, Л. Заде, В. Платова, Э. Попова, В. Убейко, Г. Шмалена. Применению информационных технологий в управлении посвящены исследования В., Богданова Ю. Гаврилина, В. Маркова, А. Райкова. В работах этих и других авторов рассматривается задача оптимального распределения ограниченных трудовых, материальных, финансовых, временных и других ресурсов на уровне предприятия, как правило, транспортная задача линейного программирования. Однако транспортная задача не удовлетворяет сформулированным требованиям к современной системе оперативного управления уборкой-заготовкой сельскохозяйственной продукции (таблица 1).
Таблица 1 - СРАВНЕНИЕ ПО ТРЕБОВАНИЯМ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ И ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ С СОЗДАННОЙ СИСТЕМОЙ
№ Показатель (критерий сравнения) Предлагаемая система Используемая система Транспортная задача
1 Тип груза Номенклатура (много видов) грузов Номенклатура грузов Однородный груз
2 Баланс по объемам и номенклатуре грузов Согласование (балансирование) объемов по номенклатуре отгружаемой и заготавливаемой продукции, в том числе и при несовпадении этих объемов Отсутствует, что приводит к образованию смесей зерна разного качества на пунктах разгруз -ки и падению качества продукции Есть, но только по одному виду груза и при этом более близким поставщикам продукции дается более высокий приоритет, чем удаленным, что при недостатке автотранспорта приводит к систематическому планированию недовывоза продукции и неприемлемо
3 Маршрутизация Формирование сети конкретных маршрутов транспортировки продукции с определением мощности товарных потоков по номенклатуре грузов Отсутствует, что приводит к значительным порожним пробегам автотранспорта при самостоятельном поиске продукции водителями и высоким непроизводительным затратам ГСМ
4 Управление конкретными автотранспортными средствами на маршрутах Назначение конкретных автотранспортных средств различной ведомственной принадлежности на товарные потоки и маршруты Отсутствует, что приводит к значительным порожним пробегам автотранспорта при самостоятельном поиске продукции водителями, неиспользованию автотранспорта предприятий при общем его дефиците, высоким непроизводительным затратам ГСМ
5 Управление конкретными автотранспортными средствами по времени Распределение автотранспортных средств по времени на товарных потоках, маршрутах, пунктах погрузки и разгрузки, минимизирующее взаимовлияние автотранспортных средств Отсутствует, что приводит к пробкам на дорогах и очередям на пунктах погрузки и особенно разгрузки, и превращает автотранспортные средства в крайне неэффективные хранилища грузов на колесах и приводит к высоким непроизводительным затратам ГСМ в пробках и очередях, в которых, как и при порожних пробегах, топливо расходуется, а груз не перемещается
6 Управление операциями по месту и времени их осуществления Управление межотраслевым взаимодействием участников уборочно-заготовительной компании по месту и времени выполнения всех операций, связанных с уборкой-заготовкой с/х продукции Отсутствует, что приводит к невозможности конкретной заблаговременной подготовки разгрузочно-погрузочного оборудования, автотранспортных средств и грузов к планируемым погрузочно-разгрузочным и транспортным операциям
В существующей системе в качестве критерия оптимизации фактически рассматривается минимальная длительность компании, что на практике достигается привлечением в районы на период уборки-заготовки значительного количества внешнего автотранспорта и приводит к огромным ничем неоправданным затратам. В транспортной задаче таким критерием выступает минимум сумма тонно-километров, что отражает интересы транспортных организаций и заготовителей сельскохозяйственной продукции,
но игнорирует интересы ее производителей и поставщиков. В созданной системе - это уборка и заготовка всего объема и номенклатуры произведенной продукции в оптимальные сроки, с минимальными затратами ГСМ, без потерь и с высоким качеством продукции.
Все это, с учетом таблицы 1, свидетельствует о том, что математическая модель созданной автоматизированной системы оперативного управления уборочно-заготовительными компаниями, является не моделью минимизации транспортных затрат, отражающей работу лишь одного из участников компании, а моделью баланса (разумного обоснованного компромисса) интересов всех участников. По-видимому, в не учете этого и состоит причина непреодолимых трудностей, возникших при попытках внедрения транспортной задачи для управления уборкой-заготовкой урожая, связанных, в частности с нежеланием участвовать в системе участников, законные интересы которых были в ней проигнорированы. Вследствие этого транспортная задача так и не была внедрена ни в одном из регионов Российской Федерации и в настоящее время нигде не применяется для управления уборочно-заготовительными компаниями.
Кроме того, авторы обычно ограничиваются разработкой общетеоретических концепций и иногда математических моделей, тогда как для их применения на практике необходимы также соответствующе методики численных расчетов, реализующие их программные инструментальные средства и методики их внедрения и применения, а также многолетняя апробация в реальных компаниях и последующая доработка. В литературе информация о проведении подобных научных исследований и разработок отсутствует.
Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время высокоэффективной антизатратной системы оперативного управления уборкой-заготовкой урожая, соответствующей требованиям современной рыночной экономики, т.е. отсутствуют: математическая модель оператив-
ного управления уборочно-заготовительной компанией на региональном уровне; программный инструментарий системы и методика внедрения и применения на практике данной системы. Всем этим и определяется актуальность темы данного исследования.
Главная задача, решаемая в работе, состоит в преодолении несоответствия стихийно сложившейся в средине прошлого века высокозатратной системы управления региональными уборочно-заготовительными компаниями жестким требованиям современной рыночной экономики и приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
Идея решения главной задачи работы состоит в разработке и внедрении современной автоматизированной системы управления региональными уборочно-заготовительными компаниями.
Цель и задачи исследования состоят в преодолении стихийно сложившегося несоответствия между фактически применяющейся в настоящее время архаичной системой управления уборочно-заготовительными компаниями и требованиями современной рыночной экономики.
Достижение поставленной цели осуществляется путем ее декомпозиции в последовательность задач, решение которых является этапами достижения цели:
Задача 1: исследовать экономические, организационные и производственные аспекты уборки-заготовки урожая на региональном уровне АПК, выявить проблемное поле и сформировать методическую базу исследования.
Разработать:
Задача 2: математическую модель оперативного управления уборочно-заготовитель-ной компанией на региональном уровне.
Задача 3: методику численных расчетов (алгоритмы и структуры данных), обеспечивающую численные расчеты с ее применением математической модели.
Задача 4: программный инструментарий системы, реализующий данную математическую модель и методику численных расчетов.
Задача 5: методику решения организационно-юридических, технических, кадровых и других вопросов, связанных с внедрением и применением на практике системы оперативного управления уборкой-заготовкой урожая на региональном уровне.
Задача 6: методику оценки эффективности предлагаемых моделей и технологий.
Задача 7: рекомендации по внедрению и применению разработанных моделей и технологий.
Объект исследования: экономические, производственные, организационные и технические аспекты уборки-заготовки урожая на региональном уровне АПК.
Предмет исследования: математические модели, инструментарий и методики совершенствования оперативного управления уборочнозаготовительными компаниями (зерновые колосовые и сахарная свекла) в АПК на региональном уровне.
Область исследования. Работа выполнена в соответствии с тематическим планом НИР ФГОУ ВПО "Кубанский государственный аграрный университет" по теме 18: "Разработать предложения по основным направлениям повышения эффективности регионального АПК", раздел 18.16: "Совершенствование математического и информационного обеспечения управления АПК Краснодарского края" (Государственный регистрационный № 0196009014). Содержание работы соответствует области исследования, определенной пунктами п.2.3 паспорта ВАК по специальности 08.00.13 - "Математические и инструментальные методы экономики": 2.3. Разработка систем поддержки принятия решений для рационализации организационных структур и оптимизации управления экономикой на всех уровнях.
Теоретической и методологической основой работы являются теория автоматизированных систем управления (АСУ), реляционная алгебра и теория реляционных баз данных, теория информации, теория массового обслуживания (в частности теория потоков), системный анализ, а также методы балансовых расчетов, индикаторов, прямого счета, ортонормирования, численного моделирования.
Инструментальные средства. Специальным программным инструментарием, реализующим предложенную математическую модель и методику численных расчетов, являются: Автоматизированная система оперативного управления (АСОУ) уборочно-транспортно-заготовительными процессами в АПК в период уборки-заготовки урожая зерновых (АСОУ "Урожай-зерно", Пат. № 2008610400.РФ) и сахарной свеклы (АСОУ "Урожай-сахсвекла", Пат. № 2008610399. РФ).
Информационная база исследования: данные официальной статистики, учетные показатели уборки зерновых и сахарной свеклы, нормативные документы АПК, данные, собранные в процессе эксплуатации автоматизированной системы оперативного управления уборочно-заготовительными компаниями.
Обоснованность и достоверность научных положений подтверждается полученными на практике и подтвержденные актами внедрения экономическими результатами: прямая экономия средств, затраченных на уборку-заготовку урожая в ходе 9 компаний в Краснодарском крае, Курской области и республике Адыгея, полученная за счет внедрения предложенной автоматизированной системы оперативного управления, составила около 150 млн.рублей (в ценах 2008года). Кроме этого есть косвенная экономия, полученная за счет повышения качества заготавливаемой продукции, предотвращения ее порчи или понижения качества на пунктах погрузки за счет обеспечения рациональных сроков уборки и заготовки и недопущения смесей продукции высокого и низкого качества.
Научная новизна работы:
1. Создана, широко апробирована и предложена для применения новая функциональная подсистема АСУ АПК края: Автоматизированная система оперативного управления уборочно-заготовительными компаниями по зерновым колосовым и сахарной свекле (АСОУ «Урожай»), обеспечивающая детальное ежедневное поминутное планирование межотраслевого взаимодействия всех участников процесса и отличающаяся от применяемого в настоящее время способа управления, транспортной задачи и имитационной модели (Э.Л.Кнут, Новосибирск, 1983) антизатратной идеологией, разумным балансом интересов всех участников и полным соответствием требованиям рыночной экономики.
2. Разработана математическая модель оперативного управления уборочно-заготовительной компанией на региональном уровне и отличающаяся от модели транспортной задачи наличием многих критериев оптимизации, позволяющих учесть интересы всех участников и найти их разумный баланс (компромисс), а также тем, что включает не только балансовую и маршрутную частные модели, но также транспортную и временную (поминутную) модели.
Балансовая модель обеспечивает согласование объемов по номенклатуре отгружаемой и заготавливаемой продукции, в том числе и при несовпадении этих объемов, отличается от модели транспортной задачи учетом многих видов продукции.
Маршрутная модель позволяет сформировать сеть конкретных маршрутов транспортировки продукции с определением мощности товарных потоков по номенклатуре грузов и отличается от модели транспортной задачи предоставлением равных условий всем пунктам отгрузки независимо от расстояния до пунктов разгрузки, а также учетом многих видов продукции.
Транспортная модель обеспечивает назначение конкретных автотранспортных средств на товарные потоки и маршруты и отличается от имитационной модели учетом транспорта различной ведомственной принадлежности: т.е. как централизованных автотранспортных предприятий, так и транспорта хозяйств (в модели транспортной задачи транспортная модель отсутствует).
Временная (поминутная) модель обеспечивает распределение автотранспортных средств по времени на товарных потоках, маршрутах, пунктах погрузки и разгрузки, минимизирующее взаимовлияние автотранспортных средств, отличающаяся от имитационной модели применением метода ортонормирования временных диаграмм автотранспортных средств (в модели транспортной задачи временная модель отсутствует).
3. Предложена методика численных расчетов (алгоритмы и структуры данных), обеспечивающая численные расчеты с применением математической модели, отличающаяся от имитационной модели применением теории потоков, обеспечивающей значительно большее быстродействие программной реализации и точность решения, а от транспортной задачи детализацией входной и выходной информации л всех участниках процесса.
4. Предложена и применена методика оценки экономической эффективности предлагаемых моделей и инструментария применения АСОУ «Урожай», отличающаяся от методика оценки эффективности транспортной задачи тем, что снижение затрат в ней достигается не только за счет минимизации суммы тонно-километров, но и за счет ликвидации очередей и пробок на дорогах, пунктах погрузки и особенно разгрузки, а также недопущении потерь продукции и ее качества за счет образования смесей и нарушения обоснованных сроков уборки-заготовки.
5. Разработана система методик решения организационно-юридических, технических, кадровых и других вопросов, связанных с внедрением и применением на практике системы оперативного управления уборкой-
заготовкой урожая на региональном уровне, отличающаяся от методики транспортной задачи наличием системы менеджмента уборки-заготовки на базе АСОУ «Урожай», методики применения, включая Руководящие материалы по АСОУ «Урожай» и методика оценки качества оперативного управления эффективностью уборки-заготовки.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что создана математическая модель, учитывающая и согласующая интересы (обеспечивающая их разумный баланс) всех участников уборочно-заготовительной компании, что обеспечивает значительный общесистемный эффект, в отличие от подхода ГАСУ «Урожай» (транспортная задача), в которой оптимизация одной из подсистем (транспортной) приводит к ухудшению функционирования других и системы в целом.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
- разработан программный инструментарий АСОУ "Урожай" и методики его внедрения и применения, обеспечивающие антизатратное ведение уборки-заготовки урожая в АПК с высокой рентабельностью для всех участников;
- создан и широко апробирован на практике промышленный образец АСОУ "Урожай", который может применяться в АПК для эффективного оперативного управления уборкой-заготовкой урожая.
Апробация результатов исследования. Результаты работы докладывались на III Всероссийской научно-практической конференции (22.06.2007г. Краснодар), и ряде других всероссийских и международных конференций. АСОУ "Урожай" прошла опытно-промышленную эксплуатацию в ходе 9 уборочно-заготовительных компаний в Краснодарском крае и Республике Адыгея (культуры: пшеница, рис) и в Курской области (сахарная свекла).
Публикации. Основные результаты опубликованы в 27 научных работах общим объемом (авторских) 67.5 п.л., в т.ч. в 1 одной монографии, 1
научной публикации в издании, рекомендуемым ВАК, 3 Свидетельствах РосПатента РФ.
Структура и объем работы. Работа, объемом 172 страниц основного текста, состоит из введения, четырех глав, заканчивающихся выводами, заключения, списка использованной литературы, содержащего 61 наименований, приложений на 10 страницах и содержит: 12 таблиц, 23 рисунка, 3 диаграммы, 67 формул и приложение на 36 стр.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении рассматривается состояние проблемы и актуальность ее решения, определены экономические ориентиры исследования, краткое изложены подходы и научный аппарат, показана научная новизна и практическая значимость, результаты.
В первой главе: "Организационно-экономические аспекты убо-рочно-заго-товительных кампаний" приведена историческая справка, определены проблема, объект, предмет, цели и задачи исследования, сформулированы и обоснованы требования к методу решения, проведен анализ уборочно-заготовительных кампаний, изучена разработанность проблемы, представлены выводы, приведена формула исследования. Показано, что проблема не решается путем оптимизации перевозок с применением математической модели транспортной задачи и имитационного моделирования, по целому ряду причин, в частности: поставленная задача является не транспортной, а задачей оперативного управления эффективностью уборочно-заготовительной кампании в целом как системы; у нее другие критерии оптимизации: не минимизация транспортных затрат, а рационализации уборки-заготовки в целом путем обеспечения баланса интересов всех участников (баланс по объему и номенклатуре грузов, определение маршрутов перевозок, назначение транспорта на маршруты, назначение транспорта по времени выполнения операций); и другие ограничения
(параметры, время решения, инвариантность транспортной сети, ведомственность транспорта и т. д.).
Во второй главе: «Математическая модель межотраслевого взаимодействия в период уборки-заготовки урожая» приведены идея и концепция решения задачи, подход к описанию уборки-заготовки, схема учета интересов участников и принцип планирования, модель объекта управле-
ния, схема процесса моделирования, предложен конвейерно-поточный способ организации уборки-заготовки с применением потоковых методов и разработана математическая модель оперативного управления уборкой-заготовкой урожая. Схема суточного цикла управления системы приведена на рисунке 1:
ВЛИЯНИЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ:
- макроэкономические факторы, прение всего цены на энергоносители;
- климатические факторы
Ґ \ УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ
обеспечивает согласование объемов по номенклатуре отгружаемой и заготавливаемой продукции, втом числе и при несовпадении этих объемов
МАРШРУТНАЯ МОДЕЛЬ
позволяет сформировать сеть конкретных маршрутов транспортировки продукции с определением мощности товарных потоков по номенклатуре грузов при равных условиях всем пунктам отгрузки независимо от расстояния до пунктов разгрузки
ТРАНСПОРТНАЯ МОДЕЛЬ
обеспечивает назначение конкретных автотранспортных средств на товарные потоки и маршруты с учетом транспорта различной ведомственной принадлежности: т.е. как централизованных автотранспортных предприятий, так и транспорта хозяйств
ВРЕМЕННАЯ(ПОМИНУТНАЯ) МОДЕЛЬ
обеспечивает распределение автотранспортных средств по времени выполнения операций на товарных потоках, маршрутах, пунктах погрузки и разгрузки, минимизирующее взаимовлияние автотранспортных средств
ИНФОРМАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ О СОСТОЯНИИ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И ВИДАХ ГРУЗОВ И ПОГРУЗОЧНЫХ МОЩНОСТЕЙ НА СЛЕДУЮЩИЕ СУТКИ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И ВИДАХ ГРУЗОВ, ПОГРУЗОЧНЫХ МОЩНОСТЕЙ И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ НА СЛЕДУЮЩИЕ СУТКИ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И ВИДАХ ГРУЗОВ, РАЗГРУЗОЧНЫХ МОЩНОСТЕЙ И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ НА СЛЕДУЮЩИЕ СУТКИ
ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ И МАРКАХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО КАЖДОМУ АТП, ВРЕМЕНИ ИХ ВЫХОДА НА ЛИНИЮ И ВСЕХ ОПЕРАЦИЯХ НА СЛЕДУЮЩИЕ СУТКИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩЕЕ ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
Рисунок 1. Схема суточного цикла управления АСОУ «Урожай»
Ежесуточно центр оперативного управления АСОУ «Урожай», создаваемый в соответствии с методикой внедрения и применения системы, по
каналам связи получает информацию о состоянии подсистем объекта управления:
- пунктам погрузки это информация об объемах и видах грузов и погрузочных мощностей на следующие сутки;
- пунктам разгрузки это информация об объемах и видах грузов и разгрузочных мощностей на следующие сутки;
- автотранспортным предприятиям (АТП) и подразделениям это информация о количестве и марках автотранспортных средств по каждому АТП, которое готово к выходу на линию на следующие сутки.
С использованием этой информации путем последовательного исполнения четырех частных моделей (балансовой, маршрутной, транспортной и временной), входящих в комплексную математическую модель АСОУ «Урожай», решается задача поминутного планирования эффективного межотраслевого взаимодействия всех участников уборочнозаготовительной компании по времени и местам выполнения всех операций погрузки, транспортировки и разгрузки всех видов грузов на следующие сутки, выдаются выходные формы для всех участников уборки-заготовки, руководителей и исполнителей.
С точки зрения теории систем автоматизированного управления (АСУ), модель предлагаемой созданной системы относится к замкнутым системам или системам управления с обратной связью, в качестве которой выступает оперативная, полная и достоверная информация о текущем состоянии объекта оперативного управления, включающего три иерархических подсистемы: отправители грузов, получатели грузов, транспортные предприятия и подразделения. Используемая система относится к разомкнутым системам, т.е. без централизованной обратной связи и централизованного принятия содержательных управленческих решений. Реализация функции централизованного оперативного управления отдается в ней на откуп исполнителям различных уровней. Транспортная задача относится к
промежуточному варианту, т.к. по одной из трех подсистем (транспортной) объекта управления она является замкнутой, хотя и с неадекватным критерием оптимизации, отражающим экономические интересы лишь этой подсистемы, а по двум другим (пунктам погрузки и отгрузки) - разомкну -той и не учитывающей ни их текущего состояния, ни их экономических интересов.
Краткое описание математической модели предлагаемой системы приведено во 2-й части данной статьи.
Литература
Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ
1.Бакурадзе Л.А., Луценко Е.В. Математическая модель рациональной организации уборочно-заготовительных кампаний в АПК.Труды КубГАУ, №2 (11), 2008. С. 58-62. 0,28/0,31 п. л.
Научные монографии и методические рекомендации
2.Бакурадзе Л.А., Луценко Е.В. Теория, технология и практика автоматизации оперативного управления уборочно-заготовительными кампаниями в АПК: Под науч. ред. д.т.н., проф. В.И.Лойко. Монография (научное издание). - Краснодар: КубГАУ, 2008.
- 550 с. 28,42/34,38 п.л.
3.Бакурадзе Л. А., Луценко Е.В., Самсонов Г. А.. Руководящие материалы по эксплуатации 1 очереди АПК (АИУС-АПК) с применением ПЭКВМ "Искра-226" - Курск: Тип. Курского облисполкома, 1986. - 109с. (ДСП). 5,00/6,81 п.л.
Свидетельства РосПатента РФ
4. Пат. № 2008610399. РФ. Автоматизированная система оперативного управления уборочно-транспортно-заготовительными процессами в АПК в период уборки-заготовки урожая сахарной свеклы (АСОУ "Урожай-сахсвекла"). /Л.А.Бакурадзе (Россия); Заяв. № 2007614665. Опубл. 21.01.2008. - 50с. 3,13 п.л.
5. Пат. № 2008610400.РФ. Автоматизированная система оперативного управления уборочно-транспортно-заготовительными процессами в АПК в период уборки-заготовки урожая зерновых (АСОУ "Урожай-зерно". /Л.А.Бакурадзе (Россия); Заяв. № 2007614666. Опубл. 21.01.2008. - 50с. 3,13 п.л.
6.ИЛ о Научно-техническом достижении №87-11 - Краснодар: ЦНТИ. 1987. - 4 с. Ба-курадзе Л. А. ППОС Дельта на базе микро-ЭВМ Искра-226. 0,25 п.л.
Научные статьи и материалы научных конференций
7. Бакурадзе Л.А., Самсонов Г.А. Автоматизация оперативного планирования работы
предприятий РАПО в период уборки и вывоза урожая сельскохозяйственных культур: Статья (научное издание). -Москва: Э.И.ЦНИИТЭИ приборостроения,
вып.14.1-16, Серия: "Приборное обеспечение АПК" 1985. -5 с. 0,28/0,32 п.л.
8. Бакурадзе Л.А. Автоматизация оперативного планирования и управления работой
предприятий РАПО (постановка задачи): №2648-85 Деп., Деп.науч.работы - Москва: Ест.и точ.науки,техника.Ежем. библ.указ.ВИНИТИ №8(166),1985,№699.-13
с.0,81 п.л.
9. Бакурадзе Л.А., Луценко Е.В. Математическая модель и алгоритм решения задачи
оперативного планирования и управления в условиях РАПО: №2650-85 Деп.: Деп.науч.работы-Москва: Естест. и точные науки, техника.
Ежем. библ. указ. ВИНИТИ №8(166), 1985, №699. - 15 с. 0,82/0,94 п.л.
10. Бакурадзе Л.А. Программно-информационное обеспечение задачи оперативного
планирования и управления в условиях РАПО (Система "План": №2649-85 Деп.: Деп. науч.работы-Москва: Естест. и точные науки, техника.
Ежем.библ.указ.ВИНИТИ №8(166), 1985, №699. - 15 с. 0,94 п.л.
11. Бакурадзе Л. А., Самсонов Г. А. Автоматизированный оперативного планирования работы предприятий РАПО в период уборки и вывоза урожая сельхозкультур: Статья (научное издание).- Москва:Э.И.ЦНИИТЭИ приборостроения, вып.14. 1-16, Серия: "Приборное обеспечение АПК", 1985. -5 с. 0,28/0,31 п.л.
12. Бакурадзе Л.А. Математическая модель и алгоритм проектирования уборочно-транспортно-заготовительных процессов в АПК. Математические методы и информационно-технические средства: Труды III Всероссийской научно-практической конференции, 22.06.2007г. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007, -138с. С. 12-18. 0,44 п.л.
13. Бакурадзе Л.А. Проблемы организации управления уборочно-транспортнозаготовительными кампаниями / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №02(26). - Шифр Информрегистра: 0420700012\0025. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2007/02/pdf/25.pdf. 0,50 п.л.
14. Бакурадзе Л.А. Автоматизация оперативного управления уборочно-транспортнозаготовительным конвейером / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №02(26). - Шифр Информрегистра: 0420700012\0041. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2007/02/pdf/19.pdf. 1,19 п.л.
15. Бакурадзе Л.А. Интенсивная ресурсосберегающая технология уборорочно-
транспортно-заготовительных процессов в АПК / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №03(27). - Шифр Информрегистра: 0420700012\0057. - Режим доступа:
http://ei.kubagro.ru/2007/03/pdf/29.pdf, 1,44 п.л.
16. Бакурадзе Л.А. Комплексная система деловой навигации компании / Л.А. Бакурадзе
// Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. -№04(28). - Шифр Информрегистра: 0420700012\0077. - Режим доступа:
http://ei.kubagro.ru/2007/04/pdf/08.pdf, 1,31 п.л.
17. Бакурадзе Л.А. Математическая модель и алгоритм навигации уборочно-
заготовительных кампаний в АПК / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №06(30). - Шифр Информре-гистра: 0420700012\0110. - Реж. дост: http://ei.kubagro.ru/2007/06/pdf/05.pdf. 1,69
п. л.
18. Бакурадзе Л.А. Композитная математическая модель навигации уборки - заготовки
урожая в АПК / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс].
- Краснодар: КубГАУ, 2007. - №09(33). - Шифр Информрегистра:
0420700012\0165. - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2007/09/pdf/01.pdf. 1,38 п.л.
19. Бакурадзе Л.А. Уборочно-заготовительные кампании в АПК РФ. Вопросы организации и ведения. Пути повышения эффективности / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №10(34). -Шифр Информрегистра: 0420700012\0183. - Режим доступа:
http://ei.kubagro.ru/2007/10/pdf/02.pdf, 1,31 п.л.
20. Бакурадзе Л.А. Планово-экономические вопросы навигации уборочнозаготовительных кампаний / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Элек-
тронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №02(36). - Шифр Информрегистра: 0420800012\0022. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/02/pdf/07.pdf. 1,88 п.л.
21. Бакурадзе Л.А. Механизм организационно-экономического взаимодействия агро-
формирований в период уборки - заготовки урожая / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №02(36). -Шифр Информрегистра: 0420800012\0023. - Реж.дост:
http://ej.kubagro.ru/2008/02/pdf/06.pdf, 2,88 п.л.
22. Бакурадзе Л.А. Навигация уборки - заготовки урожая. Пути повышения эффективности / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №05(39). - Шифр Информрегистра: 0420800012\0060. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/05/pdf/09.pdf, 2.38 п.л.
23. Бакурадзе Л.А. Механизм межведомственного взаимодействия при уборке - заготовке урожая / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2008. - №05(39). - Шифр Информрегистра: 0420800012\0061.
- Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/05/pdf/08.pdf, 2,06 п.л.
24. Бакурадзе Л.А. Вопросы навигации уборочно-заготовительных кампаний в АПК (планово-экономический аспект) / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №05(39). - Шифр Информрегистра: 0420800012\0062. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/05/pdf/07.pdf, 1,38 п.л.
25. Бакурадзе Л.А. Обзор зерновой и свеклосахарной отраслей АПК. Вопросы эффективности уборочно-заготовительных процессов в растениеводстве. Часть III / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - №04(48). - Шифр Информрегистра: 0420900012\0042. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2009/04/pdf/06.pdf, 1,63 п.л.
26. Бакурадзе Л.А. Обзор зерновой и свеклосахарной отраслей АПК. Вопросы эффективности уборочно-заготовительных процессов в растениеводстве. Часть II / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - №04(48). - Шифр Информрегистра: 0420900012\0043. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2009/04/pdf/05.pdf, 0,75 п.л.
27. Бакурадзе Л.А. Обзор зерновой и свеклосахарной отраслей АПК. Вопросы эффективности уборочно-заготовительных процессов в растениеводстве. Часть I / Л.А. Бакурадзе // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2009. - №04(48). - Шифр Информрегистра: 0420900012\0044. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2009/04/pdf/04.pdf, 1,94 п.л.