Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФГОС ВО 3++ '

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФГОС ВО 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математические дисциплины / универсальные компетенции / индикаторы компетенции / системное мышление / индикаторы компетенции / mathematical disciplines / universal competences / system thinking / indicators of competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Шушерина

Описаны возможности математических дисциплин технического вуза в формировании универсальных компетенций студентов согласно ФГОС ВО 3++ на примере компетенции «Системное и критическое мышление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.А. Шушерина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL DISCIPLINES OF TECHNICAL UNIVERSITY AND UNIVERSAL COMPETENCE OF FGOS VO 3++

The possibilities of the mathematical disciplines of a technical University in the formation of universal competencies of students according to the Federal State Educational Standards of Higher Education 3 ++ are described on the example of the “Systemic and Critical Thinking” competency.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФГОС ВО 3++ »

УДК 378.851

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФГОС ВО 3++

О. А. Шушерина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: o_shusherina@mail.ru

Описаны возможности математических дисциплин технического вуза в формировании универсальных компетенции студентов согласно ФГОС ВО 3++ на примере компетенции «Системное и критическое мышление».

Ключевые слова: математические дисциплины, универсальные компетенции, индикаторы компетенции, системное мышление, индикаторы компетенции

MATHEMATICAL DISCIPLINES OF TECHNICAL UNIVERSITY AND UNIVERSAL

COMPETENCE OF FGOS VO 3++

O. A. Shusherina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: o_shusherina@mail.ru

The possibilities of the mathematical disciplines of a technical University in the formation of universal competencies of students according to the Federal State Educational Standards of Higher Education 3 ++ are described on the example of the "Systemic and Critical Thinking" competency.

Keywords: mathematical disciplines, universal competences, system thinking, indicators of competence.

Введение. Актуальность исследования обусловлена задачами высшего образования в условиях ФГОС ВО 3++, ориентированного на формирование у выпускников вуза универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Это обозначило проблему обновления содержания, форм, методов, технологий преподавания математических дисциплин, ориентированных на формирование универсальных компетенций студентов инженерных направлений, в том числе инженеров ракетно-космической отрасли.

Цель исследования - выявить роль математических дисциплин в развитии системного мышления студентов как важного компонента универсальной компетенции УК-1 «Системное и критическое мышление». Решались задачи: осмыслить содержание компетенции УК-1 и описать индикаторы ее проявления; раскрыть сущность понятия «системное мышление»; выявить и реализовать возможности математических дисциплин технического вуза в развитии системного мышления бакалавров инженерных направлений.

Исследование опиралось на следующие положения: 1) формирование универсальных компетенций может осуществляться в различных формах организации образовательного процесса, независимо от конкретной учебной дисциплины, на протяжении всего обучения, в различных видах деятельности; 2) универсальные компетенции ориентированы на формирование комплекса знаний и умений, которые выпускник вуза сможет применить как в профессиональной деятельности, так и в самостоятельной жизнедеятельности.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Универсальная компетенция «Системное и критическое мышление» на уровне бакалавриата раскрывается как «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач»; на уровне магистратуры - «Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий».

Системное мышление - это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. В процессе системного мышления человек рассматривает предмет мыслительной деятельности как систему, выделяя в нем соответствующие системные свойства и отношения, обнаруживая и учитывая проявления общих системных принципов и закономерностей [1]. К общим признакам системного мышления относят: умение моделировать ситуацию и выявлять в ней существующие закономерности; способность к целостному восприятию мира; умение рассматривать объект как целостное образование с целью исследования элементов объекта исследования как системы; способность применения системного подхода для решения практических задач. Системное мышление включает в себя: анализ проблемы/задачи, декомпозицию задачи; анализ информации; поиск информации и работу с источниками; анализ контекста/решения и аргументацию; анализ принимаемых решений.

Сформировать системное мышление - значит, развить способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Человек (в нашем исследовании - студент), владеющий навыками системного подхода, является и обладателем системного мышления, которое можно и нужно развивать в процессе обучения в университете.

Проблема развития системного мышления в предметной области постоянно находится в центре внимания ученых. Так, М. Д. Бершадская считает, что «знание выпускником-бакалавром высшей математики, теории вероятностей и математической статистики служит базой формирования всех универсальных компетенций» [2, с. 13].

Математические дисциплины обладают большим потенциалом для развития системного мышления обучающихся. Математика всегда носит системный характер, поскольку всякий математический объект есть система, то есть упорядоченное определённым образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целое единство. По мнению Н. П. Абовского, устойчивая традиция восприятия студентом математических объектов как определенных систем впоследствии проявляется в виде установки на системное решение профессионально значимых ситуаций [3].

Усиление внимания преподавателей к организации процесса осознания студентами системного характера математических дисциплин (математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимальных решений и других) создает предпосылки для переноса системного вида мышления на другие объекты. При такой направленности преподавания математических дисциплин (математического образования) возникает значимая необходимость учить студентов обращать внимание не только на «сюжет» задачи, но и на особенности ее построения как описания определенной системы.

При изучении математики студенты должны овладевать определенным кругом математических знаний, умений, навыков, необходимых для изучения курсов специальных дисциплин. Чтобы осуществить преемственность преподавания математических и специальных дисциплин, необходимо обращать внимание студентов на некоторые повторяющиеся понятия, алгоритмы, идеи, пронизывающие эти курсы. Это обеспечит более глубокое и прочное усвоение математических понятий, свойств объектов, позволит увидеть системность научных знаний, развить системное мышление как компонент универсальной компетенции.

Обращаясь к содержанию понятия «индикаторы достижения компетенции», выяснили, что это основные структурные элементы компетенции, раскрывающие ее сущность, которые уточняют и раскрывают формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых студентом. По мнению преподавателей кафедры высшей математики СибГУ им. М. Ф. Решетнева, авторов обновленной Рабочей программы дисциплины «Высшая математика» для направления подготовки 25.03.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, универсальная компетенция УК-1 «Системное и критическое мышление» имеет следующие индикаторы ее достижения:

УК-1.1. Осуществляет поиск информации, необходимой для решения поставленных задач.

УК-1.2. Использует законы и формы логически правильного мышления, основные принципы системного подхода.

УК-1.3. Применяет методику критического анализа и синтезирует информацию, необходимую для решения поставленных задач.

Названные индикаторы универсальной компетенции УК-1, в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++, в рабочей программе отражены в планируемых результатах в терминах знать, уметь, владеть:

знать методики поиска, сбора и обработки информации; сущность системного подхода, метод системного анализа;

уметь осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников; применять системный подход для решения поставленных задач; формулировать и аргументировать выводы и суждения;

владеть навыками критического анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных задач.

Индикаторы компетенции УК-1 «Системное и критическое мышление» возможно применять при изучении математических дисциплин не только в процессе ее формирования в текущем и промежуточном контроле (это опрос по изучаемой теме, контроль подготовки к занятиям и качества усвоения, закрепление знаний по темам и курсу, включая контрольные работы, ответы на практических занятиях и экзаменах, выполнение курсовых работ и другое). Индикаторы необходимы также для планирования результатов обучения по дисциплинам образовательной программы и соответствующих оценочных средств.

Изучение студентами математических дисциплин, ориентированных на формирование универсальных компетенций, в том числе УК-1 «Системное и критическое мышление», развивает системный способ мышления, что повышает конкурентоспособность будущего специалиста и делает его более результативным в жизни.

Библиографические ссылки

1. Сычев И., Сычев О. Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий: монография. Бийск : ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. 161 с.

2. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования / М. Д. Бершадская, Серова А. В., Чепуренко А. Ю. и др. // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 38-50.

3. Абовский Н., Палагушкин В. Развитие системного мышления в обучении и тестировании // Вестник высшей школы. Alma mater. Научный журнал. 2009 г. № 9. C. 32-40.

© Шушерина О. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.